Методическая разработка урока внеклассного чтения в 6 классе по рассказу «Воздушный змей»
план-конспект занятия по литературе (6 класс) на тему

Урок-диалог по рассказу «Воздушный змей » из книги А. Костюнина «Ковчег души». «Именно в мечтах рождаются новые идеи… Добиться исполнения мечты — в этом величайший смысл жизни человека» Алексей Яковлев

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon внеклассное чтение55.5 КБ

Предварительный просмотр:


МОУ «Новомичуринская средняя общеобразовательная школа № 3»

Пронского района Рязанской области

ТВОРЧЕСТВО АЛЕКСАНДРА ВИКТОРОВИЧА КОСТЮНИНА

Методическая разработка урока внеклассного чтения в 6  классе  по рассказу «Воздушный змей» из книги А. Костюнина «Ковчег души » учителя русского языка и литературы  Комаровой Инны Александровны.

Урок-диалог по рассказу «Воздушный змей » из книги А. Костюнина  «Ковчег души».

Тема урока

 «Именно в мечтах рождаются новые идеи… Добиться исполнения мечты — в этом величайший смысл жизни человека» Алексей Яковлев

  Эпиграф: «Каждая мечта тебе дается вместе с силами, необходимыми для ее осуществления. Однако тебе, возможно, придется ради этого потрудиться»
Ричард Бах

                                                         

Тип урока: диалог

Вид урока: практикум

Формы организации учебной деятельности на уроке: индивидуальная,   фронтальная и др.

Цели урока:

Учебные цели:

  1. Пробуждение интереса учащихся к литературе, привитие любви к прекрасному и обогащению их лексических познаний; умение соотносить прочитанное с реальной жизнью;
  2. Развитие логического мышления, устной связной речи

Воспитательные:

-помочь  учащимся  осознать  ценность  совместной  деятельности;

-помочь подростку поверить в свои силы,

разбудить в нем лучшие качества личности;  

совершенствование навыков этичного межличностного общения, воспитание сознательного отношения к поступкам героев рассказа;

активизация познавательной деятельности в коллективе и формирование навыков сотрудничества в решении поисковых задач, воспитание у учащихся морально-ценностных чувств.

 Использованы следующие виды работ:

- чтение вслух учителем самых эмоциональных, волнующих страниц;

-беседа;

- определение лексического значения слов;

- постановка вопросов по определению позиций учащихся по значимым проблемам;

-определение выбора пути  героев в литературе и выбор пути учащихся;

- приближение урока литературы к жизни.

Оборудование:   тексты произведений, слайдовая презентация,  выставка книг и рисунков,  эпиграф к уроку, задания, раздаточный материал.

ХОД УРОКА

 

 Орг. Момент.

  Приветствие.

                      Мечту, что сбудется не скоро,
                   Зовут, известно, голубой –
                    Как цвет заоблачного неба
                  Весенним утром над тобой.

                                                      К ней долго надобно стремиться,
                        Трудясь, усиленно корпеть*…
                                                  Тогда МЕЧТЕ возможно сбыться,
                                                                                                     Чтоб у тебя в ладошках петь!

                                                                                                   

Учитель.

Доброе утро, ребята. Садитесь. Этим стихотворением Натали Самоний  я предлагаю начать наш сегодняшний  урок.

Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?

- Ответ учащихся.

Учитель.

Мы попробуем ответить на вопрос «Что такое мечта?» и что нужно делать человеку ,чтобы она осуществилась. Нужна ли человеку мечта?

слайд.   Что такое мечта?

   Что нужно делать человеку ,чтобы она осуществилась?

    Нужна ли человеку мечта?

Ответить на эти и другие вопросы может нам  рассказ известного современного  писателя  Александра Костюнина.

Учитель.

Что вы знаете о писателе?

Сообщение учеников. Презентация.

Учитель.

Сегодня на уроке я предлагаю поговорить о  рассказе  «Воздушный змей»   Александра Костюнина.  Как вы думаете, почему именно этот рассказ я выбрала для работы на уроке.

Ученики.

 - У каждого человека есть мечты.

-Очень часто мы мечтаем иметь какую-то вещь, а когда ее приобретаем, то разочаровываемся

-Совсем недавно я потеряла бабушку, сейчас мне хочется, чтобы она была рядом со мной.  

Учитель.                        

    Эпиграфом  к нашему уроку я взяла слова  Ричарда Баха

 «Каждая мечта тебе дается вместе с силами, необходимыми для ее осуществления. Однако тебе, возможно, придется ради этого потрудиться»  
    Как понимаете это высказывание?

Ученики.

-Нужно трудиться, работать, чтобы мечты исполнялись

Учитель.

Давайте и мы сегодня поработаем по  произведению «Воздушный змей». Обратимся к толковому словарю под редакцией С.Ожегова, чтобы выяснить значение слова мечта.

слайд

1. Нечто, созданное воображением, мысленно представляемое.

2. Предмет желаний, стремлений.

3.  О чём-нибудь очень хорошем

Запишите слово в наш словарь морально-этических понятий.

Учитель.

 Дома я просила прочитать и составить цитатный план по рассказу. Обычно цитатный план отражает главную мысль каждой части.  На сколько частей вы разделили  рассказ?

Ученики

-На  5 частей.  Дети читают свои варианты

Учитель.

Главным героем рассказа является Вовка. У него есть мечта?

Ответ учащихся.

Погружение в текст.

Учитель.

Найдите в тексте описание возникновения  мечты Вовки.

Ученики работают с текстом

   Каждое лето к бабушке на каникулы приезжал мой двоюродный брат в нарядной плюшевой кепке. Он был старше меня на два года, но важничал на все четыре. Со мной совсем не играл. Я невольно тянулся к нему, а он знай посмеивался:

– Тюля!

Однажды брат взял из кладовки дедушкины инструменты, старую газету, с кухни – нож и унёс всё в сарай. Слышу, что-то мастерит: пилит, стругает. Пытаюсь приблизиться – шикает. Закончил работу, выносит из сарая непонятную хрупкую конструкцию из реечек, обтянутых газетой, с длинным расщеплённым хвостом-мочалкой из лыка. Теряюсь в догадках: что это? Идёт на пустырь. Я – поодаль, следом. Разбегается, подняв вверх таинственный аппарат, и внезапно тот, словно живой… взмывает в воздух! Управляя длинной нитью, брат то отпускает его в свободный полёт, то придерживает, подтягивая к земле. Издали смотрю, как в вышине планирует белый квадрат, как взбирается он в небо по невидимым ступеням. Длинный хвост с бантиком на конце красиво вьётся по воздуху.

Мне тоже хотелось так бежать, удерживая шнур…

Навстречу ветру!

Учитель.

Почему мечта мальчика не осуществилась в раннем детстве ?

Ученики  

Сам он смастерить змея не мог ,а  сделанный братом…(Обращение  к тексту)

В августе брат засобирался в свою Кандалакшу-говнялакшу. Едва дождавшись, когда за ним хлопнет калитка, я кинулся в сарай… Чудо-крыла нигде не было! Обыскал каждый уголок и вдруг… наткнулся… на брошенные обломки растерзанной птицы.

Себя было жалко. Слёзы стояли в глазах.

Мечта запустить в небо воздушного змея с тех пор не отпускала меня, преследуя даже во сне.

Учитель .

Что автор подчеркивает в этом фрагменте?

Ученики.

-Даже столкнувшись с разочарованием, нужно мечтать и верить в ее исполнение.

Учитель

Кто помогает  осуществиться мечте Вовки ?

Ученики

-Его друг Коська.

Учитель

Найдите в тексте описание мальчика.

Ученики.

Там впервые я и увидел Коську...Он показался мне богатырём. Коська выделялся среди сверстников ловкостью, какой-то завидной отчаянностью. С ним хотели водиться все. Я об этом даже не мечтал…

Учитель.

Автор говорит нам, что даже Вовка  не мечтал о дружбе с Коськой. Как же они  становятся лучшими друзьями ?Какие чувства испытывает Вовка, когда понимает, что принят в друзья?

Ученики

   Вовка и Коська были разные.

(Пересказ фрагмента с консервной банкой)

В этот вечер засыпалось сладко. Счастье тихо убаюкивало: меня...приняли... в друзья! В друзья. (А всего-то нужно было —вымазаться вместе с ними.)

Учитель.

Для чего автор нам дает подробное описание, как изготавливают друзья самокаты ,а потом катаются на них ? Найдите в тексте ответ

Ученики

Самокат —две доски. В одной пропиливается окошко, ось —палочку делаешь, подшипники насаживаешь и —хоп! Самокат готов в шесть секунд. Чем больше диаметр подшипника, тем быстрее катишься. Как раз в ту пору начали перестраивать шоссе Первого Мая. Вместо узкой дороги, вымощенной булыжником из малинового кварцита, —Первомайский проспект с двумя широченными асфальтированными полосами движения. Ещё проезд для машин закрыт, а мы на самокатах по свежеуложенному асфальту гоняем вовсю. Такой простор!.. Я мастерил вместе с ребятами самокаты, а ночью, закрыв глаза, видел уносящегося в небо воздушного змея. Детская несбытная мечта не давала покоя.

Учащиеся делают вывод.

Автор показывает нам ,что мальчики могут смастерить не только ,самокат,но и воздушного змея

Учитель.

Вовка решает рассказать о своей мечте Коське, и тот помогает заветной мечте расправить крылья и подняться высоко-высоко.

Читает конец рассказа

   Однажды я рассказал о ней Коське, а уже на следующий день он притащил из дому журнал «Юный техник». На обложке счастливый мальчишка запускал в небо бумажного змея. В журнале было всё подробно расписано и начерчено.

Я с завистью разглядывал иллюстрации:

– Здорово!

– Мы сделаем не хуже! Айда!

– Ты что, сумеешь?..

Никогда не видел, как строят воздушного змея, и не представлял: «Ну как он полетит?»

Следуя инструкции, от сухой сосновой доски без сучков мы отщипнули тоненькие реечки. (Чем легче деревянные детали, тем проще запускать.) Пропитали их олифой. Склеили столярным клеем каркас: реечки из угла в угол, крест-накрест, и по периметру. (Точно выдержишь угол, будет что надо парить, неудачно – может вовсе не взлететь.) Из центра протянули длинную-предлинную нитку. Саня принёс лист кальки: бумага тонкая, плотная, хрустящая. (Это вам не страничка «Ленинской правды», как у двоюродного брата.) Четыре дня мы всей «шарашкой» колдовали в сарае над птицей счастья. Рисовали акварельными  красками узоры на крыле, сушили под грузом. Для хвоста Коська стащил у сестры шиньон . Его распустили, распушили, покрасили в синий цвет. Хвост служит не только для красы. Это балансир: чем он длиннее, тем лучше. (Так в журнале было написано.)

Смастерили. Два дня ждали подходящей погоды…

Вечерами я подолгу ворочался, не мог заснуть. А утром первым бежал в сарай к своей птице. Наконец ветер задул уверенными сильными порывами. Мы бережно понесли воздушного змея на пустырь. Солнце, нагревая землю, вызывало испарения, и это было нам на руку. Сильный упругий ветер, наталкиваясь на взгорье, превращался в восходящий поток. С пригорка и решили запускать.

…До моего сознания не сразу доходит, что именно мне Коська великодушно предлагает:

– Вовка, запускай ты.

– Я?..

Он объяснил, как правильно держать катушку, сам кончиками пальцев взял змея. Дождавшись порыва ветра, мы побежали. Ветер пел у меня в ушах. Нитка натянулась, стала упругой. Коська, чувствуя, что змея подхватило вихрем , отпустил его.

Бумажная жар-птица решительно взмыла в голубое небо. Я отматываю катушку… выпускаю нитку… она поднимается всё выше, выше, выше.

Парит легко и свободно.

В третьем классе Коська с родителями переехал в другой город. Мы больше никогда не виделись, но я его запомнил навсегда и благодарен за то, что он помог моей заветной мечте расправить крылья и подняться высоко-высоко.

В самое небо.

Рассказ «Воздушный змей» написан о детской мечте мальчика и помогает нам ответить на вопросы, поставленные в начале урока. Давайте вспомним их и попробуем ответить

Слайд на презентации

          Что такое мечта?

  Что нужно делать человеку ,чтобы она осуществилась?

 Нужна ли человеку мечта?

Ученики

  У  каждого человека есть своя заветная мечта. Когда мы еще дети, наши мечты маленькие, достижимые.

- Некоторые мечты из детства остаются на всю жизнь. Так произошло и с  Вовкой . Его не оставляла мечта запустить воздушного Змея.

- Со временем, мы взрослеем, соответственно, наши потребности тоже растут, а также желания, стремления и цели. Какой-нибудь ученый мечтает изобрести машину времени, либо летающий автомобиль, другой же исследователь живет мечтой найти затонувшую Атлантиду. Третий вообще горит воображением встретиться с жителями других планет.

Но приходит время, когда человек начинает понимать, что пора задумываться о будущей профессии. Вот тогда, все наши желания становятся все более определенными и осмысленными . Кто-то хочет стать асом в актерском мастерстве, играть в театре либо работать на съемочной площадке, а в итоге гордиться собственными достижениями с экрана телевизора, а другой же - стремится к тому, чтобы в будущем стать учителем, воспитывать будущее нашей страны

-   Человек становится на одну ступеньку выше к своей мечте, если имеет  свою определенную цель, надеется сделать что-то реальное, непременно значительное и необходимое. Абсолютно каждый человек имеет право мечтать, ведь в этом нет ничего запретного.

 - Нужно не сидеть на ровном месте, и надеяться на то, что мечта сама попадется в руки. Это глупо и бессмысленно.  

Учитель.

Рассказ »Воздушный змей» написал современный писатель А.Костюнин, и это его обращение к нам, современникам. Как вы думаете, какими качествами обладает автор произведения?

Ответ учащихся.

-Он верит в мечту и умеет мечтать.

-Ему дороги воспоминания детства.

-Он пишет о детях, потому что хорошо их понимает

    Учитель

«Именно в мечтах рождаются новые идеи… Добиться исполнения мечты — в этом величайший смысл жизни человека»,- говорил Алексей Яковлев, а Александр Грин, написавший произведение о мечте «Алые паруса» , которое  мы изучали говорил: «Нужно мечтать, нужно верить в мечту, в одно из самых могучих орудий переустройства мира».

Мечта разыскивает путь, - Закрыты все пути;

Мечта разыскивает путь, - Намечены пути;

Мечта разыскивает путь, - Открыты все пути.

Верьте в мечту, и делайте все, чтобы она сбывалась.

 Посмотрите еще раз на эпиграф к нашему уроку :«Каждая мечта тебе дается вместе с силами, необходимыми для ее осуществления. Однако тебе, возможно, придется ради этого потрудиться» Ричард Бах

Наш урок подошел к концу, но ,я надеюсь, не закончится ваше знакомство с творчеством современного российского писателя А.Костюнина.

Подведем итог урока. Оцените свою работу на уроке.

-Было интересно…

Я получил на будущее…

Было трудно…

Ответы учащихся

Домашнее задание.

 Напишите сочинение на тему:

1)«Моя мечта» или «Мои мечты»

2)Отзыв о рассказе «Воздушный змей»А. Костюнина.

3) «Что такое мечта?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ В 6 КЛАССЕ: «Уроки Анри де Сент-Экзюпери - гармония мыслей и поступков».

Сказка зта- мудрая и человечная, и автор её не только поэт, но и философ.Просто и проникновенно говорит о самом важном. О долге и верности. О дружбе и любви, о горячей, деятельной любви к жизни и к лю...

Методическая разработка УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ В 6 КЛАССЕ: «Уроки Анри де Сент-Экзюпери - гармония мыслей и поступков».

Сказка зта - мудрая и человечная, и автор её не только поэт, но и философ.Просто и проникновенно говорит о самом важном. О долге и верности. О дружбе и любви, о горячей, деятельной любви к жизни и к л...

Методическая разработка урока внеклассного чтения в 6 классе "Книга учит, как на миру жить. Нравственные уроки в повести А.П.Гайдара "Тимур и его команда"(урок-проект с мультимедийным приложением)

Данный урок открывает серию уроков внеклассного чтения в рамках проекта "Книга учит, как на миру жить. Нравственные уроки в произведениях отечественных и зарубежных писателей". Уроки направлены на обо...

Методическая разработка урока внеклассного чтения «Роль черного цвета в русском фольклоре и в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» (7 класс) (урок-исследование)

Цель урока: мотивирование обучающихся к изучению гоголевской прозы, побуждение к глубокому, осознанному чтению и осмыслению классических произведений.Планируемые задачи:·...

Методическая разработка урока внеклассного чтения в 8 классе «То, что было раньше незнакомым, близким сердцу делается тут…» (сопоставительный анализ на уроке)

Сопоставительный анализ на уроке внеклассного чтения в 8 классеЦели урока: Образовательные: раскрыть своеобразие лирики Н.А.Заболоцкого, на примере стихотворений поэта закрепить знания учащихся о троп...

Методическая разработка урока внеклассного чтения в 5 классе: «Нравственные уроки народной морали в сказке «Куйгорож»

Цели:Образовательные: раскрыть нравственные уроки народной морали в сказке «Куйгорож; на примере  произведения  продолжить знакомство учащихся с мордовской культурой, проследить взаимодейств...

Методическая разработка урока внеклассного чтения по рассказу А.Платонова "Взыскание погибших"

Методическая разработка урока внеклассного чтения в 8 классе по рассказу А.Платонова "Взыскание погибших" может использоваться учителями в своей практике. Апробирована в 8 классе....