Справочный материал для подготовки к ЕГЭ по литературе
учебно-методическое пособие по литературе (11 класс) на тему
Предварительный просмотр:
СПРАВОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
Литературные аргументы к заданиям 8, 9, 15, 16
Вопрос | Произведения | Обоснование для сопоставления | |
Тема «духовного» и «материального» богатства человека в русской литературе | |||
Можно ли утвер- | А.И. Солжени- | Солженицын показывает не только материальное обнищание, но и духовное. У окружающих Матрёну людей происходит деформация нравственных понятий: добро — богатство. Жадность овладевает людьми. Фаддей, который в прошлом любил Матрёну, на похоронах переживает не о её смерти, а о брёвнах. Ему дороже богатство, чем человеческая жизнь. Эта среда, в которой живут люди, доводит их до воровства, жадности и потери нравственных ценностей. Люди становятся жестокими. Но Матрёна сохранила в себе человека. Прекрасно показан чисто русский характер Матрёны. Доброта и сочувствие ко всему живому. Матрёну всю жизнь обижали. Но в чём же источник её души? В работе — отвлечение от всего, вдохновение, забота. Силы она черпает в природе. Убогий быт Матрёны не сделал убогими её сердце и душу | |
В.П. Астафьев | Мотивы роли человека на земле и вечных духовных ценностей. В схватке Игнатьича с осётром царь-рыба олицетворяет природу, | ||
Тема «маленького человека» | |||
Можно ли утверждать, что психологический тип «маленького человека», о котором рассказывает Ф. Достоевский | А.П. Чехов «Смерть чинов- | Гибель героя производит в рассказе эффект не только комиче- | |
«Хамелеон» | В «Хамелеоне» Чехов осуждает трусость «маленьких людей» перед сильными мира сего. Он смеётся над теми, кто заискивает и лебезит, бледнея и растерянно улыбаясь. Такие люди вызывают | ||
Тема гибели человеческой души и нравственного оскудения | |||
В каких произведениях русских писателей затронута тема гибели человеческой | А.П. Чехов | Судьба молодого доктора Старцева. Трансформация личности
по своим взглядам и развитию был выше тех, кто его окружали, | |
М.Е. СалтыковЩедрин «Госпо- | В романе М.Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлёвы» пока- увечий, одичания, следующих одна за другой смертей. Черты | ||
Символические образы в русской литературе | |||
Символика в русской литературе. | А.А. Блок «Две- | В поэме отразилась позиция автора по отношению к Октябрьской революции 1917 года. «Двенадцать» — поэма о революционном Петрограде, поэма окрови, о грязи, о преступлении, о падении человеческом. Это — в одном плане. А в другом — о революции, о том, что через запачканных в крови людей в мир идёт благая весть о человеческом освобождении. Вьюга в поэме — это образ «исторической погоды». Снежная вьюга революции начинается с первых же строк поэмы; и с первых же её строк чёрное небо и белый снег — как бы символы того двойственного, что совершается на свете, что творится в каждой душе | |
А.П. Чехов «Вишнёвый сад» | Звук натянутой, а потом лопнувшей струны — как конец эпохи | ||
И.А. Бунин | Символ общества — пароход «Атлантида». Верхние этажи: жизнь | ||
Тема смерти в русской литературе | |||
В каких произве- | М. Горький | Ночлежка — своего рода символ оказавшегося в тупике человече- | |
И.А. Бунин | И.А. Бунин был убеждён, что сила и богатство чувства жизни привычной жизнью, в которой было место театрам, ресторанам, | ||
В каких произведениях русской классики звучит тема человека на войне и что сближает эти произведения с романом Л.Н. Толстого «Война и мир»? | М.А. Шолохов | Андрей Соколов прошёл очень тяжёлый путь обретений и потерь, пережил на войне многое: потерю семьи, сына — последней надежды его, плен и всё то, что переживала вместе с ним вся Россия в годы страшной Великой Отечественной войны. Но он не потерял на войне самого главного — желания жить честно, любить других и стараться сделать так, чтобы те истины, о которых говорил в своём романе Л.Н. Толстой, а именно «простота, добро и правда», всегда торжествовали на земле! | |
«Тихий Дон» | Григорий Мелехов, как и любимые герои Л.Н. Толстого, прошёл тяжким, была война. Война часто ломает человека своей жестоко- | ||
Мотив сна в русской литературе | |||
Какую функцию | А.С. Пушкин | Сон — предчувствие. Свадьба — похороны. Медведь — жених. | |
И.А. Гончаров | Сон — воспоминание. Только там Обломов был счастлив, находил покой. И в то же время этот сон — рассказ о детстве — ключ к пониманию образа Обломова. Ведь именно оттуда, от слов родителей «А слуги на что?» и идёт формирование у Ильи Ильича нежелания делать усилия для того, чтобы чего-то добиться и к чему-либо стремиться | ||
Н.Г. Чернышевский «Что делать?» (сны Веры Павловны) | Сон — посыл в будущее. Что нас ожидает? Желание сделать мир | ||
Ф.М. Достоев- | Сон — воспоминание детства, поступка, который схож с тем, что |
Литературные аргументы к заданию 17
Тема | Автор | Произведение |
Дружба | А.С. Пушкин | «19 октября 1825». В Михайловском, во «мраке заточенья», поэт одинок, но его воображение «товарищей зовёт», а мысль о них согревает во время разлуки. Кюхельбекера Пушкин называет «мой брат родной по музе, по судьбам». «Пущину»: «Мой первый друг, мой друг бесценный! / И я судьбу благословил, / Когда мой двор уединенный, / Печальным снегом занесенный, / Твой колокольчик огласил». Няню Пушкин называет «подругой дней моих суровых», а возлюбленную — «друг прелестный». |
Б.Ш. Окуджава | «Возьмёмся за руки, друзья»: «Возьмёмся за руки друзья, / Чтоб не пропасть поодиночке» | |
В.С. Высоцкий | «Песня о друге»: «Пусть он в связке в одной с тобой — / Там поймёшь, кто такой», «Значит, как на себя самого, / Положись на него» | |
Свобода | А.С. Пушкин | Ода «Вольность»: «Хочу воспеть свободу миру, / На тронах поразить порок!». «К Чаадаеву»: свобода — это возможность реализации « души прекрасных порывов» |
М.Ю. Лермон- | «Узник»: «Отворите мне темницу, / Дайте мне сиянье дня». «Парус» (вечное духовное беспокойство, вечный поиск и тревогу рождает стремление к свободе) | |
Любовь | А.С. Пушкин | «Я вас любил...», «На холмах Грузии...», «Я помню чудное мгновение...» (К***), «Признание» Любви все возрасты покорны: «Мне не к лицу и не по летам... Пора, пора мне быть умней! Но узнаю по всем приметам |
Ф.И. Тютчев | «Предопределение». Любовь — максимальная близость людей, «союз души с душой родной» и неравная борьба; «съединенье», «слиянье», «сочетание» и — «поединок роковой» | |
А.А. Фет | Стихи о любви импрессионистичны, в центре внимания сам лирический герой. «Шёпот, робкое дыханье...» — 12 строчек рисуют картину страстного любовного свидания от первых секунд поздним вечером до расставания на рассвете | |
В.В. Маяков- | «Лиличка!» — эмоциональный лирический монолог, в котором выражается безответное любовное чувство героя стихотворения. Любовная тема продолжает развитие в стихотворении «Письмо товарищу Кострову | |
А.А. Ахматова | «Сжала руки под тёмной вуалью...»: Ахматова пишет о чувствах отвергнутой женщины, понимающей, что вместе с возлюбленным от неё уходит сама жизнь. Я сбежала, перил не касаясь, Я сбежала за ним до ворот, Задыхаясь, я крикнула: «Шутка Уйдёшь, я умру!» Любовь у Ахматовой превращается в поединок сильных личностей (стихотворения «Он любил», «А ты думал — я тоже такая», «Тебе покорна? Ты сошёл с ума!..»). В сборнике «Чётки» появляются стихи о преодолении любовной тоски, о понимании того, что жизнь прекрасна, бесконечна, непостижима, что природа и бог могут врачевать незарастающие раны любви. Например, стихотворение «Я научилась просто, мудро жить...»: Я научилась просто, мудро жить, И долго перед вечером бродить, Чтоб утомить ненужную тревогу. | |
М.Ю. Лермонтов | «Молитва» — лирический герой молится не за себя, а за возлюбленную. «Нищий» — любовь приносит не радость, а боль и страдания: Так я молил твоей любви, С слезами горькими, с тоскою, Так чувства лучшие мои | |
Природа | А.С. Пушкин | «Кавказ», «Зимнее утро», «Осень», «Бесы», «Зимняя дорога», «Зимний вечер» — пейзаж служит средством раскрытия душевного состояния поэта |
Ф.И. Тютчев | Природа означает «мир, мирозданье» (цельный образ): «Весенняя гроза». И гам лесной, и шум нагорный — Всё вторит весело громам! Природа у Тютчева одухотворена, наделена душой и сознанием. Об осеннем вечере: Та кроткая улыбка увяданья, Что в существе разумном мы зовём | |
А.А. Фет | Фет воспевает красоту и неповторимость каждого мгновения человеческой жизни, единство природы и человека, личности и мирозданья. «Добро и зло»: И как в росинке чуть заметной Так слитно в глубине заветной Фет научился видеть разнообразную, полную смыслов жизнь в каждой травинке и листочке и стремится поделиться своими наблюдениями со всем миром. Например, стихотворение «Я пришёл к тебе с приветом...»: Что оно горячим светом Рассказать, что лес проснулся, Весь проснулся, веткой каждой, Каждой птицей встрепенулся | |
М.Ю. Лермон | «Когда волнуется желтеющая нива...» — единение человека и природы | |
Одиноче- ство | М.Ю. Лермонтов | «И скучно и грустно...». Поэт одинок среди людей — « и некому руку подать», ему нет места среди толпы и света («Как часто пёстрою толпою окружён...», «Выхожу один я на дорогу», «Парус») |
В.В. Маяков- | Стихотворение «Скрипка и немножко нервно» продолжает тему одиночества, безразличия друг к другу и разобщённости людей, тему поэта и его миссии, взаимоотношений поэта и толпы, поднятую в «Послушайте!». | |
«Хорошее отношение к лошадям» — поднимается тема одиночества и непонимания человеком человека. История об упавшей лошади — это только повод рассказать читателю о самом себе, о своей «звериной тоске». Плачущая лошадь — своеобразный двойник автора: Деточка, все мы немножко лошади, Также поднимается тема поэта и толпы: Лишь один я голос не вмешивал в вой ему. | ||
М. Цветаева | «Тоска по родине! Давно...» | |
Изгна- ние | М.Ю. Лермон- | «Тучки»: «вечные странники», «тучки небесные» уподобляются изгнаннику, лирическому герою |
Ф.И. Тютчев | «Вот бреду я вдоль большой дороги | |
Творче- ство | Б. Пастернак | Творчество — процесс подсознательный. В соавторство с поэтом вступает вселенная (стихотворения «Определение поэзии», «Февраль. Достать чернил и плакать!»). Высшая сложность жизни — простота. Простота поэтических формулировок при глубине смысла. Это декларирует одно из известнейших его стихотворений: Во всём мне хочется В работе, в поисках пути, В сердечной смуте. Всё время схватывая нить Жить, думать, чувствовать, любить, Связь поэта и времени в стихотворении Не спи, не спи, художник, Не предавайся сну, Ты вечности заложник |
М. Цветаева | Чувствует сопричастность высокой поэзии, обращается к Державину, Пушкину, Блоку, так как считает себя единомышленницей, служит тому же великому и испепеляющему искусству, что и они. Например, в стихотворении « Никто ничего не отнял!..»: Я знаю: наш дар неравен, Мой голос впервые — тих. Что вам, молодой Державин, Мой невоспитанный стих! | |
Тема поэта и поэзии / Назначе- | М.Ю. Лермон тов | «Смерть поэта», «Поэт» — тема поэта и толпы: Но скучен нам простой и горный твой язык, Нас тешат блёстки и обманы... |
А.С. Пушкин | «Я памятник себе воздвиг...», «Пророк», «Поэт» | |
Н.А. Некрасов | Создаёт образ своей «неласковой и нелюбимой Музы, / Печальной спутницы печальных бедняков». Поэт не отделяется от толпы. Например, стихотворение «Зачем меня на части рвёте?»: Я от костей твоих и плоти, Остервенелая толпа. | |
А.А. Фет | Истинная поэзия — это умение превратить страдание в радость, понять чувства других людей и разделить их с ними, увидеть красоту и бесконечность мира. Например, стихотворение «Одним толчком согнать ладью живую...»: Дать жизни вздох, Дать сладость тайным мукам, Чужое вмиг почувствовать своим, Вот чем певец лишь избранный владеет, | |
В.В. Маяков- | В поэме «Облако в штанах» Маяковский провозглашал пророческую миссию художника — видеть то, чего не видит никто («где глаз людей обрывается куцый»). В стране советов поэзия должна встать в строй созидателей новой реальности. Например, стихотворение «Невероятное приключение...»: Светить всегда! Светить везде! До дней последних донца. Возможности искусства безграничны: «Рифма поэта — и ласка, и лозунг, и штык, и кнут» (стихотворение «Разговор с фининспектором о поэзии»). Поэма «Во весь голос. Первое вступление в поэму» — участие в строительстве новой жизни утверждается как главное достоинство поэзии и основной критерий оценки её уровня. Подводя итог своего творчества, поэт обращается к потомкам, заглядывает в «коммунистическое далёко» | |
А.Т. Твардов- | «Вся суть в одном-единственном завете...». Центральная мысль стиха — право творца на абсолютную свободу: О том, что знаю лучше всех на свете, | |
Родина | М.Ю. Лермон- | «Родина». Любовь «странная», необъяснимая — «за что, не знаю сам». |
А.А. Блок | В стихотворении «Осенняя воля» поэт говорит о невозможности жизни без России, ощущает тесную связь с ней: «Приюти ты в долях необъятных», «как жить и плакать без тебя!». Блоку дороги просторы Отчизны, грустная доля народа-землепашца: Над печалью нив твоих заплачу, Твой простор навеки полюблю». В стихотворении «Русь» Родина предстаёт сказочным заколдованным царством. В стихотворении « Россия» предстаёт Родина как «нищая Россия», её «серые избы», «расхлябанные колеи». Выражено чувство неразделённости судьбы поэта и судьбы Родины. «На железной дороге», «На поле Куликовом» — цикл стихотворений, в которых поэт обращается к истории. В стихотворении «Грешить бесстыдно, беспробудно...» возникает образ страшной России. Но это Родина, с которой он чувствует нерасторжимую связь. Например, стихотворение «Коршун»: Да и такой, моя Россия, Ты всех краёв дороже мне. | |
С. Есенин | В стихотворении «Русь» поэт почти интимно обращается к родине, как к близкому человеку: «Ой ты, Русь, моя родина кроткая». Но люблю тебя, родина кроткая, А за что, разгадать не могу. В философском ключе осмысливается тема родины в стихотворении «Спит ковыль. Равнина дорогая...»: Дайте мне на родине любимой, Всё любя, спокойно умереть!» «Кинь ты Русь, живи в раю!», Я скажу: «Не надо рая, Дайте Родину мою!» Стихотворения «Край любимый», «Запели тёсаные дроги...» | |
Ф.И. Тютчев | «Умом Россию не понять» | |
Философская лирика | Ф.И. Тютчев | Поэт сожалеет о быстротечности жизни. Например, стихотворение «Далёкий друг»:Что жизнь и смерть? А жаль того огня, И в ночь идёт, и плачет, уходя... |
А.А. Фет | Искусство — вечно. В стихотворении «Сияла ночь. Луной был полон сад...» пение женщины рождает в поэте мысли о вечности, о великом значении искусства, способного примирить и объединить людей своей непостижимой красотой: Жизни нет конца, и цели нет иной, Как только веровать в рыдающие звуки, | |
М. Цветаева | В стихотворении «Другие с очами и личиком светлым» она так говорит о смысле своего бытия на земле:Другие всей плотью во плоти блуждают, А я руки настежь! — застыла — столбняк! | |
М.Ю. Лермон- | «Парус» — смысл человеческой жизни в исканиях и борьбе. «Три пальмы» — проблема смысла жизни: пальмы не хотят жить «без | |
Б. Пастернак | «Снег идёт» — быстротечность жизни | |
Гражданская лирика | Н.А. Некрасов | Тема гражданского служения — быть «обличителем толпы, её страстей и заблуждений» |
А.А. Ахма- | В 1917 г., когда многие поэты покидают революционную Россию, она отказывается это сделать, понимая невозможность прожить без того, с чем навсегда срослась душа. На предложение покинуть родину она пишет стихотворение «Мне голос был...»: Но равнодушно и спокойно Руками я замкнула слух, Чтоб этой речью недостойной Не осквернился скорбный дух. Поистине жалок добровольный изгнанник, так как его жизнь бессмысленна. В годы суровых испытаний не себя спасать надо («Не с теми я, кто бросил землю...»). В годы Великой Отечественной войны Ахматова пишет стихотворения «Клятва», «Мужество», в которых выражается общее для всего народа | |
чувство: Мы детям клянёмся, клянёмся могилам, | ||
А.С. Пушкин | «К Чаадаеву», «Во глубине сибирских руд...» | |
Сатира | В.В. Маяков- | Сатирические гимны — «Гимн обеду», «Гимн учёному», «Гимн критику». Основной объект сатиры — мещанство и бюрократизм. В стихотворении «О дряни» Маяковский клеймит обывательский быт. Мещанское В стихотворении «Прозаседавшиеся» гротескно воссоздаётся картина бесконечных заседаний советских чиновников-бюрократов. Пошлость, мещанство как идеология, которой не должно быть места в новой действительности, сатирически высмеиваются в комедии «Клоп» |
Нравы дворян | Д.И. Фонвизин «Недоросль». Н.В. Гоголь «Мёртвые души». М.Е. Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик...». Н.А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо» | |
Нравы чиновников | Н.В. Гоголь «Ревизор» В.В. Маяковский «Прозаседавшиеся» | |
Народ | Н.А. Некрасов | «Я лиру посвятил народу своему...» — элегия. «Тройка» — страшная судьба русской женщины, беззащитной перед жизнью. Где народ, там и стон... Эх, сердечный! Что же значит твой стон бесконечный? Ты проснёшься ль, исполненный сил... |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Справочный материал при подготовке к заданию В 8 (ЕГЭ по русскому языку)
Справочное пособие по средствам выразительности (В8). Позволяет организовать подготовку к ЕГЭ по русскому языку. Есть проверочные задания и ключи....
Справочный материал для подготовки к зачету по теме "История на страницах фольклора" (8 класс по программе Т.Ф.Курдюмовой)
Справочный материал для подготовки к зачету по теме "История на страницах фольклора" поможет учителю и ученику систематизировать знания по предложенной теме....
Справочный материал для подготовки к ЕГЭ по математике
Справочный материал для подготовки к ЕГЭ по математике (алгебра +геометрия)...
Справочный материал для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ по математике
справочный материал...
Справочный материал для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ 2020
Справочные материалы по алгебре и геометрии для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ....
Справочный материал для подготовки к заданию 15.3. (сочинение ОГЭ)
Толкование определений для сочинения 15.3....