Дистанционный курс для учащихся общеобразовательных школ города «Поэтика Н.В. Гоголя.»
методическая разработка по литературе (7 класс)

Ильина Алла Борисовна

Курс предназначен для более детального анализа и понимания литературно-художественного произведения. Рассматривается тема  "Традиции фольклорной поэтики в повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба". Курс содержит 3 компонента: содержание, презентация, проверка уровня усвоения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Традиции фольклорной поэтики в повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»

Особенности исследовательской работы учащихся по теме «Поэтика Н.В. Гоголя» на примере повести «Тарас Бульба» 

         Цели и задачи исследовательской деятельности учащихся   

        1)В системе уроков по анализу повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» особое значение имеет последовательное раскрытие темы сохранения и развития традиций устного народного творчества в изучаемом произведении. Цель её – выявить особенности поэтики писателя. Залог успешного решения данной проблемы – выявление учащимися степени причастности литературного произведения к глубоким корням  устного народного творчества, прочные представления учащихся об особенностях рассуждения как типа речи, которые они получают на уроках русского языка в разделе «Развитие речи». Задача учащихся  – научиться применять приобретенные навыки, умения  в процессе  анализа художественного произведения. Умение рассуждать, доказывать, формирующееся у учащихся на таких уроках, дает возможность более плодотворно производить комплексный литературно-художественный анализ текста.

           Особенности организации исследовательской деятельности учащихся.

          2)  По способностям, по уровню развития, по имеющемуся навыку чтения читательский коллектив как правило неоднороден. Поэтому  необходимо строить работу так, чтобы вовлечь в обсуждение всех детей, дать каждому задание по силам и не отбить желания к чтению и исследовательской работе. Для этого необходимо помимо общих заданий давать и индивидуальные, учитывающие возможности каждого ученика в отдельности: а) задания по уровням (А – повышенный уровень, Б – стандартный уровень); б) индивидуальные задания разной степени сложности, учитывающие способности ученика, позволяющие ему проявить себя с лучшей стороны; задания могут быть предваряющие тему и закрепляющие тему; в) использование образцов других видов  искусств; г) творческие задания; д) задания игрового типа, тесты, кроссворды, викторины, позволяющие индивидуально подойти к оценке знаний, умений  и способностей ученика.

             Сравнение – основной метод исследовательской деятельности учащихся. 

           3) При проведении работы по данной проблеме большую роль играет использование произведений смежных искусств, так как одна из форм работы над этой темой - сравнительный анализ произведений искусства различных жанров: живопись, устное народное творчество, музыка, литература. Используемые произведения:

Портрет Н.В.Гоголя.

Цитата из письма Н.В.Гоголя к М.А.Максимовичу:

        «Вы не можете представить, как мне помогают в истории песни… они всё дают по новой черте в мою историю, всё разоблачают яснее и яснее, увы, прошедшую жизнь и, увы, прошедших людей…»

Репродукция картины И. Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».

Репродукция картины В.Васнецова «После побоища…»

Репродукция картины В.Васнецова «Богатыри».

Репродукция картины Ф.Рубо «Атака запорожцев в степи».

Репродукция картины Д.А.Шмаринова «После битвы».

Репродукция картины К.Бокарева «На заставе богатырской».

Иллюстрация К.Кукулиева к былине «Илья Муромец и Калин-царь».

Репродукция картины И. Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».

Иллюстрация неизвестного художника к финальной сцене повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба».

Словарная работа со словами: ГИМН, ДУМА, БЫЛИНА, ТЕМА, ИДЕЯ, ЭПИТЕТ, ГИПЕРБОЛА, ИНВЕРСИЯ, ФОЛЬКЛОР

Учебно-методическое обеспечение изучаемого вопроса:

Учебник-хрестоматия по литературе. 7 класс. Под ред. Коровиной В.Я.

Гоголь Н.В. «Тарас Бульба».

Былины «Илья Муромец и Соловей разбойник» и «Илья Муромец и сила неверная».

Раздаточный материал: карточки №№ 21, 24 из сборника «Дидактический материал к урокам литературы». Н.В.Гоголь «Тарас Бульба».

Репродукции картин на открытках: В.Васнецов «Богатыри», А. Котухина (Палех) «Илья Муромец и Святогор».

Сравнительный анализ повести Гоголя и произведений устного народного творчества.

       Народная песня – основа поэтики Гоголя.

      1) В ходе анализа повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» выявляется главная мысль произведения: эта повесть прозвучала величественным гимном козацкой вольности, товариществу, беззаветной любви к родине. Что такое гимн? Слово «гимн» многозначное. Какое из его значений применимо к повести Гоголя? Второе значение: «торжественная, хвалебная песнь». Почему, беседуя о литературно-художествнном произведении, мы упоминаем музыкальный термин, песенный термин? Ответ  – слова Гоголя из письма к М.А.Максимовичу: «Вы не можете представить, как мне помогают в истории песни… они всё дают по новой черте в мою историю, всё разоблачают яснее и яснее, увы, прошедшую жизнь и, увы, прошедших людей…» Какие же песни помогали писателю в работе над созданием повести? Прежде всего украинские думы, рассказывающие о героических подвигах козаков, защищавших свою родину от вражеских притязаний, свою милую, «вольную Украйну» от «завистливых ляхов» и «бусурман-татар». (Можно зачитать пример – отрывок из народных дум). Думы очень похожи на былины о русских богатырях, стойко, мужественно и верно стоявших на рубежах своей родины и охранявших ее от врагов. Давайте же вслушаемся еще раз в героические строки этих древних сказаний - отрывок из былины «Илья Муромец и сила неверная»:

Поезжает стар козак Илья Муромец,                  

Берет себе тугой лук и калену стрелу,

И берет себе палицу буёвую,

Особливо берет шашку вострую.

Поехал козак во чисто полё,

Не видали поездочки богатырской,

А только видели – в поле дым стоит,

Дым стоит да курева валит,

Из ноздрей да искры сыплются,

Из ушей у ёго да дым столбом валит.

Ездил, бился трои суточки, ратился,

Вперед махнет – дак цела улица,

Назад махнет – переулочек.

Побил, потоптал всю силу неверную.

Народность темы и идеи повести.     

 2)  Что же роднит произведения фольклора и повесть Н.В.Гоголя? Обратим внимание на ключевые слова ТЕМА, ИДЕЯ: ТЕМА – о подвигах героев-богатырей, защищавших родину-матушку; ИДЕЯ – прославление верности, товарищества, мужества, отваги, патриотизма – лучших нравственных качеств героев. Рассмотрим это подробнее. Ради кого совершал свои подвиги Илья Муромец? Ради русских людей – мужиков черниговских, ради русской земли. Любят ли козаки свою родину? Какой она представлена в повести? Чтение отрывка «Степь» (глава 2). Чтение отрывка из главы 4 (прощание козаков с родной землей перед походом). Какой можно сделать вывод: козаки испытывают безмерное чувство любви к родине; образ родины олицетворяется в образе матери. Сила и величие духа роднят былинных богатырей и героев-козаков. В представлении народа они идеал человека-борца, доблестного защитника и ревнителя веры христианской.  А как изображены герои в былинах и в повести? Проводится сравнительный анализ изображений на иллюстрациях. Вывод делают учащиеся: даже внешне герои схожи.

Поэтика произведения Гоголя.

Традиции устного народного творчества в образной системе и мотивах повести Гоголя.    

      1)Если читать повесть внимательно, вглядываясь в каждую деталь, то можно обнаружить много сходного с мотивами и образами устного народного творчества. Чтение  призыва к ополчению – 1 глава – «Эй вы, пивники, броварники». Вывод: по строю, по духу равен фольклорному призыву на честный бой с врагом (ср. былины, исторические песни). Какие обряды встречаются  в повести? Благословение матери сыновьям перед отъездом, прощание козаков с родной землей, посвящение в кошевые, вступление запорожцев в войско, отдача последней чести павшему запорожцу, вызов врага на бой и т.д. Как бьются козаки? Выразительное чтение отрывка из 9 главы. Отметить параллель фраз:

в былине - Вперед махнет – дак цела улица,

                   Назад махнет – переулочек.

в повести – «Так, где прошли незамайковцы  - так там и улица, где поворотились, так уж там и переулок».

Как изображены козаки во время этого боя? Они по облику, по силе, по подвигам подобны былинным богатырям.

Традиции народной поэтики в повести Гоголя.

      2) Отметить повторы слов и фраз, найти сравнения, метафоры, вспомнить особую роль числа три в народных жанрах – Тарас три раза обращается к товарищам во время боя: «Есть ли еще порох в пороховницах?».

        Зачитать отрывок из повести, к которому подошла бы иллюстрация Д. Шмаринова «После битвы» (карточка № 24, Дидактический материал). С кем сравниваются козаки в этом отрывке и почему? С орлом – гордой и бесстрашной, вольной птицей. А с кем в повести сравниваются поляки, отступившие с поля битвы, и почему? («Со скрыпом отворились обитые железом ворота и приняли толпившихся, как овец в овчарню, изнуренных и покрытых пылью всадников»).

     «Повесть как песня».

      3) Завершив анализ повести, подводим  итоги:

         Художественные средства, особенности речи – мелодичной и очень выразительной – Гоголь тоже словно черпает в неистощимой сокровищнице народного творчества. Самый важный результат – в конце исследования дети сделали самостоятельный вывод: есть много общего между повестью Гоголя и произведениями устного народного творчества. Писатель намеренно вводит элементы былинной поэтики в свое произведение, чтобы выявить идею  произведения. Неслучайно было предложено учащимися название творческого исследования «Повесть как песня», отразившее суть произведения и эмоциональный настрой в нем, образное начало, ярко и выразительно переданное в тексте повести, в текстах былин, в произведениях живописи.

Какую проблему выявили в процессе изучения произведения Гоголя? Какие объекты анализировали? Что сравнивали? К какому выводу мы пришли? Как можно было бы озаглавить наше исследование, наши беседы? Дети придумывают заглавие: «Повесть как песня».

Результаты творческого исследования. 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Традиции фольклорной поэтики в повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба » И.Е.Репин «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»

Слайд 2

В. Васнецов «Богатыри»

Слайд 3

Ф.А.Рубо «Атака запорожцев в степи»



Предварительный просмотр:

Материалы по проверке уровня усвоения изученного произведения:

  1. Найти в тексте и выписать в тетрадь примеры (по вариантам):

1 вариант – устойчивые эпитеты, гиперболы, инверсии;

2 вариант – повторы слов, пословицы, поговорки, сравнения.

  1. Индивидуальные задания: кроссворд А и кроссворд Б.

Кроссворд уровня А.

1

 

 

2

 

3

 

 

4

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

 

 

 

 

 

 

 

 

9

 

 

 

 

 

 

 

 

10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11

 

 

 

 

12

 

 

 

 

 

 

13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

14

 

 

 

 

 

15

 

 

 

 

 

16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

20

 

21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

22

 

23

 

24

 

 

 

 

 

25

 

26

 

 

27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

29

 

 

 

 

 

 

 

 

30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

32

 

 

 

 

 

 

 

 

По горизонтали:

1.Историческая местность на реке Днепр, куда Тарас Бульба решил отправиться вместе с сыновьями. 7. Название духовного училища в Киеве, где учились сыновья Тараса. 8, Завязанная кольцом веревка, с помощью которой Остап победил хорунжего. 9. Жидкая каша с салом, которую варилипутешественники, останавливаясь на ночлег. 10. Как называет автор Сечь, «откуда вылетают все те гордые и крепкие, как львы»? 11. Прутья молодой вишни, которыми, по мнению Тараса, стегали сыновей в бурсе. 13. Живописное изображение Божией матери, которым жена Тараса благословила своих детей в дорогу. 16. Глухов, Чернигов – города, где, по словам автора, «не одна останется вдова» после описанного сражения. 17. Изготовление изделий ручным способом – занятие мастеровых на тесных улицах предместья Сечи. 18. Игра, в которой играющие козаки прыгали через своих партнеров (во время осады города). 19. Денежный сбор с каждого дома, за несправедливое увеличение которого Тарас со своими козаками производил расправу над арендаторами. 24. Стальные дужки на сапогах всадника. 27. Хищная птица, с которой автор сравнивает Остапа, налетевшего на хорунжего. 28. Длиннополая одежда вроде монашеской, в которую были одеты бурсаки и над которой потешался Тарас Бульба. 29. Шест, приводящий в движение челны с козками по Днестру. 30. Вечная битва, которой была закалена «толпа, известная под именем запорожского войска». 31. «Это всё  …, чем набивают головы ваши; и академия, и все те книжки, буквари и философия». 32. Торжественый обряд (например, обряд поступления запорожца в Сечь).

По вертикали:

1.Скрытое место, где должен был располагаться Тарасов полк в предстоящем сражении. 2. Уход козаков из Сечи, во время которого татары в ней все ограбили. 3. «Андрий ответил: «Нет у меня никого! Никого, никого! … моя – ты!»  4. Иноверец из тех, что, по словам Остапа, стояли на площади, где производилась казнь. 5. Кто ударил по лошадям, в результате чего они рванули и Андрий «шлепнулся на землю, прямо лицом в грязь». 6. Цветная тестообразная масса, которой всё было «вымазано» внутри украинской хаты Тараса. 10. Работница в доме прекрасной полячки, которой было приказано вывести Андрия через сад. 12. Дикая птица, упоминаемая среди многочисленных обитателей степной фауны. 14. Будущий военачальник, предводитель, наклонности которого были заметны в движениях Остапа. 15. Что выдернул Андрий из-под головы у спящего брата? 20. Восторг, состояние наслаждения, которое Андрий испытал в битве. 21. Вход в дом в виде площадки со ступеньками, у которого стояли осёдланные кони. 22. Как Бульба обыкновенно называл свою жену? 23. Монах низшего ранга, с которым Тарас сравнил сыновей, впавших в задумчивость. 25. Домашняя прислуга, поднявшая Андрия на смех, когда увидела его «запачканную рожу». 26. Место в доме Тараса, где висели «сабли, нагайки, сетки для птиц, невода и ружья».

Кроссворд уровня Б.

Впишите в клетки кроссворда имена героев повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба».

 

К

 

 

 

Б

 

 

 

О

С

 

 

 

 

 

Т

 

 

 

С

 

 

 

 

Г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеграция медиаобразования с курсом химии средней общеобразовательной школы

Автореферат диссертации на соискание учёной степени доктора педагогических наук...

Программа кружка по основам безопасности жизнедеятельности для студентов младших курсов образовательных учреждений среднего профессионального образования и учащихся общеобразовательных школ.

Программа кружка по ОБЖ разработана для студентов младших курсов и учащихся общеобразовательных школ разработана для выработки умений и навыков для обеспечения личной безопасности в повседневной жизни...

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ МАТЕМАТИКЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ

Дистанционное обучение служит механизмом развития универсальных учебных действий (способов действия) учащихся; реализации программ воспитания и социализации учащихся. На портале единой среды дост...

Повар. Программа элективного курса предпрофильной подготовки учащихся общеобразовательных школ

Рабочая программа разработана на основе программы общеобразовательных учреждений Ермаковой В.И. «Основы кулинарии»/ М.: Просвещение, 2002г.Данная программа ориентирована на использование у...