М.Ю.Лермонтов "Бородино"
план-конспект занятия по литературе (6 класс) на тему

Дедюхина Любовь Васильевна

Урок-исследование по  литературе в 6 классе в соответствии с ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл m.yu_.lermontov_borodino._urok_fgos._docx.docx26.26 КБ
Файл lermontov_borodino.pptx2.82 МБ

Предварительный просмотр:

Тема: "Правда истории в стихотворении М.Ю. Лермонтова "Бородино"

Тип: урок формирования новых знаний и умений

  • Цель: создание условий для знакомства с произведением М.Ю.Лермонтова «Бородино», формирование представления о том, как исторические события отражаются в литературе.

Задачи:

  • вовлекать учащихся в активную учебную деятельность;
  • развивать исследовательские навыки: формулировать гипотезу, планировать деятельность, сравнивать, анализировать, делать выводы;
  • развивать устную монологическую и диалогическую речь учащихся;

Планируемые результаты

Предметные:

  • понимать связь литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей;
  • формулировать собственное отношение к произведениям русской литературы, их оценка;
  • воспринимать на слух литературные произведения разных жанров;

Метапредметные:

  • понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал,    подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции
  • искать и выделять необходимую информацию, осознанно строить  речевого высказывания в устной форме,
  • планировать деятельность на уроке;

выражать свою точку зрения в

монологическом высказывании;

развивать у школьников умение сравнивать, обобщать, делать выводы;

Личностные:

  • проявлять интерес к литературе;
  • выражают положительное отношение к процессу познания,
  • осваивать роль ученика на основе выполнения правил поведения на уроке;
  • пробудить чувства гордости и уважения к предшествующим поколениям за их самоотверженную патриотическую борьбу.

Ресурсы урока: Литература: учебник для 5 класса, ч. 2; рабочая программа; индивидуальные карточки

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Мотивация познавательной деятельности

  1. Организационный момент.

Настраиваются на учебную деятельность.

Актуализация необходимых знаний

  1. Ребята, знаете ли вы, кто изображен на этом портрете? Вы видите лицо совсем молодого человека. “Нераспустившимся цветком русской поэзии” назвал его критик. Как вы понимаете эти слова? Прожил он всего  27 неполных лет, но успел за это короткое время создать более 10000 тысяч произведений!
  2. А теперь посмотрите на вторую загадку. Что изображено на этом полотне. Что вы знаете об этом историческом событии? Как вы думаете, каким образом могут быть связаны поэт М.Ю. Лермонтов и яркая страничка нашей истории «Бородинское сражение»?

Тема урока: «Правда истории в стихотворении М.Ю. Лермонтова "Бородино"

Постановка цели и задач урока. Я предлагаю вам провести мини-исследование по данной теме.

С чего начинается любое исследование? (с постановки целей и выдвижения гипотезы) Сформулируйте цели (подсказка на слайде)

А теперь давайте сформулируем гипотезу (подсказка на слайде)

 

  1. Определение плана работы.

Какая информация для решения нашей проблемы нам необходима?

-информация по биографии поэта;

-информация о Бородинском сражении с точки зрения истории;

-информация об истории создания произведения.

Уч-ся отвечают на вопросы учителя, приводят примеры.

Соотносят одну картину с другой, выдвигают предположения

Соотносят свои выводы с темой урока, ставят цели на урок.

Выдвигают гипотезу, выстраивают план решения проблемы

Организация познавательной деятельности

  1. Работа над темой урока.

Работа по группам.

   Задание:

  1. Изучите самостоятельно биографию М.Ю. Лермонтова, найдите информацию по теме нашего исследования.
  2. Обсудите в группе информацию.
  3.  Приготовьте выступление.

  М.Лермонтов с юного возраста обладал пылким поэтическим  воображением, любил мечтать и фантазировать. Детство своё он провёл в родовом поместье Тарханы. Рано мальчик остался без матери, и воспитанием его занялась бабушка. Он получил превосходное домашнее образование: владел иностранными языками, хорошо рисовал.. М.Ю.Лермонтова всегда интересовала история, он изучал ее, особо привлекало Бородинское сражение (Его дядя Афанасий Алексеевич Столыпин участвовал в Бородинском сражении). М.Ю.Лермонтова восхищался героями битвы, их мужеством и самоотверженностью. Лермонтов погиб на дуэли в 1841 году.

Задание:

  1. Изучите самостоятельно историческую справку, найдите информацию по теме нашего исследования.
  2. Обсудите в группе информацию.
  3.  Приготовьте выступление.

    В 1812г. Наполеон Бонапарт, император Франции, завоевавший почти всю Европу, пошёл войной на Россию. Решающим был бой под Бородино. Русские войска стояли насмерть, чтобы преградить французам продвижение к Москве. Главнокомандующий русской армией Кутузов в донесении императору Александру 1 писал: «Баталия, 24 числа бывшая, была самая кровопролитная из всех, которые в новейшее время известны».

            Бородинское сражение является одним из самых кровопролитных сражений XIX века и наиболее кровопролитным изо всех, бывших до него. По самым скромным оценкам  каждый час на поле погибало или получало ранения около 6 000 человек, французская армия потеряла около 25 % своего состава, русская — около 30 %. Со стороны французов было сделано 60 тысяч пушечных выстрелов, с русской стороны — 50 тысяч. Неслучайно Наполеон назвал битву под Бородиным своим самым великим сражением, хотя его результаты более чем скромны для привыкшего к победам великого полководца.

Задание:

  1. Изучите самостоятельно историю создания произведения, найдите информацию по теме нашего исследования.
  2. Обсудите в группе информацию.
  3.  Приготовьте выступление.

История создания.

                Впервые к теме 1812 года Лермонтов обратился в    стихотворении «Поле Бородина», написанном в 1830 году.

                  К 25-летнему юбилею Отечественной войны 1812 года и Бородинской битвы Михаил Лермонтов решил создать произведение, посвященное этому событию. Лермонтов в этот период много размышлял о судьбе народа в истории, о прошлом и настоящем России. Важно отметить, что М. Ю. Лермонтов был в то время уже профессиональным военным и армейский быт знал не понаслышке. Лермонтов зачитывался письмами, мемуарами, записками Дениса Давыдова и Н. А. Дуровой (женщины-партизанки), стихами о войне 1812 года, печатавшимися в журнале А.С. Пушкина «Современник».      Героический подвиг, совершённый нашими предками в Отечественной войне того времени, и описывает Лермонтов, предлагая читателям летопись сражения, увиденного глазами старого воина, участника той битвы.                   Непосредственным поводом к написанию стихотворения послужило знакомство Лермонтова с воспоминаниями Алексея Афанасьевича Столыпина, ветерана Отечественной войны, который находился в родственных отношениях с поэтом.

  1. Просмотр видео. Беседа.

        Но прежде я хочу предупредить вас, что в стихотворении есть слова – военные термины, и они могут быть непонятны нам, так как многие из них уже устарели, прошло уже  200 лет с того времени.  

- Понравилось ли вам произведение?

- О чем оно?

- Кто главный герой?

  1. Работа с текстом.

Вернемся к нашему исследованию. Как вы думаете, какие задания мы можем выполнить с текстом произведения, чтобы решить нашу проблему? Мы будем сравнивать исторические события и текст произведения. Эту работу я предлагаю вам выполнить в группе.

Задание: сопоставить исторические события с текстом произведения М.Ю.Лермонтова «Бородино», заполнить таблицу цитатами из текста. Сделать вывод.

  1. У меня для вас последняя загадка:

Литературное произведение = историческая статья.

Итоговый вопрос: как вы считаете, что важнее для автора -передать правду истории или прославить подвиг солдат, сражавшихся на поле битвы.

     

Но мы ведь имеем дело с художественным текстом, который предполагает вымысел, а где,  по-вашему, в стихотворении вымысел? Мог ли знать Лермонтов о настроении, мыслях, чувствах героев  или мог только догадываться?

Приведите примеры из текста, которые показывают настроение воинов.

Работают в группах, распределяют роли, выбирают важную информацию, договариваются в группе, готовят устное высказывание по теме.

Выступают от групп.

Подводят итог, делают промежуточную рефлексию (лист самооценки),

 планируют дальнейшие действия для решения проблемы.

Слушают текст стихотворения, смотрят видеоряд.

Отвечают на вопрос учителя.

  • Работают с текстом, анализируют текст, соотносят содержание с исторической справкой, делают выводы.

Вывод: Основные эпизоды Бородинского сражения, описанные в стихотворении, полностью совпадают с исторической справкой. Следовательно, поэт в основу стихотворения положил реальные исторические факты.

Выступают от групп.

Подводят итог, делают промежуточную рефлексию(лист самооценки),

 планируют дальнейшие действия для решения проблемы

Отвечают на вопрос учителя.

(Мог только догадываться, предполагать, так как сам он не мог быть участником и очевидцем тех событий).

Герои, их чувства, настроения, которое они испытывают, являются в стихотворении вымыслом.

Анализируют высказывания, соотносят их с темой урока, выбирают то, которое лучше отражает тему урока, доказывают свою точку зрения.

Подведение итогов

  • Организует подведение итогов урока, спрашивает, какой теме был посвящен урок, удалось ли решить учебную задачу, как оценивают свою работу на уроке.
  • Чем поразила вас баллада «Бородино»?
  • Д/з:

1. Подготовиться к пересказу биографии поэта. 2. Выучить наизусть отрывок.

  • Анализируют материал, изученный на уроке, свои успехи и недочёты.(заполняют оценочные листы)

      Оценочные листы

Ф.И.__________________________________________________________________________

Моя активность

Что понравилось на уроке?

Над какими вопросами заставило вас задуматься произведение?

оценка урока

                        справился

не справился

самооценка

оценка учителя

1 задание.

2 задание.

Критерии:

«5» -работал активно, с заданием справился, участвовал в обсуждении, выступал от группы.

«4» - работал активно, с заданием справился, участвовал в обсуждении.

«3» - работал активно, с заданием справился, но в обсуждении не участвовал.

«2» - работать отказался, с заданием не справился.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 6

Тема урока. "Правда истории в стихотворении М.Ю. Лермонтова "Бородино"

Слайд 8

Отражает тему!

Слайд 10

Какая информация нужна!

Слайд 14

Словарная работа. кивер – высокий военный головной убор военных из твердой кожи; булат – оружие булатной стали, сабля; лафет – боевой станок, на котором укрепляется ствол артиллерийского орудия; улан, драгун – солдаты конных полков; редут – квадратное земляное укрепление на поле боя; картечь – небольшой артиллерийский снаряд для стрельбы на близком расстоянии; бивак – стоянка войск под открытым небом;

Слайд 15

Подумаем!

Слайд 16

Какое высказывание больше всего подходит к теме нашего урока. Докажите свое мнение. 1 .Надо, чтобы родина была для нас дороже нас самих. Античный афоризм 2.Это святая обязанность – любить страну, которая вспоила и вскормила нас, как родная мать. М.А.Шолохов. 3.У Бородино французская армия расшиблась о русскую! А.П.Ермолов. 4.Лучшее средство привить любовь детям к отечеству состоит в том, чтобы эта любовь была у отцов. Ш.Монтескье. 5.Нет!Человеку нельзя жить без родины, как нельзя жить без сердца. К.Г.Паустовский.