Использование разных технологий на уроках русского языка и литературы
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему
Технология развития критического мышления через чтение и письмо При использовании данной технологии происходит обучение обобщённым знаниям, умениям, навыкам и способам мышления. у учителя появляется возможность объединения отдельных дисциплин. Создаются условия для вариативности и дифференциации обучения. Формируется направленность на самореализацию, вырабатывается собственная индивидуальная технология обучения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
povest_o_shemyakinom_sude._prilozheniya.docx | 14.55 КБ |
povest_o_shemyakinom_sude_1_urok.docx | 14.68 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОВЕСТЬ О ШЕМЯКИНОМ СУДЕ.
В некоих местах жили два брата земледельца: один богатый, другой бедный. Богатый же ссужал много лет бедного, но не мог поправить скудости его.
По некоторому времени пришел бедный к богатому просить лошадь, чтобы было на чем ему себе дров привезти. Брат же не хотел дать ему лошади, говорит: «Много тебя я ссужал, а поправить не мог». И когда дал ему лошадь, а тот, взяв её, начал просить хомута, обиделся на него брат, стал поносить убожество его, говоря: « И того-то, и хомута у тебя нет своего». И не дал ему хомута.
Пошел бедный от богатого, взял свои дровни, привязал за хвост лошади и привез к своему двору. И забыл он выставить подворотню. Ударил лошадь кнутом, лошадь же изо всей мочи рванула с возом через подворотню и оторвала себе хвост.
И вот бедный привел к брату своему лошадь без хвоста.
ПЕРВАЯ ОСТАНОВКА
И увидел брат его, что у лошади его хвоста нет, начал брата своего поносить, что, выпросив у него лошадь, испортил её. И, не взяв назад лошади, пошел на него бить челом в город, к Шемяке - судье.
А бедный брат, видя, что брат его пошел бить на него челом, пошел и сам за братом, зная, что будут всё равно за ним из города посылать, а не пойти, так придётся еще и приставам проездные платить.
И остановились они оба в одном селе, не доходя до города. Богатый пошел ночевать к попу того села, затем что был тот ему знакомый. И бедный пришел к тому попу, а придя, лёг у него на полатях. И стал богатый рассказывать попу про погибель своей лошади, ради чего в город идет. И потом стал поп с богатым ужинать, бедного же не зовут с собою есть. Бедный стал с полатей смотреть, что едят поп с братом его, сорвался с полатей на зыбку и задавил попова сына насмерть.
ВТОРАЯ ОСТАНОВКА
И тот также поехал с богатым братом в город бить челом на бедного за смерть сына своего. И пришли они к городу, где жил судья; а бедный за ними следом идет.
Шли они через мост у города. А из жителей города некто вёз рвом в баню отца своего мыть. Бедный же, зная, что будет ему погибель от брата и от попа, задумал себя смерти предать. А бросившись, упал на старика и задавил отца на смерть. Схватили его, привели к судье.
Он же раз размышлял, как бы напасти избыть и что бы дать судье. И, ничего у себя не найдя, надумал так: взял камень, завернул в платок, положил в шапку и стал перед судьею.
И вот принес брат его челобитную, иск на него за лошадь, стал бить судье Шемяке челом. Шемяка же, выслушав челобитную, говорит бедному: «Ответствуй!». Бедный, не зная, что говорить, вынул из шапки завёрнутый камень, показал судье и поклонился.
ТРЕТЬЯ СТАНОВКА
А судья, чая, что бедный ему мзду посулил, сказал брату его: «Коли он лошади твоей оторвал хвост, не бери у него лошади своей до тех пор, пока у лошади не вырастет хвост. А как вырастет хвост, в то время и возьми у него свою лошадь».
И потом начался другой суд. Поп стал искать за смерть сына своего, за то, что он сына у него задавил. Бедный же опять вынул из шапки тот же узел и показал судье. Судья увидел и думает, что по другому делу другой узел золота сулит, говорит попу: «Коли он у тебя сына зашиб, отдай ему свою жену – попадью до тех пор, покамест от попадьи твоей не добудет он ребенка тебе; в то время возьми себе попадью с ребенком».
И после начался третий суд за то, что, бросаясь с моста, зашиб он отца – старика у сына. Бедный же, вынув из шапки камень, в платке завёрнутый, показал в третий раз судье. Судья, чая, что за третий суд он третий ему узел сулит, говорит тому, у кого убит отец: «Взойди на мост, а убивший отца твоего пусть станет под мостом. А ты сверзись сам на него и убей его так же, как он отца твоего».
ЧЕТВЕРТАЯ ОСТАНОВКА
После суда вышли истцы с ответчиком из приказа. Стал богатый у бедного спрашивать свою лошадь, а тот ему отвечает: «По судейскому указу, как - де у ней хвост вырастет, в ту пору и отдам твою лошадь». Богатый же брат дал ему за свою лошадь пять рублей, чтобы он ему, хоть и без хвоста, её отдал. А он взял у брата пять рублей и отдал ему лошадь. И стал бедный у попа спрашивать попадью по судейскому указу, чтоб ему от неё ребенка добыть, а добыв, попадью назад ему отдать с ребенком. Поп же стал ему бить челом, чтоб он попадьи у него не брал. И взял тот с него десять рублей. Тогда стал бедный говорить и третьему истцу: «По судейскому указу я стану под мостом, ты же взойди на мост и бросайся на меня так же, как и я на отца твоего». А тот думает: «Броситься мне, так его, поди, не зашибёшь; а сам расшибёшься». Стал и он с бедным мириться, дал ему мзду за то, чтоб бросаться на него не велел. И так взял себе бедный от всех троих.
Судья же прислал слугу к ответчику и велел у него те показанные три узла взять. Стал слуга у него спрашивать: дай то, что ты из шапки судье казал в узлах; он велел у тебя то взять». А то, вынувши из шапки завязанный камень, показал. Тогда слуга говорит ему: «Что же ты кажешь камень?» А ответчик сказал: « Это судье. Я – де,- говорит, когда бы он не по мне стал судить, убил его тем камнем».
Вернулся слуга и рассказал все судье. Судья же, выслушав слугу, сказал: «Благодарю и хвалю бога, что по нему судил. Когда бы не по нем судил, то он бы меня зашиб».
Потом бедный пошел домой, радуясь и хваля бога.
Предварительный просмотр:
Учитель. Галина А.А.
Класс: 8
Тема: «Повесть о Шемякином суде».
Цель: познакомить учащихся с текстом повести; раскрыть тематику и идейное содержание произведения через своеобразие сюжета и композиции; развивать критическое мышление с помощью стратегии «Чтение с остановками» и написание эссе, работу в парах, группах; способствовать воспитанию высоконравственной личности.
Ход урока.
Организационный этап.
- Этап побуждения.
- (На доске записаны слова: ПОВЕСТЬ КОМПОЗИЦИЯ
СЮЖЕТ ТЕМА ИДЕЯ
- Предположите, пожалуйста, о чем мы сегодня будем говорить на уроке, что обсуждать? Какова, по-вашему, цель урока?
- Переход к следующему этапу.
- Хотите узнать, о чем говориться в этом произведении?
- Этап реализации.
- Инструкция по чтению текста с помощью стратегии Чтение с остановками».
- Чтение текста по стратегии «Чтение с остановками».
- Чтение до первой остановки.
- Почему богатый не дал бедному хомут?
- Какие ваши впечатления о бедном? О чем заставили вас задуматься его поступки?
- Какая, по-вашему, будет реакция богатого?
2) Чтение до второй остановки.
- Какая же будет реакция попа? Что он предпримет? Какие возникли вопросы? Что взволновало? Предположите, как решил выйти из такого безвыходного положения бедный?
( запись вопросов, затем обсуждение в группах и запись главных на доске по одному от группы).
3) Чтение до третьей остановки.
- Какие чувства вызывает у вас бедный? (И смех, и сочувствие).
- Какие вопросы возникли? (запись и обсуждение в группе). Можете предположить, какие приговоры получит бедный за эти преступления? - Для чего достал бедный завернутый камень? Что мог подумать судья?
4) Чтение до четвертой остановки.
-Как теперь поведут себя истцы, после приговора Шемяки?
- Какие вопросы у вас возникли? Запишите их и выберите от группы наиболее важный. (Спикер озвучивает вопрос. Если достойный вопрос, то учитель записывает его на доске).
5) Чтение до конца.
-Что можно сказать о суде Шемяке? Почему из всех действующих лиц только у судьи есть имя?
– Чем являются приговоры, с точки зрения композиции, для трех эпизодов первой части?
6) Каждая группа отвечает на один вопрос, записанный на доске (обсуждение в группах и ответ спикера).
-Так какова тема и идея произведения? (обсуждение в группе)
-Каковы особенности сюжета и композиции?
(Повесть состоит из двух частей. Первая состоит из трех эпизодов, каждый из которых имеет свою композицию, вторая – рассказ о суде Шемяки, который включает приговоры и историю о камне, завязанном в платок).
- Этап рефлексии.
- Понравилось ли вам это произведение? О чем оно заставило вас задуматься? Как-то могут впечатления от сегодняшней беседы повлиять на вас, ваши поступки в дальнейшем?
- Инструкция по написанию эссе по РАФТу или традиционного на тему «Как я поступил бы на месте судьи».
Р – РОЛЬ Я, Шемяка, бедный, поп, богатый
А – АУДИТОРИЯ Шемяка, бедный, поп, богатый
Ф – ФОРМА письмо
Т – ТЕМА размышления после прочитанного
- Написание эссе.
- Авторский стул.
- Этап информации о домашнем задании.
- Комментирование оценок (можно и в ходе урока).
- Д/З: выявить авторскую позицию и оформить ответ письменно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы
Укрепление здоровья наших учеников в учебом процессе школы...
Использование инновационных технологий на уроках русского языка и литературы.
Сегодня основная цель обучения - это не только накопление учеником определённой суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка школьника как самостоятельного субъекта образовательной деятельности. В о...
Использование информационных технологий на уроках русского языка и литературы.
Применение информационно-коммуникационных технологии делает урок более информативным, содержательным, ярким, по-настоящему современным. Урок в современной школе. Основные преимущества ИКТ....
Доклад на тему: "Использование педагогических технологий на уроках русского языка и литературы как условие обеспечения современного качества образования"
Новые образовательные технологии предлагают инновационные модели построения такого учебного процесса, где на первый план выдвигается взаимосвязанная деятельность учителя и ученика, нацеленная на решен...
Использование компьютерных технологий на уроках русского языка и литературы.
Статья об использовании компьютерных технологий на уроках русского языка и литературы....
Использование компьютерных технологий на уроках русского языка и литературы.
Статья об использовании компьютерных технологий на уроках русского языка и литературы....
СТАТЬЯ "Использование информационных технологий на уроках русского языка и литературы"
Сегодня нет такого преподавателя, который не мечтал бы о том, чтобы его общение с учащимися было бы увлекательным, интересным, эмоциональным, а главное - тем ценным приобретением, которое бы ученики с...