Справочный материал для подготовки к ЕГЭ по литературе
учебно-методическое пособие по литературе (11 класс) на тему

Кузьмина Светлана Анатольевна

ЕГЭ по литературе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sp-litt.docx55.57 КБ

Предварительный просмотр:

СПРАВОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ

Литературные аргументы к заданиям 8, 9, 15, 16

Вопрос

Произведения

Обоснование для сопоставления

Тема «духовного» и «материального» богатства человека в русской литературе

Можно ли утвер-
ждать, что именно
духовное, а не ма-
териальное богат-
ство важнее для
человека и что сближает эту тему
и Петрушу Гринё-
ва из повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

А.И. Солжени-
цын «Матрёнин двор»

Солженицын показывает не только материальное обнищание, но и духовное. У окружающих Матрёну людей происходит деформация нравственных понятий: добро — богатство. Жадность овладевает людьми. Фаддей, который в прошлом любил Матрёну, на похоронах переживает не о её смерти, а о брёвнах. Ему дороже богатство, чем человеческая жизнь. Эта среда, в которой живут люди, доводит их до воровства, жадности и потери нравственных ценностей. Люди становятся жестокими. Но Матрёна сохранила в себе человека. Прекрасно показан чисто русский характер Матрёны. Доброта и сочувствие ко всему живому. Матрёну всю жизнь обижали. Но в чём же источник её души? В работе — отвлечение от всего, вдохновение, забота. Силы она черпает в природе. Убогий быт Матрёны не сделал убогими её сердце и душу

В.П. Астафьев
«Царь-рыба»

Мотивы роли человека на земле и вечных духовных ценностей.

В схватке Игнатьича с осётром царь-рыба олицетворяет природу,
а Игнатьич — человека. Причём характер человека испытывается
на прочность в экстремальных условиях, в которых он из ловца сам становится добычей. В поединке с царь-рыбой герой постигает истину: смысл человеческой жизни не в накоплении богатств, а в том, что надо всегда оставаться человеком, не идти против своей совести. Перед лицом смерти он пересматривает свою жизнь, исповедуется перед собой и раскаивается, чем и снимает с души тяжкий грех. Активная работа души, полное нравственное перерождение спасают Игнатьича от смерти

Тема «маленького человека»

Можно ли утверждать, что психологический тип «маленького человека», о котором рассказывает Ф. Достоевский
в своих произведениях, занимает одно из основных мест в русской литературе?

А.П. Чехов «Смерть чинов-
ника»

Гибель героя производит в рассказе эффект не только комиче-
ский, но и трагический, поскольку мы становимся свидетелями
добровольного, упорного самоунижения человеческого в чело-
веке. Таким образом, в рассказе описан не единичный случай,
а дан психологически обоснованный тип общественного поведе-
ния

«Хамелеон»

В «Хамелеоне» Чехов осуждает трусость «маленьких людей» перед сильными мира сего. Он смеётся над теми, кто заискивает и лебезит, бледнея и растерянно улыбаясь. Такие люди вызывают
насмешку и презрение

Тема гибели человеческой души и нравственного оскудения

В каких произведениях русских писателей затронута тема гибели человеческой
души и нравствен ного оскудения и в чём они перекликаются с по эмой Н.В. Гоголя «Мёртвые души»?

А.П. Чехов
«Ионыч»

Судьба молодого доктора Старцева. Трансформация личности
врача — подвижника Дмитрия Ионыча, стяжателя Ионыча. Превращение Старцева в Ионыча показывается через три основные
черты: внешность, отношение к работе, материальное благополу-
чие. Чехов выделил три основные причины превращения героя в
обывателя:

  • среда, в которой жил Старцев, не только не давала почвы для развития, для продвижения вперёд, она отравляла его своим ядом;
  • «двигаться вперёд в этой среде мог человек, который имел цель в жизни, который хотел постоянно чего-то достичь»;

по своим взглядам и развитию был выше тех, кто его окружали,
он их избегал

М.Е. СалтыковЩедрин «Госпо-
да Головлёвы»

В романе М.Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлёвы» пока-
заны «мёртвые души» на более поздней стадии их разложения.
Разложение помещичьего класса представлено в форме истории
морального вымирания одной семьи. Распад связей в области се-
мейно-родственных отношений, где даже от порочной личности
естественно ожидать некоторое проявление человечности, сати-
рик избирает в качестве одного из самых убедительных свиде-
тельств нравственного падения и обречённости своих героев.
Головлёвщина — это саморазложение жизни, основанной на
паразитизме, на угнетении человека человеком. От главы к главе
рисует М.Е. Салтыков-Щедрин картины тирании, нравственных

увечий, одичания, следующих одна за другой смертей. Черты
бессердечного стяжательства развились в Иудушке до предельного выражения. Его нравственное одеревенение было так велико, что он без малейшего содрогания обрекал на гибель поочерёдно каждого из своих сыновей — Владимира, Петра и внебрачного сына Володьку. В категории людей-хищников Иудушка представляет наиболее отвратительную разновидность, являясь хищником-лицемером. Это полное олицетворение ничтожества держит в страхе окружающих, господствует над ними, побеждает их и несёт им гибель. Ничтожество приобретает значение страшной, гнетущей силы. Попирание Иудушкой всех норм человечности несло ему возмездие, неизбежно вело ко всё большему разрушению личности. Образ Иудушки Головлёва — символ социального и морального распада дворянства

Символические образы в русской литературе

Символика в русской литературе.
Для чего русские
писатели использу-
ют этот приём в своих произведениях?

А.А. Блок «Две-
надцать»

В поэме отразилась позиция автора по отношению к Октябрьской революции 1917 года. «Двенадцать» — поэма о революционном Петрограде, поэма окрови, о грязи, о преступлении, о падении человеческом. Это — в одном плане. А в другом — о революции, о том, что через запачканных в крови людей в мир идёт благая весть о человеческом освобождении.

Вьюга в поэме — это образ «исторической погоды». Снежная вьюга революции начинается с первых же строк поэмы; и с первых же её строк чёрное небо и белый снег — как бы символы того двойственного, что совершается на свете, что творится в каждой душе

А.П. Чехов «Вишнёвый сад»

Звук натянутой, а потом лопнувшей струны — как конец эпохи
Раневской и Гаева. Вишнёвый сад — объект продажи и объект
дохода, объект любования (цветущий, плодоносящий)

И.А. Бунин
«Господин из
Сан-Франциско»

Символ общества — пароход «Атлантида». Верхние этажи: жизнь
в отеле «со всеми удобствами». Режим дня по сигналу трубы,
танцующая пара, изображающая любовь за деньги. Символ стихии, природы, противостояния цивилизации — океан, утёс Дьявол, с горящими глазами как будто следящий за кораблём. Образ капитана символизирует чудовищность, грузность идола. Безымянный главный герой — олицетворение человека буржуаз-
ной цивилизации. Символические образы «искусственной и естественной» жизни пассажиров «Атлантиды»

Тема смерти в русской литературе

В каких произве-
дениях русской литературы затрагивается тема безнадёжности, смерти?

М. Горький
«На дне»

Ночлежка — своего рода символ оказавшегося в тупике человече-
ства, которое к началу XX века потеряло веру в бога, но ещё не
обрело веры в себя. Отсюда всеобщее чувство безнадёжности,
отсутствия перспективы

И.А. Бунин
«Чистый поне-
дельник»

И.А. Бунин был убеждён, что сила и богатство чувства жизни
пропорциональны силе ощущения смерти. Герой, в сознании
которого нет места мысли о неизбежном конце, отличается пора-
зительно скудным и бедным миром чувств, лишённым прекрас-
ных и грозных тонов, присущих жизни людей. Рассказ назван
«Чистый понедельник», потому что именно в канун этого святого
дня произошёл между влюбленными первый разговор о рели-
гиозности. До этого не думал, не подозревал главный герой о другой стороне натуры девушки. Она казалась вполне довольной

привычной жизнью, в которой было место театрам, ресторанам,
веселью. Отказ от светских радостей ради монашеской обители
свидетельствует о глубоких внутренних терзаниях, которые происходили в душе молодой женщины. Возможно, именно этим и объясняется то равнодушие, с которым она относилась к привычной жизни. Она не могла найти себе места среди всего, что её окружало. И даже любовь не смогла помочь ей в обретении духовной гармонии

В каких произведениях русской классики звучит тема человека на войне и что сближает эти произведения с романом Л.Н. Толстого «Война и мир»?

М.А. Шолохов
«Судьба чело-
века»

Андрей Соколов прошёл очень тяжёлый путь обретений и потерь, пережил на войне многое: потерю семьи, сына — последней надежды его, плен и всё то, что переживала вместе с ним вся Россия в годы страшной Великой Отечественной войны. Но он не потерял на войне самого главного — желания жить честно, любить других и стараться сделать так, чтобы те истины, о которых говорил в своём романе Л.Н. Толстой, а именно «простота, добро и правда», всегда торжествовали на земле!

«Тихий Дон»

Григорий Мелехов, как и любимые герои Л.Н. Толстого, прошёл
в своей жизни через многие испытания. Одним из них, самым

тяжким, была война. Война часто ломает человека своей жестоко-
стью, бессердечностью. И если Григорию чувствовал, понимал,
что не принимает его сердце этой жестокости, то потом сердце его, загрубело, «словно солончак в степи». И всё же не мог он прямо смотреть в глаза ребёнка, потому что понимал, что в мире творится что-то неправильное, вот и искал правду в жизни. Война заставила по-новому смотреть на мир. Перемолола его. А правда эта оказалась одна: вернувший он на свой хутор, он держал на руках маленького сына, чувствуя, что это и есть самое правильное в этом мире

Мотив сна в русской литературе

Какую функцию
выполняет сон Петра Гринёва (А.С. Пушкин «Капитанская дочка») и кто из русских писателей обращался к изображению сновидений?

А.С. Пушкин
«Евгений Онегин» (сон Татья-
ны Лариной)

Сон — предчувствие. Свадьба — похороны. Медведь — жених.
Фольклорные образы. Обряды, гадания

И.А. Гончаров
«Обломов» («Сон Обломова»)

Сон — воспоминание. Только там Обломов был счастлив, находил покой. И в то же время этот сон — рассказ о детстве — ключ к пониманию образа Обломова. Ведь именно оттуда, от слов родителей «А слуги на что?» и идёт формирование у Ильи Ильича нежелания делать усилия для того, чтобы чего-то добиться и к чему-либо стремиться

Н.Г. Чернышевский «Что делать?» (сны Веры Павловны)

Сон — посыл в будущее. Что нас ожидает? Желание сделать мир
счастливым. Картина идеального будущего

Ф.М. Достоев-
ский «Преступ-
ление и наказа-
ние» (сны Рас-
кольникова)

Сон — воспоминание детства, поступка, который схож с тем, что
происходит в настоящем. И чувства, переполняющие ребёнка от
увиденного, мешают принять, казалось бы, уже принятое решение: «Разве я могу стать Миколкой?». Или сон про трихины — болезнь, которая завладела обществом и от которой нужно стараться избавляться человечеству

Литературные аргументы к заданию 17

Тема

Автор

Произведение

Дружба

А.С. Пушкин

«19 октября 1825». В Михайловском, во «мраке заточенья», поэт одинок, но его воображение «товарищей зовёт», а мысль о них согревает во время разлуки. Кюхельбекера Пушкин называет «мой брат родной по музе, по судьбам».

«Пущину»: «Мой первый друг, мой друг бесценный! / И я судьбу благословил, /

Когда мой двор уединенный, / Печальным снегом занесенный, / Твой колокольчик огласил».

Няню Пушкин называет «подругой дней моих суровых», а возлюбленную — «друг прелестный».

Б.Ш. Окуджава

«Возьмёмся за руки, друзья»: «Возьмёмся за руки друзья, / Чтоб не пропасть поодиночке»

В.С. Высоцкий

«Песня о друге»: «Пусть он в связке в одной с тобой — / Там поймёшь, кто такой», «Значит, как на себя самого, / Положись на него»

Свобода

А.С. Пушкин

Ода «Вольность»: «Хочу воспеть свободу миру, / На тронах поразить порок!».

«К Чаадаеву»: свобода — это возможность реализации « души прекрасных порывов»
«Узник»: «Мы
вольные птицы, / Пора, брат, пора»

М.Ю. Лермон-
тов

«Узник»: «Отворите мне темницу, / Дайте мне сиянье дня».

«Парус» (вечное духовное беспокойство, вечный поиск и тревогу рождает стремление к свободе)

Любовь

А.С. Пушкин

«Я вас любил...», «На холмах Грузии...»,

«Я помню чудное мгновение...» (К***), «Признание»

Любви все возрасты покорны:

«Мне не к лицу и не по летам...

Пора, пора мне быть умней!

Но узнаю по всем приметам
Болезнь любви в душе моей»

Ф.И. Тютчев

«Предопределение». Любовь — максимальная близость людей, «союз души с душой родной» и неравная борьба; «съединенье», «слиянье», «сочетание» и — «поединок роковой»

А.А. Фет

Стихи о любви импрессионистичны, в центре внимания сам лирический герой. «Шёпот, робкое дыханье...» — 12 строчек рисуют картину страстного любовного свидания от первых секунд поздним вечером до расставания на рассвете

В.В. Маяков-
ский

«Лиличка!» — эмоциональный лирический монолог, в котором выражается безответное любовное чувство героя стихотворения. Любовная тема продолжает развитие в стихотворении «Письмо товарищу Кострову
из Парижа о сущности любви». «Письмо Татьяне Яковлевой» — любовное интимное переживание переводится в план социально-политический. В любовной лирике очевидна эволюция Маяковского от лирического поэта к поэту-трибуну, гражданину

А.А. Ахматова

«Сжала руки под тёмной вуалью...»: Ахматова пишет о чувствах отвергнутой женщины, понимающей, что вместе с возлюбленным от неё уходит сама жизнь.

Я сбежала, перил не касаясь,

Я сбежала за ним до ворот,

Задыхаясь, я крикнула: «Шутка
Всё, что было,

Уйдёшь, я умру!»

Любовь у Ахматовой превращается в поединок сильных личностей (стихотворения «Он любил», «А ты думал — я тоже такая», «Тебе покорна? Ты сошёл с ума!..»).

В сборнике «Чётки» появляются стихи о преодолении любовной тоски, о понимании того, что жизнь прекрасна, бесконечна, непостижима, что природа и бог могут врачевать незарастающие раны любви. Например, стихотворение «Я научилась просто, мудро жить...»:

Я научилась просто, мудро жить,
Смотреть на небо и молиться богу.

И долго перед вечером бродить,

Чтоб утомить ненужную тревогу.

М.Ю. Лермонтов

«Молитва» — лирический герой молится не за себя, а за возлюбленную.

«Нищий» — любовь приносит не радость, а боль и страдания:

Так я молил твоей любви,

С слезами горькими, с тоскою,

Так чувства лучшие мои
Обмануты навек тобою!

Природа

А.С. Пушкин

«Кавказ», «Зимнее утро», «Осень», «Бесы», «Зимняя дорога», «Зимний вечер» — пейзаж служит средством раскрытия душевного состояния поэта

Ф.И. Тютчев

Природа означает «мир, мирозданье» (цельный образ):

«Весенняя гроза».

И гам лесной, и шум нагорный —

Всё вторит весело громам!

Природа у Тютчева одухотворена, наделена душой и сознанием. Об осеннем вечере:

Та кроткая улыбка увяданья,

Что в существе разумном мы зовём
Божественной стыдливостью страданья.
Природа и человек связаны между собой («Как океан объемлет шар земной...», «Silentium!»)

А.А. Фет

Фет воспевает красоту и неповторимость каждого мгновения человеческой жизни, единство природы и человека, личности и мирозданья.

«Добро и зло»:

И как в росинке чуть заметной
Весь солнца лик ты узнаёшь,

Так слитно в глубине заветной
Всё мирозданье ты найдёшь.

Фет научился видеть разнообразную, полную смыслов жизнь в каждой травинке и листочке и стремится поделиться своими наблюдениями со всем миром. Например, стихотворение «Я пришёл к тебе с приветом...»:
Я пришёл к тебе с приветом
Рассказать, что солнце встало,

Что оно горячим светом
По листам затрепетало;

Рассказать, что лес проснулся,

Весь проснулся, веткой каждой,

Каждой птицей встрепенулся
И весенней полон жаждой...

М.Ю. Лермон
тов

«Когда волнуется желтеющая нива...» — единение человека и природы

Одиноче-

ство

М.Ю. Лермонтов

«И скучно и грустно...». Поэт одинок среди людей — « и некому руку подать», ему нет места среди толпы и света («Как часто пёстрою толпою окружён...», «Выхожу один я на дорогу», «Парус»)

В.В. Маяков-
ский

Стихотворение «Скрипка и немножко нервно» продолжает тему одиночества, безразличия друг к другу и разобщённости людей, тему поэта и его миссии, взаимоотношений поэта и толпы, поднятую в «Послушайте!».

«Хорошее отношение к лошадям» — поднимается тема одиночества и непонимания человеком человека. История об упавшей лошади — это только повод рассказать читателю о самом себе, о своей «звериной тоске». Плачущая лошадь — своеобразный двойник автора:

Деточка,

все мы немножко лошади,
каждый из нас по-своему лошадь.

Также поднимается тема поэта и толпы:
Смеялся Кузнецкий,

Лишь один я

голос не вмешивал в вой ему.

М. Цветаева

«Тоска по родине! Давно...»

Изгна-

ние

М.Ю. Лермон-
тов

«Тучки»: «вечные странники», «тучки небесные» уподобляются изгнаннику, лирическому герою

Ф.И. Тютчев

«Вот бреду я вдоль большой дороги
В тихом свете гаснущего дня»

Творче-

ство

Б. Пастернак

Творчество — процесс подсознательный.

В соавторство с поэтом вступает вселенная (стихотворения «Определение поэзии», «Февраль. Достать чернил и плакать!»).

Высшая сложность жизни — простота. Простота поэтических формулировок при глубине смысла. Это декларирует одно из известнейших его стихотворений:

Во всём мне хочется
Дойти до самой сути:

В работе, в поисках пути,

В сердечной смуте.

Всё время схватывая нить
Судеб, событий.

Жить, думать, чувствовать, любить,
Свершать открытья.

Связь поэта и времени в стихотворении
«Ночь»:

Не спи, не спи, художник,

Не предавайся сну,

Ты вечности заложник
У времени в плену.

М. Цветаева

Чувствует сопричастность высокой поэзии, обращается к Державину, Пушкину, Блоку, так как считает себя единомышленницей, служит тому же великому и испепеляющему искусству, что и они. Например, в стихотворении « Никто ничего не отнял!..»:

Я знаю: наш дар неравен,

Мой голос впервые — тих.

Что вам, молодой Державин,

Мой невоспитанный стих!

Тема  поэта и

поэзии /

Назначе-
ние поэта

М.Ю. Лермон

тов

«Смерть поэта», «Поэт» — тема поэта и толпы:

Но скучен нам простой и горный твой язык,

Нас тешат блёстки и обманы...

А.С. Пушкин

«Я памятник себе воздвиг...», «Пророк», «Поэт»

Н.А. Некрасов

Создаёт образ своей «неласковой и нелюбимой Музы, / Печальной спутницы печальных бедняков».

Поэт не отделяется от толпы. Например, стихотворение «Зачем меня на части рвёте?»:

Я от костей твоих и плоти,

Остервенелая толпа.

А.А. Фет

Истинная поэзия — это умение превратить страдание в радость, понять чувства других людей и разделить их с ними, увидеть красоту и бесконечность мира. Например, стихотворение «Одним толчком согнать ладью живую...»:

Дать жизни вздох,

Дать сладость тайным мукам,

Чужое вмиг почувствовать своим,
Шепнуть о том, о чём язык немеет,
Усилить бой бестрепетных сердец
 —

Вот чем певец лишь избранный владеет,
Вот в чём его и признак, и венец!

В.В. Маяков-
ский

В поэме «Облако в штанах» Маяковский провозглашал пророческую миссию художника — видеть то, чего не видит никто («где глаз людей обрывается куцый»).

В стране советов поэзия должна встать в строй созидателей новой реальности. Например, стихотворение «Невероятное приключение...»:

Светить всегда!

Светить везде!

До дней последних донца.

Возможности искусства безграничны: «Рифма поэта — и ласка, и лозунг, и штык, и кнут» (стихотворение «Разговор с фининспектором о поэзии»).

Поэма «Во весь голос. Первое вступление в поэму» — участие в строительстве новой жизни утверждается как главное достоинство поэзии и основной критерий оценки её уровня. Подводя итог своего творчества, поэт обращается к потомкам, заглядывает в «коммунистическое далёко»

А.Т. Твардов-
ский

«Вся суть в одном-единственном завете...».

Центральная мысль стиха — право творца на абсолютную свободу:

О том, что знаю лучше всех на свете,
Сказать хочу. И так, как я хочу.

Родина

М.Ю. Лермон-
тов

«Родина». Любовь «странная», необъяснимая — «за что, не знаю сам».

А.А. Блок

В стихотворении «Осенняя воля» поэт говорит о невозможности жизни без России, ощущает тесную связь с ней: «Приюти ты в долях необъятных», «как жить и плакать без тебя!». Блоку дороги просторы Отчизны, грустная доля народа-землепашца:

Над печалью нив твоих заплачу, Твой простор навеки полюблю».

В стихотворении «Русь» Родина предстаёт сказочным заколдованным царством.

В стихотворении « Россия» предстаёт Родина как «нищая Россия», её «серые избы», «расхлябанные колеи». Выражено чувство неразделённости судьбы поэта и судьбы Родины.

«На железной дороге», «На поле Куликовом» — цикл стихотворений, в которых поэт обращается к истории.

В стихотворении «Грешить бесстыдно, беспробудно...» возникает образ страшной России. Но это Родина, с которой он чувствует нерасторжимую связь. Например, стихотворение «Коршун»:

Да и такой, моя Россия,

Ты всех краёв дороже мне.

С. Есенин

В стихотворении «Русь» поэт почти интимно обращается к родине, как к близкому человеку: «Ой ты, Русь, моя родина кроткая».
По-лермонтовски называет необъяснимой свою любовь к России:

Но люблю тебя, родина кроткая,

А за что, разгадать не могу.

В философском ключе осмысливается тема родины в стихотворении «Спит ковыль. Равнина дорогая...»:

Дайте мне на родине любимой,

Всё любя, спокойно умереть!»
Стихотворение «Гой ты, Русь моя родная»:
Если крикнет рать святая:

«Кинь ты Русь, живи в раю!»,

Я скажу: «Не надо рая,

Дайте Родину мою!»

Стихотворения «Край любимый», «Запели тёсаные дроги...»

Ф.И. Тютчев

«Умом Россию не понять»

Философская

лирика

Ф.И. Тютчев

Поэт сожалеет о быстротечности жизни. Например, стихотворение «Далёкий друг»:Что жизнь и смерть? А жаль того огня,
Что просиял над целым мирозданьем,

И в ночь идёт, и плачет, уходя...

А.А. Фет

Искусство — вечно. В стихотворении «Сияла ночь. Луной был полон сад...» пение женщины рождает в поэте мысли о вечности, о великом значении искусства, способного примирить и объединить людей своей непостижимой красотой: Жизни нет конца, и цели нет иной,

Как только веровать в рыдающие звуки,
Тебя любить, обнять и плакать над тобой.

М. Цветаева

В стихотворении «Другие с очами и личиком светлым» она так говорит о смысле своего бытия на земле:Другие всей плотью во плоти блуждают,
Из уст пересохших дыханье глотают...

А я руки настежь! — застыла — столбняк!
Чтоб выдул мне душу российский сквозняк!

М.Ю. Лермон-
тов

«Парус» — смысл человеческой жизни в исканиях и борьбе. «Три пальмы» — проблема смысла жизни: пальмы не хотят жить «без
пользы
»

Б. Пастернак

«Снег идёт» — быстротечность жизни

Гражданская

лирика

Н.А. Некрасов

Тема гражданского служения — быть «обличителем толпы, её страстей и заблуждений»

А.А. Ахма-
това

В 1917 г., когда многие поэты покидают революционную Россию, она отказывается это сделать, понимая невозможность прожить без того, с чем навсегда срослась душа. На предложение покинуть родину она пишет стихотворение «Мне голос был...»:

Но равнодушно и спокойно

Руками я замкнула слух,

Чтоб этой речью недостойной

Не осквернился скорбный дух.

Поистине жалок добровольный изгнанник, так как его жизнь бессмысленна. В годы суровых испытаний не себя спасать надо («Не с теми я, кто бросил землю...»).

В годы Великой Отечественной войны Ахматова пишет стихотворения «Клятва», «Мужество», в которых выражается общее для всего народа

чувство:

Мы детям клянёмся, клянёмся могилам,
Что нас покориться никто не заставит!

А.С. Пушкин

«К Чаадаеву», «Во глубине сибирских руд...»

Сатира

В.В. Маяков-
ский

Сатирические гимны — «Гимн обеду», «Гимн учёному», «Гимн критику». Основной объект сатиры — мещанство и бюрократизм. В стихотворении «О дряни» Маяковский клеймит обывательский быт. Мещанское
сознание,
«мурло мещанина» казались ему препятствием для осуществления той утопической идеальной модели новой жизни, о которой он мечтал.

В стихотворении «Прозаседавшиеся» гротескно воссоздаётся картина бесконечных заседаний советских чиновников-бюрократов.

Пошлость, мещанство как идеология, которой не должно быть места в новой действительности, сатирически высмеиваются в комедии «Клоп»

Нравы дворян

Д.И. Фонвизин «Недоросль». Н.В. Гоголь «Мёртвые души».

М.Е. Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик...».

Н.А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо»

Нравы чиновников

Н.В. Гоголь «Ревизор» В.В. Маяковский «Прозаседавшиеся»
М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита» А.С. Пушкин « Капитанская дочка»

Народ

Н.А. Некрасов

«Я лиру посвятил народу своему...» — элегия.

«Тройка» — страшная судьба русской женщины, беззащитной перед жизнью.
«Размышления у парадного подъезда» — обращение к народу. Например, в стихотворении «Железная дорога»:

Где народ, там и стон... Эх, сердечный!

Что же значит твой стон бесконечный?

Ты проснёшься ль, исполненный сил...


                                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Справочный материал при подготовке к заданию В 8 (ЕГЭ по русскому языку)

Справочное пособие по средствам выразительности (В8). Позволяет организовать подготовку к ЕГЭ по русскому языку. Есть проверочные задания и ключи....

Справочный материал для подготовки к зачету по теме "История на страницах фольклора" (8 класс по программе Т.Ф.Курдюмовой)

Справочный материал для подготовки к зачету по теме "История на страницах фольклора"  поможет учителю и ученику систематизировать знания по предложенной теме....

Справочный материал для подготовки к ЕГЭ по математике

Справочный материал для подготовки к ЕГЭ по математике (алгебра +геометрия)...

Справочный материал для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ 2020

Справочные материалы по алгебре и геометрии для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ....

Справочный материал для подготовки к заданию 15.3. (сочинение ОГЭ)

Толкование определений для сочинения 15.3....