Статья "Развитие творческих способностей учащихся на уроках и внеурочной деятельности"
статья по литературе на тему

Проблема развития творческих способностей была и остается одной из важнейших проблем человеческого общества.

Современная система образования ориентируется на подготовку молодого поколения к реальной жизни, и в настоящее время для того чтобы быть востребованным на рынке труда, выпускнику средней школы необходимо обладать самостоятельностью и оригинальностью мышления, уметь самостоятельно получать и анализировать знания в ходе творческой исследовательской деятельности. Интеграция предметов в современной школе – одно из направлений активных поисков новых педагогических решений, способствующих улучшению качества знаний, развитию творческих потенциалов учащихся. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Администрация города Улан – Удэ

Комитет по образованию

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 46»

Развитие творческих способностей учащихся на уроках и внеурочной деятельности

(из опыта работы)

Учитель русского языка и литературы

                         МАОУ СОШ № 46

                                          Караваева Татьяна Павловна

  Проблема развития творческих способностей была и остается одной из важнейших проблем человеческого общества.

Современная система образования ориентируется на подготовку молодого поколения к реальной жизни, и в настоящее время для того чтобы быть востребованным на рынке труда, выпускнику средней школы необходимо обладать самостоятельностью и оригинальностью мышления, уметь самостоятельно получать и анализировать знания в ходе творческой исследовательской деятельности.  

В процессе преподавания литературы происходит развитие следующих основных групп творческих способностей учащихся:
1 группа - способности, связанные с восприятием текстов разных типов, родов, жанров литературы; художественных образов в литературном произведении; эмоциональной и экспрессивной составляющей текста; простоты, точности, ясности, чистоты, логичности, богатства, образности, выразительности, содержательности, живости и благозвучия текста произведения; способности к восприятию цветописи и звукописи в тексте;
2 группа - способности, связанные с осмыслением содержания текста и творческо-поисковой деятельностью: способности к глубокому осмыслению текстов, принадлежащих к разным жанрам, родам и типам; к осмыслению проблематики текста; к вычленению микротем из текста с глубоким последующим их анализом; к определению роли детали в художественном тексте, смысловых доминант данного текста; к определению, выделению и использованию в письменной и устной речи, в творческих работах изобразительных и выразительных средств языка: тропов, стилистических фигур; к объективной оценке образа автора, образов рассказчиков, систем этих образов рассказчиков и их роли в произведении; к видению авторской позиции и оценке способов ее отражения в тексте произведения; к постижению композиции произведения (внутреннего его построения: экспозиции, завязки, развития действия, кульминации, развязки; словесных рядов и их композиционной роли); способности к анализу звукописи и цветописи в тексте; к выразительному чтению текста, отрывков из текста;

3 группа способностей связана с выполнением видов работы творческого характера: способностей к творческому подражанию; к выражению в речи и творчестве личностной позиции; к созданию оригинальных произведений: сказок для младших братьев и сестер, притч, стихотворений в прозе, стихотворений разных жанров, сочинений разных жанров с использованием различных типов речи и др.

Сущность работы по развитию творческих способностей, учащихся состоит в том, что благодаря специфике самого предмета, создаются благоприятные условия для включения учащихся в мир фантазии, или воображения, в создание новых образов путем перестройки имеющихся у них представлений в процессе возникновения ассоциативных связей и аналогий, осуществления импровизации и т.п., являющихся основными составляющими творческих способностей в области литературы. Инновационные процессы, идущие сегодня в системе педагогического образования, наиболее остро ставят вопрос о поисках резервов совершенствования подготовки высокообразованной, интеллектуально развитой личности.

Введение интеграции предметов в систему образования позволяет решать задачи, поставленные в настоящее время перед школой, а именно: всестороннее развитие личности учащихся, формирование, закрепление, углубление знаний. Интегрированное обучение влияет на развитие творческого мышления учащихся, оно способствует систематизации, активизации учебно-познавательной деятельности.

Интеграция предметов в современной школе – одно из направлений активных поисков новых педагогических решений, способствующих улучшению качества знаний, развитию творческих потенциалов учащихся. Интеграция не только средство достижения общих целей обучения, всестороннего развития личности школьника, но и один из необходимых факторов формирования конкретных педагогических задач, определения общепредметных систем знаний, умений.

Интегрированные уроки способствуют глубокому «проникновению учащихся в слово», помогают формированию грамотной устной и письменной речи учащихся, ее развитию и обогащению, развивают эстетический вкус, умение понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы. Интегрированные уроки снимают утомляемость и перенапряжение учащихся за счет переключения с одного вида деятельности на другой. Главной особенностью интегрированного урока является то, что такой урок строится на основе какого-то одного предмета, который является главным. Остальные, интегрируемые с ним предметы, помогают шире изучить его связи, процессы, глубже понять сущность изучаемого предмета, понять связи с реальной жизнью и возможность применения полученных знаний на практике

 Привлечение на уроки литературы смежных видов искусства обосновывается необходимостью предупреждать пассивность восприятия учащимися материала.

Ведь именно искусством воспитываются глубокие интересы, отзывчивость души, широта взгляда, развиваются творческие способности.

 При изучении лирики более всего необходима музыка, которая соответствует самой природе поэзии и помогает развитию воображения (именно этого требуют лирические произведения).  Когда мы читаем пушкинские, лермонтовские или тютчевские стихи  перед нами возникает какая - либо зримая “картина”. Эти стихи похожи на мелодии; их фразы непосредственно выражают те или иные мысли и чувства. Так, анализируя лирику, использую музыкальные интерпретации, которые углубляют восприятие поэтического произведения.  Естественно и органично включение в уроки по изучению лирики Пушкина, Лермонтова, Тютчева, Фета, Тургенева, Некрасова, Есенина романсов Алябьева, Даргомыжского, Глинки, Танеева, Рахманинова, Чайковского, Шостаковича, Свиридова.

Так,  при изучении темы в 10 классе «Поэзия И.С. Тургенева»  звучал романс на стихи И.С.Тургенева «В дороге», чтение стихотворений  в прозе сопровождались классической музыкой.

Одной из форм, активизирующих внимание учеников к изучаемому материалу, повышающих интерес к уроку литературы, развивающих творческие возможности учащихся является урок - путешествие. Этот урок может быть как вступительным, так и заключительным. Учитель предлагает детям заочно отправиться по местам, связанным с жизнью писателя, поэта. Уместно будет привлечение иллюстраций тех мест, в которые предлагает отправиться учитель. Урок - путешествие требует огромной подготовки: подбирается музыка к уроку, продумывается  оформление, распределяются роли и слова. Можно инсценировать отрывки из произведений. Уроки - путешествия дают возможность учащимся заочно побывать в местах, дорогих каждому россиянину, пробуждают такие уроки и интерес к литературе, к культуре.

Другой формой нестандартного проведения урока литературы является литературная гостиная. Цель  - углубить знания учащихся о творчестве писателя, проверить степень осмысления или усвоения материала, а главное - вызвать интерес к предмету, увлечь учащихся литературой. Они могут быть посвящены творчеству писателя, поэта, которые изучались по программе, а также произведениям для внеклассного чтения. Литературная гостиная  может иметь следующие элементы: инсценирование отрывков произведений; чтение наизусть отрывков; исполнение песен и романсов, танцевальных номеров.

 В задачу учителя входит также привить ученикам любовь к искусству театра, познакомить с его выразительно-изобразительными средствами и сформировать те умения, которые необходимы для восприятия и оценки театрального спектакля. В процессе изучения драматических произведений происходит знакомство с театром и языком театрального искусства. Интерес детей к этой области знаний и впечатлений поддерживается посещением спектаклей профессиональных театров, постановкой спектаклей по известным драматическим произведениям. Такой урок доступен и интересен школьникам любого возраста. Подготовительная работа включает в себя выбор темы, распределение ролей, создание сценария, проведение репетиций, обсуждение условностей. Урок-спектакль вызывает у детей творческую активность, развивает навык выразительного чтения, работу воображения, учит школьников слушать и слышать, наслаждаться художественным словом. Методические и организационные формы содружества между преподаванием литературы и театром складывались на протяжении многих лет, но основной принцип — принцип связи литературы с формированием зрительского опыта — всегда оказывается чрезвычайно плодотворным: расширяется круг литературных интересов учащихся, возникает стойкий интерес к фактам современной культуры и, прежде всего — к театру, обогащается мир эмоций, нравственных чувств и знаний школьников, формируются эстетические оценки, повышается самостоятельность и обоснованность суждений.

Интегрированный урок – это результат совместной педагогической деятельности по разработке одной темы. Так тема «Жизнь и творчество А.Н.Островского» изучается не только на уроках литературы, но и на уроках театра («Природа театра Островского»).

Изучая на уроке литературы тему «А.С.Пушкин. «Маленькие трагедии», параллельно на уроках театра рассматривались театральные постановки по произведениям Пушкина, на уроках музыки – творчество композиторов 18, 19 веков.

Творчество А.С.Пушкина – благодатный материал для учителя. Ведь поэт наводит читателя на размышление: можно ли найти смысл жизни, не утратив при этом неких вечных ценностей. По одной из «Маленьких трагедий» А.С.Пушкина, «Моцарт и Сальери» совместно с учителями театра и музыки проведен интегрированный урок «Гений и злодейство – две вещи несовместные». На уроке ребята обсуждали поступки героев, опираясь на текст. Учитель музыки беседовал о композиторах 18 века Моцарте и Сальери. Было «живое» исполнение некоторых пьес Моцарта. Велся разговор о произведении Моцарта «Реквием». Учащиеся имели возможность прослушать отрывки из этого музыкального произведения, убедиться с помощью учителя, что «Реквием» не столько заупокойная месса, сколько гимн жизни.

Девятиклассники попробовали себя в роли актеров. Был инсценирован кусок трагедии «Моцарт и Сальери». Всесторонняя работа над произведением позволила учащимся ответить на вопрос: «Над чем заставил нас Пушкин размышлять?» На тему добра и зла;  любой человек должен  любить людей, любить все, что его окружает; нельзя взращивать в себе зависть. Это плохое чувство. Оно приносит вред всем и, прежде всего, самому человеку. А Моцарт сохраняет верность себе, он благородный, честный. Гуманистическая мысль пронизывает трагедии Пушкина и делает их при всей катастрофичности «ужасного века» и «ужасных сердец» светлыми.

Взаимосвязи гуманитарных предметов определяются общими объектами – общество, человек – и методами их изучения. Взаимосвязи литературы и истории раскрывают социально-историческую обусловленность творчества того или иного писателя и способствуют образной характеристике исторических этапов в развитии общества. У истории и литературы общий объект изучения – общество и человек. Сходен и логический анализ фактов в сочетании с их эстетической оценкой. Такие уроки позволяют понять характер героя и наоборот – эпоху посредством художественного произведения. Учащиеся в старших классах благодаря  таким урокам стараются применять знания при сдаче экзаменов, работая, например, над творческим заданием как по истории, так и по русскому языку.

Тема коллективизации по истории в 11 классе рассматривалась через произведение М.А. Шолохова «Поднятая целина», Крымская война через произведение Л.Н.Толстого «Севастопольские рассказы», Гражданская война иллюстрировалась произведениями М.А.Шолохова «Тихий Дон», «Донские рассказы», Б.Л.Пастернака «Доктор Живаго».

Благодаря интегрированному уроку «Облик эпохи и характер ее героев» (на примере поэмы М.Ю.Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова») учащиеся смогли понять сложную эпоху Ивана Грозного.

Сопоставительный анализ - действенный приём  при рассмотрении творчества как одного автора, так и разных авторов на одну тему.  В этом случае усилия будут направлены на обнаружение общих черт, различий, попытку  увидеть своеобразие стиля того или иного поэта. Например, изучая лирику А.С. Пушкина, можно  для сравнения предложить стихотворения Пушкина «Бесы» и Вяземского «Метель». Найденные сходства не снимают ощущения глубокого различия, существующего между двумя этими стихотворениями. Чем это объясняется? Учащиеся приходят к выводу, что это обусловлено разным восприятием метели героями. Итак, столь близкие по изображенной ситуации стихотворения оказываются диаметрально противоположными по выраженному настроению.

Однако у учащихся  возникает вопрос: почему же у Пушкина метель героя страшит, а у Вяземского только забавляет? Один из них храбрее другого?

Метель у Пушкина символична, это образ с двойным дном, он скрывает в себе некий глубинный смысл. Метель не только природное явление, она олицетворение внутреннего состояния героя, чувства душевного разлада.

Опыт, получаемый учащимися при знакомстве с живописью, позволяет учителю использовать в работе над текстом такой методический прием, как устное рисование. Оно позволяет, оставаясь в пределах словесных образов литературы, всемерно развивать и углублять зрительное представление, воспринимать изобразительное начало произведения; стимулирует работу воображения, приучает зорко всматриваться в текст, служит развитию устной речи.

Литература и русский язык являются тем полем, которое помогает мне донести до сознания ребёнка значимость слова. Здесь большую помощь окажет исследование в ходе изучения теоретико-литературных и языковых понятий. Исследование как условие развития познавательной активности, творческих способностей, самостоятельности учащихся может применяться на всех этапах обучения.

Исследовательская работа учащихся на уроках литературы помогает им выработать навык самостоятельной творческой работы, развивает умение внимательно читать текст художественного произведения и погружаться в него, анализировать, доказывать, обобщать и делать выводы и, в конечном итоге, формировать собственное аргументированное суждение.

Поисковая работа учит видеть красоту и значимость художественного слова, постигать мастерство писателя в создании художественного образа, глубже понимать авторскую позицию и замысел.

Исследовательская работа на уроках литературы - это самостоятельная творческая поисковая деятельность учащихся под руководством учителя. И чем раньше начнется поисковая и исследовательская литературная работа детей, тем быстрее они научатся видеть проблему и находить нестандартные, оригинальные решения ее, формировать свою точку зрения в оценке художественного произведения, выносить аргументированное суждение, а значит, смогут проецировать свои навыки на жизненные ситуации.

Одной из наиболее эффективных форм работы, формирующих личность учащегося, является метод проектов, то есть целенаправленная, в целом самостоятельная деятельность, осуществляемая под гибким руководством учителя, направленная на решение творческой, исследовательской, личностной или социально значимой проблемы. Все это позволяет строить учебный процесс исходя из интересов учащихся. В ходе работы было выявлено, что метод проектов учитывает потребности, потенциал и склонности школьника, активизирует все стороны личности учащегося: его интеллектуальную и эмоциональную сферы, его индивидуальные особенности и влияет на развитие таких черт характера, как целеустремленность, настойчивость, ответственность, коммуникативность, адаптивность. Кроме того, данный метод направлен на развитие навыков сотрудничества и делового общения в коллективе, предусматривает сочетание индивидуальной самостоятельной работы с групповыми занятиями, обсуждение дискуссионных вопросов, то есть он способствует развитию социально значимых качеств учащихся.

Особенности развития творческих способностей учащихся определяются содержанием процесса обучения и воспитания, а также сложностью, многоэтапностью и многогранностью процесса развития личности и обеспечиваются применением школьниками приобретаемых на уроках и во внеурочное время знаний, умений и навыков в разнообразной деятельности творческого характера (через участие в конкурсах, деловых играх, конференциях, ярмарках ученических идей и проектов, викторинах, КВН и т.д.); рациональным использованием в системе школьного образования возможностей содержания учебных дисциплин и внеклассной работы.

На уроках литературы, текст произведения - это источник гуманитарного понимания, знания. Он дает множество ракурсов, помогает читателю стать участником диалога между автором и героями, между автором и читателями. Обращение к художественному тексту соответствует потребностям ребенка. Интуитивно он стремится к обогащению своих знаний о человеке, у него есть потребность в информации, впечатлениях на эту тему, в реальном позитивном общении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ.

В данной статье представлен опыт работы с учащимися в форме творческого проекта. Представлены индивидуальный творческий проект, коллективный долгосрочный творческий проект для разновозрастных учащихся...

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ.презентация к статье

презентация к статье РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ....

Обобщение опыта педагогической деятельности по теме: «Формирование творческих способностей учащихся на уроках технологии и во внеурочной деятельности»

Данный методический материал – это обобщение моего педагогического опыта, можно использовать педагогам, психологам для написания реферата, курсовой работы или для раскрытия темы самообразования.Цель д...

Обобщение опыта педагогической деятельности по теме: «Формирование творческих способностей учащихся на уроках технологии и во внеурочной деятельности»

Данный методический материал – это обобщение моего педагогического опыта, можно использовать педагогам, психологам для написания реферата, курсовой работы или для раскрытия темы самообразования.Цель д...

Развитие творческих способностей учащихся начальных классов во внеурочной деятельности на основе обучения бумагопластике

Развитие учащихся возможно лишь в системе развивающего обучения, поэтому современное обучение выдвигает перед педагогами центральную задачу – формирование умений учиться в процессе активной познавател...

«Развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии и реализация творческого потенциала через организацию проектной и внеурочной деятельности».

Актуальность проблемы :развития творческих способностей на уроках технологии обусловлена тем, что в настоящее время в условиях модернизации образования всё более утверждается личностно-ориентиров...

Развитие творческих способностей учащихся на занятиях по внеурочной деятельности

Развитие творческих способностей – это непрерывный процесс, который проходит через все этапы развития личности ребёнка, побуждающий инициативность и самостоятельность пр...