Стили речи
презентация урока для интерактивной доски по литературе (9, 10, 11 класс) на тему

Презентация Стили речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon stili_rechi.ppt1.78 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка «Стили речи» 11 класс Хорошую речь хорошо и слушать. Что есть чтение, как не разгадыванье, толкование, извлечение тайного, оставшегося за строками, пределами слов… Чтение – прежде всего сотворчество… Устал от моей вещи, значит хорошо читал и – хорошее читал. Усталость читателя – усталость не опустошительная, а творческая. Сотворческая. Делает честь читателю и мне . М.И.Цветаева

Слайд 2

Образовательные: 1. Повторять, обобщать и систематизи ровать сведения о стилях речи. Выявлять языковые отличительные особенности текстов разных стилей. 2. Составлять собственные тексты различных стилей речи на заданную тему в зависимости от речевой ситуации. Развивающие: Развивать логические умения: анализировать, классифицировать, систематизировать и обобщать языковой материал, аргументировать свою точку зрения. 2. Работать в группах и самостоятельно, уметь вести деловое обсуждение и анализировать свое поведение во время беседы с партнерами по общению, учитывая коммуникабельность, степень корректности в отношениях с учителями, друзьями. Формировать умения принимать решения, основанные на взаимопонимании и взаимодействии . Воспитательные: Воспитывать культуру речи, бережное отношение к слову, потребность сохранять чистоту языка . Цели урока:

Слайд 3

Публицистический: по данным социологического опороса,светская хроника, защищать природу Научный: вопросы экологии, завершившийся эксперимент, валютный коридор, библиографический указатель Оф.-деловой: судебное разбирательство, предстоящие переговоры, парламентские дебаты. Разговорный: ходил совсем ошалевший, хлопать ушами, растянулся на лавке Художественный: пробуждающаяся природа, шорох ресниц, праздничное настроение, серебристый иней, лебедь белая ПРОВЕРИМ (упр. 338)

Слайд 4

Лингвистический анализ текста «Родина» М.И.Цветаева Очень полезно оттачивать и шлифовать свой ум об умы других. М.Монтень французский писатель, философ,16в

Слайд 5

« О, неподатливый язык! Чего бы попросту — мужик, Пойми, певал и до меня: «Россия, родина моя!» Но и с калужского холма Мне открывалася она — Даль, тридевятая земля! Чужбина, родина моя! Даль, прирождённая, как боль, Настолько родина и столь — Рок, что повсюду, через всю Даль — всю её с собой несу! Даль, отдалившая мне близь, Даль, говорящая: «Вернись Домой!» Со всех — до горних звезд — Меня снимающая мест! Недаром, голубей воды, Я далью обдавала лбы. Ты! Сей руки своей лишусь, — Хоть двух! Губами подпишусь На плахе: распрь моих земля — Гордыня, родина моя!

Слайд 6

Патриотизм - [от греч. patris - родина, отечество] Любовь к родине, преданность своему отечеству, своему народу. Преданность, приверженность чему-л. Восхваление всего своего, даже отсталых форм жизни и быта, и порицание всего чужого.

Слайд 7

2. «Родина – даль, тридевятая земля 3. Родина - гордыня Родина- Россия Всю ее с собой несу Родина - чужбина 6. Рок, что повсюду Россия – родина моя… Гордыня – родина моя

Слайд 8

Речевые клише Я разделяю точку зрения автора… Нельзя не согласиться с мнением автора о том… … интересно, что автор… Трудно согласиться (с чем?)… Нельзя принять утверждение (кого? о чём?), потому что … Спорной является точка зрения автора (на что?)…

Слайд 9

Стиль речи Стиль – это совокупность языковых особенностей (лексических, грамматических, фонетических), придающих речи определённую окрашенность, делающих её то разговорной, то научной, то деловой и т.д.

Слайд 10

Тоска по Родине! Давно Разоблаченная морока! Мне совершенно все равно – Где совершенно одинокой Быть, по каким камням домой Брести с кошелкою базарной… Используется для написания поэтических и прозаических художественных произведений. Цель – воздействовать на читателя, передавая мысли и чувства автора. Язык образен, эмоционален. Широко используются эпитеты, метафоры, сравнения и другие художественные фигуры речи. Художественная речь = художественный стиль

Слайд 11

Публицистический стиль Используется для создания передовой статьи газеты или журнала, воззваний, очерков, фельетонов и т.п. Цель – воздействуя на сознание и эмоции читателя, убедить в правоте сказанного. Всегда поднимает актуальную, острую проблему общества. Использует обращения, риторические вопросы, восклицания, призывы, яркие, неожиданные образы и т.п.

Слайд 12

Официально-деловой стиль Используется для создания официальных документов (канцелярской, юридической, дипломатической документации). Характеризуется ясностью, логичностью, краткостью изложения. В нем широко используются устойчивые речевые обороты, речевые штампы.

Слайд 13

Научный стиль Цель – точная передача научных сведений о чём- или ком-либо. Используется для написания научных статей, учебников, словарей, справочников и т.п. Характеризуется точностью, логической стройностью, строгой нормативностью литературного языка. В нём широко используются термины для обозначения научных понятий.

Слайд 14

Разговорный стиль Употребляется в основном в устной речи в неофициальной обстановке (дружеской беседе, письме и т.д.). Этому стилю присущи простота, живость, непринуждённость, некоторая вольность. Широко используется эмоционально окрашенная лексика, просторечные слова, выражения.

Слайд 15

Если угодно, язык – это океан. Можно черпать и наливать в сосуды различной формы. Одна и та же вода принимает форму бутылки, куба, древнегреческой амфоры, хрустального шара и грязной лужи. В. Солоухин

Слайд 16

Учебный проект Взаимосвязь стиля речи и речевой ситуации Гипотеза: Если лирический текст оказывается в иной речевой ситуации, то стиль этого текста меняется. Цель проекта : Доказать, что различные речевые ситуации влияют на выбор стиля речи.

Слайд 17

Задачи проекта 1.Вспомнить основные понятия темы «Стили речи». 2.Закрепить знания о стилях речи. 3.Изучить структуру понятия «Речевая ситуация». 4.Найти взаимосвязь речевой ситуации и стиля речи.

Слайд 18

Замечательное событие произошло в нашей школе - вечер поэзии, посвященный творчеству М.И.Цветаевой. Журналисты и фоторепортеры не дремлют. Прочитав множество стихотворений поэтессы, изучив трагедию ее судьбы, они написали статью «Поэт и время» в школьную газету (чтение статьи). Как ни любила Марина Ивановна Россию, как ни стремилась воссоединиться с ней, но Родина приняла ее недружелюбно. Целый год она искала свой багаж. Ей пришлось писать заявления в различные инстанции (чтение). Группа теоретиков-лингвистов проанализировала творчество поэтессы и написала научную статью «Выразительно-изобразительные средства стихотворения «Родина», передающие авторское отношение к родине-чужбине (чтение). В перерыве ребята услышали диалог старшеклассниц о последних днях жизни поэта, о ее трагическом ощущении ненужности. Девочки, обвиняя эпоху и время, с болью говорили о несправедливости жизни, о том, что Россия не может достойно оценить своих детей при жизни (чтение диалога). Литературная гостиная

Слайд 19

«Нельзя к цветку в виде дополнения подвесить шуруп. Нельзя к нитке жемчуга на женской шее присоединить в виде подвесок канцелярские скрепки. Нельзя к слову дворец присоединить слово бракосочетаний. Объяснить, почему это нельзя делать, тоже нельзя. Дело сводится к языковому слуху, ко вкусу, к чувству языка, а в конечном счете, к уровню культуры». В. Солоухин

Слайд 20

Считай несчастным тот день или тот час, в который ты не усвоил ничего нового и ничего не прибавил к своему образованию. Я.А.Коменский


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи в 6 классе. Стили речи.Официально-деловой стиль речи.

Урок развития речи в 6 классе. Стили речи. Официально-деловой стиль речи. Материал урока позволяет повторить известные учащимся сведения о стилях речи, формировать умения различать стили речи....

Формирование универсальных учебных действий на уроке по развитию речи.Стили речи. Художественный стиль

Урок русского языка по теме «Стили речи. Художественный стиль» разработан для учащихся 4 класса, обучающихся по образовательной системе Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова. Урок построен в соответствии с тре...

Лингвистическое краеведение. Тексты для анализа: определение стилей речи. Таблица "Стили речи"

Лингвистическое краеведение. Тексты для анализа: определение стилей речи. Таблица "Стили речи"...

Конспект урока развития речи в 5 классе по теме «Стили речи. Разговорная и книжная речь»

Урок знакомит учащихся с разговорным и книжным (в частности научным) стилями речи; выявляет признаки разговорной и книжной речи; показывае особенности языковых средств разговорного стиля речи. восспит...

Презентация к уроку развития речи в 5 классе по теме «Стили речи. Разговорная и книжная речь»

Презентация знакомит учащихся с разговорным и книжным (в частности научным) стилями речи; выявляет признаки разговорной и книжной речи; показывает особенности языковых средств разговорного стиля ...

Устная и письменная речь. Стили речи. Типы речи.

Устная и письменная речь. Стили речи. Типы речи....

Презентация на тему "Текст и стили речи. Официально-деловой стиль речи"

Презентация на тему  "Текст и стили речи. Официально-деловой стиль речи"...