рабочие программы на 2018-2019 учебный год
календарно-тематическое планирование по литературе на тему

Иванова Мария Александровна

предлагаю Вашему вниманию рабочие программы на 2018-2019 учебный год по русскому языку и литературе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ivanova_m.a._rab_programmy.rar348.15 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная  школа

р. п. Пушкино Советского района Саратовской области

 «Рассмотрено»

Руководитель ШМК________________

/Иванова М.А./

Протокол №1 от30 августа 2018г.

    «Согласовано»

Зам. директора по  УР  ______________

/Початкова Т. Д./

«30» августа 2018 год

        «Утверждено»

Приказ №221  от 30 августа 2018г.

Директор МБОУ-СОШ __________ /Денисова Л.Г./

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

первой квалификационной категории

Ивановой Марии Александровны

по  русскому  языку  в 6  классе.

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № 1 от

«30»  августа 2018 г.

2018 – 2019 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку для 6 класса составлена в соответствии с положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, на основе примерной Программы основного общего образования по русскому языку и Программы по русскому языку к учебнику для 6 класса общеобразовательной школы авторов М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, T.A. Тростенцовой и др. (М.: Просвещение, 2014).

  • Воспитание духовно-богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания, человека, любящего свою Родину, знающего и уважающего родной язык, сознательно относящегося к нему как явлению культуры, осмысляющего родной язык как основное средство общения, средство получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средство освоения морально-этических норм, принятых в обществе;
  • овладение системой знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками, развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании, а также важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями; формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования;
  • приобретение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях ее функционирования, развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты, обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств, совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности, развитие умений стилистически корректного использования лексики и фразеологии русского языка;
  • развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, их речевой культуры, овладение правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета, воспитание стремления к речевому самосовершенствованию, осознание эстетической ценности родного языка;
  • совершенствование коммуникативных способностей. формирование готовности к сотрудничеству, созидательной деятельности, умений вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.

Общая характеристика программы

Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между разделами курса. Уроки спланированы с учетом знаний, умений  и навыков  по предмету, которые сформированы в процессе реализации принципов развивающего  обучения. Соблюдая преемственность с начальной  школой, авторы выстраивают обучение русскому языку в 6 классе на высоком, но доступном уровне быстрым темпом, отводя ведущую роль теоретическим знаниям. На первый план выдвигается раскрытие и использование познавательных возможностей как средства их развития и как основы для овладения учебным материалом. Повысить интенсивность и плотность процесса обучения позволяет использование различных форм работы: письменной и устной под руководством учителя и самостоятельной. Сочетание коллективной работы с индивидуальной снижает утомляемость учащихся от однообразной  деятельности, создает условия для контроля  полученных знаний, качества выполнения заданий. Для пробуждения познавательной активности и сознательности учащихся в уроки включены сведения из истории русского языка, прослеживаются процессы  формирования языковых явлений, их взаимосвязь

Материал в программе подается с учетом возрастных  возможностей учащихся.

В программе предусмотрены вводные уроки, раскрывающие роль и значение русского языка в нашей стране и за ее пределами. Программа рассчитана на прочное усвоение материала, для чего значительное  место в ней отводится повторению. Для этого в начале и в конце года выделяются специальные часы. В 6 классе необходимо уделять внимание преемственности между начальным и средним звеном. Решению этого вопроса посвящен раздел «Повторение изученного в 5 классе». Для организации систематического повторения, проведения различных видов разбора подобраны примеры из художественной  литературы.

Разделы учебника «Русский язык. 6 класс содержит  значительное количество упражнений разного уровня сложности, к которым прилагаются интересные разнообразные задания, активизирующие мыслительную деятельность учащихся. При изучении решаются и другие задачи: речевого развития учащихся, формирования общеучебных умений (слушать, выделять главное, работать с книгой, планировать  последовательность действий, контролировать и др.)

В программе также специально выделены часы на развитие связной речи. Темы по развитию речи- речеведческие понятия и виды работы над текстом-; пропорционально распределяются межу грамматическим  материалом. Это обеспечивает равномерность обучения речи, условия для его организации. В системе школьного образования учебный предмета «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения,  Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования реализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывен со всеми школьными предметами и влияет на качество их усвоения, а в перспективе способствует овладению  будущей профессией.

Технологии, используемые в обучении: развивающего обучения, обучения в сотрудничестве, проблемного обучения, развития исследовательских навыков, информационно-коммуникационные, здоровьесбегающие.

Основными формами и видами контроля знаний и навыков являются: входной контроль в  конце четверти; текущий — в форме устного, фронтального опроса, контрольных, словарных диктантов предупредительных, объяснительных, выборочных графических, творческих, свободных («Проверь себя»), диктантов с грамматическими заданиями, проверочных работ, комплексного анализа,  итоговый контрольный диктант, словарный диктант, комплексный анализ текста.

Планируемые результаты

I. Учащиеся должны знать определения основных изучаемых в 6 классе языковых единиц, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.

II. К концу 6 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

- производить словообразовательный разбор слов с ясной структурой, морфологический разбор изученных в 6 классе частей речи, синтаксический разбор предложений с двумя главными членами и с одним главным членом, выраженным безличным глаголом;

- с помощью толкового словаря выяснять нормы употребления слова;

- соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.

По орфографии: Находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами; находить и исправлять орфографические ошибки.

Правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, изученными в 6 классе.

По пунктуации: Находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделять знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях в соответствии с изученными правилами.

По развитию речи: Составлять сложный план. Подробно, сжато и выборочно излагать повествовательные тексты с элементами описания помещения и пейзажа. Собирать и систематизировать материал к сочинению с учетом темы и основной мысли. Описывать помещение, пейзаж, составлять рассказ на основе услышанного и по воображению. Совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста (в соответствии с изученным языковым материалом).

Уметь грамотно и четко отвечать на вопросы по пройденному материалу; выступать по заданной теме.

Уметь выразительно читать письменный (прозаический и поэтический) текст.

Содержание курса.

Речь. Общение

 Русский язык - один из развитых языков мира. Язык, речь. Общение. Ситуация общения

Повторение  изученного в 5 классе

фонетика. Орфоэпия. Морфемы в слове. Орфоэпия. Морфемы в  приставках и корнях слов. Части речи. Орфограммы в окончаниях слов. Словосочетания. Простое предложение. Знаки препинания. Сложное предложение . запятые  в сложном предложении. Синтаксический разбор  предложений. Прямая речь. Диалог. Типы речи. Стиль речи. Основная мысль текста, Составление диалога.

Контрольная работа  (далее К.Р.). Контрольный  диктант с грамматическим заданием.

Текст его особенности. Тема и основная мысль Заглавие текста. Начальные и конечные предложения текста. Ключевые слова. Основные признаки : и стили речи. Официально-деловой стиль, Речь устная и письменная; диалогическая монологическая. Основная мысль текста,

Лексика Культура речи

Слово и его лексическое значение. Собирание материалов к сочинению. Общеупотребительные слова.

Профессионализмы. Диалектизмы. Исконно- русские и заимствованные слова. Неологизмы. Устаревшие слова. Словари. Повторение.

P.P. Написание сжатого изложения. Приемы сжатия текста. Составление словарной статьи по образцу.

К. Р. Контрольный диктант  с лексическим заданием.

Фразеология. Культура речи

Фразеологизмы. Источники фразеологизмов. Повторение.

P.P. Конструирование текста с использованием фразеологизмов.

К.Р. Контрольный тест  по теме «Фразеология».

Словообразование. Орфография. Культура речи

Морфемика и словообразование. Описание помещения. Основные способы образования слов в русском языке. Этимология слов. Систематизация материалов к сочинению. Сложный план. Буквы а и о в корне –кас - кос-. Буквы а я о в корне –гар - гор-.

 Буквы

а и о в корне -зар        зор-. Буквы ы, и  после приставок. Гласные в приставках пре- и при-. Соединительные гласные о и е в сложных словах. Сложносокращенные слова. Морфемный и словообразовательный разбор слова. Повторение.

Р. Р. Анализ стихотворного текста с точки зрения состава и способа образования слов. Сложный план сочинения. Описание помещения. Составление рассказа по рисунку. Выборочное изложение по произведению художественной литературы. Сочинение по картине.

К. Р. Контрольный диктант  с грамматическим заданием. Контрольный диктант  с грамматическим заданием.

Морфология. Орфография. Культура речи

Имя существительное (1 часть)

Имя существительное как часть речи. Разносклоняемые имена существительные. Буква е в суффиксе -ен- существительных на -мя. Несклоняемые имена существительные. Род несклоняемых имен существительных. Имена существительные общего рода. Морфологический разбор имени существительного. Не с существительными. Буквы ч и щ в суффиксе существительных -чик (-щик). Гласные о и е после шипящих в суффиксах существительных. Повторение.

P.P. Написание письма. Составление текста-описания. Анализ стихотворного текста: определение основной мысли, темы, ключевых слов текста.

К. Р. Контрольный диктант  с грамматическим заданием. Контрольный тест по теме «Имя существительное». Сочинение по картине.

Морфология. Орфография. Культура речи (2 часть)

Имя прилагательное

Имя прилагательное как часть речи. Описание природы. Степени сравнения имен прилагательных. Разряды прилагательных по значению. Качественные прилагательные. Относительные прилагательные. Притяжательные прилагательные. Морфологический разбор имени прилагательного. Не с прилагательными.

Буквы о, е после шипящих и в суффиксах прилагательных. Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных. Различение на письме суффиксов прилагательных  -к, ск-. Дефисное и слитное написание сложных прилагательных. Повторение.

P.P. Описание природы: основная мысль, структура описания, языковые средства, используемые в описании. Составление плана описания природы. Выборочное изложение по произведению художественной литературы.

К. Р. Контрольный диктант  с грамматическим заданием. Контрольный тест по теме «Имя прилагательное». Сочинение-описание природы.

Имя числительное

Имя числительное как часть речи. Простые и составные числительные. Мягкий знак на конце и в середине числительных. Порядковые числительные. Разряды количественных числительных. Числительные, обозначающие целые числа. Дробные числительные. Собирательные числительные. Морфологический разбор имени числительного. Повторение.

P.P. Стиль текста. Выборочное изложение по произведению художественной литературы. Составление текста объявления. Устное выступление на тему «Берегите природу!»

К. Р. Контрольный диктант  с грамматическим заданием. Контрольный тест по теме «Имя числительное».

Местоимение

Местоимение как часть речи. Личные местоимения. Возвратное местоимение себя. Вопросительные и относительные местоимения. Неопределенные местоимения. Отрицательные местоимения. Притяжательные местоимения. Рассуждение. Указательные местоимения. Определительные местоимения. Местоимения и другие части речи. Морфологический разбор местоимения. Повторение.

P.P. Составление рассказа от первого лица. Анализ текста. Сочинение-рассуждение.

К.Р. Контрольный диктант с грамматическим заданием. Контрольный диктант  с грамматическим заданием. Контрольный тест по теме «Местоимение».

Глагол

Глагол как часть речи. Разноспрягаемые глаголы. Глаголы переходные и непереходные. Наклонение глагола. Изъявительное наклонение. Условное наклонение. Повелительное наклонение. Употребление наклонений. Безличные глаголы. Морфологический разбор глагола. Рассказ на основе услышанного. Правописание гласных в суффиксах глагола. Повторение.

P.P. Сочинение-рассказ. Изложение. Составление текста с глаголами условного наклонения. Рассказ по рисункам. Составление текста-рецепта.

К.Р. Контрольный диктант  с грамматическим заданием. Контрольный диктант  с грамматическим заданием. Контрольное изложение. Контрольный тест  по теме «Глагол».

Повторение и систематизация из в 5 и 6 классах. Культура речи

Разделы науки о языке. Орфография. Лексика и фразеология. Словообразование. Синтаксис.

P.P. Сочинение-описание (рассуждение К.Р. Итоговый тест)

Тематическое планирование

п\п

Тема урока

Количество часов

Тип\форма урока

 Виды и формы контроля

Дата

по

плану

Дата

по

факту

Характеристика деятельности учащихся

Язык, речь, общение 1+ 3 РР

1

Русский язык - один из развитых языков мира

1

Усвоение новых знаний

Знать о языке как инструменте познания мира, уметь составлять простой план статьи

План

2

Урок развития речи

Язык, речь, общение

1

Усвоение новых знаний

Знать средства выразительности языка

Устное и письменное высказывание

3,4

Урок развития речи

Ситуация общения

2

Усвоение новых знаний

Компоненты речевых ситуаций

Устное и письменное высказывание

ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕН-

НОГО В V КЛАССЕ

13+

1РР

Фонетический разбор

5

Фонетика. Орфоэпия. Графика

1

Повторение

Знать,  что обозначают данные термины,  уметь характеризовать звуковой строй языка

Анализ текста, фонетический разбор

6

Фонетика. Орфоэпия

1

Закрепление

Уметь характеризовать звуковой строй языка

Объяснительный диктант, словарный диктант

 7

Морфемика. Орфограммы в корнях слов

1

Повторение

Знать правописание орфограмм-букв в корнях слов

Морфемный разбор, словарный диктант

8

Морфемика. Орфограммы в приставках

1

Закрепление

Знать правописание орфограмм-букв в приставках и корнях, уметь делать морфемный разбор

Морфемный разбор, словарный диктант

9

Части речи

1

Повторение

Знать части речи, уметь находить грамматические признаки

Морфологический разбор

10

Орфограммы в окончаниях слов

1

Повторение

Знать части речи, уметь находить грамматические признаки

Морфемный разбор, словарный диктант

Текст сочинения

Синтаксический разбор предложения

11

Урок развития речи

Сочинение «Интересная встреча» УПР.38

1

Закрепление

Знать особенности типов речи

12

Синтаксис и пунктуация. Словосочетание.

1

Повторение

Знать о номинативной функции словосочетаний,  уметь ставить знаки препинания в конце и внутри простого предложения.

13

Простое  предложение

1

Повторение

Знать анализ и схемы  предложений,  уметь ставить знаки препинания.

Синтаксический разбор предложений

14

Сложное предложение

1

Закрепление

Знать анализ и схемы сложных предложений,  уметь ставить знаки препинания.

Синтаксический разбор предложений

15

Синтаксический разбор предложений

1

1

Порядок синтаксического разбора  предложений

Синтаксический разбор предложений

16

Прямая речь. Диалог

1

Повторение

Уметь расставлять знаки препинания в предложениях с прямой речью

Объяснительный диктант

17

Контрольный диктант

1

Контроль знаний

Диктант.

18

Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками

1

Обобщение и систематизация ЗУНов

Работа над ошибками

ТЕКСТ

8+

2РР

20

Тема и основная мысль текста. Заглавие текста

1

Закрепление

Уметь определять тему и основную мысль текста. Давать  заглавие тексту

21

Урок развития речи

Сочинение поданному началу. Упр. 68

1

Закрепление

22

Начальные и конечные  предложения текста

1

Закрепление

Уметь выстраивать последовательность текста

23

Урок развития речи

Сочинение сказки по данным начальным и конечным предложениям. Упр. 72

1

Закрепление

24

Ключевые слова

1

Изучение нового

Уметь определять ключевые слова текста

25

Основные признаки текста

1

Изучение нового

Уметь определять текст по признакам

26

Текст и его стили

1

Закрепление

Уметь определять стиль текста

27

Официально-деловой стиль

1

Изучение нового

Уметь находить текс ОДС  по признакам

28

Контрольная работа.

Анализ текста

1

Контрольный

Уметь определять вид текста, тип текста, стиль

ЛЕКСИКА. КУЛЬТУРА РЕЧИ

10+

4РР

29

Слово и его лексическое значение

1

Закрепление

Знать теорию о лексике,

уметь работать со словарем

Выполнение предложенных упражнений, заданий

30

31

РР. Сочинение по картине А.М.Герасимова «После дождя»

2

РР

Знать о творчестве художника А.М.Герасимова,  уметь отбирать материал для сочинения.

Сочинение

32

Общеупотребительные слова

1

Усвоение новых знаний

Знать различные пласты лексики,

уметь отличать данные слова и находить их в словаре.

Выполнение предложенных упражнений, заданий

33

Профессионализмы.

1

Усвоение новых знаний

Знать различные пласты лексики,

уметь отличать данные слова и находить их в словаре

Работа со словарем

34

Диалектизмы

1

Усвоение новых знаний

Знать различные пласты лексики,

уметь отличать данные слова и находить их в словаре

Работа со словарем

35

36

Урок развития речи. Сжатое изложение. Упр 119

2

РР

Знать принципы написания сжатого изложения,

уметь выделять факты и действия.

Изложение

37

Исконно русские и заимствованные слова

1

Усвоение новых знаний

Знать о данных словах с точки зрения происхождения,

 уметь находить их в словарях

Работа со словарем

38

Новые слова

1

Усвоение новых знаний

 уметь находить их в словарях новые слова

Работа со словарем

39-40

Устаревмшие слова. Обобщение изученного.

2

Усвоение новых знаний

Знать об изменениях языка с течением времени,

уметь находить данные слова в словарях и текстах

Работа со словарем

40

Словари

1

Усвоение новых знаний

Знать виды словарей, уметь пользоваться словарем

Работа со словарем

41

Повторение

1

Повторение

Знать виды слов

Работа с текстом

42

Контрольная тестовая работа

1

Контрольный

Тест

ФРАЗЕОЛОГИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ.

3

43

Фразеологизмы

1

Усвоение новых знаний

Знать о фразеологии русского языка,  уметь различать их со свободным сочетанием слов.

Работа со словарем

44

Источники фразеологизмов. Употребление фразеологизмов в речи

1

Усвоение новых знаний

Уметь употреблять фразеологизмы в речи

Составление текстов

45

Повторение изученного материала. Тест.

1

Контроль знаний

Знать ответы на вопросы учебника по теме,  уметь анализировать текст.

Устный опрос

СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ.

23+

7 РР

46

Морфемика словообразование

1

Закрепление.

Знать структуру слова, уметь производить морфемный разбор.

Морфемный разбор

47

Морфемика словообразование

1

Закрепление

Знать структуру слова, уметь производить морфемный разбор.

Выполнение предложенных упражнений, заданий

48

49

Урок развития речи

Описание помещения

2

РР

Знать понятие интерьера, типы речи,  уметь описывать интерьер

Сочинение

50

Основные способы образования слов в русском языке.

 

1

Усвоение новых знаний

Знать план рассуждения по образцу, уметь правильно находить исходную единицу.

Морфемный и словообразовательный разборы

51

Основные способы образования слов в русском языке: морфологические и неморфологические

1

Усвоение новых знаний

Знать план рассуждения по образцу, уметь правильно находить исходную единицу.

Словообразовательный и морфемный разборы

52

Этимология слов.

1

Усвоение новых знаний

Знать понятие этимологии, уметь пользоваться словарем.

Выполнение предложенных упражнений, заданий

53

Урок развития речи

Систематизация материалов к сочинению. Сложный план.

1

РР

54

55

Урок развития речи

Сочинение-описание помещения

2

 РР

Знать способы систематизации материала к сочинению,  уметь подбирать рабочий материал к описанию помещения.

Сочинение

56

Буквы о и а в корне –кос---кас-

 

1

Усвоение новых знаний

Знать правила, регулирующие выбор букв О или А,  уметь сравнивать условия выбора.

Объяснительный диктант

57

Буквы о и а в корне –кос---кас-

1

Закрепление

Знать правила, регулирующие выбор букв О или А,  уметь сравнивать условия выбора.

Словарный диктант

58

Буквы О-А в корнях с чередованием

1

Усвоение новых знаний

Знать правила выбора букв, уметь делать правильный выбор

Объяснительный диктант

59

Буквы о и а  в корне –гор---гар-

1

Закрепление

Знать правила выбора букв,  уметь делать правильный выбор

Словарный диктант

60

Буквы о - а в корне –зар----зор

1

Закрепление

Знать правила выбора букв, уметь делать правильный выбор

Тест

61

Буквы Ы-И после приставок.

 

1

Усвоение новых знаний

Знать образец рассуждения при выборе орфограмм,  уметь делать правильный выбор орфограмм

Выполнение заданий

62

Гласные в приставках ПРЕ, ПРИ.

 

1

Усвоение новых знаний

Знать основное правило написания приставок, уметь составлять тексты на заданную тему по опорным словам, рисункам.

Объяснительный диктант

63

Значение приставки ПРИ-

1

Усвоение новых знаний

Знать основное правило написания приставок, уметь составлять тексты на заданную тему по опорным словам, рисункам.

Выборочный диктант

64

Значение приставки ПРЕ-

1

Усвоение новых знаний

Знать основное правило написания приставок, уметь составлять тексты на заданную тему по опорным словам, рисункам.

Выборочный диктант

65

Трудные случаи правописания приставок ПРИ- и  ПРЕ-

 

1

Закрепление

Знать основное правило написания приставок, уметь составлять тексты на заданную тему по опорным словам, рисункам.

Тест, словарный диктант

66

Контрольный диктант

1

Контроль знаний

Диктант.

67

Анализ  контрольного диктанта. Работа над ошибками

1

Обобщение и систематизация ЗУНов

Работа над ошибками

68

Соединительные О-Е в сложных словах

 

1

Усвоение новых знаний

Знать правило выбора соединительных гласных,  уметь применять его при выполнении заданий.

Тест

69

Сложносокращенные слова

1

Усвоение новых знаний

Знать о соединении сокращенных слов, уметь расшифровывать слова.

Выполнение предложенных упражнений, заданий

70

71

Урок развития речи

Сочинение по картине Т.Н. Яблонской «Утро».

 

2

РР

Знать краткие сведения о жизни и творчестве художницы,

 уметь подбирать рабочий материал и составлять план.

Сочинение

72

Морфемный и словообразовательный разбор слов

1

Усвоение новых знаний

Знать образцы планов разбора,  уметь делать вывод о различиях разборов

Морфемный и словообразовательный разборы

73

Повторение изученного по теме «Словообразование». Подготовка к контрольному диктанту

1

Закрепление.

Знать, что изучает морфемика, уметь составлять сложный план; сообщения о составе слова и назначении всех значимых  

частей слова.

Выполнение предложенных упражнений, заданий

74

Контрольный  тест

1

Контроль знаний

Диктант

75

Анализ  теста. Работа над ошибками

1

Обобщение и систематизация ЗУНов

Работа над ошибками

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

20+

4РР

76

Повторение изученного об имени существительном.

1

Повторение

Знать, что изучает морфология, части речи, уметь определять грамматические признаки существительных.

Выполнение предложенных упражнений, заданий

77

Имя существительное как часть речи

1

Повторение

Знать грамматические значения, синтаксическую роль,  изобразительно-выразительные возможности  имени существительного.

Тест

78

Падежные окончания имени существительного

1

Закрепление

Работа с перфокартой

79

Урок развития речи

Как писать письма

1

РР

Знать о письме, как о жанре письменной речи,  уметь составлять письмо, соблюдая речевой этикет.

Письмо другу

80

Разносклоняемые имена существительные

1

Усвоение новых знаний

Знать существительные среднего рода, на МЯ, особенности их склонения,  уметь заполнять таблицу по правилу.

Выполнение предложенных упражнений, заданий

81

Буква е в суффиксе –ен- существительных на –мя

1

Закрепление

Знать правописание окончаний и суффиксов разносклоняемых существительных

Объяснительный диктант

82

Урок развития речи

Как тебя зовут? Происхождение имен

1

РР

Знать, как составлять план выступления,  уметь анализировать рабочий материал.

Сообщения

83

Несклоняемые имена существительные.

1

Усвоение новых знаний

Знать о несклоняемых существительных,  уметь делать вывод о роде  данных слов.

Выполнение предложенных упражнений, заданий

84

Род несклоняемых имен существительных

1

Усвоение новых знаний

Уметь правильно употреблять несклоняемые существительные в речи

Объяснительный диктант

85

Род несклоняемых имен существительных

1

Закрепление

Уметь определять род несклоняемых существительных и связывать их с другими словами в предложении

Выполнение предложенных упражнений, заданий

86

Имена существительные общего рода

1

Усвоение новых знаний

Знать группы сущ. общего рода, уметь различать сущ. в  им. падеже и в винительном падеже.

Выполнение предложенных упражнений, заданий

87

Морфологический разбор существительных.

1

Усвоение новых знаний

Знать план устного и письменного разбора,  уметь делать морфологический разбор существительных

Разбор.

88

89

Урок развития речи

Сочинение-описание по личным наблюдениям

2

РР

Сочинение

90

НЕ    с существительными.

 

1

Усвоение новых знаний

Знать правило написания НЕ с существительными, уметь формулировать правила слитного и раздельного написания.

Выполнение предложенных упражнений, заданий

91

НЕ    с существительными.

1

Закрепление

Тест

92

Буквы Ч и Щ в суффиксах -ЧИК и  -ЩИК.  

1

Усвоение новых знаний

Знать образец рассуждения при выборе орфограмм,  уметь обозначать графически правила.

Выполнение предложенных упражнений, заданий

93

Буквы Ч и Щ в суффиксах ЧИК и  ЩИК

1

Закрепление

Знать правила написания орфограммы, уметь применять на письме

Объяснительный диктант

94

Гласные в суффиксах - ЕК и -ИК

 

1

Усвоение новых знаний

Знать условия выбора орфограмм,  уметь находить синонимы.

Выполнение предложенных упражнений, заданий

95

Гласные О-Е после шипящих.

 

1

Усвоение новых знаний

Знать орфограммы  О-Е после шипящих,  уметь делать правильный выбор

Тест

96

Повторение изученного материала.  

1

Закрепление.

Знать правила написания орфограмм,  уметь систематизировать основные правила.

Выполнение предложенных упражнений, заданий

97

Повторение изученного материала. Подготовка к контрольному диктанту

1

Закрепление

Знать правила написания орфограмм,  уметь систематизировать основные правила.

Выполнение предложенных упражнений, заданий

98

Контрольный диктант

1

Контроль знаний

Диктант

99

Анализ  контрольного  диктанта. Работа над ошибками

1

Обобщение и систематизация ЗУНов

Работа над ошибками

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

21+

5РР

100

Повторение изученного в 5 классе.  

1

Повторение

Знать грамматические признаки прилагательного, уметь находить в тексте.

Выполнение предложенных упражнений, заданий

101

Прилагательное как часть речи

1

Знать орфограммы, связанные с правописанием имени прилагательного, уметь применять на письме

Тест

102

Урок развития речи

Сочинение-описание природы

1

РР

Знать об описании как о типе речи,  уметь подбирать рабочий материал.

Сочинение

103

Степени сравнения имен прилагательных.  

1

Усвоение новых знаний

Знать о формах степеней сравнения,  уметь заполнять таблицу, находить их в тексте.

Выполнение предложенных упражнений, заданий

104

Степени сравнения имен прилагательных

1

Закрепление

Умение употреблять в речи имена прилагательные в разных степенях

Выборочный диктант

105

Разряды имен прилагательных.

Качественные прилагательные

1

Усвоение новых знаний

Знать три разряда имен прилагательных,  уметь различать их по значению.

Устный опрос

106

Относительные прилагательные

1

Усвоение новых знаний

Уметь различать разряд прилагательных по значению

Устный опрос

107

Притяжательные прилагательные

1

Усвоение новых знаний

Уметь различать разряд прилагательных по значению

Устный опрос

108

Морфологический разбор имени прилагательного

1

Усвоение новых знаний

Знать план разбора, уметь разбирать прилагательные устно и письменно.

Морфологический разбор

109

110

Урок развития речи.

Выборочное изложение по повести А.С.Пушкина

2

РР

Изложение

111

Не с прилагательными.

1

Усвоение новых знаний

Знать правило слитного и раздельного написания, уметь правильно делать выбор написания.

Выполнение предложенных упражнений, заданий

112

Слитное и раздельное написание НЕ с прилагательными

1

Закрепление

Знать правило слитного и раздельного написания, уметь правильно делать выбор написания.

Тест, словарный диктант

113

Слитное и раздельное написание НЕ с прилагательными

1

Закрепление

Знать правило слитного и раздельного написания, уметь правильно делать выбор написания.

114

Буквы О-Е после шипящих в суффиксах прилагательных

1

Усвоение новых знаний

Знать об образовании слов с помощью суффиксов  -ОВ, -ЕВ,

 уметь группировать слова по видам орфограмм

Выполнение предложенных упражнений, заданий

115

116

Урок развития речи.

Сочинение по картине Н.П. Крымова «Зимний вечер»

2

РР

Знать о художнике,  уметь подбирать рабочие материалы

Сочинение

117

Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных.  

1

Усвоение новых знаний

Знать правило написания Н и НН  в суффиксах прилагательных, уметь группировать слова с изученной орфограммой

Выполнение предложенных упражнений, заданий

118

Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных

1

Закрепление

Знать правило написания Н и НН  в суффиксах прилагательных,

уметь группировать слова с изученной орфограммой

Объяснительный диктант

119

Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных

1

Закрепление

Знать правило написания Н и НН  в суффиксах прилагательных, уметь группировать слова с изученной орфограммой

Тест, словарный диктант

120

Различение на письме суффиксов прилагательных К и СК

1

Усвоение новых знаний

Знать  правило, регулирующее написание суффиксов –К-  и – СК-,  уметь заполнять таблицу и делать правильный выбор орфограмм.

Выборочный диктант

121

Дефисное и слитное написание сложных прилагательных

1

Усвоение новых знаний

Знать о двух способах написания прилагательных, уметь делать правильный выбор, расширять словарный запас.

Тест

122

Повторение изученного по теме «Имя прилагательное»

1

Закрепление.

Знать основные правила правописания прилагательных,  уметь строить высказывание на лингвистические темы с использованием научного  стиля.

Словарный диктант, выполнение предложенных упражнений, заданий

123

Проверочная работа по теме «Имя прилагательное». Подготовка к контрольному диктанту

1

Закрепление, повторение

Знать основные правила правописания прилагательных,  уметь строить высказывание на лингвистические темы с использованием научного  стиля.

Тест

124

Контрольный диктант

1

Контроль знаний

 

Диктант

125

Анализ  контрольного  диктанта. Работа над ошибками

1

Обобщение и систематизация ЗУНов

Работа над ошибками

ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ

15+

2РР

126

Имя числительное как часть речи.  

1

Усвоение новых знаний

Знать определение, грамматические признаки, уметь находить их в тексте

Выполнение предложенных упражнений, заданий

127

Простые и составные числительные

1

Усвоение новых знаний

Знать группы числительных,  уметь группировать их.

Выполнение предложенных упражнений, заданий

128

Мягкий знак на конце и в середине числительных.  

1

Усвоение новых знаний

Знать правило написания Ь, уметь определять условия постановки Ь в числительных.

Объяснительный диктант

129

Порядковые числительные

1

Усвоение новых знаний

Знать, что обозначают порядковые числительные, как они образуются и изменяются, уметь склонять данные слова

Тест

130

Разряды количественных числительных

1

Усвоение новых знаний

Знать разряды числительных, их различия и значения,  уметь определять разряды.

Выполнение предложенных упражнений, заданий

131

Числительные, обозначающие целые числа

1

Усвоение новых знаний

Знать данные числительные,  уметь определять морфологические признаки их.

Выполнение предложенных упражнений, заданий

132

Числительные, обозначающие целые числа

1

Закрепление

Уметь склонять числительные

Объяснительный диктант

133

Дробные числительные

1

Усвоение новых знаний

Знать структурные части дробных числительных, уметь сочетать дробные числительные с существительными.

Выполнение предложенных упражнений, заданий

134

Склонение дробных числительных

1

Закрепление

Уметь сочетать дробные числительные с существительными.

Объяснительный диктант

135

Собирательные числительные.  

1

Усвоение новых знаний

Знать, что обозначают собирательные числительные, уметь изменять данные слова.

Выполнение предложенных упражнений, заданий

136

Морфологический разбор имени числительного

1

Усвоение новых знаний

Знать план устного и письменного разбора, уметь определять грамматические признаки.

Морфологический разбор

137

Повторение изученного материала по теме «Имя числительное».  

1

Закрепление

Знать сходство и различие числительных с другими частями речи,  уметь делать устное сообщение об имени числительном.

Устный опрос

138

139

Урок развития речи.

Публичное выступление

2

РР

Устное выступление

140

Проверочная работа по теме «Имя числительное». Подготовка к контрольному диктанту

1

Закрепление

Тест

141

Контрольный диктант

1

Контроль знаний

Диктант

142

Анализ  контрольного  диктанта. Работа над ошибками

1

Обобщение и систематизация ЗУНов

Работа над ошибками

МЕСТОИМЕНИЕ

21+

5РР

143

Местоимение как часть речи.  

1

Усвоение новых знаний

Знать общее представление о новой лексической категории, уметь находить их в тексте

Выполнение предложенных упражнений, заданий

144

Личные местоимения.

 

1

Усвоение новых знаний

Знать определение местоимения, уметь склонять личные местоимения.

Выполнение предложенных упражнений, заданий

145

Особенности склонения личных местоимений

1

Усвоение новых знаний

Уметь склонять личные местоимения.

Объяснительный диктант

146

Возвратное местоимение

1

Усвоение новых знаний

Знать разряды местоимений, уметь в тексте находить местоимение СЕБЯ

Выполнение предложенных упражнений, заданий

147

Урок развития речи.

Рассказ по сюжетным картинкам

1

РР

Знать композицию подробного сочинения,  уметь передать юмористический характер рассказа.

Сочинение

148

Вопросительные, относительные местоимения

1

Усвоение новых знаний

Знать группу вопросительных местоимений, уметь отличать данные разряды местоимений

Выполнение предложенных упражнений, заданий

149

Относительные местоимения

1

Закрепление

Уметь отличать данные разряды местоимений

Тест

150

Неопределенные местоимения

1

Усвоение новых знаний

Знать способ образования неопределенных местоимений, уметь писать НЕ с неопределенными местоимениями

Выполнение предложенных упражнений, заданий

151

Дефис в неопределенных местоимениях

1

Закрепление

Правильно писать неопределенные местоимения

Тест

152

Отрицательные местоимения

1

Усвоение новых знаний

Знать значения отрицательных местоимений, уметь изменять их по падежам

Объяснительный диктант

153

Отрицательные местоимения

1

Закрепление

Уметь писать НЕ-НИ в отрицательных местоимениях.

Словарный диктант

154

Отрицательные местоимения

1

Закрепление

Уметь писать НЕ-НИ в отрицательных местоимениях.

Тест

155

Притяжательные местоимения.

1

Усвоение новых знаний

Знать общие признаки притяжательных прилагательных и местоимений,  уметь отличать их.

Выполнение предложенных упражнений, заданий

156

Притяжательные местоимения

1

Уметь правильно писать и употреблять в речи притяжательные местоимения

Объяснительный диктант

157

Урок развития речи.

Рассуждение

1

РР

Знать особенности текста типа рассуждения,  уметь последовательно излагать собственные мысли.

Выполнение предложенных упражнений, заданий

158

Урок развития речи.

Сочинение-рассуждение

1

РР

Сочинение

159

Указательные местоимения

1

Усвоение новых знаний

Знать значение указательных местоимений,  уметь с их помощью связывать предложения в тексте.

Выполнение предложенных упражнений, заданий

160

Указательные местоимения

1

Закрепление

Уметь с  помощью указательных местоимений связывать предложения в тексте

Упражнения по карточкам

161

Определительные местоимения

1

Усвоение новых знаний

Знать признаки и отличия, особенности определительных местоимений,

уметь находить их в тексте.

Выполнение предложенных упражнений, заданий

162

163

Урок развития речи.

Рассказ по воображению

2

РР

Сочинение

164

Местоимения и другие части речи. Морфологический разбор местоимений

1

Усвоение новых знаний

Знать план устного и письменного разбора ,

уметь делать разбор данных слов.

Морфологический разбор

165

Повторение изученного по теме «Местоимение».  

1

Закрепление

Знать все сведения и правила правописания местоимений, уметь отличать их от других частей речи.

Выполнение предложенных упражнений, заданий

166

Тестовая  работа. Подготовка к контрольному диктанту

1

Закрепление

Знать все сведения и правила правописания местоимений, уметь отличать их от других частей речи.

Комплексная работа

167

Комплексная тестовая работа

1

Контроль знаний

Диктант

168

Анализ  контрольного  диктанта. Работа над ошибками

1

Обобщение и систематизация ЗУНов

Работа над ошибками

ГЛАГОЛ

23+

6РР

169

Повторение изученного о глаголе

 

1

Повторение

Знать грамматические особенности глагола,  уметь отличать их от других частей речи.

Словарный диктант

170

Личные окончания глаголов

1

Закрепление

Уметь применять знания по теме на письме

Объяснительный диктант

171

Урок развития речи.

Сочинение-рассказ по сюжетным картинкам с обрамлением

1

РР

Знать композиционные части рассказа,  уметь писать работу с обрамлением

Сочинение

172

Разноспрягаемые глаголы

 

1

Усвоение новых знаний

Знать все о разноспрягаемых глаголах, уметь спрягать их.

Выполнение предложенных упражнений, заданий

173

Глаголы переходные и непереходные

1

Усвоение новых знаний

Знать о сочетании глаголов с существительными,  уметь определять переходность глаголов

Выполнение предложенных упражнений, заданий

174

Наклонение глаголов. Изъявительное наклонение

1

Усвоение новых знаний

Знать виды наклонений,

уметь изменять глаголы по наклонениям

Выполнение предложенных упражнений, заданий

175

176

 Урок развития речи.

Сжатое изложение

2

РР

Знать принцип данной работы,  уметь передавать содержание текста от другого лица.

Изложение

177

Условное наклонение

1

Усвоение новых знаний

Знать теоретические сведения,

уметь составлять план теоретического текста.

Выполнение предложенных упражнений, заданий

178

Условное  наклонение

1

Закрепление

Гласные в суффиксах глаголов  прошедшего времени

Выполнение предложенных упражнений, заданий

179

Повелительное наклонение

 

1

Усвоение новых знаний

Знать значение повелительного наклонения,  уметь различать глаголы 2 лица мн. ч. и повелительного наклонения

Выполнение предложенных упражнений, заданий

180

Повелительное наклонение. Мягкий знак в глаголах повелительного наклонения

1

Закрепление

Уметь применять правила написания Ь на конце глаголов

Выполнение предложенных упражнений, заданий

181

Суффиксы глаголов повелительного наклонения

1

Усвоение новых знаний

Уметь различать глаголы 2 лица множественного числа и повелительного наклонения

Проверочная работа

182

Урок развития речи.

Сочинение-рассказ по сюжетным картинкам

1

РР

Знать композиционные части рассказа, уметь включать диалог.

Сочинение

183

Употребление наклонений глагола

 

1

Усвоение новых знаний

Знать об употреблении глаголов, уметь использовать их в тексте.

Выполнение предложенных упражнений, заданий

184

Употребление наклонений в речи

1

Закрепление

Знать об употреблении глаголов, уметь использовать их в тексте.

Выполнение предложенных упражнений, заданий

185

Безличные глаголы

1

Усвоение новых знаний

Знать теорию о безличных глаголах,  уметь определять их в тексте.

Выполнение предложенных упражнений, заданий

186

Безличные глаголы в текстах художественной литературы

1

Закрепление

Уметь находить и употреблять безличные глаголы в речи

Выполнение предложенных упражнений, заданий

187

Морфологический разбор глагола

1

Усвоение новых знаний

Знать план устного и письменного разбора глагола,  уметь разбирать глагол.

Морфологический разбор глагола

188

189

Урок развития речи.

Рассказ на основе услышанного

2

РР

Знать композицию рассказа,  уметь писать на основе услышанного.

Сочинение

190

Правописание гласных в суффиксах глаголов

1

Усвоение новых знаний

Знать морфемный состав глаголов,  уметь работать с текстовым разбором.

Выполнение предложенных упражнений, заданий

191

Правописание гласных в глагольных суффиксах

1

Закрепление

Выполнение предложенных упражнений, заданий

Выполнение предложенных упражнений, заданий

192

Правописание гласных в глагольных суффиксах

1

Закрепление

Выполнение предложенных упражнений, заданий

Выполнение предложенных упражнений, заданий

193

Повторение изученного по теме «Глагол»

  

1

Повторение

Знать теорию по теме «Глагол», уметь составлять сложный план сообщения о глаголе как о части речи

Тест

194

Комплексный анализ текста. Тестовая работа по теме  «Глагол»

1

Повторение

Умение применять на практике изученные орфограммы

Комплексный анализ текста

195

Повторение темы «Глагол». Подготовка к контрольному диктанту

1

Повторение

Выполнение предложенных упражнений, заданий

Выполнение предложенных упражнений, заданий

196

Комплексная тестовая работа

1

Контроль знаний

Диктант

197

Анализ  контрольного  диктанта. Работа над ошибками

1

Обобщение и систематизация ЗУНов

Работа над ошибками

ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В VI КЛАССЕ

11+

2РР

198

Разделы науки о языке. Орфография. Орфограммы в приставках

 

1

Повторение

Знать сведения о назначении языка в обществе,

уметь систематизировать материал о языке.

Выполнение предложенных упражнений, заданий

199

Орфограммы в корне слова.

1

Повторение

Знать теоретические сведения об орфографии, уметь группировать орфограммы.

Выполнение предложенных упражнений, заданий

200

Орфограммы в суффиксах и окончаниях

1

Повторение

Знать теоретические сведения об орфографии, уметь группировать орфограммы.

Выполнение предложенных упражнений, заданий

201

Синтаксис и пунктуация. Словосочетание и простое предложение

1

Повторение

Обобщить знания учащихся о пунктуации и синтаксису,  уметь делать разбор.

Тест

202

203

Урок развития речи.

Сочинение на самостоятельно выбранную тему.

2

РР

Сочинение

204

Лексика и фразеология.

1

Повторение

Знать теоретические сведения по теме, уметь находить орфограммы на письме

Выполнение предложенных упражнений, заданий

205

Словообразование. Морфемный разбор.

1

Повторение

Знать теоретические сведения по теме, уметь находить орфограммы на письме

Выполнение предложенных упражнений, заданий

206

Морфология. Имя существительное

1

Повторение

Знать теоретические сведения по теме, уметь находить орфограммы на письме

Выполнение предложенных упражнений, заданий

207

Имя прилагательное. Местоимение

1

Повторение

Знать теоретические сведения по теме, уметь находить орфограммы на письме

Выполнение предложенных упражнений, заданий

208

Имя числительное. Глагол

1

Повторение

Знать теоретические сведения по теме, уметь находить орфограммы на письме

Выполнение предложенных упражнений, заданий

209

Итоговая контрольная работа

1

Контроль знаний

Комплексная работа

210

Занимательный урок грамматики

1

Итоги года

Требования к знаниям и умениям учащихся  6 класса:

I. Учащиеся должны знать определения основных изучаемых в VI классе языковых единиц, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.

П. К концу VI класса учащиеся должны овладеть следующими умениями   и   навыками:

  •  производить словообразовательный разбор слов с ясной структурой, морфологический разбор изученных в VI классе частей речи, синтаксический разбор предложений с двумя главными членами и с одним главным членом, выраженным безличным глаголом;
  • с помощью толкового словаря выяснять нормы употребления слова;
  •    соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.

По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами; находить и исправлять орфографические ошибки. Правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, изученными в VI классе.

По пунктуации. Находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделять знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях в соответствии с изученными правилами.

По связной речи. Составлять сложный план. Подробно, сжато и выборочно излагать повествовательные тексты с элементами описания помещения, пейзажа и действий. Собирать и систематизировать материал к сочинению с учетом темы и основной мысли. Описывать помещение, пейзаж, действия, составлять рассказ на основе услышанного и по воображению. Совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста (в соответствии с изученным языковым материалом).

Уметь грамотно и четко отвечать на вопросы по пройденному материалу; выступать по заданной теме.

Уметь выразительно читать письменный (прозаический и поэтический) текст.

В результате изучения русского языка ученик должен

знать/понимать

  • роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
  •  смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; ситуация речевого общения;
  • основные признаки стилей языка;
  • признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
  • основные единицы языка, их признаки;
  • основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные) для данного периода обучения; нормы речевого этикета;

уметь

  • различать разговорную речь и другие стили;
  • определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи;
  • опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
  • объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;

 

аудирование и чтение

  • адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста);
  •  читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);
  • извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;

говорение и письмо

  • воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение);
  • создавать тексты различных стилей и жанров (применительно к данному этапу обучения);
  • осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями общения;
  • владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями);
  • свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.);
  • соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
  • соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
  • соблюдать нормы русского речевого этикета;
  • осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
  • осознания значения родного языка в жизни человека и общества;
  • развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;
  • удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
  • увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
  • использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.

Личностные результаты:

  1. понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;
  2. осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость  за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
  3. достаточный объем словарного запаса усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные результаты:

1) владение всеми видами речевой деятельности:

  • адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
  • владение разными видами чтения;
  • адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров;

2) способность извлекать информацию из разных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; умение свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой;

3) овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор;

4) умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;

5) способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, а также оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме; умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свернутости; умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения; способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; владение разными видами монолога и диалога; соблюдение в практике речевого обобщения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения; способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; способность оценивать свою речь с точки зрения содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; умение совершенствовать и редактировать собственные тексты; умение выступать перед аудиторией сверстников; небольшими сообщениями, докладами; применение приобретенных знаний, умений сов в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний им учебным предметам, применять полученные , умения и навыки анализа языковых явлений предметном уровне (на уроках иностранного литературы и др.);

6) коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого совместного выполнения какой-либо задачи, в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Предметные результаты:

  1. представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
  2. понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
  3. усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
  4. освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
  5. овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
  6. распознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
  7. проведение различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
  8. понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
  9. осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

Список литературы

Используемый учебно-методический комплекс

   Русский язык. 6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. / М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; науч. ред. Н.М.Шанский. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2014.

Учебное и учебно-методическое обеспечение

Для учащихся:

1. Баранов М.Т. Русский язык: Справочные материалы/М.Т.Баранов, Т.А.Костяева, А.В.Прудникова; под ред. Н.М.Шанского.-8-е изд.,  перераб.- М.: Русский язык, 2005.

2. Баранов М.Т. Школьный орфографический словарь русского языка/ М.Т.Баранов.- 10-е изд.- М.: Русский язык, 2005.

3. Баранов М.Т. Школьный словарь образования слов русского  языка/М.Т.Баранов.- 4-е изд.- М.: Русский язык, 2006.

4. Жуков В.П. Школьный фразеологический словарь русского языка/5-е  изд., перераб. и доп.- М.: Русский язык, 2005.

5. Лапатухин М.С. Школьный толковый словарь русского языка/ Под ред.  Ф.П.Филина.- 2-е изд., дораб.- М.: Русский язык, 2008.

6. Лекант П.А. Школьный орфоэпический словарь русского языка/П.А.Лекант, В.В.Леденева.- 2-е изд.- М.: Русское слово, 2006.

7. Одинцов В.В. Школьный словарь иностранных слов/Под ред.   В.В.Иванова.- 8-е изд.- М.: Русский язык, 2006.

8. Рогожникова Р.П. Школьный словарь устаревших слов русского  языка/М.: Русский язык,  2007.

9. Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского  языка/А.Н.Тихонов.- 2-е изд., перераб.- М.: Русский язык, 2011.

Для учителя:

1. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 6 классе: 3-е изд.- М.:   Просвещение, 2003.

2.Граник.Г.Г. Дидактические карточки-задания по русскому языку. 5-9- кл./М.:Астрель, 2003.

3. Мордес Е.М. Искать, пробовать, обучать: нетрадиционные уроки по   русском языку и литературе: 5-11 классы/Волгоград: Учитель-АСТ,  2002.

4. Обучение русскому языку в 6 классе: Метод. рекомендации к учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений/ М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова.- 3-е изд.- М.: Просвещение, 2003.

5. Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9 классы:Учебное издание/Под ред. Баранова М.Т., Ладыженской Т.А., Шанского Н.М.- 8-е изд.- М.: Просвещение, 2007.

7.  Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка  /4-е изд.,- стереотип.- М.: Русский язык, 2005.

8. Русский язык. Тесты для промежуточного контроля. 6 кл./Под ред.   Н.А.Сениной. Ростов-на-Дону: изд. «Легион», 2009г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА на 2018-2019 учебный год по основам безопасности жизнедеятельности

Пояснительная запискаСтатус программы Рабочая программа основного общего образования по Основам безопасности жизнедеятельности в 5-7 классе является составной частью основной образовательной прог...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА на 2018-2019 учебный год по технологии (обслуживающий труд)

Пояснительная запискаСтатус программы Рабочая программа основного общего образования по Технологии «Обслуживающий труд» в 5-8 классе является составной частью основной образовательной...

Рабочая программа на 2018 – 2019 учебный год обучающегося 9 класса (надомное обучение).

Рабочая программа на 2018 – 2019 учебный год обучающегося 9 класса (надомное обучение)....

Рабочая программа на 2018 – 2019 учебный год обучающегося 9 класса (надомное обучение).

Рабочая программа на 2018 – 2019 учебный год обучающегося 9 класса (надомное обучение)....

РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ на 2018-2019 учебный год

РУП курса "Краеведение", 9 классРУП курса "Твоя профессиональная карьера", 9 класс, автор В.П. Бондарева, М.С. Гуткин и др. РУП предмета "Искусство", 9 класс, авторы...

РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ на 2018-2019 учебный год

РУП курса "Краеведение", 9 классРУП курса "Твоя профессиональная карьера", 9 класс, автор В.П. Бондарева, М.С. Гуткин и др. РУП предмета "Искусство", 9 класс, авторы...