"Эгоизм против эгоизма". Урок по произведению А.С.Пушкина "Выстрел"
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему
Конспект урока по произведению А.С.Пушкина "Выстрел". Композиция произведения, образы, мотивы поступков героев.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
egoizm_radi_egoizma.doc_urok.doc | 37 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по теме: «Эгоизм ради эгоизма» (По повести А.С.Пушкин «Выстрел»)
1.Вступительное слово учителя.
Мы продолжаем работать с «Повестями Белкина», созданными Пушкиным в Болдино в 1830 году. Работая с текстом, обращаем внимание на три основных понятия:
- Смысл жизни
- Цель жизни
- Ценность человеческой жизни.
2.Лексическая работа.
Месть- действие в отплату за причинённое зло, возмездие за что-нибудь.
Ненависть- чувство сильной вражды, злобы.
Эгоизм- себялюбие, пренебрежение к интересам общества и окружающих.
3. Задание по группам:
- Характеристика Сильвио
- Описание комнаты
- Рассказ Сильвио
- Состояние Сильвио во время 1 дуэли.
- Рассказ графа.
- Состояние Сильвио во время 2 дуэли.
4. Определение порядка повестей.
Последовательность повестей, в которой они были созданы:
Порядок созданный Пушкиным.
Гробовщик
Выстрел
Станционный смотритель
Метель
Барышня-крестьянка
Гробовщик
Выстрел
Станционный смотритель
Метель
Барышня-крестьянка
Композиция произведения.
1-я часть.
1.Рассказ офицера о военной жизни и о столкновении Сильвио с молодым поручиком.
2.Рассказ Сильвио о первой дуэли с графом.
2-я часть
1.Рассказ офицера повествователя о деревенской жизни.
2.Рассказ графа о второй встрече с Сильвио.
3.Сведения о дальнейшей судьбе героя.
Образ главного героя. Отчёт групп.
- Кто главный герой повести?
1 группа.
Опытность, угрюмость, крутой нрав, злой язык, таинственность.
Вывод: перед нами личность неординарная, притягательная, способная на многое – на дела великие, героические.
- Какой поступок чуть было не повредил ему во мнении молодёжи?
- Для Сильвио важно общественное мнение?
2 группа.
Пушкин кратко и образно рисует жилище Сильвио: «голые стены, источенные пулями», как эмблема разрушенного очага.
3 группа.
- Что же не даёт покоя Сильвио?
- Какие слова из его рассказа передают его отношение к молодому графу? («Злобствовал», «волнения злобы», «его равнодушие взбесило меня», «злобная мысль», «думал о мщении»)
- Уместно ли слово «месть»по отношению к действиям Сильвио?
Единственный повод для вызова – пощёчина, она преднамеренно спровоцирована им самим. Причиной послужило то, что»первенство моё поколебалось», возникло желание утвердить своё превосходство над молодым счастливчиком.
Не «месть», а «ненависть» движет героем, толкает его на поступки (стремление унизить человека)
4 группа.
«я его возненавидел», - звучит в рассказе Сильвио повествователю. Дуэль же «взбесила» героя.
- Какой «бес» овладел им? Раскройте смысл этой метафоры.
Герой дал такое направление судьбе, которая преследует чёрную, недостойную цель. Ради «мести» он от многого отказывается.
- От чего, например?
- Как относится к рассказу Сильвио офицер-повествователь? А как вы относитесь к поступку героя?
5 группа.
- А теперь переходим к кульминации повествования.
- Каким увидел граф Сильвио, ожидающего в кабинете? («… увидел в темноте человека, запылённого и обросшего бородой»; от его голоса «волосы стали вдруг на мне дыбом»)
6 группа.
- Что так изменило героя?
- Какая внутренняя жизнь и работа шли в сознании Сильвио в течение явно нелёгких для него лет?
- Чем закончилась эта дуэль?
- Какой выстрел вынес Пушкин в название повести?
- Что хотел сказать Сильвио своим выстрелом в картину? Ещё раз показать своё превосходство?
Выстрел похож на своего рода точку.
- Чему мог поставить точку герой?
Выстрел Сильвио знаменует миг озарения. Не пора ли было поставить точку бессмысленной озлобленности и повернуть жизнь в иную сторону? Теперь мы можем объяснить, почему автор не заканчивает на этом эпизоде повесть, а дописывает ещё один абзац. Мы теперь видим:ив его жизни появился новый смысл.
Вывод:
Он задумал дьявольскую месть, ещё не понимая, что, по сути дела, лишает счастья прежде всего самого себя. Эгоизм ради эгоизма. Все остальные достоинства человека (храбрость, верность руки, удаль) лишь условия достижения цели.
- Что же получается?
Смысл жизни – добиться превосходства над всеми.
Цель жизни –месть.
Ценность человеческой жизни невысока.
Произведение не столько о самой дуэли как таковой, а о всей жизни главного персонажа, которая так или иначе оказалась посвящена желанию отмщения.
Мы говорим о том, как важны для Пушкина такие понятия, как «дом», «семья», «семейное счастье». Обратите внимание , с чего начинается вторая часть повести. Пушкин ещё раз обращает внимание читателя не важность счастливой семейной жизни, важность наличия у человека домашнего очага.
Сильвио задумал дьявольскую месть, ещё не понимая, что лишает прежде всего самого себя жизни: нет ни семьи, ни детей.
- О чём эта повесть?
Не о дуэле повесть, а о смысле жизни человека, о пути человека к этому смыслу, о дороге жизни от себя прежнего к себе иному. Поддавшись искушению, нужно найти силы остановиться, поставить на этом точку и повернуть свою жизнь в русло добра и справедливости.
Эта мысль была так важна для автора, что он вынес повесть «Выстрел», написанную предпоследней, в начало цикла.
Д/З: прочитать повесть А.С.Пушкина «Станционный смотритель»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Рациональные числа против курения" урок в 6 классе
Цель урока: Формирование отрицательного отношения к курению с помощью математики.Задачи:Обобщить и закрепить знания и умения учащихся при выполнении действий с рациональными числами....
Презентация к уроку по произведению В Некрасова "В окопах Сталинграда" - культовое произведение о войне" .
Презентацию можно использовать в начале изучения произведения или при завершении. работы. Она содержит краткие сведения об авторе, заостряет внимание на основных проблемах, помогает понять авторскую ...
«Эгоизм ради эгоизм» Урок по повести А.С.Пушкин «Выстрел».
Данная разработка направлена на глубокое проникновение в ткань произведения. Групповая работа позволит учащимся глубоко и полно понять основные проблемы повести. Урок способствует развитию самоанализа...
"И упало каменное слово..." Жданов против Ахматовой. Урок литературы в 11 классе
Данный урок можно организовать как интегрированный, где два учителя (истории и литературы) дадут учащимся возможность представить картину (историческую и литературную) 30-х годов прошлого столетия на ...
Технология проблемного обучения. Дискуссия и сочинение в формате «за»\ «против» на уроках английского языка
Развитие логических умений на уроках английского языка играет большую роль. Одно из основных умений – это умение аргументировано доказывать свою точку зрения. Задания на развитие умения доказывать сос...
Использование метода денотативного анализа текста. На материале УМК Spotlight. Запрет жестоких видов спорта. Эссе за-и-против. Конспект урока в 9 классе.
Материал включает в себя конспект урока, денотатную карту (для работы с текстом-образцом) и органайзер For-and-against essay....
«Генно-модифицированные продукты: «за» и «против». Конспект урока английского языка в 11 классе
Урок разработан с целью восполнить недостаток творческих коммуникативных заданий по теме "Технологии. Биотехнологии" для учеников 11 класса общеобразовательной школы. Форма урока - решение к...