Викторина по литературе за курс 7 класса
методическая разработка по литературе (7 класс) на тему

В викторину включены задания на знание программного материала за курс 7 класса. Задания на знание изучаемых произведений и биографий известных русских писателей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл viktorina_po_literature_7_klass.docx28.35 КБ

Предварительный просмотр:

Викторина по литературе 7 класс

1. Представления команд: название, девиз.(Максимально – 5 баллов)

2. Разминка. (За каждый правильный ответ по 1 баллу)

Краткий иносказательный рассказ в стихах или прозе с нравоучительным

  выводом? (Басня.)

  Русский писатель, автор рассказа «Белый пудель»? (А. И. Куприн.)

 Имя богатыря из города Мурома? (Илья)

 Страна, где жил и творил великий сказочник X. К. Андерсен? (Дания.)

 Басня И. А. Крылова про Мартышку, Осла, Козла и Медведя? («Квартет».)

 Съедобный герой русской сказки? (Колобок.)

 Имя самой известной Родионовны? (Арина.)

 Разговор между двумя лицами, обмен репликами? (Диалог.)

 Русский писатель, подаривший нам «Малахитовую шкатулку»? ( Бажов.)

 Девочка, вступившая в борьбу с самой Снежной королевой? (Герда.)

 Самый «правдивый» человек на свете? (Барон Мюнхгаузен.)

 Во многих сказках - самая высокая башня в доме, в которой девица ждёт

добра молодца?    (Терем..)

 Непоседливый длинноносый деревянный мальчик? (Буратино.)

 Телега, которая в басне И. А. Крылова осталась на месте? (Воз.)

 Родовое село Пушкиных на Псковщине? (Михайловское.)

 Большое стихотворное произведение на историческую, героическую или

возвышенную    лирическую тему? (Поэма.)

 Речь одного лица, обращённая к слушателям или к самому себе? (Монолог.)

3. Назовите авторов перечисленных произведений (за каждый правильный ответ – 2 балла):

 

«Медный всадник» (Пушкин)

Былина «Садко» (народ)

«Тарас Бульба» (Н. Гоголь)

«Бирюк» (И. Тургенев)

«Размышления у парадного подъезда» (Н. Некрасов)

«Станционный смотритель» (Пушкин)

«Песня про… купца Калашникова» (Лермонтов)

Поэма «Русские женщины» (Н.Некрасов)

Стихотворения в прозе «Русский язык» (И.Тургенев)

 «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» (Салтыков-Щедрин)

 Трилогия «Детство. Отрочество. Юность» (Л. Толстой)

 «Дикий помещик»( Салтыков-Щедрин).

4. О каком писателе идёт речь? Назовите имя, отчество, фамилию. (За каждый ответ – 2 балла)

1) Годы жизни: 1809 – 1852. Писатель, драматург. Родился в семье небогатого помещика на Украине. Окончил там уездное училище и гимназию высших наук, после чего уехал в Петербург, поступил на службу. После первого сборника повестей стал знаменитым. Был знаком с Пушкиным и Жуковским. Издал двухтомный сборник повестей и рассказов, две книги новелл, затем комедию, которая имела шумный успех. Уехал в Рим, за границей прожил 12 лет, лишь изредка наведываясь в Россию. Всё это время плодотворно работал – создал 1-ю часть своего знаменитого романа, 2 комедии, несколько повестей. Отправился паломником в Святую Землю, затем вернулся в Россию и последние годы жизни провёл в странствиях. Работал над второй частью романа, которую впоследствии сжёг . Самыми главными произведениями этого писателя считаются: сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки», посвященное обычаям и традициям украинского народа, а также величайшая поэма “Мертвые души”.
(Н. В. Гоголь)

     

2) Годы жизни: 1814 – 1841. Поэт, писатель, драматург.

Родился в Москве в семье небогатого отставного капитана. Мать умерла, когда ребёнку не исполнилось и трёх лет. Бабушка по линии матери, богатая помещица, заставила отца уступить ей право на воспитание мальчика, и увезла его в Пензенскую губернию, в село Тарханы, где и прошло его детство. В возрасте 14 лет переезжает с бабушкой в Москву, где поступает в университетский благородный пансион, который пришлось покинуть в конце второго года из-за участия в студенческом бунте . Переехал в Петербург, поступил в школу гвардейских юнкеров, по окончании которой вышел офицером в гвардейский гусарский полк. Узнав о смерти Пушкина, написал стихотворение «Смерть поэта», которое с одной стороны принесло ему славу, а с другой – перевод на Кавказ, откуда спустя 7 месяцев – в Новгород. Всё это время, начиная с 14 лет, молодой поэт пишет стихотворения и поэмы. Его перу принадлежит также драма и роман. Второй перевод на Кавказ последовал после дуэли с сыном французского посланника де Барантом, окончившейся благополучно. Спустя 4 месяца в Пятигорске, из-за пустяковой ссоры, поэт погиб на дуэли со своим бывшим сокурсником по школе гвардейских юнкеров Мартыновым. (М. Ю. Лермонтов)

3) Родился на исходе XIII века, в 1799 году,   в московской дворянской семье. У него были брат Лев и сестра Ольга. Летом мальчик гостил у бабушки в селе  Захарово под Москвой. Здесь его воспитанием занималась Арина Родионовна Яковлева. В 1811 г.  поступил в знаменитый Царскосельский Лицей для мальчиков благодаря влиятельным связям дяди, Василия Львовича, где его вовсе не читали талантом. Переложил на литературный язык сказки своей няни, и они вошли в золотой фонд детской литературы. В 1817 г., после Лицея, в чине коллежского секретаря 12 класса юноша поступил служить в Коллегию иностранных дел. За свою свободолюбивую лирику несколько лет провёл в ссылках в разные периоды своей жизни.

 Умер в расцвете лет в 1837 г., получив тяжелое ранение в живот на дуэли.

5. Определите, из каких произведений и кому принадлежат данные цитаты и отрывки. (Максимально – 2 балла, без автора – 1 балл)

Люблю тебя, Петра творенье,

Люблю твой строгий стройный вид … - Медный всадник.

Я скажу тебе, православный царь:

Я убил его вольной волею,

А за что про что – не скажу тебе,

Скажу только Богу единому. – Песня про царя…

А поворотись-ка, сын! Экий ты смешной какой? Что это на вас за поповские подрясники? И эдак все ходят в академии? – Тарас Бульба.

Ещё одно, последнее сказанье -

И летопись окончена моя,

Исполнен долг, завещанный от Бога

Мне, грешному… - Борис Годунов.

Волхвы не боятся могучих владык,

А княжеский дар им не нужен;

Правдив и свободен их вещий язык

И с волей небесною дружен. – Песнь о вещем Олеге

6. Угадай героя и название произведения, дополнительное очко, если назовете автора (максимально – 3 балла):

  • «Лишь один из них, из опричников, удалой боец, буйный молодец, в золотом ковше не мочил усов; опустил он в землю очи тёмные, опустил головушку на широку грудь – а в груди его была дума крепкая…»

(Кирибеевич, опричник Ивана Грозного, из «Песни про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М. Ю. Лермонтова)

  • «… был один из числа коренных, старых полковников: весь он создан был для бранной тревоги и отличился грубой прямотой своего нрава…Он любил простую жизнь казаков и перессорился с теми из своих товарищей, которые были наклонны к варшавской стороне…»

                                         (Тарас Бульба из одноименной повести Н. В. Гоголя)

  • «До неё я как будто спал, спрятанный в темноте, но явилась она, разбудила, вывела на свет, связала всё вокруг меня в непрерывную нить, сплела всё в разноцветное кружево и сразу стала на всю жизнь другом…»

                         (Бабушка Акулина Ивановна из повести М. Горького «Детство»)

  • «…он встал на целый час раньше, червяков накопал, удочки притащил… а если по правде говорить, то и встал-то он сегодня из-за этого…заморыша – хотел места рыбные ему показать, и вот вместо благодарности и восхищения – «рано»!

                                                   (Яшка из рассказа Ю Казакова «Тихое утро»)

  • «Дети не слышали и не понимали его. Они по-прежнему толкали…смеялись над ним. Они радовались тому, что с ним можно всё делать, что хочешь, а он им ничего не делает».

                                                      (Юшка из одноименного рассказа А. Платонова)

  • «Редко мне случалось видеть такого молодца. Он был высокого росту, плечист и сложен на славу. Из-под мокрой замашной рубашки выпукло выставлялись его могучие  мышцы. Черная курчавая борода закрывала до половины его суровое и мужественное лицо; из-под сросшихся широких бровей смело глядели небольшие карие глаза».

                                           (Бирюк, Фома, из рассказа И. С. Тургенева «Бирюк»)

  • «Вдруг…взглянули друг на друга: в глазах их светился зловещий огонь, зубы стучали, из груди вылетало глухое рычание. Они начали медленно подползать друг к другу и в одно мгновение ока остервенились. Полетели клочья, раздался визг и оханье…»

             (Генералы из сказки М. Е. Салтыкова –Щедрина «Сказка о том, как один мужик

               двух генералов прокормил»)

  • «Она никому не принадлежала; у неё не было собственного имени, и никто не мог бы сказать, где находилась она всю долгую морозную зиму и чем кормилась».

              (собака Кусака из одноименного рассказа Л. Андреева)

  • «Сущий мученик 14 класса, огражденный своим чином токмо от побоев, и то не всегда…Всю досаду, накопленную во время скучной езды, путешественник вымещает на нем. В дождь и слякоть принужден он бегать по дворам…чтоб только на минуту отдохнуть от крика и толчков раздраженного постояльца».

(Станционный смотритель Самсон Вырин из одноименной повести А. С. Пушкина)

7. Восстановите стихотворные строки (максимально  -  2 балла):

Скажи мне кудесник,________________    (любимец богов)

Что сбудется в жизни со мною?

И скоро ль, на радость соседей-врагов,

_________________________________.    (могильной засыплюсь землею)

На святой Руси, нашей матушке,

Не найти, не сыскать такой красавицы:

Ходит плавно – будто _____________

Смотрит сладко, как ______________.

Назови мне такую обитель,

Я такого угла не видал,

Где бы ____________,   (сеятель твой и хранитель)

___________________.   (где бы русский мужик не стонал)

Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о ____________ - ты один мне поддержка и ____, о великий, ______, правдивый и свободный _________.

(судьбах моей Родины…. опора…..могучий   русский язык)

В сто сорок солнц закат пылал,

__________________________,    (в июль катилось лето)

Была жара, жара плыла, -

__________________________.    (на даче было это)

Кто этот баловник-невежа

И этот призрак и двойник?

Да это наш ____________,    (жилец приезжий)

Наш __________________.     (летний дачник, отпускник)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

викторина по литературе для 6 класса

содержит как задания на сообразительность, так и на знание литературоведческого материала...

Литературная викторина по литературе в 7 классе

Литературная викторина позволит учителю провести небольшой контроль знаний, полученных в 6-7 классах....

Викторина по литературе для 9 классов

Данная викторина может быть использована в конце певрой четверти после изучения комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума". Викторина проводится в форме игры-соревнования между 9 клссами.Данная разработка ...

Викторина по литературе в 9 классе "Своя игра"

Проверка знаний девятиклассников в форме игры способствует развитию познавательной активности учащихся, интереса к изучаемомому материалу,...

Викторина по литературе для 7 класса

Викторина по литературе с закрытыми вопросами для 7 класса (УМК под ред. Коровиной В. Я.)...

Викторина по литературе для 7 класса (программа "Школа 2100")

Викторина по литературе для 7 класса по программе "Школа - 2100"...

Викторина по литературе в 10 классе "Знакомые незнакомцы"

Дидактический материал к предметной неделе в школе (викторина)...