рабочая программа по литературе 5 класс. ФГОС
рабочая программа по литературе (5 класс) на тему

Шустова Татьяна Алексеевна

рабочаяпрограмма по литературе 5 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_literatura_5_klass_fgos_mbou_nbsosh.docx90.87 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Новобрянская средняя общеобразовательная школа»

671325, РБ, Заиграевский р-н, с. Новая Брянь, ул. Пирогова, 20, 83013653597, novbrsosh@yandex.ru

Программа рассмотрена

и одобрена на заседании  МО учителей русского языка и литературы

Протокол № _____

от «___» _________ 2015г.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

МБОУ «Новобрянская сош»

________  

«_____»_________2015 г.

УТВЕРЖДАЮ                                                                                      

Директор МБОУ «Новобрянская сош»

Приказ № ______

от «___» _________ 2015г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по литературе

для учащихся 5а класса

                                           

учителя Шустовой Татьяны Алексеевны

                                                                             

2016

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по литературе адресована учащимся  5а класса МБОУ «Новобрянская средняя общеобразовательная школа» Заиграевского района Республики Бурятия.

Программа составлена на основе документов:

-  ФГОС ООО,  утвержденный  Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17  декабря  2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования,  зарегистрирован Минюст № 19644 от 01 .02. 2011 (в ред. Приказов Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644, от 31.12.2015 № 1577);

- СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированным в Минюсте России 3 марта 2011 г., регистрационный номер 19993);

- Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями  (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014. № 253,  с изменениями Приказ МОиН РФ № 576 от 08.06.2015 г.);

- Учебный план МБОУ «Новобрянская средняя общеобразовательная школа» на 2016-2017 уч.г.

- Примерная программа по литературе для основной школы [Примерные программы по учебным предметам. Литература. 5—9 классы. М.: Просвещение, 2010], авт. В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин, Н. В. Беляева.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Коровина В.Я. Литература. 5 класс. Учеб. для  общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе. В  2 ч. - М.: Просвещение, 2015. 

Сроки реализации программы: программа по литературе реализуется в течение 2016-2017 учебного года.

В программу по литературе  включен национально-региональный компонент в разделы:

УСТНОЕ  НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО. Русские народные сказки

- Мир  бурятской народной сказки (Баир Дугаров, поэт, кандидат исторических наук):

http://www.e-reading.by/bookreader.php/127122/Buryatskie_skazki.html

http://l-skazki.ru/buryatskie.html

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА. Русские басни

- Ринчен Номтоев «Притчи» Жанр притчи. Поучительные четверостишия, группирующиеся вокруг четырех вопросов: быть честным и правдивым; учиться наукам; творить добродетель; действовать без лени. http://azbook.net/book/290-iz-sokrovishhnicy-buryatskix-myslitelej-uchebnoe-posobie/13-shamany.html

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА. Русская литературная сказка XX века (обзор)

- Литературные  сказки Б.Д. Абидуева: «Сказка о козленке Бабане», «Оседлавший тигра», «Шалай и Шанай», «Котий Батор», «Летучая мышь», «Храбрый козленок Бабана».

- Сказки А.И.Шадаева.

 «Ради жизни на Земле...»

- Африкан Бальбуров и Данри Хилтухин.  «Приказываю жить» - документальная повесть о герое ВОВ, командире партизанской бригады Гурожапе Очирове.

- Цырен-Дулма Дондогой. Поэма «Песнь о матери». Пронзительные строки о босоногом детстве, которое пришлось на годы войны.

Произведения о родине, родной природе

- Алексей Уланов. Сборник стихотворений «Есть сила – шагай!»

- Дамба Жалсараев «Сказ о баторе», «Благопожелания». Основное содержание – гимн родной земле.

Писатели улыбаются

- Цырен Шагжин «Будамшу». Находчивый, ловкий Будамшуу ведет активную борьбу против зла, жадности, тупости людей.

Раздел 1

Планируемые предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса

В результате изучения литературы ученик  5 класса должен        

знать:

  • содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
  • наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
  • основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
  • историко-культурный контекст изучаемых произведений;
  • основные теоретико-литературные понятия, предлагаемые программой;

уметь

  • правильно, бегло и выразительно читать вслух художественный и учебный текст, в том числе и читать наизусть;
  • работать с книгой (находить нужную информацию, выделять главное, сравнивать фрагменты, составлять тезисы и план прочитанного, выделяя смысловые части);
  • давать развёрнутый ответ на вопрос;
  • определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
  • выявлять авторскую позицию;
  • выражать свое отношение к прочитанному;
  • сопоставлять литературные произведения;
  • выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
  • характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
  • владеть различными видами пересказа;
  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
  • писать изложения, небольшие отзывы о прочитанных произведениях, сочинения.

        

Раздел 2

Содержание учебного предмета «Литература» (5 класс – 105 часов)

Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и изучение художественных произведений, представляющих золотой фонд русской классики. Их восприятие, анализ, интерпретация базируются на системе историко- и теоретико-литературных знаний, на определенных способах и видах учебной деятельности.

Введение

Писатели о роли книги в жизни человека и общества. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка, титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор и др.). Учебник литературы и работа с ним.

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Фольклор — коллективное устное народное творчество.

Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное и индивидуальное в фольклоре.

Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки — повторение).

Теория литературы. Фольклор. Устное народное творчество (развитие представлений).

Русские народные сказки
Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые (анекдотические, новеллистические). Нравственное и эстетическое содержание сказок. Сказители. Собиратели сказок.

«Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы. «Величественная простота, презрение к позе, мягкая гордость собою, недюжинный ум и глубокое, полное неиссякаемой любви сердце, спокойная готовность жертвовать собою ради торжества своей мечты — вот духовные данные Василисы Премудрой...» (М. Горький). Иван-царевич — победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников — Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Светлый и тёмный мир волшебной сказки. Народная мораль в сказке: добро торжествует, зло наказывается. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Изобразительный характер формул волшебной сказки. Фантастика в волшебной сказке.

«Иван — крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван — крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя. Герои сказки в оценке автора-народа. Особенности сюжета.

«Журавль и цапля», «Солдатская шинель» — народные представления о справедливости, добре и зле в сказках о животных и бытовых сказках.

Теория  литературы. Сказка как повествовательный жанр фольклора. Виды сказок (закрепление представлений). Постоянные эпитеты. Гипербола (начальное представление). Сказочные формулы. Вариативность народных сказок (начальные представления). Сравнение.

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси (обзор).

«Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей...» и их подвиги во имя мира на родной земле.

Теория литературы. Летопись (начальные представления).

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА

Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя (детство и годы учения, начало литературной деятельности). Ломоносов — учёный, поэт, художник, гражданин.

«Случились вместе два Астронома в пиру...» — научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения.

Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы (начальные представления).

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА

Русские басни

Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века: А. П. Сумароков, И. И. Дмитриев) (обзор).

Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о баснописце (детство, начало литерат. деятельности).

«Ворона и Лисица», «Волк и Ягнёнок», «Свинья под Дубом» (на выбор). Осмеяние пороков — грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости и т. д. «Волк на псарне» — отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора. Аллегория как форма иносказания и средство раскрытия определённых свойств человека. Поучительный характер басен. Своеобразие языка басен И. А. Крылова.

Теория литературы. Басня (развитие представлений), аллегория (начальные представления). Понятие об эзоповом языке.

Василий Андреевич Жуковский. Краткий рассказ о поэте (детство и начало творчества, Жуковский-сказочник).

«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Особенности сюжета. Различие героев литературной и фольклорной сказки.

«Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады.

Теория литературы. Баллада (начальные представления).

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения).

Стихотворение «Няне» — поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, её сказками и песнями.

«У лукоморья дуб зелёный...». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» — собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения.

«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» — её истоки (сопоставление с рус.нар. сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие литерат. пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность — красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки.

Теория литературы. Лирическое послание (начал. представления). Пролог (начал. представления).

Русская литературная сказка XIX века

Антоний Погорельский. «Чёрная курица, или Подземные жители». Сказочно-условное, фантастическое и достоверно-реальное в литературной сказке. Нравоучительное содержание и причудливый сюжет произведения.

Пётр Павлович Ершов. «Конёк-Горбунок». (Для внеклассного чтения.) Соединение сказочно-фантастических ситуаций, художественного вымысла с реалистической правдивостью, с верным изображением картин народного быта, народный юмор, красочность и яркость языка.

Всеволод Михайлович Гаршин. «Attalea Princeps». (Для внеклассного чтения.) Героическое и обыденное в сказке. Трагический финал и жизнеутверждающий пафос произведения.

Теория литературы. Литературная сказка (начальные представления). Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, способы рифмовки. «Бродячие сюжеты» сказок разных народов.

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте (детство и начало литературной деятельности, интерес к истории России).

«Бородино» — отклик на 25-летн. годовщину Бородинского сражения (1837). Ист. основа стихотворения. Воспроизведение ист. события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с высоким патриотическим пафосом стихотворения.

Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпитет (развитие представлений), метафора, звукопись, аллитерация (начальные представления).

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писат. (детство, годы учения, начало лит. деят).

«Заколдованное место» — повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического.

«Ночь перед Рождеством». (Для внеклассного чтения.). Поэтические картины народной жизни (праздники, обряды, гулянья). Герои повести. Фольклорные мотивы в создании образов героев. Изображение конфликта тёмных и светлых сил.

Теория литературы. Фантастика (развитие представлений). Юмор (развитие представлений).

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте (детство и начало лит. деятельности).

Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства — короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей.

«Есть женщины в русских селеньях...» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»). Поэтический образ русской женщины.

«На Волге». Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа. Вера в потенциальные силы народа, лучшую его судьбу. (Для внеклассного чтения.)

Теория литературы. Эпитет (развитие представлений).

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литерат. деятельности).

«Муму». Реальная основа повести. Повествование о жизни в эпоху крепостного права. Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя — символ немого протеста крепостного человека.

Теория литературы. Портрет, пейзаж (развитие представлений). Литературный герой (развитие представлений).

Афанасий Афанасьевич Фет. Краткий рассказ о поэте.

Стихотворение «Весенний дождь» радостная, яркая, полная движения картина весенней природы. Краски, звуки, запахи как воплощение красоты жизни.

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности).

«Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин — два разных характера, две разные судьбы. Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов.

Теория литературы. Сравнение (развитие понятия). Сюжет (начальное представление).

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной  деятельности).

«Хирургия» осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики.

Теория литературы. Юмор (развитие представлений). Речевая характеристика персонажей (начальные представления). Речь героев как средство создания комической ситуации.

Русские поэты XIX века о родине и родной природе (обзор)

Ф. И. Тютчев. «Зима недаром злится...», «Как весел грохот летних бурь...», «Есть в осени первоначальной...»;

А. Н. Плещеев. «Весна» (отрывок);

И. С. Никитин. «Утро», «Зимняя ночь в деревне» (отрывок);

А. Н. Майков. «Ласточки»;

И. З. Суриков. «Зима» (отрывок);

А. В. Кольцов. «В степи». Выразительное чтение наизусть стихотворений (по выбору учителя и учащихся).

Теория литературы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения.

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе (детство и начало лит. деятельности).

«Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами Русской земли, душевным складом песен и сказок, связанных между собой видимыми и тайными силами. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине. Рассказ «Подснежник». (Для внеклассного чтения.) Тема исторического прошлого России. Праздники и будни в жизни главного героя.

Владимир Галактионович Короленко. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).

«В дурном обществе». Жизнь детей из богатой и бедной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого, сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев. «Дурное общество» и «дурные дела». Взаимопонимание — основа отношений в семье.

Теория литературы. Портрет (развитие представлений). Композиция литературного произведения (начальные понятия).

Сергей Александрович Есенин. Краткий рассказ о поэте (детство, юность, начало творч. пути).

Стихотворения «Я покинул родимый дом...» и «Низкий дом с голубыми ставнями...» — поэтизация картин малой родины как исток художественного образа России. Особенности поэтического языка С. А. Есенина.

Русская литературная сказка XX века (обзор)

Павел Петрович Бажов. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).

«Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика в сказе. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа.

Теория литературы. Сказ как жанр литературы (начальные представления). Сказ и сказка (общее и различное).

Константин Георгиевич Паустовский. Краткий рассказ о писателе.

«Тёплый хлеб», «Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского.

Самуил Яковлевич Маршак. Краткий рассказ о писателе. Сказки С. Я. Маршака.

«Двенадцать месяцев» — пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом — традиция русских народных сказок. Художественные особенности пьесы-сказки.

Теория литературы. Развитие жанра литературной сказки в XX веке. Драма как род литературы (начальные представления). Пьеса-сказка.

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе (детство, начало лит. деятельности).

«Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении — жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира.

Теория литературы. Фантастика в литературном произведении (развитие представлений).

Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе (детство, начало лит. деятельности).

«Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и её понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Поведение героя в лесу. Основные черты характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций.

Теория литературы. Автобиографичность лит. произведения (начальные представления).

«Ради жизни на Земле...»

Стихотворные произведения о войне. Патриотические подвиги в годы Великой Отечеств.войны.

К.М. Симонов. «Майор привёз мальчишку на лафете...»; А.Т. Твардовский. «Рассказ танкиста».

Война и дети — обострённо трагическая и героическая тема произведений о Великой Отеч. войне.

Произведения о родине, родной природе

И. Бунин. «Помню — долгий зимний вечер...»;

А. Прокофьев. «Алёнушка»;

Д. Кедрин. «Алёнушка»;

Н. Рубцов. «Родная деревня»;

Дон-Аминадо. «Города и годы».

Стихотворные лирические произведения о родине, родной природе как выражение поэтического восприятия окружающего мира и осмысление собственного мироощущения, настроения. Конкретные пейзажные зарисовки и обобщённый образ России. Сближение образов волшебных сказок и русской природы в лирических стихотворениях.

Писатели улыбаются

Саша Чёрный. «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей.

Теория литературы. Юмор (развитие понятия).

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Роберт Льюис Стивенсон. Краткий рассказ о писателе.

«Вересковый мёд». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков.

Теория литературы. Баллада (развитие представлений).

Даниель Дефо. Краткий рассказ о писателе.

«Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя (смелость, мужество, находчивость, несгибаемость перед жизненными обстоятельствами). Гимн неисчерпаемым возможностям человека. Робинзонада в литературе и киноискусстве.

Ханс-Кристиан Андерсен. Краткий рассказ о писателе.

«Снежная королева». Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке Андерсена. Кай и Герда. Мужественное сердце Герды. Поиски Кая. Помощники Герды (цветы, ворон, олень, Маленькая разбойница и др.). Снежная королева и Герда — противопоставление красоты внутренней и внешней. Победа добра, любви и дружбы.

Теория литературы. Художественная деталь (начальные представления).

Жорж Санд. «О чём говорят цветы». (Для внеклассного чтения.) Спор героев о прекрасном. Речевая характеристика персонажей.

Теория литературы. Аллегория (иносказание) в повествовательной литературе.

Марк Твен. Краткий рассказ о писателе.

«Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывшиеся в отношениях с друзьями. Том и Бекки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена. Причудливое сочетание реальных жизн. проблем и игровых приключ. ситуаций.  Изобретательность в играх — умение сделать окр. мир интересным.

Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе.

«Сказание о Кише» — сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика — смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства — опора в труднейших жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.

Раздел 3.

Календарно-тематическое планирование

Тема урока

Кол-во час.

Дата

план/факт

Примечание

Введение (1 ч)

1

Урок 1.  Книга в жизни человека.

Писатели о роли книги. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги. Создатели книги. Учебник литературы и работа с ним. Диагностика уровня литературного развития учащихся

(1 ч)

Устное народное творчество (10 ч).

2

Урок 2.  Фольклор — коллективное устное народное творчество.

Развитие представлений о фольклоре: преображение действительности в духе народных идеалов, вариативная природа фольклора, сочетание коллективного и индивидуального. Исполнители фольклорных произведений

(1 ч)

3

Урок 3.  Малые жанры фольклора.

Детский фольклор: колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки (с повторением изученного)

(1 ч)

4

Урок 4.  Русские народные сказки. «Царевна-лягушка» как волшебная сказка.
Сказка как вид народной прозы. Виды сказок: волшебные, бытовые, сказки о животных. Нравственное и эстетическое содержание сказок

(1 ч)

5

Урок 5.  «Царевна-лягушка». Василиса Премудрая и Иван-царевич.

Образ невесты-волшебницы. Воплощение в образе Василисы Премудрой лучших человеческих качеств. Иван-царевич как победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Воплощение светлых и тёмных сил в образах Бабы-яги и Кощея Бессмертного. Народная мораль в характере и поступках героев. Сказка в актёрском исполнении

(1 ч)

6

Урок 6.  «Царевна-лягушка». Поэтика волшебной сказки.

Народная мораль в сказке: добро побеждает зло. Связь сказочных формул с древними мифами. Изобразительный характер формул волшебной сказки. Фантастика в волшебной сказке. Вариативность народных сказок

(1 ч)

7

Урок 7.  «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо» — волшебная богатырская сказка героического содержания.

Черты волшебной, богатырской и героической сказки в повествовании об Иване — крестьянском сыне. Тема мирного труда и защиты родной земли. Особенности сюжета сказки

(1 ч)

8

Урок 8.  «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо»: система образов сказки.

Главные и второстепенные герои сказки. Иван — крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравств. превосходство главного героя. Герои сказки в оценке автора-народа

(1 ч)

9

Урок 9.  Сказки о животных. «Журавль и цапля».

Особенности сказок о животных. Герои-животные. Народное представление о справедливости в сказках о животных. Сказка в актёрском исполнении

(1 ч)

10

Урок 10.  Бытовые сказки. «Солдатская шинель».

Особенности бытовых сказок и их отличие от волшебных сказок. Народные представления о добре и зле в бытовых сказках. Сказка в актёрском исполнении. Сказители. Собиратели сказок

(1 ч)

11

Урок 11.  Итоговый урок на тему «Русские народные сказки» (урок развития речи 1).

Подготовка к домашнему письменному ответу на проблемный вопрос

(1 ч)

Из древнерусской литературы (2 ч).

12

Урок 12.  «Повесть временных лет» как литературный памятник.

Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси. Понятие о летописи. Сюжеты русских летописей.

(1 ч)

13

Урок 13.  Из «Повести временных лет»: «Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Герои летописного сказания и их подвиги во имя мира на родной земле. Летописный сюжет в актёрском исполнении

(1 ч)

Из литературы XVIII века (2 ч).

14

Урок 14.  Из литературы XVIII века.  М. В. Ломоносов – учёный, поэт, худож-
ник, гражданин (урок внеклассного чтения 1).

Краткий рассказ о жизни писателя (детство, годы учения, начало литературной, научной и общественной деятельности)

(1 ч)

15

Урок 15.  М. В. Ломоносов. «Случились вместе два Астронома в пиру…».

Изложение научных истин в поэтической форме. Понятие о юморе. Юмор стихотворения и его нравоучительный характер. Понятие о родах литературы: эпосе, лирике, драме. Жанры литературы (начальные представления)

(1 ч)

Из литературы XIX века (41 ч).

16

Урок 16.  Жанр басни в мировой литературе (урок внеклассного чтения 2).

Истоки басенного жанра: Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века: А.П. Сумароков, И. И. Дмитриев

(1 ч)

17

Урок 17.  И. А. Крылов. «Ворона и Лисица», «Свинья под Дубом».

Краткий рассказ о баснописце (детство, начало литературной деятельности). Развитие представлений о жанре басни. Осмеяние человеческих пороков (жадности, неблагодарности, хитрости и т. д.)

(1 ч)

18

Урок 18.  И. А. Крылов. «Волк на псарне». Отражение исторических событий в басне. Патриотическая позиция автора. Своеобразие языка басен Крылова. Понятие об эзоповом языке. Развитие понятия об аллегории и морали. Басня в актёрском исполнении

(1 ч)

19

Урок 19.  И. А. Крылов. Басни (урок развития речи 2).
Обобщение изученного о баснях. Конкурс инсценированной басни «Мои любимые басни Крылова». Литературная викторина

(1 ч)

20

Урок 20.  В. А. Жуковский. «Спящая царевна».

Краткий рассказ о поэте (детство и начало творчества, Жуковский-сказочник). Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Особенности сюжета. Различие героев литературной и фольклорной сказки. Сказка в актёрском исполнении

(1 ч)

21

Урок 21.  В. А. Жуковский. «Кубок».

Благородство и жестокость. Герои баллады. Понятие о балладе

(1 ч)

22

Урок 22.  А. С. Пушкин. «Няне».

Рассказ о детских годах жизни А. С. Пушкина. Поэтизация образа няни поэта Арины Родионовны. Мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, её сказками и песнями. Понятие о лирическом послании

(1 ч)

23

Урок 23.  «У лукоморья дуб зелёный…».

Пролог к поэме «Руслан и Людмила» – собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок. Мотивы и сюжеты пушкинского произведения. Пролог в актёрском исполн.

(1 ч)

24

Урок 24.  «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»: события и герои.

События сказки. Главные и второстепенные герои. Фольклорная основа сказки. Иллюстраторы сказки

(1 ч)

25

Урок 25.  «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»: сравнительная характеристика героев.

Система образов сказки. Противостояние добрых и злых сил. Общность и различие главных героев: царица-мачеха и падчерица, царевна и Елисей, царевна и богатыри, Елисей и богатыри. Сказка в актёрском исполнении

(1 ч)

26

Урок 26.  «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»: истоки сюжета, поэтика сказки.

Сопоставление с русскими народными сказками, со сказкой Жуковского и сказками братьев Гримм, «бродячие сюжеты». Сходство и различие литературной и народной сказки. Народная мораль и нравственность – красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Стихотворная и прозаическая речь. Рифма, ритм, способы рифмовки

(1 ч)

27

Урок 27.  «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» (урок развития речи 3).

Поэтичность и музыкальность пушкинской сказки. Подготовка к домашнему письменному ответу на один из проблемных вопросов

(1 ч)

28-29

Уроки 28–29. Контрольная работа по творчеству И. А. Крылова, В. А. Жуковского, А. С. Пушкина

(2 ч)

30

Урок 30.  А. С. Пушкин. Сказки (урок внеклассного чтения 3).
Художественный мир пушкинских сказок. Их поэтичность и высокая нравственность. Сюжеты и герои пушкинских сказок. Иллюстраторы сказок Пушкина

 

(1 ч)

Русская литературная сказка XIX века

31

Урок 31.  Антоний Погорельский. «Чёрная курица, или Подземные жители» как литературная сказка.

Краткий рассказ о писателе и прототипе главного героя сказки. Сказочно-условное, фантастическое и достоверно-реальное в литературной сказке. Понятие о литературной сказке

(1 ч)

32

Урок 32.  «Чёрная курица, или Подземные жители» как нравоучительное произведение.

Нравоучительное содержание и причудливый сюжет произведения. Иллюстраторы сказки

(1 ч)

33

Урок 33.  М. Ю. Лермонтов. «Бородино» как отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения.

Краткий рассказ о поэте (детство и начало литературной деятельности, интерес к истории России). Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство поэта в создании батальных сцен. Стихотворение в актёрском исполнении

(1 ч)

34

Урок 34. «Бородино»: проблематика и поэтика.

Скорбь о погибших защитниках Отечества и патриотический пафос стихотворения. Сочетание разговорных и торжественных поэтических интонаций. Изобразительно-выразительные средства языка (сравнение, гипербола, эпитет, метафора, звукопись). «Два великана»

(1 ч)

35

Урок 35. «Ашик-Кериб» как литературная сказка  (урок внеклассного чтения 4).

Добро и зло в сказке. Мотивы любви и коварства. Близость сказки к восточному фольклору

(1 ч)

36

Урок 36. Н. В. Гоголь. «Вечера на хуторе близ Диканьки». «Заколдованное место».

Краткий рассказ о писателе (детство, годы учения, начало литературной деятельности). Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического. Фольклорные традиции в создании образов

(1 ч)

37

Урок 37. «Заколдованное место»: реальность и фантастика в повести.

Развитие представлений о фантастике. Сказочный хар-р фантастики в повести. Развитие представлений о юморе

(1 ч)

38

Урок 38. «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Майская ночь, или Утопленница», «Ночь перед Рождеством», «Страшная месть» (урок внекл. чтения 5).

Поэтизация картин народной жизни. Герои повестей. Фольклорные мотивы в создании образов. Изображение конфликта тёмных и светлых сил. Фрагменты «Вечеров…» в актёрском исполнении

(1 ч)

39

Урок 39. Н. А. Некрасов. «Есть женщины в русских селеньях…» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»).
Краткий рассказ о поэте (детство и начало литератур ной деятельности). Поэтический образ русской женщины. Тяготы и невзгоды в её жизни и их преодоление. Стойкость характера «велича вой славянки». Развитие представлений об эпитете. Фрагменты поэмы в актёрском исполнении

(1 ч)

40

Урок 40. «Крестьянские дети». Труд и забавы крестьянских детей.

Мир детства – короткая пора в жизни крестьянина. Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы. Приобщение к труду взрослых

(1 ч)

41

Урок 41. «Крестьянские дети». Язык стихотворения.

 Речевые характеристики персонажей. Анализ языка стихотворения. Авторская речь. Подготовка к сочинению по картине

(1 ч)

42

Урок 42. И. С. Тургенев. «Муму» как повесть о крепостном праве.

Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности). Реальная основа повести. Повествование о жизни в эпоху крепостного права. Жизнь в доме барыни. Облик барыни и её челяди. Актёрское чтение фрагментов рассказа

(1 ч)

43

Урок 43.  «Муму» как протест против рабства.

Духовные и нравственные качества Герасима. Облик Муму. Смысл названия повести. Не мота главного героя как символ немого протеста крепостного против рабства

(1 ч)

44

Урок 44.  «Муму»: система образов.

Развитие представлений о литерат. герое. Сопоставление Герасима, барыни и барской челяди

(1 ч)

45

Урок 45.  И. С. Тургенев – мастер портрета и пейзажа (урок развития речи 4).

Развитие представлений о портрете и пейзаже. Анализ портретных и пейзажных фрагментов повести. Подготовка к письм. ответу на один из проблемных вопросов

(1 ч)

46

Урок 46.  А. А. Фет. Лирика.
Краткий рассказ о поэте. «Весенний дождь»: радостная, яркая, полная движения картина весенней природы. «Чудная картина…»: полный загадочности и очарования зимний пейзаж. «Задрожали листы, облетая…»: противопоставление осенней «шумящей мглы» и «тёплого гнёздышка». Краски, звуки, запахи как воплощение красоты жизни

(1 ч)

47

Урок 47.  Л. Н. Толстой. «Кавказский пленник»: русский офицер в плену у горцев.
Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности). Историческая основа и сюжет рассказа. Основные эпизоды. Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Русский офицер Жилин. Жилин в плену у горцев. Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Фрагменты рассказа в актёрском исполнении

(1 ч)

48

Урок 48.  «Кавказский пленник»: Жилин и Костылин. Жилин и Костылин: два характера – две судьбы. Смысл названия рассказа. Поучительный характер рассказа. Утверждение гуманистич. идеалов. Развитие представлений об идее, сюжете, р-зе

(1 ч)

49

Урок 49.  «Кавказский пленник» (урок развития речи 5). Подготовка к письменному ответу на один из проблемных вопросов

(1 ч)

50-51

Уроки 50–51.  Контрольная работа по творчеству М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, Н. А. Некрасова, И. С. Тургенева, Л. Н. Толстого

(2 ч)

52

Урок 52. А. П. Чехов. «Хирургия» как юмористический рассказ. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности). Осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Развитие понятия о юморе. Понятие о речевой характеристике персонажей. Речь персонажей как средство их характеристики и способ со здания комической ситуации

(1 ч)

53

Урок 53.  «Хирургия» (урок развития речи 6).

Рассказ в актёрском исполнении. Составление киносценария по рассказу

(1 ч)

54

Урок 54.  Рассказы Чехова (урок внеклассного чтения 6).
Ранние юмористич. рассказы Антоши Чехонте (по выбору учителя). Юмор в рассказах Чехова

(1 ч)

Русские поэты XIX века о родине и родной природе (обзор)

55

Урок 55. Ф. И. Тютчев. «Зима недаром злится…», «Весенние воды», «Как весел грохот летних бурь…», «Есть в осени первоначальной…».
Краткий рассказ о поэте. Образ родины в пейзаж ной лирике поэта. Поэтические образы, настроения и картины в стихах о природе. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения. Стихотворения в актёрском исполнении

(1 ч)

56

Урок 56.  А. Н. Майков. «Ласточки»; И. С. Никитин. «Утро», «Зимняя ночь в деревне» (отрывок); И. З. Суриков. «Зима» (отрывок); А. Н. Плещеев. «Весна» (отрывок).

Урок-концерт. Обсуждение стихотворений. Стихотворения в актёрском исполнении

(1 ч)

57

Урок 57.  Русские поэты XIX века о родине, родной природе и о себе (урок разв. речи 7)

(1 ч)

Из литературы XX века (29 ч)

58

Урок 58.  И. А. Бунин. «Косцы».

Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности). Восприятие прекрасного героями рассказа. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами Русской земли, душевным складом песен и сказок. Поэтическое воспоминание о родине. Рассказ в актёрском исполнении

(1 ч)

59

Урок 59. И. А. Бунин. «Подснежник» (урок внеклассного чтения 7).

Тема исторического прошлого России. Праздники и будни в жизни главного героя. Приёмы антитезы и повтора в композиции рассказа. Смысл названия рассказа

(1 ч)

60

Урок 60.  В. Г. Короленко. «В дурном обществе»: судья и его дети.

Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности). Изображение жизни детей из богатой и бедной семей. Вася и его отец. Развитие их отношений. Знакомство с Валеком и Марусей

(1 ч)

61

Урок 61.  «В дурном обществе»: семья Тыбурция.

Общение Васи с Валеком и Марусей. Доброта и сострадание героев. Вася и Валек. Тыбурций и судья. Размышления героев. Портрет как средство хар-ки героев

(1 ч)

62

Урок 62.  «В дурном обществе»: «дурное общество» и «дурные дела».

Изображение серого сонного города и его обитателей. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Смысл образа старого Януша. Взаимопонимание – основа отношений в семье. Понятие о повести

(1 ч)

63

Урок 63.  «В дурном обществе»

 (урок развития речи 8).

Подготовка к письм. ответу на проблемный вопрос

(1 ч)

64

Урок 64.  С. А. Есенин. «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями…».

Краткий рассказ о поэте (детство, юность, начало творческого пути). Поэтизация картин малой родины как источник художественного образа. Особенности поэтического языка Есенина. Стихотворения в актёрском исполнении

(1 ч)

65

Урок 65. П. П. Бажов. «Медной горы Хозяйка»:

образы Степана и Хозяйки Медной горы.

Краткий рассказ о писателе (детство и начало лит. деятельности). Реальность и фантастика в сказе. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант Степана. Образ Хозяйки Медной горы

(1 ч)

66

Урок 66.  «Медной горы Хозяйка»: сказ как жанр литературы.

Сказ как жанр литературы. Своеобразие языка, интонации сказа. Сказ и сказка. Иллюстраторы сказов Бажова

(1 ч)

67

Урок 67.  К. Г. Паустовский. «Тёплый хлеб»: герои сказки и их поступки.

Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности). Герои сказки и их поступки. Филька и бабушка. Образ сказочного коня. Нравственные проблемы сказки: доброта и сострадание. Тема коллективного труда

(1 ч)

68

Урок 68. «Тёплый хлеб»: язык сказки.

Реальное и фантастическое в сказке. Фольклорн. образы. Развитие понятия о пейзаже. Роль пейзажных картин в сказке. Языковое мастерство писателя

(1 ч)

69

Урок 69. «Заячьи лапы» и другие рассказы

(урок внеклассного чтения 8).

Природа и человек в сказках К. Г. Паустовского. Нравственные проблемы произведений о природе и о животных. Сказка «Заячьи лапы» в актёрском исполнении

(1 ч)

70

Урок 70.  С. Я. Маршак. Сказки для детей

 (урок внеклассного чтения 9).

Краткий рассказ о писателе (детство и начало литератур ной деятельности). Пьесы-сказки для детей: «Кошкин дом», «Горя бояться – счастья не видать». «Волга и Вазуза», «Старуха, дверь закрой», «Сказка про короля и солдата» и др. (из книги «Сказки разных народов»). Их герои и нравственный смысл

(1 ч)

71

Урок 71.  «Двенадцать месяцев»: проблемы и герои.

Положительные и отрицательные герои. Нравственные проблемы сказки: добро и зло, бескорыстие и жадность, терпение и легкомыслие. Пьеса-сказка в актёрском исполнении

(1 ч)

72

Урок 72.  «Двенадцать месяцев»: пьеса-сказка и её народная основа.

Драма как род литературы. Особенности жанра пьесы-сказки. Фольклорные традиции в литературной сказке-пьесе. Общность и различие сказки Маршака и народной сказки

(1 ч)

73

Урок 73.  «Двенадцать месяцев» (урок развития речи 9). Подготовка к домашнему письменному ответу на один из проблемных вопросов

(1 ч)

74

Урок 74.  А. П. Платонов. «Никита»: человек и природа.
Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности). Душевный мир главного героя: его единство с природой. Одухотворение природы и оптимистическое восприятие диалектики окружающего мира. Рассказ в актёрском исполнении

(1 ч)

75

Урок 75.  «Никита»: быль и фантастика.

Реальность и фантастика в рассказе. Развитие представления о фантастике в литературном произведении

(1 ч)

76

Урок 76.  В. П. Астафьев. «Васюткино озеро»: юный герой в экстремальной ситуации.
Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности). Поведение героя в лесу. Бесстрашие, терпение, любовь к природе и её понимание, находчивость в экстремальных ситуациях. Картины сибирской природы и их нравственный смысл

(1 ч)

77

Урок 77.  «Васюткино озеро»: становление характера главного героя.

«Открытие» Васюткой нового озера. Основные черты характера Васютки. Становление характера героя в сложных испытаниях. Автобиографичность рассказа. Герой и автор

(1 ч)

78-79

Уроки 78–79. Подготовка к классному письменному ответу на один из проблемных вопросов

(2 ч)

«Ради жизни на Земле…»

80

Урок 80.  А. Т. Твардовский. «Рассказ танкиста».

Стихотворные произведения о войне. Патриотические подвиги детей в годы Великой Отечественной войны. Краткий рассказ о поэте и его военной биографии. Характеристика героев стихотворения. Стихотворение в актёрском исполнении

(1 ч)

81

Урок 81.  К. М. Симонов. «Майор привёз мальчишку на лафете…».

Краткий рассказ о поэте и его военной биографии. Война и дети – трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне. Стихотворение в актёрском исполнении

(1 ч)

Русские поэты XX века о родине и родной природе

82

Урок 82.  И. А. Бунин. «Помню — долгий зимний вечер…»; Дон-Аминадо. «Города и годы».

Стихотворные лирические произведения о родине, родной природе как выражение
поэтического восприятия окружающего мира и осмысление собственного мироощущения, настроения. Поэтическое восприятие окружающего мира природы и своего места в нём. Стихотворения в актёрском исполнении

(1 ч)

83

Урок 83. Д. Кедрин. «Алёнушка»; А. Прокофьев. «Алёнушка»; Н. Рубцов. «Родная деревня».

Образ родины в стихах о при роде. Конкретные пейзажные зарисовки и обобщённый образ России. Сближение образов волшебных сказок и русской природы в лирических стихотворениях. Стихотворения в актёрском исполнении

(1 ч)

Писатели улыбаются

84

Урок 84.  Саша Чёрный. «Кавказский пленник».

Краткий рассказ о поэте (эмиграция, произведения для детей). Образы детей в рассказе. Образы и сюжеты литературной классики в рассказе. Развитие понятия о юморе

(1 ч)

85

Урок 85.  Саша Чёрный. «Игорь-Робинзон».

Образы и сюжеты литературной классики. Юмор и его роль в рассказе

(1 ч)

86

Урок 86.  Ю. Ч. Ким. Песня «Рыба-кит» как юмористическое произведение.

Краткий рассказ о поэте, его биографии и его песнях. Юмористический характер песни Кима. Её жанровое своеобразие. Особенности ритма, рифмы, комические образы, повторы, неожиданные словосочетания

(1 ч)

Из зарубежной литературы (15 ч).

87

Урок 87.  Р. Л. Стивенсон. «Вересковый мёд»: верность традициям предков.

Краткий рассказ о писателе. Бережное отношение к традициям предков. Подвиг героя во имя сохранения традиций. Развитие понятия о балладе. Её драматический характер

(1 ч)

88

Урок 88.  Д. Дефо. «Робинзон Крузо»: необычайные приключения героя.

Краткий рассказ о писателе. Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо.
Фрагменты романа в актёрском исполнении

(1 ч)

89

Урок 89.  Д. Дефо. «Робинзон Крузо»: характер героя.
Характер героя (смелость, мужество, находчивость, несгибаемость перед жизненными обстоятельствами). Иллюстрации к роману

(1 ч)

90

Урок 90.  Д. Дефо. «Робинзон Крузо»: произведение о силе человеческого духа.

Робинзон и Пятница. Гимн неисчерпаемым возможностям человека. Робинзонады в литературе и искусстве («Игорь-Робинзон» Саши Чёрного; «Васюткино озеро» В. Астафьева)

(1 ч)

91

Урок 91.  Х.-К. Андерсен. «Снежная королева»: реальность и фантастика.

Краткий рассказ о писателе. Реальное и фантастическое в сказке. Кай и Герда. Понятие о художественной детали. Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке

(1 ч)

92

Урок 92.  Х.-К. Андерсен. «Снежная королева»: сказка о великой силе любви.

В поисках Кая. Друзья и враги Герды. Внутренняя красота героини. Мужественное сердце Герды. Иллюстрации к сказке

(1 ч)

93

Урок 93.  Х.-К. Андерсен. «Снежная королева»: «что есть красота?».

Снежная королева и Герда – противопоставление красоты внутренней и внешней. Победа добра, любви и дружбы

(1 ч)

94

Урок 94.  Х.-К. Андерсен. Сказки (урок внеклассного чтения 10).

Волшебные сказки Андерсена. Сказки о предметах окружающего мира

(1 ч)

95-96

Уроки 95–96.  Х.-К. Андерсен. Сказки (уроки развития речи 10–11).

Устный и письменный ответ на один из проблемных вопросов

(1 ч)

97

Урок 97.  М. Твен. «Приключения Тома Сойера»: неповторимый мир детства.

Краткий рассказ о писателе. Мир детства в романе: игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Изобретательность в играх – умение сделать окружающий мир интересным. Черты характера главного героя

(1 ч)

98

Урок 98.  М. Твен. «Приключения Тома Сойера»: дружба героев.

Том и Гек. Том и Бекки. Их дружба. Внутренний мир героев романа. Причудливое сочетание реальных жизненных проблем и игровых приключенческих ситуаций. Иллюстрации к роману. Фрагменты романа в актёрском исполнении

(1 ч)

99

Урок 99.  «Приключения Тома Сойера» – любимая книга многих поколений читателей (урок развития речи 12).

Подготовка к письменному ответу на проблемный вопрос

(1 ч)

100

Урок 100. ДжекЛондон. «Сказание о Кише»: что значит быть взрослым?

Краткий рассказ о писателе. Сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Черты характера мальчика: смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства. Преодоление сложных жизненных ситуаций. Иллюстрации к рассказу

(1 ч)

101

Урок 101. ДжекЛондон. «Сказание о Кише»: мастерство писателя.

Джек Лондон — мастер изображения экстремальных жизненных ситуаций. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа. Драматизм и оптимизм книги о северном мальчике

(1 ч)

Итоговые уроки (4 ч.)

102-103

Уроки 102–103.  Уроки контроля.

 Итоговая контрольная работа по литературе или тестирование. Выявление уровня литературного развития учащихся

(2 ч)

104-105

Уроки 104–105.  Литературный праздник «Путешествие по стране Литературии 5 класса» (уроки развития речи 13–14) (2 ч).  

Повторительно-обобщающий урок-праздник. Итоги учебного года. Задания для летнего чтения

(2 ч)

Приложение

  1. Система  оценки достижений учащихся

Рекомендуемыми способами оценивания результативности обучения являются: 5-балльная система оценки; тестирование; учебные проекты; мониторинг качества знаний; критериальное оценивание.

Используемые формы, способы и средства проверки результатов обучения уч-ся по данной учебной  программе:  написание сочинений по литературным произведениям; различные виды чтения: индивидуальное чтение вслух, чтение по ролям, инсценирование;  творческие задания, их проверка: различные виды пересказов (подробный, сжатый, с изменением лица рассказчика и т.д.), ответы на вопросы (устные и письм.); составление плана  будущего сочинения; написание отзыва о произведении; создание рассказа – характеристики одного из героев или группы героев; создание оригинального произведения (сказки, частушки, рассказа…); проверка заученных наизусть стихотворных и прозаич. текстов; тестирование; контрольные вопросы; самостоятельные работы.

ОЦЕНКА УСТНЫХ ОТВЕТОВ

При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными   критериями:

1.  Знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения.

2.  Умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев.

3.  Понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения.

4.  Знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно.

5.  Умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи и общественной борьбой.

6.  Умение владеть монологической литературной речью; логичность и последовательность ответа; беглость, правильность и выразительность чтения с учетом темпа чтения по классам.

В соответствии с этим:

Отметкой «5» оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов, раскрывать связь произведения с эпохой (9-11 кл.); свободное владение монологической литературной речью.

Отметкой «4» оценивается ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками при анализе прочитанных произведений; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошее владение монологической литературной речью. Однако допускается одна-две неточности в ответе.

Отметкой «3» оценивается ответ, свидетельствующий в основном о знании и понимании текста изучаемого произведения; умении объяснить взаимосвязь основных событий, характеры и поступки героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; о знании основных вопросов теории, но недостаточном умении пользоваться этими знаниями при анализе произведений; об ограниченных навыках разбора и недостаточном умении привлекать текст произведения для подтверждения своих выводов. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения нормам, установленным для данного класса.

Отметкой «2» оценивается ответ, обнаруживающий незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; незнание элементарных теоретико-литературных понятий; слабое владение монологической литературной речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.

Отметкой «1» оценивается ответ, показывающий полное незнание содержания произведения и непонимание основных вопросов, предусмотренных программой; неумение построить монологическое высказывание; низкий уровень техники чтения.

ОЦЕНКА СОЧИНЕНИЙ

В основу оценки сочинений по литературе должны быть положены следующие главные критерии в пределах программы данного класса:

- правильное понимание темы, глубина и полнота ее раскрытия,

- верная передача фактов, правильное объяснение событий и поведения героев исходя из идейно-тематического содержания произведения,

- доказательность основных положений, привлечение материала, важного и существенного для раскрытия темы, умение делать выводы и обобщения,

- точность в цитатах и умение включать их в текст сочинения;

- наличие плана в обучающих сочинениях; соразмерность частей сочинения, логичность связей и переходов между ними;

- точность и богатство лексики, умение пользоваться изобразительными средствами языка.

Оценка за грамотность сочинения выставляется в соответствии с «Нормами оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку».

Отметка «5» ставится за сочинение:

- глубоко и аргументированно раскрывающее тему, свидетельствующее об отличном знании текста произведения и других материалов, необходимых для ее раскрытия, об умении целенаправленно анализировать материал, делать выводы и обобщения;

- стройное по композиции, логичное и последовательное в изложении мыслей;

- написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию.

Допускается незначительная неточность в содержании, один-два речевых недочета.

Отметка «4» ставится за сочинение:

- достаточно полно и убедительно раскрывающее тему, обнаруживающее хорошее знание литературного материала и других источников по теме сочинения и умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения;

- логичное и последовательное изложение содержания;

- написанное правильным литературным языком, стилистически соответствующее содержанию.

Допускаются две-три неточности в содержании, незначительные отклонения от темы, а также не более трех-четырех речевых недочетов.

Отметка «3» ставится за сочинение, в котором:

- в главном и основном раскрывается тема, в целом дан верный, но односторонний или недостаточно полный ответ на тему, допущены отклонения от нее или отдельные ошибки в изложении фактического материала; обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения;

- материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения в последовательности выражения мыслей;

- обнаруживается владение основами письменной речи;

- в работе имеется не более четырех недочетов в содержании и пяти речевых недочетов.

Отметка «2» ставится за сочинение, которое:

- не раскрывает тему, не соответствует плану, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путаного пересказа отдельных событий, без выводов и обобщений, или из общих положений, не опирающихся на текст;

- характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями;

- отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок.

Отметка «1» ставится за сочинение:

- совершенно не раскрывающее тему, свидетельствующее о полном незнании текста  произведения  и  неумении  излагать свои  мысли;

- содержащее большее число ошибок, чем это установлено для отметки «2».

Объем сочинений должен быть примерно таким:

в 5 классе — 1-1,5 тетрадные страницы, в 6 классе—1,5-2, в 7 классе — 2-2,5,

в 8 классе — 2,5-3, в 9 классе — 3-4, в 10 классе — 4-5, в 11 классе — 5-7 тетрадных страниц.

Любое сочинение проверяется не позднее недельного срока в 5-8 кл. и 10 дней в 9-11 классах и оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речь, вторая — за грамотность. В 5-9 классах оценка за содержание и речь относится к литературе, вторая — к русскому языку.

  1. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Для  реализации программного содержания используется следующее материально-техническое обеспечение:

Учебные  пособия

1. Коровина В. Я., Журавлев В. П., Коровин В. И. Литература. 5 кл.: Учеб. В 2 ч. с прил. на электронном носителе (фонохрестоматия). — М.: Просвещение, 2012, 2013

2. Коровина В. Я., Коровин В. И., Журавлев В. П. Читаем, думаем, спорим...: Дидактические материалы: 5 кл. — М.: Просвещение, 2007, 2009, 2010, 2011, 2012, 2013.

Учебно-методическая литература

1. Беляева Н. В. Уроки литературы в 5 классе. Поурочные разработки: Кн. для учителя. — М.: Просвещение, 2012.

2. Беляева Н. В. Литература. 5—9 классы. Проверочные работы. — М.: Просвещение, 2010.

3. Мешерякова М. Литература в таблицах и схемах. Теория. История. Словарь - М.:   «Айрис-пресс», 2004

Печатные пособия

Портреты русских поэтов и писателей

Экранно-звуковые пособия

  1. CD «Большая Советская энциклопедия»
  2. CD «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия» (Мультимедийная энциклопедия)
  3. CD «А. С. Пушкин в зеркале двух столетий» (Мультимедийная энциклопедия)

Интернет- ресурсы

www.wikipedia.ru  Универсальная энциклопедия «Википедия».
www.krugosvet.ru  Универсальная энциклопедия «Кругосвет».
www.rubricon.ru  Энциклопедия «Рубрикон».
www.slovari.ru  Электронные словари.
www.gramota.ru  Справочно-информационный интернет-портал «Русский язык».
www.feb-web.ru  Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор».
www.myfhology.ru  Мифологическая энциклопедия.

http://ruslit.ioso.ru/ Кабинет русского языка и литературы.  http://www.rusword.org/rus/index.php Мир слова русского. 

http://pushkin.aha.ru/TEXT/map.htm Пушкинъ. 

 http://www.feb-web.ru/ Русская литература и фольклор.  

http://writerstob.narod.ru/ Биографии великих русских писателей и поэтов. 

 http://mlis.ru/ Урок литературы. 

 http://lit.1september.ru/index.php Газета "Литература".  

http://www.klassika.ru/ Классика. 

 http://www.turgenev.org.ru/ Русский писатель И.С. Тургенев. 

 http://drevne.ru/lib/ Древнерусская литература. 

http://www.andreev.org.ru/index.html Леонид Андреев. 

 http://pergam.chat.ru/ Античная литература. 

 http://www.philolog.ru/ Филолог.ру. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа ИЗО 5 класс ФГОС

Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе образовательной программы ФГОС« Изобразительное искусство и художественный труд». 1-9 кл.Автор: Б.М....

Рабочая программа для 5 класса (ФГОС)

Программа составлена с учетом новых ФГОСов для учащихся 5 классов....

рабочие программы 2-4 класс ФГОС

Рабочие программы 2-4 класс по новым ФГОС...

рабочая программа по литературе 5класс (ФГОС)

Рабочая  программа  по литературе  5класс (ФГОС)...

рабочая программа по литературе (по ФГОС) по программе В.Я.Коровиной (102 ч.)

Рабочая программа с пояснительной запиской и планированием....

Рабочая программа 5-9 классы ФГОС В.И. Лях КТП- 5 класс ФГОС

Рабочая программа 1-4 класс ФГОС и КТП В.И. Лях. Рабочая программа 5-9 класс ФГОС и КТП 5 класс В.И. Лях...

Рабочая программа по литературе 11кл (ФГОС)

Рабочая программа по литературе 11кл (ФГОС)...