Рабочая программа по литературе 11 кл (базовый уровень)
рабочая программа по литературе (11 класс)
Рабочая программа по литературе 11 кл (базовый уровень)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по литературе 11 кл (базовый уровень) | 204.5 КБ |
Предварительный просмотр:
I.Пояснительная записка
Актуальность программы.
Данная рабочая программа по литературе рассчитана на учащихся 11 Б классов МБОУ «Усть-Баргузинская СОШ им. Шелковникова К.М.» и разработана на основе примерной программы основного общего образования по литературе и соответствует Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования по литературе (от 5.03.2004 № 1089). Литература – учебная дисциплина, которой принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом.
Цели и задачи программы.
В связи с тем, что литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения, цель данного учебного курса – формирование духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире.
Задачи литературного образования определены его целью и связаны как с читательской деятельностью школьников, так и с эстетической функцией литературы:
- формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
- развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, литературно-творческих способностей, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
- освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; создание общего представления об историко-литературном процессе и его основных закономерностях, о множественности литературно-художественных стилей;
- совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности и культурном контексте с использованием понятийного языка литературоведения; выявления взаимообусловленности элементов формы и содержания литературного произведения; формирование умений сравнительно-сопоставительного анализа различных литературных произведений и их научных, критических и художественных интерпретаций; написания сочинений различных типов; определения и использования необходимых источников, включая работу с книгой, поиск информации в библиотеке, в ресурсах Интернета и др.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение литературы в 11 классе –102 час. Количество часов в неделю –3.
Планируемые результаты
В результате изучения учебной дисциплины «Литература» обучающийся должен
знать/понимать:
- образную природу словесного искусства;
- содержание изученных литературных произведений;
- основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX–XX вв.;
- основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
- основные теоретико-литературные понятия;
уметь:
- воспроизводить содержание литературного произведения;
- анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
- соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
- определять род и жанр произведения;
- сопоставлять литературные произведения;
- выявлять авторскую позицию;
- выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
- аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
- писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
- участия в диалоге или дискуссии;
- самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;
- определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
- определения своего круга чтения по русской литературе, понимания и оценки иноязычной русской литературы, формирования культуры межнациональных отношений.
Содержание учебного курса
Литература XX века
Введение
Русская литература ХХ в.в. контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы (ответственность человека за свои поступки, человек на войне, тема исторической памяти, человек и окружающая его живая природа). Обращение к народному сознанию в поисках нравственного идеала. Взаимодействие зарубежной, русской литературы и литературы других народов России, отражение в них “вечных” проблем бытия.
Литература первой половины XX века
Обзор русской литературы первой половины XX века
Традиции и новаторство в литературе рубежа XIX−ХХ вв. Реализм и модернизм. Трагические события первой половины XX в. и их отражение в русской литературе и литературах других народов России. Конфликт человека и эпохи.
Развитие реалистической литературы, ее основные темы и герои. Советская литература и литература русской эмиграции. “Социалистический реализм”. Художественная объективность и тенденциозность в освещении исторических событий. Проблема “художник и власть”.
И. А. Бунин
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Вечер», «Не устану воспевать вас, звезды!..», «Последний шмель».Философичность и тонкий лиризм стихотворений Бунина. Пейзажная лирика поэта. Живописность и лаконизм бунинского поэтического слова. Традиционные темы русской поэзии в лирике Бунина.
Рассказы: «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник», «Лёгкое дыхание», цикл «Темные аллеи».Развитие традиций русской классической литературы в прозе Бунина. Тема угасания "дворянских гнезд" в рассказе “Антоновские яблоки”. Исследование национального характера. “Вечные” темы в рассказах Бунина (счастье и трагедия любви, связь человека с миром природы, вера и память о прошлом). Психологизм бунинской прозы. Принципы создания характера. Роль художественной детали. Символика бунинской прозы. Своеобразие художественной манеры Бунина.
А. И. Куприн
Жизнь и творчество (обзор).
Повесть «Гранатовый браслет».Своеобразие сюжета повести. Споры героев об истинной, бескорыстной любви. Утверждение любви как высшей ценности. Трагизм решения любовной темы в повести. Символический смысл художественных деталей, поэтическое изображение природы. Мастерство психологического анализа. Роль эпиграфа в повести, смысл финала.
М. Горький
Жизнь и творчество (обзор).
Рассказ «Старуха Изергиль».Романтизм ранних рассказов Горького. Проблема героя в прозе писателя. Тема поиска смысла жизни. Проблемы гордости и свободы. Соотношение романтического идеала и действительности в философской концепции Горького. Прием контраста, особая роль пейзажа и портрета в рассказах писателя. Своеобразие композиции рассказа.
Пьеса «На дне».Сотрудничество писателя с Художественным театром. “На дне” как социально-философская драма. Смысл названия пьесы. Система образов. Судьбы ночлежников. Проблема духовной разобщенности людей. Образы хозяев ночлежки. Споры о человеке. Три правды в пьесе и их драматическое столкновение: правда факта (Бубнов), правда утешительной лжи (Лука), правда веры в человека (Сатин). Проблема счастья в пьесе. Особая роль авторских ремарок, песен, притч, литературных цитат. Новаторство Горького-драматурга. Афористичность языка.
Обзор русской поэзии конца XIX – начала XX в.
Серебряный век как своеобразный "русский ренессанс". Литературные течения поэзии русского модернизма: символизм, акмеизм, футуризм. Поэты, творившие вне литературных течений.
Символизм
Истоки русского символизма. Влияние западноевропейской философии и поэзии на творчество русских символистов. Связь с романтизмом. Понимание символа символистами (задача предельного расширения значения слова, открытие тайн как цель нового искусства). Конструирование мира в процессе творчества, идея “творимой легенды”. Музыкальность стиха. "Старшие символисты" (В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт, Ф. К. Сологуб) и "младосимволисты" (А. Белый, А. А. Блок).
В. Я. Брюсов
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Сонет к форме», «Юному поэту», «Грядущие гунны». Основные темы и мотивы поэзии Брюсова. Своеобразие решения темы поэта и поэзии. Культ формы в лирике Брюсова.
К. Д. Бальмонт
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Я мечтою ловил уходящие тени…», «Безглагольность», «Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце…». Основные темы и мотивы поэзии Бальмонта. Музыкальность стиха, изящество образов. Стремление к утонченным способам выражения чувств и мыслей.
А. Белый
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Раздумье», «Русь», «Родине». Интуитивное постижение действительности. Тема родины, боль и тревога за судьбы России. Восприятие революционных событий как пришествия нового Мессии.
А. А. Блок
Жизнь и творчество(обзор)
Стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге», «Вхожу я в темные храмы…», «О, я хочу безумно жить…», «Скифы».
Мотивы и образы ранней поэзии, излюбленные символы Блока. Образ Прекрасной Дамы. Романтический мир раннего Блока, музыкальность его стихотворений. Тема города в творчестве Блока. Образы “страшного мира”. Соотношение идеала и действительности в лирике Блока. Тема Родины и основной пафос патриотических стихотворений. Тема исторического пути России в цикле “На поле Куликовом” и стихотворении “Скифы”. Лирический герой поэзии Блока, его эволюция.
Поэма «Двенадцать».
История создания поэмы, авторский опыт осмысления событий революции. Соотношение конкретно-исторического и условно-символического планов в поэме. Сюжет поэмы, ее герои, своеобразие композиции. Строфика, интонации, ритмы поэмы, ее основные символы. Образ Христа и многозначность финала поэмы. Авторская позиция и способы ее выражения в поэме.
Акмеизм
Истоки акмеизма. Программа акмеизма в статье Н. С. Гумилева "Наследие символизма и акмеизм". Утверждение акмеистами красоты земной жизни, возвращение к “прекрасной ясности”, создание зримых образов конкретного мира. Идея поэта-ремесленника.
Н. С. Гумилев
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Жираф», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай», «Капитаны».
Героизация действительности в поэзии Гумилева, романтическая традиция в его лирике. Своеобразие лирических сюжетов. Экзотическое, фантастическое и прозаическое в поэзии Гумилева.
Футуризм
Манифесты футуризма, их пафос и проблематика. Поэт как миссионер “нового искусства”. Декларация о разрыве с традицией, абсолютизация “самовитого” слова, приоритет формы над содержанием, вторжение грубой лексики в поэтический язык, неологизмы, эпатаж. Звуковые и графические эксперименты футуристов.
Группы футуристов: эгофутуристы (И. Северянин), кубофутуристы (В. В. Маяковский, В. Хлебников), "Центрифуга" (Б. Л. Пастернак).
И. Северянин
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Интродукция», «Эпилог» («Я, гений Игорь-Северянин…»), «Двусмысленная слава».
Эмоциональная взволнованность и ироничность поэзии Северянина, оригинальность его словотворчества.
В. В. Хлебников
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Заклятие смехом», «Бобэоби пелись губы…», «Еще раз, еще раз…».
Слово в художественном мире поэзии Хлебникова. Поэтические эксперименты. Хлебников как поэт-философ.
В. В. Маяковский
Жизнь и творчество(обзор)
Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся». Стихотворения: «Нате!», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Письмо Татьяне Яковлевой».
Маяковский и футуризм. Дух бунтарства в ранней лирике. Поэт и революция, пафос революционного переустройства мира. Новаторство Маяковского (ритмика, рифма, неологизмы, гиперболичность, пластика образов, неожиданные метафоры, необычность строфики и графики стиха). Особенности любовной лирики. Тема поэта и поэзии, осмысление проблемы художника и времени. Сатирические образы в творчестве Маяковского.
«Облако в штанах».
Черты избранничества лирического героя. Материализация метафоры в строках его стиха. Роль гиперболы и гротеска. Драматургия поэта («Клоп», «Баня»). Сатирические произведения. Любовная лирика и поэмы. Тема поэта и поэзии. Новаторство поэта.
Крестьянская поэзия
Продолжение традиций русской реалистической крестьянской поэзии XIX в. в творчестве Н. А. Клюева, С. А. Есенина.
Н. А. Клюев.
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Осинушка», «Я люблю цыганские кочевья...», «Из подвалов, из темных углов...».
Особое место в литературе начала века крестьянской поэзии. Крестьянская тематика, изображение труда и быта деревни, тема родины, неприятие городской цивилизации. Выражение национального русского самосознания. Религиозные мотивы.
С. А. Есенин
Жизнь и творчество.
Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Русь Советская», «Письмо к женщине», «Собаке Качалова», «Я покинул родимый дом…», «Неуютная жидкая лунность…».
Традиции А. С. Пушкина и А.В. Кольцова в есенинской лирике. Тема родины в поэзии Есенина. Отражение в лирике особой связи природы и человека. Цветопись, сквозные образы лирики Есенина. Светлое и трагическое в поэзии Есенина. Тема быстротечности человеческого бытия в поздней лирике поэта. Народно-песенная основа, музыкальность лирики Есенина.
«Анна Снегина» — поэма о судьбе человека и Родины. Биографические мотивы. Образ лирического героя.
Русская литература 20-40-х годов(обзор)
Общая характеристика развития страны после Октябрьской революции. Сложность периодизации русской литературы послереволюционных лет. "Серапионовы братья". Советская литература и социалистический реализм (I съезд советских писателей, создание теории социалистического реализма).
А.Н.Толстой.
Жизнь и творчество(обзор)
"Петр Первый".
Советский исторический роман. Судьбы русского исторического романа в XX в. (А.Толстой, М.Алданов). Картины Руси XVII в. в романе "Петр Первый". Образ Петра (становление личности в эпохе). Изображение народа. Художественное своеобразие романа (особенности композиции и стиля).
А.А.Фадеев.
Жизнь и творчество(обзор)
"Разгром".
Тема Гражданской войны в литературе. Нравственные проблемы в романе. Одностороннее освещение темы интеллигенции в революции. Современная полемика о романе.
М.И.Цветаева.
Жизнь и творчество(обзор)
"Моим стихам, написанным так рано...", "Стихи к Блоку" ( «Имя твое - птица в руке..."), "Кто создан из камня...», «Тоска по родине! Давно...», «Москве», «Мне нравится, что вы больны не мной...» и др. (по выбору учителя и учащихся).
Трагедийная тональность творчества. Испытания и беды годов «великого перелома» в России. Конфликт быта и бытия, времени и вечности. Необычность образа лирического героя. Поэзия как напряженный монолог-исповедь. Сжатость мысли и энергия чувства. Мощь поэтического дарования и независимость позиции. Самобытность поэтического слова. Богатство ритмики, свежесть и неожиданность рифмовки.
О.Э.Мандельштам.
Жизнь и творчество(обзор)
«Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса...», «За гремучую доблесть грядущих веков...», «Я вернулся в мой город...» и др. (по выбору учителя и учащихся). Яркость поэтической палитры поэта.
Острое ощущение связи времен. Философичность лирики. Исторические и литературные образы в поэзии Мандельштама.
А.А.Ахматова.
Жизнь и творчество (обзор)
«Сжала руки под темной вуалью...», «Мне ни к чему одиче-ские рати...», «Мне голос был. Он звал утешно...», «Родная земля» (по выбору учителя и учащихся).
Отражение в лирике Ахматовой глубины человеческих переживаний, ее психологизм. Патриотизм и гражданственность поэзии. Разговорность интонации и музыкальность стиха. Новаторство формы.
«Реквием».
Смысл названия поэмы, отражение в ней личной трагедии и народного горя. Библейские мотивы и образы в поэме. Победа исторической памяти над забвением как основной пафос «Реквиема». Особенности жанра и композиции поэмы, роль эпиграфа, посвящения и эпилога. Роль детали в создании поэтического образа.
Б.Л.Пастернак.
Жизнь и творчество (обзор).
«Про эти стихи», «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти...», «Любить иных — тяжелый крест...», «Никого не будет в доме...», «Сосны», «Иней», «Снег идет», «Гамлет», «3имняя ночь» (по выбору учителя и учащихся).
Поэтическая эволюция Пастернака: от сложности языка к простоте поэтического слова. Проникновенный лиризм и одухотворенность поэзии Пастернака. Стремление "поймать живое". Пристальное внимание к живым просторам, восторг перед миром природы. Размышления о жизни, любви, природе искусства. Живописность и музыкальность поэзии, динамичность и порывистость стиха, раскованность синтаксиса. Яркость формы и философская насыщенность лирики. Человек и природа. Поэт и поэзия. Тема интеллигенции в революции. Герой и автор. Соединение патетической интонации и разговорного языка.
"Доктор Живаго" (обзор).
Жанровое своеобразие романа. Соединение эпического и лирического начала. Образ Юрия Живаго. Цикл стихотворений героя. Его связь с проблематикой романа.
М.А.Булгаков.
Жизнь и творчество(обзор).
"Белая гвардия", "Мастер и Маргарита" (по выбору учителя и учащихся).
"Белая гвардия". Судьба произведения. Гражданская война и ее события в романе. "Дни Турбиных" - пьеса по роману "Белая гвардия". Проза и драматургия в творчестве писателя. Новаторство Булгакова-драматурга.
"Мастер и Маргарита". Необычность композиции романа: сочетание фантастического сюжета с философско-библейскими мотивами. Москва и Ершалаим. Человеческое и божественное в облике Иешуа Га-Ноцри. Образ Понтия Пилата и его роль в романе. Тема совести. Мастер и его Маргарита. Образы Воланда и его свиты. Булгаковская "дьяволиада" в свете мировой культурной традиции (Гёте, Гофман, Гоголь). Масштаб изображения главных героев романа. Мастерство Булгакова-сатирика. Проблема нравственного выбора в романе. Проблема творчества и судьбы художника. Смысл финальной главы романа.
А.П.Платонов.
Жизнь и творчество(обзор).
"Котлован", "Сокровенный человек", "Шарманка", "Впрок" и др. (по выбору учителя и учащихся).
Трудная судьба писателя. "Непростые" простые герои Платонова. Необычность стилистики писателя. Пафос и сатира в его произведениях. Связь творчества Платонова с традициями русской сатиры (Салтыков-Щедрин). Особенности композиции произведений Платонова.
М.А.Шолохов.
Жизнь и творчество писателя(обзор).
"Тихий Дон" - роман-эпопея о всенародной трагедии.
Судьба Григория Мелехова как путь поиска правды жизни. Яркость характеров и жизненных коллизий в романе. «Вечные темы» в романе: человек и история, война и мир, личность и масса. Специфика художественного строя романа. Роль картин природы в изображении жизни героев. Полемика вокруг авторства. Традиции Л. Толстого в изображении масштабных событий в жизни народа.
Русская литература за рубежом. 1917—1941 годы
И.С.Шмелев.
«Солнце мертвых».
Творческий путь в России и в эмиграции. «Лето Господне», «Куликово поле», «Солнце мертвых». Лиризм и глубина нравственного чувства произведений писателя. Тонкость и точность описаний природы. Острое чувство родины.
М.А.Алданов.
«Чертов мост».
Исторические романы и повести, портреты и очерки. Стремление охватить историю Европы за 200 лет. Первый роман «Святая Елена, маленький остров». Великие события и их герои в исторических повествованиях. Суворов и его походы в романе «Чертов мост».
В.В.Набоков.
«Другие берега», «Дар», «Защита Лужина», «Машенька» (по выбору учителя и учащихся).
Раннее признание таланта Набокова, его изобразительной силы, зоркости взгляда, остроты сюжета, сочности и красочности описаний, обилия формально-стилистических и психологических находок.
Набоков как русский писатель. Рассказы («Гроза»; "Сказка" и др.) Яркость и мужество оценок мира вокруг. Богатство ассоциаций. Насыщенность реминисценциями. Романы "Машенька", "Король, дама, валет", "Защита Лужина", "Дар" и другие произведения. Романы на английском языке ("Лолита", "Пнин", "Бледный огонь", "Другие берега" и др.).
"Другие берега" - автобиографический роман. Ностальгическая тема в романе. Герой и его окружение. Мир детства и отрочества героя.
"Дар" - последний роман Набокова на русском языке. Роман об ответственности человека за то, как он использует тот дар, который ему дала судьба. Творческий путь героя - писателя Годунова-Чердынцева. Необычность композиции романа. Мастерство Набокова-стилиста.
"Защита Лужина" как роман о трагической судьбе талантливого человека.
Необычность и мастерство автора и переводчика: Набоков как переводчик своих романов на русский язык.
Великая Отечественная война в литературе
Обзор с изучением произведений по выбору учителя и учащихся.
Война и духовная жизнь общества. Патриотические мотивы и сила народного чувства в лирике военных лет (Н.Тихонов, М.Исаковский, А.Сурков, К.Симонов, 0.Берггольц и др.)- Человек на войне и правда о нем. Романтика и реализм в прозе о войне. Рассказы Л.Соболева, К.Паустовского, "Непокоренные" Б.Горбатова, "Молодая гвардия" А.Фадеева, "Звезда" Э.Казакевича, "Волоколамское шоссе" А.Бека и др.
Драматургия: "Нашествие" Л.Леонова, "Дракон" Е.Шварца и др.
Русская литература 50- 90-х годов XX века
обзор с изучением произведений по выбору учителя и учащихся
Литература 50-х - начала 60-х гг. Отражение трагических конфликтов истории в судьбах героев.
А.Т.Твардовский.
«Вся суть в одном-единственном завете...», «Памяти матери», «Я знаю, никакой моей вины...», «К обидам горьким собственной персоны...» и др.
Чувство сопричастности к судьбам родной страны, желание понять истоки побед и потерь. Утверждение нравственных ценностей. Восприятие мира в его многообразных внутренних связях, сопряжение в лирике частного («быть самим собой») и общего («судьбы любой»).
«За далью — даль» — поэтическое и философское осмысление трагических событий прошлого. Пафос труда в поэме. Немногословность, емкость поэтической речи. Роль некрасовской традиции в творчестве поэта.
Твардовский — редактор журнала «Новый мир».
И.А.Бродский.
Стихотворения из сборников«Конец прекрасной эпохи», «Части речи» (по выбору учителя и учащихся).
Трагическая судьба поэта. Нобелевская премия (1987). Творческие поиски и мастерство поэта.
А.И.Солженицын.
«Один день Ивана Денисовича», «Архипелаг ГУЛАГ» (главы),"Как нам обустроить Россию"и др. (по выбору учителя и учащихся).
Тема трагической судьбы человека в тоталитарном государстве и ответственности народа, а также его руководителей за настоящее и будущее страны. Особенности художественных решений в произведениях писателя. Роль публицистики в его творчестве.
В. Т. Шаламов
Жизнь и творчество (обзор).
Рассказы: «Последний замер», «Шоковая терапия».
История создания книги “Колымских рассказов”. Своеобразие раскрытия “лагерной” темы. Характер повествования.
В.П.Астафьев.
"Последний поклон","Печальный детектив"и др. (по выбору учителя и учащихся). Обзор.
"Последний поклон" - многоплановое произведение писателя, Мотивы трагического бессилия и оценка писателем "событий бытия". Природа и человек.
Потеря нравственных ориентиров во всех слоях общества, понижение уровня интеллигентности городского населения, стремление главного героя помочь этому обществу ("Печальный детектив").
В.Г. Распутин.
"Последний срок", "Прощание с Матёрой", "Живи и помни" (по выбору учителя и учащихся).
Трагическое решение проблемы отцов и детей ("Последний срок").
Уважение к прошлому, историческая память народа в романе "Прощание с Матёрой".
Тема гражданской ответственности в романе "Живи и помни". Трагедия человека, отторгнувшего себя от общества.
В. М. Шукшин
Рассказы: «Верую!», «Алеша Бесконвойный».
Изображение народного характера и картин народной жизни в рассказах. Диалоги в шукшинской прозе. Особенности повествовательной манеры Шукшина.
А. В. Вампилов
Пьеса «Утиная охота».
Проблематика, основной конфликт и система образов в пьесе. Своеобразие ее композиции. Образ Зилова как художественное открытие драматурга. Психологическая раздвоенность в характере героя. Смысл финала пьесы.
Зарубежная XX века
Общий обзор европейской литературы первой половины XX в. Основные направления. Проблемы самопознания, нравственного выбора в творчестве прогрессивных писателей. Реализм и модернизм.
Дж.Лондон.
"Любовь к жизни".
Название произведения и его герой, который не сдается.
Б.Шоу.
"Пигмалион".
Своеобразие конфликта в пьесе. Парадоксы жизни и человеческих судеб в мире условностей и мнимых ценностей. Чеховские традиции в творчестве Шоу.
Г.Аполлинер.
Лирика ("Мост Мирабо" и др.).
Экспериментальная направленность лирики.
Э. Хемингуэй
Жизнь и творчество (обзор).
Повесть «Старик и море».
Проблематика повести. Раздумья писателя о человеке, его жизненном пути. Образ рыбака Сантьяго. Роль художественной детали и реалистической символики в повести. Своеобразие стиля Хемингуэя.
Тематическое планирование
№ | Тема | Кол часов |
1. | История XX века и судьбы искусства острота постановки вопросов о роли искусства в начале XX века. Сложность периодизации литературы. | 1 |
2. | Русская литература рубежа веков в контексте эпохи. Реализм рубежа веков. | 1 |
3. | Этапы жизненного и творческого пути Бунина. Поэзия И.Бунина: традиции и новаторство. | 1 |
4 | Проза И. Бунина. «Вещное» и «вечное» в рассказе И.Бунина «Господин из Сан-Франциско». Художественные особенности прозы Бунина. | 1 |
5 | Судьба цивилизации в рассказе Бунина «господин из Сан-Франциско» | 1 |
6 | Тема любви в творчестве И. Бунина (рассказы «Легкое дыхание», «Темные аллеи»). «Чистый понедельник» - любимый рассказ И. Бунина | 1 |
7 | Поэтический мир ушедшей Москвы. Герои и их романтическое трагическое чувство. Традиции Чехова и Толстого в творчестве И. Бунина | 1 |
8 | Богатство типажей в прозе А.И. Куприна. «Гранатовый браслет»: романтическое изображение любви. | 1 |
9 | Р.Р1 Любовь героя и представление о ней других героев (анализ данных эпизодов). | 1 |
10 | Р.Р.2 подготовка к домашнему сочинению по творчеству Бунина и Куприна. | 1 |
11 | М. Горький. Жизнь, творчество, личность. Раннее творчество писателя. Суровая правда рассказов и романтический пафос революционных песен («Песня о Соколе», «Песня о Буревестнике»). | 1 |
12 | Соотношение романтического идеала и реалистической картины жизни в философской концепции Горького («Старуха Изергиль»). | 1 |
13 | Горький – драматург. Популярность пьес. Пьеса «На дне» как социально-философская драма. Знакомство с содержанием, проблематикой и героями. | 1 |
14 | Спор о назначении человека. Три или две правды в пьесе? | 1 |
15 | Новаторство Горького – драматурга: композиция пьесы и способы ее выражения. Роль Горького в судьбах русской культуры. | 1 |
16 | Р.Р.3 Классное сочинение №1 | 1 |
17 | Р.Р.4 Сочинение по творчеству Горького. | 1 |
Поэзия конца XIX – начала XX века. | ||
18 | Серебряный век как своеобразный «русский Ренессанс». Модернизм как одно из направлений в искусстве. Символизм, акмеизм и футуризм как основные направления модернизма. | 1 |
19 | Символизм. Обзор творчества поэтов – символистов. Основные темы и мотивы лирики Бальмонта. Музыкальность стиха. | 1 |
20 | Личность А. Блока. Трилогия «вочеловечения», поиски эстетического идеала. | 1 |
21 | Влияние философии В. Соловьева. «Стихи о Прекрасной Даме» и их молитвенный тон («Вхожу я в темные храмы», «Фабрика») | 1 |
22 | Эволюция творчества А. Блока. Стихотворения А. Блока 2 – 3 тома («Ночь, улица, фонарь, аптека», «В ресторане», «На железной дороге» и т.д.) | 1 |
23 | Р.Р.5 Сочинение – анализ стихотворения А. Блока «Незнакомка». | 1 |
24 | Тема родины в поэзии А. Блока («Россия», «Река раскинулась…») | 1 |
25 | Р.Р.6 Трагедия человека в «страшном мире» (анализ и выразительное чтение стихотворений «О доблестях, о подвигах, о славе», «О, весна без конца и без краю»). | 1 |
26 | Поэма А. Блока «Двенадцать» - первая поэма о революции. | 1 |
27 | Неоднозначность трактовки финала поэмы. Художественное своеобразие поэмы. | 1 |
28 | Р.Р.7 Рекомендации к домашнему сочинению по творчеству А. Блока. | 1 |
29 | Акмеизм как национальная форма неоромантизма. Связь поэтики символизма и акмеизма. | 1 |
30 | Жизненный и творческий путь Н. Гумилева. Героичность и жизнеутверждающий пафос его поэзии. | 1 |
31 | «Коротко о себе». Биография А. Ахматовой, особенности ее поэтики («Песня последней встречи»). | 1 |
32 | Основные темы творчества А. Ахматовой («Сжала руки под темной вуалью…», «Я научилась просто, мудро жить» и др.) | 1 |
33 | Основные темы творчества А. Ахматовой («Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был», «Родная земля») | 1 |
34 | Судьба Родины в поэме А. Ахматовой «Реквием». | 1 |
35 | Особенности жанра и композиции поэмы А. Ахматовой. | 1 |
36 | Философичность лирики О. Мандельштама, исторические и литературные образы в его поэзии. | 1 |
37 | Р.Р8 Классное сочинение №2 по творчеству акмеистов | 1 |
38 | Р.Р9 Сочинение | 1 |
39 | Футуризм. Обзор творчества поэтов - футуристов | 1 |
40 | В мире поэта В.Маяковского. Дооктябрьская лирика поэта («А вы могли бы?», «Нате!», «Вам!» | 1 |
41 | Образ поэта – бунтаря в поэме В. Маяковского «Облако в штанах». | 1 |
42 | Гражданская и сатирическая лирика В. Маяковского («Стихи о советском паспорте», «Прозаседавшиеся», «О дряни»») | 1 |
43 | Тема поэта и поэзии в творчестве В.Маяковского («Юбилейное», «Разговор с фининспектором о сущности поэзии» и др.) | 1 |
44 | Тема любви в творчестве В.Маяковского («Лиличке», «Скрипка и немножко нервно», письмо Татьяне Яковлевой») | 1 |
45 | Личность С.Есенина. Своеобразие стиля писателя, драматизм и глубокая искренность поэзии. | 1 |
46 | Тема природы в лирике С.Есенина («Отговорила роща золотая», «Собаке Качалова», «Песнь о собаке») | 1 |
47 | Тема Родины в поэзии Есенина («Гой ты, Русь, моя родная», «Спит ковыль…», «Русь Советская», «Я последний поэт деревни») | 1 |
48 | Философская лирика Есенина («Не жалею, не зову, не плачу», «Мы теперь уходим понемногу») | 1 |
49 | Тема любви в творчестве С.Есенина («Не бродить, не мять в кустах багряных», «Шаганэ, ты, моя Шаганэ», «Заметался пожар голубой» и др.) | 1 |
50 | «Анна Снегина». Автобиографичность поэмы. Судьба человека и Родины в поэме | 1 |
51 | Р.Р.10 Сочинение №3 по творчеству Маяковского, Есенина | 1 |
52 | Р.р.11 Сочинение | 1 |
53 | Русская литература после 1917 года ( до 1941года). Трудности развития и богатство творчества. Три потока развития литературы. М.А. Булгаков. Судьба художника. Громада и тайна романа. | 1 |
54 | Композиция романа. Философско-этические проблемы романа | 1 |
55 | Роль библейских глав в романе. Тема совести в романе. | 1 |
56 | Проблема творчества и судьба художника, тема любви в романе. | 1 |
57 | Воланд и его свита, взгляд князя тьмы на современную Булгакову Москву. | 1 |
58 | Москва 30-х годов в романе. | 1 |
59 | Р.Р.12 Изложение (по роману Булгакова) | 1 |
59 | Булгаков – сатирик. Принципы изображения у Булгакова. | 1 |
60 | Р.Р.13. Рекомендации к домашнему сочинению по творчеству Булгакова. Тема Гражданской войны в русской литературы. Знакомство с романом А. Фадеева «Разгром». | 1 |
61 | Нравственные проблемы в романе Фадеева. Современная полемика о романе. | 1 |
62 | Загадки биографии М.А. Шолохова. «Тихий Дон» - роман-эпопея о всенародной трагедии. | 1 |
62 | Функции пейзажа и массовых сцен в романе. | 1 |
64 | Характеристика Г.Мелехова. Поиски правды героем | 1 |
65 | Конкретно-историческое и общечеловеческое в романе | 1 |
66 | Проблема «общей» и «частной» правды. | 1 |
67 | Трагедия Г. Мелехова. «Мысль семейная» в романе | 1 |
68 | «Вечные темы» в романе: человек и история, война и мир, личность и масса. | 1 |
69 | Р.Р.14 Подготовка к домашнему сочинению по творчеству М. Шолохова. Знакомство с творчеством М. Цветаевой. | 1 |
70 | Трагедийная тональность творчества М. Цветаевой. Необычность образа лирической героини. Анализ стихотворений «Моим стихам…», «Читатели газет», «Тоска по Родине». | 1 |
71 | Своеобразие поэтического стиля и языка М.Цветаевой. Анализ стихотворений «Стихи к Блоку», «Кто создан…», «Поэт». | 1 |
72 | «Чужой среди своих». Судьба писателя А. Платонова. «Непростые» простые герои писателя. | 1 |
73 | «Котлованы великой утопии». Строительство социализма в городе и деревне. | 1 |
74 | «Сестра моя – жизнь». Вехи жизненного и творческого пути Б. Пастернака. Особенности поэтического стиля Б.Пастернака. Анализ стихотворения «Февраль. Достать чернил и плакать» | 1 |
75 | Размышления о жизни, любви в творчестве Б.Пастернака. Анализ стихотворений «Любить иных – тяжелый крест», «Зимняя ночь». | 1 |
76 | Поэт и поэзия. Анализ стихотворения «Гамлет», «Определение поэзии», «Про эти стихи». | 1 |
77 | Яркость формы и философская насыщенность лирики Б.Пастернака «Во всем мне хочется…», «Быть знаменитым некрасиво» | 1 |
78 | Роман «Доктор Живаго»: соединение эпического и лирического начала». Тема интеллигенции в романе | 1 |
79 | Русская литература 50 – 90-х годов. ( обзор творчества разных писателей) В. Шаламов «Колымские рассказы». | 1 |
80 | Трагедия поэта А.Т. Твардовского. Анализ стихотворений «О Родине», «Памяти матери», «На дне моей жизни» | 1 |
81 | Военная тема в лирике А.Т. Твардовского Анализ стихотворений «Я убит подо Ржевом», «Я знаю никакой моей вины» | 1 |
82 | Осмысление трагических событий в поэмах Твардовского «Василий Теркин», «По праву памяти» | 1 |
83 | Тема памяти в творчестве Твардовского. | 1 |
84 | Тема войны в литературе. «Невероятная явь войны». Повесть К.Воробьева «Убиты под Москвой» | 1 |
85 | Житие А.Солженицына. Знакомство с рассказом Солженицына «Один день Ивана Денисовича» | 1 |
86 | Человек и тоталитарное государство в изображении Солженицына. Рассказ «Один день…» | 1 |
87 | «Не стоит село без праведника». Рассказ Солженицына «Матренин двор». | 1 |
88 | Р.Р.15 Классное сочинение №4 | 1 |
89 | Деревенская проза. Встреча с Матерой. Тема ответственности человека перед прошлым и будущим Родины (В.Распутин «Прощание с Матерой») | 1 |
90 | Образы главных героев повести В.Распутина «Прощание с Матерой». | 1 |
91 | Проблема взаимоотношений человека и природы в романе В.П. Астафьева «Царь-рыба» (Анализ рассказ «Капля») | 1 |
92 | Проблема взаимоотношений человека и природы в романе В.Астафьева. (Рассказ Царь – рыба») | 1 |
93 | Городская проза. Нравственные проблемы повести Ю.Трифонова «Обмен» | 1 |
94 | Развитие драматургии. Обзор проблематики творчества А.Вампилова, В.Розова | 1 |
95 | Поэзия 50 -90-х годов. «Эстрадная» поэзия (Е.Евтушенко) и «Тихая» лирика (Н. Рубцов) | 1 |
96 | Авторская песня. Творчество В. Высоцкого и Б.Окуджавы | 1 |
97 | Литература на современном этапе. Авторы последних лет, поиски новых героев. | 1 |
98 | Литература постмодернизма. Обзор творчества Л.Петрушевской, Л.Улицкой | 1 |
99 | Р.Р.16 Рекомендации к экзаменационному произведению. | 1 |
100 | Зарубежная литература Изображение сильного человека в зарубежной литературе. Дж. Лондон «Любовь к жизни», Э. Хемингуэй «старик и море» | 1 |
101 | Своеобразие конфликта в пьесе Б.Шоу «Пигмалион». Чеховские традиции в пьесе | |
102 | Поэзия символистов П.Верлена, А. Рембо | 1 |
103 | Жизнь и творчество Р.Гамзатова. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу «История» (базовый уровень) для 10 класса на 2012-2013 учебный год
Составлена в соответствии с программой для общеобразовательных учреждений «Всеобщая история. История России» 10 – 11 классы. Автор составитель: Алексашкина Л.Н....
Рабочая программа учебной дисциплины «Химия» базовый уровень основное образование 8 класс
Программа может быть использована при работе по УМК Г.Е Рудзитиса, Ф.Г Фельдмана в 8 классе....
Рабочая программа 11 класс Семакин базовый уровень
Рабочая программа 11 класс Семакин (базовый уровень)...
Рабочая программа по английскому языку базовый уровень 8 класс (Биболетова М.З., Трубанева Н.Н. УМК « Enjoy English») 4 часа в неделю
Рабочая программа составлена на основе:- государственного стандарта основного общего образования по иностранным языкам (английский язык);- примерной программы по учебному предмету Иностранный яз...
Рабочая программа по английскому языку базовый уровень 8 класс (Биболетова М.З., Трубанева Н.Н. УМК « Enjoy English») 4 часа в неделю
Рабочая программа составлена на основе:- государственного стандарта основного общего образования по иностранным языкам (английский язык);- примерной программы по учебному предмету Иностранный яз...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе 11 класс уровень базовый
Рабочая учебная программа по литературе составлена для 11 класса общеобразовательной школы на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, утвержденного приказом Миноб...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый
Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература. 10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...