Материал по направлению "Мечта и реальность"
учебно-методический материал по литературе (11 класс) на тему

Монгуш Чеченмаа Макаровна

Данный материал можон использовать учителям русского языка и литературы, у которых есть 11 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Направление "Мечта и реальность"584.11 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Итоговое сочинение по направлению «Мечта и реальность» Подготовила учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №1 г.Шагонара Монгуш Ч.М. 9.10.2018г. Кызыл

Слайд 2

Задай себе несколько вопросов. Знаю ли я материал? Интересна ли мне эта тема? Понимаю ли я смысл и сверхзадачу тему? Есть ли у меня опыт в написании сочинений на подобном материале? Успею ли я уложиться в срок (не велик ли объем выбранной темы?)

Слайд 3

Методическая расшифровка ключевых понятий и терминов Понятие Методическое пояснение Образ, тип Необходимо дать не просто описание характера и сюжетного бытия соответствующего героя или содержательных компонентов некоего смыслового пласта (родины, природы, дома и т.п.), а проанализировать идейно-художественную структуру образа: роль, которую он играет для выражения идеи автора, эмоционально-эстетическую окраску, специфику его языкового воплощения Тема Проанализировать объект художественного изображения, круг событий, явлений и предметов, отраженных художественным сознанием, а также связь темы с идеей и специфику ее художественного воплощения. Идея ( осн.мысль ) Проанализировать основную мысль худ- го произведения, выражающую отношение автора к действительности, а также специфику связи данной идеи с темой и образной структурой произведения.

Слайд 4

Мотив Раскрыть конкретную, устойчиво повторяющую в разных произведениях (можно одного автора, но в разных произведениях) простейшую сюжетную линию и ее роль в произведении, подлежащем анализу. Пафос Необходимо сосредоточиться на идейно- эмоциональной настроенности соответствующего произведения, раскрыть его главную мысль и то чувство, которым оно окрашено. Идейно-художественный анализ (анализ, структура, специфика…) Проанализировать воплощение главной мысли автора (идеи) в системе образов, композиционной структуре и в языковой ткани произведения. Проблема Данное понятие сигнализирует о возможности разных подходов и решений, и, следовательно, нецелесообразно ограничиваться одним-единственным вариантом рассмотрения указанного вопросов.

Слайд 5

План и структура сочинения Разбираем детально план и структуру написания итогового сочинения в 11 классе по литературе. Следование этому плану поможет вам написать сочинение максимально правильно и получить все баллы за его проверку. Рассмотрим: какое должно быть вступление, из чего состоит основная часть сочинения, как сформулировать тезисы и аргументы, как правильно сделать связку между абзацами, как правильно написать заключение в итоговом сочинении, как добиться уникальности сочинения. Обращаем ваше внимание, что у ВУЗов (при поступлении) очень часто используются собственные критерии проверки, имейте это в виду (и они существенно отличаются от проверки школьного уровня).

Слайд 6

ПАМЯТКА ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ (350 сло в) Сочинение состоит из трех основных частей: I. Вступление. II. Основная часть. 1. Первый тезис+аргумент . 2. Второй тезис+аргумент . 3. Третий тезис+аргумент и т.д. III. Заключение. Примечание . По объему основная часть должна быть больше, чем вступление и заключение, вместе взятые. Тезис, подкрепленный аргументом, может быть всего один. Оптимальное количество – 2. Каждому тезису – свой аргумент! Ниже приведены примеры всех элементов сочинения.

Слайд 7

ВСТУПЛЕНИЕ Итак , как начать сочинение? Помним, что во вступлении обязательно должна прозвучать тема. Не стоит вдаваться в далекие от нее рассуждения. ВСТУПЛЕНИЕ ТРАДИЦИОННОЕ Вступление состоит из нескольких элементов: ключевых слов темы, общих рассуждений о значимости данных понятий в жизни человека, главного вопроса темы.

Слайд 8

Элементы вступления (перечисленные ниже элементы вступления располагаются последовательно друг за другом) Примеры Ключевые слова темы Мечта и реальность … Общие рассуждения о предмете речи У каждого из нас есть заветная мечта. Это мечта чаще всего из детства. И благодаря мечте, мы стремимся к лучшему. Уже повзрослев, мы сталкиваемся с жестокой реальностью. Мечта и реальность часто идут рядом. Вопрос(-ы) (задаем главный вопрос темы, на который отвечаем в основной части). Почему мечты не всегда становятся реальностью?

Слайд 9

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ Основная часть, как мы помним, состоит из одного или нескольких тезисов , подкрепленных аргументами на литературной основе. Каждая пара « тезис+аргумент » выделяется в отдельный абзац. Вариант тезиса Примеры Прямое выражение главной мысли Все, наверное, понимают, что жить без мечты трудно. Ведь каждому надо на что-то опираться, к чему-то стремиться.

Слайд 10

АРГУМЕНТ Элемент аргумента (перечисленные ниже элементы располагаются последовательно друг за другом) Обращение к произведению Проблему мечты и реальностью поднимали (раскрывали) многие писатели. Нет настоящей жизни без мечты. Каждый человек мечтает и хочет добиться своей мечты. Но ни у каждого это получается. Как же связана мечта и реальность в произведении И.А.Бунина «Господин из Сан-Франциско» ? Интерпретация фрагмента или эпизода (желательно не менее 3 раз упомянуть автора) В рассказе Ивана Бунина «Господин из Сан-Франциско» мечта героя так и не сбывается, потому что главный герой всю жизнь работал, наживал капитал, строил свой бизнес, а потому мало времени уделял семье и досугу. Авт ор показывает, из человека герой превратился в господина без имени и индивидуальных черт. В конце произведения он умирает. Мечта его не сбылась.

Слайд 11

Герой стал обыкновенным коммерсантом, в котором удавалось разглядеть лишь наличие денег. А ведь мечтал он о другом — о счастливой жизни с близкими людьми, о путешествиях и новых ощущениях. Но мужчина слишком поздно понял, что ему действительно дорого. Так и не доехав до заветной цели путешествия, он умер на первой же остановке. Все его грезы разбились о неспособность разобраться с приоритетами. Важное он отложил на потом, и в результате ничего не сбылось. Автор как бы напоминает читателю: «Деньги не главное !» Писатель заостряет наше внимание , что деньги не спасут от смерти. Промежуточный вывод в конце каждого аргумента Бунин хочет донести до нас мысль не о важности денег, а о том, что жизнь быстротечна, она проходит. Человек не должен всю жизнь заниматься накопительством , ведь в жизни есть и такие нравственные ориентиры как семья, добро, милосердие, любовь.

Слайд 12

СВЯЗКИ МЕЖДУ АБЗАЦАМИ (МИКРОТЕМАМИ) Чтобы текст был связным, необходимо обратить внимание на плавный переход от одной микротемы (тезиса и аргумента) к другой.

Слайд 13

Краткое изложение содержания предыдущего абзаца в одном предложении, затем формулировка новой мысли. Действительно, природа дает нам все необходимое для жизни. А как же относимся к ней мы? Легко заметить, что человек часто губит все, что его окружает. К счастью, люди уже сейчас осознают свои ошибки и задумываются о том, как сохранить природу для потомков. День Победы важен для меня как память не только о трагедии народа, но и о мужестве и героизме людей, противостоявших врагу.

Слайд 14

Заключение Заключение, как и прочие композиционные части сочинения, должно быть тесно связано с темой всего сочинения. Существуют различные варианты заключительной части. Можно использовать один из них или сочетать несколько.

Слайд 15

Варианты заключения Примеры Вывод Итак, чем же живы люди? Я думаю, любовью. Люди живы любовью к своим близким и друзьям, любовью к родной земле и природе. Их ведет по жизни мечта, надежда на лучшее, вера в свои силы. А помогают идти по жизни добрые чувства: сочувствие, милосердие, чуткость, отзывчивость. Это и есть то, без чего немыслима наша жизнь. Призыв В заключение хочется призвать людей не забывать о том, что природа - наша мать, которая дает нам все необходимое для жизни. Без нее мы не смогли бы существовать. И поэтому наш долг отвечать ей добром на добро. Давайте заботиться о ее сохранении, бережно относиться ко всему, что нас окружает. Выражение надежды Подводя итоги сказанному, хочется выразить надежду на то, что в каждой семье будут царить гармония и взаимопонимание. Хочется верить, что любовь, забота, чуткость станут главными в отношениях поколений.

Слайд 16

Список произведений, который можно использовать для аргументации при написании итогового сочинения. Мечта и реальность Бунин И.А. "Господин из Сан-Франциско" (рассказ) Булгаков М.А. "Мастер и Маргарита" (роман) Гоголь Н.В. "Шинель" (повесть) Гоголь Н.В."Мертвые души" (повесть) Гончаров И.А. "Обломов" (роман) Грин А.С. "Алые паруса" (повесть) Лермонтов М.Ю. "Мцыри" (поэма) Мольер Ж.Б. "Мещанин во дворянстве" (комедия) Полевой Б.Н. "Повесть о настоящем человеке" (повесть) Пушкин А.С. "Капитанская дочка" (повесть) Стейнбек Д.Э. "Жемчужина" (повесть) Толстой Л.Н. "Война и мир" (роман) Чехов А.П. " Ионыч " (рассказ) Чехов А.П."О любви" (рассказ) Чехов А.П."Крыжовник " (рассказ)

Слайд 17

Цитаты и афоризмы: Берегитесь всегда строить воздушные замки, потому что хотя эти постройки легче всех других возводятся, но тяжелее всего разрушаются. Отто фон Бисмарк Единственная реальность – Жизнь! Ричард Бах Действительность порой творит настоящие чудеса. Виктор Гюго Надо мечтать как можно больше, как можно сильнее мечтать, чтобы будущее обратить в настоящее. Михаил Михайлович Пришвин Вот какова сила музыки, самой могущественной из волшебниц: стоит ей взмахнуть своим жезлом и произнести магическое слово — и действительность исчезает, а призраки, рожденные вашим воображением, одеваются живой плотью. Марк Твен Тот, кто мечтает, — предтеча того, кто мыслит. Сгустите все мечтания — и вы получите действительность. Виктор Гюго Блажен живущий иногда в будущем; блажен живущий в мечтании. Александр Николаевич Радищев У меня воображение, а у тебя действительность. Фёдор Михайлович Достоевский Если Вы хотите иметь то, что никогда не имели, — начните делать то, что никогда не делали. Ричард Бах Постепенно действительность превращается в недействительность. Иосиф Александрович Бродский Провидению не задают вопросов. Если действительность недоступна, чем плоха тогда мечта? Рэй Брэдбери . Марсианские хроники Действительность плохо вяжется с мечтами... Пауло Коэльо

Слайд 18

Будущее принадлежит тем, кто верит в красоту своей мечты. Элеонора Рузвельт В мечте есть сторона, которая лучше действительности; в действительности есть сторона лучше мечты. Полное счастье было бы соединение того и другого. Лев Николаевич Толстой Действительность — это иллюзия, хотя и очень стойкая. Альберт Эйнштейн Воспоминание — это мечта о прошлом. Мечта — это воспоминание о будущем. Ольга Муравьева И мне снилось, будто то, что я считал действительностью, есть сон, а сон есть действительность. Антон Павлович Чехов. Все мы мечтаем о каком-то волшебном саде роз, который находится за горизонтом, вместо того, чтобы наслаждаться розами, которые цветут прямо за нашим окном. Дейл Карнеги Всё, что человек способен представить в воображении, другие сумеют претворить в жизнь. Жюль Верн Гораздо точнее можно судить о человеке по его мечтам, нежели по его мыслям. Виктор Гюго Ничто так не способствует созданию будущего, как смелые мечты. Сегодня утопия, завтра — плоть и кровь. Виктор Гюго Все романтические мечты рассыпались в прах, соприкоснувшись с действительностью, холодом и одиночеством. Эрих Мария Ремарк. Жизнь взаймы

Слайд 19

Мечты придают миру интерес и смысл. Мечты, если они последовательны и разумны, становятся еще прекраснее, когда они создают реальный мир по своему образу и подобию. Анатоль Франс Мечты обо всем, чего бы вы могли добиться в жизни, — это важный элемент позитивной жизни. Позвольте вашему воображению свободно блуждать и создавать мир, в котором вы бы хотели жить.Альберт Эйнштейн Опасно не отличать ту действительность, в которой мы живем, от той, в которой мыслим. Александр Генис . Нам нужны мечтатели. Пора избавиться от насмешливого отношения к этому слову. Многие еще не умеют мечтать, и, может быть, поэтому они никак не могут стать в уровень со временем. Константин Георгиевич Паустовский Не жалуйся, что твои мечты не сбылись; заслуживает жалости лишь тот, кто никогда не мечтал. Мария фон Эбнер-Эшенбах Ничто так не губительно для мечты, как её реализация. Артур Шопенгауэр В страстных мечтаниях все кажется возможным, но когда действительность вдруг предстаёт перед глазами, мы с ужасом возвращаемся к прежним взглядам. Жорж Санд. Консуэло Величайшим гениям человечества никогда не удавалось воплотить в действительность свои идеалы… Джером Клапка Джером. Трое в лодке, не считая собаки Шутить с мечтой опасно; разбитая мечта может составить несчастие жизни; гоняясь за мечтою, можно прозевать жизнь или в порыве безумного воодушевления принести её в жертву. Дмитрий Иванович Писарев.

Слайд 20

Вы можете использовать данное оформление для создания своих презентаций, но в своей презентации вы должны указать источник шаблона: Ранько Елена Алексеевна учитель начальных классов МАОУ лицей №21 г. Иваново Сайт: http://elenaranko.ucoz.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий отчёт кафедр точных наук «МИФ или реальность» (КВН)

Сценарий КВНа для учителей в рамках декады «МИФ или реальность»...

Интегрированный урок изобразительного искусства и психологии «Реальность и фантазии в творчестве художника».

Новизна представленного урока -в интеграции двух направлений: изобразительного искусства и психологии в рассматривании природы творческой деятельности ...

Холокост.Прошлое или реальность

сравнительная характеристика Осетии 2008и  Холокоста...

Рыцарство на Руси: миф или реальность?

Исследовательская работа ученицы 8 класса Васильченковой Алины. Победитель городской научно-практической конференции...

Конспект урока в 11 классе по МХК. Тема урока: «Мир реальности и «мир новой реальности»

Тема урока: «Мир реальности и «мир новой реальности» Новая тема (2 часа) в I разделе рабочей программы (тема 5) "Предчувствие мировых катаклизмов. Основные течения в европейской художественной культу...

Разработка в номинации информационно- просветительской направленности представлена в виде материала для родительского собрания на тему: «Синдром приобретенного иммунодефицита ( СПИД) – миф или реальность»

Разработка в рамках областного конкурса методических материалов педагогов образовательных организаций Тульской области «Как не допустить беды».Разработка в номинации информационно- просветительской на...

Материал на педагогический совет: "Стандарты педагога. Миф и реальность" 18.02.2018

Стандарт педагога. Миф и реальностьПрофессиональный стандарт педагога – документ, включающий перечень профессиональных и личностных требований к учителю, действующий на всей территории РФ...