Разработка урока литературы
план-конспект занятия по литературе (5 класс) на тему
Тема: Внеклассное чтение “Добро из добра явилось” по сказке А.П. Платонова “Волшебное кольцо”. Цель: осмысление содержания сказки и решение проблемы выбора героями жизненного пути.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
урок внеклассного чтения | 29.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: “Добро из добра явилось” по сказке А.П. Платонова “Волшебное кольцо”.
Цель: осмысление содержания сказки и решение проблемы выбора героями жизненного
пути.
Оборудование: Портрет Андрея Платонова, иллюстрации учащихся к сказкам писателя,
детали костюмов (платок, рубаха, корона, кольцо).
Задачи:
- рассмотреть специфические свойства волшебной сказки: выразительность и красоту речи, яркостью вымысла (чудесными предметами), противоборство злых и добрых сил, непременной победой добра;
роль образа-символа кольца в сказке;
- создать эмоциональную атмосферу на уроке посредством презентации, костюмов;
- способствовать нравственному развитию учащихся, формированию у них гуманного отношения к животным, к старшим;
- расширить представления учащихся о роли детали в раскрытии авторской позиции;
- способствовать развитию устной речи учащихся, умения давать развёрнутые аргументированные ответы на вопросы.
Ход урока
Вступительное слово: объявление темы урока, постановка целей и задач, запись темы в рабочие тетради по литературе.
Слайд № 2
(В самом начале урока тихо звучит музыка из телепередачи «В гостях у сказки».
На интердоске картинка с теремком и тема урока сверху, а цель внизу.
- Тему записать. Ребята, обращение к сказке — это всегда праздник. Мы ещё не умели читать, а уже с интересом слушали сказки.
-«Волшебное кольцо» - это сказка – творение народа, писатель её по-своему пересказал.
- Условно вы поделились на 3 группы. В течение урока будете задавать противоположным командам вопросы, дополнять ответы. В конце урока оцените друг друга.
- Команда Семёна, команда Скоропеи, команда Кошки Собаки.
- Ребята, сказка «Волшебное кольцо» бытовая, волшебная или сказка о животных?
- Какие признаки волшебной сказки мы здесь наблюдаем?
+яркость вымысла (исполнение желаний с помощью волшебного появляются на
кольца, необычные для реальной жизни желания: хрустальный мост), доске: мост,
+ чудесные предметы (кольцо, хрустальный мост), кольцо, дворец.
+ противоборство злых и добрых сил, непременная победа добра.
Слайд № 3 по ходу ответов
- Герои сказки «Волшебное кольцо» перед нами. Каждый из них расскажет о
себе. Если у героев возникнут затруднения, ребята, помогите им, а противоположные команды задавайте вопросы ответчикам.
- Итак, кто главный герой сказки? (Семён).
- Здравствуйте, Семён! Мы рады вас приветствовать. Расскажите о себе.
Рассказ Семёна.
Вопросы к классу:
- Любители сказок, о чём бы вы хотели спросить Семёна?
- Сказка поддерживает Семёна всеми своими чудесными силами.
- Подберите имена прилагательные для характеристики Семёна (после ответов детей на
доске появляется Семён и прилагательные вокруг него, как лучики солнца).
Слайд № 4
Слайд № 5
ИГРАЕМ В СЫЩИКОВ: «Найди хозяина вещей» (на доске название игры)
- Сундуки с приданым.
- Копейка.
- Верёвка и кнут.
- Мост.
- Котлеты.
- 12 молодцев.
- Сети рыболовные.
- Золотые парчовые штаны.
- Солома в углу избы.
- Молодцы! Здравствуйте, Кошка и Собака. Вопросы кошке и собаке.
+ Вы дружно живёте? Доверяете друг другу?
+ Что заставило вас рисковать жизнью ради Семёна?
- Вы сделали ему добро, отплатили добром за добро! Вы молодцы!
- Скоропея, здравствуй! Расскажи о себе.
+ Легко тебе было принять решение – отдать кольцо Семёну?
+ Ты пожалела об этом поступке?
- Кто желал зла Семёну?
Слайд № 6
(на доске появляется слово «скарабей», «Аспид», «кольцо» - и толкование этих слов)
- Запишем эти слова и их толкования в тетради.
- Что появилось у Семёна вместе с волшебным кольцом? (богатство, но и горе, разочарование в любви).
- Волшебное кольцо - это образ – символ, например – посох деда Мороза. Много сказок с волшебным кольцом.
- Какую помощь ещё кольцо оказывает положительному герою? (В борьбе со Злом, воспитывать в нас доброту).
Слайд № 7 (на доске появляется надпись «Всё возвращается на круги своя»)
- Вы слышали выражение: «Всё возвращается на круги своя»?
- Можно сказать, что кольцо завершило круг зла, чтоб наказать за плохие поступки?
(От кого зло пришло, к тому и вернулось, но с большей силой: Аспид превратился в змею
и в человека он уже никогда не превратится, а царевне жить с этим змеем).
- Семён, ты сказал маме, что “добро … явилось из добра”, как понимать твои слова?
Слайд № 8
ИГРА. (На доске слово викторина «Узнай героя», по щелчку вылетают вопросы и
после - ответы)
- Поиграем в викторину “Узнай героя». (Учащиеся читают характеристики главных героев и угадываю их).
- Чьи это слова: «Да там и мыши с голоду подохли!»
- С ним Семён встречался 3 раза.
- Из блюдца брызги летят, чай проливается, а чай с сахаром. Кто так некультурно чай пил.
- Обратился в молодца, приблизился к царевне, протянул ей руку…
- Надкусила ей ухо, научила уму-разуму…
- Возвращалась на тюремную ограду, ходит поверху, глядит…
- И не мог он обратиться в молодца, потому что не проходила в нём злоба на царевну…
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОК
- Что же объединяет всех главных героев сказки Платонова? (всех их объединяет
стремление к справедливости, желание добиться счастья прежде всего с помощью
собственных сил, высоких душевных качеств, стремление жить в мире и согласии.
Слайд № 9 (Все пословицы выходят на доску).
- Ребята, вы согласны с высказыванием Александра Сергеевича Пушкина:
"Что за прелесть эти сказки!.."
- Ребята, на что похоже выражение “Добро из добра явилось”? (На пословицу).
- Народная мудрость богата поговорками, пословицами, прочитайте пословицы:
“Один в поле не воин» - в народных и авторских сказках герои действуют сообща.
«Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».
«Один за всех, все – за одного».
- ОЦЕНИТЕ ДРУГ ДРУГА …
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
- Юные любители сказок! Дома, пожалуйста, напишите мини-сочинение «Я обладатель волшебного кольца», подумайте, какие поступки и желания достойны уважения.
- Уверена, справитесь.
Слайд № 10
(Слова А.С. Пушкина на доске и слово «Спасибо за внимание и понимание» с уважением учитель из села Ратта Юлия Викторовна Дмитриевских)
Спасибо! Молодцы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока литературы в 9-м классе по теме "Люби, цени и знай литературу"
Учащиеся вспомнят ведущие литературные направления, авторов, литературные произведения и героев, о которых читали и говорили на уроках, лучшие произведения русской литературы 18-19 веков и продемонстр...
Методическая разработка урока литературы "Пейзажные зарисовки в произведениях русской литературы и живописи"
Урок раскрывает понятие пейзажа в литературе на примерах произведений русских писателей 19 века....
Статья "Формирование устойчивого нравственного поведения на уроках русского языка и литературы". Разработка урока литературы литературы в 8 классе.
Преподавание русского языка. Новые компетенции в условиях ФГОС....
Методическая разработка урока литературы по теме: "Духовная литература. "Поучение Владимира Мономаха", 8кл.
В рамках реализации рабочей программы по предмету «Литература» в 8-м классе предусмотрено 7 часов на изучение раздела «Древнерусская литература. Духовная литература». Данная тема не нова для восьмикла...
Методическая разработка урока литературы по теме: "Духовная литература. "Поучение Владимира Мономаха", 8кл.
В рамках реализации рабочей программы по предмету «Литература» в 8-м классе предусмотрено 7 часов на изучение раздела «Древнерусская литература. Духовная литература». Данная тема не нова для восьмикла...
Методическая разработка урока литературы в 6 классе «Художественный образ ночи в повести Н.В. Гоголя "Майская ночь, или Утопленница». (Интегрированный урок литературы и ИЗО)
Цель урока: обогатить восприятие литературного произведения путем приобщения к художественной культуре Задачи: -формирование образного восприятие по средствам музыкального, изобразительного искус...
Методическая разработка урока литературы "Пейзаж в произведениях русской литературы" для 6 класса
Методическая разработка урока литературы "Пейзаж в произведениях русской литературы" для 6 класса...