Произведения для обсуждения и чтения в 5 классе
план-конспект занятия по литературе (5 класс) на тему
Чтение и обсуждение произведений по литературе в 5 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proizvedeniya_dlya_chteniya_i_obsuzhdeniya_po_literature_v_5_klasse.docx | 18.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Произведения для чтения и обсуждения по литературе в 5 классе
1 урок. АК Толстой. Илья Муромец.
Баллада – небольшое сюжетное произведение, в основе которого лежит обычно какое-то народное предание, легенда. С именем Ильи Муромца у АК Толстого связаны думы о родине, ощущение огромной внутренней силы русского народа, обостренное чувство радости жизни. Основу баллады составляют раздумья Ильи о своей жизни. Ему чужды погоня за славой, стремление к почестям, развито чувство собственного достоинства. В начале баллады Илья недоволен князем, обижен, то, отдаляясь от княжеского двора, он успокаивается. Душевное спокойствие от сознания независимости, свободы, понимания своего долга – быть охранителем родной земли. Что заставило Илью Муромца покинуть стольный Киев-град? Сравним, каким предстает перед нами Илья в былине и в балладе. В былине – это богатырь воин. Основной прием его изображения – гипербола. Он легко поднимает палицу весом в 90 пудов, конь его скачет с горы на гору, перескакивает реки и озера. В балладе Илья Муромец проще, доступней. Он радуется встрече с родной природой. Все вокруг него живет, дышит, природа благотворно действует на него. Возвращает ему бодрость духа. Постоянные эпитеты (жаркий полдень, богатырский конь, темный бор). Ласкательные суффиксы, олицетворение природы – близость к народу, его поэзии.
2-3 уроки. Былина «Вольга и Микула Селянинович».
В этой былине народ опоэтизировал крестьянский труд, воспел работу хлебопашца, народного кормильца, выразил мысль: чтобы дать жизнь родному полю, нужны настоящие богатыри. После прочтения былины делимся впечатлениями о героях. Вопросы: о чем повествуется в былине «Илья Муромец и Соловей Разбойник»? и о чем в былине «Вольга и Микула Селянинович»? Как выражается любовь народа к пахарю? Сопоставьте Вольгу и Микулу. Кто, по-вашему, главный герой былины? Докажите вашу мысль. Вся былина построена на сопоставлении могущественного князя и простого пахаря Микулы. Микула показан в работе. Он вспахивает поле, которому нет ни конца, ни края. Гиперболическое изображение крестьянского труда дает возможность понять, какими красивыми, сильными и могучими видел народ своих богатырей. Любовь в описании богатырского труда и в том, каким видят его певцы-сказители. Под стать хозяину и богатырский конь. Князь Вольга показан мудрым, обладающим силой чудесных превращений, и он и его дружина во всем уступают крестьянину Микуле Селяниновичу. Домашнее задание: перечитать былину, подготовить пересказ той части, в которой ярче всего проявляется богатырство Микулы.
На втором уроке – выразительное чтение былины. Устное рисование. Закрепление теоретико-литературного понятия о былине.
4 урок. АК Толстой. «Курган».
Баллада «Курган» - произведение с глубоким подтекстом. Лирические картины – мысль о родине и ее прошлом, он наших предках, о русском народе, его судьбе. Курган – памятник давно прошедших легендарных времен. Чтение баллады. Вопросы для обсуждения: О чем рассказывает баллада? Какие чувства возникают при знакомстве с произведением? Как его нужно читать? В произведении есть опорная строка – «курган одинокий стоит». Она повторяется несколько раз:
1 строфа – Курган одинокий стоит
3 строфа – Курган же с высокой главою… по-прежнему гордо стоит
5 строфа – безмолвен курган одинокий
Каждое новое возвращение к описанию кургана – не простое повторение, а развитие сложной поэтической мысли. Эти строки вызывают одновременно и чувство гордости и чувство грусти. Такую тональность следует соблюдать при выразительном чтении баллады.
5 урок. ИА Крылов. «Петух и Жемчужное Зерно», «Кукушка и Петух».
Чтение басни. Каков в ней Петух? Невежественный и самоуверенный. В басне «Квартет» - добрые, мудрые наставления баснописца – не берись за дело, которое не способен выполнить. В басне «Кукушка и Петух» автор высмеивает тех, кто безоглядно льстит, преследуя корыстные цели. Кукушка – серенькая, невзрачная, а Петух говорит о ней «красавица», ее однообразное пение – высшая оценка пения. А кукушка говорит, что петух поет как райская птичка. А ведь райская птичка не поет. И ее оперения необычно красиво. Конкурс иллюстраторов. Сопоставление басен. Викторина.
6 урок. НА Заболоцкий. «Журавли».
Стихотворение «Журавли» – это поэтическое размышление о многих сложных проблемах: о жизни и смерти, о связи поколений, об отношении человека к природе. Чтение стихотворения. Интонационное богатство стихотворения: драматизм ситуации, тяжелое потрясение, которое испытывает поэт при виде разрушительной злой силы, уничтожающей красоту, наконец, веру в то, что жизнь продолжается, в ней должно победить другое начало. Смысл стихотворения. Ситуация: представьте, что кто-то ради забавы убивает прекрасную птицу. Какая строфа в стихотворении станет характеристикой ваших чувств?
Два крыла, как два огромных горя,
Обняли холодную волну,
И, рыданью горестному вторя,
Журавли рванулись в вышину.
Как понять выражение: «Два крыла, как два огромных горя» и «рыданью горестному вторя»? Почему, читая стихотворение, мы именно в этих словах находим отзвук своим чувствам? Общее горе – природы и человека («два огромных горя»), тесное родство их, единство, великая сила сочувствия и любви. Поэтическая мысль стихотворения, где передано и ликующее ощущение простора, свободы, красоты природы, и чувство непримиримости к содеянному злу, и скорбь, и оптимистическая вера поэта в торжество жизни и справедливости на земле.
7 урок. Роберт Стивенсон «Вересковый мед».
Баллада «Вересковый мед» рассказывает о неравной борьбе коренного населения страны с жестоким и коварным шотландским королем. Главных действующих лиц поэт рисует, используя прием противопоставления: безжалостных, жестоких врагов и последних из оставшихся в живых пиктов. Чтение баллады. Найти строки, выражающие главную мысль. Вереск – не просто растение. Для шотландцев этот скромный цветок горных склонов – символ мужества, стойкости, самоотверженности, символ Родины. Почему отец так поступил? Стивенсон был передовым человеком, для которого жить – значило быть свободным.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Произведения для самостоятельного чтения. 5 класс
Здесь представлен список книг для самостоятельного чтения учащихся ....
Урок литературного чтения по произведению В. Набокова "Бабочки" в 4 классе
Цель: Познакомить с творчеством В. В. Набокова.Задачи: 1. Познакомить с произведением В. В. Набокова «Бабочки», историей его написания.2. Развивать внимание к авторскому слову, к точности употре...
Список произведений для летнего чтения (7 класс).
Учащимся рекомендован список произведений для летнего чтения. Наиболее объёмные произведения предпочтительно прочитать летом (например, повесть Гоголя "Тарас Бульба"). Желательно ведение традиционных ...
Конспект урока по чтению по произведению М. Горького «Детство» (отрывок) 7 класс специальной (коррекционной)школы VIII вида
Разработка урока по чтению и развитию речи по произведению М. Горького "Детство" ( отрывок) для 7 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида...
Презентация к уроку по чтению по произведению М. Горького «Детство» (отрывок) 7 класс специальной (коррекционной) школы VIII вида
Презентация к уроку по чтению и развитию речи по произведению М. Горького "Детство" (отрывок) 7 класс специальной (коррекционной) школы VIII вида...
Тест по литературному чтению 8 класс (VIII вид) по произведению В. Г. Короленко "Слепой музыкант"
Данный тест позволяет проверить знания текста произведения у учащихся 8 класса (VIII вида)...
Список произведений для летнего чтения (6 класс; Меркин)
Список произведений для летнего чтения для ребят, которые перешли в 7 класс. Курсивом выделены названия произведений, которых НЕТ в учебнике. Их нужно найти самостоятельно и прочитать....