Литературно-музыкальный вечер: «России верные сыны...» (Российским офицерам посвящается)
методическая разработка по литературе (7, 8, 9, 10, 11 класс) по теме

Сенченко Ирина Николаевна

Сценарий литературно-музыкального вечера: «России верные сыны…» (Российским офицерам посвящается).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneklassnoe_meropriyatie_literatura._rossii_vernye_syny.docx38.16 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Федеральное государственное казенное общеобразовательное учреждение «Казанское суворовское военное училище

Министерства обороны Российской Федерации»

Литературно-музыкальный вечер:

«России верные сыны…»

(Российским офицерам посвящается)

Автор-составитель:

Преподаватель русского языка

и литературы

Сенченко И.Н.

Казань – 2018

Сценка

Александр Невский (с мечом) и два рыцаря на коленях:

– Идите и скажите всем:

– А кто с мечом на Русь придет, тот от меча и погибнет.

– На том стояла и стоять будет земля Русская.

1 ведущий. С этих слов мы и начнем наш вечер, посвященный Российским офицерам.

Что же такое – воинское звание офицер?

В энциклопедическом словаре сказано:

«Лицо командного и начальствующего состава в вооруженных силах. Петр I говорит об офицерах: «Офицеры суть солдатам, яко отцы детям».

Александр Суворов: «Я забывал себя, когда дело шло о пользе моего Отечества».

И несть число подвигам русских офицеров и солдат. Перечислять их можно долго и много. Но мы вспомним некоторые из них:

2 ведущий. Война 1812 года открыла целую плеяду блестящих русских офицеров, которые победили Наполеона, покорившего всю Европу.

Кутузов, Багратион, Барклай де Толли, Раевский, Дохтуров, Платов, Ермолов…

Сценка из «Гусарской баллады»:

(Песня «Эскадрон гусар летучих».)

1 ведущий. Сенатская площадь. Декабристы. Лучшие из лучших, блестящие, образованные офицеры, которые захотели сделать счастливым простой народ

Чтец.                   Стихотворение «Поэт и гражданин»            

Не может сын глядеть спокойно

На горе матери родной,

Не будет гражданин достойный

К отчизне холоден душой,

Ему нет горше укоризны...

Иди в огонь за честь отчизны,

За убежденье, за любовь...

Иди и гибни безупречно.

Умрешь не даром: дело прочно,

Когда под ним струится кровь...

Н.Некрасов


Сцена из «Звезды пленительного счастья».

2 ведущий. И были повешенные, была ссылка и был острог, и лишение всех прав, но и не было малодушных и раскаявшихся.

Волконский, Пестель, Трубецкой, Муравьев – Апостол, Оболенский, Одоевский.

Музыка. Вальс «Мой ласковый и нежный зверь» Е. Дога.

1 Ведущий. Кроме воинской доблести русские офицеры приносили славу своей стране и в морских путешествиях.

Беринг, Белинсгаузен, Лазарев, Лаптев.

2 ведущий. Россия пережила много войн: Отечественная война 1812 г., Крымская война, Русско-Турецкая, Русско-Японская война, Первая мировая, Гражданская, Великая Отечественная.

К сожалению, мы не можем подробно остановиться на этих датах. Это все история. Наша история. Но потомки помнят имена героев: Брусилов, Фрунзе, Тухачевский, Каменев, Блюхер, Корнилов, Нахимов, Истомин, Скобелев, Гурко, Макаров, Кондратенко, Жуков и др.

Сценка из «Чапаева» Фурманова.

ЧАПАЕВ: (Сидит за столом и поёт «Черный ворон»).

ПЕТЬКА: (Слезает с печи) Что, не спится, Василий Иванович?

ЧАПАЕВ: Да! Вот обдумываю завтрашний бой. А ты, Петька, скажи ка мне, где должен быть командир? Вначале атаки?

ПЕТЬКА: Как где? Позади, чтобы не убили.

ЧАПАЕВ: Нет, Петька! Он должен быть впереди, на лихом коне!

А вот скажи мне, где должен быть командир в середине боя?

ПЕТЬКА: Впереди, на лихом коне!

ЧАПАЕВ: Нет, Петька! Он должен быть здесь.

(Переворачивает котелок и ставит на него картошку)

На самом верху, следить за ходом боя.

ПЕТЬКА: Да, Василий Иванович. Трудно быть командиром!

1 ведущий. Наиболее тяжелым, до сих пор незабываемым событием остается война 1941 года.

Звучит песня «Священная война».


Чтец №1                        Стихотворение «9 мая»

Салют и слава годовщине

Навеки памятного дня

Салют победе, что в Берлине

Огнем попрала мощь огня….

 Александр Твардовский

Чтец №2                        Стихотворение «22 июня 1941 года»

Цветок в росинках весь, к цветку приник,

И пограничник протянул к ним руки.

А немцы, кончив кофе пить, в тот миг

Влезали в танки, закрывали люки

Такою всё дышало тишиной,

Что вся земля ещё спала, казалось.

Кто знал, что между миром и войной

Всего каких – то пять минут осталось!

 Степан Щипачев

Ведущий 1.

Сколько, их, вчерашних мальчишек, закончив ускоренные курсы подготовки, становились офицерами и уходили на фронт. Так как кадровых к тому времени осталось уже мало. И учили их, и они – опытные, бывалые, закаленные. И жизнь – фронтовая, тяжелая, беспощадная.

Чтец.                  Стихотворение «Эпилог»

Вернешься – ты будешь героем,

Ты будешь бессмертен, иди! –

И стало тревожно, не скрою,

И что – то кольнуло в груди,

И рухнул весь мир за плечами:

Полшага вперед – и в века…

Как это не просто – в молчанье

Коснуться рукой козырька,

Расправить шинельные складки,

Прислушаться к дальней пальбе,

Взять светлую сумку взрывчатки

И тут же забыть о себе…

А почестей мы не просили,

Не ждали наград за дела.

Нам общая слава России

Солдатской наградой была.

Да много ли надо солдаты,

Что знал и печаль, и успех:

По трудному счастью – на брата

Да Красное знамя – на всех.

Григорий Поженян

Сцена «Горячий снег» Ю. Бондарева.

После боя по полю сражения идет командующий с командиром батальона и Божичко.

Генерал приказывает найти орудийный расчет, который стрелял до последнего.

Божичко: – Никого нет, товарищ генерал.

Комбат: – Никого нет живых, товарищ командующий.

Генерал: – Ищите, стреляло же орудие.

Комбат: – Есть живые! Есть. Нашел. Много живых!

Генерал: – Не надо докладывать. Все вижу, товарищ комбат.

Оставшиеся семь человек сидят. При виде генерала и его свиты встают.

Генерал спрашивает Кузнецова: «Это вы были там в станице?»

Кузнецов: – Я, товарищ генерал.

Генерал внимательно всматривается в лица бойцов.

Генерал (как бы оправдываясь):

– Главное было выбить у них танки. Это было главное.

– Божичко, дайте 7 орденов Красного знамени.

Генерал вручает каждому орден со словами:

– Спасибо за подбитые танки.

– Спасибо.

– Спасибо.

– Все, что могу. Все, что могу.

– Все, что могу лично.

– Все, что могу лично.

Старшина вбегает.

– Хлопцы, это я, кухня! Я сухари, водки, горячего вам привез.

Уханов: – Где ж ты раньше-то был, старшина?

Уханов: – Ну что, братцы. Надо обмыть ордена как положено.

Где котелок?

Рядовой: – Ну а как ордена обмывают?

Складывают в котелок, и наливает старшина водки.

Уханов: – А ты куда, комбат? (Дроздовскому)

Кузнецов: – Оставь его.

Уханов подает Кузнецову котелок. Тот подносит ко рту, но потом говорит:

– Не могу.

Уханов принимает котелок у него из рук и говорит:

– За то, что живы, за то, что наши немцев жиманули, что черта им вышло. Выпей, лейтенант.

Все встают.

Чтец                         Стихотворение «Высота»                        

Комбату приказали в этот день
Взять высоту и к сопкам пристреляться.
Он может умереть на высоте,
Но раньше должен на нее подняться.
И высота была взята,
И знают уцелевшие солдаты –
У каждого есть в жизни высота,
Которую он должен взять когда-то,
А если по дороге мы умрем,
Своею смертью разрывая доты,
То пусть нас похоронят на высотах,
Которые мы все-таки берем.

 Михаил Львов

Ансамбль исполняет песню «Темная ночь»

Чтец                         Стихотворение «Перед атакой»

Когда на смерть идут – поют,

А перед этим можно плакать, –

Ведь самый страшный час в бою –

час ожидания атаки.

Снег минами изрыт вокруг

И почернел от пыли минной.

Разрыв – и умирает друг.

И, значит, смерть проходит мимо.

Сейчас настанет мой черед.

За мной одним идет охота.

Будь проклят сорок первый год,

Ты, – вмерзшая в снега пехота!

Мне кажется, что я магнит,

Что я притягиваю мины.

Разрыв – и лейтенант хрипит.

И смерть опять проходит мимо.

Но мы уже не в силах ждать.

И нас ведет через траншеи

Окоченевшая вражда,

Штыком дырявящая шеи.

Бой был коротким.

А потом глушили водку ледяную,

И выковыривал ножом

Из-под ногтей я кровь чужую.

Семен Гудзенко

Чтец                         Стихотворение  «И вот в свои семнадцать лет…»

И вот в свои семнадцать лет
Я стал в солдатский строй... 
У всех шинелей серый цвет, 
У всех – один покрой. 

У всех товарищей-солдат 
И в роте, и в полку –
Противогаз, да автомат, 
Да фляга на боку. 

Я думал, что не устою, 
Что не перенесу, 
Что затеряюсь я в строю, 
Как дерево в лесу. 

Льют бесконечные дожди, 
И вся земля – в грязи, 
А ты, солдат, вставай, иди, 
На животе ползи. 

Иди в жару, иди в пургу. 
Ну что – не по плечу?.. 
Здесь нету слова «не могу», 
А пуще – «не хочу». 

Мети, метель, мороз, морозь, 
Дуй, ветер, как назло, –
Солдатам холодно поврозь, 
А сообща – тепло. 

И я иду, и я пою, 
И пулемёт несу, 
И чувствую себя в строю, 
Как дерево в лесу.

Николай Старшинов


Страшное слово – война. Это общее горе. И женщины, и дети, и старики – все страдают и ждут. Сколько испытаний и забот легло на их плечи.

Чтец                         Стихотворение «Жди меня…»

Жди меня, и я вернусь.

Только очень жди,

Жди, когда наводят грусть

Желтые дожди,

Жди, когда снега метут,

Жди, когда жара,

Жди, когда других не ждут,

Позабыв вчера.

Жди, когда из дальних мест

Писем не придет,

Жди, когда уж надоест

Всем, кто вместе ждет.

Жди меня, и я вернусь,

Не желай добра

Всем, кто знает наизусть,

Что забыть пора.

Пусть поверят сын и мать

В то, что нет меня,

Пусть друзья устанут ждать,

Сядут у огня,

Выпьют горькое вино

На помин души...

Жди. И с ними заодно

Выпить не спеши.

Жди меня, и я вернусь,

Всем смертям назло.

Кто не ждал меня, тот пусть

Скажет: – Повезло.

Не понять, не ждавшим им,

Как среди огня

Ожиданием своим

Ты спасла меня.

Как я выжил, будем знать

Только мы с тобой,-

Просто ты умела ждать,

Как никто другой.

Константин Симонов

Под музыку Е. Доги «Мой ласковый и нежный зверь»


Сценка из «Сына полка» Валентина Катаева

Лихо откинув чубатую голову, мальчик чистил небольшую казацкую шашку, почти до самой рукоятки втыкая клинок в мягкую лесную землю.

К такому мальчику даже страшно было подойти, не то что с ним заговаривать. Однако Ваня был не робкого десятка. С независимым видом он приблизился к роскошному мальчику, расставил босые ноги, заложил руку за спину и стал его рассматривать.

Но военный мальчик и бровью не повел. Не обращая на Ваню никакого внимания, он продолжал свое воинственное занятие. Изредка он озабоченно сплевывал сквозь зубы.

Ваня молчал. Молчал и мальчик. Это продолжалось довольно долго.

Наконец военный мальчик не выдержал.

– Чего стоишь? – сказал он сумрачно.

– Хочу и стою,  – сказал Ваня.

– Иди, откуда пришел.

– Сам иди. Не твой лес.

– А вот мой!

– Как?

– Так. Здесь наше подразделение стоит.

– Какое подразделение?

– Тебя не касается. Видишь – наши кони.

Мальчик мотнул чубатой головой назад, и Ваня действительно увидел за дверями коновязь, лошадей, черные бурки и алые башлыки конников.

– А ты кто такой? – спросил Ваня.

Мальчик небрежно, со щегольским стуком кинул клинок в ножны, сплюнул и растер сапогом.

– Знаки различия понимаешь? – сказал мальчик насмешливо.

– Понимаю! – дерзко сказал Ваня, хотя ничего не понимал.

– Ну, так вот, – строго сказал мальчик, показывая на свой погон, поперек которого была нашита белая лычка. – Ефрейтор гвардейской кавалерии. Понятно?

– Да! Ефрейтор! – с оскорбительной улыбкой сказал Ваня. – Видали мы таких ефрейторов!

Мальчик обидчиво мотнул белым чубом.

– А вот представь себе, ефрейтор! – сказал он.

Но этого показалось ему мало. Он распахнул шинель. Ваня увидел на гимнастерке большую серебряную медаль на серой шелковой точке.

– Видал?

Ваня был подавлен. Но он и виду не подал.

– Великое дело! – сказал он с кривой  улыбкой, чуть не плача от зависти.

– Великое  не великое, а медаль, – сказал мальчик,  – за боевые заслуги. И ступай себе, откуда пришел, пока  цел.

– Не больно модничай. А то сам получишь.

– От кого? – прищурился роскошный мальчик.

– От меня.

– От тебя? Молод, брат.

– Не моложе твоего.

– А тебе сколько лет?

– Тебя не касается. А тебе?

– Четырнадцать, – сказал мальчик, слегка привирая.

– Ге! – сказал Ваня и свистнул.

– Чего – ге?

– Так какой же ты солдат?

– Обыкновенный солдат. Гвардейской кавалерии.

– Толкуй! Не положено.

– Чего не положено?

– Больно молод.

– Постарше тебя.

– Все равно не положено. Таких не берут.

– А вот меня взяли.

– Как же это тебя взяли?

– А вот так и взяли.

– А на довольствие зачислили?

– А как же.

– Заливаешь.

– Не имею такой привычки.

– Побожись.

– Честное гвардейское.

– На все виды довольствия зачислили?

– На все виды.

– И оружие дали?

– А как же! Все, что положено.  Видал мою шашечку? Знатный, братец, клинок. Златоустовский.  Его, если хочешь знать, можно колесом согнуть, и он не сломается. Да это что? У меня еще бурка есть. Бурочка что надо. На красоту! Но я ее только в бою надевал. А сейчас она за мной в обозе ездит.

Ваня проглотил слюну и довольно жалобно посмотрел на обладателя бурки, которая ездит в обозе.

– А меня не взяли, – убито сказал Ваня. – Сперва взяли, а потом сказали – не положено.  Я у них даже один раз в палатке спал. У разведчиков, у артиллерийских.

– Стало быть, ты им не показался, – сухо сказал роскошный мальчик, – раз они тебя не захотели принять за сына.

– Как это – за сына? За какого?

– Известно, за какого. За сына полка. А без этого не положено.

– А ты – сын?

– Я – сын. Я, братец, у наших казачков уже второй год за сына считаюсь. Они меня еще под Смоленском приняли. Меня, братец, сам майор Вознесенский на свою фамилию записал, поскольку я являюсь круглый сирота. Так что я сейчас называюсь гвардии ефрейтор Вознесенский и служу при  майоре Вознесенском связным. Он меня, братец мой, один раз даже вместе с собой в рейд взял. Там наши казачки ночью большой шум в тылу у фашистов сделали. Как  ворвутся в одну деревню, где стоял их штаб, а они как выскочат на улицу в одних подштанниках! Мы их там больше чем полторы сотни набили.

Мальчик вытащил из ножен свою шашку и показал Ване, как они рубали фашистов.

– И ты рубал? – с дрожью восхищения спросил Ваня.

Мальчик хотел сказать «а как же», но как видно, гвардейская совесть удержала его.

– Не, – сказал он смущенно. – По правде, я не рубал. У меня тогда еще шашки не было. Я на тачке ехал вместе со станковым пулеметом… Ну и, стало быть, иди, откуда пришел, – сказал вдруг ефрейтор Вознесенский, спохватившись, что слишком дружески болтает с этим неизвестно откуда взявшимся довольно-таки подозрительным гражданином.

– Прощай, брат.

– Прощай, – уныло сказал Ваня и побрел прочь.

2 ведущий. Вот для таких Вань Солнцевых, которых было множество по стране, были открыты Суворовские училища.

ПРИКАЗ от 21 августа 1943 года.

Совет Народных Комиссаров принял постановление о создании Суворовских военных училищ «типа старых кадетских корпусов, по 500 человек в каждом, всего 4500 человек со сроком обучения 7 лет, с закрытым пансионом воспитанников».


А ПОТОМ БЫЛА ПОБЕДА!

Чтец                         Стихотворение «Салют и слава годовщине»

Навеки памятного дня

Салют победе, что в Берлине,

Огнем попрала мощь огня!

Ансамбль песня «Бери шинель, пошли домой» или «День Победы».

1 ведущий. И началась мирная жизнь. Но будни военных и в мирные дни не легки. Выдерживают сильнейшие, стойкие. И, как говорится: «В жизни всегда есть место подвигу».

Звучат позывные и сообщение о полете человека в космос.

                                ЮРИЙ ГАГАРИН

Звучит песня: «Знаете, каким он парнем был…»

2 ведущий. Где только не приходится нести службу офицерам и солдатам. Это и дальние гарнизоны, и учения, и повседневная служба, где бы она не проходила: погранзастава , боевой корабль, подводная лодка,  боевой самолет, военный городок и т.д.

1 ведущий: А иногда и просчеты политиков мирную жизнь обращают в боевую.

Чтец                         Стихотворение «Чтоб стать мужчиной»

Чтоб стать мужчиной – мало им родиться,
чтоб стать железом – мало быть рудой.
Ты должен переплавиться, разбиться,
И, как руда, пожертвовать собой.
Как трудно в сапогах шагать в июле,
но ты – солдат, и все сумей принять:
от поцелуя женского до пули,
и научись в бою не отступать.
Готовность к смерти – тоже ведь оружье,
и ты его однажды примени.
Мужчины умирают, если нужно,
и потому живут в веках они.

Михаил Львов



2 ведущий. Мы не будем решать, кто прав, а кто нет в любой войне.

Но офицеры всегда впереди.

Говорят, что смерть не выбирают,

Но, а если выбор дать,  как умереть

Дай судьба, мне у черты у той, у края

За Отчизну чистым пламенем сгореть.

1 ведущий. Вот и сейчас нелегко приходится нашим военным в горячих точках.

НО, КОМАНДИРЫ – ВПЕРЕД!

ОФИЦЕРЫ, ВЫПОЛНЯЙТЕ ПРИКАЗ!

Ансамбль поет песню «Офицеры». Все участники вечера выходят на сцену и подхватывают припев: «Офицеры, офицеры…»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

На конкурс "Недаром помнит вся Россия" исторический вечер "России верные сыны"

Сценарий  исторического вечера для учащихся основной и старшей школы составлен такм образом, что может быть использован как для проведения общешкольного мероприятия в актовом зале, так и классног...

опыт работы.деятельность отряда"России верные сыны"

Программа детской организации "России верные сыны"Презентация деятельности отряда "РВС"....

Сценарий классного часа "России верные сыны"

Классный час, посвященный 200летию Бородинского сражения....

Классный час "России верные сыны!"

Цель: патриотическое воспитание подрастающего поколения.Задачи:познакомить детей с участниками войны, тружениками тыла, детьми войны;формировать представление о подвигах народа в годы Великой Отечеств...

Встреча «России верные сыны», посвященная 24 годовщине вывода войск из Афганистана

1 ведущий   День вывода войск из Афгана -Не красная дата в скрижаляхНе праздник, а рваная рана,Для  тех, кто её застали,2 ведущий   Без  маршей и праздничных тушей,...

Сценарий линейки «России верные сыны, кадетской службе мы верны »

Торжественная линейка, посвященная Дню знаний, прошла в кадетском корпусе...

Литературно-музыкальная композиция «России верные сыны»

Разработка внеклассного мероприятия, посвященного Дню защитника Отечества. Цели и задачи:  способствовать нравственно-патриотическому воспитанию школьников;  ознакомить учащихся с жизнь...