Образ Мировой горы и Мирового дерева в лирике М. Ю. Лермонтова
статья по литературе (9, 10 класс) на тему
Анализ лирических произведений М. Ю. Лермонтова через архетипы Мировой горы и Мирового дерева
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ryazanova_ov_statya.docx | 20.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Рязанова О. В.
с. Татарка МКОУ «СОШ №11»
Образы Мировой горы и Мирового дерева в лирике М. Ю.Лермонтова.
Творчество М. Ю. Лермонтова изучается на протяжении полутора веков. Казалось бы, что все проанализировано, рассмотрено, написаны тысячи работ. Но каждый раз, когда открываешь сборник стихотворений, понимаешь, что по-новому написано, и то, на что не обращалось внимание раньше, теперь лежит на поверхности.
В энциклопедии «Мифы народов мира» известный ученый В. Топоров пишет о том, что «Гора часто воспринимается как образ мира, модель вселенной, в которой отражены все основные элементы и параметры космического устройства. Гора находится в центре мира — там, где проходит его ось. Продолжение мировой оси вверх (через вершину Горы) указывает положение Полярной звезды, а её продолжение вниз указывает место, где находится вход в нижний мир, в преисподнюю. Основание же Горы приходится на «пуп земли». Мировая Гора трёхчленна. На её вершине обитают боги, под Горой (или в её нижней части) — злые духи, принадлежащие к царству смерти, на земле (посередине) — человеческий род.
М. Ю. Лермонтов ярко использует в своих стихотворениях образ Мировой горы. Показывает разносторонность бытия, используя элементы природы. Например, в стихотворении «Дары Терека» показана река, которая приносит только смерть: труп кабардинца, труп «казачки молодой». Терек исток берет у подножия Казбека:
Я родился у Казбека,
Вскормлен грудью облаков,
С чуждой властью человека
Вечно спорить был готов.
Река рождена была у входа в нижний мир, поэтому другого пути, как только нести смерть, у нее нет.
В стихотворении «Утес» М. Ю. Лермонтов через образ Мировой Горы раскрывает мотив одиночества. В Утесе» кратковременность чувства не нуждается в каком бы то ни было оправдании: она обусловлена несходством самих жизненных судеб, неизбежной разностью духовного опыта. Лермонтовское одиночество, обычно гордое и мятежное, открыто осознаваемое как вызов миру, здесь лишено вселенского масштаба: это естественно устоявшаяся, форма реального бытия. Вместе с тем пронзительность этого уединенного «человеческого» страдания «в пустыне» не теряет универсальной общезначимости и глубины. «Тучка» и «утес» отнесены к разным природным стихиям: летучая, быстрая и беспечная «тучка» противоположна по всем этим признакам вечно неподвижному, монолитному утесу, символу прочной и уверенной в себе силы.
В другом стихотворении «Синие горы Кавказа, приветствую вас» образ Мировой Горы восходит к архаическим представлениям, когда гора ассоциировалась с местом поклонения Богу ( Моисей молился на горе). Одиночество лирического героя Лермонтова, на мой взгляд, можно объяснить тем, что он был воспитан горами, а не людьми: «Вы взлелеяли детство мое; вы носили меня на своих одичалых хребтах, облаками меня одевали, вы к небу меня приучили, и я с той поры все мечтаю об вас да о небе». Но спустившись к подножию гор, герой теперь не может смириться с потерей того счастья, которое испытывал, пребывая на вершине: «Кто раз лишь на ваших вершинах творцу помолился, тот жизнь презирает, хотя в то мгновенье гордился он ею!..»
Представление о Мировом Древе тесно связано с представлением о Мировой Горе – том самом центре мира, где истоки всего – и божественной силы, и косной материи.
Мировое древо задаёт нам трёхчастное деление мира на верхний, средний и нижний миры. Средний мир, как правило, воспринимается как мир людей. И, соответственно, корни мирового древа уходят, естественно, в нижний мир, в преисподнюю, которая, как правило, царство мёртвых, но опять - таки не всегда. Крона образует верхний мир, ствол соотносится со средним миром. Как правило, это так и будет, по крайней мере, в большинстве мифологий. В случае с Мировой Горой у нас мифологически маркирована верхняя точка, а в случае с Мировым Древом, у нас будет мифологически маркирована нижняя точка, то есть подножие Мирового Древа. Горизонтальная структура Мирового Дерева образуется самим деревом и объектами по сторонам от него. Отчётливее всего она обнаруживается в связи со стволом. Значительное количество фактов позволяет реконструировать две горизонтальные оси в схеме мирового дерева, то есть горизонтальную плоскость (квадрат или круг), определяемую двумя координатами — слева направо и спереди назад. В случае квадрата каждая из четырёх сторон указывает направления, или стороны света). По сторонам или углам могут находиться соотносимые с главным мировым деревом в центре частные мировые деревья или мифологические персонажи, персонификации стран света. Само Мировое Дерево в известном смысле и в определенных контекстах становится моделью культуры в целом, своего рода «древом цивилизации» среди природного хаоса. Человек, созерцая свой рост и рост дерева, делает вывод о сходстве между собой и деревом. Таким образом, дерево имеет несколько мифических значений — хранитель-двойник человека (дерево-хранитель личности) и дерево-мир.
В лирике М. Ю. Лермонтова много стихотворений, которые отражают образ Мирового Дерева. Остановимся на некоторых. В стихотворении «Листок» сюжет построен на противопоставлении двух «миров»: листка и чинары. Дубовый листок засох от зноя, увял от холода, одинок и страдает, ищет приюта, потеряв связь с «веткой родимой». В образа дуба, как хранителя человека, можно увидеть родину, с которой связан мотив изгнанничества. Листок «докатился до Черного моря». Чинара не дает ему приюта и гонит дальше, на погибель:
Ты много видал - да к чему мне твои небылицы?
Мой слух утомили давно уж и райские птицы.
Иди себе дальше; о странник! тебя я не знаю!
Я солнцем любима, цвету для него и блистаю.
Дерево в стихотворениях Лермонтова является еще и собеседником лирического героя, воплощением его надежд на дружеские чувства и любовь. Примером может послужить стихотворение «Дереву». Сюжет произведения построен на параллелизме: цветущее, затем вянущее дерево — живая, затем ушедшая любовь:
Давно ли с зеленью радушной
Передо мной стояло ты,
И я коре твоей послушной
Вверял любимые мечты.
Герой одинок, некому доверить свои чувства, лишь безмолвное, но понимающее дерево становится слушателем переживаний. Любовь уходит – погибает дерево:
И деревцо с моей любовью
Погибло, чтобы вновь не цвесть;
Я жизнь его купил бы кровью,
Но как переменить, что есть?
Образ Мирового Дерева – защитника человека можно также увидеть в стихотворении «Выхожу один я на дорогу». Здесь образ дерева восходит к первобытным представлениям о силах природы. Строки «Надо мной, чтоб вечно зеленея, дуб склонялся и шумел», на мой взгляд, выражают надежду о спокойствии, защите от окружающего мира. Можно вспомнить для аналогии русские сказки, где дерево является защитником, например, «Гуси-лебеди». Лирический герой Лермонтова ищет именно такой покой и защиту.
Таким образом, основные мотивы лирики поэта (мотив одиночества, изгнанничества, странничества, покоя) раскрываются через образы Мировой Горы и Мирового Дерева. Образы Горы и Дерева являются носителями как положительных черт, как в произведениях («Синие горы Кавказа»), так и отрицательных («Дары Терека»). Используются образы Мировой Горы и Мирового дерева не только как связь с настоящим, реальным, но и как обращение к прошлому за помощью с надеждой на будущее, вечное («Выхожу один я на дорогу»).
Литература:
- Мифы народов мира. Т.1
- Лермонтовская энциклопедия. – М., 1981.
- Авеста. – М.,1989.
- История культуры.- М., 2005
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект урока "Россия в Первой мировой войне" (Первая мировая война глазами современников)
Проект урока "Россия в Первой мировой войне" (Первая мировая война глазами современников)В условиях современного школьного образования историческая дисциплина стала предметом повышенного обществ...
Методическая разработка по теме "Мировой океан. Части Мирового океана"+ презентация
Тема урока: Мировой океан. Части Мирового океана. Тип урока:урок формирования новых знаний. ЦелиУчебные: способствовать формированию у обучающихся понятий: «Мировой океан», «океан», «море...
Образ Дон Жуана в мировой литературе и музыке.
" Образ Дон Жуана в мировой литературе и музыке" - интегрированный урок по литературе и музыкальной литературе....
Урок литературы в 9 классе на тему "Образ России в лирике М. Ю. Лермонтова". Анализ стихотворения "Родина"
Урок углубленной работы над текстом (по классификации Н. И. Кудрашёва) – анализ лирического произведения. Обзор-осмысление родины в ранней и поздней лирике М. Лермонтова...
АЛЛЕГОРИЯ. СИМВОЛ. СИМВОЛИЧЕСКИЙ ОБРАЗ. ФУНКЦИИ СИМВОЛИЧЕСКИХ ОБРАЗОВ В ЛИРИКЕ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА (на примере стихотворения «Пленный рыцарь»)
Урок представляет собой комлексный разбор стихотворения М.Ю.Лермонтова "Пленный рыцарь" в рамках подготовки обучающихся к итоговой аттестации по литературе. Рассчитан на два академических ча...
УРОК литературы в 7 классе по теме « Образ России в лирике М. Ю. Лермонтова. Анализ стихотворения «Родина»»
Обобщить знания учащихся о творчестве великого русского поэта и писателя, продолжать обучать учащихся анализировать лирические произведения, определять тему и основную мысль произведения. Пополнять св...
Конспект урока литературы. Развитие речи. Анализ лирического произведения. Образ России в лирике М. Ю. Лермонтова.
Урок углубленной работы над текстом (по классификации Н. И. Кудрашёва) – анализ лирического произведения. Обзор-осмысление родины в ранней и поздней лирике М. Лермонтова...