М.Ю.Лермонтов "Бородино"
план-конспект занятия по литературе (6 класс) на тему
Урок-исследование по литературе в 6 классе в соответствии с ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
m.yu_.lermontov_borodino._urok_fgos._docx.docx | 26.26 КБ |
lermontov_borodino.pptx | 2.82 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема: "Правда истории в стихотворении М.Ю. Лермонтова "Бородино" | Тип: урок формирования новых знаний и умений | |||||
| ||||||
Задачи:
| ||||||
Планируемые результаты | ||||||
Предметные:
| Метапредметные:
выражать свою точку зрения в монологическом высказывании; развивать у школьников умение сравнивать, обобщать, делать выводы; | Личностные:
| ||||
Ресурсы урока: Литература: учебник для 5 класса, ч. 2; рабочая программа; индивидуальные карточки | ||||||
Ход урока | ||||||
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающихся | |||||
Мотивация познавательной деятельности | ||||||
| Настраиваются на учебную деятельность. | |||||
Актуализация необходимых знаний | ||||||
Тема урока: «Правда истории в стихотворении М.Ю. Лермонтова "Бородино" Постановка цели и задач урока. Я предлагаю вам провести мини-исследование по данной теме. С чего начинается любое исследование? (с постановки целей и выдвижения гипотезы) Сформулируйте цели (подсказка на слайде) А теперь давайте сформулируем гипотезу (подсказка на слайде)
Какая информация для решения нашей проблемы нам необходима? -информация по биографии поэта; -информация о Бородинском сражении с точки зрения истории; -информация об истории создания произведения. | Уч-ся отвечают на вопросы учителя, приводят примеры. Соотносят одну картину с другой, выдвигают предположения Соотносят свои выводы с темой урока, ставят цели на урок. Выдвигают гипотезу, выстраивают план решения проблемы | |||||
Организация познавательной деятельности | ||||||
Работа по группам. Задание:
М.Лермонтов с юного возраста обладал пылким поэтическим воображением, любил мечтать и фантазировать. Детство своё он провёл в родовом поместье Тарханы. Рано мальчик остался без матери, и воспитанием его занялась бабушка. Он получил превосходное домашнее образование: владел иностранными языками, хорошо рисовал.. М.Ю.Лермонтова всегда интересовала история, он изучал ее, особо привлекало Бородинское сражение (Его дядя Афанасий Алексеевич Столыпин участвовал в Бородинском сражении). М.Ю.Лермонтова восхищался героями битвы, их мужеством и самоотверженностью. Лермонтов погиб на дуэли в 1841 году. Задание:
В 1812г. Наполеон Бонапарт, император Франции, завоевавший почти всю Европу, пошёл войной на Россию. Решающим был бой под Бородино. Русские войска стояли насмерть, чтобы преградить французам продвижение к Москве. Главнокомандующий русской армией Кутузов в донесении императору Александру 1 писал: «Баталия, 24 числа бывшая, была самая кровопролитная из всех, которые в новейшее время известны». Бородинское сражение является одним из самых кровопролитных сражений XIX века и наиболее кровопролитным изо всех, бывших до него. По самым скромным оценкам каждый час на поле погибало или получало ранения около 6 000 человек, французская армия потеряла около 25 % своего состава, русская — около 30 %. Со стороны французов было сделано 60 тысяч пушечных выстрелов, с русской стороны — 50 тысяч. Неслучайно Наполеон назвал битву под Бородиным своим самым великим сражением, хотя его результаты более чем скромны для привыкшего к победам великого полководца. Задание:
История создания. Впервые к теме 1812 года Лермонтов обратился в стихотворении «Поле Бородина», написанном в 1830 году. К 25-летнему юбилею Отечественной войны 1812 года и Бородинской битвы Михаил Лермонтов решил создать произведение, посвященное этому событию. Лермонтов в этот период много размышлял о судьбе народа в истории, о прошлом и настоящем России. Важно отметить, что М. Ю. Лермонтов был в то время уже профессиональным военным и армейский быт знал не понаслышке. Лермонтов зачитывался письмами, мемуарами, записками Дениса Давыдова и Н. А. Дуровой (женщины-партизанки), стихами о войне 1812 года, печатавшимися в журнале А.С. Пушкина «Современник». Героический подвиг, совершённый нашими предками в Отечественной войне того времени, и описывает Лермонтов, предлагая читателям летопись сражения, увиденного глазами старого воина, участника той битвы. Непосредственным поводом к написанию стихотворения послужило знакомство Лермонтова с воспоминаниями Алексея Афанасьевича Столыпина, ветерана Отечественной войны, который находился в родственных отношениях с поэтом.
Но прежде я хочу предупредить вас, что в стихотворении есть слова – военные термины, и они могут быть непонятны нам, так как многие из них уже устарели, прошло уже 200 лет с того времени. - Понравилось ли вам произведение? - О чем оно? - Кто главный герой?
Вернемся к нашему исследованию. Как вы думаете, какие задания мы можем выполнить с текстом произведения, чтобы решить нашу проблему? Мы будем сравнивать исторические события и текст произведения. Эту работу я предлагаю вам выполнить в группе. Задание: сопоставить исторические события с текстом произведения М.Ю.Лермонтова «Бородино», заполнить таблицу цитатами из текста. Сделать вывод.
Литературное произведение = историческая статья. Итоговый вопрос: как вы считаете, что важнее для автора -передать правду истории или прославить подвиг солдат, сражавшихся на поле битвы.
Но мы ведь имеем дело с художественным текстом, который предполагает вымысел, а где, по-вашему, в стихотворении вымысел? Мог ли знать Лермонтов о настроении, мыслях, чувствах героев или мог только догадываться? Приведите примеры из текста, которые показывают настроение воинов. | Работают в группах, распределяют роли, выбирают важную информацию, договариваются в группе, готовят устное высказывание по теме. Выступают от групп. Подводят итог, делают промежуточную рефлексию (лист самооценки), планируют дальнейшие действия для решения проблемы. Слушают текст стихотворения, смотрят видеоряд. Отвечают на вопрос учителя.
Вывод: Основные эпизоды Бородинского сражения, описанные в стихотворении, полностью совпадают с исторической справкой. Следовательно, поэт в основу стихотворения положил реальные исторические факты. Выступают от групп. Подводят итог, делают промежуточную рефлексию(лист самооценки), планируют дальнейшие действия для решения проблемы Отвечают на вопрос учителя. (Мог только догадываться, предполагать, так как сам он не мог быть участником и очевидцем тех событий). Герои, их чувства, настроения, которое они испытывают, являются в стихотворении вымыслом. Анализируют высказывания, соотносят их с темой урока, выбирают то, которое лучше отражает тему урока, доказывают свою точку зрения. | |||||
Подведение итогов | ||||||
1. Подготовиться к пересказу биографии поэта. 2. Выучить наизусть отрывок. |
|
Оценочные листы
Ф.И.__________________________________________________________________________
Моя активность | Что понравилось на уроке? | Над какими вопросами заставило вас задуматься произведение? | оценка урока | ||
справился | не справился | самооценка | оценка учителя | ||
1 задание. | |||||
2 задание. |
Критерии:
«5» -работал активно, с заданием справился, участвовал в обсуждении, выступал от группы.
«4» - работал активно, с заданием справился, участвовал в обсуждении.
«3» - работал активно, с заданием справился, но в обсуждении не участвовал.
«2» - работать отказался, с заданием не справился.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Тема урока. "Правда истории в стихотворении М.Ю. Лермонтова "Бородино"
Отражает тему!
Какая информация нужна!
Словарная работа. кивер – высокий военный головной убор военных из твердой кожи; булат – оружие булатной стали, сабля; лафет – боевой станок, на котором укрепляется ствол артиллерийского орудия; улан, драгун – солдаты конных полков; редут – квадратное земляное укрепление на поле боя; картечь – небольшой артиллерийский снаряд для стрельбы на близком расстоянии; бивак – стоянка войск под открытым небом;
Подумаем!
Какое высказывание больше всего подходит к теме нашего урока. Докажите свое мнение. 1 .Надо, чтобы родина была для нас дороже нас самих. Античный афоризм 2.Это святая обязанность – любить страну, которая вспоила и вскормила нас, как родная мать. М.А.Шолохов. 3.У Бородино французская армия расшиблась о русскую! А.П.Ермолов. 4.Лучшее средство привить любовь детям к отечеству состоит в том, чтобы эта любовь была у отцов. Ш.Монтескье. 5.Нет!Человеку нельзя жить без родины, как нельзя жить без сердца. К.Г.Паустовский.