Рабочая программа по литературе 7 класс ФГОС
рабочая программа по литературе (7 класс) на тему

Антипова Екатерина Аркадьевна

Планируемые результаты изучения учебного предмета «Литература» 7 класс. Содержание  учебного предмета «Литература» 7 класс.


 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_literature_7_klass_fgos.doc158 КБ

Предварительный просмотр:

Планируемые результаты изучения учебного предмета «Литература» 7 класс

Раздел программы

Планируемые результаты

Метапредметные результаты

Личностные результаты

ученик научится

ученик получит возможность научиться

Русская литература

• адекватное восприятие воспринятых на слух или прочитанных произведений в объеме программы;

• знание изученных текстов;

• овладение навыками анализа содержания литературного произведения (умение доказательно определять жанр, композицию и сюжет произведения, характеризовать его героев и систему изобразительно-выразительных средств).

• расширение круга приемов составления разных типов плана;

• использование различных типов пересказа;

• расширение круга приемов структурирования материала;

• умение работать со справочными материалами и интернет-ресурсами;

• умение подбирать аргументы при обсуждении произведения и делать доказательные выводы.

• формировать читательское мастерство

• уметь давать доказательное суждение о прочитанном, • определять собственное отношение к прочитанному;

• овладевать навыками литературных игр;

• формировать собственный круг чтения.

• знать наизусть художественные тексты в рамках программы (15–20 текстов);

Регулятивные УУД:

• уметь принимать и сохранять учебную задачу; планировать необходимые действия, операции, действовать по плану;

• контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы;

• адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления.

Познавательные УУД:

• осознавать познавательную задачу;

• читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить её в материалах учебников, рабочих тетрадей;

• понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использовать знаково-символичные средства для решения различных учебных задач;

• выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме;

• осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации;

• устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Коммуникативные УУД:

• вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;

• задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения;

• строить небольшие монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач;

• планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

• уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

• формировать умение объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать;

• формировать вербальные способы коммуникации (вижу, слышу, слушаю, отвечаю, спрашиваю);

• формировать невербальные способы коммуникации – посредством контакта глаз, мимики, жестов, позы, интонации и т.п.);

• формировать умение работать в парах и малых группах; 

• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни.

• формирование представлений о познании как гуманистической ценности, роли книги как духовного завещания, способа познания прошлого, осмысления настоящего и будущего;

• положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе; • осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества, признание для себя общепринятых морально-этических норм, способность к самооценке своих действий, поступков;

• осознание себя как гражданина, как представителя определённого народа, определённой культуры, интерес и уважение к другим народам; • стремление к красоте, готовность поддерживать состояние окружающей среды и своего здоровья;

• формирование представлений об эстетических ценностях гуманизма. Напряжённое тяготение к вечной красоте и гармонии. Целостное представление о ценностях земли, таящихся даже во внешне неприглядных реалиях.

• осознанно продолжать формирование собственного круга чтения.

• формирование этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости

• умение создавать творческие работы

• формирование устойчивой мотивации к учению и самосовершенствованию.

• формирование навыков исследовательской и творческой деятельности

• формирование читательского мастерства

• овладение навыками литературных игр;

• овладение навыками инсценирования;

• формирование представлений о социальных ценностях гуманизма: о духовном облике народа, его стремлениях, идеалах, христианских верованиях, нравственности, качествах характера;

• формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению.

• пафос поэзии XVΙΙΙ века – служение высоким целям государственного переустройства России, возвеличиванию русского народа.

• воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, осознание своей этнической принадлежности, усвоение гуманистических, демократических, традиционных ценностей многонационального российского общества;

•воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной. Осмысление языка басен как одного из необходимых источников русского литературного языка.

• Формирование навыков исследования текста с опорой на жанр, композицию и выразительные средства.

Литература народов России

•адекватное восприятие воспринятых на слух или прочитанных произведений в объеме программы;

• знание изученных текстов;

• овладение навыками анализа содержания литературного произведения (умение доказательно определять жанр, композицию и сюжет произведения, характеризовать его героев и систему изобразительно-выразительных средств).

• расширение круга приемов составления разных типов плана;

• использование различных типов пересказа;

• расширение круга приемов структурирования материала;

• умение работать со справочными материалами и интернет-ресурсами;

• умение подбирать аргументы при обсуждении произведения и делать доказательные выводы.

• знание наизусть художественных текстов в рамках программы;

• умение дать доказательное суждение о прочитанном, определить собственное отношение к прочитанному;

• умение создавать творческие работы, максимально использующие различные жанры литературы.

• Осознанно продолжать формирование собственного круга чтения.

.Регулятивные УУД:

• уметь принимать и сохранять учебную задачу; планировать необходимые действия, операции, действовать по плану;

• контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы;

• адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления.

Познавательные УУД:

• осознавать познавательную задачу;

• читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить её в материалах учебников, рабочих тетрадей;

• понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использовать знаково-символичные средства для решения различных учебных задач;

• устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы 

Коммуникативные УУД:

• вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;

• задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения;

• строить небольшие монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач;

• планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

• уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

• формировать умение объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать;

• формировать вербальные способы коммуникации (вижу, слышу, слушаю, отвечаю, спрашиваю);

• формировать невербальные способы коммуникации – посредством контакта глаз, мимики, жестов, позы, интонации и т.п.);

• формировать умение работать в парах и малых группах;

• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни.

• Формирование представлений о нравственных ценностях гуманизма. • Противопоставление коварства, жестокости, хитрости великана великодушию, бескорыстию, честности.

• Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Зарубежная литература

• адекватное восприятие воспринятых на слух или прочитанных произведений в объеме программы;

• знание изученных текстов;

• овладение навыками анализа содержания литературного произведения (умение доказательно определять жанр, композицию и сюжет произведения, характеризовать его героев и систему изобразительно-выразительных средств).

• расширение круга приемов составления разных типов плана;

• использование различных типов пересказа;

• расширение круга приемов структурирования материала;

• умение работать со справочными материалами и интернет - ресурсами;

• умение подбирать аргументы при обсуждении произведения и делать доказательные выводы.

• знание наизусть художественных текстов в рамках программы;

• умение дать доказательное суждение о прочитанном, определить собственное отношение к прочитанному;

• умение создавать творческие работы, максимально использующие различные жанры литературы.

• Осознанно продолжать формирование собственного круга чтения.

Регулятивные УУД:

• уметь самостоятельно планировать пути достижения целей. Обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений мировой культуры;

• уметь пользоваться разными видами чтения.

Познавательные УУД:

• уметь формулировать собственное мнение и позицию;

• умение формулировать доказательные выводы;

• овладевать различными типами пересказа;

• обогащение приемов структурирования материала, в том числе с использованием цитирования, формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Коммуникативные УУД:

• уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

• работать индивидуально и в группах; развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции.

• Формирование представлений о совершенстве как нравственной ценности гуманизма. Умение не терять присутствие духа, настойчивость, терпение, смелость. Торжество правды, осуждение пороков.

• Умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; формирование собственного круга чтения. умение дать доказательное суждение о прочитанном, определить собственное отношение к прочитанному; умение дать доказательное суждение о прочитанном, определить собственное отношение к прочитанному, • формирование представлений о совершенстве как гуманистической ценности, понятиях «нравственные принципы» и «авторитеты»; • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;

Содержание  учебного предмета «Литература» 7 класс

Наименование раздела

Содержание

Кол-во часов

1.Русская литература

Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении. Труд человека, его позиция, отношение к несовершенству мира и стремление к нравственному и эстетическому идеалу.

Теория литературы: литературные роды.

1

Русский фольклор

Загадки. Малые жанры фольклора

Пословицы и поговорки.Народная мудрость пословиц ипоговорок. Выражение в них духа народного языка. Сборники пословиц. Собиратели пословиц. Меткость иточность языка. Краткость и выразительность. Прямой и переносный смысл пословиц. Пословицы народов мира. Сходство и различия пословиц разных стран мира на одну тему  (эпитеты,   сравнения,   метафоры).

Теория литературы. Пословицы, поговорки,загадки (развитие представлений).

Предания. Поэтическая автобиография народа. Устный рассказ об исторических событиях. «Воцарение Ивана Грозного»,  «Сороки-Ведьмы»,   «Петр и плотник».

Былины. «Вольга и Микула Селянинович».Воплощение в былине нравственных свойств русского народа, прославление мирного труда. Микула — носитель лучших человеческих качеств (трудолюбие, мастерство, чувство собственного достоинства,  доброта,   щедрость,   физическая   сила).

Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Бескорыстное служение Родине и народу, мужество, справедливость, чувство собственного достоинства — основные черты характера Ильи Муромца.

Новгородский цикл былин. «Садко»(для самостоятельного чтения). Своеобразие былины. Поэтичность. Тематическое различие Киевского и Новгородского циклов былин. Своеобразие былинного стиха. Собирание былин. Собиратели. (Для самостоятельного чтения

Теория литературы: Предания и былины.

Развитие речи: работа со словарями, пересказ преданий и легенд.

Краеведение: Предания и былины о богатырях родного края.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, книжная выставка, кинофильмы и мультипликации по мотивам легенд и преданий.

6

Древнерусская литература

Из «Повести временных лет» («О пользе книг»), «Поучение» Владимира Мономаха (отрывок), «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Поучительный характер древнерусской литературы; мудрость, преемственность   поколений, любовь к родине, образованность, твердость духа, религиозность.

Теория литературы: эпические жанры и жанровые образования в древнерусской литературе (наставление, поучение житие, путешествие, повесть).

Развитие речи: подробный пересказ, изложение с элементами сочинения.

Связь с другими искусствами: иконопись, оформление памятников древнерусской литературы.

2

Русская литература XVIII века

М. В. Ломоносов

Жизнь и судьба поэта, просветителя, ученого. «Ода на день восшествия на всероссийский престол ее величества государыни императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года», «К статуе Петра Великого» (отрывок). Мысли о просвещении, русском языке; вера в творческие способности народа. Тематика поэтических произведений; особенность поэтического языка оды и лирического стихотворения; поэтические образы. Теория о «трех штилях» (отрывки). Основные положения и значение теории о стилях художественной литературы.

Теория литературы: ода; тема и мотив.

Развитие речи: сочинение с элементами рассуждения.

Связь с другими искусствами: работа с репродукциями (портреты М.В. Ломоносова).

Краеведение: заочная литературно-краеведческая экскурсия: Холмогоры — Москва — Германия — Петербург.

Возможные виды внеурочной деятельности: час размышления «М.В. Ломоносов — ученый-энциклопедист».

Г.Р. Державин

Биография Державина. Стихотворение «Река времен в своем стремленьи...», «На птичку...», «Признание»..Отражение в названии тематики и проблематики стихотворения; своеобразие стихотворений Г.Р. Державина в сравнении со стихотворениями М.В. Ломоносова. Тема поэта и власти в стихотворении.

Теория литературы: лирическое стихотворение, отличие лирического стихотворения от оды, тематическое разнообразие лирики.

Развитие речи: чтение наизусть.

В.А. Жуковский

Краткий рассказ о поэте (детство и начало творчества, Жуковский-сказочник).Баллада«Лесной царь»

Теория литературы баллада (начальные представления).

3

Русская литература XIX века

А.С. Пушкин

Свободолюбивые мотивы в стихотворении «Во глубине сибирских руд...». Дружба и тема долга. «Песнь о вещем Олеге»: судьба Олега в летописном тексте и в балладе Пушкина; мотивы судьбы — предсказание, предзнаменование, предвидение; вера и суеверие Поэма «Полтава» (в сокращении). Образ Петра и тема России в поэме. Гражданский пафос поэмы. Изображение «массы» и персоналий в поэме. Своеобразие поэтического языка (через элементы сопоставительного анализа). Творческая   история создания произведений. Баллада (развитие представлений).«Борис Годунов» (сцена  в Чудовом монастыре). Образлетописца как образ древнерусского писателя. Монолог Пимена: размышления о значении труда летописца для последующих поколений. «Станционный смотритель».Изображение «маленького человека», его положения в обществе. Пробуждение человеческого достоинства и чувства протеста. Трагическое игуманистическое в повести. Поэма «Медный всадник»

Теория литературы: поэма, отличие поэмы от баллады, образный мир поэмы, группировка образов, художественный образ и прототип, тропы и фигуры (риторическое обращение, эпитет, метафора), жанровое образование – дружеское послание.

Развитие речи: различные виды чтения, в том числе наизусть; сочинение с элементами рассуждения.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся.

Краеведение: заочная литературно-краеведческая экскурсия «Маршрутами декабристов».

Возможные виды внеурочной деятельности: литературные игры по произведениям поэта и литературе о нем; час поэзии в литературной гостиной «Мой Пушкин».

М.Ю. Лермонтов

Стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива...», «Молитва», «Ангел». Стихотворение «Ангел» как воспоминание об идеальной гармонии, о «небесных» звуках, оставшихся в памяти души, переживание блаженства, полноты жизненных сил, связанное с красотой природы и ее проявлений. «Молитва» («В минуту жизни трудную...») — готовность ринуться навстречу знакомым гармоничным звукам, символизирующим ожидаемое счастье на земле. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова.» (родина, честь, достоинство, верность, любовь, мужество и отвага, независимость; личность и власть); центральные персонажи повести   и   художественные приемы их создания; речевые элементы в создании характеристики героя. Фольклорные элементы в произведении. Художественное богатство «Песни...».

Теория литературы: жанры лирики; углубление и расширение понятий о лирическом сюжете и композиции лирического стихотворения; фольклорные элементы в авторском произведении; стилизация как литературно-художественный прием, прием контраста; вымысел и верность исторической правде; градация.

Развитие речи: рассказ о событии, рецензия.

Связь с другими искусствами: устное рисование, работа с иллюстрациями.

Возможные виды внеурочной деятельности: день в историко-литературном музее «Москва Ивана Грозного».

Н.В. Гоголь.

Повесть «Тарас Бульба». Тематика и проблематика повести (любовь к родине; товарищество, свободолюбие, героизм, честь, любовь и долг); центральные образы и приемы их создания; лирическое и эпическое в содержании повести; массовые сцены и их значение в сюжете и фабуле; связь повести с фольклорным эпосом (характеры, типы, речь). Лирическое и эпическое в повести. Своеобразие стиля.

Теория литературы: повесть. Тематика произведения. Проблематика произведения.

Развитие речи: выразительное чтение, письменный ответ на вопрос; рассказ о герое; словесное рисование.

Связь с другими искусствами: портрет, работа с иллюстрациями.

И.С. Тургенев

Рассказ о жизни писателя в 60-е годы. Общая характеристика книги «Записки охотника». Многообразие и сложность характеров крестьян в изображении И.С. Тургенева. «Бирюк». Изображение быта крестьян, авторское отношение бесправным и обездоленным. Характер главного героя. Мастерство в изображении пейзажа. Стихотворение в прозе «Русский язык».Тургенев о богатстве и красоте русского языка. Родной язык как духовная опора человека. «Два богача», «Близнецы».  Нравственность и человеческие взаимоотношения.

Теория литературы: портрет и характер, стихотворение в прозе (углубление представлений).

Н.А. Некрасов.

Краткий рассказ о писателе. Поэма «Русские женщины»(«Княгиня Трубецкая»). Историческая основа поэмы. Величие духа русских женщин, отправившихся вслед за осужденными мужьями в Сибирь. Художественные особенности исторических поэм Некрасова. «Размышления у парадного подъезда».Боль поэта за судьбу народа. Своеобразие некрасовской музы. (Для чтения и обсуждения.) «Вчерашний день, в часу шестом…».

Теория литературы. Поэма (развитие понятия). Трехсложные размеры стиха (развитие понятия).

Теория литературы: Поэма (развитие понятия). Трѐхсложные размеры стиха (развитие понятия). Историческая поэма как разновидность лироэпического жанра (начальные представления). Стихотворные размеры (закрепление понятия). Диалог. Строфа (начальные представления).

Развитие речи: чтение наизусть, выписки для характеристики героев, цитатный план, элементы тезисного плана.

Связь с другими искусствами: Н.А. Некрасов и художники-передвижники.

Возможные виды внеурочной деятельности: историко-краеведческая и литературно-краеведческая заочная экскурсия «Сибирскими дорогами декабристок».

М.Е. Салтыков-Щедрин

Краткие сведения о писателе. Сказки«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» (1869), «Премудрый пескарь» (1883), др. «Дикий помещик».  Своеобразие сюжета; проблематика сказки: труд, власть, справедливость; приемы создания образа помещика. Позиция писателя.

Теория литературы: сатира, сатирический образ, сатирический персонаж, сатирический тип; притчевый характер сатирических сказок; мораль; своеобразие художественно-выразительных средств в сатирическом произведении; тропы и фигуры в сказке (гипербола, аллегория).

Развитие речи: различные виды пересказа, письменный отзыв.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.

Л.Н. Толстой.

Повесть «Детство» (отдельные главы): «Классы», «Наталья Савишна», «Maman»и др. по выбору. Взаимоотношения детей и взрослых. Проявления чувств героя, беспощадность к себе, анализ собственных поступков.

Развитие речи:Автобиографическое художественное произведение (развитие понятия). Герой-повествователь (развитие понятия), выразительное чтение, письменный ответ на вопрос; рассказ о герое; словесное рисование.

Связь с другими искусствами: портрет, работа с иллюстрациями.

А.П. Чехов.

Краткий рассказ о писателе. «Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние трусости и угодничества. Смысл названия рассказа. «Говорящие фамилии» как средство юмористической характеристики. «Злоумышленник», «Размазня».Многогранность комического в рассказах А. П. Чехова. (Для чтения и обсуждения.)

Теория литературы. Сатира и юмор как формы комического (развитие представлений).

Теория литературы: психологический портрет, сюжет (развитие представлений).Сатира и юмор как формы комического (развитие представлений).

Развитие речи: пересказ, близкий к тексту; составление словаря языка персонажа.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся.

Возможные виды внеурочной деятельности: вечер юмора «Над чем смеетесь?». Возможно привлечение произведений других авторов.

Стихотворения русских поэтов XIX века о родной природе.

В. Жуковский «Приход весны»;

И. Бунин «Родина»;

А. Фет. «Вечер», «Это утро...»;

Ф. Тютчев «Весенние воды», «Умом Россию не понять...»;

А. К. Толстой

Слово о поэте. Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Михаил Репнин».Воспроизведение исторического колорита эпохи. Правда и вымысел. Тема древнерусского «рыцарства», противостоящего самовластию.«Край ты мой, родимый край...», «Благовест». Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения,   миросозерцания.

Развитие речи: чтение наизусть.

26

Русская литература XX века

М. Горький

Краткий рассказ о писателе. Повесть «Детство» (главы по выбору). Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. «Яркое, здоровье, творческое в русской жизни». Изображение быта и характеров. Вера в творческие силы народа.

«Легенда о Данко» (из рассказа «Старуха Изергилъ»). Основные сюжетные линии в автобиографической прозе и рассказе; становление характера мальчика; проблематика рассказа (личность и обстоятельства, близкий человек, жизнь для людей, героизм, зависть, равнодушие, покорность, непокорность, гордость, жалость) и авторская позиция; контраст как основной прием раскрытия замысла.

Теория литературы: развитие представлений об автобиографической прозе, лексика и ее роль в создании различных типов прозаической художественной речи, герой-романтик, прием контраста.

Развитие речи: различные виды пересказа, цитатный план.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.

Возможные виды внеурочной деятельности: конференция «М. Горький и русские писатели (Л. Толстой, А. Чехов)».

И.А. Бунин

Рассказы «Цифры».Воспитание детей  в семье.  Герой рассказа: сложность взаимопонимания детей и взрослых.

Теория литературы: темы и мотивы в лирическом стихотворении, поэтический образ, художественно-выразительная роль бессоюзия в поэтическом тексте.

Развитие речи: подготовка вопросов для дискуссии, выразительное чтение, различные виды пересказа.

Л.Н.Андреев.

Краткий рассказ о писателе.«Кусака». Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев. Гуманистический пафос произведения.

А.А. Платонов

Рассказ «Юшка».Главный герой произведения, его непохожесть на окружающих людей, душевная щедрость. Любовь и ненависть окружающих героя людей. Юшка — незаметный герой с большим сердцем. Осознание необходимости сострадания и уважения к человеку. Неповторимость и ценность каждой человеческой личности. Рассказ «В прекрасном и яростном мире».Труд как нравственное содержание человеческой жизни. Идеи доброты, взаимопонимания, жизни для других. Своеобразие языка прозы Платонова

Теория литературы: Фантастика в литературном произведении (развитие представлений).

В.В.Маяковский.

Краткий рассказ о писателе.

«Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче».Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Своеобразие стихотворного ритма,  словотворчество  Маяковского.

«Хорошее отношение к лошадям».Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие мещанина и гуманизм, доброта, сострадание лирического героя стихотворения.

Теория литературы: автобиографические мотивы в лирических произведениях; мотив, тема, идея, рифма; тропы и фигуры (гипербола, метафора; синтаксические фигуры и интонация конца предложения).

Развитие речи: выразительное чтение.

Ф.А. Абрамов.

Краткий рассказ о писателе. «О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы,  поднятые в рассказе.

Теория   литературы. Литературные традиции.

Е.И.Носов.

Краткий рассказ о писателе.«Кукла» («Акимыч»), «Живое пламя». Сила внутренней, духовной красоты человека. Протест против равнодушия, бездуховности, безразличного отношения к окружающим людям, природе. Осознание огромной роли прекрасного вдуше человека, в окружающей природе. Взаимосвязь природы ичеловека.

М.М.Зощенко

Слово о писателе. Смешное и грустное в рассказах писателя. «Беда», «Аристократка». Речь персонажей как средство их характеристики.

Теория литературы: речевая характеристика персонажей (начальные представления). Речь героев как средство комической ситуации

Стихи и песни о войне поэтов XX века

Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны в лирике военных лет.                     А. Ахматова. «Мужество»;

К. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»;

А. Твардовский «Мать»,        

 А. Сурков «Бьётся в тесной печурке огонь…»,          

Н. Тихонов  «Берлин 9 мая».Ритмы и образы военной лирики.

Теория литературы: композиция лирического стихотворения и поэмы, поэтический синтаксис (риторические фигуры).

Развитие речи: различные виды чтения, чтение наизусть.

Возможные виды внеурочной деятельности: встреча в литературной гостиной или час поэзии

Теория литературы. Публицистика. Интервью как жанр публицистики (начальные представления).

Ю.П. Казаков

Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности).«Тихое утро».  Взаимоотношения детей, взаимопомощь, взаимовыручка. Особенности характера героев — сельского игородского мальчиков, понимание окружающей природы. Подвиг мальчика и радость от собственного доброго поступка.

Поэзия XX века о России

А.А. Блок стихотворение о родной природе «После грозы».

Б.Л. Пастернак. Слово о поэте. «Июль», «Никого не будет в доме...». Картины природы, преображенные поэтическим зрением Пастернака. Сравнения и метафоры в художественном мире поэта.

В. Брюсов «Первый снег»,            

Ф. Сологуб «Забелелся туман за рекой..»,

С. Есенин «Топи да болота..,

Н. Заболоцкий «В этой роще березовой»,

Н. Рубцов «Тихая моя родина»,

В.Хлебников«Когда над полем зеленеет».Человек и природа. Выражение душевных настроений, состояний человека через описание картин природы. Общее и индивидуальное ввосприятии родной природы русскими поэтами.

А.Т. Твардовский. Краткий рассказ о поэте.

«Снега потемнеют синие.,.», «Июль макушка лета...», «На дне моей жизни...».Размышления поэта о неразделимости судьбы человека и народа.

Теория литературы. Лирический герой (развитие понятия).

Д.С.Лихачев«Земля родная» (главы из книги). Духовное напутствие молодежи.

Теория литературы. Публицистика (развитие представлений). Мемуары как публицистический жанр (начальные представления).

К.Д.Бальмонт. Стихотворение «Я мечтою ловил уходящие тени».

Песни  на слова  русских поэтов XX века

С. Есенин. «Отговорила роща золотая...»;

Н. Заболоцкий. «В этой роще березовой...»;

Б. Окуджава. «По смоленской дороге...». Лирические размышления о жизни, быстро текущем времени. Светлая грусть переживаний.

19

2.Литература народов России

М. Карим.

Краткий рассказ о поэте.«Подует ветер - и всё больше листьев…», «Птиц выпускаю...» Возвращение к истокам, основам жизни.Осмысление зрелости собственного возраста, зрелости общества, дружеского расположения к окружающим людям разных национальностей. Особенности художественной образности аварского поэта.

Р.Гамзатов

Краткий рассказ об аварском поэте. Стихотворения: «Опять за спиною родная земля…», «Опять за спиною родная земля…» (из цикла «Восьмистишия»), «О моей Родине».

Теория литературы: Общечеловеческое и национальное в литературе разных народов.

2

3.Зарубежная литература

«Калевала» — карело-финский мифологический эпос. Изображение жизни народа, его национальных традиций, обычаев, трудовых будней и праздников. Кузнец Ильмаринен и ведьма Лоухи как представители светлого и темного миров карело-финских эпических песен.

Французский эпос «Песнь о Роланде». Сравнить стихотворный и прозаический переводы.

Роберт Бернс.

Особенности творчества.«Честная бедность».Представления народа о справедливости и честности. Народно-поэтический характер произведения.

Джордж Гордон Байрон.

«Ты кончил жизни путь,герой».Гимн герою, павшему в борьбе за свободу Родины.

Японские хокку (трехстишия).Мацуо Басе. КобаясиИсса.

Образ поэта. Основные биографические сведения. Знакомство со стихотворениями, их тематикой и особенностями поэтических образов. Изображение жизни природы и жизни человека в их нерасторжимом единстве на фоне круговорота времен года. Поэтическая картина, нарисованная одним-двумя штрихами.

Теория литературы: Особенности жанра хокку (хайку).

Развитие речи: попытка сочинительства.

Теория литературы. Особенности жанра хокку (хайку).

О. Генри. «Дары волхвов».Сила любви и преданности. Жертвенность во имя любви. Смешное и возвышенное в рассказе.

Рей Дуглас Брэдбери.

Рассказ«Каникулы».Фантастические рассказы Рея Брэдбери как выражение стремления уберечь людей от зла и опасности на Земле. Мечта о чудесной победе добра.

Дж.Свифт«Путешествие Гулливера».

Луиджи Пиранделло.

Рассказ «Черепаха».

11


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа ИЗО 5 класс ФГОС

Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе образовательной программы ФГОС« Изобразительное искусство и художественный труд». 1-9 кл.Автор: Б.М....

Рабочая программа для 5 класса (ФГОС)

Программа составлена с учетом новых ФГОСов для учащихся 5 классов....

рабочие программы 2-4 класс ФГОС

Рабочие программы 2-4 класс по новым ФГОС...

рабочая программа по литературе 5класс (ФГОС)

Рабочая  программа  по литературе  5класс (ФГОС)...

рабочая программа по литературе (по ФГОС) по программе В.Я.Коровиной (102 ч.)

Рабочая программа с пояснительной запиской и планированием....

Рабочая программа 5-9 классы ФГОС В.И. Лях КТП- 5 класс ФГОС

Рабочая программа 1-4 класс ФГОС и КТП В.И. Лях. Рабочая программа 5-9 класс ФГОС и КТП 5 класс В.И. Лях...

Рабочая программа по литературе 11кл (ФГОС)

Рабочая программа по литературе 11кл (ФГОС)...