Литературный вечер, посвященный творчеству М.Ю.Лермонтова
классный час по литературе (9, 10, 11 класс) на тему

Юмагужина Зифа Ахтямовна

Внеклассное мероприятие для обучающихся 9-11 классов по жизни и творчеству М.Ю.Лермонтова

Скачать:


Предварительный просмотр:

Литературный вечер по творчеству М.Ю. Лермонтова

Боюсь не смерти я. О нет!

Боюсь исчезнуть совершенно.

Поверь мне – счастье только там,

Где любят нас, где верят нам.

Музыка «Нет, я не Байрон»

Ведущий 1:

- Наш литературный вечер посвящен памяти М.Ю. Лермонтова.

Ведущий 2:

- Жизнь и творчество Лермонтова представляют одно неразрывное целое. Нельзя уяснить  себе его личность,  не ознакомившись с основными мотивами его поэзии; невозможна правильная оценка его творчества без знакомства с жизнью поэта.

Музыка. Полонез.

Танцующие. Звук выстрела.

Ученик 2:

«Смерть поэта» (отрывок).

Ведущий 1:

27 января 1837 года на дуэли с Дантесом был смертельно ранен Пушкин. К моменту смерти Пушкина 29 января уже весь Петербург твердил наизусть строчки Лермонтова:

«Погиб поэт, невольник чести…»

Именно эти дни стали началом стремительного и рокового отчета жизни М.Ю.Лермонтова.

Ведущий 2:

Ему осталось прожить всего четыре с половиной года. За это время предстояло стать великим поэтом, достойным преемником Пушкина, сделаться легендой Кавказской войны и так же,  как Пушкин , погибнуть она дуэли.

Звучит романс « Парус»

В истории короткой жизни и гибели Лермонтова есть какая - то тайна, неуловимая предопределенность, рок. Он страдал, чем жил.

Ученик 1 (в роли Лермонтова):

Я сын страданья. Мой отец

Не знал покоя под конец.

В слезах угасла мать моя.

От них остался только я.

Ученик 2:

Ужасная судьба отца и сына

Жить разно и в разлуке умереть,

И жребий чуждого изгнанника иметь.

На родине…

Ведущий 1:

Родился Лермонтов в Москве , у Красных ворот, в 1814 году. Детские годы провел в имении бабушки Тарханы, в Пензенской губернии.

Звучит мелодия Сен-Санс «Лебедь»

Ученик 1:

И вижу я себя ребенком, и кругом

Родные все места: высокий барский дом

И сад с разрушенной теплицей;

Зеленой сетью трав подернут спящий пруд,

А за прудом село дымится – и встают

Вдали туманы над полями.

В аллею темную вхожу я; сквозь кусты

Глядит вечерний луч, желтые листы

Шумят под робкими шагами.

И странная тоска теснит уж грудь мою…

Ведущий 2:

Разносторонняя одарённость Лермонтова проявилась очень рано. Он играл на скрипке, хорошо рисовал, лепил из воска, был талантливым шахматистом.

Тихо звучит мелодия Бетховена «К Элизе »

Мать Лермонтова была наделена музыкальной душой. Посадив ребенка себе на колени, она играла на пианино, а он, прильнув к ней , сидел неподвижно. Звуки потрясали его младенческую душу, и слезы катились по лицу.

( Из воспоминаний поэта)

Звучит музыка Моцарта, симфония № 40

Ведущий 1:

1839 год был годом лермонтовского триумфа. Его стихи и прозу печатают журналы. О нём говорят. Его приглашают. С ним добиваются знакомства.

Ученик 1: (из письма Лопухиной):

«Было время, когда я в качестве новичка искал доступа в общество. Это мне не удалось. Двери аристократических салонов закрылись передо мной. А теперь в это же самое общество я вхожу уже не как искатель, а как человек, добившийся своих прав. Я возбуждаю любопытство, передо мной заискивают, меня всегда приглашают».

Ведущий 2:

Но этот блеск и суета были лишь внешней жизнью. В другой ,внутренней, жизни он вовсе не чувствовал себя счастливым баловнем успеха.

Звучит романс « И скучно, и грустно, и некому руку подать

В минуту душевной невзгоды…»

Вальс. Танцующие. Сцена из «Маскарада»

Ведущий 1:

1840 год.

 В феврале на балу во французском посольстве произошла ссора между Лермонтовым и сыном французского посланника, которая закончилась дуэлью.

И хотя во время дуэли противники помирились и разъехались, 13 апреля был опубликован высочайший указ: «Поручика Лермонтова перевести в Тенгинский пехотный полк».

Ведущий 2:

Поэта посылали под пули на Северный Кавказ.

На этот раз он уехал из Петербурга иначе, чем в 1837, с тяжелым сердцем и тяжелым предчувствием. Поэт видел себя изгнанником.

Ученик 3:

 «Тучи»

Ведущий 1:

Последний день перед отъездом Лермонтов провел среди друзей в салоне Карамзиных.

Ведущий 2:

Белинский, лично знавший Лермонтова, так определил главную черту его натуры: «презрение рока и предчувствие его неизбежности».

Поведение поэта в последние преддуэльные дни подтверждает точность этой характеристики.

Звучит музыка Моцарта «Маленькая ночная серенада».

Ученик 4:

Эмилия Шан – Гирей, в доме которой произошло столкновение между Лермонтовым и Мартыновым, вспоминает:

«Собралось к нам несколько дам и мужчин. Михаил Ю.дал слово не сердить меня больше, и мы уселись мирно разговаривать. К нам присоединился князь Трубецкой. Они вдвоем принялись острить. Ничего злого не говорили, но смешного много. Вот увидели Мартынова. Не выдержал Лермонтов и начал острить на его счёт, Мартынов побледнел, глаза его сверкнули гневом.

Сценка.

Мартынов: Сколько раз я просил вас оставить свои шутки при дамах!

Лермонтов: Что ж , на дуэль, что ли вызовешь меня за это?

Мартынов: Да.

И тут же назначили день.

Ведущий 1:

«Когда я был трех лет, то была песня, от которой я плакал: ее не могу теперь вспомнить, но уверен, что если б услыхал ее, она бы произвела прежнее действие, ее певала мне покойная мать».

Звучит «Казачья колыбельная».

Ведущий 2:

Стихи начал писать с 14 лет, учась в университетском пансионе. Лермонтов написал 13 поэм, 3 драмы и около трехсот стихотворений.

Ученик 5:

«Вы, жадною толпой стоящие у трона,

Свободы, Гения и Славы палачи!

Таитесь вы под Сенею закона,

Пред вами суд и правда – все молчи!

Но есть и божий суд, наперсники разврата!

Есть грозный суд: он ждет,

Он не доступен звону злата,

И мысли  и дела он знает наперед.

(Можно читать до конца)

Звучит «Лунная соната».

Ведущий 1:

Лермонтов был арестован 18 февраля 1837 года. Под арестом к нему пускали только его камердинера, приносившего обед. Лермонтов велел заворачивать хлеб в серую бумагу и на этих клочках с помощью вина , сажи и спички написал несколько стихотворений.

Ученик 6:

«Молитва»

Отворите мне темницу,

Дайте мне сиянье дня,

Черноглазую девицу,

Черногривого коня.

Я красавицу младую

Прежде сладко поцелую,

На коня потом  вскачу,

В степь, как ветер, улечу.

Этот полк был сформирован тогда на Кавказе, неподалеку от Тифлиса.

Грузинский танец исполняют ученики 8 класса.

Ведущий 2:

Итак, он отправился на Кавказ. Это была замаскированная ссылка.

Ученик 1:

Я не хочу, чтоб свет узнал

Мою таинственную повесть;

Как я любил, за что страдал,

Тому судья лишь Бог да совесть!

Ученик 7:

Посвящение к поэме «Демон» («Тебе,  Кавказ , суровый царь земли…»).

Ведущий 1:

Звучит полонез Огинского.

В мае 1838 года поэт возвращается в Петербург. Появляются новые стихи. Это размышления о судьбе поколения, о судьбе России, о своем непростом отношении к Родине.

Ученик 8:

«Печально я гляжу на наше поколение»

Ссора произошла 13 июля 1841 года.

Через два дня, 15 июля, около семи часов вечера , в четырех километрах от Пятигорска, у подножия горы Машук, состоялась дуэль , во время которой неожиданно началась гроза.

Звуки грозы.

Ведущий 2:

Когда явились на место, где надобно было драться, Лермонтов , взяв пистолет в руки, повторил торжественно Мартынову , что ему не приходило в голову его обидеть, что все это была одна только шутка, и он готов просить у него прощения.

Ведущий 1:

«Стреляй! Стреляй!» - был ответ исступленного Мартынова. Лермонтов выстрелил в воздух, желая закончить ссору дружелюбно. Но не так великодушен был Мартынов. Сбылись страшные предчувствия.Рок был неуловим!

Занавес закрывается. Звучит романс «Горные вершины».

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературный вечер, посвященный творчеству А.С. Пушкина

Сценарий вечера, посвященный лирике любви А.С. Пушкина представляет собой театрализованное представление для учащихся 10-11 классов...

Сценарий литературного вечера, посвященного творчеству М.А.Шолохова "Льется песня над Доном..."

Предлагаемый сценарий может быть использован как в учебной работе при изучении творчества М.А.Шолохова, так и во внеурочной работе....

К 200-летию со дня рождения. Литературная гостиная, посвященная творчеству Михаила Юрьевича Лермонтова.

М.Ю.Лермонтов. Загадочный, дерзкий,задумчивый... Хотите вызвать интерес к судьбе и творчеству  поэта? Данный  материал поможет  это сделать....

Разработка сценария литературного вечера по творчеству М.Ю.Лермонтова для 9-11 классов

Сценарий,посвященный творчеству М.Ю.Лермонтова. Чтениие наизусть  стихотворений поэта, конкурс инсценировок, викторина....

Литературный вечер посвящённый творчеству М.Ю.Лермонтова

Литературное чтение стихов М.Ю. ЛермонтоваТема :Тематическое разнообразие лирики М.Ю. Лермонтова.Цель: прививать любовь к великому русскому слову, красоте поэзии; изучить основные мотивы лирики, биогр...

Сценарий литературного вечера, посвященного творчеству М.Ю.Лермонтова

Материал готов для использования при подготовке литературного вечера, посвященного творчеству М.Ю.Лермонтова...

Литературная гостиная, посвященная творчеству М.Ю.Лермонтова "Нет,я не Байрон, я другой..."

С детства нам знакомы  строки «Скажи-ка, дядя…», «Белеет парус одинокий…». А что знаем об их авторе, о его жизни, о его переживаниях?  Насколько ...