Быт и нравы русского дворянства на примере произведений А.С. Пушкина «Дубровский», «Повестей Белкина"
творческая работа учащихся по литературе (7 класс) на тему
Произведения А. С. Пушкина «Дубровский» , «Повести Белкина» можно в полной мере назвать историческими, потому что в них четко и ясно переданы конкретные исторические факты, колорит эпохи, нравы и быт населявших Россию людей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
povesti_belkina.doc | 94 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная
школа № 349 с углубленным изучением английского языка Красногвардейского района
Быт и нравы русского дворянства на примере произведений А.С. Пушкина «Дубровский», «Повестей Белкина»
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ПО ЛИТЕРАТУРЕ
Автор: ученица 6-2 класса
Куприна Арина
Руководитель: учитель русского языка и литературы
Рахманова Наталья Геннадьевна
Санкт-Петербург
2017 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ.
1.Введение.
2.Основная часть .
2.1 Дворянство, быт и нравы — что это такое?
2.2 Быт и нравы русского дворянства на примере произведений А. С. Пушкина.
- внутренние качества и мышление людей;
- воспитание и образование;
- времяпрепровождение;
- дуэль.
3.Заключение .
4.Список используемой литературы .
1. ВВЕДЕНИЕ.
А.С.Пушкин – русский поэт, драматург и прозаик , один из самых любимых моих писателей. Знакомство с его творчеством началось в раннем детстве с чтения интересных и увлекательных сказок, которые оказались милы сердцу моему. Повзрослев, моё внимание привлекли более серьёзные произведения писателя, такие как «Дубровский», цикл повестей «Покойного Ивана Петровича Белкина»: «Выстрел», «Метель», «Гробовщик» , «Станционный смотритель» , «Барышня-крестьянка» .
Когда говорят о творчестве А.С. Пушкина, отмечают энциклопедичность его произведений и широту тематики. Поэт затрагивал общественные проблемы своего времени: личность и государство, русское дворянство. Поэтому тема быта и нравов дворянства тоже нашла своё отражение в творчестве этого писателя. Изображение бытовых отношений мы видим в романе «Дубровский», и в некоторых повестях из цикла «Повестей Белкина».
Изучая на уроках литературы произведения А. С. Пушкина «Дубровский» и цикл «Повестей Белкина», я обратила внимание на то, как много общего в этих книгах в изображении быта и нравов дворянства, и поэтому решила изучить этот вопрос.
Тема моей работы: «Быт и нравы русского дворянства на примере произведений А.С. Пушкина « Дубровский », « Повести Белкина» .
Цель работы - повышение уровня знаний по литературе благодаря знакомству с творчеством поэта , рассмотреть быт и нравы дворянства в произведениях А.С. Пушкина .
Для реализации данной цели я поставила следующие задачи:
На примере произведений А.С.Пушкина «Дубровский» и «Повести Белкина» рассмотреть быт и нравы русского дворянства.
- Используя исторические сведения, воспоминания из прочитанных литературных произведений А. С. Пушкина, изложить наиболее важные моменты в развитии дворянского общества, рассказать о нравах дворянства, его быте и зарождении традиций, которые стали важной составляющей для культурного развития России и нашли отражение в наше время.
- Раскрыть нравственный облик дворян, сопоставить героев произведений А. С. Пушкина, поведать об их времяпрепровождении, передать настроение, затронуть конфликтные ситуации в дворянском обществе, которые иногда решались путём проведения дуэли.
Объектом данной работы являются хорошо известные во всём мире произведения великого русского писателя А.С. Пушкина «Дубровский» и «Повести Белкина».
Предметом исследования является тема быта и нравов русского дворянства на примере произведений А. С. Пушкина.
Материалом исследования послужили произведения писателя, такие как «Дубровский», Повести Белкина- «Выстрел», «Метель», «Гробовщик», «Станционный смотритель», «Барышня-крестьянка».
Основным методом исследования является поисковый и метод сравнительного анализа.
Мною выдвинута гипотеза, что герои исторических литературных произведений А.С. Пушкина помогают учиться и набираться жизненного опыта наглядно на образах и характере героев, быте и нравах , обычаях и традициях , их поступках, помогают раскрыть богатство и красоту русского народа. По моему мнению, это и есть самая главная задача - научиться на примере других.
В заключении я сделаю выводы, к которым пришла, прочитав произведения и изучив материалы по теме: «Быт и нравы русского дворянства на примере произведений А. С. Пушкина».
2.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ .
Прежде чем говорить о быте и нравах русского дворянства, вспомним, что же такое дворянство, быт и нравы в общем понимании? На Руси дворянин — это обязательно воин, нередко военачальник. Дворянами становились люди низкого происхождения, получившие это звание по своим заслугам и по царской милости. Дворяне имели крестьян и получали земли для их обработки. Не случайно появление поговорки «из грязи в князи». Например, сподвижник Петра I А. Д. Меньшиков по своему происхождению из самого низшего сословия. Сделал головокружительную карьеру, имел титул «Светлейший князь» и получил от Петра I более 100 тысяч крепостных крестьян. Поэтому, пока дворянство существовало, оно было военным сословием, что позволяло ему надежнее гарантировать свои права, подтверждая их авторитетом своего оружия. Тем не менее, применявшийся в разговорной речи и использовавшийся в литературе термин «благородство» по своему происхождению указывал на положительную характеристику аристократических качеств личности.
Что же подразумевается под бытом и нравами? Быт – это сфера социальной жизни, включающая как удовлетворение материальных потребностей людей в пище, одежде, жилище, поддержании здоровья, так и освоение человеком духовных благ, культуры, человеческое общение, отдых, развлечения . В самом широком смысле быт - это уклад повседневной жизни . Нравы — это особенности поведения человека, связанные с чертами характера, обычаи, общераспространенные привычки, уклад общественной жизни.
А быт и нравы эпохи 19 века имел свою уникальную особенность в поведении людей, их внешнем виде, воспитании и образовании , времяпрепровождении . Повседневная жизнь русского дворянства позволяет раскрыть специфику русской культуры , увидеть отличительные особенности дворянской жизни.
Обращаясь к пушкинским произведениям ,мы рассмотрим быт и нравы русского дворянского общества, увидим духовное, интеллектуальное и нравственное развитие его героев. Представления о дворянской чести и этикете связаны с идеями того времени и не отделимы от истории.
Произведения А. С. Пушкина «Дубровский» , «Повести Белкина» можно в полной мере назвать историческими, потому что в них четко и ясно переданы конкретные исторические факты, колорит эпохи, нравы и быт населявших Россию людей. Интересно то, что Пушкин показывает происходящие события глазами очевидца, который сам принимал в них непосредственное участие. Читая эти произведения, мы словно попадаем в ту эпоху со всеми ее жизненными реалиями.
Для рассмотрения дворянского быта разумно описать, как выглядели представители этого сословия. Интерес представляет внутренние качества и мышление людей , которые можно выявить посредством воспитания и образования. А включение главы под названием дуэль, отражает дух того времени и показывает, как дворянство иногда разрешало разногласия между собой.
Принадлежность человека к дворянской культуре всегда обязывала к определенным правилам поведения, нормам, принципам чести .
В повести «Дубровский» Пушкин изобразил два типа дворян. С одной стороны, писатель рисует Андрея Гавриловича Дубровского – благородного дворянина. Он образован, умен, честен и благороден. По мысли Пушкина, герой образован, поскольку обладает лучшими качествами ума и сердца. Со всей уверенностью можно сказать, что это лучший представитель дворянства.
Андрей Гаврилович Дубровский был очень гордым и честным человеком. Сильно развиты у этого человека чувство собственного достоинства и гордость. Превыше всего он ценил свое честное имя и дворянскую честь. Этот герой никогда и ни перед кем не унижался и всегда говорил правду в глаза. Дубровский держал себя на равных и с Троекуровым, который был гораздо богаче и знатнее его. Он не прозябает в пьянстве и обжорстве, не разбрасывается деньгами, не издевается над подневольными и не притесняет крестьян. Со своими крепостными крестьянами Дубровский обходился строго, но справедливо. Их он считал такими же людьми, как и дворян.
Рядом с Дубровским Пушкин изображает Троекурова, который предстаёт перед читателем в противоположном образе . Он богат, но не образован. Этот герой не достоин звания дворянина, поэтому писатель говорит о нем, как о «русском барине». Тем самым он подчеркивает, что таких людей, как Троекуров, в России было много.
Для чего же Пушкин изображает Дубровского - старшего и Троекурова столь разными? Андрей Гаврилович Дубровский – положительный герой, Кирилла Петрович Троекуров - отрицательный. Я думаю, что с помощью этих образов поэт хотел показать нам свой идеал дворянина. Он должен обладать благородством, гордостью, чувством собственного достоинства. Пушкин восхищается тем, что в молодости Дубровский отказался от помощи своего влиятельного и богатого друга Троекурова. Он не захотел вернуть свое состояние таким путем, не захотел потерять своей свободы: Дубровский с расстроенным состоянием вынужден был выйти в отставку и поселиться в своей деревне. Кирила Петрович, узнав об этом, предлагал ему свое покровительство, но Дубровский благодарил его и остался беден и независим.
Писатель очень ярко представил нам Кирила Петровича Троекурова, которому ничего не стоит унизить человека, даже того, к кому он питает уважение. Отличительные черты таких дворян — необразованность, примитивность, алчность и самолюбие. В непросвещенном дворянине живёт вера в свою безнаказанность и безграничные возможности («В том-то и сила, чтобы безо всякого права отнять имение»). Даже любовь к детям искажается до предела. Троекуров обожает свою Машу, но делает ее несчастной, выдав за богатого, но нелюбимого ею старика. Самодурство Троекурова отражается и на его крепостных. Они также спесивы, как и их хозяин. Но жаловаться на Кирилу Петровича никто не решался — слишком уж безграничной была его власть в округе. А не подчиниться воле самодура — значит стать его врагом. И уж тогда Кирила Петрович не остановится ни перед чем, лишь бы продемонстрировать свое превосходство. Именно так он поступил с Андреем Гавриловичем Дубровским.
Заискивать перед богатым соседом было не в правилах Дубровского. Более того, в отличие от остальных помещиков, Дубровский никогда не боялся высказать в присутствии Кирилы Петровича свои мысли. Образ Андрея Гавриловича Дубровского — образ благородного дворянина, заботящегося не только о своем кошельке, но и о вверенных ему крестьянах.
Рассмотрим пушкинский цикл повестей «Покойного Ивана Петровича Белкина», в котором представлены сцены из русской жизни. Сцены эти разные, как и сама жизнь. Открывается цикл мрачной атмосферой повести «Гробовщик», в которой нечестный предприниматель, разбогатев, занимает дворянский особняк в центре Москвы, а заканчивается повестью «Барышня-крестьянка» - самой благополучной и счастливой повестью в списке «Повестей Белкина».
Одной из основных тем является тема особенности и индивидуальности человека. Именно под взглядом «индивидуальности» предстают перед нами два соседа, два помещика, особенности характера которых во многом оказываются противоположными и дополняющими друг друга. Если Иван Петрович Берестов по жизни человек независимый, хороший хозяйственник, то Григорий Иванович Муромский, наоборот, известный в округе, образованный, промотавший большую часть своего состояния в Москве. Укажем на два свидетельства, неприметные на первый взгляд, особо характеризующие двух соседей. О Берестове автор сообщает: «В молодости своей служил он в гвардии, вышел в отставку и уехал в свою деревню и с тех пор оттуда не выезжал». Что-то произошло на службе, отчего Берестов оставил военную карьеру. Должно быть его «независимость» стала тому причиной, столкнувшись с правилами и порядками в армии. Иван Петрович, познав горечь несправедливых притеснений, и сына обязывает идти не в армию, а избрать для себя гражданскую службу. Другое свидетельство касается Муромского. Перед тем, как пастуху Трофиму передать «пестрые лапти» Насте, Пушкин пишет: «Заиграл рожок, и деревенское стадо потянулось мимо барского двора». Редко какой помещик разрешит деревенское стадо проводить каждый раз мимо своего барского двора.
Жизнь дворянской семьи имела свои особенности. Во главе семьи был отец, который отвечал за представительство в обществе. Согласно этикету он держался в отдалении, имел в доме отдельные помещения. В литературных произведениях этого времени показано, с каким трепетом дети тайно проникали в кабинет отца, который даже в зрелом возрасте оставался им недоступным. В обязанности главы семьи входили устройство браков потомства и карьеры сыновей. Отношение к детям в дворянской семье было строгим. Высокий уровень требовательности к ребенку объяснялся тем, что его воспитание строилось в рамках дворянского кодекса чести.
Домашнее образование получило широкое распространение в семьях провинциального дворянства и отражало благосостояние и культурный уровень родителей. Образование позволяло дворянству прекрасно устроить свою жизнь и добиться высот в карьере.
Домашнее воспитание осуществлялось таким образом, что в первые годы жизни ребенок находился на попечении няни. После к детям приглашались учителя, которые должны были дать ребенку основные и необходимые знания.С 7-летнего возраста ребенок рассматривался как маленький взрослый, так как считалось, что у него появлялся разум и начиналось преподавание ребенку арифметики, чтения, музыки, не забывали и о физической нагрузке. Теперь воспитанием ребенка занимались гувернеры и гувернантки, преимущественно это были иностранцы. Гувернеры играли непосредственную роль в обучении детей хорошим манерам, молодые дворяне могли свободно говорить на нескольких языках. Специально для этого в имение на работу нанимались учителя, особенно модно было пригласить к ребенку в педагоги иностранца. Чаще всего это были французы , реже немцы и англичане.
В романе «Дубровский» и повести «Барышня – крестьянка» главные герои имели детей, воспитанием и образованием которых они занимались. Так, у Троекурова и Муромского было по дочери - Маша и Лиза, всю жизнь провели дома и не выезжали дальше своего владения, росли на глазах родителей.
И в романе «Дубровский», и в повести «Барышня – Крестьянка» учителя были наёмными, а точнее «выписанными из – за границы», как верно подмечено в «Дубровском». У Лизы Муромской это была мисс Жаксон, сорокалетняя старая дева, англичанка, а у Маши Троекуровой - мсье Дефорж, заменённый Дубровским. Но если у Муромского, у «настоящего русского барина» это была англичанка, то у Троекурова эту должность занимал француз. И ранее в семье Кирилла Петровича до мсье Дефоржа учителем была мадемуазель Мими.
Главной целью присутствия гувернёров в имении являлось обучение и подготовка юной барышни к светской жизни. Обязательным считалось для благовоспитанной девицы знание нескольких иностранных языков, умение играть на музыкальном инструменте, танцевать, обучение светским манерам, рукоделию. В целом образование молодой дворянки было, как правило, более поверхностным и чаще домашним. В зависимости от финансовых возможностей семьи, девочек направляли на обучение в институт благородных девиц или пансионы.
Обучение и воспитание мальчиков ориентировалось на служение Отечеству. Как дворянин он обязан был быть храбрым, честным, благородным, образованным. Храбрость вырабатывалась путем волевых усилий и тренировок, обучались верховой езде, фехтованию. С 7-8 лет дети зачислялись в военные училища, а по их окончании поступали в высшие кадетские корпуса в Петербурге.
У героев пушкинских произведений Дубровского и Берестова было по сыну. Сыновья обучались в Петербурге вдали от отчего дома. Разница лишь в том, что Андрей Дубровский уже был поручиком, а Алексей Берестов только собирался поступить на военную службу, так как «к статской службе молодой человек чувствовал себя совершенно не способным». Берестов желал сам решать, что нужно его сыну и действовал излишне решительно.
Сам процесс домашнего обучения молодых дворян был в достаточной степени произволен. Уроки не всегда носили формальный характер, а могли представлять собой прогулку по парку с поучительной беседой, всевозможные экскурсии или рисование пейзажей усадьбы. Дети наиболее богатых дворянских родов домашнее образование завершали длительным заграничным путешествием под руководством иностранных гувернеров.
Так же семья играла важную роль в домашнем образовании детей. Родители приучали детей к семейным традициям, например, к регулярному совместному принятию пищи за общим столом, встречи с родственниками и проводимые с ними беседы. Обучение манерам имели значение для подрастающего дворянина.Таким образом, провинциальная дворянская усадьба первой половины XIX в. была прекрасным местом для воспитания и образования достойных дворян.
Между делами и воспитанием детей дворянство проводило дни на службе в постоянном общении. Старинными увлечениями дворян являлись охота и верховая езда, а также приемы. При приеме гостей дворяне особенно проявляли свою преданность моде и традициям. На приемах много общались, танцевали, играли в карточные игры. Женщины занимались рукоделием и чтением романов на иностранных языках.
Вспоминается эпизод из произведения «Дубровский». Так Кирила Петрович Троекуров, человек богатого, знатного рода, дом его всегда был полон гостями, готовыми тешить его барскую праздность...Он часто устраивал в своем поместье всевозможные увеселительные мероприятия и давал полную волю своим затеям. Никто не дерзал отказываться от его приглашения или в известные дни не являться с должным почтением в село Покровское. Почти каждый из гостей избалованного донельзя помещика побывал в комнате с медведем и не только испытал нечеловеческий страх, но и получил физические увечья. Больше других развлечений Кирила Петрович любил охоту с собаками, он готовился к ней заранее и тщательно. Псарня Троекурова славилась на всю губернию, была гордостью хозяина. После охоты обычно в поместье барина устраивалась длительная попойка всех её участников. Очень часто друзья хлебосольного хозяина разъезжались по домам только под утро.
Усадьба отражала душу хозяина и раскрывала особенности его личности. Она занимала особое место в жизни дворян, как природно-культурное пространство, созданное на века, усадьба стала символом дворянской семьи. В формировании ее поэтики внесли вклад А. С. Пушкин.
Основные события в жизни дворянина были связаны с усадьбой, поэтому ее устройство продумывалось до мелочей.
В усадебном доме помимо непременного наличия спален, гостиной, кухни, кладовых, стали появляться библиотеки,которые собирались годами. Для хозяина в доме обязательно был кабинет – небольшое укромное пространство для уединения со скромной обивкой, но дубовой мебелью. Здесь хозяин дома мог себе позволить новомодную традицию – курить трубку или нюхать табак. Нередко в усадьбе были театр, библиотека, храм, школы длякрепостных, оркестр. Центральное положение в барском доме занимал парадный зал, где проходили приемы гостей .
На примере повести «Барышня — крестьянка» мы видим, как Г. И. Муромский обустраивает своё имение по английским образцам. Сад и конюшня были в английском стиле, поля обрабатывались на английский манер, даже у дочери Лизаветы в гувернантках была англичанка — мисс Жаксон, но из-за этих дорогих затей почти разоряется.
На смену сложенным годами традициям стали приходить новые, поступившие с Запада веяния моды .
Практичные хозяева строили в усадьбах винокуренные, кирпичные, мыловаренные, суконные, стекольные, бумажные и другие предприятия.
Так, полной противоположностью Муромского всё в той же «Барышне — крестьянке» предстал перед нами практичный и хозяйственный, не терпящий безделья помещик Берестов, который заводит у себя в имении суконную фабрику и устраивает свои доходы, а дела его шли хорошо.
В произведениях А. С. Пушкина находили своё отражение не только жизнь, устои и традиции дворянского сословия, но и условия, в которых формировалась личность и интересы. Подробно описывая дворянский уклад жизни, писатель не мог не затронуть такой институт дворянской культуры, как дуэль. Включение главы под названием дуэль, отражает дух того времени и показывает, как дворянство иногда разрешало разногласия между собой.
Происходящие в обществе конфликты личного характера имели своей особенностью разрешениях их в честном поединке. Таким образом, возникала дуэль – от фр. ”поединок”. Как правило, дуэли происходи внутри отдельных общественных слоев, таких как аристократия и дворянство. Дуэль (поединок) — происходящий по определенным правилам : парный бой, имеющий целью восстановление чести, снятие с обиженного позорного пятна, нанесенного оскорблением . Утверждение чести как основного законодателя поведения было неотъемлемой частью дворянской жизни. Дуэль в первую очередь была делом военных. В XIX веке дуэли были очень частым явлением среди дворянского сословия. Дворянин не мог позволить, чтобы его честь была запятнана. В связи с этим возникает понятие защиты чести и достоинства в честном поединке .
Поводом для дуэли могло стать оскорбление в адрес семьи и рода, которое затрагивало такие стороны личности, как внешность, манеры и привычки, служебные столкновения, оскорбление воинской чести, дуэль из-за женщины. Дуэль могла происходить только на пистолетах или шпагах и могла не состояться в случае, если будут принесены извинения одной из сторон только в присутствии всех секундантов.
В создании случаев проведения поединков в литературных произведениях, во многом послужил личный опыт А.С. Пушкина . Все прекрасно знают, что Пушкин был известным «забиякой» и на дуэлях дрался часто. По такому поводу он даже носил тяжелую трость — руку тренировал, чтобы не дрогнула, если стреляться придется. Самой известной дуэлью писателя стала дуэль между А.С. Пушкиным и Ж. Дантесом, которая произошла из-за оскорбления нанесенного жене А.С. Пушкина Н.Н. Гончаровой.
Примеры дуэлей данного периода можно обнаружить в литературных произведениях, т.к. авторы часто описывали дуэли .
Основное средство, которому служит мотив дуэли, — это средство создания характеров, ибо в критические моменты жизни человеческие качества проявляются наиболее ярко.
Так, к примеру,случай, описанный в повести А.С. Пушкина «Выстрел», взят из жизни автора. Как-то в бытность в Кишиневе Пушкин играл в карты с неким Зубовым, офицером генерального штаба. В генеральных штабах всегда карты передергивают, а когда мечут банк, уж и подавно. Пушкин проигрался, но сказал друзьям, что лично он за такие проигрыши платить бы запретил.
Оскорбительный намек Пушкина дошел до Зубова. Решили стреляться в винограднике за Кишиневом. Пушкин пришел с фуражкой, полной черешен. Пока Зубов суетился, целился, Пушкин завтракал черешнями. Зубову, видать, тоже так захотелось черешен, что он стрельнул мимо и бросился к Пушкину. Тот думал, что мириться, но оказалось, за черешнями. Чуть снова дело не дошло до дуэли.
В повести «Выстрел» все происходит драматичнее, показано две части дуэли — две повести. Сюжетом повести стал поединок, история одной необыкновенной дуэли. Причиной дуэли стало неуважительное отношение гусара Сильвио, имеющему крутой нрав, злой язык, к графу Б*** - умному, красивому, храброму, богатому. Все заставляло Сильвио испытывать к нему зависть и бешеную злобу. Он стал искать ссоры со своим врагом. Однажды на балу Сильвио сказал своему врагу какую-то грубость, а в ответ получил пощечину. Решено было драться. Первый выстрел достался по жребию врагу Сильвио. При первом столкновении герой – граф Б*** - - молодой, не страшащийся смерти, ничем не дорожащий в жизни, при втором – гусар Сильвио - одержимый мыслью о мщении, сумевший заставить графа сделать выстрел, на который у того не было права: «Я заставил тебя выстрелить по мне, с меня довольно…Предаю тебя твоей совести.» Растянутая во времени дуэль закончилась лишь через шесть лет после ее начала. Граф выстрелил, однако Сильвио ответный выстрел сделал намного позже… но не в графа, а в картину: не захотел уничтожать графа физически, довольствовался победой моральной. Выстрел Сильвио был действительно во всех отношениях замечателен. Он без лишних слов дал понять графу, что подарил ему жизнь. Со словами «предаю тебя твоей совести» Сильвио вышел. После этого граф его никогда не видел. А через некоторое время Сильвио погиб на войне. Вот такое завершение повести.
Во второй половине XIX века общество осуждает дуэли, и считает их лишь простой формальностью. В законодательстве появляются статьи, запрещающие поединки, и возводили их в ранг преступления. Каждая дуэль становилась в дальнейшем предметом судебного разбирательства. И противники, и секунданты несли уголовную ответственность. Участие в дуэли, даже в качестве секунданта, влекло за собой неизбежные неприятные последствия. Однако, интересы дружбы и чести требовали принять приглашение участвовать в дуэли как знак доверия.
Таким образом, дуэль была способом проявления личной свободы дворянина. Она являлась показателем защиты своей чести, а также расценивалась, как вызов существующим порядкам. Участие в дуэли показывало, что дворянин сам распоряжается своей и чужой жизни .
3. Заключение.
Дворянство - это высшее сословие, которое являлось господствующим и руководящим в Российском государстве до революции 1917года.
Изучая вопрос быта и нравов дворянства на примере произведений А.С. Пушкина, я пришла к выводу, что дворянское воспитание – это не система, не особая методика и не свод каких-либо правил. Это образ жизни, стиль поведения, сложное переплетение обычаев, утвержденных народной традицией, религиозных обрядов, философского вольнодумства, западничества. Новые западные веяния повлияли в основном на такие стороны жизни провинциального дворянства как изменения в обустройстве усадьбы, стиля одежды, манер общения,поведения, в то время как вечные семейные ценности, домашние обряды, праздники, сохранили в основном древнерусские традиции. Это усваивалось сознательно и бессознательно путем привычек и подражания. Это традиции, которые не обсуждают, а соблюдают . Это находило отражение в литературе, в частности, в произведениях А.С. Пушкина.
Произведения А. С. Пушкина «Дубровский» , «Повести Белкина» можно в полной мере назвать историческими, потому что в них четко и ясно переданы конкретные исторические факты, колорит эпохи, нравы и быт русского дворянства. Преимущество дворянства и в настоящее время вызывает интерес и может быть примером для современного общества.
Трудно высказать и перечесть всей огромной лепты Александра Сергеевича, которую он внес в нашу культуру.
4. Список используемой литературы.
1. Быт пушкинского Петербурга. Опыт энциклопедического словаря. СПб., 2005.
2. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVIII - начало XIX вв.). – СПб., 1994
3. Троицкий С.М. Русский абсолютизм и дворянство в XVIII-XIX веках. — М., 1974.
4. Познанский В. В. Очерк формирования русской национальной культуры. Первая половина XIX в. М., 1975.
5. Л.М. Ляшенко История России XIX век: изд. ДРОФА, М., 2002 г.
6. Яковкина Н.И. История русской культуры XIX век. СПб., 2002.
7. Кацура А. В. Дуэль в истории России. М., 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Серия уроков по литературе "Игра "Кто хочет стать пятионером" по произведениям А.С.Пушкина "Дубровский" и "Капитанская дочка" и сказкам М.Е. Салтыкова- Щедрина.
данная разработка дает возможность провести интересный урок и проверить знания по произведениям большого количества учащихся....
тест по литературе 6 класс по произведению А.С.Пушкина "Дубровский".
Итоговая контрольная работа роману А.С. Пушкина «Дубровский». Задания с выбором ответа...
Самостоятельная работа по произведению А. С. Пушкина "Дубровский"
Самостоятельная работа по произведению А. С. Пушкина "Дубровский"...
Тест по произведению А.С.Пушкина "Дубровский"
Контрольный тест для проверки знаний произведения А.С.Пушкина "Дубровский" в 6 классе....
Быт и нравы русского дворянства в романе А.С.Пушкина «Дубровский» и «Повестях Белкина"
Работа посвящена исследованию быта и нравов русского дворянства в романе А.С.Пушкина «Дубровский» и «Повестях Белкина"...
План и материалы к сочинению по произведению А.С. Пушкина " Дубровский"
Работа над сочинением, беседа по вопросам плана, сравнение своего представления о героях с образами картины ПУКИРЕВА...
Проект "БЫТ И НРАВЫ РУССКОГО ДВОРЯНСТВА XIX ВЕКА НА ПРИМЕРЕ ПОВЕСТИ А.С.ПУШКИНА «ДУБРОВСКИЙ»
Актуальность исследования: порой мы забываем об истории своей страны, ее культуре. Писатели в своих произведениях поднимают серьезные социальные и общественные проблемы, которые и сейчас имеют дл...