Методическая разработка урока внеклассного чтения в 6 классе по рассказу «Воздушный змей»
план-конспект занятия по литературе (6 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
внеклассное чтение | 55.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Новомичуринская средняя общеобразовательная школа № 3»
Пронского района Рязанской области
ТВОРЧЕСТВО АЛЕКСАНДРА ВИКТОРОВИЧА КОСТЮНИНА
Методическая разработка урока внеклассного чтения в 6 классе по рассказу «Воздушный змей» из книги А. Костюнина «Ковчег души » учителя русского языка и литературы Комаровой Инны Александровны.
Урок-диалог по рассказу «Воздушный змей » из книги А. Костюнина «Ковчег души».
Тема урока
«Именно в мечтах рождаются новые идеи… Добиться исполнения мечты — в этом величайший смысл жизни человека» Алексей Яковлев
Эпиграф: «Каждая мечта тебе дается вместе с силами, необходимыми для ее осуществления. Однако тебе, возможно, придется ради этого потрудиться»
Ричард Бах
Тип урока: диалог
Вид урока: практикум
Формы организации учебной деятельности на уроке: индивидуальная, фронтальная и др.
Цели урока:
Учебные цели:
- Пробуждение интереса учащихся к литературе, привитие любви к прекрасному и обогащению их лексических познаний; умение соотносить прочитанное с реальной жизнью;
- Развитие логического мышления, устной связной речи
Воспитательные:
-помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности;
-помочь подростку поверить в свои силы,
разбудить в нем лучшие качества личности;
совершенствование навыков этичного межличностного общения, воспитание сознательного отношения к поступкам героев рассказа;
активизация познавательной деятельности в коллективе и формирование навыков сотрудничества в решении поисковых задач, воспитание у учащихся морально-ценностных чувств.
Использованы следующие виды работ:
- чтение вслух учителем самых эмоциональных, волнующих страниц;
-беседа;
- определение лексического значения слов;
- постановка вопросов по определению позиций учащихся по значимым проблемам;
-определение выбора пути героев в литературе и выбор пути учащихся;
- приближение урока литературы к жизни.
Оборудование: тексты произведений, слайдовая презентация, выставка книг и рисунков, эпиграф к уроку, задания, раздаточный материал.
ХОД УРОКА
Орг. Момент.
Приветствие.
Мечту, что сбудется не скоро,
Зовут, известно, голубой –
Как цвет заоблачного неба
Весенним утром над тобой.
К ней долго надобно стремиться,
Трудясь, усиленно корпеть*…
Тогда МЕЧТЕ возможно сбыться,
Чтоб у тебя в ладошках петь!
Учитель.
Доброе утро, ребята. Садитесь. Этим стихотворением Натали Самоний я предлагаю начать наш сегодняшний урок.
Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?
- Ответ учащихся.
Учитель.
Мы попробуем ответить на вопрос «Что такое мечта?» и что нужно делать человеку ,чтобы она осуществилась. Нужна ли человеку мечта?
слайд. Что такое мечта?
Что нужно делать человеку ,чтобы она осуществилась?
Нужна ли человеку мечта?
Ответить на эти и другие вопросы может нам рассказ известного современного писателя Александра Костюнина.
Учитель.
Что вы знаете о писателе?
Сообщение учеников. Презентация.
Учитель.
Сегодня на уроке я предлагаю поговорить о рассказе «Воздушный змей» Александра Костюнина. Как вы думаете, почему именно этот рассказ я выбрала для работы на уроке.
Ученики.
- У каждого человека есть мечты.
-Очень часто мы мечтаем иметь какую-то вещь, а когда ее приобретаем, то разочаровываемся
-Совсем недавно я потеряла бабушку, сейчас мне хочется, чтобы она была рядом со мной.
Учитель.
Эпиграфом к нашему уроку я взяла слова Ричарда Баха
«Каждая мечта тебе дается вместе с силами, необходимыми для ее осуществления. Однако тебе, возможно, придется ради этого потрудиться»
Как понимаете это высказывание?
Ученики.
-Нужно трудиться, работать, чтобы мечты исполнялись
Учитель.
Давайте и мы сегодня поработаем по произведению «Воздушный змей». Обратимся к толковому словарю под редакцией С.Ожегова, чтобы выяснить значение слова мечта.
слайд
1. Нечто, созданное воображением, мысленно представляемое.
2. Предмет желаний, стремлений.
3. О чём-нибудь очень хорошем
Запишите слово в наш словарь морально-этических понятий.
Учитель.
Дома я просила прочитать и составить цитатный план по рассказу. Обычно цитатный план отражает главную мысль каждой части. На сколько частей вы разделили рассказ?
Ученики
-На 5 частей. Дети читают свои варианты
Учитель.
Главным героем рассказа является Вовка. У него есть мечта?
Ответ учащихся.
Погружение в текст.
Учитель.
Найдите в тексте описание возникновения мечты Вовки.
Ученики работают с текстом
Каждое лето к бабушке на каникулы приезжал мой двоюродный брат в нарядной плюшевой кепке. Он был старше меня на два года, но важничал на все четыре. Со мной совсем не играл. Я невольно тянулся к нему, а он знай посмеивался:
– Тюля!
Однажды брат взял из кладовки дедушкины инструменты, старую газету, с кухни – нож и унёс всё в сарай. Слышу, что-то мастерит: пилит, стругает. Пытаюсь приблизиться – шикает. Закончил работу, выносит из сарая непонятную хрупкую конструкцию из реечек, обтянутых газетой, с длинным расщеплённым хвостом-мочалкой из лыка. Теряюсь в догадках: что это? Идёт на пустырь. Я – поодаль, следом. Разбегается, подняв вверх таинственный аппарат, и внезапно тот, словно живой… взмывает в воздух! Управляя длинной нитью, брат то отпускает его в свободный полёт, то придерживает, подтягивая к земле. Издали смотрю, как в вышине планирует белый квадрат, как взбирается он в небо по невидимым ступеням. Длинный хвост с бантиком на конце красиво вьётся по воздуху.
Мне тоже хотелось так бежать, удерживая шнур…
Навстречу ветру!
Учитель.
Почему мечта мальчика не осуществилась в раннем детстве ?
Ученики
Сам он смастерить змея не мог ,а сделанный братом…(Обращение к тексту)
В августе брат засобирался в свою Кандалакшу-говнялакшу. Едва дождавшись, когда за ним хлопнет калитка, я кинулся в сарай… Чудо-крыла нигде не было! Обыскал каждый уголок и вдруг… наткнулся… на брошенные обломки растерзанной птицы.
Себя было жалко. Слёзы стояли в глазах.
Мечта запустить в небо воздушного змея с тех пор не отпускала меня, преследуя даже во сне.
Учитель .
Что автор подчеркивает в этом фрагменте?
Ученики.
-Даже столкнувшись с разочарованием, нужно мечтать и верить в ее исполнение.
Учитель
Кто помогает осуществиться мечте Вовки ?
Ученики
-Его друг Коська.
Учитель
Найдите в тексте описание мальчика.
Ученики.
Там впервые я и увидел Коську...Он показался мне богатырём. Коська выделялся среди сверстников ловкостью, какой-то завидной отчаянностью. С ним хотели водиться все. Я об этом даже не мечтал…
Учитель.
Автор говорит нам, что даже Вовка не мечтал о дружбе с Коськой. Как же они становятся лучшими друзьями ?Какие чувства испытывает Вовка, когда понимает, что принят в друзья?
Ученики
Вовка и Коська были разные.
(Пересказ фрагмента с консервной банкой)
В этот вечер засыпалось сладко. Счастье тихо убаюкивало: меня...приняли... в друзья! В друзья. (А всего-то нужно было —вымазаться вместе с ними.)
Учитель.
Для чего автор нам дает подробное описание, как изготавливают друзья самокаты ,а потом катаются на них ? Найдите в тексте ответ
Ученики
Самокат —две доски. В одной пропиливается окошко, ось —палочку делаешь, подшипники насаживаешь и —хоп! Самокат готов в шесть секунд. Чем больше диаметр подшипника, тем быстрее катишься. Как раз в ту пору начали перестраивать шоссе Первого Мая. Вместо узкой дороги, вымощенной булыжником из малинового кварцита, —Первомайский проспект с двумя широченными асфальтированными полосами движения. Ещё проезд для машин закрыт, а мы на самокатах по свежеуложенному асфальту гоняем вовсю. Такой простор!.. Я мастерил вместе с ребятами самокаты, а ночью, закрыв глаза, видел уносящегося в небо воздушного змея. Детская несбытная мечта не давала покоя.
Учащиеся делают вывод.
Автор показывает нам ,что мальчики могут смастерить не только ,самокат,но и воздушного змея
Учитель.
Вовка решает рассказать о своей мечте Коське, и тот помогает заветной мечте расправить крылья и подняться высоко-высоко.
Читает конец рассказа
Однажды я рассказал о ней Коське, а уже на следующий день он притащил из дому журнал «Юный техник». На обложке счастливый мальчишка запускал в небо бумажного змея. В журнале было всё подробно расписано и начерчено.
Я с завистью разглядывал иллюстрации:
– Здорово!
– Мы сделаем не хуже! Айда!
– Ты что, сумеешь?..
Никогда не видел, как строят воздушного змея, и не представлял: «Ну как он полетит?»
Следуя инструкции, от сухой сосновой доски без сучков мы отщипнули тоненькие реечки. (Чем легче деревянные детали, тем проще запускать.) Пропитали их олифой. Склеили столярным клеем каркас: реечки из угла в угол, крест-накрест, и по периметру. (Точно выдержишь угол, будет что надо парить, неудачно – может вовсе не взлететь.) Из центра протянули длинную-предлинную нитку. Саня принёс лист кальки: бумага тонкая, плотная, хрустящая. (Это вам не страничка «Ленинской правды», как у двоюродного брата.) Четыре дня мы всей «шарашкой» колдовали в сарае над птицей счастья. Рисовали акварельными красками узоры на крыле, сушили под грузом. Для хвоста Коська стащил у сестры шиньон . Его распустили, распушили, покрасили в синий цвет. Хвост служит не только для красы. Это балансир: чем он длиннее, тем лучше. (Так в журнале было написано.)
Смастерили. Два дня ждали подходящей погоды…
Вечерами я подолгу ворочался, не мог заснуть. А утром первым бежал в сарай к своей птице. Наконец ветер задул уверенными сильными порывами. Мы бережно понесли воздушного змея на пустырь. Солнце, нагревая землю, вызывало испарения, и это было нам на руку. Сильный упругий ветер, наталкиваясь на взгорье, превращался в восходящий поток. С пригорка и решили запускать.
…До моего сознания не сразу доходит, что именно мне Коська великодушно предлагает:
– Вовка, запускай ты.
– Я?..
Он объяснил, как правильно держать катушку, сам кончиками пальцев взял змея. Дождавшись порыва ветра, мы побежали. Ветер пел у меня в ушах. Нитка натянулась, стала упругой. Коська, чувствуя, что змея подхватило вихрем , отпустил его.
Бумажная жар-птица решительно взмыла в голубое небо. Я отматываю катушку… выпускаю нитку… она поднимается всё выше, выше, выше.
Парит легко и свободно.
В третьем классе Коська с родителями переехал в другой город. Мы больше никогда не виделись, но я его запомнил навсегда и благодарен за то, что он помог моей заветной мечте расправить крылья и подняться высоко-высоко.
В самое небо.
Рассказ «Воздушный змей» написан о детской мечте мальчика и помогает нам ответить на вопросы, поставленные в начале урока. Давайте вспомним их и попробуем ответить
Слайд на презентации
Что такое мечта?
Что нужно делать человеку ,чтобы она осуществилась?
Нужна ли человеку мечта?
Ученики
У каждого человека есть своя заветная мечта. Когда мы еще дети, наши мечты маленькие, достижимые.
- Некоторые мечты из детства остаются на всю жизнь. Так произошло и с Вовкой . Его не оставляла мечта запустить воздушного Змея.
- Со временем, мы взрослеем, соответственно, наши потребности тоже растут, а также желания, стремления и цели. Какой-нибудь ученый мечтает изобрести машину времени, либо летающий автомобиль, другой же исследователь живет мечтой найти затонувшую Атлантиду. Третий вообще горит воображением встретиться с жителями других планет.
Но приходит время, когда человек начинает понимать, что пора задумываться о будущей профессии. Вот тогда, все наши желания становятся все более определенными и осмысленными . Кто-то хочет стать асом в актерском мастерстве, играть в театре либо работать на съемочной площадке, а в итоге гордиться собственными достижениями с экрана телевизора, а другой же - стремится к тому, чтобы в будущем стать учителем, воспитывать будущее нашей страны
- Человек становится на одну ступеньку выше к своей мечте, если имеет свою определенную цель, надеется сделать что-то реальное, непременно значительное и необходимое. Абсолютно каждый человек имеет право мечтать, ведь в этом нет ничего запретного.
- Нужно не сидеть на ровном месте, и надеяться на то, что мечта сама попадется в руки. Это глупо и бессмысленно.
Учитель.
Рассказ »Воздушный змей» написал современный писатель А.Костюнин, и это его обращение к нам, современникам. Как вы думаете, какими качествами обладает автор произведения?
Ответ учащихся.
-Он верит в мечту и умеет мечтать.
-Ему дороги воспоминания детства.
-Он пишет о детях, потому что хорошо их понимает
Учитель
«Именно в мечтах рождаются новые идеи… Добиться исполнения мечты — в этом величайший смысл жизни человека»,- говорил Алексей Яковлев, а Александр Грин, написавший произведение о мечте «Алые паруса» , которое мы изучали говорил: «Нужно мечтать, нужно верить в мечту, в одно из самых могучих орудий переустройства мира».
Мечта разыскивает путь, - Закрыты все пути;
Мечта разыскивает путь, - Намечены пути;
Мечта разыскивает путь, - Открыты все пути.
Верьте в мечту, и делайте все, чтобы она сбывалась.
Посмотрите еще раз на эпиграф к нашему уроку :«Каждая мечта тебе дается вместе с силами, необходимыми для ее осуществления. Однако тебе, возможно, придется ради этого потрудиться» Ричард Бах
Наш урок подошел к концу, но ,я надеюсь, не закончится ваше знакомство с творчеством современного российского писателя А.Костюнина.
Подведем итог урока. Оцените свою работу на уроке.
-Было интересно…
Я получил на будущее…
Было трудно…
Ответы учащихся
Домашнее задание.
Напишите сочинение на тему:
1)«Моя мечта» или «Мои мечты»
2)Отзыв о рассказе «Воздушный змей»А. Костюнина.
3) «Что такое мечта?»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ В 6 КЛАССЕ: «Уроки Анри де Сент-Экзюпери - гармония мыслей и поступков».
Сказка зта- мудрая и человечная, и автор её не только поэт, но и философ.Просто и проникновенно говорит о самом важном. О долге и верности. О дружбе и любви, о горячей, деятельной любви к жизни и к лю...
Методическая разработка УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ В 6 КЛАССЕ: «Уроки Анри де Сент-Экзюпери - гармония мыслей и поступков».
Сказка зта - мудрая и человечная, и автор её не только поэт, но и философ.Просто и проникновенно говорит о самом важном. О долге и верности. О дружбе и любви, о горячей, деятельной любви к жизни и к л...
Методическая разработка урока внеклассного чтения в 6 классе "Книга учит, как на миру жить. Нравственные уроки в повести А.П.Гайдара "Тимур и его команда"(урок-проект с мультимедийным приложением)
Данный урок открывает серию уроков внеклассного чтения в рамках проекта "Книга учит, как на миру жить. Нравственные уроки в произведениях отечественных и зарубежных писателей". Уроки направлены на обо...
Методическая разработка урока внеклассного чтения «Роль черного цвета в русском фольклоре и в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» (7 класс) (урок-исследование)
Цель урока: мотивирование обучающихся к изучению гоголевской прозы, побуждение к глубокому, осознанному чтению и осмыслению классических произведений.Планируемые задачи:·...
Методическая разработка урока внеклассного чтения в 8 классе «То, что было раньше незнакомым, близким сердцу делается тут…» (сопоставительный анализ на уроке)
Сопоставительный анализ на уроке внеклассного чтения в 8 классеЦели урока: Образовательные: раскрыть своеобразие лирики Н.А.Заболоцкого, на примере стихотворений поэта закрепить знания учащихся о троп...
Методическая разработка урока внеклассного чтения в 5 классе: «Нравственные уроки народной морали в сказке «Куйгорож»
Цели:Образовательные: раскрыть нравственные уроки народной морали в сказке «Куйгорож; на примере произведения продолжить знакомство учащихся с мордовской культурой, проследить взаимодейств...
Методическая разработка урока внеклассного чтения по рассказу А.Платонова "Взыскание погибших"
Методическая разработка урока внеклассного чтения в 8 классе по рассказу А.Платонова "Взыскание погибших" может использоваться учителями в своей практике. Апробирована в 8 классе....