Справочные материалы
материал для подготовки к егэ (гиа) по литературе (9 класс) на тему
Справочные материалы по теории литературы для подготовки к ОГЭ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
spravochnye_materialy.docx | 96.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание
- Художественная литература как искусство слова
- Художественный образ
- Фольклор. Жанры фольклора
- Литературные роды и жанры
- Основные литературные направления
- Форма и содержание литературного произведения
- Язык художественного произведения
- Проза и поэзия
- Список литературы
Код контролируемых элементов, проверяемых заданиями КИМ
1.1. Художественная литература как искусство слова
Литература (от латинского litera – буква, письменность) – вид искусства, в котором основным средством образного отражения жизни является слово.
Художественная литература – вид искусства, способный наиболее многогранно и широко раскрывать явления жизни, показывать их в движении и развитии.
Как искусство слова художественная литература возникла в устном народном творчестве. Её источниками стали песня, народные эпические сказания. Слово – неисчерпаемый источник познания и удивительное средство для создания художественных образов. В словах, в языке любого народа запечатлена его история, его характер, природа Родины, сконцентрирована мудрость веков. Живое слово богато и щедро. У него множество оттенков. Оно может быть грозным и ласковым, вселять ужас и дарить надежду. Недаром поэт Вадим Шефнер так сказал о слове:
Словом можно убить, словом можно спасти, Словом можно полки за собой повести. Словом можно продать и предать и купить, Слово можно в разящий свинец перелить.
1.2. Художественный образ
Художественный образ — это обобщенное выражение действительности, неотъемлемое свойство искусства. Он представляет собой результат осмысления художником какого-либо явления, процесса. При этом художественный образ не только отражает, но, прежде всего, обобщает действительность, раскрывает в единичном, преходящем вечное. Художественный образ неотделим от своего объективно-существующего материального прообраза. Однако нужно помнить, что художественный образ - это прежде всего образ, картина жизни, а не сама жизнь. Художник стремится отобрать такие явления и так изобразить их, чтобы выразить свое представление о жизни, свое понимание ее тенденций и закономерностей.
Итак, «художественный образ — это конкретная и в то же время обобщенная картина человеческой жизни, созданная при помощи вымысла и имеющая эстетическое значение» (Л. И. Тимофеев).
Под образом нередко понимается элемент или часть художественного целого, как правило, такой фрагмент, который словно обладает самостоятельной жизнью и содержанием (например, характер в литературе, символические образы, как "парус" или "тучки" у М. Ю. Лермонтова):
Художественный образ становится художественным не потому, что списан с натуры и похож на реальный предмет или явление, а потому, что с помощью авторской фантазии преобразует действительность. Художественный образ не столько копирует действительность, сколько стремится передать самое важное и существенное. Так, один из героев романа Достоевского «Подросток» говорил о том, что фотографии очень редко могут дать правильное представление о человеке, потому что далеко не всегда человеческое лицо выражает главные черты характера. Поэтому, например, Наполеон, сфотографированный в определенный момент, мог бы показаться глупым. Художник же должен отыскать в лице главное, характерное. В романе Л. Н. Толстого «Анна Каренина» дилетант Вронский и художник Михайлов рисовали портрет Анны. Кажется, что Вронский лучше знает Анну, больше и глубже понимает ее. Но портрет Михайлова отличался не только сходством, но и той особенной красотой, которую смог обнаружить только Михайлов и которую не заметил Вронский. «Надо было знать и любить ее, как я любил, чтобы найти это самое милое ее душевное выражение», — думал Вронский, хотя он по этому портрету только узнал «это самое милое ее душевное выражение».
На разных этапах развития человечества художественный образ принимает различные формы.
Это происходит по двум причинам:
изменяется сам предмет изображения — человек,
изменяются и формы его отражения искусством.
Есть свои особенности в отражении мира (а значит и в создании художественных образов) художниками-реалистами, сентименталистами, романтиками, модернистами и т. д. По мере развития искусства меняется соотношение действительности и вымысла, реальности и идеала, общего и индивидуального, рационального и эмоционального и т. д.
В образах литературы классицизма, например, очень мало индивидуального. Герои типизированы, шаблонны. Не меняется на протяжении произведения. Как правило, герой классицизма - носитель одной добродетели и одного порока. Как правило, все образы героев произведения классицизма можно разделить на положительные и отрицательные (Ромео и Джульетта, Гамлет Шекспира, Митрофанушка и г-жа Простакова у Фонвизина). А художники-романтики, напротив, уделяют внимание индивидуальному в человеке, изображают героя-бунтаря, одиночку, отвергшего общество или отвергнутого им. Образ героя романтического произведения всегда двулик, терзаем противоречиями, которые происходят из-за разницы мира реального, в котором мы все живем, и идеального, того, каким мир должен быть (Квазимодо и Эсмеральда Гюго, Дон Кихот Сервантеса, Мцыри и частично Печорин Лермонтова). Реалисты стремились к рациональному познанию мира, выявлению причинно-следственных связей между предметами и явлениями. Их образы являются наиболее реалистичными, в них очень мало художественного вымысла (Чичиков Гоголя, Раскольников Достоевского). А модернисты объявили о том, что познать мир и человека можно лишь с помощью иррациональных средств (интуиция, озарение, вдохновение и т. д.). В центре реалистических произведений стоит человек и его взаимоотношения с окружающим миром, романтиков же, а потом и модернистов, интересует в первую очередь внутренний мир их героев.
Хотя создателями художественных образов являются художники (поэты, писатели, живописцы, скульпторы, архитекторы и т. д.), в каком-то смысле их сотворцами оказываются и те, кто эти образы воспринимает, то есть читатели, зрители, слушатели и т. д. Так, идеальный читатель не только пассивно воспринимает художественный образ, но и наполняет его своими собственными мыслями, ощущениями и эмоциями. Разные люди и разные эпохи раскрывают различные его стороны. В этом смысле художественный образ неисчерпаем и многогранен, как и сама жизнь.
СИСТЕМА ОБРАЗОВ (ПЕРСОНАЖЕЙ) - совокупность и принципы организации образов автора, персонажей, повествователя, рассказчика.
ОБРАЗ АВТОРА - способ авторского существования в пределах произведения. Создается из прямых высказываний автора-повествователя, пафоса и совокупности всех художественных средств, использованных в произведении.
АВТОР-ПОВЕСТВОВАТЕЛЬ - в эпическом произведении способ изложения художественного материала от третьего лица. Автор-повествователь безличен, но всеведущ: "Предположить нужно автора существом всеведущим и не погрешающим" (Достоевский).
РАССКАЗЧИК - личность, от лица которой ведется повествование в художественном произведении. Рассказчиком может выступать кто-то из персонажей или автор, если он участвует в действии и высказывает эмоционально-оценочное отношение к происходящему.
ПЕРСОНАЖ, ГЕРОЙ - действующее лицо произведения.
ВНЕСЦЕНИЧЕСКИЙ ПЕРСОНАЖ - лицо, упоминаемое в драматическом произведении, но не появляющееся на сцене.
ХАРАКТЕР - образ персонажа, представленный с достаточной полнотой.
ТИП - образ персонажа, являющийся закономерным для данной эпохи, народа, социальной группы, возраста, психологического или идейного склада.
ЛИРИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ - максимально приближенный к автору герой, от лица которого ведется повествование в лирическом стихотворении.
2. ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА СОЗДАНИЯ ОБРАЗОВ
Виды речи как художественное средство создания образов
ПОВЕСТВОВАНИЕ - рассказ о чем-либо.
РАССУЖДЕНИЕ - умозаключение, ряд мыслей, изложенных в логически последовательной форме.
ОПИСАНИЕ - изображение чего-либо (словесное рисование):
А. ПЕЙЗАЖ - описание природы.
Роль пейзажа в художественном произведении
Фон повествования, происходящих событий.
Лирический фон - способ эмоционального воздействия на читателя.
Психологический фон - один из способов раскрытия психологии персонажей.
Символический фон - способ символического отражения реальности, изображенной в произведении.
Один из способов создания художественного времени.
Б. ИНТЕРЬЕР - описание помещения.
В. ПОРТРЕТ - описание внешности человека.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ - портрет, который через внешность раскрывает характер персонажа.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ (РЕЧЕВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГЕРОЯ)
А. ДИАЛОГ - разговор между действующими лицами.
Б. МОНОЛОГ - развернутое, значительное по объему высказывание действующего лица, обращенное к себе или к другим персонажам, но, в отличие от диалога, не зависящее от их реплик.
В. РЕПЛИКА - сравнительно небольшое по объему высказывание действующего лица.
Г. ВНУТРЕННИЙ МОНОЛОГ, ВНУТРЕННЯЯ РЕЧЬ - мысли действующего лица, переданные им самим или автором.
Другие художественные средства создания образов
1. ХАРАКТЕРИСТИКА
А. АВТОРСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА - прием, с помощью которого автор сознательно раскрывает свое отношение к персонажу (или к лицу, не действующему в произведении).
Б. ХАРАКТЕРИСТИКА ДРУГИХ ПЕРСОНАЖЕЙ
В. АВТОХАРАКТЕРИСТИКА
2. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ДЕТАЛЬ - выразительная подробность, имеющая значительную смысловую и эмоциональную нагрузку: предметно-бытовые, портретные, пейзажные, психологические детали.
3. ПОДТЕКСТ - внутренний, скрытый смысл текста. Подтекст содержится, в частности, практически во всех типах иносказания
1.3. Фольклор. Жанры фольклора
ЛИРИКА | ЭПОС | ДРАМА |
песни | сказочный (установка на вымысел): сказка волшебная, о животных, бытовая | игры |
малые фольклорные формы (жанры): колыбельные, пестушки, потешки, прибаутки, докучные сказки, песни (в том числе обрядовые, колядки), заклички, приговорки, дразнилки, страшилки, словесные игры, скороговорки, небылицы-перевёртыши, загадки, игры, считалки, пословицы поговорки | несказочный (установка на истинность): историческое предание, легенда, бывальщина, быличка | обряды народные пьесы |
1.4 Литературные роды и жанры.
Различают три рода художественной литературы: эпический (от греч. Epos, повествование), лирический (лирой назывался музыкальный инструмент, в сопровождении которого исполнялись нараспев стихи) и драматический (от греч. Drama, действие).
Представляя читателю тот или иной предмет (имеется в виду предмет разговора), автор выбирает к нему разные подходы:
Первый подход: можно подробно рассказать о предмете, о событиях, с ним связанных, об обстоятельствах существования этого предмета и и.т.; при этом позиция автора будет в той или иной степени отстраненной, автор выступит в роли своеобразного хрониста, рассказчика или выберет рассказчиком кого-нибудь из персонажей; главным в таком произведении станет именно рассказ, повествование о предмете, ведущим типом речи будет именно повествование, такой род литературы и именуется эпическим;
Второй подход: можно поведать не столько о событиях, сколько о том впечатлении, которое они произвели на автора, о тех чувствах, которые они вызвали; изображение внутреннего мира, переживаний, впечатлений и будет относиться к лирическому роду литературы; именно переживание становился главным событием лирики;
Третий подход: можно изобразить предмет в действии, показать его на сцене; представить читателю и зрителю его в окружении других явлений; такой род литературы является драматическим; в драме непосредственно голос автора будет реже всего звучать - в ремарках, то есть авторских пояснениях к действию и репликам героев.
Рассмотрите таблицу и постарайтесь запомнить ее содержание:
Роды художественной литературы.
ЭПОС | ДРАМА | ЛИРИКА |
(греч. - повествование) рассказ о событиях, судьбе героев, их поступках и приключениях; изображение внешней стороны происходящего (даже чувства показаны со стороны их внешнего проявления). Автор может прямо выразить свое отношение к происходящему. | (греч. - действие) изображение событий и отношений между героями на сцене (особый способ записи текста). Прямое выражение авторской точки зрения в тексте содержится в ремарках. | (от названия музыкального инструмента) переживание событий; изображение чувств, внутреннего мира, эмоционального состояния; чувство становится главным событием. |
Каждый род литературы в свою очередь включает ряд жанров.
ЖАНР - это исторически сложившаяся группа произведений, объединенных общими признаками содержания и формы, к таким группам относятся романы, повести, поэмы, элегии, рассказы, фельетоны, комедии и т.д. В литературоведении нередко вводится понятие литературного вида, это более широкое понятие, чем жанр. В этом случае роман будет считаться видом художественной литературы, а жанрами - различные разновидности романа, например, приключенческий, детективный, психологический, роман-притча, роман-антиутопия и т.д.
Примеры родо-видовых отношений в литературе:
- Род: драматический; вид: комедия; жанр: комедия положений.
- Род: эпический; вид: повесть; жанр: фантастическая повесть и т.д.
Жанры, будучи категориями историческими, появляются, развиваются и со временем "уходят" из "активного запаса" художников в зависимости от исторической эпохи: античные лирики не знали сонета; в наше время архаическим жанром стала родившаяся еще в древности и популярная в XVII-XVIII веках ода; романтизм XIX века вызвал к жизни детективную литературу и т.д.
Основные литературные жанры
Лирика | |
Ода | Стихотворение восторженного характера в честь какого-либо значительного лица или события. |
Стихотворение | Небольшое произведение, созданное по законам поэтической речи. |
Элегия | Стихотворение - философское раздумье о жизни, любви, природе, течении времени. |
Песня | Стихотворение, предназначенное для пения. |
Дума | |
Послание | Лирическое произведение, написанное в виде обращения к какому- либо лицу или лицам. |
Эпиграмма | Краткое стихотворение, высмеивающее какое-либо лицо. |
Эпос | |
Рассказ | Небольшое произведение, посвященное отдельному событию в жизни человека. В таком кратком эпизоде из жизни человека автор раскрывает существенные типические черты жизни. |
Очерк | Изображаются события, реально происходившие в жизни, участники которых существовали в действительности. |
Новелла | Отличается четкостью изображения событий, неожиданностью их развития и развязки. |
Повесть | В повести изображается ряд событий, освещающих целый период жизни человека. В древнерусской литературе повестью называли всякое повествование о событиях исторической или частной жизни. |
Роман | Отражает сложный жизненный процесс, большой круг жизненных явлений, показанных в развитии. В событиях, изображенных в романе, обычно принимают участие много действующих лиц, судьбы и интересы которых переплетаются. |
Роман-эпопея | Роман, освещающий особенно сложный и богатый жизненный материал, охватывающий целую эпоху. |
Драма | |
Трагедия | В этом произведении характер героя раскрывается в безвыходном положении, в неравной, напряженной борьбе, обрекающей его на гибель. |
Драма | Всякое произведение, написанное в форме разговора действующих лиц, без авторской речи. Произведение, которое изображает сложный и серьезный конфликт, напряженную борьбу между действующими лицами. |
Комедия | Произведение, в котором отражается смешное и несообразное в жизни, осмеивается какое-либо нездоровое общественное или бытовое явление, смешные черты человеческого характера. |
Мистерия | Средневековая драма, исполнявшаяся на латинском языке первоначально в католических церквях, а позже как народное зрелище. Ее содержанием являлись инсценировки какой-либо церковной легенды с интермедиями. |
Мелодрама | Драма, действующие лица которой резко делятся на добродетельных героев и отъявленных злодеев. Имеют необычную судьбу, наделены исключительными чувствами, попадают в неправдоподобные острые положения, которые заканчиваются благополучно. По законам жанра добродетельные герои после многих превратностей судьбы всегда одерживают победу. |
Фарс | Веселая комедия бытового содержания. |
Водевиль | Небольшая шутливая театральная пьеса с куплетами и танцами, Одноактная веселая комедия. |
Трагикомедия | Совмещает в себе черты трагедии и комедии. |
Соответствие литературных жанров и муз-покровительниц искусств
Музы-покровительницы искусств | Литературные жанры |
Полигамия | Торжественные песнопения - гимны. |
Эрато | Любовная поэзия – элегия |
Эвтерпа | Лирическая поэзия – послания |
Каллиопа | Лиро-эпические произведения – басня, рассказ, повесть. |
Мельпомена | Трагедия. |
Талия | Комедия. |
Жанры эпических произведений | |||||||||||||||||
эпопея | роман-эпопея | роман | повесть | рассказ | новелла | притча | сказка | басня | очерк | эссе | |||||||
Гомер «Илиада» «Одиссея | Л.Н.Толстой «Война и мир» | исторический | фантастический | Авантюрный (приключенческий) | психологический | Роман-притча | утопический | социальный | антиутопия | А.С.Пушкин «Повести Белкина» ,Н.В.Гоголь «Шинель» | Рассказы А.П.Чехова | Новеллы О Генри | Древнерусские притчи | Сказки Г.Х.Андерсена | Басни Эзопа | Очерки В.Г.Корленко | Марина Цветаева «Мой Пушкин» |
А.С.Пушкин «Капитанская дочка» | А.Беляев «Человек-амфибия» | А.Дюма «Три мушкетера» | МЮ. Лермонтов «Герой нашего времени»,Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание» | У.Голдинг «Повелитель мух» | Н.Г.Чернышевский «Что делать?» | Ф.М.Достоевский «Униженные и оскорбленные» | Е.Замятин «Мы» |
Гимн (хвалебная песнь) | Ода (прославление лица или события) | Эпитафия (надгробная надпись, иногда шуточная) | Эклога (стихи о безмятежной пастушеской жизни) | Эпиграмма (сатира на человека) | Дифирамб (симпатия к одному лицу) | Послание (обращение к лицу в форме письма) | Лирическая поэма | элегия | баллад | Мадригал (хвалебное стихотворение, посвященное даме) | Сонет (стихотворение из 14-ти строк) | стансы |
Жанры лирических произведений
1.5 Основные литературные направления: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм.
Литературные направления
Литературное направление (метод) – основные принципы, которыми руководствуется писатель, отбирая, обобщая, оценивая и изображая в художественных образах жизненные факты.
Признаки литературного направления:
- объединяет писателей определенной исторической эпохи;
- общее понимание жизненных ценностей и эстетического идеал;
- общий тип героя;
- стиль художественной речи;
- характерные сюжеты;
- излюбленные жанры;
- выбор художественных приемов изображения жизни;
- способ мышления писателей;
- склад личности писателя;
- мироощущение и миропонимание писателей.
Классификация литературных направлений
классицизм сентиментализм романтизм реализм
Классицизм: представители, отличительные черты, литературные формы.
Классицизм (от лат. classicus первоклассный) – течение, возникшее в искусстве и литературе Западной Европы и России в XVII-XVIII веках как выражение идеологии абсолютной монархии. В нем нашли отражение представление о рационалистической гармонии, строгой упорядоченности мира, вера в разум человека. Получил свое развитие в начале XX века как неоклассицизм.
Представители | Западноевропейская литература | Русская литература |
Корнель, Буало, Мольер, Расин | А.П. Сумароков, М.М. Херасков, М.В. Ломоносов, Г.Д. Державин, Д.И. Фонвизин, Я.Б. Княжнин | |
Отличительные черты | Наследует традиции искусства античности | |
Действия и поступки героев определяются с точки зрения разума | ||
Художественное произведение представляет собой логически построенное целое | ||
Строгое деление героев на положительных и отрицательных (схематизация характеров). Герои идеализируются. | ||
Сюжет и композиция подчиняются принятым правилам (правило трех единств) | ||
Повествование должно быть объективным | ||
Значимость гражданской проблематики содержания |
Деление жанров
Высокие | Низкие |
Трагедия, поэма, ода | Комедия, басня, сатира |
В них действуют герои, повествуется об общественной жизни, истории | В них действуют обычные люди, повествуется о повседневной жизни |
Сентиментализм: представители, отличительные черты, литературные формы.
Сентиментализм (от франц. sentimental – чувствительный) – литературное течение, возникшее в искусстве и литературе западной Европы и России в конце XVII - начале XIX века. Выступает против отвлеченности и рассудочности классицизма. В нем нашли отражение стремление изобразить человеческую психологию.
Представители | Русская литература |
Н.М. Карамзин, А.Н. Радищев, В.В. Капнист, Н.А. Львов | |
Отличительные черты | Изображение человеческой психологии |
Действия и поступки героев определяются с точки зрения чувств, преувеличенна чувствительность героев | |
Идеализация действительности, субъективное изображение мира | |
В центре изображения – чувства, природа | |
Представители низших сословий наделяются богатым духовным миром | |
Идеалом является нравственная чистота, неиспорченность. |
Литературные формы
Эпос | Лирика | Драма |
Сентиментальная повесть, послание, путевые заметки | Элегия, народные песни | Мещанская драма |
Романтизм: представители, отличительные черты, литературные формы.
Романтизм – течение в искусстве и литературе западной Европы и России XVIII - XIX веков, состоящее в стремлении авторов противопоставить не удовлетворяющей их действительности необычные образы и сюжеты, подсказанные им жизненными явлениями. Художник – романтик стремится выразить в своих образах то, что он хочет видеть в жизни, что, по его мнению, должно быть основным, определяющим. Возник как реакция на рационализм.
Представители | Зарубежная литература | Русская литература |
Дж.Г. Байрон, И. Гете, И. Шиллер, Э. Гофман, П. Шелли, Ш. Нодье | В.А. Жуковский, К.Н. Батюшков, К.Ф. Рылеев, А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь | |
Отличительные черты | Необычность характеров, исключительность обстоятельств | |
Трагический поединок личности и судьбы | ||
Свобода, мощь, неукротимость, вечное несогласие с окружающим – вот основные характеристики романтического героя | ||
Интерес ко всему экзотическому (пейзаж, события, люди), сильному, яркому, возвышенному | ||
Смешение высокого и низкого, трагического и комического, обыденного и необычного | ||
Культ свободы: стремление личности к абсолютной свободе, к идеалу, к совершенству |
Литературные формы
Эпос | Лирика | Драма |
Роман, повесть, баллады и думы, поэмы | Элегическая лирика, пейзажная лирика, философская лирика | Проблемно-историческая драма |
Реализм: представители, отличительные черты, литературные формы.
Реализм (от латинск. realis) – течение в искусстве и литературе, основным принципом которого является наиболее полное и верное отображение действительности посредством типизации. Появился в России в XIX в.
Представители | Русская литература |
А.С. Грибоедов, А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь, И.С. Тургенев, Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский и др. | |
Отличительные черты | Изображение персонажей во взаимодействии с окружающим миром |
Для писателя важны детали интерьера, портрета, пейзажа | |
Типизация персонажей | |
Изображение характеров и событий в развитии | |
Исторически конкретное общество, события, эпоха | |
В центре внимания конфликт: герой - общество |
Литературные формы
Эпос | Лирика | Драма |
Роман, повесть, поэма, рассказ | Песня, элегия, сатира | Трагедия, комедия, исторические хроники |
1.6 Форма и содержание литературного произведения.
Художественное произведение - литературное произведение, отличительной чертой которого является изображение жизни, создание художественного образа при помощи слова.
Ход событий в произведении определяют: | |||
композиция | конфликт | сюжет | фабула |
Построение произведения, расположение его составных частей, порядок изложения событий. | Разногласие, столкновение, лежащее в основе борьбы действующих лиц в художественном произведении. | Ряд связанных между собой и последовательно развивающихся жизненных событий, составляющих непосредственное содержание эпического произведения. | Последовательное изложение событий или происшествий (в хронологической последовательности), изображенных в художественном произведении. |
Одно из основных средств, при помощи которого писатель характеризует действующих лиц. | Конфликт может быть как внешним (герой и обстоятельства), так и внутренним (герой борется со своими недостатками). | В сюжете отражаются характерные для жизни столкновения и противоречия, взаимоотношения людей и оценка, отношение к ним писателя. | Фабула может совпадать с сюжетом, а может и расходиться с ним. |
Основные элементы сюжета
Пролог | Своеобразное вступление к произведению, эмоционально и событийно настраивает читателя к восприятию содержания произведения. |
Экспозиция | Вступительная, исходная часть сюжета, изображение внешних условий, жизненной обстановки, исторических событий. Не влияет на ход последующих событий в произведении. |
Завязка | Событие, с которого начинается действие, влекущее за собой все последующие существенные события в нем. |
Развитие действий | Описание всего происходящего, ход событий. |
Кульминация | Момент наибольшего напряжения в развитии действия художественного произведения. |
Развязка | Положение действующих лиц, которое сложилось в произведении в результате развития изображенных в нем событий, - заключительные сцены. |
Эпилог | Заключительная часть произведения, в которой может быть определена дальнейшая судьба героев и развитие событий. Это может быть и краткий рассказ о том, что произошло после завершения основной сюжетной линии. |
Внесюжетные элементы
Вводные эпизоды | «Вставные» эпизоды, которые непосредственно не связаны с сюжетом произведения, а даются как воспоминания в связи с описываемыми событиями. |
Лирические отступления | Могут быть собственно лирическими, философскими и публицистическими. С их помощью автор передает свои чувства и мысли по поводу изображенного. Это могут быть авторские оценки героев и событий или общие рассуждения по какому-либо поводу, объяснение своей цели, позиции. |
Художественное обрамление | Сцены, которые начинают и заканчивают событие или произведение, дополняя его особым смыслом. |
ТЕМА - Предмет, основное содержание рассуждения, изложения, творчества. (С.Ожегов. Словарь русского языка, 1990.)
ТЕМА (греч. Thema) - 1). Предмет изложения, изображения, исследования, обсуждения; 2). Постановка проблемы, предопределяющая отбор жизненного материала и характер художественного повествования; 3). Предмет языкового высказывания (...). (Словарь иностранных слов, 1984.)
Уже эти два определения способны запутать читателя: в первом слово "тема" по значению приравнено к термину "содержание", в то время как содержание художественного произведения неизмеримо шире темы, тема - один из аспектов содержания; второе не делает различий между понятиями темы и проблемы, и хотя тема и проблема философски взаимосвязаны, это не одно и то же, и разницу вы скоро поймете.
Предпочтительно следующее определение темы, принятое в литературоведении:
ТЕМА - это жизненное явление, ставшее предметом художественного рассмотрения в произведении. Круг таких жизненных явлений составляет ТЕМАТИКУ литературного произведения. Все явления мира и человеческой жизни составляют сферу интересов художника: любовь, дружба, ненависть, предательство, красота, безобразие, справедливость, беззаконие, дом, семья, счастье, обездоленность, отчаяние, одиночество, борьба с миром и самим собой, уединение, талант и бездарность, радости жизни, деньги, отношения в обществе, смерть и рождение, тайны и загадки мира и т.д. и т.п. - вот те слова, которые называют жизненные явления, становящиеся темами в искусстве.
Задача художника - творчески изучить жизненное явление с интересных автору сторон, то есть художественно раскрыть тему. Естественно, что сделать это возможно, лишь поставив вопрос (или несколько вопросов) к рассматриваемому явлению. Вот этот-то вопрос, который задает художник, используя доступные ему образные средства, и есть проблема литературного произведения.
Итак, ПРОБЛЕМОЙ называется вопрос, не имеющий однозначного решения или предполагающий множество равнозначных решений. Многозначностью возможных решений проблема отличается от задачи. Совокупность таких вопросов называется ПРОБЛЕМАТИКОЙ.
Чем сложнее интересующее автора явление (то есть чем сложнее выбранная им тема), тем больше вопросов (проблем) оно будет вызывать, и тем сложнее для решения будут эти вопросы, то есть тем глубже и серьезнее будет проблематика литературного произведения.
Тема и проблема - явления исторически зависимые. Разные эпохи диктуют художникам разные темы и проблемы. Например, автора древнерусской поэмы XII века "Слово о полку Игореве" волновала тема княжеских усобиц, и он задавался вопросами: как же заставить русских князей перестать заботиться только о личной выгоде и враждовать друг с другом, как объединить разрозненные силы слабеющего киевского государства? XVIII век предложил Тредиаковскому, Ломоносову и Державину задуматься о научных и культурных преобразованиях в государстве, о том, каким должен быть идеальный
правитель, поставил в литературе проблемы гражданского долга и равенства всех
граждан без исключения перед законом. Писатели-романтики интересовались тайнами жизни и смерти, проникали в темные закоулки человеческой души, решали проблемы зависимости человека от судьбы и неразгаданных демонических сил взаимодействия человека талантливого и неординарного с бездушным и приземленным обществом обывателей.
XIX век с его ориентацией на литературу критического реализма обратил художников к новым темам и заставил размышлять над новыми проблемами:
- в литературу усилиями Пушкина и Гоголя вошел "маленький" человек, и возник вопрос о его месте в обществе и взаимоотношениях с "большими" людьми;
- важнейшей стала женская тема, а вместе с ней и так называемый общественный "женский вопрос"; много внимания этой теме уделяли А.Островский и Л.Толстой;
- тема дома и семьи обрела новое звучание, и Л.Толстой изучал природу связи воспитания и способности человека быть счастливым;
- неудачная крестьянская реформа и дальнейшие общественные потрясения пробудили пристальный интерес к крестьянству, и тема крестьянской жизни и судьбы, открытая Некрасовым, стала ведущей в литературе, а вместе с ней и вопрос: как сложится судьба русского крестьянства и всей великой России?
- трагические события истории и общественные настроения вызвали к жизни тему нигилизма и открыли новые грани в теме индивидуализма, которые получили дальнейшее развитие у Достоевского, Тургенева и Толстого в попытках разрешить вопросы: как предостеречь молодое поколение от трагических ошибок радикализма и агрессивной ненависти? Как примирить поколения "отцов" и "детей" в неспокойном и кровавом мире? Как сегодня понимать отношения между добром и злом и что понимать под тем и другим? Как в стремлении быть непохожим на других не потерять себя? • Чернышевский обращается к теме общественного блага и спрашивает: "Что делать?", чтобы человек в российском обществе мог честно зарабатывать на безбедную жизнь и тем самым умножать общественное богатство? Как "обустроить" Россию к благополучной жизни? И т.д.
Обратите внимание! Проблема - это вопрос, и формулироваться она должна преимущественно в вопросительной форме, тем более если формулировка проблем является задачей вашего сочинения или другой работы по литературе.
Иногда в искусстве настоящим прорывом становится именно поставленный автором вопрос - новый, неизвестный обществу ранее, но ныне животрепещущий, жизненно важный. Многие произведения для того и создаются, чтобы поставить проблему.
Но следующим шагом становится авторское решение поставленного вопроса. Видение автором решения поставленных проблем и является идеей произведения.
Итак, ИДЕЯ (греч. Idea, понятие, представление) - в литературе: основная мысль художественного произведения, предложенный автором способ решения поставленных им проблем. Совокупность идей, систему авторских мыслей о мире и человеке, воплощенную в художественных образах называют ИДЕЙНЫМ СОДЕРЖАНИЕМ художественного произведения.
Таким образом, схему смысловых отношений между темой, проблемой и идеей можно представить так:
Жизненное явление → | Вопрос, позволяющий изучить жизненное явление с помощью образного языка → | Авторское видение способов решения вопроса, позволяющего изучить жизненное явление |
Тема → | Проблема → | Идея |
1.7. Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении.
Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении | ||
Понятие | Определение | Примеры |
Троп - оборот речи, построенный на употреблении слов или выражений в переносном значении, смысле (от греческого tropos-поворот). | ||
Аллегория | Иносказательное изображение отвлеченного понятия или явления действительности при помощи конкретного жизненного образа. Аллегория часто применяется в баснях. | Хитрость иносказательно изображают в образе лисы, жадность- в обличии волка, коварство в виде змеи. |
Гипербола | Образное выражение, состоящее в непомерном преувеличении силы, значения, размера изображаемого явления. | …редкая птица долетит до середины Днепра. (Н.В. Гоголь, «Страшная месть»). |
Ирония | Тонкая затаенная насмешка, один из видов юмора. Ирония может быть добродушной, грустной, злой, едкой, гневной и т.д. | Ты все пела? Это дело… (И.А. Крылов, «Стрекоза и Муравей»). |
Литота | Это преуменьшение величины, силы, значения изображаемого предмета. | Например, в произведениях устного народного творчества – мальчик с пальчик, избушка на куриных ножках. Стальной нож - стальные нервы. Пчела из кельи восковой Летит за данью полевой. (А.С. Пушкин, «Евгений Онегин»). |
Метонимия | Перенос значения (наименования) на основе смежности явлений. | Так скушай же еще тарелочку, мой милый! (И.А. Крылов, «Демьянова уха») – в данном примере имеется в виду не сама тарелка как предмет посуды, а ее содержимое, т.е. уха. Все флаги в гости будут к нам. (А.С. Пушкин, «Медный всадник»). |
Олицетворение (прозопея) | Один из приемов художественного изображения, состоящий в том, что животные, неодушевленные предметы, явления природы наделяются человеческими способностями и свойствами: даром речи, чувствами и мыслями. | Утешится безмолвная печаль И резвая задумается радость… (А.С. Пушкин, «К портрету Жуковского»). |
Сарказм | Злая и язвительная насмешка-издевка, высшая степень иронии, одно из сильнейших средств сатиры. | Помогает обнаружить неблаговидную сущность поведения или побуждений человека, проявляет контраст между подтекстом и внешним смыслом. |
Синекдоха | Замена наименования жизненного явления названием его части вместо целого. | Девочкой она ничем не выделялась в толпе коричневых платьиц. (И.А. Бунин, «Легкое дыхание»). |
Сравнение | Определение явления или понятия в художественной речи при помощи сопоставления его с другим явлением, имеющим общие признаки с первым. Сравнение либо просто указывает на сходство (он был похож на…), либо выражается посредством подобных слов как, точно, словно и т.п. | Он был похож на вечер ясный… (М.Ю. Лермонтов, «Демон»). |
Перифраз | Замена названия предмета или явления описанием существенных, определяющих его черт и признаков, создающих в нашем представлении яркую жизненную картину. | Унылая пора! Очей очарованье! (об осени). (А.С. Пушкин, «Осень»). |
Эпитет | Образное определение, характеризующее свойство, качество какого-либо лица, явления, предмета. | Ночевала тучка золотая На груди утеса-великана. (М.Ю. Лермонтов, «Утес»). |
Антитеза | Стилистическая фигура контраста в художественной или ораторской речи, заключающаяся в резком противопоставлении понятий, положений, образов, состояний, связанных между собой общей конструкцией или внутренним смыслом. | Они сошлись. Волна и камень Стихи и проза, лед и пламень Не столь различны меж собой. (А.С. Пушкин, «Евгений Онегин»). |
Оксюморон | Стилистическая фигура или стилистическая ошибка, сочетание слов с противоположным значением (то есть сочетание несочетаемого). Для оксюморона характерно намеренное использование противоречия для создания стилистического эффекта. С психологической точки зрения, оксюморон представляет собой способ разрешения необъяснимой ситуации. Оксюморон часто встречается в поэзии. | И день настал. Встает с одра Мазепа, сей страдалец хилый, Сей труп живой, еще вчера Стонавший слабо над могилой. (А.С. Пушкин, «Полтава»). |
Стилистические фигуры - это построенные по-особому синтаксические конструкции, они необходимы для создания определенной художественной выразительности. | ||
Анафора (единоначатие) | Оборот поэтической речи, состоящий в повторении созвучий отдельных слов. Звуковое единоначатие состоит в повторении отдельных созвучий. | Черноглазую девицу, Черноглазого коня!.. (М.Ю. Лермонтов, «Желание»). |
Антитеза | Оборот поэтической речи, в котором для усиления выразительности резко противопоставлены прямо противоположные понятия, мысли, черты характера действующих лиц. | Они сошлись. Вода и камень. Стихи и проза, лед и пламень Не столь различны меж собой… (А.С. Пушкин, «Евгений Онегин»). |
Градация | Постепенное усиление или усугубление- одна из стилистических фигур, состоит в группировке определений с усиливающимся или уменьшающимся значением. | Не думай бежать! Это я Вызвал. Найду. Загоню. Доконаю. Замучу! (В.В. Маяковский, «Про это»). |
Инверсия | Нарушение прямого порядка слов, перестановка частей фразы, придающая ей особую выразительность, необычная последовательность слов в предложении. | И девы песнь едва слышна Долины в тишине глубокой. (А.С. Пушкин, «Руслан и Людмила»). |
Оксюморон | Оборот, состоящий в сочетании резко контрастных, внутренне противоречивых по смыслу признаков в определении явлений. | Звонкая тишина, сладкая боль и т.п. |
Риторическое обращение | (от греч. rhetor- оратор) риторические обращения очень характерны для поэтической речи и достаточно часто употребляются в текстах публицистического стиля. Их употребление делает читателя или слушателя собеседником, участником разговора, беседы. | Иль нам с Европой спорить ново? Иль русский от побед отвык? (А.С. Пушкин, «Клеветникам России»). |
Умолчание | Состоит в том, что мысль остается не до конца выраженной, но читатель догадывается о недосказанном. Такое высказывание еще называют прерванным. | |
Эллипсис | Пропуск в речи какого-нибудь легко подразумеваемого слова, члена предложения, чаще всего сказуемого. |
Фонетические средства выразительности | ||
Благозвучие | Состоит в красоте и естественности звучания. | |
Аллитерация | Повторение одинаковых, созвучных согласных звуков для усиления выразительности художественной речи. | Нева вздувалась и ревела, Котлом клокоча и клубясь… (А.С. Пушкин, «Медный всадник»). |
Ассонанс | Повторение в строке, фразе, строфе однородных гласных звуков. | Пора! Пора! Рога трубят… (А.С. Пушкин, «Граф Нулин»). |
Звукопись | Использование звукового состава слова, его звучания для усиления выразительности поэтической речи. | Например, звукоподражание, которое может применяться для передачи пения птиц, топота копыт, шума леса и реки и т.п. |
Изобразительные средства синтаксиса | ||
Синтаксический параллелизм (от греч. parallelos-идущий рядом) | Один из приемов поэтической речи. Он состоит в сопоставлении двух явлений путем параллельного их изображения, чтобы подчеркнуть сходство или различие явлений. Для синтаксического параллелизма характерной чертой является однородность построения фразы. | Раскудрявая березка, Ветра нет, а ты шумишь: Ретиво мое сердечко, Горя нет, а ты болишь. ИЛИ (1)Десять лет он отбирал вариант за вариантом. (2)Дело не в школьном трудолюбии и терпении – он умел изобретать все новые комбинации, придумывать все новые вопросы. (3)Так Иогани Бах возводил свои фуги, извлекая неисчерпаемые вариации из одной темы. В данном примере для связи предложений 2 и 3 используются синтаксический параллелизм и лексический повтор. |
Риторический вопрос | Оборот поэтической речи, состоящий в высказывании утверждения в вопросительной форме. Их употребление делает читателя или слушателя собеседником, участником беседы. | Иль нам с Европой спорить ново? Иль русский от побед отвык? (А.С. Пушкин, «Клеветникам России»). |
Восклицание, восклицательное предложение. | Это такой тип предложений, который заключает эмоциональные отношения, выраженные синтаксическим способом (частицы что, за, как, какой, вот так, ну и др.). Этими средствами высказыванию придается значение положительной или отрицательной оценки, передаются чувства радости, грусти, страха, удивления и т.п. | Ах, как ты горько, до зарезу, попозже, молодость нужна! (А. Твардовский, «За далью даль»). ИЛИ Ты меня любишь? Да? Да? О, какая ночь! Чудная ночь! (А.П. Чехов, «Попрыгунья»). |
Обращение | Оборот поэтической речи, состоящий в подчеркнутом, иногда повторяющемся обращении писателя к герою своего произведения, к явлениям природы, к читателю, в обращении героя к другим действующим лицам. | Не пой красавица при мне. (А.С. Пушкин, «Не пой…»). А вы, Надменные потомки! (М.Ю. Лермонтов, «Смерть поэта»). |
Бессоюзие (асиндетон) | Оборот поэтической речи, который состоит в пропуске между словами и предложениями соединительных союзов. Их отсутствие придает речи стремительность, выразительность, передает убыстренную интонацию. | Швед, русский – колет, рубит, режет. Бой барабанный, клики, скрежет. Гром пушек, топот, ржанье, стон… (А.С. Пушкин, «Полтава»). |
Многосоюзие (повторяющиеся союзы) | Оборот поэтической речи, состоящий в повторении одних и тех же союзов. | И ель сквозь иней зеленеет, И речка подо льдом блестит… (А.С. Пушкин, «Зимнее утро»). |
1.8. Проза и поэзия. Основы стихосложения: стихотворный размер, ритм, рифма, строфа.
Основы стихосложения.
Ритм.
Слово ритм в греческом языке, из которого оно пришло к нам, означает «стройность, соразмерность». Как возникает эта соразмерность? Какое условие необходимо для возникновения ритма? Что общего между биением нашего сердца и движущимся маятником часов; мерным шумом прибоя и стуком колес движущегося поезда?
Ритм - это повторение чего-либо через равные промежутки времени. Именно это повторяемость и создает случайность и соразмерность.
Рифма.
Гармония стиха создается совпадением окончаний строк, рифмами. Строки будто аукаются, как эхо, повторяют друг друга, иногда чуть меняя звучание. Перечитайте еще раз вслух стихотворение А.А. Фета «Летний вечер тих и ясен…». Найдите рифмующиеся строки.
Рифма – это повтор звуков, связывающих окончание двух или более строк.
праздной - разнообразной
суровых – сосновых
Строфа.
Строфа – группа стихотворных строк, объединенных строк, объединенных рифмовкой. Строфа может быть из трех строк – терцет, из четырех – катрен.
Рифма
Различают следующие типы рифмы | |
Название | Определение |
В зависимости от места ударения | |
Мужская | Ударение падает на последний слог |
Женская | Последний слог безударный |
Дактилическая | Ударение падает на третий от конца строки слог |
Гипердактилическая | Ударение падает на четвертый от конца строки слог |
В зависимости от очередности рифмующихся строк | |
Смежная, парная | Рифмуются строки, стоящие друг за другом (АА) |
Тройная | Рифмуются три подряд идущие строки (ААА) |
Перекрестная | Рифмующиеся строки идут поочередно (АБАБ) |
Опоясывающая, кольцевая | Из четырех строчек рифмуются между собой 1-я и 4-я, 2-я и 3-я (АББА) |
Тернарная | Сложное чередование в шестистишие (ААБААБ) |
В зависимости от повторения конечных звуков рифмующихся строк | |
Точная | Розы-морозы |
Ассонанс | Столы-метлы |
Подчеркните рифмующиеся слова в стихотворении Фета «Бабочка» и соедините их. Вы видите, что первая строчка рифмуется с третьей, вторая с четвертой. Возникает перекрестная рифма.
Ты прав одним воздушным очертаньем
Я так мила
Весь бархат мой с его живым миганьем
Лишь два крыла.
Если рифмуются рядом расположенные строки, рождается парная рифма, как в стихотворении Пушкина « Узник»:
Сижу за решеткой в темнице сырой.
Вскормленный в неволе орел молодой,
Мой грустный товарищ, махая крылом,
Кровавую пищу клюет под окном…
Наконец, рифма может быть кольцевой, когда первая строчка катрена рифмуется с четвертой, а вторая с третьей, как в стихах Бунина:
Уж подсыхает хмель на тыне.
За хуторами, на бахчах,
В нежарких солнечных лучах
Краснеют бронзовые дыни…
Рифмовка в строфе может быть и более сложной.
Стихотворные размеры
Стихотворные размеры в русском стихосложении бывают двусложными и трехсложными.
Двусложными размерами называют стихотворный размер со стропой из двух слогов.
В русском стихосложении есть два двусложных размера: ямб и хорей.
Ямб – двусложный стихотворный размер с ударением на втором слоге ( _ _́ ).
Проследим, как использует ямб А.С. Пушкин.
Трехстопный ямб:
Подру́га дýмы пра́здной, _ _́ _ _́ _ _́ _
Черни́льница моя́… _ _́ _ _́ _ _́
Четырехстопный ямб:
У лу́комо́рья ду́б зеле́ный; _ _́ _ _́ _ _́ _ _́ _
Злата́я це́пь на ду́бе то́м… _ _́ _ _́ _ _́ _ _́
Пятистопный ямб:
Еще́ одно́ после́днее сказа́нье - _ _́ _ _́ _ _́ _ _́ _ _́ _
И ле́топи́сь око́нчена моя́ _ _́ _ _́ _ _́ _ _́ _ _́
Хорей – двусложный размер с ударением на первом слоге ( _́ _ ).
Слово «хорей» в переводе с греческого языка значит « плясовой» от слова «хор», «пляска», «хоровод».
Трехстопный хорей:
В ды́мке-не́види́мке _́ _ _́ _ _́ _
Вы́плыл ме́сяц ве́шний… _́ _ _́ _ _́ _
(А.А. Фет)
Четырехстопный хорей:
Скво́зь волни́стые тума́ны _́ _ _́ _ _́ _ _́ _
Про́бира́ется луна́… _́ _ _́ _ _́ _ _́
(А.С. Пушкин)
Пятистопный хорей:
Вы́хожу́ оди́н я на́ доро́гу _́ _ _́ _ _́ _ _́ _ _́ _
Сквозь туман кремнистый путь блестит… _́ _ _́ _ _́ _ _́ _ _́
(М.Ю. Лермонтов)
Ямб и хорей – самые популярные размеры в русской поэзии, например, четырехстопным ямбом написано 80-85% стихотворений.
Трехсложные размеры стиха
Рассмотрим строки стихотворения «Железная дорога»:
Славная осень! Здоровый, ядреный
Воздух усталые силы бодрит…
Расставим ударения и построим схему стиха:
_́ _ _ _́ _ _ _́ _ _ _́ _
_́ _ _ _́ _ _ _́ _ _ _́
Вы заметили, что повторяются группы из трех слогов: первый ударный, второй и третий безударные. Это трехсложный размер с ударением на первом слоге. Он называется дактиль: _́ _ _.
Возьмем другие строки – из стихотворения Некрасова «Крестьянские дети», расставим ударения и построим схему стиха.
Однажды в студеную зимнюю пору
Я из лесу вышел; был сильный мороз.
_ _́ _ _ _́ _ _ _́ _ _ _́ _
_ _́ _ _ _́ _ _ _́ _ _ _́
Здесь повторяются группы из трех слогов: первый безударный, второй ударный, третий безударный. Это трехсложный размер с ударением на втором слоге. Он называется амфибрахий: _ _́ _
Алгоритм определения стихотворного размера.
- Расставьте ударения.
- Определите безударные гласные.
- Запишите полученную схему.
- Определите размер.
Я тебе ничего не скажу.
Я тебя не встревожу ничуть.
И о том, что я молча твержу,
Не решусь ни на что намекнуть.
А.Фет.
-трехстопный анапест
Теперь расставим ударения в строках из стихотворения Некрасова «Тройка» и построим схему стиха.
Что ты жадно глядишь в дорогу
В стороне от веселых подруг?
_ _ _́ _ _ _́ _ _ _́ _
_ _ _́ _ _ _́ _ _ _́
Повторяются группы из трех слогов: первый и второй безударные, третий ударный. Это трехсложный размер с ударением на третьем слоге. Он называется анапест: _ _ _́.
Итак, трехсложных размеров стиха три: дактиль ( _́ _ _ ), амфибрахий
( _ _́ _ ), и анапест ( _ _ _́ )
Размеры стиха | ||
Двусложные | ||
Хорей | _ ́_ | Буря мглою небо кроет… |
Ямб | _ _́ | Мой первый друг, мой друг бесценный! |
Трехсложные | ||
Дактиль | _́ _ _ | Тучки небесные, вечные странники! |
Амфибрахий | _ _́ _ | В песчаных степях аравийской земли Три гордые пальмы высоко росли. |
Анапест | _ _ _́ | Не грусти, дорогая соседка… |
Подсказка: чтобы запомнить ритм трехсложных размеров, Николай Гумилев предлагал молодым поэтам такую подсказку:
А́нна Ахма́това – дактиль; Мари́на Цвета́ева – амфибрахий; Никола́й Гумиле́в – анапест.
Темы и мотивы в лирике
Тема
От греч. thema (основа сюжета произведения).
Интимная лирика
М.Ю. Лермонтов «Она не гордой красотою…»
Б.Л. Пастернак «Зимний вечер».
Пейзажная лирика
А.А. Фет «Чудная картина…»
С.А. Есенин «за темной прядью перелесиц…».
Лирика дружбы
А.С. Пушкин «19 октября» (1825).
Б.Ш. Окуджава «Старинная студенческая песня».
Тема поэта и поэзии
Е.А. Баратынский «Мой дар убог и голос мой не громок…»
М.И. Цветаева «Роландов Рог».
Патриотическая и гражданская лирика
Н.А. Некрасов «Родина»
А.А. Ахматова «не с теми я, кто бросил землю…»
Философская лирика
Ф.И. Тютчев «Последний катаклизм»
И.А. Бунин «Вечер».
Важнейшим персонажем лирики является лирический герой: именно его внутренний мир и показан в лирическом произведении, от его имени художник-лирик говорит с читателем, а мир внешний изображается в разрезе тех впечатлений, которые он производит на лирического героя. Обратите внимание! Не перепутайте лирического героя с эпическим. Пушкин очень подробно воспроизвел внутренний мир Евгения Онегина, но это эпический герой, участник главных событий романа. Лирическим героем романа Пушкина является Повествователь, тот, кто знаком с Онегиным и рассказывает его историю, глубоко переживая ее. Онегин лишь однажды становится лирическим героем в романе - когда пишет письмо Татьяне, так же как и она становится лирической героиней, когда пишет письмо Онегину.
Создавая образ лирического героя, поэт может сделать его личностно очень близким себе (стихи Лермонтова, Фета, Некрасова, Маяковского, Цветаевой, Ахматовой и др.). Но иногда поэт словно бы "прячется" за маской лирического героя, совершенно далекого от личности самого поэта; так, например, А Блок делает лирической героиней Офелию (2 стихотворения под названием "Песня Офелии") или уличного актера Арлекина ("Я был весь в пестрых лоскутьях..."), М.Цветаева - Гамлета ("На дне она, где ил..."), В.Брюсов - Клеопатру ("Клеопатра"), С.Есенин - крестьянского паренька из народной песни или сказки ("Матушка в купальницу по лесу ходила..."). Так что грамотнее, рассуждая о лирическом произведении, говорить о выражении в нем чувств не автора, а лирического героя.
Как другие роды литературы, лирика включает в себя ряд жанров. Некоторые из них возникли в далекой древности, другие - в эпоху средневековья, некоторые - совсем недавно, полтора-два века назад, а то и в прошлом веке.
Мотив
От франц. motif – букв. движение.
Устойчивый формально-содержательный компонент произведения. В отличие от темы имеет непосредственную словесную закрепленность в тексте. Выявление мотива помогает понять подтекст произведения.
Традиционны в лирике мотивы борьбы, бегства, возмездия, страдания, разочарования, тоски, одиночества.
Лейтмотив
Ведущий мотив в одном или во многих произведениях.
Мотив изгнанничества в стихотворении М.Ю. Лермонтова « Тучи».
Мотив одиночества в ранней лирике В.В. Маяковского.
Список литературы.
Ссылки на использованные материалы.
- Литература. 5, 6 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. Под редакцией В.Г.Маранцмана. – М.: Классик Стиль. 2009. (Статьи, содержащие литературоведческие понятия).
- Литература. 5, 6 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. Автор-составитель Т.Ф.Курдюмова. – М.: Дрофа, 2003. (Статьи, содержащие литературоведческие понятия).
- Литература. 5, 6, 7 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. Автор-составитель В.П.Полухина, В.Я.Коровина. М.: Просвещение, 2004.
- Литература в таблицах и схемах. Теория. История. Словарь. М.И.Мещерякова. М.: Айрис-прес, 2005.
- Краткий словарь литературоведческих терминов. Тимофеев Л.И. и Тураев С.В. М.: Просвещение, 1978.
Интернет-ресурсы:
- http:// russlovesnost.
- http:// shkola. lv
- http:// 4ege. ru
- http:// thff (форум Творческая свобода).
- http://www. liceum 1. net
- http:// russiah.nsfnet.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Справочные_материалы_практическая_работа_Экономика_России (9 класс)
Справочные материалы для проведения практической работы по теме "Экономика России" в 9 классе (данные за 2010 год)....
Справочные материалы для подготовки к ГИА по литературе в 9 классе (литературоведческие термины и понятия в соответствии с требованиями кодификатора)
Данный материал позволяет качественно подготовить учащихся к сдаче ГИА и ЕГЭ по литературе, включает в себя все необходимые для этого литературоведческие понятия и термины....
Орфография. Справочные материалы
Практическое пособие для подготовки к ЕГЭ, включающее теорию и практические анимированные задания, аналогичные заданиям части А...
Справочные материалы по географии (8-9 классы)
Справочные материалы охватывают весь курс "География России". Хорошие по содержанию. Это то, что необходимо иметь учителю на каждом уроке....
Справочные материалы, химия 9 класс
Материалы содержат планы - характеристики химического элемента, подгруппы. вещества; схемы классификации и свойств неорганических веществ, характеристику химических связей, свойства металлов и неметал...
Справочные материалы. Сравнительная характеристика. Беспозвоночные. Позвоночные.
Представленная публикация содержит сравнительную характеристику типов животных подцарства беспозвоночные и классов позвоночных животных. Сравнительная характеристика выполнена в виде компактной таблиц...
Подготовка к ЕГЭ. Нормы ударения. (справочные материалы, тест)
В презентации содеожится необходимые материалы для подготове к ЕГЭ (А1)...