Организация подготовки учащихся старших классов к научно-практическим конференциям
учебно-методический материал по литературе по теме
Обобщение опыта
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_issledovatelskoy_deyatelnosti_uchashchihsya_v_protsesse_podgotovki_k_nauchno.docx | 1014.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация исследовательской деятельности учащихся в процессе подготовки к научно-практическим конференциям
Егорова Татьяна Владимировна, |
учитель русского языка и |
литературы государственного учреждения образования |
«Средняя школа №170 г. Минска» Московского района м.т. 8-029-705-28-91 |
Минск 2017 |
Научно-методическое обоснование опыта
В основе педагогического опыта лежат идеи Д.Б. Богоявленской, В.Н. Дружинина, И.Я. Лернера, А. В. Леонтовича, Н.Г. Алексеева о «приоритетной роли в жизни современного человека исследовательского стиля мышления» [1, с.12]. Научной основой формирования опыта явилась концепция развития исследовательской деятельности учащихся А.В. Леонтовича. Взяв за основу труды А.В. Леонтовича по организации этой деятельности, мы акцентировали своё внимание на основных этапах исследования: «постановка проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, формулировка выводов» [2, с.109]. Такая цепочка является «неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения» [5, с.43].
Проблема и путь её решения. Новизна и практическая значимость опыта
Что касается подготовки учащихся к НПК, то, существует проблема, состоящая в том, что часто отсутствует опыт организации исследовательской деятельности у самих учителей – руководителей ученических исследований, поскольку на практическом уровне этому уделяется пока недостаточно внимания. Предложенной же нами системой подготовки учащихся к НПК смогут воспользоваться педагоги (и не только филологи), стремящиеся к успешному развитию интеллектуального и творческого потенциала своих подопечных.
На основе многолетнего опыта подготовки учащихся к районным, городским, республиканским и международным НПК разработаны варианты творческих моделей защиты научно-исследовательских работ, структура защитной речи, выработаны практические рекомендации по апробации итогов исследования, составлению и структуре презентации, а также по форме ответов на вопросы жюри. Опыт работы по данному направлению может служить практическим руководством для всех учителей, интересующихся исследовательской деятельностью, в частности подготовкой учащихся к НПК.
Описание сущности педагогического опыта
Важной составляющей организации исследовательской деятельности учащихся «является вопрос мотивации, так как главным условием является добровольное желание школьника заниматься исследованием»[4, с.169].
Подготовка к научно-практическим конференциям начинается с ознакомления учащихся с основополагающими принципами научного исследования, с рассмотрения основных видов исследовательских работ, с обзора районных, городских и республиканских НПК и конкурсов учащихся. На этом начальном этапе необходимо, чтобы школьники усвоили основные понятия научно-исследовательской работы, методы научного познания и поиска нужной информации, поняли алгоритм научного исследования.
Выбор темы исследования – важнейший момент исследовательской работы. Нами предлагается несколько примерных тем для исследования, причём данная тематика основывается на таких критериях, как «актуальность темы, недостаточность ее изученности и важность в практическом отношении» [6, с.52]; соответствие интересам учащихся; реальная выполнимость. Юные исследователи “должны видеть отличия научно - исследовательской работы от реферата, понимать, что исследование должно быть связано с решением творческой задачи с неизвестным заранее результатом” [3, с.16].После выбора темы исполнители исследования составляют рабочую программу своей работы. В этот период выдвигается гипотеза, определяется проблема, актуальность темы, цели, задачи и методы исследования. Далее при содействии научного руководителя происходит отбор специальной научно-методической и художественной литературы, и юные исследователи учатся с ней работать.
Незадолго до первой (на школьной НПК) защиты исследовательской работы проводятся занятия по её правильному оформлению. Результаты исследований предпочтительнее представлять в диаграммах и таблицах.
Метод анкетирования является одним из методов исследования. Учащиеся должны не только представить ответы на поставленные вопросы, но и проанализировать полученные результаты, сделать определенные выводы. При этом у учащихся формируются определенные умения исследовательской деятельности: сбор информации, обработка полученных данных, умения выявлять главное, оценивать объективность информации.
Затем сосредоточивается внимание на подготовке учащихся к правильному оформлению тезисов и статей работы и к защите исследования. Существует несколько вариантов защиты исследовательской работы. Наиболее распространенными являются классическая и творческая модели защиты. Классическая модель защиты “основывается на устном выступлении с непременным отражением главных исследовательских аспектов разработки темы” [3, с.38].
Составление текста устного выступления
Должны раскрываться следующие вопросы:1) актуальность темы; 2) цель;
3)задачи, которые решались в процессе языкового или литературоведческого анализа; 4) объект и предмет исследования5) гипотеза;6)методы исследования;
7) содержание исследования; 8) выводы.
Творческая модель защиты предполагает: включение в презентацию видеозаписей, музыкальных записей, слайдов, фотографий, прослушивание аудиозаписей, подготовленных в процессе исследования; оригинальное представление вступления, фрагмента основной части исследования и заключения; использование таблиц, диаграмм, схем, рисунков, анализ данных анкетирования, выводы по работе.
Приёмы вступления защитной речи при творческой модели защиты исследовательской работы
– яркий, определяющий пример; – сюжетное начало (жизненная история, басня, притча, легенда и пр.) – юмористическое, сатирическое, ироническое замечание; – цитата; пословица или поговорка, непосредственно относящаяся к теме; – риторический вопрос или вопрос вопросительно-ответного характера.
Приёмы вступления защитной речи при классической модели защиты
– прямое подчёркивание значения темы (её актуальности, новизны, практической значимости); – объяснение причин интереса выступающего к данной теме; – выделение ключевого термина; – постановка цели выступления;
– ознакомление слушателей с планом выступления.
Особого внимания заслуживают такие моменты апробации итогов исследования, как заученная речь и импровизация. Идеальный вариант, когда учащийся свободно владеет языком и с лёгкостью может «держать» аудиторию, но, к сожалению, такое далеко не всем выступающим под силу. Поэтому предлагается проанализировать все «за» и «против» заученного выступления):
Заученная речь | Импровизация |
Положительные стороны | |
Логичность и последовательность изложения информации | Возможность установить контакт с аудиторией |
Отрицательные стороны | |
Стресс (как результат – страх забыть выученный текст); невозможность быстро реагировать на аудиторию) | Отсутствие продуманной структуры выступления; излишняя эмоциональность |
Рекомендуем научным руководителям не добиваться от учащихся точного заучивания материала, они должны выступать с «подсказкой». Предлагаем разработанную структуру защиты научно-исследовательской работы и пример творческой модели защиты НИР:
Структура защиты научно-исследовательской работы
Для того чтобы уложиться в 7-8 минут выступления (2-3 минуты мы
оставим на установление психологического комфорта), нам нужно 5страниц печатного текста (размер шрифта 14 и интервал 1,5).
Во вступлении (примерно1 страница) необходимо привлечь внимание слушателей, вызвать у них заинтересованность, установить с ними контакт и найти взаимопонимание. Вступление посвящено цели и задачам работы, её актуальности. Здесь не надо останавливаться на обзоре списка литературы. Основная часть (примерно 3 страницы)должна раскрыть сущность и результаты исследования:1) акцент на новой информации, полученной в процессе научного поиска; 2) внимание перспективам дальнейшего развития темы. В заключении (1 страница) нужно напомнить о главном, подвести итоги сказанного, дать в сокращённом виде результаты проделанной работы и рекомендации по их практическому использованию.
Важным этапом успешной защиты работы является ответ на вопросы жюри и участников конференции. При этом необходимо сохранять культуру поведения и избегать категоричности. Нужно всегда обращать внимание своих подопечных на корректные формы ответов на вопросы.
Форма ответов на вопросы:
1.Спасибо за вопрос, а) мой ответ…; б) у меня, к сожалению, нет ответа, т.к. рассмотрение этого вопроса не входило в задачи моего исследования.2.Спасибо, ваш вопрос понятен… 3. Извините, я не понял(а) вопрос. Повторите его, пожалуйста. 4. Правильно ли я понимаю, что заданный вопрос..? 5. Ответ на данный вопрос требует достаточно подробного объяснения, если на это будет выделено время, то я готов(а) ответить на него.
Рекомендации по составлению презентации
- презентация не должна полностью повторять текст высказывания; - на слайды выносятся определения, термины, материалы, имеющие принципиальное значение для представления исследования; - графики, рисунки, диаграммы, фотографии и другие иллюстративные материалы должны по возможности заполнять поле экрана; - при цветном оформлении фона слайдов нужно использовать спокойные оттенки, не вызывающие утомления и раздражения глаз; - звуковое сопровождение (при наличии такового) не должно быть резким и слишком громким; - мультимедийную презентацию не нужно настраивать по времени; - категорически нельзя читать слайды и “перегружать” их; - на слайде не должно быть более 20-25 слов; - не стоит злоупотреблять рисунками и фотографиями.
Список литературы
1.Алексеев, Н.Г., Леонтович, А.В. Критерии эффективности обучения учащихся исследовательской деятельности / Н.Г. Алексеев, А.В. Леонтович. – М.: Народное образование, 2001. – 235с.
2. Алексеев, Н.Г., Леонтович, А.В. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся / Н.Г. Алексеев, А.В. Леонтович // Исследовательская работа школьников. – 2002 . – №1. – С. 101–114.
3.Дереклеева, Н.И. Научно-исследовательская работа в школе / Н.И. Дереклеева. – М.: Народное образование, 2003. – 195с.
4.Дружинин, В.Н. Когнитивные способности: структура, диагностика, развитие / В.Н. Дружинин. – М.: ПЕРСЭ; Спб.: ИМАТОН-М, 2001. – 368с.
5.Леонтович, А.В. Исследовательская деятельность учащихся /А.В. Леонтович. – М.: Знание, 2003. – 210с.
6. Леонтович, А.В. Тренинг по подготовке руководителей исследовательских работ школьников / А.В. Леонтович. – М.: Народное образование, 2006. –158с.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Концепт «деньги» в русских, белорусских, украинских и польских паремиях
ТЕЗИСЫ
Авторы:
Мялковская Александра Олеговна,
ГУО «СШ №170 г. Минска»,10 «А» класс
Новицкий Иван Александрович,
ГУО «СШ №170 г. Минска», 11«А» класс
Научный руководитель:
Егорова Татьяна Владимировна,
Государственное учреждение образования
«Средняя школа №170 г. Минска», учитель
русского языка и литературы высшей категории
Консультант: Старичёнок Василий Денисович,
доктор филологических наук, профессор, декан факультета белорусской и русской филологии
УО «БГПУ им. М. Танка»
Концептами называют те понятия, которые актуальны и ценны для данной культуры. В концептах «добро», «счастье», «семья», «любовь», «здоровье», «жизнь», «человек», «дружба» и т. д. заложены основные представления общества о мире и человеке, отражены ценностные ориентиры и культурные традиции. Актуальность темы данной научно-исследовательской работы обусловлена тем, что среди концептов, которые оказывают огромное влияние на становление личности человека, одно из первых мест занимает также концепт «деньги». Сегодня деньги распространены во всех сферах жизни и деятельности человека. Авторы работы предприняли попытку осознать концепт «деньги» в рамках славянской культуры, обратившись к фольклору, в котором заложена народная мудрость, формировавшаяся в течение многих столетий. Поскольку, по словам Д. С. Лихачёва, концепт является результатом столкновения словарного значения слова с личным и народным опытом человека, авторы исследования решили конкретизировать это явление на материале русских, белорусских, украинских и польских паремий о деньгах.
Объектом данного исследования являются 720 пословиц и поговорок (278 русских,165 белорусских, 141украинских и 136 польских), включающих в свой состав непосредственно концепт «деньги» или его синонимические замены: «богатство», «золото», «серебро», «рубль», «алтын», «копейка», «грош» и т. п. Цель данной работы – выявить содержание концепта «деньги»/«грошы»/«гроші» / «pieniądze» в русских, белорусских, украинских и польских паремиях, реконструировать присущую четырём языкам систему народных представлений о деньгах. В ходе исследования нами ставились и решались следующие задачи: 1) определить, в чём состоит познавательная ценность паремий; 2)выяснить, что представляет собой концепт «деньги» в общечеловеческом отношении и в славянской лингвокультуре; 3) провести анализ русского концепта «деньги», белорусского концепта «грошы», украинского концепта «гроші» и польского концепта «pieniądze» на материале пословиц и поговорок; 4)определить, какое место отводит русский, белорусский, украинский и польский народ данным концептам в шкале ценностей; 5) составить словарь-справочник «Русские, белорусские, украинские и польские паремии с концептом «деньги».
Основные методы исследования: сплошной выборки, описательный и статистический методы, концептуальный и дефиниционный анализ.
Познавательная ценность паремий многократно подчёркивалась. Великий собиратель русского слова В. И.Даль отмечал: «Сборник же пословиц – свод народной опытной премудрости и суемудрия, это цвет народного ума, это житейская народная правда, своего рода судебник, никем не судимый».
Согласно словарным дефинициям, деньги, как универсальная интернациональная единица, представляют собой некий знак, являющийся эквивалентом и мерой стоимости товаров и услуг, посредником при купле-продаже. Именно эти свойства денег отражены в прямом (первичном) значении лексемы деньги. В этом значении она фигурирует в таких, например, пословицах и поговорках, как Деньга торгу голова; Вашы грошы – наш тавар; Кому так, кому п'ятак, а кому дарма; Bazar grosz lubi.
Народом подчёркивается необходимость оплаты множества товаров и услуг на протяжении всей жизни человека: Родись, крестись, женись и умирай – за всё денежки подай; Віра вірою, а бринза за гроші; Że nie krok, to grosz. Народный практичный ум отметил, что при обращении с деньгами необходимы строгий счёт, контроль, бережливое отношение: Деньги не щепки, счётом крепки; Капейка рубель беражэ; Гроші хороші лічені, а діти виховані; Grosz do grosza, a będzie kokosza. Осуждается мотовство, нерадивое отношение к деньгам: Рубль наживает, а два проживает; Кiдаючыся капейкамі, рубля не збярэш; Без господаря гроші – тріски; Głupiec pieniądze na pokaz nosi. Не поощряется также обычай брать или давать деньги в долг: Чужие денежки зубасты; Чужыя грошы уласны хлеб ядуць; Віддай гроші руками, а ходи за ними ногами; Nie pożyczaj pieniędzy, pożyczać to zły zwyczaj.
Тематические группы паремий, содержащих лексему деньги
Тематическая группа | Примеры | Объём |
Контроль и бережливость | Без копейки рубля нет; Рубель з граша паходзiць; Держи копієчку про чорний день; Kto za młodu oszczędza, ten na starość nie wie, co to nędza. | 49 |
Оценка статуса социальных групп | Счастье бедному – алтын, богатому – миллион; Адны грошам лiку не маюць, другiя з голаду памiраюць; У нього грошей, як у жаби пір'я; Kto wchodzi bez groszy, kij go wypłoszy! | 29 |
Обычай брать/давать в долг | Взаймы деньги давать – что волка накормить; Чужыя грошы ўласны хлеб ядуць; Якщо хочеш ворога нажити, так дай в борг; Nie pożyczaj pieniędzy, pożyczać to zły zwyczaj. | 31 |
Осуждение мотовства | Переводит рубли на пятаки; Без гаспадара i грошы чарапкi; Купив біду за свої гроші; Głupiec łatwo rozstaje się z pieniędzmi. | 34 |
Оформление купли-продажи | Вашы грошы – наш тавар;За що продать, то продать, аби свіжа копійка! Денежкой торг стоит; Głosem śpiewać, koniem walczyć, a pieniędzmi handlować. | 32 |
Отсутствие тяги к стяжательству | Деньги прах, да и мы прах; Медные деньги звонче золотых Грошы вада: прыйшла i сышла;! Нащо нам гроші, як ми самі хороші; Po to są pieniądze, aby je wydawać. | 25 |
Ироничная оценка неспособности к наживе | Наши барыши – одни медные гроши; Одна денежка, и та свищет; На рубель торгу – на два доўгу; Діла на копійку, а балачок на гривню; Sprzedał na grosz, a wydałem na zloty. | 31 |
Лёгкое расставание с деньгами | Жалеть алтына – отдать полтину; Лишние деньги – лишняя забота; Рубель не грошы, а гад не брат. | 23 |
Необходимость строгого счёта | Считанная сотня полна; Нелiчонай тысячы ў вынiку няма; Гроші хороші лічені, а діти виховані; Копійка любить, щоб її рахували; Pieniądze lubią liczenie , a chleb miarę. | 22 |
Показатель социальной дифференциации | Богатство с деньгами, голь с весельем; Что у старухи за деньги! Всё копеечки; Багатым жыццё, бедным выццё; У багатія грошей, що бруду; Jeden bogaty, a na drugim łatę. | 19 |
Оплата множества вещей | Деньгам нет заговенья: каждый день расход; И роди – плати, и хорони – плати! Без грошай у горад – сам сабе вораг; Кому мрець, а попові гроші в гаманець (карман); Że nie krok, to grosz. | 21 |
Всего | 316 |
Социумом даётся и напрямую негативная оценка денег. Так, деньги воспринимаются как причина беспокойства, неприятностей, бед и греха: Через золото слёзы льются; За рубель жабу ў Вільню пагоніць; Срібло-злото тягне чоловіка в болото; Za dukata brat sprzeda brata; Prawda i cnota ginie od złota.
Осознавая положительные стороны денег, социум подчёркивает такие их свойства, как: ‘могущество’, ‘залог уважения, почитания’, ‘гарантия материального достатка’: После Бога деньги первые; За свой грош усюды харош;; Гроші відкривають всі двері; Kto pieniądze ma, temu duda gra; Говоря об оценочности паремий, необходимо отметить, что пословицы содержат в себе и негативную, и положительную оценку денег. Нестандартность жизненных ситуаций, разнополюсные взгляды на предмет подчёркиваются параллельным существованием в фольклоре паремий типа Деньги лучше уговора / Уговор дороже денег; Біда з грошима – біда і без грошей;Przy tym szczęście, przy kim pieniądze / Pieniądze szczęścia nie dają. Несомненно, перечисленные положительные свойства денег позволяют включить их в сферу концепта «добро». Но являются ли деньги благом? Ответ на этот вопрос также заложен в паремиях. Осознавая все достоинства и недостатки денег, русский, белорусский, украинский и польский народ никогда не ставил их на вершину шкалы ценностей. Деньги – это добро, но не благо. Деньги – это материальное, но не духовное, в сознании русского, белоруса, украинца и поляка они не идут ни в какое сравнение с высшими ценностями человеческой жизни: Здоровье дороже богатства; Любви золотом не купишь; За грошы шчасця не купіш; Розум – найлепшае багацце; Велика справа – гроші, а ще більше – правда! Nauką i pracą narody się bogacą; Na pieniądzach świat nie stoi. Таким образом, в рассматриваемых пословицах отчётливо выявился круг культурных концептов, которые могут по своей ценности не только противостоять деньгам, но и восприниматься как более важное, значимое. Среди таких концептов здоровье, счастье, правда, душа, добро, дружба, любовь, время, человек, хлеб, воля, совесть, честь, мать(119 пословиц с данными концептами). Иначе говоря, в русской, белорусской, украинской и польской культурной традиции деньги строго отнесены к профанному – добру и находятся в оппозиции к сакральному – благу: здоровью, счастью, правде, дружбе, любви, душе и т. д. Количественный анализ паремий свидетельствует о том, что сумма пословиц с негативной оценкой денег вкупе с пословицами, содержащими противостоящие деньгам концепты (232 ед.), превалирует над суммой пословиц, где перечисляются положительные свойства денег (172 ед.):
Как мы убедились, в русских, белорусских, украинских и польских пословицах и поговорках, связанных с деньгами, отражается весомость денег в жизни народа, но в славянском менталитете они прежде всего рассматриваются с точки зрения того блага, добра, которое с их помощью можно совершить.
Подводя итог сказанному, следует ещё раз подчеркнуть, что верное формирование отношения к любому концепту, в том числе и к концепту «деньги», невозможно без обращения к фольклору. Мы, современные школьники, должны усвоить народную мудрость, заложенную в белорусских, русских, украинских и польских фольклорных текстах. Следует также помнить завет мудрого Дмитрия Сергеевича Лихачёва: "Знайте, если вас начнёт одолевать жажда денег или власти, то это дьявол стучится в ваши души. Не допустите этого!"
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тактика подготовки учащихся старших классов к выполнению лексико-грамматической части ЕГЭ по английскому языку
Небольшая, но, думаю, очень полезная работу для преподавателей: как выполнить задания В-4 - В-10 за миниум времени....
Организация подготовки учащихся 5 класса к математическим олимпиадам с помощью решения задач.
Презентация....
Использование интернет-ресурсов в подготовке учащихся старших классов к сдаче ОГЭ по английскому языку.
В данной работе предоставлены конкретные советы преподавателям английского языка, как эффективно использовать социальную сеть "Вконтакте" (англоязычные группы) в тренировке навыков аудирован...
Подготовка учащихся старших классов к ЕГЭ в условиях школы-интерната
Русский язык – одно из основных средств получения информации во всех сферах жизни общества. Русский язык - это необходимость для формирования культурной, лингвистически компетентной личности....
Выступление учащихся 3 класса на научно-практической конференции "Голубая планета" по теме "Вода"
Учащиеся начальной школы выступали на Дне Науки в рамках ежегодной научно-практической конференции "Голубая планета"....
Выступление на заседании кафедры учителей иногстранных языков по теме "Подготовка учащихся к участию в научно-практических конференциях"
В докладе представлены методические наработки и советы учителя по подготовке учащихся к выступлению на научно-практической конференции...
Организация подготовки учащихся 9 классов к сдаче ОГЭ. Устная речь.
Несмотря на многочисленные исследования и практические разработки по проблеме обучения говорению, учащиеся часто испытывают затруднения при необходимости формулировать свои мысли на иностранном языке....