План-конспект урока литературы
план-конспект урока по литературе (7 класс) по теме
Урок посвящен изучению творчества Распутина В."Уроки французского"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literatury_rasputin.docx | 32.82 КБ |
Предварительный просмотр:
УпхоеваЕ.А.
МАОУ «СОШ №7»
г. Улан-Удэ
Нравственные проблемы рассказа В. Г. Распутина «Уроки французского»
Цель урока: проанализировать проблематику рассказа и выяснить, какие нравственные уроки преподал нам В.Г. Распутин.
Ход урока.
I.Организационный момент.
Приветствие учителя, сообщение темы и целей урока.
II.Актуализация знаний
«Внимание черный ящик!» - в класс вносится «Черный ящик» ,учащиеся к концу урока должны отгадать, что за предмет лежит в ящике.
III. Работа по теме урока
1)Анализ эпиграфа к уроку: «Я написал этот рассказ в надежде, что преподанные мне в своё время уроки лягут на душу как маленького, так и взрослого читателя».
2)Работа со значением слова «урок»
3) Выведение учащимися темы и цели урока
Учащиеся знакомятся с критериями оценивания работы на уроке:
- Умение давать характеристику герою литературного произведения через анализ текста произведения;
- Умение определять основную мысль текста;
- Умение находить ключевые слова в тексте;
- Умение находить кульминационный эпизод текста;
- Умение анализировать заглавие рассказа;
4) Смысловое чтение фрагментов рассказа
Анализ образа главного героя
1.Каким предстает главный герой рассказа в данном эпизоде?
1 эпизод
<..>Но самое страшное начиналось, когда я приходил из школы. Там я невольно отвлекался, все время вынужден был что-то делать, там меня тормошили ребята, вместе с ними — хочешь не хочешь — приходилось двигаться, играть, а на уроках — paботать. Но едва я оставался один, сразу наваливалась тоска — тоска по дому, по деревне. Никогда раньше даже на день я не отлучался из семьи и, конечно, не был готов к тому, чтобы жить среди чужих людей. Так мне было плохо, так горько и постыло! — хуже всякой болезни. Хотелось только одного, мечталось об одном — домой и домой. Я сильно похудел; мать, приехавшая в конце сентября, испугалась за меня. При ней я крепился, не жаловался и не плакал, но, когда она стала уезжать, не выдержал и с ревом погнался за машиной. Мать махала мне рукой из кузова, чтобы я отстал, не позорил себя и ее, я ничего не понимал. Тогда она решилась и остановила машину.
— Собирайся, — потребовала она, когда я подошел. Хватит, отучился, поедем домой.
Я опомнился и убежал.
2. Найдите основную мысль данного фрагмента текста?
2 эпизод
<..>Но я бросал лучше, и если уж мне доставалась возможность бросать, шайба, как намагниченная, летела точно на деньги. Я и сам удивлялся своей меткости, мне надо бы догадаться придержать ее, играть незаметней, а я бесхитростно и безжалостно продолжал бомбить кассу. Откуда мне было знать, что никогда и никому еще не прощалось, если в своем деле он вырывается вперед? Не жди тогда пощады, не ищи заступничества, для других он выскочка, и больше всех ненавидит его тот, кто идет за ним следом. Эту науку мне пришлось в ту осень постигнуть на собственной шкуре.
3. Найдите ключевые слова, характеризующие эмоциональное состояние главного героя?
3 эпизод
Снова наставил шайбу для удара, но опустить уже не успел: кто-то вдруг сильно поддал мне сзади коленом, и я неловко, склоненной вниз головой, ткнулся в землю. Вокруг засмеялись.
За мной, ожидающе улыбаясь, стоял Птаха. Я oпeшил:
— Чего-о ты?!
— Кто тебе сказал, что это я? — отперся он. — Приснилось, что ли?
— Давай сюда! — Вадик протянул руку за шайбой, но я не отдал ее. Обида перехлестнула во мне страх ничего на свете я больше не боялся. За что? За что они так со мной? Что я им сделал?
— Давай сюда! — потребовал Вадик.
— Ты перевернул ту монетку! — крикнул я ему. — Я видел, что перевернул. Видел.
— Ну-ка, повтори, — надвигаясь на меня, попросил он.
— Ты перевернул ее, — уже тише сказал я, хорошо зная, что за этим последует.
Первым, опять сзади, меня ударил Птаха. Я полетел на Вадика, он быстро и ловко, не примериваясь, поддел меня головой в лицо, и я упал, из носу у меня брызнула кровь. Едва я вскочил, на меня снова набросился Птаха. Можно было еще вырваться и убежать, но я почему-то не подумал об этом. Я вертелся меж Вадиком и Птахой, почти не защищаясь, зажимая ладонью нос, из которого хлестала кровь, и в отчаянии, добавляя им ярости, упрямо выкрикивая одно и то же:
— Перевернул! Перевернул! Перевернул!
Они били меня по очереди, один и второй, один и второй. Кто-то третий, маленький и злобный, пинал меня по ногам, потом они почти сплошь покрылись синяками. Я старался только не упасть, ни за что больше не упасть, даже в те минуты мне казалось это позором. Но в конце концов они повалили меня на землю и остановились.
— Иди отсюда, пока живой! — скомандовал Вадик. — Быстро!
Я поднялся и, всхлипывая, швыркая омертвевшим носом, поплелся в гору.
— Только вякни кому — убьем! — пообещал мне вслед Вадик.
Я не ответил. Все во мне как-то затвердело и сомкнулось в обиде, у меня не было сил достать из себя слово. И, только поднявшись на гору, я не утерпел и, словно сдурев, закричал что было мочи — так что слышал, наверное, весь поселок:
— Переверну-у-ул!
- Какие уроки преподносит жизнь и суровое послевоенное время главному герою?
- Какие качества характера своего героя подчеркивает автор?
- Что привлекает вас в мальчике, в его характере?
- Кто показал мальчику, что в жестоком мире есть доброта, сострадание и милосердие?
Анализ образа учительницы в рассказе Распутина:
Какой представлялась мальчику Лидия Михайловна?
- Как реагирует Лидия Михайловна, увидев в первый раз синяки у своего ученика?
- Почему?
- Что переживает герой, когда Тишкин предает его? Чего он ожидал?
- Как себя повела Лидия Михайловна? Почему?
- Для чего она назначает мальчику дополнительные уроки?
- Как чувствует себя герой у нее в гостях? Почему?
- Зачитайте и сопоставьте его и ее портрет.
- Для чего автор ставит их рядом?
- Какое художественное средство он использует?
- Каково первоначальное представление мальчика об учителе и как постепенно оно меняется? Какой оказывается Лидия Михайловна?
- Почему она начинает играть с ним на деньги?
- Как ведет она себя в эпизоде разговора с директором? Почему?
- Какие черты характера проявляет Лидия Михайловна?
5)Обобщение материала:
Почему рассказ называется «Уроки французского»?
Какой главный урок преподала учительница?
Какие уроки преподал нам В. Распутин? Чем интересен его рассказ?
Заключительное слово учителя:
Лидия Михайловна открыла мальчику новый мир, показала «другую жизнь» (в доме учительницы мальчику даже воздух казался пропитанным «лёгкими и незнакомыми запахами иной жизни»), где люди могут доверять друг другу, поддерживать и помогать, разделять горе, избавлять от одиночества.
IV. Рефлексия. Подведение итогов урока
Учащиеся угадывают предмет, лежащий в «Черном ящике», отвечают на вопрос: «Символом чего можно считать красное яблоко в рассказе Распутина «Уроки французского?»
(«Красные яблоки»- символ мечты, истинных духовных ценностей: доброты, отзывчивости, любви) .
Вывод:
«Уроки французского» - уроки жизни, мужества, доброты.
Заполнение листа самооценки
Лист самооценки _______________________________________________________ (ФИ ученика, класс) | |||||
Критерии оценивания | 1. Я умею давать характеристику герою рассказа; | 2. Мне удалось определить основную мысль текста | 3. Я смог(ла) выделить в тексте ключевые слова | 4. Я нашел(а) кульминационный эпизод текста | 5. У меня получилось проанализировать заглавие текста |
Да/нет | |||||
За работу на уроке я ставлю себе _____________ | |||||
Всех лучше на уроке работал(а)___________________________________ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект открытого урока литературы по теме "К.Г.Паустовский. Рассказ"Телеграмма" "
Главная задача урока-воспитывать в учениках чувство благодарности и заботы к родителям, умение ценить красоту и силу материнской любви. Данный урок можно провести и как воспитательное мероприятие - кл...
План – конспект бинарного урока (литература и русский язык) «Мы помним о вас! Мы гордимся вами!» 5 КЛАСС
В рамках интегрированной образовательной технологии наиболее интересны бинарные уроки, основанные на межпредметных связях, так как предполагает использование сплава из различных педагогических т...
План – конспект бинарного урока (литература и русский язык) «Мы помним о вас! Мы гордимся вами!» 5 КЛАСС
В рамках интегрированной образовательной технологии наиболее интересны бинарные уроки, основанные на межпредметных связях, так как предполагает использование сплава из различных педагогических т...
План-конспект интегрированного урока литературы в 8 классе "Стихи и песни о Великой Отечественной войне"
Урок знакомит учеников с лирикой и песнями о войне, с авторами и исполнителями шире школьной программы. Предусмотрена связь литературы с историей, музыкой, живописью, кино....
План-конспект открытого урока по литературе в 9 классе на тему: Анализ повести «Бэла» по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» Подготовила учитель русского языка и литературы Чижова Светлана Николаевна.
План-конспект открытого урока по литературе в 9 классе на тему:Анализ повести «Бэла» по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»Подготовила учитель р...
План – конспект интегрированного урока/ Литература и музыка 7класс «Стихи и песни, звавшие на подвиг».
Искусство – это красота и богатство человеческой жизни, а героический подвиг – это высшее проявление красоты и богатства человеческого духа. Настоящая красота всегда благ...
Презентация к плану - конспекту интегрированного урока. Литература и музыка 7класс Тема урока: «Стихи и песни, звавшие на подвиг».
Искусство – это красота и богатство человеческой жизни, а героический подвиг – это высшее проявление красоты и богатства человеческого духа. Настоящая красота всегда благородна...