Подготовка к олимпиаде
материал по литературе (8, 9, 10, 11 класс) на тему
Подготовка к олимпиаде
Скачать:
Предварительный просмотр:
Олимпиада по литературе 8 класс
I. Знание текстов художественных произведений.
1.Из каких произведений эти герои? Кто их автор?
а) Очумелов;
б) Дефорж;
в) Земляника;
г) князь Холмский;
д) советник юстиции Кнап.
2. Найдите и исправьте смысловую ошибку в приведенном отрывке текста:
а) Ты слушать заповедь мою
Сюда пришел, благодарю.
Все лучше перед кем-нибудь
Словами облегчить мне грудь,
Но людям я не делал зла,
И потому мои дела
Немного пользы вам узнать,-
А душу можно ль рассказать? М.Ю.Лермонтов «Мцыри»
б) И только небо засветилось,
Все шумно вдруг зашевелилось,
Сверкнул за строем строй.
Полковник наш рожден был братом:
Слуга царю, отец солдатам…
Да, жаль его; сражен булатом,
Он спит в земле сырой. М.Ю.Лермонтов «Бородино»
3. Вспомните фразеологизмы, пришедшие из мифов Древней Греции.
4. Пейзажные зарисовки в художественном произведении играют немаловажную роль.
Перед вами - несколько из них. Укажите автора, название художественного произведения, откуда приведена цитата.
а) Внизу глубоко подо мной
Поток, усиленный грозой,
Шумел, и шум его глухой
Сердитых сотне голосов
Подобился. Хотя без слов,
Мне внятен был тот разговор,
Немолчный ропот, вечный спор
С упрямой грудою камней.
То вдруг стихал он, то сильней
Он раздавался в тишине;
И вот, в туманной вышине
Запели птички, и восток
Озолотился; ветерок
Сырые шевельнул листы
Дохнули сонные цветы,
И, как они, навстречу дню
Я поднял голову мою…
б) Снеговая белая туча, огромная, как небо, обтянула весь горизонт и последний свет красной, погорелой вечерней зари быстро задернула густою пеленою. Вдруг настала ночь…наступил буран со всей яростью, со всеми своими ужасами.
5. Помните ли вы…
а) Сколько лет княжил Олег?
б) Кого Батый послал сражаться с ЕвпатиемКоловратом?
в) Кто первым узнал Петра I в « Стекольном государстве»?
г) Сколько денег повелел заплатить молодцу «за бесчестие» царь Иван Васильевич?
д) Что произошло, когда на лобном месте Марфа закончила свою речь?
II.Знание истории и теории литературы.
1. Назовите известные вам жанры древнерусской литературы. Приведите примеры произведений.
2. С именами каких писателей и поэтов связаны литературные места России:
а) Ясная Поляна;
б) Спасское-Лутовиново;
в) Нежин;
г) Тарханы;
д) Михайловское.
3. Назовите жанр произведений:
а) Н.М.Карамзин «Марфа-посадница…»;
б) В.А. Жуковский «Лесной царь»;
в) Н.В.Гоголь «Ревизор»;
г) К.Г.Паустовский «Радость творчества»
д) М.Ю.Лермонтов «Мцыри».
4. Установите по приведенным ниже определениям литературоведческий термин:
а) Элемент композиции, в котором художественный конфликт достигает критической точки своего развития;
б) Художественное преувеличение, усиливающее какие-либо качества или результаты поступков, эмоционально воздействующее на читателя;
5. Определите стихотворный размер:
а) В надежде славы и добра
Гляжу вперед я без боязни:
Начало славных дней Петра
Мрачили мятежи и казни.
( А.С.Пушкин)
б) Листья в поле пожелтели,
И кружатся, и летят.
Лишь в бору поникши ели
Зелень мрачную хранят.
6. «Соедините» имена и фамилии писателей.
1) Михаил Юрьевич 1)Искандер
2) Фазиль 2)Чехов
3) Михаил Михайлович 3)Лермонтов
4)Антон Павлович 4)Фет
5) Афанасий Афанасьевич 5)Пришвин
7.Что связывает Черную речку и гору Машук?
III.Творческое задание.
Кеннинги- поэтические образы, используемые в скандинавском фольклоре: корабль-конь моря, битва-треск стрел. Придумайте кеннинги к следующим словам:
орел, лес, дуб, соловей, солнце, волк, речка, золото, луна, радуга.
Олимпиада по литературе 8 класс
Ответы на вопросы:
I. Знание текстов художественных произведений.
1. а) А.П.Чехов «Хамелеон», б) А.С.Пушкин «Дубровский», в) Н.В. Гоголь «Ревизор», г) Н.М.Карамзин «Марфа-посадница…», д) Г.Х. Андерсен «Калоши счастья».
Оценка: за героя-1 балл, за автора-1 балл
2. а) заповедь, б) братом.
Оценка: 5 баллов за правильный ответ.
3. Авгиевы конюшни, яблоко раздора, нить Ариадны, прокрустово ложе, ящик Пандоры, рог изобилия и т.д.
Оценка: ответ-1балл, максимум-5 баллов.
4. а) М.Ю.Лермонтов «Мцыри» б) С.Т.Аксаков «Буран».
Оценка: ответ-5 баллов.
5. а) 33 года, б) Хостоврул, в) шведский гетман, г) 500 рублей, д) упала башня Ярослава вместе с вечевым колоколом.
Оценка: ответ-1 балл.
II. Знание истории и теории литературы.
1. Летопись, житие, сказание, воинская или историческая повесть, поучения.
Оценка: ответ-1 балл за жанр, 1 балл за произведение.
2. а) Л.Н.Толстой, б) И.С.Тургенев, в) Н.В.Гоголь, г) М.Ю.Лермонтов, д) А.С.Пушкин.
Оценка: ответ-1 балл.
3. а) историческая повесть, б) баллада, в) комедия, г) эссе, д) поэма.
Оценка: ответ-1 балл.
4. а) композиция, б) гипербола.
Оценка: ответ-5 баллов.
5. а) ямб, б) хорей.
Оценка: ответ-5 баллов.
6.1)Михаил Юрьевич Лермонтов, 2) Фазиль Искандер, 3)Михаил Михайлович Пришвин, 4)Антон Павлович Чехов, 5)Афанасий Афанасьевич Фет.
Оценка: ответ-1 балл.
7.Это места дуэлей Пушкина и Лермонтова.
Оценка: ответ-5 баллов.
Вариант №1 (краткий).
История создания.
Сюжетные линии: выделить, пронумеровать и назвать для каждой линии:
ДЛ (действующие лица); события.
Сюжетная схема (не все компоненты обязательно будут присутствовать):
экспозиция - условия и обстоятельства, которые привели к возникновению конфликта;
завязка - начало или проявление и обострение конфликта;
развитие действия; кульминация; развязка; эпилог.
Композиция:
последовательность и взаимосвязанность всех частей произведения (разделов, эпизодов, сцен, вводных эпизодов, лирических отступлений, картин, образов), разворачивание действий и группирование и расстановка персонажей;
способы компоновки художественного мира: портрет, пейзаж, интерьер, лирическое отступление;
способы изображения: рассказ, повествование, описание, монолог, внутренний монолог, диалог, полилог, реплика, ремарка, "поток сознания";
точки зрения субъектов художественного произведения: автора, рассказчика, повествователя, персонажей;
придерживается автор или нет причинно-следственной зависимости.
Образы ДЛ (главных): характеры, взаимоотношения между персонажами, типичность (уникальность) персонажей.
Стиль: специфика письма каждого отдельного писателя: мировоззрение, жизненный опыт, характер, общая культура обуславливают:
выбор темы и ее раскрытие;
разработку любимых жанровых форм; язык;
использование художественных средств (смотрите "План анализа стихотворения" пункты 3 b, c, d, e).
Литературное направление: сентиментализм, романтизм, реализм (критический, магический (например, Г.Г. Маркес "Сто лет одиночества", Ф. Кафка "Превращение"), социалистический, неореализм), натурализм, символизм, эстетизм, неоромантизм, импрессионизм (тенденция в творчестве авторов, принадлежавших к разным литературным направлениям - Ги де Мопассан, О. Уайльд, К. Гамсун), авангардизм, модернизм, постмодернизм, экзистенциализм, "театр абсурда", "школа потока сознания" (Дж. Джойс, М. Пруст, Т. Манн, У. Фолкнер и другие).
Жанровые особенности: эпос вообще - это чередование сюжетных событий.
рассказ (оповiдання) - малая эпическая форма: в центре - 1 событие, вокруг него сгруппированы ДЛ, характеры ДЛ в сформированном виде, описаний мало и они лаконичны, небольшой размер произведения (как правило, несколько страниц);
новелла - малая эпическая форма: в центре - 1 необычное событие, неожиданный финал, лаконичность. Виды:
новелла событий - О'Генри, Дж. Лондон, И. Бабель, Дж. Кольер;
новелла "настроения" с психологическим сюжетом - А. Чехов, Мопассан, АкутагаваРюноскэ;
повесть - средняя эпическая форма: 1 сюжетная линия, история жизни 1 человека в столкновениях с судьбами других людей, охватывает относительно небольшой промежуток времени из жизни героев;
роман - большая эпическая форма: несколько сюжетных линий, большой размер, много действующих лиц, раскрывается история формирования характеров многих персонажей, широко охвачены жизненные события. Роман - наиболее распространенная в XX веке эпическая жанровая разновидность, условно выделяют:
социально-бытовой - человек и социальная среда, социально обусловленные формы бытия;
морально-психологический - столкновения внутреннего мира человека и мира внешнего;
исторический - о событиях прошлого;
философский - раскрытие главных проблем человеческого бытия, создание целостной картины мира;
роман-миф - создание символической модели существования человека и человечества ("Сто лет одиночества" Маркеса);
роман-антиутопия (Г. Уэллс), роман-притча ("Чума" А. Камю), роман-хроника одной семьи ("Семейство Тибо" Р.М. дюГар), роман-анекдот ("Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина" В. Войнович) и т.д.
эпопея - большое пространство действия, большое количество персонажей, часто охватывает все слои населения, значительный объем, выбирается момент истории, важный для судьбы народа/государства (обязательно!).
Источник http://studentdream.narod.ru/analiz.htm
Вариант №2 (подробный)
1. История создания произведения.
2. Жанр произведения.
3. Тематика и идея произведения. (Важно уяснить, что тем в произведении может быть много, но главная — только одна, основная).
4. Проблематика произведения. Как правило, в русской литературе проблемы, затрагиваемые автором, являются вечными, свойственными многим произведениям.
Например:
а) Проблема поиска положительного героя. (А. С. Грибоедов «Горе от ума», «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтов, «Евгений Онегин» А. С. Пушкин, «Отцы и дети» И. С. Тургенев, «Обломов» И. А. Гончаров, Л. Н. Толстой «Война и мир», «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского и т. д.)
б) Проблема смысла жизни/счастья (те же произведения).
в) Проблема чувства и долга (уже - проблема любви) (А. С. Грибоедов, А. Н. Островский, И. С. Тургенев, А. С. Пушкин, Л. Н. Толстой, М. Н. Шолохов, М. А. Булгаков и т.
г) Проблема отцов и детей (Островский, Тургенев, Толстой, Чехов, Шолохов и др.).
5. Образная система. Здесь нужно подробнейшим образом разобраться, для чего нужен тот или иной персонаж, понять его функцию и роль.
6. Конфликт (какой, сколько конфликтов, как они показаны в произведении).
7. Художественныеособенности.
а) Композиция (форма, построение произведения): экспозиция, завязка, кульминация, развязка.
Если в произведении несколько сюжетных линий (напр. «Отцы и дети»), то следует разобрать все композиционные части для каждой из них.
Так, в романе «Отцы и дети» можно выделить по крайней мере 3 сюжетные линии (столько же и конфликтов в романе). Каждая из них развивается самостоятельно.
- Сюжетная линия Базаров — братья Кирсановы (социально-политический конфликт): экспозиция — приезд и знакомство, завязка — спор, кульминация — дуэль, развязка — смерть.
- Сюжетная линия Базаров — Одинцова (любовный конфликт): экспозиция — знакомство на балу, завязка — приезд в Никольское, кульминация — признание, развязка — прощание, смерть.
- Сюжетная линия Базаров — родители (конфликт поколений): экспозиция — первый приезд к родителям и завязка, кульминация — разговор о том, что Базаров заразился при вскрытии, развязка — смерть, эпилог — посещение родителями могилы Базарова.
б) Художественные приёмы.
- Портрет.
- Интерьер.
- Психологизм: изображение поступков героев, их переживаний (исповедь, монолог, диалог, авторская речь, комментарии, мнения других персонажей).
- Роль художественных деталей для характеристики героя.
- Приём антитезы.
- Юмор, сатира, ирония, гротеск, фантастика.
Для поэтических произведений:
- метафоричность языка;
- эпитеты, сравнения;
- образный параллелизм;
- аллитерации; и т. д.
8. Полемика вокруг произведения или точки зрения критиков и современников.
Например, о комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» была написана статья И.А. Гончарова «Мильон терзаний». Необходимо знать основные тезисы этой статьи и наиболее яркие высказывания и характеристики, данные в ней. И.А. Гончаров даёт положительную оценку главному герою комедии: «Чацкий, не только умнее всех прочих лиц, но и положительно умён… Словом — это человек не только умный, но и развитой… Чацкий, как личность, несравненно выше Онегина и лермонтовского Печорина… Ими заканчивается их время, а Чацкий начинает новый век — и в этом всё его значение и весь «ум».
Совершенно по-другому оценивает главного героя комедии современник А.С Грибоедова А.С. Пушкин: «Всё, что говорит он — очень умно. Но кому говорит он всё это? Фамусову? Скалозубу? На бале московским бабушкам? Молчалину? Это непростительно».
Здесь мы видим две исключающие друг друга точки зрения. Это говорит о противоречивости, неоднозначности образа Чацкого.
Если произведение спорно, если по-разному можно относиться к его героям, то экзаменующемуся предоставляется выбор, какую же точку зрения принять, с кем из критиков поспорить, а может быть, высказать своё собственное мнение.
Анализировать произведение, о котором есть многочисленные отзывы современников, критиков гораздо проще и интереснее.
Кроме того, можно воспользоваться яркой и запоминающейся цитатой и начать (или закончить) работу.
Естественно, что в анализе могут быть освещены не все аспекты, указанные выше, а лишь те, которые наиболее полно и точно раскрывают специфику произведения.
Предварительный просмотр:
10 класс Тестовые задания
1. У какого из этих глаголов нет значения, связанного с высокой температурой?
А) нагреть
Б) огреть
В) подогреть
Г) прогреть
Д) разогреть
2. Какое слово образовано иначе, чем остальные?
А) подставка
Б) подборка
В) подножка
Г) подпорка
Д) подсечка
3. В какой из этих пар существительные надо поменять местами?
А) полынья – прорубь
Б) парк – лес
В) озеро – пруд
Г) река – канал
Д) такой пары нет
4. Выберите слово, которое относится только к одной части речи:
А) но Б) уж В) чай Г) ведь Д) мол
5. Какое существительное не может быть одушевлённым?
А) лицо
Б) субъект
В) тип
Г) сорт
Д) фрукт
6. Некоторые лингвисты считают, что русское слово «а-ля» (напр., «причёска а-ля Софи
Лорен») — это предлог. Каким падежом управляет этот предлог?
А) именительным
Б) родительным
В) дательным
Г) винительным
Д) творительным
7. В каком из данных ниже предложений допущена грамматическая ошибка?
А) В голосовании приняло участие значительно меньшее число избирателей, чем четыре
года назад.
Б) На утреннике были не только первоклассники, но и существенно более младшие дети.
В) В наши дни браки заключаются в значительно старшем возрасте, чем сто лет назад.
Г) Толстой был существенно старше Чехова, но умер на шесть лет позже.
Д) В предложениях 1)–4) грамматических ошибок нет.
8. В польском языке есть два слова, соответствующих русскому «что» — co (цо) и że
(же). Даны предложения, в которых слово «что» переведено на польский язык:
1. Мои друзья ещё не знают, что (co) случилось вчера.
2. Учительница думает, что (że) никто не списывает.
3. Я уже увидел, что (co) мне принёс Аркадиуш.
Даны ещё два предложения.
4. Я уверен, что здесь что-то не так.
5. Катажина догадывается, что ей напишет Войцех.
Как слово «что» в этих предложениях будет переведено на польский язык?
А) 4 — co, 5 — że
Б) 4 — że, 5 — co
В) 4 — co, 5 — co/że
Г) 4 — że, 5 — co/że
Д) 4 — co/że, 5 — że
9. В романе И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев» председатель Старкомхоза Гаврилин на торжественном митинге по случаю открытия старгородского трамвая говорит: «И я так думаю, товарищи, что этот трамвай, который сейчас выйдет из депа, благодаря кого он выпущен? Конечно, товарищи, благодаря вот вам, благодаря всех рабочих, которые действительно поработали не за страх, а, товарищи, за совесть». Какие места требуют исправлений?
А) из депа;
Б) благодаря кого;
В) благодаря вот вам;
Г) благодаря всех рабочих;
Д) не за страх.
10. Какие из этих слов можно понять как форму родительного падежа?
А) ничего
Б) немного
В) отчего
Г) полого
Д) полвторого
Открытые вопросы
Вопрос 1
Какой лексико-грамматической функцией объединены приведенные ниже слова? Дайте им грамматическую характеристику. Значения каких из слов вам известны?
Индиго, маренго, прюн, хаки, пансе, беж, электрик, массака.
Вопрос 2
Что означает выражение «битый час»? Каково его происхождение?
Вопрос 3
Поставьте ударения в следующих словах.
Баловать, газопровод, жалюзи, заржаветь, завсегдатай, кашлянуть, красивее, иначе, дремота, квартал.
Вопрос 4
Так уж повелось, что, к сожалению, букву ё постоянно в книгах и газетах заменяют буквой е.
Немудрено вообще забыть, где пишется Ё, где Е.
Укажите, в каких словах пишется и произносится только Е:
Опека, афера, челн, новорожденный.
Вопрос 5
В каких словах ударение падает на последний слог?
Жалюзи, газопровод, ворожея, позвонит, нефтепровод, каталог.
Творческие задания
Задание 1
Как следует изменить пунктуацию отрывка, чтобы стало ясно, что автор письма имеет в виду не столько скот, принадлежащий губернатору, сколько самого губернатора, которого автор не прочь обругать скотом?
Я-де скота губернатора с его полей в свои закуты загонять никогда не приказывал, да и иметь его скота нигде вблизи меня и моих четвероногих не желаю; но опасаюсь, не загнал ли скота губернатора, по глупости, мой бурмистр из села Поганец.
Задание 2
Кофий, кофь, кохей, кохвай. Это названия известного вам напитка.
Прочитайте приведённые в задании предложения и установите, почему это слово «выпало» из ряда имен существительных нарицательных, неодушевленных, относящихся к среднему роду:
— «Кто чорныйкофь пьет – ков на Бога кует».
— «Ани ево за дубовый стол сажали, ани его чаем, кохваем поили»
— «Пойдут чаи, кофеи…»
— «Готов кофий?» («Вишневый сад»)
Определите род этого слова в современном русском языке. Приведите примеры.
Задание 3
В нашем языке много «парных слов»: сторож-страж, Млечный — молоко, дерево — древо. В корнях этих слов чередуются полногласные и неполногласные сочетания букв. Напишите, что вы знаете об этом фонетическом явлении в русском языке.
Это фонетическое явление лежит в основе названия реки Смородины, знакомой вам по сказкам и былинам. Как вы думаете, существовала ли такая река на самом деле? Что могло означать её название? Свой ответ аргументируйте
Задание 4
В современном русском языке известно слово «витать», то есть «двигаться, носиться в вышине».
Витать в облаках (также перен.: предаваться бесплодным мечтам, забывать о действительности).
Витать в мире мечтаний (перен.).
Но, как вы видите, все значения данного слова – переносные. Каково прямое значение слова «витать»
Задание 5
Исправьте грамматические ошибки в приведенных примерах.
А) Мать любила и гордилась своим сыном.
Б) Свидетель показал о том, что видел обвиняемого именно 24 января.
В) Мемориальный памятник установлен на площади.
Г) С ним произошел неприятный инцидент.
Ответы на тесты
Тестовое задание | № 1 | № 2 | № 3 | № 4 | № 5 |
Ответ | Б | В | Б | Г | Г |
Тестовое задание | № 6 | № 7 | № 8 | № 9 | № 10 |
Ответ | А | В | Г | А, Б, Г | А, В, Г |
Ответы на открытие вопросы
Ответ на вопрос 1:Это слова-цветообозначения.
Это несклоняемые (неизменяемые) прилагательные; в предложении являются определением.
Индиго – синий цвет. Маренго – черный с серым отливом или черный с светлыми вкраплениями. Прюн – темно-лиловый цвет. Хаки – коричнево-зеленый. Пансе – темно-фиолетовый. Беж – светло-коричневый с желтоватым или сероватым оттенком. Электрик – ярко-синий цвет с сероватым оттенком. Массака – темно-красный цвет с синеватым оттенком.
Ответ на вопрос 2:Битый час – целый час.
Связано с боем часов, буквально «от одного боя часов до другого»
Ответ на вопрос 3:БаловАть, газопровОд, жалюзИ, заржАветь, завсегдАтай, кашлянуть, красИвее, инАче, дремОта, квартАл.
Ответ на вопрос 4:В двух словах пишется Е: опека, афера.
Ответ на вопрос 5:Во всех словах.
ЖалюзИ, газопровОд, ворожеЯ, позвонИт, нефтепровОд, каталОг
Ответы на творческие задания
Пример ответа на творческое задание №1:Я-де скота губернатора с его полей в свои закуты загонять никогда не приказывал, да и иметь его, скота, нигде вблизи меня и моих четвероногих не желаю; но опасаюсь, не загнал ли скота губернатора, по глупости, мой бурмистр из села Поганец.
Пример ответа на творческое задание №2Слово кофе в современном русском языке мужского рода. Допускается — средний род.
Пример ответа на творческое задание №3Слова с неполногласием пришли к нам в русский язык из старославянского. Наличие неполногласия – примета старославянизмов. Они считались словами торжественного высокого стиля.
Река Смородина – эпическая, зловещая река. Смородина – смрадная, пахнущая смрадом.
Пример ответа на творческое задание №4Витать – жить, пребывать. ОБВитати – утрата корневого В – обитати. Витать – обитать – витальница (комната для жилья) – родственные слова
Пример ответа на творческое задание №5А) Мать любила и гордилась своим сыном. — Мать любила своего сына и гордилась им.
Б) Свидетель показал о том, что видел обвиняемого именно 24 января.
Свидетель показал, что видел …
В) Мемориальный памятник установлен на площади. — Памятник установлен на площади.
Г) С ним произошел неприятный инцидент. — С ним произошел инцидент.
2. Тестовые задания
1. Мужем Катерины был
А) Дикой
Б) Тихон
В) Борис
2. «Гроза» — это
А) рассказ
Б) драма
В) повесть
3. Обломов – это
А) герой нашего времени
Б) тип «маленького» человека
В) тип «лишнего» человека
4. Кто противопоставлен Обломову
А) Штольц
Б) Базаров
В) Кирсанов
5. По данному фрагменту определите автора.
Смотри, как облаком живым
Фонтан сияющий клубится
Как пламенеет, как дробится
Его на солнце влажный дым.
Лучом поднявшись к небу, он
Коснулся высоты заветной –
И снова пылью огнецветной
Ниспасть на землю осужден.
О смертной мысли водомёт,
О водомёт неистощимый!
Какой закон непостижимый
Тебя стремит, тебя мятёт?
Как жадно к небу рвёшься ты!..
Но длань незримо-роковая
Твой луч упорный, преломляя,
Свергает в брызгах с высоты.
А) Ф. И. Тютчев
Б) Г. Р. Державин
В) А. С. Пушкин
Г) А. А. Фет
Д) А. А. Ахматова
6. Эпиграфом к какому произведению является данный фрагмент?
На зеркало неча пенять, коли рожа крива. Народная пословица
А) Мертвые души
Б) Обыкновенная история
В) Дворянское гнездо
Г) Ревизор
Д) Идиот
7. Прочитайте приведённое ниже стихотворение.
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера…
Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто всё – простор везде,
Лишь паутины тонкий волос –
Блестит на праздной борозде.
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь.
И льётся чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле…
Ф. И. Тютчев
Какому жанру классической поэзии близко это стихотворение?
А) сонету
Б) балладе
В) посланию
Г) элегии
8. Кто из русских режиссёров снял фильм по произведению И.А. Гончарова «Обломов»?
А) В. Бортко
Б) И. Пырьев
В) Э. Рязанов
Г) С. Бондарчук
Д) Н.С. Михалков
9. Завершите фразу Л. Н. Толстого: «Нет и не может быть величия там, где нет…»:
А) самолюбия
Б) великих поступков
В) стремления к славе
Г) простоты, добра и правды
10. Назовите жанр произведения «Дикий помещик»
А) Ода
Б) Басня
В) Сказка
Г) Комедия
Д) Рассказ
Открытые вопросы
Вопрос 1
Как Н. А. Добролюбов назвал Катерину из драмы «Гроза»?
Вопрос 2
«Природа – не храм, и человек в ней работник» . Кому принадлежат эти слова?
Вопрос 3
Назовите героя, автора и произведение. У кого из литературных героев:
А) «Водились книги, большею частию военные, да романы… стены его комнаты были все источены пулями, все в скважинах, словно соты пчелиные».
Б) «Вицмундир был не зелёный, а какого-то рыжевато-мучного цвета… И всегда что-нибудь да прилипало к его вицмундиру: или сенца кусочек, или какая-нибудь ниточка…»
В) (Разболелись зубы. Он полоскал рот водкой, коньяком, прикладывал к больному зубу табачную копоть, опий, скипидар, керосин, мазал щёку йодом… но всё это не помогало, или вызывало тошноту».
Вопрос 4
Определите по приведённым биографическим фактам фамилию русского писателя.
Родился в семье мелкопоместного казанского дворянина, рано лишился отца. Служил в армии, усмирял пугачёвский бунт. В разное время занимал
высшие государственные должности — сенатора, государственного казначея, министра юстиции.
Вопрос 5
На какие стихотворения А.С.Пушкина русские композиторы написали романсы, ставшие знаменитыми?
10 классОтветы на тесты
Тестовое задание | № 1 | № 2 | № 3 | № 4 | № 5 |
Ответ | Б | Б | В | А | А |
Тестовое задание | № 6 | № 7 | № 8 | № 9 | № 10 |
Ответ | Г | Г | Д | Г | В |
Ответы на открытие вопросы
Ответ на вопрос 1: Луч света в темном царстве
Ответ на вопрос 2: Базаров
Ответ на вопрос 3:
А) (Сильвио) — А. С. Пушкин. «Выстрел»
Б) (Акакий АкакиевияБашмачкин ) — Н. В. Гоголь. «Шинель»
В) (Генерал-майор Булдеев)- А. П. Чехов. «Лошадиная фамилия»
Ответ на вопрос 4: Г. Р. Державин
Ответ на вопрос 5:
Г. Свиридов «Зимняя дорога»; М. Глинка «Зимнее утро»; А. Даргомыжский «Ночной зефир», «Девицы-красавицы»; Римский-Корсаков «Ненастный день потух», «Редеет облаков летучая гряда», «На холмах Грузии», «Цветок засохший» и др.
Предварительный просмотр:
1. Тестовые задания (11 класс)
1. Главный герой романа М. Булгакова Мастер вынес много испытаний. В какой-то момент, не выдержав, сжег свою рукопись. Что заслужил Мастер за своё творчество:
А) свет
Б) блаженство
В) покой, тишину
Г) богатство
2. Когда Маяковский это произведение отдал цензору, его спросили: «Вы что, на каторгу захотели?» Эта поэма выражает характер автора. Какая?
А) «Облако в штанах»
Б) «Во весь голос»
В) «Человек»
Г) «Хорошо»
3. Образ Евгения Онегина неоднозначный, как определил критик, «страдающий эгоист». Какая болезнь одолела Е. Онегина в молодости:
А) головная боль
Б) хандра
В) простуда
Г) дифтерия
4. Марина Цветаева – великий поэт, самобытная поэтесса. Одна из особенностей её лирики:
А) недосказанность, многоточия
Б) много пауз, выраженных с помощью тире
В) восторженность и восклицательные знаки
Г) вопросительные предложения
5. Один из приемов, который использует в своем романе «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевский для выражения характера главного героя, – сны. О чем последний описанный в романе сон Родиона Раскольникова:
А) О смерти лошали
Б) О моровой язве
В) О “тварях дрожащих” и “право имеющих”
Г) О Порфирии Петровиче
6. Павел Петрович, оппонент Базарова в романе «Отцы и дети» Тургенева, был сибарит. Каково значение этого слова:
А) человек, постоянно спорящий кем-то
Б) влюбленный человек
В) тот, кто любит все иностранное
Г) человек избалованный
7. В бессмертной комедии Грибоедова «Горе от ума» очень много афоризмов, крылатых выражений. Каково продолжение одного из них: «Шел в комнату…
А) зашел в палаты
Б) попал в другую
В) попал на бал
Г) зашел он в зал
8. В романе Пастернака «Доктор Живаго» главный герой был не только врачом, но и поэтом. Какое из стихотворений, по мысли автора, принадлежит главному герою:
А) “Свеча горела на столе, свеча горела…”
Б) “Любить иных — тяжелый крест…”
В) “По дому бродит привиденье…”
Г) “Никого не будет в доме…”
9. В романе Гончарова «Обломов» Илья Ильич большую часть жизни проводит на диване. Его образ жизни и мировосприятие – из детства, из Обломовки. Обломовцы очень любили поспать, поесть. Они «соглашались лучше терпеть всякого рода неудобства, чем…»
А) обидеть человека
Б) жить в удобствах
В) тратить деньги
Г) отказаться от обеда
10. Четвертое действие «Грозы» Островского происходит на галерее полуразрушенного здания с остатками фрески. Что на ней изображено?
А) образ мадонны
Б) геенна огненная
В) девять кругов ада
Г) Петровская баталия
Открытые вопросы
Вопрос 1
По приведенному ниже определению установите, о каком литературоведческом понятии идёт речь.
А)…- один из тропов, разновидность метонимии, перенесение значения одного слова на другое на основе замены количественных отношений: часть вместо целого («Белеет парус одинокий» — М.Ю. Лермонтова – вместо лодки – парус); единственное число вместо множественного («И раб судьбу благословил» — «Евгений Онегин» А.С Пушкина; «Но старость ходит осторожно / И подозрительно глядит». – А.С. Пушкин, «Полтава», песнь 1-я; «Отсель грозить мы будем шведу» — А.С. Пушкин, «Медный всадник»); целое берётся вместо части («Его зарыли в шар земной,/А был он лишь солдат» — С. Орлов).
Б)…- вымышленная картина идеального жизненного устройства. Термин связан с названием произведения английского писателя Томаcа Мора (1478-1535), который, критикуя в своём произведении эксплуатарское общество, рисовал мир, где все трудятся и счастливы. Его последователь — великий итальянский гуманист Т. Кампанелла. («Город солнца»), английский писатель – социалист В. Моррис («Вести ниоткуда») и д. р.
Вопрос 2
Определите размер стихотворения:
И гордый Демон не отстанет,
Пока живу я, от меня,
И ум мой озарять не станет
Лучом чудесного огня.
Покажет образ совершенства
И вдруг отнимет навсегда.
И дав предчувствие блаженства,
Не даст мне счастья никогда.
М. Ю. Лермонтов
Вопрос 3
Определите художественные средства выразительности, используемые поэтом С. А. Есениным для создания образа:
А) Рассвет рукой прохлады ровно
Сшибает яблоки зари.
Б)Синь то дремлет, то вздыхает.
В) Как серёжки зазвенит девичий смех.
Г)В водах ложных звенящая борозда
Д)Звонко чахнут тополя
Вопрос 4
Принесли мы Смоленской Заступнице,
Принесли Пресвятой Богородице
На руках во гробе серебряном
Наше солнце в муках погасшее, –
Александра, лебедя чистого.
По ком этот плач и почему упоминается Смоленская Богородица?
Вопрос 5
Как называется вводная часть литературного произведения, в которой изображаются события, начинающие развертывание сюжетного повествования, а также задаются расстановка и взаимоотношения персонажей.
11класс / Ответы на тесты
Тестовое задание | № 1 | № 2 | № 3 | № 4 | № 5 |
Ответ | В | А | Б | Б | Б |
Тестовое задание | № 6 | № 7 | № 8 | № 9 | № 10 |
Ответ | Г | Б | А | В | Б |
Ответы на открытие вопросы
Ответ на вопрос 1: А — Синекдоха, Б — утопия
Ответ на вопрос 2: Ямб
Ответ на вопрос 3: А) Олицетворение, Б) Метафора, В) Сравнение, Г) Эпитет, Д) Звукопись.
Ответ на вопрос 4: А. Блок, Смоленское кладбище
Ответ на вопрос 5: Экспозиция
11 класс Тестовые задания
1. Найти слово, в котором буква Я даёт два звука:
А) морячка
Б) исполняют
В) ядреный
Г) кровля
2. Найти слово, в котором произносится [С]:
А) изморось
Б) изморозь
В) воз
Г) синий
3. Через дефис пишутся слова
А) пол(Думы)
Б) то(же) самое
В) говорить (по) японски
Г) (историко) литературный журнал.
4. Частица НЕ пишется раздельно со всеми словами в ряду
А) (не) годующий взгляд, (не) ряха
Б) (не) мог упасть, (не) добрал баллов
В) (не) медля ни минуты, (не) соответствующий рангу
Г) (не) красивый, но дешевый костюм, вовсе (не) отличница.
5. Частица НИ пишется
А) Как бы там н_ было
Б) Н_ раз бывал я в этом музее
В) Н_ надо приходить
Г) Н_ там, н_ здесь его не было.
6. Определите слово, в котором количество букв и звуков не совпадает
А) Весь
Б) Бери
В) Глаз
Г) Поле
Д) Лебеди
7. Каким фонетическим признаком объединены следующие слова: подсечь, вязкий, ложка, обтесать?
А) Оглушение согласных на конце слова
Б) Оглушение согласных перед другими согласными
В) Выпадение согласных
Г) Смягчение согласных перед другими согласными
Д) Озвончение согласных
8. В каком слове все согласные звонкие?
А) Винт
Б) Вагон
В) Завтра
Г) Прыжок
Д) Рамка
9. Определите, в каком слове пропущен звонкий согласный звук
А) Книги лежали впереме…ку
Б) Фу…больный матч
В) Приехали на во…зал
Г) Он …дал зачет по русскому языку.
Д) Оконечность позвоночника называется ко…чик
10. Укажите слово, в котором пропущена буква «е»
А) Реч…нка
Б) Руч…нка
В) Защ….лка
Г) Распаш…нка
Д) Медвеж…нка
Открытые вопросы
Вопрос 1
Одна из стилистических фигур русского языка называется хиазмом. Эта стилистическая фигура стала одним средств выразительности поэтического синтаксиса в следующем фрагменте стихотворения А. Блока:
Жду я холодного дня,
Сумерек серых я жду.
Замерло сердце звеня:
Ты говорила: «Приду…»
Дайте определение термину хиазм.
Вопрос 2
Укажите ударение в словах и словосочетаниях.
Мастерский, облегчить, ободрить, оптовый, предвосхитить, о скольких, сосредоточение, танцовщица, христианин, черпать, щавель, эксперт, тигровая шкура, пломбированный зуб, языковая политика, языковой барьер, языковая колбаса.
Вопрос 3
Объясните фонетические различия в области согласных в словах, обозначающих фасоль: украинский – квасоля, сербохорватский – пасул, русский – фасоль.
Вопрос 4
Докажите, что указанные слова являются близкими «родственниками»:
дуть – надменный; горло – ожерелье
Вопрос 5
Какую художественную роль выполняет ТИРЕ в отрывке из стихотворения М. Цветаевой?
Площадка. – И шпалы. – И крайний куст
В руке. – Отпускаю. – Поздно
Держаться. – Шпалы. – От стольких уст
Устала. – Гляжу на звезды.
Творческие задания
Задание 1
Известно, что дети «придумывают» свои номинации (названия), не имея пока ещё в запасе необходимых в данный момент речи. Как вы думаете, что обозначают такие слова из детской речи: пошутитель, пауктина, аллокаться, недогол, базарник, приметаллить, заверток? Предположите, как могло быть образовано слово пошутитель?
Задание 2
В стихотворении Е. Баратынского «Водопад» встречаются два очень оригинальных оксюморона. Найдите их в приведённом ниже фрагменте и объясните, на чём они основаны. Звуковые особенности каких слов позволяют считать эти строки стихотворными? Передайте звуковой облик этих слов графически.
Как очарованный стою
Над дымной бездною твоею.
И, мнится, сердцем разумею
Речь безглагольную твою.
Задание 3
Исправьте предложения, объясните причину ошибки.
1)Ученик, раскроющий тему глубоко, получит высокую оценку.
2) Читаемая книга произвела на меня глубокое впечатление.
3) Прочитанная лекция для студентов была очень содержательна.
Задание 4
Знаете ли вы, что помидор в русском языке имел когда-то названия «любовное яблочко (яблоко)», «золотые яблоки», «любезные яблоки» и даже «потки». Последнее название — собственно русское. Ныне оно окончательно и бесповоротно забыто, хотя производящее его слово живо и функционирует в современной речи. Попытайтесь догадаться, что это за слово. Почему помидор называли псинки? Почему это название исчезло?
Задание 5
Определите, какими средствами создается языковой каламбур в приведенных ниже примерах.
А) Как брань тебе не надоела?
Расчет короток мой с тобой:
Ну так, я празден, я без дела,
А ты бездельник деловой.
(«Как брань тебе не надоела?»)
Б) Спрашивали однажды у старой крестьянки, по страсти ли вышла она замуж? – По страсти, — отвечала старуха, — я было заупрямилась, да староста грозился меня высечь.
(А.Н. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву»)
Ответы на тесты
Тестовое задание | № 1 | № 2 | № 3 | № 4 | № 5 |
Ответ | В | В | А, В, Г | В | А, Г |
Тестовое задание | № 6 | № 7 | № 8 | № 9 | № 10 |
Ответ | А | Б | Б | Г | В |
Ответы на открытые вопросы
Ответ на вопрос 1:Стилистическая фигура – инверсия, перестановка слов на фоне параллелизма, подобия предложений (Например, Поэт – издалека заводит речь, Поэта – далеко заводит речь.). В приведенном фрагменте – несколько хиазмов: инверсия подлежащего и сказуемого (жду я – я жду), инверсия определения и определяемого слова (холодного дня – сумерек серых), инверсия главных и второстепенных членов ( жду …дня – сумерек …жду)
Ответ на вопрос 2:МАстерский, облегчИть, ободрИть, оптОвый, предвосхИтить, о скОльких, сосредотОчение, танцОвщица, христианИн, чЕрпать, щавЕль, экспЕрт, тигрОваяшкУра.
Ответ на вопрос 3:Звук Ф в славянских языках первоначально отсутствовал. В заимствованных словах он заменялся на П, Х, ХВ, КВ. Например, др.-греч. faros и парус. Лишь после падения редуцированных в результате оглушения В звук Ф входит в систему русских согласных.
Ответ на вопрос 4:Дуть – надменный. Древнерусская форма глагола дуть, дую – дути, дъму. Древнерусский корень дъм- представлен в современном русском языке в виде: -дм-/дым, например, в словах дым, на-дм-енный (т.е. ‘надутый’). Таким образом, глагол дуть и прилагательное надменный этимологически являются родственными.
Горло – ожерелье. В древнерусском языке в значении ‘горло’ употреблялись два слова: гърло и жерело (реже жерло), которые восходили к одному общеславянскому корню с чередованием г/ж. От слова жерело образовано слово ожерелье – ‘то, что вокруг горла’. Таким образом, горло и ожерелье являются этимологически родственными словами
Ответ на вопрос 5:Интерпретация. Сжатие смысла. Тире – смысловой авторский знак, организует пространственно-временную картину.
Ответы на творческие задания
Пример ответа на творческое задание №1:
пошутитель — человек, который шутит (пошутил).
пауктина — паутина. От слова паук + суффикс тин
аллокаться — говорить алло по телефону. От слова алло.
недогол — ситуация в футболе, когда мяч немного не долетает ворот.
базарник—человек, работающий на базаре.
приметаллить — припаять.
заверток — сверток или бумага, в которую что-то завернуто.
Пример ответа на творческое задание №2
1. Оксюморон «сердцем разумею» основан на соединении слова «разумею» (понимаю (умом)) со словом «сердце «; сердце же принято считать средоточием чувств, а не ума.
2. Оксюморон «речь безглагольная» основан на соединении слова «речь» (произносимое (сказанное), слова) со словом «безглагольная», однокоренным слову «глагол» (слово). В результате при буквальном прочтении этого сочетания рождается смысл «речь без слов // бессловесная речь // слова бессловесные»
Пример ответа на творческое задание №3
1) Причастия не могут иметь форму будущего времени.
2) Причастие употреблено в форме настоящего времени, а сказуемое – в форме прошедшего. В предложении есть штамп: «произвести впечатление»
3) Нарушен порядок слов, поэтому смысл не ясен.
Пример ответа на творческое задание №4
Псинки образовано от «пёс» (псы);
Растение и его плод назвали так, потому что его резкий, специфический запах не нравился так же, как не нравится «аромат» дворового пса.
Очевидно, название, вернее, его мотивационная часть, — очень плохая реклама при продаже; неприятно и есть овощ с таким названием.
Пример ответа на творческое задание №5
Языковой каламбур создается следующими способами:
А) Созвучие слов – бездельник – без дела.
Оксюморонность сочетания бездельник деловой.
Б) Игра с многозначностью слова.
Слова «по страсти» – «по страсти» — омонимы.
Изначально этимологически слово «страсть» от слова «страдание».
В современном русском языке слово «страсть» имеет несколько значений — 1) сильное чувство, в данном случае – любовь; 2) «страсть» — страдание; 3) разговорное «страх», 4) просторечное – « очень».
Предварительный просмотр:
Олимпиада по литературе 11 класс с ответами
1. Пo данному отрывку назовите автора и его произведение.
а) "Шли они, и целая страна, радостная, прекрасная, солнечная, простиралась под ними: и каменистые горбы острова, который почти весь лежал у их ног, и та сказочная синева, в которой плавал он, и сияющие утренние пары над морем к востоку, под ослепительным солнцем, которое уже жарко грело, поднимаясь всё выше и выше, и туманно-лазурные, ещё по-утреннему зыбкие массивы Италии, её близких и далеких гор, красоту которых бессильно выразить человеческое слово. На полпути они замедлили шаг..."
б) "...Любил ходить на вокзал по вечерам, к курьерскому поезду, который останавливался здесь в последний раз перед прусской границей. Со странным очарованием, взволнованно следил он, как к станции, стремительно выскочив из-за поворота, подлетал на всех парах этот поезд, состоявший всего из пяти новеньких, блестящих вагонов, как быстро росли и разгорались его огненные глаза, бросавшие вперёд себя на рельсы светлые пятна, и как он, уже готовый проскочить станцию, мгновенно, с шипением и грохотом останавливался ...."
в) "Мы с товарищами выехали до восхода солнца. Пара сытых лошадей, в струну натягивая постромки, еле тащила тяжёлую бричку. Колёса по самую ступицу проваливались в отсыревший, перемешанный со снегом и льдом песок, и через час на лошадиных боках и стёгнах, под тонкими ремнями шлеек, уже показались пышные хлопья мыла, а в утреннем свежем воздухе остро и пьяняще запахло лошадиным потом и согретым деготьком смазанной конской сбруи.
Там, где было особенно трудно лошадям, мы слезали с брички, шли пешком. Под сапогами хлюпал размокший снег, идти было тяжело, но по обочинам дороги всё ещё держался хрустально поблёскивавший на солнце ледок, и там пробираться было ещё труднее..."
г) "Поздней ночью, когда зашёл месяц, они покинули Сухой Лог. Через два часа езды спустились с бугра к Чиру. На лугу кричали коростели, в камышистых заводях речки надсаживались лягушки, и где-то далеко и глухо стонала выпь.
Сплошные сады тянулись над речкой, неприветливо чернея в тумане.
Неподалёку от мостка (...) остановился. Полночное безмолвие царило в хуторе. (...) тронул коня каблуками, свернул в сторону. Ехать через мост он не захотел. Не верил он этой тишине и боялся её..."
д) "Он шёл медленно, точно отдыхая, миновал низкий саксаульник, перешёл через мелкую протоку; поздняя худая луна освещала текущую воду, постоянно трудящуюся без всякого одобрения. Над древней караванной дорогой, уходящей мимо Хивы в Афганию или дальше, стояла мерцающая пыль от света луны".
2. Назовите авторов и адресатов следующих посланий.
а)
Она придёт, даю тебе поруку.
И без меня, в её уставясь взгляд,
Ты за меня лизни ей нежно руку
За всё, в чём был и не был виноват.
б)
Ты мне пой, ну, а я с такою,
Вот с такою же песней, как ты,
Лишь немного глаза прикрою —
Вижу вновь дорогие черты.
в)
…Прости меня, разведчик мирозданья,
Чьим подвигом в веках отличен век, —
Там тоже, отправляясь на заданье,
В свой космос хлопцы делали разбег.
г)
Нежный призрак,
Рыцарь без укоризны.
Кем ты призван
В мою молодую жизнь?
Во мгле — сизой
Стоишь, ризой
Снеговой одет.
д)
Ты вправе, вывернув карман,
Сказать: ищите, ройтесь, шарьте.
Мне всё равно, чем сыр туман.
Любая быль — как утро в марте.
3. Дайте историко-литературный комментарий к стихотворению А. Ахматовой «Лотова жена».
А. Ахматова: Лотова жена.
Жена же Лотова оглянулась
позади его и стала соляным столпом.
Книга Бытия
И праведник шёл за посланником Бога,
Огромный и светлый, по чёрной горе.
Но громко жене говорила тревога:
Не поздно, ты можешь ещё посмотреть
На красные башни родного Содома,
На площадь, где пела, на двор, где пряла,
На окна пустые высокого дома,
Где милому мужу детей родила.
Взглянула — и, скованы смертною болью,
Глаза её больше смотреть не могли;
И сделалось тело прозрачною солью,
И быстрые ноги к земле приросли.
Кто женщину эту оплакивать будет?
Не меньшей ли мнится она из утрат?
Лишь сердце моё никогда не забудет
Отдавшую жизнь за единственный взгляд.
(1922–1924)
4. Соотнесите имена художников с произведениями, которые они иллюстрировали.
А.Блок. «Двенадцать» | А.Родченко |
A.Твардовский. «Василий Тёркин» | Н.Кузьмин |
А.С. Пушкин. «Евгений Онегин» | Ю.Анненков |
B.В. Маяковский. «Про это» | О.Верейский |
5. Дайте характеристику художественного своеобразия отрывка
из драматической поэмы С.А. Есенина «Пугачёв».
Яблоневым цветом брызжет душа моя белая,
В синее пламя ветер глаза раздул.
Ради бога, научите меня,
Научите меня, и я что угодно сделаю,
Сделаю что угодно, чтоб звенеть в человечьем саду!
6. Напишите статью для словаря литературоведческих терминов: «Акт — Картина — Явление».
7. Напишите небольшую творческую работу на тему: «Какие произведения современных писателей могут стать классикой русской литературы и почему?» Дайте обоснование вашему выбору.
Ответы на задания олимпиады по литературе 11 класс
Ответы на задания олимпиады 11 класс
1. По данному отрывку назовите автора и его произведение.
А) И.А. Бунин. «Господин из Сан-Франциско».
Б) А.И. Куприн. «Поединок».
В) М.А. Шолохов. «Судьба человека».
Г) М.А. Шолохов. «Тихий Дон».
Д) А.П. Платонов. «Джан».
2. Назовите авторов и адресатов следующих посланий.
А) С.А. Есенин. Собаке Качалова.
Б) С.А. Есенин. Сестре Шуре.
В) А.Т. Твардовский. Космонавту.
Г) М.И. Цветаева. Стихи к Блоку.
Д) Б.Л. Пастернак. Марине Цветаевой.
4. Соотнесите имена художников с произведениями, которые они иллюстрировали.
А.А. Блок. «Двенадцать» | Ю.Анненков |
А.Т. Твардовский. «Василий Тёркин» | О.Верейский |
А.С. Пушкин. «Евгений Онегин» | Н.Кузьмин |
В.В. Маяковский. «Про это» | А.Родченко |
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации к комплексному анализу художественного текста на олимпиаде по литературе
В последнее время на олимпиадах по литературе школьникам предлагается проанализировать художественный текст (поэтический или прозаический). Мы предлагаем свой вариант работы над комплексным анализом текста, который вполне успешно апробирован при подготовке учащихся гимназии №1 к разным этапам Всероссийской олимпиады школьников.
Традиционно работа с художественным текстом включает 3 этапа: эмоциональное восприятие и формирование первичной концепции исследования; анализ фактического материала и подтверждение/опровержение теории; синтез текста.
^ Эмоциональное восприятие. Этот этап донаучный. Необходимо определить следующие элементы: особенности художественного мира автора, особенности собственного художественного мира (как проблема, поднятая автором, решается в собственном сознании). Самое главное на этом этапе – описать резонанс, в который приходит восприятие после прочтения текста. Важно не просто «поймать» настроение, созданное текстом, а найти точки преломления, несовпадения мнений и аргументировать их выделение с помощью описания авторской и собственной картины мира. Итогом этого этапа является создание первичной концепции исследования: в чем особенность художественного мира автора, как эта специфика отражается в тексте, в чем особенность его восприятия.
^ Анализ фактического материала. Этот этап подразумевает кропотливую объективную работу с текстом, анализ языковых единиц на различных уровнях. Важно объективно изучить представленный текстовый материал, не обращая внимания на изначально поставленные цели. Конечным этапом этой работы является подтверждение или опровержение собственной теории, ее трансформация или поиск новой.
^ Синтез «текста о тексте». На этом этапе необходимо объединить данные, полученные в ходе работы над эмоциональной и фактической составляющими текста. Схемы создания этого текста нет и быть не может!!! Это легко объясняется самой спецификой объекта исследования. Важно выделить общую концепцию исследования и согласно ей выстраивать доказательный материал. Эмоциональность и излишняя «художественность» недопустимы. Комплексный анализ текста подразумевает совмещение исследовательского и творческого начал. При этом творческая, эмоциональная составляющая подразумевает превращение самого себя в некое подобие подопытного кролика, т.е. изучение тонкостей собственных ощущений при восприятии текста.
Ход анализа на втором этапе
Содержание (что?)
Тема
Проблема
Идейный блок
Форма (как?)
Сюжет
Конфликт
Композиция
Образная система
Жанровая специфика
Хронотоп
Лексика
Морфология
Синтаксис
Фонетика ПОЧЕМУ??????
Особенности художественной речи
Особенности стихосложения (для поэзии)
Дополнительный текст
Заголовочный комплекс
Дата, место написания
Авторские примечания и пояснения
Афиша, ремарки, мизансцена (в драме)
ТЕМАТИКА: вечная, конкретно-историческая, национальная, литературная
ПРОБЛЕМАТИКА: мифологическая, культурно-бытовая (социокультурная), национальная, идейно-нравственная (романная), философская.
ИДЕЙНЫЙ БЛОК: художественная идея, система авторских оценок, авторское представление об идеале, пафос( героический, драматический, трагический, комический, сатирический, юмористический, пафос сентиментальности, романтический)
СЮЖЕТ: динамический / адинамический (по интенсивности развития событий); хроникальный / концентрический (по внутренней связи событий); сюжетные элементы (экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка); внесюжетные элементы (пролог, эпилог, вставные эпизоды, лирические отступления).
КОНФЛИКТ: локальный / субстанциальный (по месту концентрации); человек-человек / человек-группа лиц / человек-общество / внутренний (на уровне участников).
КОМПОЗИЦИЯ: внешняя (деление на главы, части, действия, явления, строфы), внутренняя (последовательность событий, деление персонажей, особенность художественной речи), основные композиционные приемы ( повтор, противопоставление, усиление, «зеркальная» композиция, монтаж)
ОБРАЗНАЯ СИСТЕМА: свойства художественного мира (жизнеподобие, фантастичность, сюжетность, описательность, психологизм и т.д.); система образов (герой, пейзаж, интерьер, деталь); типология образов по степени обобщенности (индивидуальные, типические, символы, образы-мотивы, образы-архетипы)
^ Пути анализа героя: портрет, характеристика другими персонажами, авторская характеристика, пейзаж, интерьер, художественная деталь, социальная среда, речевая характеристика, воспоминания, сны, письма и т.д.
^ Функции пейзажа и интерьера: обозначение времени и места действия, создание образа героя, форма присутствия автора, влияние на ход событий, обозначение исторической эпохи, провидческая
ЖАНРОВАЯ СПЕЦИФИКА: литературное течение, родовые и жанровые особенности текста.
ХРОНОТОП: свойства художественного времени (конкретность / абстрактность; интенсивность / неинтенсивность; дискретность (прерывность); свободное перемещение образов во времени); свойства художественного пространства (конкретность / абстрактность, насыщенность / ненасыщенность деталями, дискретность, свободное перемещение образов в пространстве).
ЛЕКСИКА: синонимы, антонимы, стилистически окрашенная лексика, устаревшие слова, неологизмы, старославянизмы, заимствования, диалектизмы, лексические средства художественной выразительности (эпитет, метафора, метонимия, сравнение, оксюморон, перифраз, символика, гипербола и т.д.)
МОРФОЛОГИЯ: накопление слов одной части речи, имеющих сходные свойства
СИНТАКСИС: характер пунктуации, структура предложений, синтаксические фигуры (риторические вопрос, обращение, восклицание; пропуск, инверсия, анафора, эпифора, градация, параллелизм, умолчание, парцелляция, многосоюзие, бессоюзие и т.д.)
ФОНЕТИКА: ассонанс, аллитерация
ОСОБЕННОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ РЕЧИ: монологизм, диалог, повествование от первого или третьего лица
ОСОБЕННОСТИ СТИХОСЛОЖЕНИЯ: стихотворный размер, тип рифмы, способ рифмовки, особенности строфики.
В ходе наблюдения над спецификой текста необходимо проанализировать все его составляющие для объективного вывода. При описании этих наблюдений невозможно обойтись без цитатного материала в качестве доказательств. Что касается историко-культурного и биографического блоков, то целесообразно отвести им место вспомогательных сведений. Языковой анализ текста в любом случае приведет к пониманию языковой картины мира автора, свойственной для той или иной эпохи или культуры. Таким образом, знания по биографии или истории помогут констатировать наблюдения. В ходе анализа исследователь должен обращать внимание в первую очередь на языковую личность автора и особенности восприятия читателя. Нельзя отметать ассоциативный ряд, поскольку он является одним из компонентов системы понимания текста.
Поэтический язык строится на внутреннем противопоставлении обычного видения мира необычному, раскрывающему индивидуальную сущность предмета, поэтому одним из важнейших поэтических приемов становится метафора. В ней противопоставлена объективная действительность, не зависимая от человека, и созданный авторский мир, основанный не только на разрушении основных понятий, но и на обнаружении неожиданного сходства между ними. Поэтому очень важно анализ текста строить именно на анализе метафорической основы стихотворения. Именно метафора позволяет найти точки соприкосновения авторского мировосприятия с читательским.
При подготовке к олимпиаде необходимо не только самим анализировать текст, но и обращаться к работам участников. Важно научить школьников видеть сильные и слабые стороны подобных разборов. Учитель, имея различные варианты творческих работ, может предложить готовящимся к олимпиаде систему вопросов и заданий, помогающих увидеть их сильные и слабые стороны.
В качестве примера мы предлагаем работу участника муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников, ученицы 11 класса гимназии №1 г. Брянска Борисовой Виктории. Данный анализ не является совершенным, он был оценен 42 баллами из 50, однако в нем есть интересные наблюдения. Эту работу можно использовать в учебных целях, отметив ее сильные и слабые стороны.
^ Сравнительный анализ стихотворений М. Цветаевой «Белое солнце и низкие, низкие тучи…» и Н. Гумилева «Война»
М. Цветаева
Белое солнце и низкие, низкие тучи,
Вдоль огородов - за белой стеною - погост.
И на песке вереницы соломенных чучел
Под перекладинами в человеческий рост.
И, перевесившись через заборные колья,
Вижу: дороги, деревья, солдаты вразброд.
Старая баба - посыпанный крупною солью
Черный ломоть у калитки жует и жует...
Чем прогневили тебя эти серые хаты,
Господи! - и для чего стольким простреливать грудь?
Поезд прошел и завыл, и завыли солдаты,
И запылил, запылил отступающий путь...
Нет, умереть! Никогда не родиться бы лучше,
Чем этот жалобный, жалостный, каторжный вой
О чернобровых красавицах.- Ох, и поют же
Нынче солдаты! О господи боже ты мой!
3 июля 1916
^ Н. Гумилев
ВОЙНА
М. М. Чичагову
Как собака на цепи тяжелой,
Тявкает за лесом пулемет,
И жужжат шрапнели, словно пчелы,
Собирая ярко-красный мед.
А «ура» вдали — как будто пенье
Трудный день окончивших жнецов.
Скажешь: это — мирное селенье
В самый благостный из вечеров.
И воистину светло и свято
Дело величавое войны.
Серафимы, ясны и крылаты,
За плечами воинов видны.
Тружеников, медленно идущих,
На полях, омоченных в крови,
Подвиг сеющих и славу жнущих,
Ныне, Господи, благослови.
Как у тех, что гнутся над сохою,
Как у тех, что молят и скорбят,
Их сердца горят перед Тобою,
Восковыми свечками горят.
Но тому, о Господи, и силы
И победы царский час даруй,
Кто поверженному скажет: «Милый,
Вот, прими мой братский поцелуй!»
<1914>
Война… Она всегда оставалась войной: жестокой и трагичной. О войне писали много, бесконечно много: мы знаем произведения, посвященные как древним войнам, так и войнам Новейшей истории. В них есть и горечь поражений, и радость побед… Произведения о войне – дань памяти жестоким событиям, людям, спасавшим судьбы миллионов других людей… И пускай форма произведений различна, цель ведь у них одна! Одним из древнейших памятников литературы, посвященных войне является «Илиада» Гомера. Конечно же, было еще немало значимых войн, о которых писались произведения, но для русского народа важна была Отечественная война 1812 года. Эта война была описана во всемирно известном романе – эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир». Следующая значимая для человечества война началась в 1914 году – это была Первая мировая война. Намного позже ее начала об ужасах этой жестокой войны напишет Эрих Мария Ремарк в из лучших своих произведениях – «На Западном фронте без перемен» и «Три товарища». Преступным было бы умолчать о том, что не только западные писатели посвящали свои произведения этой катастрофе начала XX века, но, конечно же, и русские поэты и прозаики писали об этом.
Как вы считаете, насколько удачно или неудачно такое вступление для сравнительного анализа предложенных стихотворений? Что кажется вам лишним? На что стоило бы сделать акцент? Предложите свой вариант вступления.
Несомненно, в душах современников – поэтов эта война оставила глубокий шрам. И стихотворение Марины Цветаевой «Белое солнце и низкие, низкие тучи» пронизано душевной болью.
Это стихотворение М. Цветаевой посвящено войне, войне жестокой и бесчеловечной. Лирическая героиня изливает свою душевную боль: она видит все ужасы войны, она осознает их, но понять, зачем и почему эти события происходят, она не может. И этот вопрос «зачем?», «почему?» и является основной идеей стихотворения – героиня пытается найти ответ на этот вопрос, но ответить на него никто не сможет. Лирическая героиня, обладая тонко чувствующей и израненной душой, замечает мельчайшие детали. Именно эта черта позволяет нам представить себе ее, ведь других черт, а также портрета ее в целом в стихотворении нам не дано вовсе, а значит, внутренний мир лирической героини говорит нам о том, что на данный момент ей важно было постигнуть суть вещей, и она не смотрела на внешние признаки. Так же мы можем сказать о героине то, что она искренне любит те места, где ей приходилось видеть эти ужасные события, искренне переживает боль своего народа. Иначе зачем бы она воскликнула: «Чем прогневили тебя эти серые хаты, Господи! – и для чего стольким простреливать грудь?». Лирическая героиня искренне сопереживает солдатам, она чувствует их настроения и сама проникается ими: «Нет, умереть! Никогда не родиться бы лучше…!»
Какой вам видится лирическая героиня этого стихотворения? Совпадает ли ваше представление о ней с мнением автора работы? Обратите внимание на дату написания стихотворения, почему автор точно обозначил день, месяц и год?
Но природа, описанная в стихотворении, вовсе не сочувствует солдатам: «Белое солнце и низкие, низкие тучи...». Солнце – белое, ослепительное, раскаленное; низкие тучи, не предвещающие хорошей погоды– тревожный пейзаж; пыльная дорога, «серые хаты» - и они ничем не радуют глаз. Героиня, которая смотрит на этих солдат, тоже видит унылый пейзаж: «на песке вереницы соломенных чучел», «… дороги, деревья…». Эти все детали обличают безрадостную жизнь. Эту унылую картину может дополнить образ старой бабы, жующей «черный ломоть, посыпанный крупною солью». Это говорит не столько о бедности народа, о голоде во время войны, сколько о состоянии отупения, беспросветного горя русской крестьянки.
Дайте свою трактовку представленного в стихотворении пейзажа? Какие интересные наблюдения вы увидели у автора работы? Дополните анализ разбором деталей, например, как вы понимаете «на песке вереницы соломенных чучел» - что это? Вспомните стихотворение К. Симонова «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины», посвященное Великой Отечественной войне, нет ли в нем сходной картины?
Звуковой фон, слышимый героиней, не может добавить радостных нот в ее настроение – она слышит вой: вой паровоза, «жалобный, жалостный, каторжный вой» - это песни солдат, они тоже безрадостны. Лирическая героиня видит только страдания, и это зрелище ее вновь и вновь возвращают к вопросу «Почему это происходит?»
^ С помощью какого приема создается звуковой фон? Почему песни солдат о чернобровых красавицах кажутся лирической героине воем каторжников?
Течение символизма оказало огромное влияние на всех поэтов серебряного века, и на Марину Цветаеву в том числе. В ее стихотворении присутствует огромное количество деталей – символов: соломенные чучела вместо людей; белое солнце и белая стена, ярко контрастирующие с пейзажем - дорогами, деревьями, черным хлебом, черным поездом. Сама по себе белая стена – символ разделения мира лирической героини и внешнего мира, хотя эти миры между собой все же сообщаются.
^ Выскажите свое отношение к приведенным наблюдениям ученицы. Согласны ли вы с ними? Попробуйте дать свою трактовку приведенных образов.
Структурно стихотворение разделено на строфы по 4 строки в каждой, по смыслу равные между собой, но лексически не связанные: первая строфа «Белое солнце…», вторая строфа «И, перевесившись через забор…», третья строфа «Чем прогневали тебя эти серые хаты…» и четвертая строфа «Нет, умереть…».
^ Какие выводы можно сделать о композиции стихотворения?
В произведение М. Цветаевой много эмоционального синтаксиса: есть и повторы «… жует и жует…», «и запылил, запылил отступающий путь…»; присутствуют и восклицания, говорящие нам о неравнодушии героини: «Нет, умереть!..// Ох и поют же// Нынче солдаты! О Господи Боже ты мой!». В стихотворении есть и риторический вопрос, подчеркивающий отчаяние героини от невозможности помочь людям: «… и зачем стольким простреливать грудь?»
^ Можно ли говорить о типичности подобного синтаксиса для стиля М. Цветаевой? Попытайтесь привести примеры.
Фонетически стихотворение насыщено: звукописи, и прямой и косвенной, очень много: это и вой поезда, и жалобная солдатская песня, и глухота в пейзаже. Колористика стихотворения строится на контрасте: белое солнце и черный ломоть хлеба, белая стена и черный поезд. Вся цветопись стихотворения прямая.
Можно говорить о том, что основными средствами художественной выразительности в данном стихотворении являются эмоциональный синтаксис и фонетика.
Размер, которым написано стихотворение М. Цветаевой - дактиль. Рифма перекрестная, женская.
^ Есть ли в стихотворении перебивы ритма? Приведите пример. Что дает этот прием в плане передачи эмоций?
Таким образом, в стихотворении М. Цветаевой представлен женский взгляд на трагедию войны. Война – это неоправданные жертвы, это грязь и голод, это бесконечная тоска. Все средства художественной выразительности стихотворения работают на воплощение бесчеловечности войны. М. Цветаева выразила не только собственные чувства (вспомним, что ее муж, Сергей Эфрон без вести пропал во время Первой мировой войны), но и переживания всех женщин без различия интеллектуального, имущественного, классового положения.
Насколько глубок, по-вашему, вывод? Предложите свой вариант вывода по стихотворению М. Цветаевой. Вспомните высказывание Л. Толстого в романе «Война и мир»: «Война не любезность, а самое гадкое дело в жизни…». Перекликается ли смысл стихотворения М. Цветаевой с толстовской оценкой войны?
Стихотворение Николая Гумилева, написанное двумя годами ранее стихотворения М. Цветаевой, пронизано другими настроениями. Возможно, это объяснимо годом написания стихотворения – 1914, когда Первая мировая война только началась и в сердцах людей жила надежда на скорейшее ее окончание, поскольку успехи русской армии были очевидны. Кроме того, весьма велика была вера в святость дела войны:
И воистину светло и свято
Дело величавое войны.
^ Дополните данное вступление фактами из биографии поэта и характеристикой его лирического героя как такового.
Темой стихотворения Николая Гумилева тоже является война, но, в отличие от стихотворения Цветаевой, здесь идеей произведения является необходимость милосердия к поверженному врагу: «Милый, Вот прими мой братский поцелуй!»
О лирическом герое данного произведения мы тоже знаем только отдельные факты: он глубоко верующий человек, переживает вместе со своим народом, неравнодушен к судьбе человечества в целом. Эти черты объединяют лирического героя Н. Гумилева и лирическую героиню М. Цветаевой.
^ Продолжите размышления о сходстве и различии лирических героев стихотворений.
Как и в стихотворении М. Цветаевой, у Гумилева встречается пейзаж, однако он носит скорее метафорический характер, нельзя его рассматривать в прямом значении: описываются «поля, омоченные в крови». Этот пейзаж навевает мысли о жестокости войны.
^ В каких еще произведениях русской литературы встречаются подобные пейзажи?
Тесно связан с пейзажем стихотворения портрет народа- «труженика»: «Как у тех, что гнутся над сохою…». Эти черты весьма общие, они не могут точно сказать, что чувствовал и переживал народ в начале Первой Мировой войны, ведь неслучайно воинов часто сравнивают с пахарями.
Попробуйте продолжить начатое в работе рассуждение о сравнении воинов с тружениками-земледельцами. Что означает слово «оратай»? Подберите однокоренные слова. Вспомните русские народные былины, древнерусское произведение «Слово о полку Игореве». Можно ли говорить, что в изображении войны Гумилев опирается на традиции фольклора и древнерусской литературы?
Но, как ни парадоксально, идеалом для автора является не мужественный воин, уничтожающий врага, а милосердный человек, способный простить поверженного.
Н. Гумилев, являясь акмеистом, акцентировал внимание на реальных деталях, создающих в целом основу произведения. Это такие детали, как «лай» пулемета или пчелы, собирающие «ярко-красный мед», это серафимы за плечами воинов, символизирующие праведность и важность этой войны, это «поля, омоченные в крови», это свечки как сердца народа перед Богом, символизирующие искреннюю веру. В целом, если говорить о значении деталей в произведении, можно сказать что «Война» Н. Гумилева отображает направление в творчестве автора.
^ Дайте более подробную характеристику деталей. Подумайте, почему Гумилев, говоря о войне, приводит детали из мирной жизни?
Автор разделил свое стихотворение на строфы, синтаксически и по смыслу связанные между собой. Это является одним из основных отличий произведения Н. Гумилева от произведений М. Цветаевой. Каждая строфа представляет собой четверостишие, последовательно связанное с предыдущим.
^ Проследите эту связь.
Синтаксически каждая их строф представляет собой сложное предложение, дополняющееся новыми деталями в следующем четверостишии. Эмоциональный синтаксис практически отсутствует. Только в абсолютном конце произведения есть восклицание, делающее логический акцент на заключительной строфе.
Фонетический прием – звукопись - представлен в двух категориях: звуки войны - пулемет, жужжание шрапнели - и звуки мирной жизни – песня жнецов в вечерний час. Они сливаются друг с другом, что подчеркивает будничность, прозаичность войны. В этом отношении стихотворения двух авторов сходны, так как в поэты серебряного века широко использовали фонетические приемы, добиваясь усиления эмоционального воздействия на читателей.
Все произведение Николая Гумилева построено целиком на сравнениях: «Как собака на цепи тяжелой…», «…шрапнели, словно пчелы…». «Ура» как будто пенье…», «Как у тех, что гнутся над сохою…». Эти сравнения создают эффект обыденности войны, лишают ее романтической окраски. В этом отношении изображение войны Гумилевым близко к изображению войны М. Цветаевой.
Одна из ярчайших метафор – «И жужжат шрапнели, словно пчелы,/
^ Собирая ярко-красный мед». Ярко-красный мед – это кровь (единственное цветовое обозначение во всем стихотворении). Этот образ повторяется в стихотворении еще раз: «…на полях, омоченных в крови», тем самым подчеркивается трагизм и бесчеловечность происходящего.
Размер, которым написано данное произведение – дольник, т.е. тонический стих, что приближает стихотворение к произведению УНТ, например, песне. Рифма чередующаяся – женская и мужская, рифмовка перекрестная, что создает богатый ритмический рисунок.
^ Дополните анализ поэтики стихотворения Н. Гумилева.
Эти два произведения поэтов – современников, посвящены одной теме, но они различны по идее и содержанию, т.к. восприятие такого события, как Первая мировая война, у каждого поэта было различным и осознание субъективным. Если М. Цветаева предлагает взгляд на события войны со стороны (она с теми, кто стоит за плетнем), то Н. Гумилев видит все происходящее изнутри (он сам воин и находится вместе с такими же русскими солдатами). Поэтому разница в изображении войны между произведениями Н. Гумилева и М. Цветаевой весьма ощутима.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы для подготовки к олимпиаде 5-9 класс.
Материалы взяты с официального сайта www.cambridgeesol.org/exams/...
Подготовка к олимпиадам в школьном курсе математики. 11 класс.
В этой методической разработке приведены задачи, которые стали олимпиадной классикой и использовались в процессе подготовки учащихся 11-х классов к олимпиадам. Этот мат...
Сборник задач для подготовки к олимпиадам.
В брошюре собраны задачи, которые могут быть полезны ученикам 7-9 класса, готовящимся к школьным и муниципальным олимпиадам по математике. Тематика задач разная: принцип Дерихле, четность-нечетн...
Тест для Кадыровой К. Подготовка к олимпиаде.
Материалы для подготовки к олимпиаде....
Тесты для подготовки к олимпиаде по физкультуре
Тест создан в форме мини-сайта. Пособие адресовано учителям физической культуры для поддержания у учащихся интереса к предмету, проверке знаний, может быть полезно старшеклассникам для сам...
Подготовка к олимпиаде по русскому языку.
Подготовка к олимпиаде по русскому языку. Раздел "Лексика". Задания + ответы...
тренажеры для подготовки к олимпиаде по праву
при помощи тренажеров отрабатываются определения. Это полезно как для подготовки к олимпиаде по праву . тае и для подготовки к ЕГЭ блок право....