рабочая программа по литературе, 9 класс, ФГОС
рабочая программа по литературе (9 класс) на тему
Рабочая программа составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, планируемыми результатами основного общего образования по литературе, требованиями Примерной основной образовательной программы ОУ и ориентирована на работу по УМК:
- Рабочие программы. Литература. Предметная линия учебников под редакцией В.Я. Коровиной. 5-9 классы. Учебное пособие для общеобразовательных организаций.- 3-е изд. - М.: Просвещение, 2016
- Литература. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. Под редакцией В.Я. Коровиной. – М. «Просвещение», 2016 г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literatura.odt | 70.18 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРИНЯТА: на заседании педагогического совета Протокол № 11 от 31.08.2018 г. | СОГЛАСОВАНА: заместитель директора по учебно – воспитательной работе________/О. В. Гаммермайстер / 03.09.2018 г. | УТВЕРЖДЕНА: директор МБОУ «Центрально- Любинская СОШ» _____________/М.А.Горбачева/ Приказ № от 03.09.2018 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературе для 9 класса
на 2018-2019 учебный год
Егерь Натальи Васильевны,
учителя русского языка и литературы
Количество часов по учебному плану: 102
Количество часов по программе: 102
Количество часов по планированию: 96
Учебно-методический комплект:
1.Программа: Рабочие программы. Литература. Предметная линия учебников под редакцией В.Я. Коровиной. 5-9 классы. Учебное пособие для общеобразовательных организаций.- 3-е изд. - М.: Просвещение, 2016
2.Учебник: Литература. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. Под редакцией В.Я. Коровиной. – М. «Просвещение», 2016 г.
п. Центрально-Любинский
2018 год
МБОУ «Центрально-Любинская СОШ» пос. Центрально-Любинский Любинского района Омской области, ул. Школьная, д.3. Тел. 8(38175)2-44-41 e-mail: central2707@rambler.ru |
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, планируемыми результатами основного общего образования по литературе, требованиями Примерной основной образовательной программы ОУ и ориентирована на работу по УМК:
- Рабочие программы. Литература. Предметная линия учебников под редакцией В.Я. Коровиной. 5-9 классы. Учебное пособие для общеобразовательных организаций.- 3-е изд. - М.: Просвещение, 2016
- Литература. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. Под редакцией В.Я. Коровиной. – М. «Просвещение», 2016 г.
Место предмета в Учебном плане: на основании учебно-календарного графика работы школы, наличием праздничных дней (2.04,8.03,
2.05,3.05,9.05,10.05) планирование составлено на 96 часов.
Требования к результатам обучения и освоению содержания курса
Достижение результатов освоения ООП ООО
Личностные результаты:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культу-
ре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской,
творческой и других видов деятельности;
- формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение
к членам своей семьи;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной
деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные
способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
деятельности;
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- смысловое чтение;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Перечень умений, характеризующих достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы
по учебному предмету «Литература» в 9 классе
Предметные умения
- понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы,
литературы XVIII века, русских писателей XIX—XX веков, литературы народов России и зарубежной литературы;
- понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
- умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
- определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
- приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
- формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;
- собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
- понимание авторской позиции и своё отношение к ней;
- восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
- умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;
- написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы;
- понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
- понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Дата | Предметные умения | Форма контроля | Домашнее задание |
1 четверть – 24 часа | |||||
Введение (1 ч) | |||||
1 | Литература и её роль в духовной жизни человека | 04.09.2018 | Уметь выражать личное читательское отношение к прочитанному тексту. Уметь составлять план статьи. Владеть изученной терминологией по теме «Периодизация древнерусской литературы» | Устный ответ на вопрос | Устное сочинение «Роль литературы в развитии искусства» |
Из древнерусской литературы (3 ч) | |||||
2 | Литература Древней Руси. «Слово о полку Игореве» – величайший памятник древнерусской литературы | 06.09.2018 | Уметь выразительно читать художественный текст, рецензировать ответы одноклассников. Уметь формулировать вопросы по тексту произведения. | Устный ответ на вопрос, выразительное чтение текста | Заполнить таблицу «Периоды литературы» |
3 | Центральные образы «Слова…» | 07.09.2018 | Уметь составлять характеристики героев произведений древнерусской литературы, определять характерные для произведений древнерусской литературы образы и приёмы изображения человека. | Выразительное чтение наизусть | Написать сочинение |
4 | Основная идея и поэтика «Слова…» | 11.09.2018 | Уметь составлять план анализа фрагмента текста, воспроизводить содержание текста с опорой на план. | Устный ответ на проблемный вопрос | Выучить отрывок, стр. 10, вопросы 1,3. Проект. «Классицизм в изобразительном искусстве» |
Из русской литературы XVIII века (10 ч) | |||||
5 | Классицизм в русском и мировом искусстве | 13.09.2018 | Уметь конспектировать обзорную лекцию учителя. Уметь определять особенности русского классицизма на примере текстов. Определять значение гражданского пафоса русского классицизма. | Устный рассказ о русском классицизме, составление схемы | Стр.41, вопросы 8,9 |
6 | М. В. Ломоносов: жизнь и творчество (обзор). «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния» | 14.09.2018 | Уметь подбирать цитаты по заданной теме. Уметь выразительно читать художественный текст с учётом специфики жанра оды. | Устный рассказ о М.В. Ломоносове, выразительное чтение оды Ломоносова | Стр.49, вопрос 4 |
7 | М. В. Ломоносов. «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» | 18.09.2018 | Уметь составлять словарь устаревших слов и их современных соответствий. Уметь определять особенности оды как литературного жанра. Формулировать вывод об особенностях художественного мира , проблематики и тематики од Ломоносова. Составлять таблицу в соответствии с заданной тематикой. | Выразительное чтение оды, анализ текста | Выучить отрывок оды |
8 | Г. Р. Державин: жизнь и творчество (обзор). «Властителям и судиям» | 20.09.2018 | Уметь соотносить содержание оды с особенностями русского Просвещения и классицизма. Уметь выразительно читать текст оды. | Устный ответ на вопрос | Выучить стихотворение |
9 | Г. Р. Державин. «Памятник» | 21.09.2018 | Уметь формулировать выводы об особенностях художественного мира, проблематики и поэтики произведений поэта. Уметь комментировать текст. | Выразительное чтение наизусть | Анализ стихотворения |
10 | Квинт Гораций Флакк. «К Мельпомене» («Я воздвиг памятник…») | 25.09.2018 | Уметь комментировать текст с точки зрения лексики и истории Уметь составлять устную рецензию, формулировать устные вопросы | Письменный ответ на вопрос | Подготовка к контрольной работе |
11 | Стартовая контрольная работа. Н. М. Карамзин. «Бедная Лиза» | 27.09.2018 | Уметь формулировать письменный ответ на проблемный вопрос. Уметь выразительно читать фрагменты текста с опорой на словарь | Письменный ответ на проблемный вопрос | Стр.104, вопросы 1,2 |
12 | Анализ контрольной работы. Н. М. Карамзин. «Бедная Лиза» | 28.09.2018 | Уметь анализировать текст повести в соответствии с поставленной задачей. Составление полной характеристики героев с опорой на текст. | Составление плана характеристики героев | Характеристика главных героев повести |
13 | Вн.чт. Н. М. Карамзин. «Осень» и другие произведения писателя | 02.10.2018 | Уметь составлять устное монологическое высказывание. Подборка цитат при составлении анализа текста стихотворения. | Анализ языка стихотворения «Осень». | Стр.85, вопрос 3 |
14 | Р/р. Контрольное сочинение | 04.10.2018 | Уметь составлять план ответа на проблемный вопрос. Редактирование чернового варианта текста. Конспектирование статьи учебника. | Ответ на проблемный вопрос | Сообщение о творчестве Батюшкова. Проект «Лирика русских поэтов XIX века» |
Из русской литературы XIX века (54 ч.) | |||||
15 | Вн.чт. Русские поэты первой половины XIX века | 05.10.2018 | Уметь составить устный ответ на вопрос с использованием приёма цитирования. Иметь представление о жанрах литературных произведений русских поэтов первой половины XIX века | Выразительное чтение текста, устный ответ на вопрос | Стр.112, вопросы 4,5,6. |
16 | В. А. Жуковский – поэт-романтик | 09.10.2018 | Уметь систематизировать и обобщать материал по поставленной проблеме, формулировать устные выводы. Составление плана статьи учебника. Анализ статей словаря литературоведческих терминов. | Краткий письменный ответ на вопрос, выразительное чтение текста | Стр.128-131, анализ статьи |
17 | В. А. Жуковский. «Невыразимое» | 11.10.2018 | Составление плана анализа романтического стихотворения с использованием цитирования. Уметь составлять характеристику особенностей русской поэзии периода романтизма | Письменный анализ стихотворения | Подобрать цитаты на тему «Отношение поэта –романтика к слову» |
18 | В.А. Жуковский «Светлана: черты баллады. В.А. Жуковский «Светлана»: образ главной героини | 12.10.2018 | Устное рецензирование выразительного чтения баллады. Характеристика сюжета баллады, её тематики, проблематики, идейно-эмоционального содержания. Составление плана устного высказывания по теме | Выразительное чтение отрывка, анализ текста | Выразительное чтение отрывка баллады наизусть |
19 | В.А. Жуковский «Светлана»: образ главной героини | 16.10.2018 | Составление цитатного плана. Выявление черт фольклорной традиции в балладе. Характеристика литературных образов. Определение роли фольклорных мотивов и поэтических средств в тексте баллады | Выразительное чтение отрывка баллады наизусть | Характеристика главной героини |
20 | А.С. Грибоедов «Горе от ума». Жизнь и творчество писателя (обзор) | 18.10.2018 | Конспектирование лекции учителя. Составление плана устного рассказа о писателе. Определение родовой принадлежности пьесы. Выделение характерных признаков комедии. | Составление списка действующих лиц комедии их устная характеристика | Устный рассказ о творчестве А.С. Грибоедова |
21 | А.С. Грибоедов «Горе от ума»: проблематика и конфликт. Фамусовская Москва | 19.10.2018 | Формулирование вопросов по тексту произведения. Составление характеристики сюжета пьесы. Определение типа конфликта в комедии и основных стадий его развития. Выявление авторской самобытности в постановке общественно значимых проблем | Устный ответ на проблемный вопрос | Проект «Составление плана групповой характеристики героев» |
22 | А.С. Грибоедов «Горе от ума»: образ Чацкого | 23.10.2018 | Подбор цитат по теме. Выразительное чтение по ролям. Составление плана анализа фрагмента комедии. Устное рецензирование выразительного чтения отрывков комедии. | Характеристика героя комедии | Устный анализ эпизода |
23 | Контрольная работа за первую четверть | 25.10.2018 | Знать содержание прочитанного текста, стилистические и лексические особенности текстов. | Составление таблицы «Речевые характеристики главных героев комедии» | Повторить изученный материал |
24 | Анализ контрольной работы | 26.10.2018 | Знать содержание прочитанного текста, стилистические и лексические особенности текстов. | Устный ответ на вопрос | Заполнить таблицу «Отличительные признаки комедии и трагедии» (на примере комедии Грибоедова) |
2 четверть – 24 часа | |||||
25 | А.С. Грибоедов «Горе от ума»: язык комедии | 06.11.2018 | Выразительное чтение фрагментов комедии по ролям. Составление цитатной таблицы «Афоризмы в комедии». Выявление признаков классицизма, романтизма и реализма у комедии | Составление таблицы «Речевые характеристики главных героев комедии» | Подготовка к контрольной работе. Проект «Проблематика, герои и художественное новаторство комедии «Горе от ума» |
26 | А.С. Грибоедов «Горе от ума» в критике. И.А. Гончаров «Мильон терзаний». Подготовка к классному сочинению по комедии «Горе от ума» | 08.11.18 | Чтение литературно –критической статьи. Конспектирование фрагмента статьи. Составление устного плана сочинения | Анализ критической статьи с использованием цитирования | Подготовить материал для сочинения. Проект. Презентация «Герои комедии и их исполнители: из истории постановок пьесы на русской сцене» |
27 | А.С. Грибоедов «Горе от ума». Написание классного сочинения по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» | 09.11.2018 | Написание сочинения на литературном материале с использованием собственного жизненного и читательского опыта. Составление плана ответа на проблемный вопрос | Написание сочинения | Приготовить сообщение «Пушкин-лицеист» |
28 | А. С. Пушкин: жизнь и творчество. Лицейская лирика | 13.11.2018 | Подбор и обобщение дополнительного материала о жизни поэта. Составление лексических комментариев. Определение характерных признаков лирических жанров на примерах одного из стихотворений. Выявление художественно значимых изобразительно-выразительных средств языка поэта | Выразительное чтение стихотворений, анализ текста | Конспект статьи с.167-172, выразительное чтение стихотворения (выбор). Проект. Презентация «Пушкин и лицеисты» |
29 | А. С. Пушкин. Лирика петербургского, южного и Михайловского периодов: «К Чаадаеву», «К морю», «Анчар» | 15.11.2018 | Устное рецензирование отрывков художественного текста. Выявление характерных для романтической лирики тем, образов и приёмов изображения человека. Характеристика особенностей поэзии русского романтизма | Выразительное чтение стихотворений, анализ текста | Выучить стихотворения «Анчар», «К Чаадаеву». Проект. Подготовка заочной экскурсии в Михайловское» |
30 | А. С. Пушкин. Любовь как гармония душ в интимной лирике поэта: «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил; любовь ещё, быть может…» | 16.11.2018 | Формулирование вопросов по тексту произведений. Выявление тематики текстов, их проблематики, идейно-эмоционального содержания. Определение значимости художественных средств в любовной лирике | Выразительное чтение стихотворений, анализ текста. Проект. Презентация «Адресаты любовной лирики Пушкина и стихи, им посвящённые» | Выучить стихотворения «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил; любовь ещё, быть может…» |
31 | А. С. Пушкин. Тема поэта и поэзии: «Пророк». | 20.11.2018 | Подбор цитат на обозначенную тему, письменный анализ стихотворного текста. Соотнесение содержания стихотворения с романтическим и реалистическим принципами изображения жизни и человека. | Выразительное чтение стихотворений, анализ текста | Письменный анализ стихотворения «Пророк». Проект. Презентация «Две Болдинские осени в творчестве поэта» |
32 | А. С. Пушкин. «Бесы», «Два чувства дивно близки нам…» и другие стихотворения. | 22.11.2018 | Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников. Уметь различать образы лирического героя и автора. Уметь обозначить авторскую позицию в анализе стихотворения. | Выразительное чтение стихотворений, анализ текста | Конспект статьи «Поразмышляем вместе», с. 190-192, вопросы и задания (1,2) |
33 | А. С. Пушкин. «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»: самооценка творчества в стихотворении | 23.11.2018 | Составление комментария к стихотворению с опорой на текст. Формулирование вопросов по тексту. Составление плана устного анализа стихотворения. Уметь составить сопоставительный анализ стихотворения. | Выразительное чтение стихотворений, анализ текста | Сопоставительный анализ стихотворений Пушкина и Державина. Проект. Исследовательская работа «Тема памятника в русской и мировой поэзии» |
34 | Р/р. Письменный ответ на один из проблемных вопросов по лирике А. С. Пушкина | 27.11.2018 | Составление плана ответа на проблемный вопрос. Написание сочинения на литературном материале. | Письменное сочинение | |
35 | А. С. Пушкин. «Моцарт и Сальери» | 29.11.2018 | Выразительное чтение текста с цитированием статьи учебника. Приведение аргументов , иллюстрирующих понятие «трагедия». Определение типа конфликта в трагедии. Выявление характерных черт трагедии в тексте | Выразительное чтение, поиск примеров в тексте | С.214, вопросы и задания (1-3) |
36 | А. С. Пушкин. «Евгений Онегин» как новаторское произведение | 30.11.2018 | Устное рецензирование выразительного чтения романа (отрывки). Составление комментариев к тексту с применением цитирования | Письменный ответ на вопрос | Выучить понятие «реализм», конспект статьи «О романе «Евгений Онегин» |
37 | А. С. Пушкин. «Евгений Онегин»: главные мужские образы романа | 04.12.2018 | Соотнесение содержания романа в стихах с романтическими и реалистическими принципами изображения жизни и человека. Объяснение жизненной основы и художественной условности, индивидуальной неповторимости и типической обобщённости образов героев. | Составление цитатной таблицы | Составить цитатную таблицу «Главные мужские образы романа» |
38 | А. С. Пушкин. «Евгений Онегин»: главные женские образы романа | 06.12.2018 | Уметь сопоставить характеристики главных героев, сделать обобщённый вывод. Составление плана сопоставительной характеристики Татьяны и Ольги. Подбор цитат романа на тему «Татьяна и Ольга» | Устный ответ на вопрос с применением цитирования | Составить цитатную таблицу «Главные женские образы романа» |
39 | А. С. Пушкин. «Евгений Онегин»: взаимоотношения главных героев | 07.12.2018 | Определение того, что утверждается и что отрицается поэтом. Подбор цитат романа на тему «Татьяна и Онегин». Выразительное чтение наизусть. | Устный ответ на вопрос с применением цитирования, выразительное чтение наизусть одного из писем героев. | Выучить отрывок романа «Евгений Онегин» |
40 | А. С. Пушкин. «Евгений Онегин»: образ автор | 11.12.2018 | Уметь аргументировать ответ на проблемный вопрос. Анализ различных форм авторской позиции. Выразительное комментированное чтение. | Подбор цитат на тему «Автор –повествователь и автор-персонаж» | Составить устную характеристику автора - повествователя |
41 | А. С. Пушкин. «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни | 13.12.2018 | Составление характеристики художественного мира романа в стихах. Работа со словарём терминов. Поиск примеров, иллюстрирующих понятие «реализм». | Письменный ответ на проблемный вопрос | С.249, вопросы 15,16 (ответить письменно) |
42 | А. С. Пушкин. «Евгений Онегин» в зеркале критики | 14.12.2018 | Формулирование вопросов по тексту статьи учебника. Конспектирование фрагментов статьи. Уметь формулировать выводы об особенностях художественного мира романа в стихах, его сюжета, проблематики и тематики в оценках русской критики. | Подбор цитат на тему «Герои, автор, русская жизнь в романе: оценки русской критики» | С. 240, конспект статьи, с.247, вопрос 2. Проект. Аудио-страница альбома «Роман Пушкина «Евгений Онегин» и одноимённая опера П.И. Чайковского» |
43 | Р/р. А. С. Пушкин. «Ев- гений Онегин». Письменный ответ на один из проблемных вопросов | 18.12.2018 | Составление плана ответа на проблемный вопрос. Написание сочинения на литературном материале. | Написание домашнего сочинения | Написать сочинение на тему «Какой предстаёт Россия на страницах романа «Евгений Онегин» |
44 | М. Ю. Лермонтов. Хронология жизни и творчества. Многообразие тем, жанров, мотивов лирики поэта | 20.12.2018 | Формулирование вопросов по тексту стихотворений. Составление устных комментариев к тексту. Характеристика тематики, проблематики текстов автора. | Устный ответ на проблемный вопрос. Проект. Заочная экскурсия в музей Лермонтова (групповая работа) | С.252, вопрос 3 (ответить письменно) |
45 | Образ поэта-пророка в лирике Лермонтова | 21.12.2018 | Устное рецензирование выразительного чтения. Выразительное чтение стихотворного текста. Формулирование устных вопросов к прочитанному/ прослушанному тексту. | Устный ответ на вопрос | Выучить стихотворение «Парус», устный анализ текста |
46 | Контрольная работа за вторую четверть | 25.12.2018 | Знать содержание прочитанного текста, стилистические и лексические особенности текстов. | Письменный ответ на вопрос и тестирование по произведениям | |
47 | Анализ контрольной работы. М. Ю. Лермонтов. Любовь как страсть, приносящая страдания, в лирике поэта: «Нищий», «Расстались мы, но твой портрет…», «Нет, не тебя так пылко я люблю…». | 27.12.2018 | Составление комментариев к тексту. Формулирование вопросов к стихотворениям. Выявление характерных тем, образов и приёмов изображения человека. Обсуждение исполнения романсов на стихи Лермонтова. Уметь анализировать художественный текст. | Устный или письменный ответ на вопрос. Проект. Составление электронного альбома «Адресаты Любовной лирики Лермонтова и послания поэта к ним» | Подбор цитат на тему «Любовь-страдание» |
48 | М. Ю. Лермонтов. Тема родины в лирике поэта | 28.12.2018 | Выразительное чтение стихотворения. Уметь определять общее и индивидуальное, неповторимое в литературном образе родины и творчестве поэта. Уметь характеризовать различные способы выражения авторской позиции. Формулирование выводов об особенностях художественного мира, проблематики и тематики лирики М.Ю. Лермонтова. | Проект. Составление сборника исследовательских работ на тему «Многогранный образ России в лирике Лермонтова» | Конспектирование фрагментов критической статьи Белинского о лирике Лермонтова. Подготовка к контрольной работе |
3 четверть – 29 часов | |||||
49 | Р/р. М. Ю. Лермонтов. Письменный ответ на один из проблемных вопросов по лирике поэта | 15.01.2019 | Уметь составить план ответа на проблемный вопрос. Редактирование черновых вариантов письменных работ | Письменный ответ на проблемный вопрос. Проект. Составление сборника исследовательских работ на тему «Многогранный образ России в лирике Лермонтова» | Повторить изученный материал по творчеству Пушкина |
50 | М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени»: общая характеристика романа | 17.01.2019 | Конспектирование лекции учителя по теме. Выразительное чтение фрагментов романа. Формулирование вопросов по тексту романа. Уметь составлять характеристику сюжета произведения, подбирать примеры, иллюстрирующие понятия «композиция», «психологический роман». Выявление системы образов романа и особенностей его композиции | Устный ответ на вопрос с использованием цитирования | Составить вопросы по биографии Лермонтова |
51 | М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени» (главы «Бэла», «Максим Максимыч»): загадки образа Печорина. | 18.01.2019 | Составление характеристики главного героя с опорой на особенности реалистического романа. Уметь различать образы рассказчика и автора-повествователя в романе. Анализ различных форм выражения авторской позиции в романе. | Письменный ответ на вопрос. Характеристика Печорина в первых двух частях | Сопоставление сюжета и фабулы романа |
52 | М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени» (главы «Тамань», «Княжна Мери»). «Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера | 22.01.2019 | Уметь отвечать на вопрос с использованием цитирования. Составление маршрута заочной экскурсии в музей Лермонтова с использованием справочной литературы. Уметь обобщать полученную информацию, формулировать выводы. | Письменный сопоставительный анализ двух портретов Печорина | Подготовка сообщения по теме «Лермонтов в Тамани». Проект. Составление маршрута заочной экскурсии в музей Лермонтова в Тамани. |
53 | М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени» (глава «Фаталист»): философско- композиционное значение повести | 24.01.2019 | Формулирование выводов о характере Печорина. Обсуждение иллюстраций к произведению. Определение смысла кольцевой композиции романа. Сопоставление характера и судеб Печорина и Онегина, систематизация материала | Письменный ответ на вопрос. | Характеристика Печорина в финальной повести |
54 | М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени»: дружба в жизни Печорина | 25.01.2019 | Уметь сопоставить персонажей романа, их характеристики с опорой на текст. Составление опорной схемы для устного монологического высказывания. | Устный ответ на вопрос с использованием цитирования | Составление сравнительной характеристики Печорина с другими мужскими образами романа |
55 | М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени»: любовь в жизни Печорина | 29.01.2019 | Сопоставление персонажей романа и их сравнительная характеристика. Составление опорной схемы для устного монологического высказывания. | Устный ответ на вопрос | Подготовка обвинительной речи на тему «Печорин: испытание любовью» |
56 | М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени»: оценки критиков | 31.01.2019 | Уметь сопоставлять сюжеты и героев, близких роману Обобщение и систематизация выводов с опорой на таблицу, составление опорной таблицы по роману. | Устный ответ на вопрос с использованием цитирования, заполнение таблицы | Составить общую характеристику художественного мира романа. Проект. Реферат для электронного сборника рефератов по роману «Герой нашего времени». |
57 | Р/р. М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени». Контрольная работа (письменный ответ на один из проблемных вопросов) | 01.02.2019 | Уметь составлять тексты сочинений по теме, рецензировать собственные черновые варианты письменных работ. | Написание сочинения на литературном материале | Сообщение о творчестве Данте Алигьери и истории создания «Божественной комедии» |
58 | Данте Алигьери. «Божественная комедия» (фрагменты) | 05.02.2019 | Составление лексических и историко-культурных комментариев. Соотнесение содержания поэмы с принципами изображения жизни и человека, характерными для эпохи раннего Возрождения. Характеристика сюжета поэмы, её тематики, проблематики, идейно-эмоционального содержания. Уметь сопоставлять варианты перевода фрагментов поэмы на русский язык. | Устный ответ на вопрос с использованием цитирования | Сообщение о Гоголе и истории создания поэмы «Мёртвые души» |
59 | Н. В. Гоголь. Жизнь и творчество (обзор). «Мёртвые души». Обзор содержания, история создания поэмы | 07.02.2019 | Владение приёмами конспектирования текста Подбор и обобщение дополнительного материала по биографии писателя. Формулирование выводов о содержании, художественных особенностях текста поэмы | Заполнение таблицы «Этапы развития сюжета поэмы» | Составление таблицы «Композиционная структура поэмы» |
60 | Н. В. Гоголь. «Мёртвые души»: образы помещиков | 08.02.2019 | Устное рецензирование фрагментов поэмы с опорой на текст. Уметь охарактеризовать понятие «пафос» в творчестве Гоголя. Анализ различных форм выражения авторской позиции в поэме. | Устный ответ на вопрос с использованием цитирования | Заполнение таблицы «Образы помещиков» |
61 | Н. В. Гоголь. «Мёртвые души»: образ города | 12.02.2019 | Анализ статей словаря литературоведческих терминов. Рецензирование отрывков текста поэмы. Составление плана характеристики Чичикова как главного героя поэмы, обобщение и систематизация материала, формулирование выводов. | Устная характеристика героя, составление плана рассказа истории жизни Чичикова | Характеристика образа города в поэме |
62 | Н. В. Гоголь. «Мёртвые души»: образ Чичикова | 14.02.2019 | Сопоставление литературных понятий «герой-антигерой». Подбор цитат по теме. Составление плана анализа фрагмента поэмы. Уметь составить устные комментарии жанровых особенностей поэмы | Поиск примеров, иллюстрирующих понятия «герой» и «антигерой» | Описать образ дороги и образ Чичикова в поэме, сформулировать вывод |
63 | Н. В. Гоголь. «Мёртвые души»: образ России, народа и автора в поэме. Специфика жанра произведения | 15.02.2019 | Уметь давать характеристику произведения в соответствии с жанром текста. Уметь определять значение лирических отступлений в художественном тексте, обобщать и систематизировать литературный материал. | Анализ фрагмента поэмы (характеристика лирических отступлений) | Подбор цитат на тему «Образ Родины в поэме» |
64 | Н. В. Гоголь. «Мёртвые души». Классное контрольное сочинение по творчеству Н.В. Гоголя | 19.02.2019 | Уметь составлять тексты сочинений по теме, рецензировать собственные черновые варианты письменных работ. | Письменный ответ на проблемный вопрос | Сообщение о творчестве Ф.М. Достоевского. Проект. Реферат для электронного сборника рефератов по поэме «Мёртвые души» |
65 | Ф. М. Достоевский. «Белые ночи»: образ главного героя | 21.02.2019 | Уметь характеризовать героя с точки зрения психологического аспекта повести. Определять специфические черты внутреннего мира героя. Анализ различных форм авторской позиции в психологической повести. Различение образов рассказчика и повествователя в произведении | Составление характеристики главного героя | Характеристика Мечтателя как главного героя произведения |
66 | Ф. М. Достоевский. «Белые ночи»: образ Настеньки | 22.02.2019 | Уметь трактовать понятия о повести и психологизме литературы. Формулирование выводов о значимости психологических качеств героя. Составление плана монологического высказывания по теме. | Составление цитатного плана характеристики героини. Проект. Подготовка электронного альбома «Белые ночи» Достоевского в иллюстрациях русских художников» | Характеристика образа Настеньки |
67 | А. П. Чехов. «Смерть чиновника»: проблема истинных и ложных ценностей | 26.02.2019 | Уметь определить роль образа «маленького человека» в русской литературе ХХ века, выделить истинные и ложные ценности героев рассказа. Составление характеристики сюжета рассказа, его тематики, проблематики и идейного смысла. Анализ форм выражения авторской позиции | Составление характеристики Червякова и определение средств создания его образа | Подбор цитат на тему « «Маленький человек» в рассказе Чехова» |
68 | А. П. Чехов. «Тоска»: тема одиночества человека в многолюдном городе | 28.02.2019 | Уметь выразительно читать текст по ролям с комментированием понятий. Определение жанровых особенностей рассказа. Подбор примеров, иллюстрирующих понятие «рассказ». | Письменный ответ на вопрос. | Характеристика Ионы и средства создания его образа. Проект. Реферат для электронного сборника рефератов на тему «Эволюция образа «маленького человека» в русской литературе XIX века» |
Из русской литературы ХХ века – 28 часов | |||||
69 | Русская литература ХХ века: богатство и разнообразие жанров и направлений. И. А. Бунин. «Тёмные аллеи»: проблематика и образы. Мастерство писателя в рассказе | 01.03.2019 | Конспектирование лекции учителя. Составление монологического высказывания по теме с применением цитирования. Составление сопоставительных характеристик героев рассказа. Соотнесение содержания рассказа с реалистическими принципами изображения жизни и человека. Выявление признаков эпического и лирического родов в рассказе. | Письменный ответ на вопрос. Проект. Подготовка сценария литературного вечера (работа в группах) | Конспектирование статьи учебника о Бунине, подбор цитат на тему «Психологизм рассказа» |
70 | Общий обзор русской поэзии XX века. Поэзия Серебряного века. А. А. Блок. «Ветер принёс издалёка…», «О, весна, без конца и без краю…» | 05.03.2019 | Конспектирование лекции учителя. Различение образов лирического героя и автора. Определение авторской позиции в тексте. | Выразительное чтение стихотворений, устный анализ | Письменный анализ стихотворения «О, весна, без конца и без краю…» |
71 | А. А. Блок. «О, я хочу безумно жить…», стихотворения из цикла «Родина» | 07.03.2019 | Выявление признаков лирического рода в стихотворениях. Определение видов рифм и способов рифмовки, размеров стиха. | Письменный анализ текста «О, я хочу безумно жить…». Проект. Подготовка заочной экскурсии в Шахматово | Определение видов рифм и способов рифмовки, размеров стиха (стихотворение на выбор) |
72 | С. А. Есенин. Тема России – главная в есенинской поэзии: «Вот уж вечер…», «Гой ты, Русь моя родная…», «Край ты мой заброшенный…», «Разбуди меня завтра рано…» | 12.03.2019 | Выявление художественно значимых изобразительно-выразительных средств языка поэта. | Выразительное чтение стихотворений, устный анализ | Выразительное Устный анализ чтение стихотворения наизусть (на выбор) |
73 | С. А. Есенин. Раз- мышления о жизни, природе, предназначении человека: «Отговорила роща золотая…» «Не жалею, не зову, не плачу…» | 14.03.2019 | Определение понятий «метафора», «сравнение», «олицетворение» на примерах текстов Есенина. Уметь проводить художественный анализ текста. | Отзыв на одну из песен на стихи поэта, анализ текста | Подготовка к контрольной работе |
74 | Контрольная работа за третью четверть | 15.03.2019 | Знать содержание прочитанного текста, стилистические и лексические особенности текстов. | Письменный ответ на вопрос и тестирование по произведениям | |
75 | Анализ контрольной работы. С. А. Есенин. Стихи о любви. «Письмо к женщине». «Шаганэ ты моя, Шаганэ…» | 19.03.2019 | Формулирование вопросов к стихотворениям. Характеристика изобразительно-выразительных средств языка. | Устный ответ на вопрос с использованием цитирования | Выразительное чтение стихотворения наизусть (выбор). Проект. Подготовка материала для литературно-музыкального вечера. |
76 | В. В. Маяковский. «А вы могли бы?», «Послушайте!». В. В. Маяковский. «Люблю» (отрывок), «Прощанье» | 21.03.2019 | Уметь охарактеризовать понятие «силлабо-тоническая система стихосложения» на примере текстов поэта, определять размер, рифму и рифмовку | Письменный художественный анализ стихотворения | Конспектирование статьи учебника о В. Маяковском |
77 | М. А. Булгаков. «Собачье сердце»: проблематика и образы | 22.03.2019 | Подбор и обобщение материала о биографии и творчестве писателя. Выразительное чтение отрывков повести. Характеристика сюжета повести | Конспектирование статьи учебника о Булгакове | Характеристика Шарикова и средств создания его образа, сопоставительная характеристика Шарикова и Швондера (выбор) |
4 четверть – 24 часа | |||||
78 | М. А. Булгаков. «Собачье сердце»: поэтика повести | 04.04.2019 | Составление комментариев к повести. Различение образов рассказчика и автора-повествователя в повести. Работа со словарём. Анализ различных форм выражения авторской позиции. Поиск примеров, цитат в тексте. | Составление характеристики рассказчика, письменный ответ на один из проблемных вопросов | Составить цитатную таблицу «Реальность и фантастика в повести» |
79 | М. И. Цветаева. Стихи о поэзии, о любви, о жизни и смерти: «Идёшь, на меня похожий…», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной…», «Откуда такая нежность?..» | 05.04.2019 | Устное рецензирование выразительного чтения текста. Конспектирование лекции. Выявление признаков лирического рода в стихотворениях. Определение видов рифм и способов рифмовки, двусложных и трёхсложных размеров стиха. Поиск примеров в тексте. | Анализ текста (художественные средства выразительности) | Выучить стихотворение (выбор) |
80 | М. И. Цветаева. Стихи о поэзии и о России: «Стихи к Блоку», «Родина», «Стихи о Москве» | 09.04.2019 | Устное рецензирование выразительного чтения текста. Конспектирование лекции. Подбор цитат на тему « «Образ России в лирике Цветаевой и его фольклорные истоки» | Письменный анализ одного из стихотворений | Проект. Презентация на тему «Образ России в творчестве М.И. Цветаевой» |
81 | А. А. Ахматова. Стихи из книг «Чётки» («Стихи о Петербурге»), «Белая стая» («Молитва»), «Подорожник» («Сразу стало тихо в доме…», «Я спросила у кукушки…»), «ANNO DOMINI» («Сказал, что у меня соперниц нет…», «Не с теми я, кто бросил землю…», «Что ты бродишь неприкаянный…») | 11.04.2019 | Устное рецензирование выразительного чтения текста. Конспектирование лекции. Составление плана устного ответа на вопрос | Анализ текста (художественные средства выразительности) | Конспект статьи учебника о творчестве А.А. Ахматовой |
82 | А. А. Ахматова. Стихи из книг «Тростник» («Муза»), «Седьмая книга» («Пушкин»), «Ветер войны» («И та, что сегодня прощается c милым…»), из поэмы «Реквием» («И упало каменное слово…») | 12.04.2019 | Анализ текста (художественные средства выразительности). Составление плана ответа на вопрос с использованием цитирования. | Письменный ответ на вопрос | Подбор материала и подготовка сообщения о биографии и творчестве Н.А. Заболоцкого |
83 | Н. А. Заболоцкий. Стихи о человеке и природе: «Я не ищу гармонии в природе…», «Завещание». Тема любви и смерти в лирике поэта: «Где-то в поле возле Магадана…», «Можжевеловый куст», «О красоте человеческих лиц | 16.04.2019 | Подбор и обобщение материала о биографии и творчестве писателя. Устное рецензирование выразительного чтения текста. Выразительное чтение стихотворений | Письменный ответ на вопрос с использованием цитирования | Анализ текста (художественные средства выразительности) (выбор) |
84 | М. А. Шолохов. «Судьба человека»: проблематика и образы. Поэтика рассказа | 18.04.2019 | Характеристика средств создания образов героев. Конспектирование лекции учителя о писателе. Составление плана характеристики героя. Поиск примеров в тексте. | Характеристика героев, подбор цитат на тему «Стойкость человека в суровых испытаниях» | Проект. Презентация на тему «Рассказ «Судьба человека» в иллюстрациях» |
85 | Б. Л. Пастернак. Стихи о природе и любви: «Красавица моя, вся стать…», «Перемена», «Весна в лесу» | 19.04.2019 | Подбор и обобщение материала о биографии и творчестве писателя. Устное рецензирование выразительного чтения текста. Выразительное чтение стихотворений Формулирование вопросов. | Конспектирование статьи учебника, письменный ответ на вопрос | Подбор цитат на тему «Вечные темы и образы в лирике поэта» |
86 | Б. Л. Пастернак. Философская лирика поэта: «Быть знаменитым некрасиво…», «Во всём мне хочется дойти до самой сути…». | 23.04.2019 | Устное рецензирование выразительного чтения текста. Выразительное чтение стихотворений Анализ текста с использованием цитирования | Анализ текста (художественные средства выразительности) | Подбор материала и подготовка сообщения о биографии и творчестве А.Т. Твардовского |
87 | А. Т. Твардовский. Стихи о родине, о природе: «Урожай», «Весенние строчки», «О сущем» и другие стихотворения. Стихи поэта-воина: «Я убит подо Ржевом…», «Я знаю, никакой моей вины...» | 25.04.2019 | Конспектирование лекции учителя о писателе. Выразительное чтение стихотворений. Анализ текста с использованием цитирования | Подбор цитат на тему «Авторские интонации в стихотворениях Твардовского о родине и природе» | Проект. Подготовка электронного реферата по русской прозе и поэзии ХХ века. |
88 | А. И. Солженицын. «Матрёнин двор»: проблематика, образ рассказчика | 26.04.2019 | Выразительное чтение фрагмента рассказа. Составление плана письменного ответа на вопрос с использованием цитирования. Различение образов рассказчика и автора-повествователя. Анализ различных форм выражения авторской позиции. | Составление цитатной таблицы «Чувства рассказчика», письменный ответ на вопрос | Составить план рассказа о жизни героев: Матрёны, Игнатича, Фаддея, жителей деревни Тальново (по группам) |
89 | А. И. Солженицын. «Матрёнин двор»: образ Матрёны, особенности жанра рассказа-притчи | 30.04.2019 | Выразительное чтение фрагмента рассказа. Соотнесение рассказа с реалистическими принципами изображения жизни и человека. Использование аргументации в виде цитирования. Подбор цитат на тему «Праведничество Матрёны» | Сопоставительная характеристика персонажей | Составить таблицу «Характеристика образа Матрёны: ключевые цитаты», ответ на вопрос в тетради |
90 | Песни и романсы на стихи русских поэтов XIX века | 07.05.2019 | Выразительное чтение стихотворений. Составление плана устного ответа на вопрос, отзыва. Анализ музыкального произведения. | Составление отзыва на произведение | Проект. Составление литературно-музыкального сборника «Песни и романсы на стихи русских поэтов XIX и ХХ веков» |
91 | Песни и романсы на стихи русских поэтов XX века | 14.05.2019 | Выразительное чтение стихотворений. Составление плана устного ответа на вопрос, отзыва. Анализ музыкального произведения. | Составление отзыва на произведение | Письменный отзыв на одно музыкальное произведение на стихи русских поэтов ХХ века |
92 | У. Шекспир. «Гамлет»: образ главного героя (обзор с чтением отдельных сцен). Тема любви в трагедии | 16.05.2019 | Подбор и обобщение материала о биографии и творчестве писателя. Конспектирование лекции учителя о писателе. Выразительное чтение фрагментов трагедии. Выявление характерных для трагедии тем, образов и приёмов изображения человека | Письменный ответ на вопрос с цитированием | Характеристика Гамлета |
93 | И.-В. Гёте. «Фауст»: сюжет и проблематика (обзор с чтением отдельных сцен) | 17.05.2019 | Подбор и обобщение материала о биографии и творчестве писателя. Конспектирование лекции учителя о писателе. Выразительное чтение фрагментов драматической поэмы. Выявление характерных для трагедии тем, образов и приёмов изображения человека. Характеристика сюжета поэмы | Письменный ответ на вопрос с цитированием | Сопоставительная характеристика Фауста и Мефистофеля |
94 | И.-В. Гёте. «Фауст»: идейный смысл трагедии (обзор с чтением отдельных сцен) | 21.05.2019 | Выразительное чтение фрагментов драматической поэмы. Работа с литературоведческим словарём. Поиск примеров в тексте | Письменный ответ на вопрос с цитированием | Подготовиться к контрольной работе. |
95 | Итоговая административная контрольная работа | 23.05.2019 | Знать содержание прочитанного текста, стилистические и лексические особенности текстов. | Письменный ответ на вопрос и тестирование по произведениям | Подготовиться к итоговой контрольной работе. |
96 | Анализ контрольной работы. Итоги года и задания для летнего чтения | 24.05.2019 | Знать содержание прочитанного текста, стилистические и лексические особенности текстов. | Устный ответ на проблемный вопрос |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа ИЗО 5 класс ФГОС
Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе образовательной программы ФГОС« Изобразительное искусство и художественный труд». 1-9 кл.Автор: Б.М....
Рабочая программа для 5 класса (ФГОС)
Программа составлена с учетом новых ФГОСов для учащихся 5 классов....
рабочие программы 2-4 класс ФГОС
Рабочие программы 2-4 класс по новым ФГОС...
рабочая программа по литературе 5класс (ФГОС)
Рабочая программа по литературе 5класс (ФГОС)...
рабочая программа по литературе (по ФГОС) по программе В.Я.Коровиной (102 ч.)
Рабочая программа с пояснительной запиской и планированием....
Рабочая программа 5-9 классы ФГОС В.И. Лях КТП- 5 класс ФГОС
Рабочая программа 1-4 класс ФГОС и КТП В.И. Лях. Рабочая программа 5-9 класс ФГОС и КТП 5 класс В.И. Лях...
Рабочая программа по литературе 11кл (ФГОС)
Рабочая программа по литературе 11кл (ФГОС)...