Социально-философский роман 1970-1980-х годов
статья по литературе (11 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Социально-философский роман (1970-1980-х годов)
Всякая истинная литература философична. Подлинный художник касается общих законов природы и человеческого общества. В социально-философском жанре постигаются платы духовной жизни нации, народа. Вот почему прошлое и нынешнее, история и современность. Это подтверждает весь опыт от Вольтера до А. Франса, от Достоевского до Л. Леонова. Есть философская лирика А. Блока, В. Маяковского, Н. Рубцова, Л. Мартынова, Н. Асеева. Европейская литература имеет три основные разновидности философской прозы. Первая от Лярошфуко и Лябрюйера к А. Франсу. Это рационалистически утонченная, насыщенная иронией и скепсисом проза. Немецкая проза. Начало легенды о Фаусте. В творениях Гете философия переплетена с конкретно-чувственным изображением мира. В центре вопросы теории познания законов Земли и Космоса. Эти проблемы развиты Т. Манном в «Волшебном горе», «Докторе Фаусте». Философский роман России. Крупнейший его представитель – Достоевский. Что есть человек? Куда идет человечество и Россия? Что такое истина? Во французском романе – социально-политические проблемы, в немецком – гносеологические, в русском – этические. После Октября возникают основные идейно-тематические и жанрово-стилевые тенденции. Одна из них – лирико-философская – Пришвин М. Напряженная атмосфера интеллектуального и нравственного поиска. Процесс познания связей и закономерностей между человеком и природой, между общей целью человечества и национальной судьбой. У В. Астафьева открытая публицистичность, резкое обнажение конфликтов между ноосферой и биосферой. Другая проза у М. Булгакова – дуализм добра и зла. Прекрасного и безобразного, знания и невежества. У В. Шукшина – сатира. Этические вопросы у Л. Леонова, Ю. Бондарева, В. Белова, В. Распутина. Две главные проблемы: война и мир, человек и природа. Писатели взывают к милосердию по отношению к природе не из-за самой только природы. Важно, чтобы опыты и пробы научной мысли корректировались не бездушным интеллектом, а и сферой эмоций. Нынешняя литература о войне все чаще использует жанр произведения-предостережения. Переломный характер нашей эпохи наметился в 60-е годы. Начали по-новому осмысливаться глобальные темы эпохи: война и мир, человек и природа. 70-80-е годы – период успешного развития философской прозы. Это философско-драматическая проза. Ч. Айтматов, Ю. Бондарев, В. Распутин. В. Астафьев «Последний поклон», «Пастух и пастушка», «Царь-рыба». Они затронули все главные области – тематику, искусство композиционного построения, стилистику. Отсюда громадная роль автобиографического, исповедального мотива в его творчестве, фрагментарность его сюжета, подчас отсутствие единой фабульной скрепы. В. Астафьев, наследуя традиции Достоевского – Леонова (в сфере психологического анализа), выбирает стилевую линию лирико-философской (пришвинской) прозы. Использует сказ, сказовый лад. Стихия народного говора тонко корректируется, слова исконно народные, сибирские умело просеиваются, лишь самое точное, ярко-образное входит в повествование. И господствуют субъективированные формы стиля «Царь-рыба». Отсюда возрастающая роль повествователя в книге. Персонажи действуют, а автор размышляет. Повествователь и есть тот идеальный народный характер, который все в книге цементирует. В. Астафьев возвращает наше сознание к гетевскому тезису «природа всегда права». Возникает мотив страдания, боли. Меняется роль пейзажа. Это проявитель духовного мира героя, обрисовывает внешнюю среду и помогает созданию значительных социально-философских, нравственно-эстетических обобщений (главы «Капля», «Туруханская лилия»). Отображению современной эпохи как трагической отвечает и постижение двух кризисных состояний нашей планеты: социально-политического – проблемы войны и мира, Земля в канун могущего разразиться ядерного апокалипсиса – и экологического, вопиющих противоречий между слабо защищенной природой и техническим могуществом человека конца 20 века. Ю. Бондарев на страницах трилогии «Берег», «Выбор», «Игра» настойчиво предостерегает от этической беспечности технократов. С. Залыгин утверждает: человечество может оказаться в ловушке, если не придет к мысли, что оно «все больше нуждается, если так можно выразиться, в гуманитарной экспертизе всех своих технических идей и проблем». Именно эти писатели делают попытки раскрыть новый тип общественной отдельной человеческой судьбы с ходом исторического развития на изломе 20 века. Взаимосвязи социального и природного факторов. Ю. Бондарев «Игра» - действие идет расширяющимися кругами: московская квартира героя Крымова – подмосковная дача – студия, положение дел в кинематографе и стране, в целом мире. Раскол между близкими людьми до двух полярных систем, их противостояние. Вначале сетуем на трагическую гибель талантливой актрисы Ирины Скворцовой. Но не криминальная сторона привлекает художника. Представители старшего поколения думали во время войны, что, когда наступит мир, а материальная нужда будет ликвидирована, люди станут лучше, чище, добрее. В действительности все оказалось сложнее, не так. Крымов стремится заглянуть в будущее, постичь связи правды и совести. Ощущение недолговечности и хрупкости бытия, красоты мира окрашивает его искания в тревожно-трагические тона. Отсюда открытая композиция романа. Его обращенность ко всем людям земли с сурово звучащим предостережением. Мучительные раздумья о соотношении технического и нравственного прогресса: страшно ведь, если компьютер заменит твердыни духа. Это придает острый публицистический оттенок исканиям мысли, а чувствам – непосредственность и чистоту эмоционального накала. Метафорический смысл заглавия раскрывается многопланово. Это игра самолюбий и тщеславий в кинематографической среде и жалкий театр страстей подлецов и эгоистов, вплоть до тех игр, что ведут атомные маньяки, угрожающие всей планете. Военная тема сведена к небольшому эпизоду. 9 мая 1945 года. Главное – уберечь человечество от участи всеобщего крематория, как это сделать? Большая литература 70-80-х годов обращается к узловым моментам в жизни человека и общества: внешнее и внутреннее выживание государства, системы и человечества в целом. Обостренное внимание к теме памяти. Возрождается пушкинское: «Любовь к родному пепелищу. Любовь к отеческим гробам». Открываются новые возможности использования средств притчи, аллегории, символико-мифологической поэтики. Память как важнейшая социально-нравственная категория, философско-эстетическая основа личности. Это позволило по-новому осмыслить истоки и причины противоречий как внутри нашего общества, так и во вне его. Писатели от В. Астафьева до В. Шукшина уделяли внимание на глубинном конфликте. В философско-публицистической повести В. Распутина «Пожар» разложение идет изнутри. Конфликт внутри основного населения поселка. Сюжет построен так, чтобы выявить расщепление души народной, утратившей лад, гармонию, согласие. Добро и зло перемешалось. Само название звучит трагически. В. Белов «Все впереди» - многослойное полотно, где есть философия, публицистика, семья, пародия. Ее героев несет не только действительность, но и память о предках. О родословной. Раздумья о религиях: ислам, иудаизм, православие, мотив лицедейства, лица и маски в истории человечества (вспомним Сервантеса «Дон Кихота»). Автор романа ставит вопрос: как решать проблемы? И вот здесь читатель уже не созерцатель. Белов переносит на второй план круг технологических и семейно-бытовых вопросов, сосредотачивает внимание на проблемах, которые лежат внутри современной общественной жизни. Создает свою разновидность пародии, где воплощается не только смешное, сколь ироническое и саркастическое видение мира, включающее авторскую боль. В романе С. Залыгина «После бури» не просто биография, а этапы мировоззренческой эволюции героя. Перемена в душах и миросозерцании, а потом в мирочувствовании – такова задача философской прозы Залыгина. Вслед за Шолоховым писатель подхватывает и развивает идею гражданской войны как национальной трагедии. Но в отличие от Шолохова он показывает не широкие народные массы, а судьбы русской интеллигенции. Привлекают автора драматические коллизии непонимания, неприятия того, что русская интеллигенция может служить родине. Такова участь бывшего приват-доцента Корнилова, генерала Бондарина. Расцвет философской прозы в 70-80-е годы закономерен. Леонов Л. Различает понятия «душа» и «разум». Его произведения Спираль», «Мироздание по Дымкову» (не завершен роман). В них звучит набатный колокол памяти, предупреждение людям: не повторяйте ошибок прошлого. Философский роман – это постижение не только проблем участи политических систем, но и судеб мировой культуры, самой цивилизации, биосферы в целом. Следовательно, налицо эволюция жанра антиутопии. Эстетическое, духовное богатство, которое было создано нашим искусством слова в эти годы заслуживает высокого имени классики социально-философской прозы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока в 10 классе "Образ Петра Первого как царя преобразователя в поэме А.С.Пушкина «Медный всадник». Социально-философские проблемы поэмы. Диалектика пушкинских взглядов на историю России".
Подробный конспект урока с приложением презентации....
Презентация по теме "Социально-философская мысль XX века"
Презентация к уроку обществознания (профильный уровень) в 10 классе. Программа под редакцией Л.Н.Боголюбова...
«На дне» как социально-философская драма М.Горького.
Цель урока: показать новаторство Горького; определить составляющие жанра и конфликта в пьесе. Методические приемы: лекция, аналитическая беседа.Оборудование урока: портрет и фотографии А.М.Горько...
Урок на тему «Социально-философская драма Максима Горького «На дне»: идейные истоки, проблема Пути»
Пьеса М. Горького «На дне» входит в обязательный минимум содержания основной действующей программы по литературе в 11 классе.Стандарт среднего (полного) общего образования включает в себя изучение в 1...
Из опыта работы. Социально-философская драма М.Горького «На дне»
Вводный урок по пьесе М.Горького "На дне": дать представление о жанре социально-философской драмы, знакомство с идейным содержанием пьсы....
Тест по истории "Кризисы 1970-1980 -х гг."
Работа содержит тестовые вопросы по теме для двух вариантов....
- Мне нравится (1)