Дистанционный курс для учащихся общеобразовательных школ города «Поэтика Н.В. Гоголя.»
методическая разработка по литературе (7 класс)
Курс предназначен для более детального анализа и понимания литературно-художественного произведения. Рассматривается тема "Традиции фольклорной поэтики в повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба". Курс содержит 3 компонента: содержание, презентация, проверка уровня усвоения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
содержание курса | 23.15 КБ |
презентация к курсу | 716.15 КБ |
материалы для контроля | 25.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Традиции фольклорной поэтики в повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»
Особенности исследовательской работы учащихся по теме «Поэтика Н.В. Гоголя» на примере повести «Тарас Бульба»
Цели и задачи исследовательской деятельности учащихся
1)В системе уроков по анализу повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» особое значение имеет последовательное раскрытие темы сохранения и развития традиций устного народного творчества в изучаемом произведении. Цель её – выявить особенности поэтики писателя. Залог успешного решения данной проблемы – выявление учащимися степени причастности литературного произведения к глубоким корням устного народного творчества, прочные представления учащихся об особенностях рассуждения как типа речи, которые они получают на уроках русского языка в разделе «Развитие речи». Задача учащихся – научиться применять приобретенные навыки, умения в процессе анализа художественного произведения. Умение рассуждать, доказывать, формирующееся у учащихся на таких уроках, дает возможность более плодотворно производить комплексный литературно-художественный анализ текста.
Особенности организации исследовательской деятельности учащихся.
2) По способностям, по уровню развития, по имеющемуся навыку чтения читательский коллектив как правило неоднороден. Поэтому необходимо строить работу так, чтобы вовлечь в обсуждение всех детей, дать каждому задание по силам и не отбить желания к чтению и исследовательской работе. Для этого необходимо помимо общих заданий давать и индивидуальные, учитывающие возможности каждого ученика в отдельности: а) задания по уровням (А – повышенный уровень, Б – стандартный уровень); б) индивидуальные задания разной степени сложности, учитывающие способности ученика, позволяющие ему проявить себя с лучшей стороны; задания могут быть предваряющие тему и закрепляющие тему; в) использование образцов других видов искусств; г) творческие задания; д) задания игрового типа, тесты, кроссворды, викторины, позволяющие индивидуально подойти к оценке знаний, умений и способностей ученика.
Сравнение – основной метод исследовательской деятельности учащихся.
3) При проведении работы по данной проблеме большую роль играет использование произведений смежных искусств, так как одна из форм работы над этой темой - сравнительный анализ произведений искусства различных жанров: живопись, устное народное творчество, музыка, литература. Используемые произведения:
Портрет Н.В.Гоголя.
Цитата из письма Н.В.Гоголя к М.А.Максимовичу:
«Вы не можете представить, как мне помогают в истории песни… они всё дают по новой черте в мою историю, всё разоблачают яснее и яснее, увы, прошедшую жизнь и, увы, прошедших людей…»
Репродукция картины И. Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».
Репродукция картины В.Васнецова «После побоища…»
Репродукция картины В.Васнецова «Богатыри».
Репродукция картины Ф.Рубо «Атака запорожцев в степи».
Репродукция картины Д.А.Шмаринова «После битвы».
Репродукция картины К.Бокарева «На заставе богатырской».
Иллюстрация К.Кукулиева к былине «Илья Муромец и Калин-царь».
Репродукция картины И. Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».
Иллюстрация неизвестного художника к финальной сцене повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба».
Словарная работа со словами: ГИМН, ДУМА, БЫЛИНА, ТЕМА, ИДЕЯ, ЭПИТЕТ, ГИПЕРБОЛА, ИНВЕРСИЯ, ФОЛЬКЛОР
Учебно-методическое обеспечение изучаемого вопроса:
Учебник-хрестоматия по литературе. 7 класс. Под ред. Коровиной В.Я.
Гоголь Н.В. «Тарас Бульба».
Былины «Илья Муромец и Соловей разбойник» и «Илья Муромец и сила неверная».
Раздаточный материал: карточки №№ 21, 24 из сборника «Дидактический материал к урокам литературы». Н.В.Гоголь «Тарас Бульба».
Репродукции картин на открытках: В.Васнецов «Богатыри», А. Котухина (Палех) «Илья Муромец и Святогор».
Сравнительный анализ повести Гоголя и произведений устного народного творчества.
Народная песня – основа поэтики Гоголя.
1) В ходе анализа повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» выявляется главная мысль произведения: эта повесть прозвучала величественным гимном козацкой вольности, товариществу, беззаветной любви к родине. Что такое гимн? Слово «гимн» многозначное. Какое из его значений применимо к повести Гоголя? Второе значение: «торжественная, хвалебная песнь». Почему, беседуя о литературно-художествнном произведении, мы упоминаем музыкальный термин, песенный термин? Ответ – слова Гоголя из письма к М.А.Максимовичу: «Вы не можете представить, как мне помогают в истории песни… они всё дают по новой черте в мою историю, всё разоблачают яснее и яснее, увы, прошедшую жизнь и, увы, прошедших людей…» Какие же песни помогали писателю в работе над созданием повести? Прежде всего украинские думы, рассказывающие о героических подвигах козаков, защищавших свою родину от вражеских притязаний, свою милую, «вольную Украйну» от «завистливых ляхов» и «бусурман-татар». (Можно зачитать пример – отрывок из народных дум). Думы очень похожи на былины о русских богатырях, стойко, мужественно и верно стоявших на рубежах своей родины и охранявших ее от врагов. Давайте же вслушаемся еще раз в героические строки этих древних сказаний - отрывок из былины «Илья Муромец и сила неверная»:
Поезжает стар козак Илья Муромец,
Берет себе тугой лук и калену стрелу,
И берет себе палицу буёвую,
Особливо берет шашку вострую.
Поехал козак во чисто полё,
Не видали поездочки богатырской,
А только видели – в поле дым стоит,
Дым стоит да курева валит,
Из ноздрей да искры сыплются,
Из ушей у ёго да дым столбом валит.
Ездил, бился трои суточки, ратился,
Вперед махнет – дак цела улица,
Назад махнет – переулочек.
Побил, потоптал всю силу неверную.
Народность темы и идеи повести.
2) Что же роднит произведения фольклора и повесть Н.В.Гоголя? Обратим внимание на ключевые слова ТЕМА, ИДЕЯ: ТЕМА – о подвигах героев-богатырей, защищавших родину-матушку; ИДЕЯ – прославление верности, товарищества, мужества, отваги, патриотизма – лучших нравственных качеств героев. Рассмотрим это подробнее. Ради кого совершал свои подвиги Илья Муромец? Ради русских людей – мужиков черниговских, ради русской земли. Любят ли козаки свою родину? Какой она представлена в повести? Чтение отрывка «Степь» (глава 2). Чтение отрывка из главы 4 (прощание козаков с родной землей перед походом). Какой можно сделать вывод: козаки испытывают безмерное чувство любви к родине; образ родины олицетворяется в образе матери. Сила и величие духа роднят былинных богатырей и героев-козаков. В представлении народа они идеал человека-борца, доблестного защитника и ревнителя веры христианской. А как изображены герои в былинах и в повести? Проводится сравнительный анализ изображений на иллюстрациях. Вывод делают учащиеся: даже внешне герои схожи.
Поэтика произведения Гоголя.
Традиции устного народного творчества в образной системе и мотивах повести Гоголя.
1)Если читать повесть внимательно, вглядываясь в каждую деталь, то можно обнаружить много сходного с мотивами и образами устного народного творчества. Чтение призыва к ополчению – 1 глава – «Эй вы, пивники, броварники». Вывод: по строю, по духу равен фольклорному призыву на честный бой с врагом (ср. былины, исторические песни). Какие обряды встречаются в повести? Благословение матери сыновьям перед отъездом, прощание козаков с родной землей, посвящение в кошевые, вступление запорожцев в войско, отдача последней чести павшему запорожцу, вызов врага на бой и т.д. Как бьются козаки? Выразительное чтение отрывка из 9 главы. Отметить параллель фраз:
в былине - Вперед махнет – дак цела улица,
Назад махнет – переулочек.
в повести – «Так, где прошли незамайковцы - так там и улица, где поворотились, так уж там и переулок».
Как изображены козаки во время этого боя? Они по облику, по силе, по подвигам подобны былинным богатырям.
Традиции народной поэтики в повести Гоголя.
2) Отметить повторы слов и фраз, найти сравнения, метафоры, вспомнить особую роль числа три в народных жанрах – Тарас три раза обращается к товарищам во время боя: «Есть ли еще порох в пороховницах?».
Зачитать отрывок из повести, к которому подошла бы иллюстрация Д. Шмаринова «После битвы» (карточка № 24, Дидактический материал). С кем сравниваются козаки в этом отрывке и почему? С орлом – гордой и бесстрашной, вольной птицей. А с кем в повести сравниваются поляки, отступившие с поля битвы, и почему? («Со скрыпом отворились обитые железом ворота и приняли толпившихся, как овец в овчарню, изнуренных и покрытых пылью всадников»).
«Повесть как песня».
3) Завершив анализ повести, подводим итоги:
Художественные средства, особенности речи – мелодичной и очень выразительной – Гоголь тоже словно черпает в неистощимой сокровищнице народного творчества. Самый важный результат – в конце исследования дети сделали самостоятельный вывод: есть много общего между повестью Гоголя и произведениями устного народного творчества. Писатель намеренно вводит элементы былинной поэтики в свое произведение, чтобы выявить идею произведения. Неслучайно было предложено учащимися название творческого исследования «Повесть как песня», отразившее суть произведения и эмоциональный настрой в нем, образное начало, ярко и выразительно переданное в тексте повести, в текстах былин, в произведениях живописи.
Какую проблему выявили в процессе изучения произведения Гоголя? Какие объекты анализировали? Что сравнивали? К какому выводу мы пришли? Как можно было бы озаглавить наше исследование, наши беседы? Дети придумывают заглавие: «Повесть как песня».
Результаты творческого исследования.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В. Васнецов «Богатыри»
Ф.А.Рубо «Атака запорожцев в степи»
Предварительный просмотр:
Материалы по проверке уровня усвоения изученного произведения:
- Найти в тексте и выписать в тетрадь примеры (по вариантам):
1 вариант – устойчивые эпитеты, гиперболы, инверсии;
2 вариант – повторы слов, пословицы, поговорки, сравнения.
- Индивидуальные задания: кроссворд А и кроссворд Б.
Кроссворд уровня А.
1 |
|
| 2 |
| 3 |
|
| 4 | ||||||||
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
| 6 | ||||||
7 |
|
|
|
|
|
|
|
|
| 8 |
|
|
|
| ||
|
|
|
| 9 |
|
|
|
|
|
|
|
| ||||
10 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 11 |
|
|
|
| 12 |
|
|
|
|
|
| 13 |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
| 14 |
|
|
|
|
| 15 |
|
|
|
|
|
16 |
|
|
|
|
|
|
|
|
| 17 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
18 |
|
|
|
|
|
|
|
|
| 19 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 20 |
| 21 |
|
|
|
|
|
|
|
|
| 22 |
| 23 |
| 24 |
|
|
|
|
| 25 |
| 26 |
|
|
27 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 28 |
|
|
|
|
|
|
|
|
| 29 |
|
|
|
|
|
|
|
| ||||
30 |
|
|
|
|
|
|
|
|
| 31 |
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||
32 |
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||
По горизонтали:
1.Историческая местность на реке Днепр, куда Тарас Бульба решил отправиться вместе с сыновьями. 7. Название духовного училища в Киеве, где учились сыновья Тараса. 8, Завязанная кольцом веревка, с помощью которой Остап победил хорунжего. 9. Жидкая каша с салом, которую варилипутешественники, останавливаясь на ночлег. 10. Как называет автор Сечь, «откуда вылетают все те гордые и крепкие, как львы»? 11. Прутья молодой вишни, которыми, по мнению Тараса, стегали сыновей в бурсе. 13. Живописное изображение Божией матери, которым жена Тараса благословила своих детей в дорогу. 16. Глухов, Чернигов – города, где, по словам автора, «не одна останется вдова» после описанного сражения. 17. Изготовление изделий ручным способом – занятие мастеровых на тесных улицах предместья Сечи. 18. Игра, в которой играющие козаки прыгали через своих партнеров (во время осады города). 19. Денежный сбор с каждого дома, за несправедливое увеличение которого Тарас со своими козаками производил расправу над арендаторами. 24. Стальные дужки на сапогах всадника. 27. Хищная птица, с которой автор сравнивает Остапа, налетевшего на хорунжего. 28. Длиннополая одежда вроде монашеской, в которую были одеты бурсаки и над которой потешался Тарас Бульба. 29. Шест, приводящий в движение челны с козками по Днестру. 30. Вечная битва, которой была закалена «толпа, известная под именем запорожского войска». 31. «Это всё …, чем набивают головы ваши; и академия, и все те книжки, буквари и философия». 32. Торжественый обряд (например, обряд поступления запорожца в Сечь).
По вертикали:
1.Скрытое место, где должен был располагаться Тарасов полк в предстоящем сражении. 2. Уход козаков из Сечи, во время которого татары в ней все ограбили. 3. «Андрий ответил: «Нет у меня никого! Никого, никого! … моя – ты!» 4. Иноверец из тех, что, по словам Остапа, стояли на площади, где производилась казнь. 5. Кто ударил по лошадям, в результате чего они рванули и Андрий «шлепнулся на землю, прямо лицом в грязь». 6. Цветная тестообразная масса, которой всё было «вымазано» внутри украинской хаты Тараса. 10. Работница в доме прекрасной полячки, которой было приказано вывести Андрия через сад. 12. Дикая птица, упоминаемая среди многочисленных обитателей степной фауны. 14. Будущий военачальник, предводитель, наклонности которого были заметны в движениях Остапа. 15. Что выдернул Андрий из-под головы у спящего брата? 20. Восторг, состояние наслаждения, которое Андрий испытал в битве. 21. Вход в дом в виде площадки со ступеньками, у которого стояли осёдланные кони. 22. Как Бульба обыкновенно называл свою жену? 23. Монах низшего ранга, с которым Тарас сравнил сыновей, впавших в задумчивость. 25. Домашняя прислуга, поднявшая Андрия на смех, когда увидела его «запачканную рожу». 26. Место в доме Тараса, где висели «сабли, нагайки, сетки для птиц, невода и ружья».
Кроссворд уровня Б.
Впишите в клетки кроссворда имена героев повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба».
| ||||||||||
К |
|
|
| Б |
|
|
| О | ||
С |
|
| ||||||||
|
|
| ||||||||
Т |
|
|
| С |
|
| ||||
|
| |||||||||
Г | ||||||||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интеграция медиаобразования с курсом химии средней общеобразовательной школы
Автореферат диссертации на соискание учёной степени доктора педагогических наук...
Программа кружка по основам безопасности жизнедеятельности для студентов младших курсов образовательных учреждений среднего профессионального образования и учащихся общеобразовательных школ.
Программа кружка по ОБЖ разработана для студентов младших курсов и учащихся общеобразовательных школ разработана для выработки умений и навыков для обеспечения личной безопасности в повседневной жизни...
ПЛАН-КОНСПЕКТ мастер-класса по футболу с учителями физической культуры общеобразовательных школ города.
мини-футбол...
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ МАТЕМАТИКЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ
Дистанционное обучение служит механизмом развития универсальных учебных действий (способов действия) учащихся; реализации программ воспитания и социализации учащихся. На портале единой среды дост...
СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ПО БАСКЕТБОЛУ для учителей физической культуры общеобразовательных школ города
Семинар-практикум по баскетболу...
ОЛИМПИАДА по предмету: «ИСКУССТВО» для обучающихся 9 классов средних общеобразовательных школ города Донецка, Ростовской области.
Документ содержит тестовые задания для олимпиады по предмету: "Искусство", 9 класс...
Повар. Программа элективного курса предпрофильной подготовки учащихся общеобразовательных школ
Рабочая программа разработана на основе программы общеобразовательных учреждений Ермаковой В.И. «Основы кулинарии»/ М.: Просвещение, 2002г.Данная программа ориентирована на использование у...