"У войны не женское лицо?!"
учебно-методический материал по литературе (11 класс) на тему
Урок в 11 классе по литературе "У войны не женское лицо?!"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_11_kl.docx | 23.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок - мужества « У войны не женское лицо?!».
11 класс
Цели:
-познакомить с историей создания книг о войне;
-развивать устную речь учащихся, выделяя главное, делая выводы;
-воспитывать уважение к памяти, пробуждать чувство гордости за народную победу.
Этапы подготовительной работы:
1.Знакомство с произведениями В.Закруткина «Матерь человеческая», Б.Васильева «А зори здесь тихие…», со стихотворениями Ю.Друниной, О.Берггольц, С.Алексеевич «У войны не женское лицо».
2. Подготовка отрывка – сценария «В окопах Сталинграда» по повести В.Некрасова.
3. Оформление фотовыставки, фотоальбома с записями воспоминаний о войне женщин-фронтовичек.
4.Подготовка вопросов для обсуждения на уроке.
Оформление урока:
- выставка книг по теме, альбом отзывов о книге С.Алексиевич, альбом воспоминаний о войне женщин-фронтовичек, материалы о творчестве Ю.Друниной, О.Берггольц.
Музыкальное сопровождение:
песни военных лет.
Ход урока.
1.Вступительное слово учителя.
Учитель: Сегодняшний урок мы посвятим женщинам, которые наравне с мужчинами добывали победу. Перед нами предстанут судьбы, жизни, искалеченные войной, потерей близких, утратой здоровья, женским одиночеством, невыносимой памятью военных лет.
2. Сообщение темы урока.
Учитель: Женщина и война... Оба эти слова женского рода, но как же они несовместимы. Женщина и война:
В мир приходит женщина, чтоб очаг беречь.
В мир приходит женщина, чтоб любимой быть.
В мир приходит женщина, чтоб дитя родить.
В мир приходит женщина, чтоб цветком цвести.
В мир приходит женщина, чтобы мир спасти.
Все, что мы знаем о женщине, лучше всего вмещается в слово "милосердие". Есть и другие слова - "сестра", "жена". И самое высокое -"мать"! Но на самой страшной - Великой Отечественной войне - женщине пришлось стать солдатом. В мае исполнится 73 года со дня победы над фашисткой Германии. Мы не должны забывать ужасы войны, разлуку, страдания и смерть миллионов людей. Это было бы преступлением перед павшими, преступлением - перед будущим. Помнить о войне, о героизме и мужестве людей, бороться за мир — обязанность всех живущих на земле. Поэтому одной из важнейших тем нашей литературы является тема подвига нашего народа в Великой Отечественной войне.
Низкий наш поклон женщине, державшей на своих плечах тыл, сохранившей детишек и защищавшей страну вместе с мужчинами!
– Ребята! Какие произведения о войне на эту тему вы прочитали?
(Называются и обсуждаются произведения В.Закруткина «Матерь человеческая», Б.Васильева «А зори здесь тихие», стихотворения Ю.Друниной, О.Берггольц, С.Алексеевич).
3.Выступления учащихся (презентации)
1.Выступление ученицы о Юлии Друниной
Ученица: Я ушла из детства в грязную теплушку,
В эшелон пехоты, в санитарный взвод.
Дальние разрывы слушал и не слушал
Ко всему привыкший сорок первый год.
Я пришла из школы в блиндажи сырые,
От Прекрасной Дамы в «мать» и «перемать»,
Потому что имя ближе, чем «Россия»,
Не могла сыскать.
1942
Учитель:1. Какие темы раскрывает в стихотворениях автор?
2. Так каков он, образ женщины-воина, созданный Юлией Друниной в её лирике?
2.Выступление ученицы ( Б.Васильев «А зори здесь тихие»)
Учитель: 1.Как вы думаете, почему повесть названа «А зори здесь тихие»?
2. Какими себя показывают девушки на войне?
Девушки на фронте воевали. А кто в тылу – они ожидали своих любимых.
Звучит песня «Синий платочек»
3.Выступление ученицы (Ольга Бергольц)
Учитель: Почему Ольгу Берггольц называли «ленинградской Мадонной»?
(Она была «голосом Города» почти все девятьсот блокадных дней. «В истории Ленинградской эпопеи она стала символом, воплощением героизма блокадной трагедии. Ее чтили, как чтут блаженных, святых», – говорил Даниил Гранин )
4.Выступление ученика (В.Закруткин «Матерь человеческая)
Учитель: 1.Какова тема повести?
2. Тема повести — судьба женщины, вынесшей все тяготы войны и сохранившей человеческую душу.
3. Почему Мария не убила фашиста Вернера Брахта?
- Ее остановило слово «мама».
- Чувство материнства, жалости к беззащитному солдату, почти мальчишке, не позволило ей убить его.
- Гуманизм, человечность Марии, весь тот образ жизни, каким жила Мария свои недолгие 29 лет.
- Убить беззащитного раненого мальчишку значило для Марии стать на один уровень с фашистами, убившими ее сына и мужа. Этого Мария не могла допустить.
- Человечность Марии не позволила ей убить беззащитного раненого. Мария ухаживала за ним и похоронила его, когда он умер.
Учитель: Название нашего урока совпадает с названием книги С. Алексеевич «У войны не женское лицо».
- Кто прочитал эту книгу?
Выступление о Светлане Алексеевич
- Чем отличаются книги других писателей о войне от книги С.Алексиевич?
Учитель: Книга С.Алексиевич отличается документальностью повествования, основана на письмах и рассказах самих участниц событий.
Четыре мучительных года. Десятки рассказов женщин: медиков, учителей, стрелков, политработников, связисток, рядовых, поэтесс.
Только прочувствовав эти рассказы, в которых боль, страдания, любовь, мы можем понять весь ужас войны.
4.Сценарий «В окопах Сталинграда». (Приложение 1)
(Исполнение песни Стаса Михайлова «Жди меня».)
4.Вывод.
Женщине не нужно воевать.
Пусть она, красивая и хрупкая,
Будет просто женщина и мать,
Свой очаг хранящая голубкой:
Ей готовы руки целовать
Все солдаты, старше и моложе.
Слава женской доблести!
И все же:
Женщине не нужно воевать!
Услышанные сегодня рассказы женщин, увиденные картины рисуют облик войны, у которой совсем не женское лицо. Они звучат, как предостережение, как обвинение тем, кто развязывает войну. Будь она более полвека назад, или сегодня, или готовится. Войне говорят «нет!» матери, жёны, сёстры, дочери. Женщина отвергает смерть, призванная любить и продолжать Жизнь.
5. Домашнее задание. Написать сочинение - рассуждение на тему: «Нужны ли нам сегодня книги о войне?»
Я желаю мира, я желаю добра, пусть всегда будет над вашей головой ясное, синее небо!
Мы все не хотим войны, мы не хотим насилия, пусть никогда эта страшная война не повторится!
6. Просмотр видеофильма «На всю оставшуюся жизнь»
Приложение 1.
Сценарий «В окопах Сталинграда».
Сценарий «В окопах Сталинграда» ( по повести Виктора Платоновича Некрасова)
Ученик:- Чего загрустел, Керженцев, а?
Ученик:- Да так капитан, взгрустнулось чего - то. О доме вспомнил…
Ученик:- М- да… А у меня вот и дома даже нет. Все немцы уничтожили. И дом, и жену, и двух детей. Один сын только остался - танкист, майор.
( показывает фото).
Ученик:- Где они сейчас? На фронте, у немцев? В тылу? Что там в городе творится? Живы ли мои старики? Эх, поскорее закончилась бы эта война!
Ученик:- А меня любимая ждет, далеко на Урале. Я уверен, что она будет ждать… Стих « Жди меня».
Жди меня, и я вернусь,
Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест,
Писем не придет,
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждет.
Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой,-
Просто ты умела ждать,
Как никто другой!
Ученица:- Я бы тоже такого ждала. Эх, Варечка!
Ученица:- Танюша, пойдем к раненным.
Ученица: - Ребята! Третьякова убили!
Все уходят. Ученица читает стихи.
Прошла война - лихие времена.
О той войне я знаю понаслышке.
Победы День... Медали, ордена...
Слеза - в глазах... Цветы - у обелисков...
Война-война! Ты, нарушаешь мир
Миру, который полон зла.
Коль миром начинает править зло,
В мир вновь является война…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературно - музыкальная композиция "У войны не женское лицо?!" (судьба женщин в годы Великой Отечественной войны)
Мероприятие посвящено женщинам, которые воевали на земле и в небе в годы Второй мировой войны, солдатским матерям. Есть информация о Прасковье Еремеевне Володичкиной, потерявшей на фронте 9 сыновей, о...
Женщина на войне… (По книге С.Алексиевич «У войны не женское лицо»)
Познакомить с созданием книги С.Алексиевич, показать правду о героизме и мужестве женщин на войне, способствовать творческому осмыслению произведения, воспитывать человечность в человеке....
Забытая война 1914-1918 годов... "У ВОЙНЫ НЕ ЖЕНСКОЕ ЛИЦО"
Прошло 100 лет после начала Первой мировой войны...Много это или мало? О ком и что нужно помнить человечеству для того, чтобы война не была забыта? Наш хрупкую планету постоянно бе...
Женщина на войне… (По книге С.Алексиевич «У войны не женское лицо»)
Познакомить с созданием книги С.Алексиевич, показать правду о героизме и мужестве женщин на войне, способствовать творческому осмыслению произведения, воспитывать человечность в человеке....
Сценарий конкурса чтецов на тему «У войны - не женское лицо, у войны - не детское начало!»
Женщина и война. Дети отгремевшей войны... Трудно найти слова, достойные того подвига, что они совершили. Жить им вечно — в благодарной памяти народной, в цветах, весеннем сиянии березок, в перв...
План-конспект урока по внеклассному чтению. Тема: «Судьба женщины на войне». (По повести Б. Васильева «А зори здесь тихие…» и документально-очерковой книге С. Алексиевич «У войны не женское лицо».)
План-конспект урока по внеклассному чтению. Тема: «Судьба женщины на войне». (По повести Б. Васильева «А зори здесь тихие…» и документально-очерковой книге С. Алекс...
Литературно-музыкальная композиция, посвящённая 75-летию Победы в Великой Отечественной войне, "У войны не женское лицо".
Литературно-музыкальная композиция, посвящённая 75-летию Победы в Великой Отечественной войне, "У войны не женское лицо"....
- Мне нравится (1)