Искусство чтения текста
статья по литературе (10, 11 класс) на тему

Цель данной статьи- описать некоторые приемы обучения школьников одному из важнейших для учебной деятельности виду чтения- изучающему (аналитическому) чтению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iskusstvo_chteniya_teksta.docx22.83 КБ

Предварительный просмотр:

Искусство чтения текста

                                                     

                Цель данной статьи- описать некоторые приемы обучения школьников одному из важнейших для учебной деятельности виду чтения- изучающему (аналитическому) чтению.

                Овладение приемами изучающего чтения способствует формированию у школьников важнейших коммуникативных и собственно общеучебных умений, прежде всего умения самостоятельно и эффективно работать с текстом. Чтение учебного текста предполагает глубокое проникновение в его содержание, осознание сути раскрываемых в нем понятий, тех связей и отношений  между фактами и явлениями, которые отражают в той или иной степени действительную картину мира.

Для того чтобы понять прочитанный лингвистический текст,  школьникам необходимо знание терминов.

Считаю, что работа с терминами  на уроках  русского языка должна  проводиться систематически. С этой целью я использую различные приемы:

  • «Переводчик»

Заимствования из греческого, латыни

Лингвистические термины

Punktum- точка;

орфография;

Orthos- правильный;

лексикология;

Morрhe- форма;

орфоэпия;

Logos- слово/ учение/ наука;

лексикография;

Epos-…

морфология;

Lexikos-…

пунктуация;

Phone- …

фонетика

Grapho-….

  • «Подари 5». Отвечающему у доски  школьнику ученики класса задают вопросы на знание терминов, при этом обязательное требование:  тот, кто задает вопрос, знает  на него ответ.
  • Написание лингвистических  сказок  с использованием терминологии.
  • «Генеалогическое древо». Например, при изучении причастия и деепричастия  учащиеся устанавливают «родственные связи» этих частей речи с прилагательным, глаголом и наречием.
  • Тест на установление соответствия:    1-    ; 2-    ; 3-                                                                                                                                    

1.Словарный запас языка

А) орфография                          

2. Раздел науки о языке, изучающий звуки речи.

Б) пунктуация

3. Раздел науки о языке, изучающий правильное написание слов

В) фонетика

Г)  лексика

                                                                                                                             

При подготовке к написанию  сочинения на ГИА и ЕГЭ работе с текстом я также уделяю значительное внимание.

Когда- то Аристотель утверждал, что речь слагается из трех компонентов: из самого оратора, из предмета, о котором идет речь, и из лица, к которому он обращается. Действительно, это три элемента: автор, тема и читатель.

Вместе с учениками мы составляем своеобразный алгоритм работы с текстом.

  1. О чем? (тема)
  2. Зачем автор написал текст? (цель)
  3. Какие вопросы рассматривает автор? (проблемы)
  4. Над каким вопросом автор рассуждает больше всего? (основная проблема текста)
  5. Как  сам автор отвечает на поставленные вопросы (проблемы)?  (авторская позиция)

Один из важнейших признаков текста- его информативность. Текст содержит информацию о каком- либо факте, событии, человеке; о цели его создания; о способах авторского воздействия на читательское восприятие; об отношении автора к поднятой проблеме.

Без «вычитывания» этой информации невозможно правильно понять содержание текста.

На уроках русского языка в 10- 11 кл. при подготовке к ЕГЭ (написание сочинения)  я часто использую притчи.

Один восточный властелин увидел сон, будто у него выпали один за другим все зубы. В сильном волнении он призвал к себе толкователя снов. Тот выслушал его озабоченно…

Задание классу: продолжите притчу.

Для того чтобы выполнить это задание,  необходимо «вычитать» подтекст, во-первых, надо выделить ключевые слова этой притчи, слова, на которых держится  данный текст: властелин,  сон, выпали все зубы, сильное волнение, выслушал озабоченно.

Во-вторых, попытаемся сами стать толкователями этого сна. Можно смело утверждать, что это плохой сон, на это указывают слова «волнение», «озабоченность». Создается атмосфера тревоги, ожидания каких- то неприятностей, беды.

В-третьих, властелин не знает значения своего сна, но почему он так встревожен? Да потому, что зубы выпали у него, а не у кого- то другого, причем выпали один за другим и все.

В-четвертых, почему толкователь снов выслушал властелина озабоченно? Как он растолкует ему сон? Какая судьба его ожидает после этого?

В-пятых, не забываем, что перед нами притча, поэтому сколько может быть у властелина толкователей сна, как он (они) объяснят это сновидение?

Таким образом, с точки зрения лингвистики, понимание текста – это вычитывание трех видов текстовой информации.

Фактуальную информацию составляет описание событий, героев, места и времени действия.

Подтекстовая информация напрямую не выражена в словах. Она содержится в текстовых «скважинах» (пропусках, которые читатель заполняет, опираясь на имеющиеся знания, опыт), в словах-образах (художественных средствах).

Под концептуальной информацией понимается система взглядов, мыслей и чувств автора, которые он отражает в тексте, рассчитывая на ее восприятие читателем.

Без «вычитывания» этих информаций невозможно правильно понять содержание текста.

Грамотность чтения -  это способность человека к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний типов текстов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ПРИМЕНЕНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ (НОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ) ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЧТЕНИЯ»(текст+презентация)

ДОКЛАД НА ПЕДСОВЕТЕ«ПРИМЕНЕНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЧТЕНИЯ»...

Как подготовиться к выразительному чтению текста (памятка для учащихся)

Данная памятка поможет ученикам с нарушениями речи подготовиться к уроку литературы...

Формирование универсальных учебных действий на уроках биологии путем использования смыслового чтения текста.

Данный методический материал заслушивался и был одобрен на районном заседании методического обьединения учителей биологии в 2014 году.Он дает краткий обзор по использованию технологии "Развития критич...

Прием смыслового чтения текста в технологии РКМ.

Данный материал будет полезен на уроке биологии в 10-11 классе, при изучении темы: "Развитие и происхождение жизни на Земле". Материал содержит вариант  дидактического стиха по этой теме....

Прием смыслового чтения текста. Варианты используемых текстов на уроках экологии в 10 - 11 классах.

Предлагаю ознакомиться с несколькими вариантами текстов по курсу экологии в 10-11 классах, учителям работающим в технологии РКМЧП....

мастер - класс "Искусство чтения текстов"

Тексты окружают современного человека на каждом шагу: реклама, доклад на собрании, статья в газете, SMS-сообщение и т.д. и т.п. Умение понимать и создавать текст формируется в школе. Предлагаемый маст...

Английский язык. Тренажёр по чтению для учащихся 2 класса (фрагмент блока 3: чтение текстов)

Во втором классе необходимо читать много и в различных комбинациях, чтобы навык чтения прочно сформировался. Тренажёр по чтению - необходимый компонент в инструментарии учителя английского языка. Данн...