Методические рекомендации по использованию презентации "Мотивы воли и свободы в поэме А.С. Пушкина «Цыганы (9 класс) "
методическая разработка по литературе (9 класс) на тему
Данная презентация сопровождается методическими рекомендациями, которые помогут учителю-словеснику организовать работу по изучению поэмы А.С. Пушкина "Цыганы"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_rekomendatsii_1.docx | 19.47 КБ |
yuzhnye_poemy_pushkin_chast1.pptx | 877.99 КБ |
yuzhnye_poemy_pushkin_chast_2_cor.pptx | 342.77 КБ |
yuzhnye_poemy_pushkin_chast_3_korr.pptx | 483.59 КБ |
yuzhnye_poemy_pushkin_chast_4.pptx | 483.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации по использованию презентации
«Мотивы воли и свободы в поэме А.С. Пушкина «Цыганы»
Презентация создана для проведения урока литературы в 9-ом классе («Поэма А.С.Пушкина «Цыганы») после изучения свободолюбивой лирики поэта.
С помощью презентации решались следующие задачи:
- обобщение и систематизация знаний учащихся о романтизме как литературном направлении, его отличительных чертах;
- рассказ об особенностях пушкинского романтизма;
- актуализация знаний учащихся об основных элементах композиции поэмы, формирование умения соотносить их с текстом;
- развитие умений учащихся давать сопоставительную характеристику героя на основе текста произведения, а также умение определять авторскую позицию.
С помощью презентации на уроке создается прекрасная возможность показать наглядно, как создаётся романтический образ. Учащиеся уже с первых слайдов смогут рассказать о том, что одним из признаков романтизма является необычность, исключительность, противопоставление окружающей обстановке (кадры презентации №3, 4), а ключевыми понятиями – воля, свобода. Для введения этих понятий используется графический материал (иллюстрации). Чтобы организовать работу с иллюстративным материалом, прежде чем он появятся на экране, задается вопрос, организующий восприятие и направляющий размышления учеников: какие слова объединяют содержание показанных картин?
Кадры № № 19-22 помогут девятиклассникам определить главный конфликт поэмы, который строится на несовместимости представлений о воле у цыган и у Алеко. А анимированный слайд с иллюстрацией сцены убийства художника М.О. Микешина подскажет кульминационный эпизод.
При работе со слайдами презентации открываются новые возможности работы со словом: это обращение к иллюстрациям (худ. К.А. Климентьевой «Земфира и Алеко с медведем», И.Т. Богдеско «Земфира», К.И. Трутовского «Алеко у тела Земфиры»), а также к иному изобразительному материалу, подобранному по теме. Учащиеся получают не только словесный, но и наглядный материал для обсуждения, свободно делятся своими впечатлениями и охотнее обращаются к тексту для поиска информации, адекватной авторскому слову. Так, эпизоды цыганской жизни на слайдах №№ 24, 25 дадут импульс творческой мысли и у слабых учеников, заставив их обратиться к тексту поэмы. А музыкальный фрагмент народной песни не только познакомит учащихся с песенным творчеством цыган, но позволит соотнести песню с эпилогом. Её грустная, щемящая душу мелодия созвучна пушкинскому финалу поэмы. У учителя появится ещё возможность на уроке продолжать развивать навыки слушать, воспринимать и интерпретировать музыкальное и поэтическое произведение.
Можно сказать, что презентация объединяет разные типы подачи информации: графической, словесной, музыкальной, что расширяет и обогащает возможности урока, как содержательные, так и методические.
Во-первых, графический материал позволяет организовать развивающую работу, ориентированную на формирование у учеников чувства стиля. Предлагаемое задание, связанное с отбором графики, которая может или не может иллюстрировать пушкинскую поэму, как раз на это нацелено. Рассматривая и отбирая иллюстративный материал, ученики могут анализировать его стилистические особенности и соотносить их со стилистикой поэмы, мотивировать и доказывать свой выбор.
Во-вторых, использование презентации позволяет включит в урок материал, связанный с разными видами искусства (словесного, музыкального, изобразительного) и позволяет ученикам наглядно увидеть взаимодействие разных видов искусств и особенности языка каждого из них.
В третьих, использование презентации позволяет учителю предлагать детям задания поискового и творческого характера.
Таким образом, презентация поможет учителю организовать работу с образами героев поэмы, когда ученики смогут рассказать о приёмах раскрытия характеров, о проблеме человеческой свободы в поэме.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Южные поэмы А.С.Пушкина «Кавказский пленник» «Братья –разбойники» «Бахчисарайский фонтан» «Цыганы»
Рисунки А.С.Пушкина к поэме
«Цыганы» - вершина романтического периода
Свобода, воля
Композиция поэмы. В чём её необычность? Описания, повествование, драматические диалоги Вставные эпизоды Стихотворение о птичке Песня Земфиры Предание Старика о ссыльном поэте и его рассказ о неверной жене
Какой единой задаче подчинены все эти элементы композиции?
Отметьте слова-сигналы, знакомые по свободолюбивой лирике поэта Как , весел их ночлег И сон под небесами… Ручной медведь лежит на … Она привыкла к резвой … Здесь люди , небо ясно… Гуляет луна вольность мирный воле воле вольны вольная
Как вольность, весел их ночлег И мирный сон под небесами; Между колесами телег, Полузавешанных коврами, Горит огонь; семья кругом Готовит ужин; в чистом поле Пасутся кони; за шатром Ручной медведь лежит на воле.
На посох опершись дорожный, Старик лениво в бубны бьет, Алеко с пеньем зверя водит, Земфира поселян обходит И дань их вольную берет. Настанет ночь; они все трое Варят нежатое пшено…
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Что изображает эта иллюстрация? Какова роль этого эпизода в композиции поэмы?
Кто так говорит о своей судьбе? О чем жалеть? Когда б ты знала, Когда бы ты воображала Неволю душных городов! Там люди, в кучах за оградой, Не дышат утренней прохладой, Ни вешним запахом лугов; Любви стыдятся, мысли гонят, Торгуют волею своей, Главы пред идолами клонят И просят денег да цепей .
Песня о птичке Какую роль она играет в идейном замысле поэмы? С кем из героев можно провести параллель?
Алеко стал таким же , как цыганы? Он живёт по тем же законам? Найдите в поэме ответ
Но он беспечно под грозою И в ведро ясное дремал. И жил, не признавая власти Судьбы коварной и слепой; Но боже! как играли страсти Его послушною душой! С каким волнением кипели В его измученной груди! Давно ль, на долго ль усмирели ? Они проснутся: погоди!
Конфликт: дети природы - продукт цивилизации
Что изображает эта иллюстрация? Какова роль этого эпизода в композиции поэмы?
Кому в поэме принадлежат эти слова? Мы дики; нет у нас законов, Мы не терзаем, не казним - Не нужно крови нам и стонов - Но жить с убийцей не хотим... Ты не рожден для дикой доли, Ты для себя лишь хочешь воли; Ужасен нам твой будет глас: Мы робки и добры душою, Ты зол и смел - оставь же нас, Прости, да будет мир с тобою".
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цыганская вольность Душевное спокойствие и смирение Любовь к природе (вольная луна - вольная птица - вольные люди - вольная любовь) Доброта души при отсутствии законов
Воля Алеко - своеволие Злость Ревность Право на убийство Месть Алеко: «Да как же ты не поспешил Тотчас вослед неблагодарной И хищникам и ей коварной Кинжала в сердце не вонзил!»
Не страсти погубили Алеко. «Страсти» - слишком неопределённое слово, пока вы не назовёте их по именам, Алеко погубила одна страсть, и эта страсть – эгоизм ! Заметьте этот стих: «Ты для себя лишь хочешь воли» -в нём весь смысл поэмы, ключ к её основной идее. В.Г. Белинский
Какие изображения могут служить иллюстрациями к поэме?
Эпилог поэмы Но счастья нет и между вами, Природы бедные сыны!.. И под издранными шатрами Живут мучительные сны, И ваши сени кочевые В пустынях не спаслись от бед, И всюду страсти роковые, И от судеб защиты нет. Сравните эпилог с началом поэмы. Какие чувства возникают? В чём смысл эпилога?
В «Цыганах» есть все признаки романтизма : Экзотический хронотоп Исключительные герои Острая фабула с мотивами бегства, страстной любовью и убийством
Проверь свои знания – ответь на вопросы http:http:// goo.gl /VoUi6k //goo.gl/k79Hih
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цыганская вольность Душевное спокойствие и смирение Любовь к природе (вольная луна - вольная птица - вольные люди - вольная любовь) Доброта души при отсутствии законов
Воля Алеко - своеволие Злость Ревность Право на убийство Месть Алеко: «Да как же ты не поспешил Тотчас вослед неблагодарной И хищникам и ей коварной Кинжала в сердце не вонзил!»
Не страсти погубили Алеко. «Страсти» - слишком неопределённое слово, пока вы не назовёте их по именам, Алеко погубила одна страсть, и эта страсть – эгоизм ! Заметьте этот стих: «Ты для себя лишь хочешь воли» -в нём весь смысл поэмы, ключ к её основной идее. В.Г. Белинский
Какие изображения могут служить иллюстрациями к поэме?
Эпилог поэмы Но счастья нет и между вами, Природы бедные сыны!.. И под издранными шатрами Живут мучительные сны, И ваши сени кочевые В пустынях не спаслись от бед, И всюду страсти роковые, И от судеб защиты нет. Сравните эпилог с началом поэмы. Какие чувства возникают? В чём смысл эпилога?
В «Цыганах» есть все признаки романтизма : Экзотический хронотоп Исключительные герои Острая фабула с мотивами бегства, страстной любовью и убийством
Проверь свои знания – ответь на вопросы http:http:// goo.gl /VoUi6k //goo.gl/k79Hih
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок внеклассного чтения ( 9 класс) на тему «Образ Алеко в поэме А. С. Пушкина «Цыганы».
Урок Пушкина в татарской школе....
презентация "Поэма А.С. Пушкина "Цыганы" "
Размещен интересный дидактичекий и иллюстративный материал с для урока литературы в 9 классе...
Презентация по поэме А.С. Пушкина "Цыганы"
Интересный материал...
Разработка урока по поэме А.С.Пушкина "Цыганы"
Разработка урока по поэме А.С.Пушкина "Цыганы" (конспект урока и презентация)....
Урок внеклассного чтения в 8 классе Поэма А.С Пушкина «Цыганы» и рассказ М.Горького «Макар Чудра» - романтические произведения
На уроке внеклассного чтения по теме "Поэма А.С. Пушкина "Цыганы" и рассказ М. Горького "Макар Чудра" - романтические произведения" - изучаются основные черты романтизма как литературного направления....
Методические рекомендации по использованию комплекта печатных наглядных пособий (плакатов) «Информатика и информационные технологии» 5-6 классы
Отечественная дидактика, исходя из единства чувственного и логического, считает, что наглядность обеспечивает связь между конкретным и абстрактным, содействует развитию абстрактного мышления, служит в...
Сравнительный анализ поэмы А.С.Пушкина "Цыганы" и К.Хетагурова "Фатима"
Сравнительный анализ поэм...