Литературный вечер, посвященный творчеству М.Ю.Лермонтова
классный час по литературе (9, 10, 11 класс) на тему
Внеклассное мероприятие для обучающихся 9-11 классов по жизни и творчеству М.Ю.Лермонтова
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Литературный вечер, посвященный творчеству М.Ю.Лермонтова | 47 КБ |
Предварительный просмотр:
Литературный вечер по творчеству М.Ю. Лермонтова
Боюсь не смерти я. О нет!
Боюсь исчезнуть совершенно.
Поверь мне – счастье только там,
Где любят нас, где верят нам.
Музыка «Нет, я не Байрон»
Ведущий 1:
- Наш литературный вечер посвящен памяти М.Ю. Лермонтова.
Ведущий 2:
- Жизнь и творчество Лермонтова представляют одно неразрывное целое. Нельзя уяснить себе его личность, не ознакомившись с основными мотивами его поэзии; невозможна правильная оценка его творчества без знакомства с жизнью поэта.
Музыка. Полонез.
Танцующие. Звук выстрела.
Ученик 2:
«Смерть поэта» (отрывок).
Ведущий 1:
27 января 1837 года на дуэли с Дантесом был смертельно ранен Пушкин. К моменту смерти Пушкина 29 января уже весь Петербург твердил наизусть строчки Лермонтова:
«Погиб поэт, невольник чести…»
Именно эти дни стали началом стремительного и рокового отчета жизни М.Ю.Лермонтова.
Ведущий 2:
Ему осталось прожить всего четыре с половиной года. За это время предстояло стать великим поэтом, достойным преемником Пушкина, сделаться легендой Кавказской войны и так же, как Пушкин , погибнуть она дуэли.
Звучит романс « Парус»
В истории короткой жизни и гибели Лермонтова есть какая - то тайна, неуловимая предопределенность, рок. Он страдал, чем жил.
Ученик 1 (в роли Лермонтова):
Я сын страданья. Мой отец
Не знал покоя под конец.
В слезах угасла мать моя.
От них остался только я.
Ученик 2:
Ужасная судьба отца и сына
Жить разно и в разлуке умереть,
И жребий чуждого изгнанника иметь.
На родине…
Ведущий 1:
Родился Лермонтов в Москве , у Красных ворот, в 1814 году. Детские годы провел в имении бабушки Тарханы, в Пензенской губернии.
Звучит мелодия Сен-Санс «Лебедь»
Ученик 1:
И вижу я себя ребенком, и кругом
Родные все места: высокий барский дом
И сад с разрушенной теплицей;
Зеленой сетью трав подернут спящий пруд,
А за прудом село дымится – и встают
Вдали туманы над полями.
В аллею темную вхожу я; сквозь кусты
Глядит вечерний луч, желтые листы
Шумят под робкими шагами.
И странная тоска теснит уж грудь мою…
Ведущий 2:
Разносторонняя одарённость Лермонтова проявилась очень рано. Он играл на скрипке, хорошо рисовал, лепил из воска, был талантливым шахматистом.
Тихо звучит мелодия Бетховена «К Элизе »
Мать Лермонтова была наделена музыкальной душой. Посадив ребенка себе на колени, она играла на пианино, а он, прильнув к ней , сидел неподвижно. Звуки потрясали его младенческую душу, и слезы катились по лицу.
( Из воспоминаний поэта)
Звучит музыка Моцарта, симфония № 40
Ведущий 1:
1839 год был годом лермонтовского триумфа. Его стихи и прозу печатают журналы. О нём говорят. Его приглашают. С ним добиваются знакомства.
Ученик 1: (из письма Лопухиной):
«Было время, когда я в качестве новичка искал доступа в общество. Это мне не удалось. Двери аристократических салонов закрылись передо мной. А теперь в это же самое общество я вхожу уже не как искатель, а как человек, добившийся своих прав. Я возбуждаю любопытство, передо мной заискивают, меня всегда приглашают».
Ведущий 2:
Но этот блеск и суета были лишь внешней жизнью. В другой ,внутренней, жизни он вовсе не чувствовал себя счастливым баловнем успеха.
Звучит романс « И скучно, и грустно, и некому руку подать
В минуту душевной невзгоды…»
Вальс. Танцующие. Сцена из «Маскарада»
Ведущий 1:
1840 год.
В феврале на балу во французском посольстве произошла ссора между Лермонтовым и сыном французского посланника, которая закончилась дуэлью.
И хотя во время дуэли противники помирились и разъехались, 13 апреля был опубликован высочайший указ: «Поручика Лермонтова перевести в Тенгинский пехотный полк».
Ведущий 2:
Поэта посылали под пули на Северный Кавказ.
На этот раз он уехал из Петербурга иначе, чем в 1837, с тяжелым сердцем и тяжелым предчувствием. Поэт видел себя изгнанником.
Ученик 3:
«Тучи»
Ведущий 1:
Последний день перед отъездом Лермонтов провел среди друзей в салоне Карамзиных.
Ведущий 2:
Белинский, лично знавший Лермонтова, так определил главную черту его натуры: «презрение рока и предчувствие его неизбежности».
Поведение поэта в последние преддуэльные дни подтверждает точность этой характеристики.
Звучит музыка Моцарта «Маленькая ночная серенада».
Ученик 4:
Эмилия Шан – Гирей, в доме которой произошло столкновение между Лермонтовым и Мартыновым, вспоминает:
«Собралось к нам несколько дам и мужчин. Михаил Ю.дал слово не сердить меня больше, и мы уселись мирно разговаривать. К нам присоединился князь Трубецкой. Они вдвоем принялись острить. Ничего злого не говорили, но смешного много. Вот увидели Мартынова. Не выдержал Лермонтов и начал острить на его счёт, Мартынов побледнел, глаза его сверкнули гневом.
Сценка.
Мартынов: Сколько раз я просил вас оставить свои шутки при дамах!
Лермонтов: Что ж , на дуэль, что ли вызовешь меня за это?
Мартынов: Да.
И тут же назначили день.
Ведущий 1:
«Когда я был трех лет, то была песня, от которой я плакал: ее не могу теперь вспомнить, но уверен, что если б услыхал ее, она бы произвела прежнее действие, ее певала мне покойная мать».
Звучит «Казачья колыбельная».
Ведущий 2:
Стихи начал писать с 14 лет, учась в университетском пансионе. Лермонтов написал 13 поэм, 3 драмы и около трехсот стихотворений.
Ученик 5:
«Вы, жадною толпой стоящие у трона,
Свободы, Гения и Славы палачи!
Таитесь вы под Сенею закона,
Пред вами суд и правда – все молчи!
Но есть и божий суд, наперсники разврата!
Есть грозный суд: он ждет,
Он не доступен звону злата,
И мысли и дела он знает наперед.
(Можно читать до конца)
Звучит «Лунная соната».
Ведущий 1:
Лермонтов был арестован 18 февраля 1837 года. Под арестом к нему пускали только его камердинера, приносившего обед. Лермонтов велел заворачивать хлеб в серую бумагу и на этих клочках с помощью вина , сажи и спички написал несколько стихотворений.
Ученик 6:
«Молитва»
Отворите мне темницу,
Дайте мне сиянье дня,
Черноглазую девицу,
Черногривого коня.
Я красавицу младую
Прежде сладко поцелую,
На коня потом вскачу,
В степь, как ветер, улечу.
Этот полк был сформирован тогда на Кавказе, неподалеку от Тифлиса.
Грузинский танец исполняют ученики 8 класса.
Ведущий 2:
Итак, он отправился на Кавказ. Это была замаскированная ссылка.
Ученик 1:
Я не хочу, чтоб свет узнал
Мою таинственную повесть;
Как я любил, за что страдал,
Тому судья лишь Бог да совесть!
Ученик 7:
Посвящение к поэме «Демон» («Тебе, Кавказ , суровый царь земли…»).
Ведущий 1:
Звучит полонез Огинского.
В мае 1838 года поэт возвращается в Петербург. Появляются новые стихи. Это размышления о судьбе поколения, о судьбе России, о своем непростом отношении к Родине.
Ученик 8:
«Печально я гляжу на наше поколение»
Ссора произошла 13 июля 1841 года.
Через два дня, 15 июля, около семи часов вечера , в четырех километрах от Пятигорска, у подножия горы Машук, состоялась дуэль , во время которой неожиданно началась гроза.
Звуки грозы.
Ведущий 2:
Когда явились на место, где надобно было драться, Лермонтов , взяв пистолет в руки, повторил торжественно Мартынову , что ему не приходило в голову его обидеть, что все это была одна только шутка, и он готов просить у него прощения.
Ведущий 1:
«Стреляй! Стреляй!» - был ответ исступленного Мартынова. Лермонтов выстрелил в воздух, желая закончить ссору дружелюбно. Но не так великодушен был Мартынов. Сбылись страшные предчувствия.Рок был неуловим!
Занавес закрывается. Звучит романс «Горные вершины».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературный вечер, посвященный творчеству А.С. Пушкина
Сценарий вечера, посвященный лирике любви А.С. Пушкина представляет собой театрализованное представление для учащихся 10-11 классов...
Сценарий литературного вечера, посвященного творчеству М.А.Шолохова "Льется песня над Доном..."
Предлагаемый сценарий может быть использован как в учебной работе при изучении творчества М.А.Шолохова, так и во внеурочной работе....
К 200-летию со дня рождения. Литературная гостиная, посвященная творчеству Михаила Юрьевича Лермонтова.
М.Ю.Лермонтов. Загадочный, дерзкий,задумчивый... Хотите вызвать интерес к судьбе и творчеству поэта? Данный материал поможет это сделать....
Разработка сценария литературного вечера по творчеству М.Ю.Лермонтова для 9-11 классов
Сценарий,посвященный творчеству М.Ю.Лермонтова. Чтениие наизусть стихотворений поэта, конкурс инсценировок, викторина....
Литературный вечер посвящённый творчеству М.Ю.Лермонтова
Литературное чтение стихов М.Ю. ЛермонтоваТема :Тематическое разнообразие лирики М.Ю. Лермонтова.Цель: прививать любовь к великому русскому слову, красоте поэзии; изучить основные мотивы лирики, биогр...
Сценарий литературного вечера, посвященного творчеству М.Ю.Лермонтова
Материал готов для использования при подготовке литературного вечера, посвященного творчеству М.Ю.Лермонтова...
Литературная гостиная, посвященная творчеству М.Ю.Лермонтова "Нет,я не Байрон, я другой..."
С детства нам знакомы строки «Скажи-ка, дядя…», «Белеет парус одинокий…». А что знаем об их авторе, о его жизни, о его переживаниях? Насколько ...