Конспект открытого урока литературы в 6-ом классе с применением ИКТ.
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему
Цели и задачи:
- Подвести учащихся к основной идей произведения: деятельное сочувствие, сопереживание и помощь людям, попавшим в беду, позволяет проявиться лучшим качествам человеческой натуры.
- Уточнить литературоведческие понятия: повесть, сюжет, сюжетная линия
- Развивать самостоятельное и образное мышление учащихся, необходимые качества для критического анализа, умения делать выводы.
- Воспитывать нравственные качества детей, показать необходимость присутствия в жизни каждого человека таких качеств как доброта, благородство, бережное и внимательное отношения к членам своей семьи
- Провести параллель с современным обществом, подвести детей к мысли о необходимости сделать окружающий мир лучше, добрее.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_otkrytogo_uroka_literatury_v_6.docx | 22.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого урока литературы в 6-ом классе с применением ИКТ.
Тема:«Дорога к честности и добру».
Урок-обобщение по произведению В.Г. Короленко «В дурном обществе».
Цели и задачи:
- Подвести учащихся к основной идей произведения: деятельное сочувствие, сопереживание и помощь людям, попавшим в беду, позволяет проявиться лучшим качествам человеческой натуры.
- Уточнить литературоведческие понятия: повесть, сюжет, сюжетная линия
- Развивать самостоятельное и образное мышление учащихся, необходимые качества для критического анализа, умения делать выводы.
- Воспитывать нравственные качества детей, показать необходимость присутствия в жизни каждого человека таких качеств как доброта, благородство, бережное и внимательное отношения к членам своей семьи
- Провести параллель с современным обществом, подвести детей к мысли о необходимости сделать окружающий мир лучше, добрее.
Оборудование: мультимедийная презентация.
План урока:
І. Организационный момент.
ІІ. Подготовка к восприятию нового материала.
ІІІ. Изучение нового материала.
ІV. Закрепление знаний, умений, навыков (анализ текста).
V. Рефлексия.
VІ. Подведение итогов урока, оценка работ учащихся.
Ход урока.
І. Организационный момент.
ІІ. Подготовка к восприятию нового материала.
Вступительная беседа. Знакомство с темой урока.
- Часто ли вам приходится поступать «как все»?
- Всегда ли поступать «как все» значит поступать правильно?
- В нашей жизни мы встречаем множество людей, которые поступают «как все», «как принято», но есть другие люди – их мало и встречи с ними драгоценны – они поступают так, как велит голос совести.
-Что объединяет этих людей ? Слайд №1.
- Они остались в памяти людей не только как создатели литературных произведений, но и как великие гуманисты.
Словарная работа (эксперты – кто такие гуманисты?)
- Об одном из них сказаны такие слова:
«…через все произведения его проходит вера в человека…благородство его натуры и разума…» А.Платонов.
- Как называется произведение Короленко, с которым мы познакомились?
- Как вы думаете, почему такое название дано произведению?
Тест.
- Я предлагаю вам освежить в памяти некоторые сведения о самом авторе и его произведении.
Выполнение теста.
III. Беседа. Сюжетные линии
- Почему это произведение является повестью?
- что такое сюжет?
- сколько сюжетных линий в повести?
Слайд №2.
(Может это и хорошо, что твоя дорога прошла через нашу)
-Почему схема получилась такая?
Вывод: семья Тыбурция жила дружно, было взаимопонимание между членами семьи, а в семье Васи все жили сами по себе (Вася – как дикое деревце, отец – в горе, Соня в своём беззаботном детском мире)
Слайд №3.
IV. Характеристика героев (по предметам)
- кто главный герой произведения? С чем сравнивает автор Васю? Почему?
- Как вы думаете, а кого может характеризовать этот предмет?
Слайд №4.
Анализ взаимоотношений в семье.
- так ли уж велики были различия между этими двумя семьями?
Семья судьи
Семья Тыбуция
Состав семьи
достаток
Смерь матери нищета
Непонимание ВАСЯ
безразличие взаимопонимание
связывает обе семьи
- Почему Вася тянулся к семье Тыбурция? Чего не хватало ему в собственной семье?
-С какого времени Вася ощущал себя одиноким?
- Как переживали трагедию обе семьи?
Вывод: Обе семьи пережили трагедию (смерть матери), но в семье Тыбуция переживали потерю вместе, поддерживая друг друга, а в семье Васи каждый в одиночку боролся со своим горем, в одиночестве переживал его
- Изменилось ли их отношение друг к другу в последствие?
- Что на это повлияло?
Другая трагедия: смерть Маруси
Чтение отрывка из текста, где Вася узнаёт о смерти Маруси. (от места где Тыбуций вышел из комнаты)
Возращаясь к схеме судеб: к каким изменениям привело пересечение жизненных путей
Вывод: встреча с семьёй Тыбурция изменило не только Васю, она повлияла и на отца Васи и на отношения его с сестрой.
Что случилось после смерти Маруси?
-Чтение эпилога на фоне музыкального сопровождения.
- какие обещания давали друг другу брат и сестра?
- почему для этих обещаний они приходили на могилку Маруси?
( это было особое место для них.Маруся стала символом хрупкости человеческой жизни, символом любви между близкими людьми.)
Слайд №5.
- Странно то, что маленькой умирающей девочке удалось навсегда скрепить практически развалившуюся семью, она сама словно слабенький огонёк осветивший, тем не менее, самое тёмное подземелье, который обладал удивительной способностью отогревать самые суровые души, и в людях начинали проявляться самые лучшие их душевные качества.
-Какие ценные качества души проявились в Васе?
Спрогнозируйте, что бы произошло, если бы дорога судьбы семьи Тыбурция никогда бы не пересеклась с семьёй Васи?
Вывод: Деятельное сопереживание чужому горю, делает человека лучше, позволяя раскрыться его собственным духовным качествам
V.Рефлексия
– Кто или что виновно в смерти Маруси?
- А наше современное общество избавилось ли от равнодушия, безразличия, глупости, перестало быть «серым камнем»?
(показ фото детей, нуждающихся в помощи)
Слайд № 6-7.
- Хотели бы вы изменить окружающий мир, сделать его лучше?
Предлагаю ДОМАнаписать самый важный жизненный закон, который необходимо выполнять всем, чтобы жить в мире и согласии.
VI. Итог урока:
-Ценность каких человеческих качеств раскрывает это произведение?
- Эти качества есть в людях изначально или их надо воспитывать в себе?
- Каждый из нас идёт своей дорогой, а от чего завит какая она будет? К чему приведёт?
- Вы находитесь в самом начале своего жизненного пути, мне бы очень хотелось, что бы вас жизненный путь привёл вас к пониманию тех вещей, которые понял Вася, что- бы вы принимали решения, руководствуясь своей совестью, голосом своего сердца, а не потому что так поступают все. И тогда ваши имена будутдостойны стоять в одном ряду с этими великими гуманистами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Курсовая работа "«ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В 6-ОМ КЛАССЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС»
В данной работе рассматривается проблема использования технологии смыслового чтения на уроках литературы. Выделяются и описываются характерные особенности приема смыслового чтения, цели и задачи, кото...
Презентация к выступлению на районном МО учителей русского языка и литературы "Разработка и применение заданий открытого типа на уроках русского языка и литературы в 5-6 классах в условиях внедрения ФГОС"
Данная презентация отражает результаты работы по изучению личностно-ориентированных технологий в контексте внедрения ФГОС ООО...
Мастер- класс по применению интерактивных технологий на уроке литературы (5 класс)
Цель урока Обучение анализу прозаического текста, развитие навыков устного и письменного рисования и комментированного чтения, формирование навыка работы с текстом.Основное содержание темы, термины, п...
Урок по литературе в 5 классе с применением технологии критического мышления через чтение и письмо в образовательный процесс.
Тема: ГЕРАСИМ - «САМОЕ ЗАМЕЧАТЕЛЬНОЕ ЛИЦО…»ЧУВСТВО СОБСТВЕННОГО ДОСТОИНСТВА ГЕРАСИМА, ЕГО НРАВСТВЕННОЕ ПРЕВОСХОДСТВО НАД ЧЕЛЯДЬЮ....
Урок литературы в 6 классе с применением образовательной модели "1 ученик - 1 компьютер". https://www.youtube.com/watch?v=1lvXVX8O7NM&t=57s
https://www.youtube.com/watch?v=1lvXVX8O7NM&t=57...
Разработка урока литературы в 6 классе c применением технологии проблемного диалога "Незримый след чудесного доктора"
Материал включает в себя описание урока и технологическую карту. Урок литературы рассчитан на аудиторию учащихся 6 класса, работающих по УМК под ред. Коровиной В.Я. Ключевая педагогическая технология ...