Искусство чтения текста
статья по литературе (10, 11 класс) на тему
Цель данной статьи- описать некоторые приемы обучения школьников одному из важнейших для учебной деятельности виду чтения- изучающему (аналитическому) чтению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
iskusstvo_chteniya_teksta.docx | 22.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Искусство чтения текста
Цель данной статьи- описать некоторые приемы обучения школьников одному из важнейших для учебной деятельности виду чтения- изучающему (аналитическому) чтению.
Овладение приемами изучающего чтения способствует формированию у школьников важнейших коммуникативных и собственно общеучебных умений, прежде всего умения самостоятельно и эффективно работать с текстом. Чтение учебного текста предполагает глубокое проникновение в его содержание, осознание сути раскрываемых в нем понятий, тех связей и отношений между фактами и явлениями, которые отражают в той или иной степени действительную картину мира.
Для того чтобы понять прочитанный лингвистический текст, школьникам необходимо знание терминов.
Считаю, что работа с терминами на уроках русского языка должна проводиться систематически. С этой целью я использую различные приемы:
- «Переводчик»
Заимствования из греческого, латыни | Лингвистические термины |
Punktum- точка; | орфография; |
Orthos- правильный; | лексикология; |
Morрhe- форма; | орфоэпия; |
Logos- слово/ учение/ наука; | лексикография; |
Epos-… | морфология; |
Lexikos-… | пунктуация; |
Phone- … | фонетика |
Grapho-…. |
- «Подари 5». Отвечающему у доски школьнику ученики класса задают вопросы на знание терминов, при этом обязательное требование: тот, кто задает вопрос, знает на него ответ.
- Написание лингвистических сказок с использованием терминологии.
- «Генеалогическое древо». Например, при изучении причастия и деепричастия учащиеся устанавливают «родственные связи» этих частей речи с прилагательным, глаголом и наречием.
- Тест на установление соответствия: 1- ; 2- ; 3-
1.Словарный запас языка | А) орфография |
2. Раздел науки о языке, изучающий звуки речи. | Б) пунктуация |
3. Раздел науки о языке, изучающий правильное написание слов | В) фонетика |
Г) лексика |
При подготовке к написанию сочинения на ГИА и ЕГЭ работе с текстом я также уделяю значительное внимание.
Когда- то Аристотель утверждал, что речь слагается из трех компонентов: из самого оратора, из предмета, о котором идет речь, и из лица, к которому он обращается. Действительно, это три элемента: автор, тема и читатель.
Вместе с учениками мы составляем своеобразный алгоритм работы с текстом.
- О чем? (тема)
- Зачем автор написал текст? (цель)
- Какие вопросы рассматривает автор? (проблемы)
- Над каким вопросом автор рассуждает больше всего? (основная проблема текста)
- Как сам автор отвечает на поставленные вопросы (проблемы)? (авторская позиция)
Один из важнейших признаков текста- его информативность. Текст содержит информацию о каком- либо факте, событии, человеке; о цели его создания; о способах авторского воздействия на читательское восприятие; об отношении автора к поднятой проблеме.
Без «вычитывания» этой информации невозможно правильно понять содержание текста.
На уроках русского языка в 10- 11 кл. при подготовке к ЕГЭ (написание сочинения) я часто использую притчи.
Один восточный властелин увидел сон, будто у него выпали один за другим все зубы. В сильном волнении он призвал к себе толкователя снов. Тот выслушал его озабоченно…
Задание классу: продолжите притчу.
Для того чтобы выполнить это задание, необходимо «вычитать» подтекст, во-первых, надо выделить ключевые слова этой притчи, слова, на которых держится данный текст: властелин, сон, выпали все зубы, сильное волнение, выслушал озабоченно.
Во-вторых, попытаемся сами стать толкователями этого сна. Можно смело утверждать, что это плохой сон, на это указывают слова «волнение», «озабоченность». Создается атмосфера тревоги, ожидания каких- то неприятностей, беды.
В-третьих, властелин не знает значения своего сна, но почему он так встревожен? Да потому, что зубы выпали у него, а не у кого- то другого, причем выпали один за другим и все.
В-четвертых, почему толкователь снов выслушал властелина озабоченно? Как он растолкует ему сон? Какая судьба его ожидает после этого?
В-пятых, не забываем, что перед нами притча, поэтому сколько может быть у властелина толкователей сна, как он (они) объяснят это сновидение?
Таким образом, с точки зрения лингвистики, понимание текста – это вычитывание трех видов текстовой информации.
Фактуальную информацию составляет описание событий, героев, места и времени действия.
Подтекстовая информация напрямую не выражена в словах. Она содержится в текстовых «скважинах» (пропусках, которые читатель заполняет, опираясь на имеющиеся знания, опыт), в словах-образах (художественных средствах).
Под концептуальной информацией понимается система взглядов, мыслей и чувств автора, которые он отражает в тексте, рассчитывая на ее восприятие читателем.
Без «вычитывания» этих информаций невозможно правильно понять содержание текста.
Грамотность чтения - это способность человека к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний типов текстов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«ПРИМЕНЕНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ (НОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ) ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЧТЕНИЯ»(текст+презентация)
ДОКЛАД НА ПЕДСОВЕТЕ«ПРИМЕНЕНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЧТЕНИЯ»...
Как подготовиться к выразительному чтению текста (памятка для учащихся)
Данная памятка поможет ученикам с нарушениями речи подготовиться к уроку литературы...
Формирование универсальных учебных действий на уроках биологии путем использования смыслового чтения текста.
Данный методический материал заслушивался и был одобрен на районном заседании методического обьединения учителей биологии в 2014 году.Он дает краткий обзор по использованию технологии "Развития критич...
Прием смыслового чтения текста в технологии РКМ.
Данный материал будет полезен на уроке биологии в 10-11 классе, при изучении темы: "Развитие и происхождение жизни на Земле". Материал содержит вариант дидактического стиха по этой теме....
Прием смыслового чтения текста. Варианты используемых текстов на уроках экологии в 10 - 11 классах.
Предлагаю ознакомиться с несколькими вариантами текстов по курсу экологии в 10-11 классах, учителям работающим в технологии РКМЧП....
мастер - класс "Искусство чтения текстов"
Тексты окружают современного человека на каждом шагу: реклама, доклад на собрании, статья в газете, SMS-сообщение и т.д. и т.п. Умение понимать и создавать текст формируется в школе. Предлагаемый маст...
Английский язык. Тренажёр по чтению для учащихся 2 класса (фрагмент блока 3: чтение текстов)
Во втором классе необходимо читать много и в различных комбинациях, чтобы навык чтения прочно сформировался. Тренажёр по чтению - необходимый компонент в инструментарии учителя английского языка. Данн...