Подготовка к итоговому сочинению выпускников.
материал для подготовки к егэ (гиа) по литературе (10 класс)
Анализ отрывка из романа "Отцы и дети" И. Тургенева.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
analiz_fragmenta.docx | 17.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Тест.
Однажды они как-то долго замешкались; Николай Петрович вышел к ним
навстречу в сад и, поравнявшись с беседкой, вдруг услышал быстрые шаги и голоса обоих молодых людей. Они шли по ту сторону беседки и не могли его видеть.
– Ты отца недостаточно знаешь, – говорил Аркадий.
Николай Петрович притаился.
– Твой отец добрый малый, – промолвил Базаров, – но он человек
отставной, его песенка спета.
Николай Петрович приник ухом... Аркадий ничего не отвечал.
«Отставной человек» постоял минуты две неподвижно и медленно
поплёлся домой.
– Третьего дня, я смотрю, он читает, – продолжал между тем Базаров. –
Растолкуй ему, пожалуйста, что это никуда не годится. Ведь он не мальчик:
пора бросить эту ерунду. И охота же быть романтиком в нынешнее время!
Дай ему что-нибудь дельное почитать.
– Что бы ему дать? – спросил Аркадий.
– Да, я думаю, Бюхнерово “Stoff und Kraft” на первый случай.
– Я сам так думаю, – заметил одобрительно Аркадий. – “Stoff und Kraft” на первый случай.
---------------------------------------------------------------------------------------------
– Вот как мы с тобой, – говорил в тот же день после обеда Николай
Петрович своему брату, сидя у него в кабинете, – в отставные люди попали,
песенка наша спета. Что ж? Может быть, Базаров и прав; но мне, признаюсь,
одно больно: я надеялся именно теперь тесно и дружески сойтись с
Аркадием, а выходит, что я остался назади, он ушёл вперёд, и понять мы
друг друга не можем.
– Да почему он ушёл вперёд? И чем он от нас так уж очень отличается? – с
нетерпением воскликнул Павел Петрович. – Это всё ему в голову синьор этот
вбил. Ненавижу я этого лекаришку; по-моему, он просто шарлатан; я
уверен, что со всеми своими лягушками он и в физике недалеко ушёл.
– Нет, брат, ты этого не говори: Базаров умён и знающ.
– И самолюбие какое противное, – перебил опять Павел Петрович.
– Да, – заметил Николай Петрович, – он самолюбив. Но без этого, видно,
нельзя; только вот чего я в толк не возьму. Кажется, я всё делаю, чтобы не
отстать от века: крестьян устроил, ферму завёл, так что даже меня во всей
губернии красным величают; читаю, учусь, вообще стараюсь стать в уровень
с современными требованиями, – а они говорят, что песенка моя спета. Да
что, брат, я сам начинаю думать, что она точно спета.
– Это почему?
– А вот почему. Сегодня я сижу да читаю ...помнится, “Stoff und Kraft” на первый случай. Цыгане” мне попались... Вдруг Аркадий подходит ко мне и молча, с этаким ласковым сожалением на лице, тихонько, как у ребёнка, отнял у меня книгу и положил передо мной другую, немецкую... улыбнулся, и ушёл.
– Вот как! Какую же он книгу тебе дал?
– Вот эту.
И Николай Петрович вынул из заднего кармана сюртука пресловутую
брошюру Бюхнера, девятого издания. Павел Петрович повертел её в руках.
– Гм! – промычал он. – Аркадий Николаевич заботится о твоём воспитании. Что ж, ты пробовал читать?
– Пробовал.
– Ну и что же?
– Либо я глуп, либо это всё – вздор. Должно быть, я глуп.
– Да ты по-немецки не забыл? – спросил Павел Петрович.
– Я по-немецки понимаю.
Павел Петрович опять повертел книгу в руках и исподлобья взглянул на
брата. Оба помолчали.
– Да, брат; видно, пора гроб заказывать и ручки складывать крестом на
груди, – заметил со вздохом Николай Петрович.
– Ну, я так скоро не сдамся, – пробормотал его брат. – У нас ещё будет
схватка с этим лекарем, я это предчувствую.
И.С. Тургенев. «Отцы и дети».
Задания к отрывку.
1часть. В приведённом отрывке мы слышим два разговора. Сначала об «отцах» разговаривают «дети», потом о «детях» – «отцы». За что критикует Базаров Кирсановых? Какую оценку дает Павел Петрович Базарову?
2 часть. Можно ли на основании этого отрывка говорить о разнице характеров Николая Петровича и Павла Петровича? Почему Николай Петрович более лояльно относится к Базарову?
3 часть. Запишите фамилию поэта, о котором герои «Отцов и детей» будут неоднократно говорить на протяжении всего романа (одно из его произведений названо в приведённом отрывке).
Критерии оценки:
Ответы на 3 части – «5»;
Ответы на 2 части – «4»;
Ответы на 1 часть – «3».
При этом учитывается грамотно оформленная речь (орфография и пунктуация); отсутствие речевых ошибок; собственное рассуждение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Применение информационно – коммуникационных технологий для подготовки к итоговой аттестации выпускников 9, 11 классов»
Вот уже несколько лет я готовлю детей к сдаче итоговой аттестации в форме ЕГЭ, а теперь и ГИА по математике. Хотелось бы поделиться опытом своей работы, а именно с системой применения ИКТ при подготов...
Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению (изложению) для участников итогового сочинения (изложения)
Критерии оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования...
Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению (изложению) для участников итогового сочинения (изложения)
Критерии оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования...
Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению для участников итогового сочинения
Критерии оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования...
Итоговое сочинение выпускников.
Итоговое сочинение....
Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению для участников итогового сочинения
Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению...
Элективный курс: «Техника написания сочинения по литературе (подготовка к итоговому сочинению)»
Элективный курс «Техника написания сочинения по литературе (подготовка к итоговому сочинению)» предназначен для учащихся 10-11 классов, которым предстоит в декабре сдавать экзаменационное ...