План-конспект урока литературы
план-конспект урока по литературе (7 класс) по теме

Урок посвящен изучению творчества Распутина В."Уроки французского"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literatury_rasputin.docx32.82 КБ

Предварительный просмотр:

УпхоеваЕ.А.

МАОУ «СОШ №7»

г. Улан-Удэ

             Нравственные проблемы рассказа В. Г. Распутина «Уроки французского»

Цель урока: проанализировать проблематику рассказа и выяснить, какие нравственные уроки преподал нам В.Г. Распутин.

Ход урока.

I.Организационный момент.

Приветствие учителя, сообщение темы и целей урока.

II.Актуализация знаний

«Внимание черный ящик!» - в класс вносится «Черный ящик» ,учащиеся к концу урока должны отгадать, что за предмет лежит в ящике.

III. Работа по теме урока

1)Анализ эпиграфа к уроку: «Я написал этот рассказ в надежде, что преподанные мне в своё время уроки лягут на душу как маленького, так и взрослого читателя».

2)Работа со значением слова «урок»

3) Выведение учащимися темы и цели урока

Учащиеся знакомятся с критериями оценивания работы на уроке:

  • Умение давать характеристику герою литературного произведения через анализ текста произведения;
  • Умение определять основную мысль текста;
  • Умение находить ключевые слова в тексте;
  • Умение находить кульминационный эпизод текста;
  • Умение анализировать заглавие рассказа;

4) Смысловое чтение фрагментов рассказа

Анализ образа главного героя

1.Каким предстает главный герой рассказа в данном эпизоде?

1 эпизод

<..>Но самое страшное начиналось, когда я приходил из школы. Там я невольно отвлекался, все время вынужден был что-то делать, там меня тормошили ребята, вместе с ними — хочешь не хочешь — приходилось двигаться, играть, а на уроках — paботать. Но едва я оставался один, сразу наваливалась тоска — тоска по дому, по деревне. Никогда раньше даже на день я не отлучался из семьи и, конечно, не был готов к тому, чтобы жить среди чужих людей. Так мне было плохо, так горько и постыло! — хуже всякой болезни. Хотелось только одного, мечталось об одном — домой и домой. Я сильно похудел; мать, приехавшая в конце сентября, испугалась за меня. При ней я крепился, не жаловался и не плакал, но, когда она стала уезжать, не выдержал и с ревом погнался за машиной. Мать махала мне рукой из кузова, чтобы я отстал, не позорил себя и ее, я ничего не понимал. Тогда она решилась и остановила машину.

— Собирайся, — потребовала она, когда я подошел. Хватит, отучился, поедем домой.

Я опомнился и убежал.

2. Найдите основную мысль данного фрагмента текста?

2 эпизод

<..>Но я бросал лучше, и если уж мне доставалась возможность бросать, шайба, как намагниченная, летела точно на деньги. Я и сам удивлялся своей меткости, мне надо бы догадаться придержать ее, играть незаметней, а я бесхитростно и безжалостно продолжал бомбить кассу. Откуда мне было знать, что никогда и никому еще не прощалось, если в своем деле он вырывается вперед? Не жди тогда пощады, не ищи заступничества, для других он выскочка, и больше всех ненавидит его тот, кто идет за ним следом. Эту науку мне пришлось в ту осень постигнуть на собственной шкуре.

3. Найдите ключевые слова, характеризующие эмоциональное состояние главного героя?

3 эпизод

Снова наставил шайбу для удара, но опустить уже не успел: кто-то вдруг сильно поддал мне сзади коленом, и я неловко, склоненной вниз головой, ткнулся в землю. Вокруг засмеялись.

За мной, ожидающе улыбаясь, стоял Птаха. Я oпeшил:

— Чего-о ты?!

— Кто тебе сказал, что это я? — отперся он. — Приснилось, что ли?

— Давай сюда! — Вадик протянул руку за шайбой, но я не отдал ее. Обида перехлестнула во мне страх ничего на свете я больше не боялся. За что? За что они так со мной? Что я им сделал?

— Давай сюда! — потребовал Вадик.

— Ты перевернул ту монетку! — крикнул я ему. — Я видел, что перевернул. Видел.

— Ну-ка, повтори, — надвигаясь на меня, попросил он.

— Ты перевернул ее, — уже тише сказал я, хорошо зная, что за этим последует.

Первым, опять сзади, меня ударил Птаха. Я полетел на Вадика, он быстро и ловко, не примериваясь, поддел меня головой в лицо, и я упал, из носу у меня брызнула кровь. Едва я вскочил, на меня снова набросился Птаха. Можно было еще вырваться и убежать, но я почему-то не подумал об этом. Я вертелся меж Вадиком и Птахой, почти не защищаясь, зажимая ладонью нос, из которого хлестала кровь, и в отчаянии, добавляя им ярости, упрямо выкрикивая одно и то же:

— Перевернул! Перевернул! Перевернул!

Они били меня по очереди, один и второй, один и второй. Кто-то третий, маленький и злобный, пинал меня по ногам, потом они почти сплошь покрылись синяками. Я старался только не упасть, ни за что больше не упасть, даже в те минуты мне казалось это позором. Но в конце концов они повалили меня на землю и остановились.

— Иди отсюда, пока живой! — скомандовал Вадик. — Быстро!

Я поднялся и, всхлипывая, швыркая омертвевшим носом, поплелся в гору.

— Только вякни кому — убьем! — пообещал мне вслед Вадик.

Я не ответил. Все во мне как-то затвердело и сомкнулось в обиде, у меня не было сил достать из себя слово. И, только поднявшись на гору, я не утерпел и, словно сдурев, закричал что было мочи — так что слышал, наверное, весь поселок:

— Переверну-у-ул!

- Какие уроки преподносит жизнь и суровое послевоенное время главному герою?

- Какие качества характера своего героя подчеркивает автор?

- Что привлекает вас в мальчике, в его характере?

- Кто показал мальчику, что в жестоком мире есть доброта, сострадание и милосердие?

Анализ образа учительницы в рассказе Распутина:

 

Какой представлялась мальчику Лидия Михайловна?

- Как реагирует Лидия Михайловна, увидев в первый раз синяки у своего ученика?

- Почему?

- Что переживает герой, когда Тишкин предает его? Чего он ожидал?

- Как себя повела Лидия Михайловна? Почему?

- Для чего она назначает мальчику дополнительные уроки?

- Как чувствует себя герой у нее в гостях? Почему?

- Зачитайте и сопоставьте его и ее портрет.

- Для чего автор ставит их рядом?

- Какое художественное средство он использует?

- Каково первоначальное представление мальчика об учителе и как постепенно оно меняется? Какой оказывается Лидия Михайловна?

- Почему она начинает играть с ним на деньги?

- Как ведет она себя в эпизоде разговора с директором? Почему?

- Какие черты характера проявляет Лидия Михайловна?

5)Обобщение материала:

Почему рассказ называется «Уроки французского»?

Какой главный урок преподала учительница?

Какие уроки преподал нам В. Распутин? Чем интересен его рассказ?

Заключительное слово учителя:

Лидия Михайловна открыла мальчику новый мир, показала «другую жизнь» (в доме учительницы мальчику даже воздух казался пропитанным «лёгкими и незнакомыми запахами иной жизни»), где люди могут доверять друг другу, поддерживать и помогать, разделять горе, избавлять от одиночества.

IV. Рефлексия. Подведение итогов урока

Учащиеся угадывают предмет, лежащий в «Черном ящике», отвечают на вопрос: «Символом чего можно считать красное яблоко в рассказе Распутина «Уроки французского?»

(«Красные яблоки»- символ мечты, истинных духовных ценностей: доброты, отзывчивости, любви) .

Вывод:
«Уроки французского» - уроки жизни, мужества, доброты.

 Заполнение листа самооценки

Лист самооценки _______________________________________________________

                                                                          (ФИ ученика, класс)

Критерии оценивания

1.  Я умею давать характеристику герою рассказа;

2.   Мне удалось определить  основную мысль текста

3.  Я смог(ла) выделить в тексте ключевые слова

4.     Я нашел(а) кульминационный эпизод текста

5.   У меня получилось проанализировать заглавие текста

Да/нет

За работу на уроке я ставлю себе _____________

Всех лучше на уроке работал(а)___________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока литературы по теме "К.Г.Паустовский. Рассказ"Телеграмма" "

Главная задача урока-воспитывать в учениках чувство благодарности и заботы к родителям, умение ценить красоту и силу материнской любви. Данный урок можно провести и как воспитательное мероприятие - кл...

План – конспект бинарного урока (литература и русский язык) «Мы помним о вас! Мы гордимся вами!» 5 КЛАСС

В рамках интегрированной образовательной технологии наиболее интересны бинарные уроки, основанные на межпредметных связях, так как предполагает использование сплава из различных педагогических т...

План – конспект бинарного урока (литература и русский язык) «Мы помним о вас! Мы гордимся вами!» 5 КЛАСС

В рамках интегрированной образовательной технологии наиболее интересны бинарные уроки, основанные на межпредметных связях, так как предполагает использование сплава из различных педагогических т...

План-конспект интегрированного урока литературы в 8 классе "Стихи и песни о Великой Отечественной войне"

Урок знакомит учеников с лирикой и песнями о войне, с авторами и исполнителями шире школьной программы. Предусмотрена связь литературы с историей, музыкой, живописью, кино....

План-конспект открытого урока по литературе в 9 классе на тему: Анализ повести «Бэла» по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» Подготовила учитель русского языка и литературы Чижова Светлана Николаевна.

        План-конспект  открытого урока по литературе в 9 классе на тему:Анализ повести  «Бэла» по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»Подготовила учитель р...

План – конспект интегрированного урока/ Литература и музыка 7класс «Стихи и песни, звавшие на подвиг».

Искусство – это красота и   богатство человеческой жизни, а героический подвиг – это высшее проявление красоты и богатства человеческого духа. Настоящая красота всегда благ...

Презентация к плану - конспекту интегрированного урока. Литература и музыка 7класс Тема урока: «Стихи и песни, звавшие на подвиг».

Искусство – это красота и   богатство человеческой жизни, а героический подвиг – это высшее проявление красоты и богатства человеческого духа. Настоящая красота всегда благородна...