Литературно-музыкальная композиция "Женщина и война"
план-конспект по литературе по теме
Сценарий литературно-музыкальной композиции "Женщина и война" разработан для обучающихся 6-9 классов. Возможно его использование для проведения внеклассного мероприятия по литературе, посвященного Великой Отечесвенной войне.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rudenko_r._zhenshchina_i_voyna._literaturno-muzykalnaya_kompozitsiya.docx | 279.17 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ЖЕНЩИНА И ВОЙНА
Литературно-музыкальная композиция
(6-9 классы)
Автор: Руденко Рима Васильевна,
учитель русского языка и литературы
ЖЕНЩИНА И ВОЙНА
Литературно-музыкальная композиция
Фоном звучит аудиозапись песни «Священная война» (сл. В. И. Лебедева-Кумача, муз. А. В. Александрова).
РОМАН: Сколько бы лет ни прошло с того трагического дня, когда началась Великая Отечественная война, в памяти народной всегда будут живы безмерное страдание военных лет и огромное мужество народа. Не ради славы воевали и погибали люди, ради жизни на земле…
КРИСТИНА
Весна и май… Парад Победы…
Не отданных гвоздик букет…
Мальчишки – прадеды и деды,
Им было только двадцать лет!
Мелькают имена и даты,
И снова слезы на глазах…
Двадцатилетние солдаты
Не возвращаются назад!
Мне хочется сказать: «Простите,
С эпохой вам не повезло.
Там, где легли, спокойно спите.
Вы победить сумели зло!»
Двадцатилетние солдаты,
В сырой ушедшие рассвет…
Я вам пишу письмо, ребята,
Хоть знаю – не придет ответ.
Я свой конверт не закрываю,
Ищу слова для главных строк.
И белым голубем по маю
На небеса летит листок...
Мелькают имена и даты,
И снова слезы на глазах…
Двадцатилетние солдаты
Не возвращаются назад!
ГЛЕБ: Путь к победе был долгим и трудным… Каждый день войны — это кровь и смерть, боль и горечь утрат, радость больших и малых побед, бесстрашие и доблесть героев…
МАЛЮК: Фашисты прошли всю Европу, покорив ее. У них были тысячи пушек, самолетов и танков. Они расстреливали, вешали, сжигали, отравляли стариков и женщин, детей и раненых. Враги считали, что так же легок будет их путь в Советскую Россию… И просчитались…
Песня «Баллада о солдате»
ЗАХАР (читает отрывок из фронтового письма П. Когана): «…сколько видел и пережил — сожженные села, женщины, у которых убиты дети, и, может быть, главное — людей в освобождённых селах, которые не знали от радости, куда нас посадить, чем угостить. Нам всегда казалось, что мы все понимаем, мы и понимали, но головой. А теперь я понимаю сердцем. И вот за то, чтоб смелый и умный народ наш никто не смел назвать рабом, чтоб на прекрасной нашей земле не шлялась ни одна гадина, за нашу с тобой любовь я и умру, если надо…»
ИЛЬЯ: Так писал в 1942 году с фронта молодой, талантливый поэт Павел Коган незадолго до своей смерти под Новороссийском. Он погиб, как тысячи других героев, защищая свою Родину.
ЗАХАР:
Я патриот. Я воздух русский,
Я землю русскую люблю,
Я верю, что нигде на свете
Второй такой не отыскать,
Чтоб так пахнуло на рассвете,
Чтоб дымный ветер на песках…
И где еще найдешь такие
Березы, как в моем краю!
ГЛЕБ: Фронт проходил всюду — в далеком тылу и на передовой. Воевали все — мужчины и женщины. Великая тяжесть легла на хрупкие женские плечи… С годами мы все больше и больше постигаем бессмертный подвиг женщины на войне, ее величайшую жертву, принесенную на алтарь Победы. Низкий наш поклон женщине, державшей на своих плечах тыл и защищавшей страну вместе с мужчинами.
ИЛЬЯ
Ах, война, что ж ты сделала, подлая,
Вместо свадеб — разлуки и дым.
Наши девочки платьица белые
Раздарили сестрёнкам своим.
Сапоги — ну куда от них денешься,
Да зелёные крылья погон.
Вы наплюйте на сплетников, девочки,
Мы сведём с ними счёты потом.
Пусть твердят, что надеяться не на что,
Что идёте судьбой наугад.
До свидания, милые девочки,
Постарайтесь вернуться назад…
РОМАН Женщина и война… Оба эти слова женского рода, но как же они несовместимы… Женщина и война…
В мир приходит женщина, чтоб свечу зажечь.
В мир приходит женщина, чтоб очаг беречь
В мир приходит женщина, чтоб любимой быть.
В мир приходит женщина, чтоб дитя родить.
В мир приходит женщина, чтоб цветам цвести.
В мир приходит женщина, чтобы мир спасти.
ЗАХАР: На самой страшной войне XX века женщине пришлось стать солдатом. Она не только спасала, перевязывала раненых, но и стреляла из «снайперки», бомбила, подрывала мосты, ходила в разведку, брала «языка». Женщина убивала. Она убивала врага, напавшего с невиданной жестокостью на ее землю, на ее дом, на ее детей
ИЛЬЯ: «Не женская это доля — убивать», — скажет одна из участниц войны. Другая распишется на стенах поверженного рейхстага: «Я, Софья Кунцевич, пришла в Берлин, чтобы убить войну».
ГЛЕБ: За годы войны в различных родах войск на фронте служило свыше 800 тысяч женщин. Были созданы даже исключительно женские части — три авиаполка, один из которых, ночной бомбардировочный, прославился как “ночные ведьмы”. Никогда еще на протяжении всей истории человечества столько женщин не участвовало в войне.
АННА
Хочу, чтоб как можно спокойней и суше
Рассказ мой о сверстницах был…
Четырнадцать школьниц — певуний, болтушек —
В глубокий забросили тыл.
Когда они прыгали вниз с самолета
В январском продрогшем Крыму,
«Ой, мамочка!» — тоненько выдохнул кто-то
В пустую свистящую тьму.
Не смог побелевший пилот почему-то
Сознанье вины превозмочь…
А три парашюта, а три парашюта
Совсем не раскрылись в ту ночь…
Оставшихся ливня укрыла завеса,
И несколько суток подряд
В тревожной пустыне враждебного леса
Они свой искали отряд.
Случалось потом с партизанками всяко:
Порою в крови и пыли
Ползли на опухших коленях в атаку —
От голода встать не могли.
И я понимаю, что в эти минуты
Могла партизанкам помочь
Лишь память о девушках, чьи парашюты
Совсем не раскрылись в ту ночь…
Бессмысленной гибели нету на свете —
Сквозь годы, сквозь тучи беды
Поныне подругам, что выжили, светят
Три тихо сгоревших звезды…
РОМАН: Так какие же они были, девчонки, ушедшие на войну в 41-м? Как воевали, что пережили?
ЗАХАР: Вспоминает Мария Петровна Смирнова, санинструктор, награжденная знаком Международного Красного Креста — золотой медалью «Флоренс Найтингейл».
АННА: Родилась и выросла я в Одесской области. В 41-м году окончила школу… Когда началась война, в первые же дни побежала в военкомат, отправили назад. Еще дважды ходила туда и получала отказ. 28 июля шли через нашу Слободку отступающие части, и я вместе с ними без всякой повестки ушла на фронт. Когда впервые увидела раненого, упала в обморок. Потом прошло. 25 декабря 1942 года наша 303-я дивизия 56-й армии заняла высоту над подступах к Сталинграду. Немцы решили ее во что бы то ни стало вернуть. Завязался бой. На нас пошли немецкие танки, но их остановила артиллерия. Немцы откатились назад. На ничейной земле остался раненый лейтенант Костя Худов. Санитаров, которые пытались вынести его, убило. Поползли две овчарки-санитарки, но их тоже убило. И тогда я, сняв ушанку, стала во весь рост, сначала тихо, а потом все громче запела нашу любимую довоенную песню «Я на подвиг тебя провожала». Умолкло все с обеих сторон — и с нашей, и с немецкой. Подошла к Косте, нагнулась, положила на санки и повезла к нашим. Иду, а сама думаю: «Только не в спину, пусть лучше в голову стреляют». Но не раздалось ни одного выстрела, пока не дошла до наших… Всего из-под огня я вынесла 481 раненого. Кто-то подсчитал: целый стрелковый батальон.
КАТЯ
Сапоги скользили по траве,
До чего ж тяжёлым был солдат!
«Ты не умирай!»- она просила,
«Попадешь ты скоро в медсанбат!»
«Дочка! Брось меня… не донесешь!»-
Медсестричке простонал он вновь.
Но сцепила зубы и ползет!
В кровь ладошки и коленки в кровь!
Стоп. Воронка. «Здесь передохнем…
Я бинты поправлю, напою…»
Медсестричке девятнадцать лет,
И девчонка первый раз в бою.
Слезы по измазанным щекам,
Страшен пули свист над головой,
Но ещё немного — и свои…
Дотащила, главное — живой!!!
Скольких вынесла она потом
И считать не думала девчонка.
Милая! Земной тебе поклон
От спасенных и от их потомков!
ЗАХАР: Санинструктор стрелковой роты Ольга Яковлевна Омельченко никогда не сможет забыть войны. Вот что она вспоминает…
КРИСТИНА: Никому не поверю, если скажут, что страшно не было. Вот немцы поднялись и идут, еще 5— 10 минут и атака, тебя начинает трясти… Но это до первого выстрела. Как услышишь команду, уже ничего не помнишь, вместе со всеми поднимаешься и бежишь… И тебе не страшно. А вот на следующий день ты уже не спишь, тебе уже страшно. Все вспоминаешь, все мелочи … Страшно ли было умереть? Конечно, страшно. Но мы и другое понимали, что умереть в такое время — тоже история.
КАТЯ
На носилках, около сарая,
На краю отбитого села,
Санитарка шепчет, умирая:
— Я ещё, ребята, не жила…
И бойцы вокруг неё толпятся
И не могут ей в глаза смотреть:
Восемнадцать — это восемнадцать,
Но ко всем неумолима смерть…
Через много лет в глазах любимой,
Что в его глаза устремлены,
Отблеск зарев, колыханье дыма
Вдруг увидит ветеран войны.
Вздрогнет он и отойдет к окошку,
Закурить пытаясь на ходу.
Подожди его, жена, немножко —
В сорок первом он сейчас году.
Там, где возле черного сарая,
На краю отбитого села,
Девочка лепечет, умирая:
— Я ещё, ребята, не жила…
АНАСТАСИЯ :
Я только раз видала рукопашный,
Раз — наяву. И тысячу — во сне.
Кто говорит, что на войне не страшно,
Тот ничего не знает о войне.
ИЛЬЯ: Им было трудно, им было страшно, но, взяв винтовку, они шли мстить за поруганную честь Родины… Вот что вспоминает старший сержант, снайпер Клавдия Григорьевна Крохина.
АННА: Наши разведчики взяли одного немецкого офицера в плен, и он был очень удивлен, что в его расположении выбито много солдат и все ранения только в голову. Простой, говорит, стрелок не может сделать столько попаданий в голову. «Покажите, — попросил, — мне этого стрелка, который столько моих солдат убил. Я большое пополнение получил, и каждый день до десяти человек выбывало». Командир полка говорит: «К сожалению, не могу показать, это девушка-снайпер, но она погибла». Это была Саша Шляхова. Она погибла в снайперском поединке. Но вот когда немецкий офицер услышал, что это была девушка, он голову опустил, не знал, что сказать…
ИЛЬЯ: Евдокия Николаевна Завалий— единственная женщина-командир взвода морской пехоты в годы Великой Отечественной войны, гвардии полковник. В 1941 году бои начались в её родном селе. Евдокия под бомбёжкой перевязывала раненых солдат и офицеров. Когда кавалерийский полк стал отступать, она уговорила командира взять её с собой, сказав, что ей скоро 18 лет. В полку она служила санитаркой. При переправе через Днепр была ранена, отправлена в госпиталь. После лечения направлена в запасной полк, но когда отбирали солдат на передовую, её вначале приняли за мужчину, потому что она была в гимнастёрке и галифе. Девушка никого разубеждать не стала.
ЗАХАР: Евдокия была направлена в 6-ю десантную бригаду. После того как взяла в плен немецкого офицера, она была переведена в отделение разведки, командиром которого вскоре стала. В одном из боёв командир взвода был убит, и Евдокия подняла всех в атаку. В 1943 году она была направлена на курсы младших командиров, по окончании - в 83-ю бригаду морской пехоты командиром взвода.
Командуя взводом, она освобождала Севастополь, штурмовала Сапун-гору, участвовала в боях за Керчь, освобождала Бессарабию, воевала за освобождение Тамани, Туапсе, Новороссийска, высаживалась с десантом в румынскую Констанцу, болгарские Варну и Бургас, Югославию.
В ходе Будапештской наступательной операции Евдокия Завалий со своим взводом, пройдя через городскую канализацию с кислородными подушками, захватила бункер немецкого командования. В числе пленных оказался генерал, для которого этот плен стал позором, потому что командиром десантников была девушка. За этот эпизод награждена орденом Красного Знамени.
ГЛЕБ: Дороги… Нескончаемые трудные и горестные дороги войны пролегли через весь тыл. Местное население помогало партизанскому движению всем, чем могло… Рассказывает Александра Никифоровна Захарова, партизанский комиссар.
КРИСТИНА: Помню, как раненые ели ложками соль… Как в строю называют фамилии, боец выходит и падает вместе с винтовкой от слабости. Народ нам помогал. Целая армия в лесу, но без них мы бы погибли, они же сеяли, пахали, чтобы себя и детей кормить, чтобы нас кормить, одевать всю войну. Пахали ночью, пока не стреляют… У нас было оружие, чтобы защищаться. А они? За то, что буханку хлеба дал партизану, — расстрел; я переночевала и ушла, а если кто донесет, что я здесь ночевала, — им всем расстрел. Что бы мы без них сделали в войну? Без этих женщин, которые вырастили детей без мужей, которые отдавали последнее, веря в нашу победу…
АНАСТАСИЯ Женщины взяли на себя множество «чисто мужских» специальностей в тылу, так как мужчины ушли на войну, и кто-то должен был встать за станок, сесть за руль трактора, стать обходчиком железных дорог, освоить профессию металлурга, сталевара. Нельзя забыть героизм матерей, благославлявших своих сыновей на смертный бой с ненавистным врагом.
РОМАН: Солдатские матери… Это они воспитали бойцов, которые в трудный для Родины час встали на ее защиту. Это они проводили детей на фронт, перекрестив их перед дальней дорогой. Это они не спали ночами и ждали писем с фронта, с тревогой и надеждой встречая почтальона. Это они выхаживали их в госпиталях, не жалея ни сил, ни сна.
КРИСТИНА
…Да разве об этом расскажешь
В какие ты годы жила!
Какая безмерная тяжесть
На женские плечи легла!..
В то утро простился с тобою
Твой муж, или брат, или сын,
И ты со своею судьбою
Осталась один на один.
Один на один со слезами,
С несжатыми в поле хлебами
Ты встретила эту войну.
И все — без конца и без счета —
Печали, труды и заботы
Пришлись на тебя на одну.
Одной тебе — волей-неволей —
А надо повсюду поспеть;
Одна ты и дома и в поле,
Одной тебе плакать и петь.
А тучи свисают все ниже,
А громы грохочут все ближе,
Все чаще недобрая весть.
И ты перед всею страною,
И ты перед всею войною
Сказалась — какая ты есть.
Ты шла, затаив свое горе,
Суровым путем трудовым.
Весь фронт, что от моря до моря,
Кормила ты хлебом своим.
В холодные зимы, в метели,
У той у далекой черты
Солдат согревали шинели,
Что сшила заботливо ты.
Бросалися в грохоте, в дыме
Советские воины в бой,
И рушились вражьи твердыни
От бомб, начиненных тобой.
За все ты бралася без страха.
И, как в поговорке какой,
Была ты и пряхой и ткахой,
Умела — иглой и пилой.
Рубила, возила, копала —
Да разве всего перечтешь?
А в письмах на фронт уверяла,
Что будто б отлично живешь.
Бойцы твои письма читали,
И там, на переднем краю,
Они хорошо понимали
Святую неправду твою.
И воин, идущий на битву
И встретить готовый ее,
Как клятву, шептал, как молитву,
Далекое имя твое…
АННА
Пуля, жизнь скосившая сыновью,
Жгучей болью захлестнула мать.
Некого с надеждой и любовью
Ей теперь под кров свой ожидать!
От глухих рыданий обессиля,
Задремала. И приснилось ей,
Будто бы она – сама Россия,
Мать ста миллионов сыновей.
Будто в поле, вихрем опалённом,
Где последний догорает бой,
Кличет, называя поимённо,
Сыновей, что не придут домой.
Беззаветно храбрых и красивых,
Жизнь отдавших, чтоб жила она…
Никогда их не забыть России,
Как морей не вычерпать до дна…
Свет дымится; он пропитан кровью.
Меж убитых тихо мать идёт
И с суровой терпеливой скорбью
В изголовье Вечность им кладёт.
А в душе не иссякает сила.
И лежит грядущее пред ней,
Потому что ведь она – Россия,
Мать ста миллионов сыновей!
(ЗВУЧИТ «День Победы»)
ЗАХАР: Кипела ярость благородная, вставала как волна, ведь шла война, война народная, священная война. Неумолимое возмездие вступило на вражескую землю… И враг был повержен. Пробитое пулями Красное знамя Победы гордо реяло над Берлином.
АНАСТАСИЯ
До сих пор не совсем понимаю,
Как же я, и худа, и мала,
Сквозь пожары к победному Маю
В кирзачах стопудовых дошла.
И откуда взялось столько силы
Даже в самых слабейших из нас?..
Что гадать?! Был и есть у России
Вечной прочности вечный запас.
ИЛЬЯ
Женщины отгремевшей войны… Трудно найти слова, достойные того подвига, что они совершили. Судьбы их не измерить привычной мерой, и жить им вечно — в благодарной памяти народной, в цветах, весеннем сиянии березок, в первых шагах детей по той земле, которую они отстояли.
ГЛЕБ: В наших сердцах всегда будет жива память о тех, кто погиб на этой безжалостной, суровой войне. Мы помним всех: героев и рядовых, мальчишек и девчонок, солдат и офицеров, погибших за нашу святую землю, за Россию.
(Звучат «Журавли», стихи Б.Окуджава)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
литературно- музыкальная композиция "Детство, опалённое войной
Данная разработка знакомит учащихся 5- 7 классов с трагичной судьбой молодого поколения военных лет, воспитывает уважение к героям Великой Отечественной Войны, развивает чувство патриотизма...
Сценарий литературно-музыкальный композиции «Строки, опаленные войной»
Цель:воспитание чувства патриотизма, активной гражданской позиции на примере поэзии военных лет.Оборудование: Выставка книг со стихами о войне, фонограммы песен военных лет. Вступительное с...
Литературно – музыкальная композиция «Юность, опаленная войной»
Сценарий праздника для детей в возрасте от 10 до 16 лет. Постановка посвящена девушкам и юношам ушедшим на фронт. В сценарии использованы стихи, песни военной тематики....
Литературно - музыкальная композиция "Женское лицо войны".
Данная композиция расширит кругозор учащихся, заставит задуматься над вопросом, "какой ценой завоёвано наше счастье"....
Литературно-музыкальная композиция "Песни,опаленные войной"
Литературно-музыкальная композиция предназначена для классов среднего и старшего звена. Целью данного мероприятия было вызвать интерес у молодого поколения к истории написания песен военных лет,...
Литературно-музыкальная композиция "Живая память войны"
Сценарий литературно-музыкальной композиции"Живая амять войны"...
Литературно-музыкальный вечер "Стихи, рожденные войной..."
Литературно-музыкальный вечер для учащихся 11-х классов "Стихи, рожденные войной..."...