Урок – диалог по пьесе «Вишневый сад». Новаторство драматургии А.П.Чехова
план-конспект урока по литературе (9, 10, 11 класс)
Слово учителя:
«Вишневый сад» -последнее произведение А.П.Чехова. А.П.Чехов писал , превозмогая болезнь, стараясь не замечать изнуряющего кашля, несмотря на предчувствие конца, писатель создал произведение, проникнутое глубоким оптимизмом, верой в то, что человечество идет к высшей правде. В прекрасных словах «Вся Россия – наш сад - выражена мысль близкая к идее рассказа «Крыжовник». Не о вишневом саде, не о собственном поместье нужно мечтать человеку, он должен думать о благе родины и стремиться сделать ее прекрасной.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_vishnevyy_sad.docx | 19.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Комитет по образованию Администрации г.Улан-Удэ
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №26»
Урок – диалог по пьесе «Вишневый сад». Новаторство драматургии А.П.Чехова
Разработала:
Калашникова Л.А,
Учитель русского языка и литературы
г.Улан-Удэ
Цели урока:
Образовательные: организовать деятельность учащихся по восприятию текста, содействовать осмыслению учащимися идеи, сюжета произведения; способствовать пониманию учащимися аспектов мировоззрения писателя.
Развивающие: способствовать развитию исследовательских и творческих способностей учащихся, установить новаторский характер драматургии А.П.Чехова.
Воспитательные: приобщать учащихся к нравственным ценностям: человек должен стремиться заботиться о благе своей Родины, знать в чем смысл жизни человека, уметь поддерживать чувство человеческого достоинства.
Оборудование: портрет писателя, иллюстрации к пьесе А.П.Чехова «Вишневый сад», тексты, презентация.
Ход урока.
Слово учителя:
«Вишневый сад» -последнее произведение А.П.Чехова. А.П.Чехов писал , превозмогая болезнь, стараясь не замечать изнуряющего кашля, несмотря на предчувствие конца, писатель создал произведение, проникнутое глубоким оптимизмом, верой в то, что человечество идет к высшей правде. В прекрасных словах «Вся Россия – наш сад - выражена мысль близкая к идее рассказа «Крыжовник». Не о вишневом саде, не о собственном поместье нужно мечтать человеку, он должен думать о благе родины и стремиться сделать ее прекрасной.
Чехов начал драматургическую деятельность в пору упадка русского театра. Равнодушие к общественным идеалам, охватившее в связи с политический реакцией 80-х и 90-х годов 19 века значительную часть русского общества, отразилось на репертуаре театра. Зритель зачастую искал в театральных спектаклях лишь острых положений, внешних эффектов, занимательности. Чехов не мог потакать ему.
Ни острого сюжета, ни сложной, запутанной интриги, ни необычных ситуаций –ничего этого в пьесах Чехова нет. В них изображается не какие – нибудь исключительные события, а обычное, повседневное состояние человека.
- Давайте попробуем установить, в чем новаторский характер драматургии Чехова?
Учитель – По ходу работы составляйте план изложения материала.
- Итак, вспомним сюжет пьесы. Перед нами бедная событиями будничная жизнь. Раневская возвращается в своем имении. Встреча с низкими людьми, грустные и взволнованные разговоры за чашкой кофе, воспоминания о прошлом, планы на будущее, житейские заботы.
А в это время, помимо воли героев, решается их судьба, судьба вишневого сада, разоряется подовое гнездо. Все буднично, привычно.
Учитель: - Можно ли было создать эффектные, впечатляющие сцены?
Ученик: - За жизнь в Париже, встрече с бабушкой (аукцион)
Учитель: - Чехов стремиться к обыденности, все происходит за сценой, но жить в сознании читателей, зрителей.
- Посмотрим, какой характер драматического конфликта у Чехова?
- Охарактеризуйте взаимоотношения:
- Лопахин и Трофимов, Раневской и Лопахиным, т.е. людей, в отношении которых можно было бы ожидать непримиримости, резких столкновений.
Ученик: (Лопахин благоговеет перед Раневской и т.д. Раневская расположена к Лопахину, не прочь выдать за него Варю и т.д. Трофимов уважает Лопахина « У тебя тонкие…», Лопахин предлагает Трофимову помощь и т.д.)
Учитель:
А тем временем неумолимо приближается развязка – продажа имения, вишневого сада – это лейтмотив пьесы.
Ученик:
I д – Вишневый сад продается за долги;
II д – 22 августа будет продаваться вишневый сад.
III д – Вишневый сад продан. «Приходите смотреть , как Ермолай Лопахин «хватит топором по деревьям»
IV д- вдали слышен стук топора.
Учитель: - Мы видим в пьесе конфликт не между действующими лицами, а между желаниями героев и реальностью.
Учитель:
- А какое место в пьесе занимает любовная интрига?
Ученик: небольшое, но она движет сюжет. Главное, конфликт человека с жизнью. И это чувствуют даже тем, кто живет обеспеченно, целеустремленно и т.д.
Учитель:
- Раскрывая идейное содержание пьесы Чехова, заставляет всматриваться в характеры, поведение людей, вслушиваться в их речи, понимать героев.
Ученик:
- Учащиеся приводят примеры, подчеркивающие паразитизм, бездумность, легкомыслие, беспомощность (Гаев, Ранева и т.д.)
Учитель:
Нельзя по –настоящему чувствовать «Грозу», «Бесприданницу», если останешься безразличен к волжским пейзажам.
Учитель:
- Какую роль играет пейзаж в чеховской драме?
Ученик: Лирическое отношение к родине, природе, пользе разрушения ее красоты составляет подводное течение пьесы. Варя: «Уже взошло солнце, не холодно. Какие чудесные деревья». Боже мой, воздух! Скворцы поют», «о, сад мой! Весь , весь белый! После темной, ненастной осени и холодной зимы и т.д.)
Учитель: - Какую роль выполняют ремарки, паузы?
Ученик: Они передают переживание героев, движения их чувств. Придают значимость сказанному, обостряя восприятие, заставляя переоценить смысл сказанного, помогают понять недосказанное.
Приведите примеры.
Учитель:
-Все вместе взятое: подтекст, обилие ремарк, пауз, характер пейзажа – составляет психологизм комедии. Приведите примеры, которые подтвердили бы вывод, что дл пьесы характерен лиризм
(ученики зачитывают цитаты)
Учитель:
- Для раскрытия идейного содержания произведения важные слуховые эффекты , придающие символический смысл отдельным деталям и картинам.
- Найдите их в тексте.
Ученик: тихая музыка, стук топора и т.д.
Учитель: В пьесу Чехов внес конкретное и обобщенное идейное содержание.
Ученик: Например, вишневый сад: и это принадлежность дворянской усадьбы, и олицетворение родины , и символ будущего.
Учитель: - Найдите те места, где вишневому саду писатель придает разное значение?
Учитель:
Итог урока.
В чем же новаторство Чехова драматурга?
Ученики зачитывают записанное в течение урока, выводы в форме плана , обсуждаем и записываем.
Ученик:
- Писатель изображает обыденность жизни;
- Испытывает психологический подтекст как средство выявления внутренней жизни персонажа.
- Роль пауз, авторских ремарк, пейзаж в раскрытии идеи пьесы
- Лиризм
- Символический смысл отдельных картин и деталей
Учитель:
- В чем сила произведений Чехова?
Ученик:
- Обличение мещанства, пошлости жизни
- Вера в светлое будущее родины , в возможность измерения жизни, изображения новых людей – строгих и честных
- Гражданский долг – силами искусства показать людям смысл жизни, поддерживать чувство человеческого достоинства
- Точность, выразительность, лаконизм речи.
Учитель:
Зачитайте мне высказывания об А.П.Чехове, характеризующие его как писателя и человека. (задание дается заранее).
Закрепление. Работа с отрывком из фильма «Драматургия Чехова»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация.А.П.Чехов.Пьеса "Вишневый сад".История создания.
Презентация А.П. Чехов.Пьеса "Вишневый сад".История создания" включает материалы к урокам, документы, фотографии писателя....
Образ вишневого сада в комедии А.П.Чехова
Образ вишневого сада в комедии А.П.Чехова...
А.Н. Островский . Пьеса "Гроза".(Мультимедийная презентация к уроку по изучению пьесы А.Чехова "Гроза")
Представлена мультимедийная презентация по изучению пьесы А.Островского "Гроза"...
Пьеса "Вишневый сад"
Урок...
А.П.Чехов. Пьеса "Вишневый сад"
Перед изучением пьесы для побуждения к чтению, предлагаю учащимся посмотреть буктрейлер А.П.Чехов "Вишневый сад" Ссылка на ресурс: https://www.youtube.com/watch?v=2QKHEzUSWiA...
Презентация "Идейное содержание пьесы «Вишневый сад». Смысл названия произведения."
Идейное содержание пьесы «Вишневый сад». Смысл названия произведения....
Образ Раневской и Гаева в пьесе «Вишневый сад»
Презентация по литературе...