Сценарий урока-игры "Литературный футбол"
учебно-методический материал по литературе (9 класс) на тему

Кноль Александр Викторович

А.С. Грибоедов — одна из самых ярких личностей в России 19 века. Драматург, поэт, музыкант и, наконец, дипломат, сыгравший значительную роль в истории государственных отношений России и Персии. В русскую литературу Грибоедов вошёл прежде всего как автор одного величайшего произведения – комедии «Горе от ума».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_uroka-igry_literaturnyy_futbol.docx129.64 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ «Таловская средняя школа»

Пенжинского муниципального района Камчатского края

http://i.istockimg.com/file_thumbview_approve/4345973/2/stock-illustration-4345973-boy-playing-football.jpg

                             СЦЕНАРИЙ УРОКА-ИГРЫ

по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»

http://www.tonnel.ru/gzl/338832930_tonnel.gif

Учитель: Кноль А.В.

2015

Урок-игра «Литературный футбол» по комедии

А.С. Грибоедова «Горе от ума»

«К вам Александр Андреевич Чацкий!»

Участники: учащиеся 9-го класса

Цель: обобщить и повторить материал по творчеству А.С. Грибоедова

Задачи:

- формировать навыки интеллектуального состязания;

- развивать навыки монологического и диалогического высказываний;

- развивать творческие способности учащихся;

- воспитывать интерес к художественной литературе

Оборудование: портрет А.С. Грибоедова, иллюстрации к комедии «Горе от ума», аудиозапись «Вальс А.С. Грибоедова», видеофрагменты из комедии «Горе от ума», карточки с указанием ролей

Подготовка к игре:

  1. повторить биографию и творчество А.С. Грибоедова;
  2. выучить афоризмы из комедии «Горе от ума»;
  3. выполнить иллюстрации к комедии;
  4. подготовить вопросы к игре;
  5. разделиться на две команды, распределить роли: «капитан», «вратарь», «защитник», «полузащитник», «нападающий», «арбитр»

I. Вступительное слово

А.С. Грибоедов — одна из самых ярких личностей в России 19 века. Драматург, поэт, музыкант и, наконец, дипломат, сыгравший значительную роль в истории государственных отношений России и Персии. В русскую литературу Грибоедов вошёл прежде всего как автор одного величайшего произведения – комедии «Горе от ума».

Давайте послушаем высказывания о писателе и его комедии:

«Это один из самых умных людей России». (А.С. Пушкин)

«Мало людей мне по сердцу, как этот урод ума, чувств, познаний и дарования!». (Д. Давыдов)

«Не имею довольно слов объяснить, до чего приятны были для меня частые беседы наши вдвоём. Сколько сведений он имел по всем предметам! Как увлекателен и одушевлён он был, когда открывал мне, так сказать, нараспашку свои мечты и тайны будущих своих творений или когда разбирал творения гениальных поэтов». (С. Бегичев)

«Комедия «Горе от ума» держится каким-то особняком в литературе и отличается моложавостью, свежестью и более крепкой живучестью от других произведений слова». (И. Гончаров)

Отрывок из стихотворения Я.П. Полонского «Н.А. Грибоедова»:

Он русским послан был царем,

‎В Иран держал свой путь,

И на пути заехал к нам

‎Душою отдохнуть.

Желанный гость,— он принят был,

‎Как друг, моим отцом,—

Не в первый раз входил он к нам

‎В гостеприимный дом…—

Но не был весел он в тени

‎Развесистых чинар,

Где на коврах не раз нам пел

‎Заезжий сазандар;

Где наше пенилось вино,

‎Дымился наш кальян,

И улыбалась жизнь гостям

‎Сквозь радужный туман…

И был задумчив он, когда,

‎Как бы сквозь тихий сон,

Пронизывался лунный свет

‎На темный наш балкон…—

Его горячая душа,

‎Его могучий ум

Влачили всюду за собой

‎Груз неотвязных дум.

Напрасно север ледяной

‎Рукоплескал ему,

Он там оставил за собой

‎Бездушную зиму;

Он там холодные сердца

‎Оставил за собой,—

Лишь я одна могла ему

‎Откликнуться душой…

Он так давно меня любил,

‎И так был рад,— так рад,

Когда вдруг понял, отчего

‎Туманится мой взгляд.

II. Подготовка к игре

Сегодня у нас необычный урок по творчеству А.С. Грибоедова – игра «Литературный футбол». Все вы знаете, что такое футбол, и знакомы с правилами этой игры. Но мы будем играть не в обычный, а в литературный футбол. Это значит, мы будем не бегать и пинать мяч, а задавать вопросы и отвечать на них. И чем интереснее и сложнее будут вопросы, тем напряженнее будет игра. Будут у нас и команды, соперничающие друг с другом, будут и капитаны, защитники, нападающие, вратари, а также судьи. В общем, всё как в настоящем футболе. И, конечно, будут болельщики.

Итак, знакомимся с командами. Команды должны были придумать название и распределить роли всех игроков: капитанов, вратарей, нападающих, защитников и полузащитников.

В чем состоит задача каждого из игроков?

Капитан – руководит, назначает отвечающего, задающего вопрос, дополняет, исправляет.

Вратарь – отражает "удары", т.е. отвечает на вопросы, если защитники не ответили или дали неполный ответ.

Защитник – отвечает на вопросы, старается дать полный ответ.

Полузащитник – помогает защитнику.

Нападающий – задает вопросы

Судья – следит за правилами игры, учитывает очки.

Помощники судьи – помогают судье.

III. Разминка

Вопросы командам:

1. Годы жизни писателя А.С. Грибоедова (1795-1829)

2. Какое образование получил Грибоедов? (Университет Благородный пансионат, университет Московский)

3. Факультеты, на которых учился Грибоедов? (словесный, нравственно-политический, юридический, физико-математический)

4. Какими языками владел Грибоедов? (французский, немецкий, английский, итальянский, персидский)

5. Во сколько лет Грибоедов закончил университет? (в 17 лет)

6. Близкий друг Грибоедова (Станислав Николаевич Бегичев)

7. Жена Грибоедова? (Нина Чавчавадзе)

8. Основной род занятий? (дипломат)

9. Где и при каких обстоятельствах был убит Грибоедов? (в Персии, при подписании мирного договора)

10. Какие музыкальные произведения написал Грибоедов? (2 вальса)

                     

   Звучит «Вальс А.С. Грибоедова»

11. В каком году была написана комедия "Горе от ума"? (1824-1825)

12. Первоначальное название произведения ("Горе уму")

13. Кто является прототипом Чацкого? (П. Чаадаев)

14. Определите жанровое своеобразие произведения: комедия, трагедия, трагикомедия (трагикомедия)

15. К какому литературному направлению относится комедия "Горе от ума"? (реализму)

16. Признаки каких литературных направлений использованы в комедии? (классицизм – единство места, времени, действия; романтизм – романтический конфликт "герой" и "толпа"; ранний реализм – истинная конкретность, правдивость и типичность в изображении быта и нравов)

17. Традиции какого писателя Грибоедов продолжил? (Фонвизин –  "Недоросль")

18. События скольких дней описывается в комедии? (один, сутки)

IV. 1-й тур

Команды отбирают лучшие из вопросов и задают противникам (по 5 вопросов)

Примерные вопросы:

Что является завязкой, кульминацией, развязкой в комедии?

Почему Чацкий сразу не покинул дом Фамусовых, видя холодный приём и равнодушное отношение к нему Софьи?

Почему именно Софья является инициатором сплетни о сумасшествии Чацкого?

Каков смысл поединков Чацкого с Молчалиным?

Почему Чацкий говорит о том, что у него "ум с сердцем не в ладу"?

К чему стремились главные герои и к какому финалу приходят? На что надеялись и что получили Софья, Чацкий, Фамусов и Молчалин?

Что движет Чацким в последнем монологе: ненависть к старой Москве или разрыв с Софьей? Ум или сердце?

Почему изменилась Софья, кто, по-вашему, преподносит ей "уроки жизни"?

Как, по-вашему, сложится дальнейшая судьба Софьи? Чацкого?

С какой целью Грибоедов приводит своего героя Чацкого на бал?

Почему неизбежно столкновение Чацкого с фамусовским обществом?

В чём суть монологов Фамусова и Чацкого ("Вкус..." - "А судьи кто?")? Какова их роль?

Зачем комедии нужен 4-й акт?

Почему Грибоедов не привел на бал Репетилова?

Прав ли Чацкий, говоря Софье о Молчалине: "Вы помиритесь с ним..." Сможет ли Софья пережить обиду и помириться с ним?

Чем пугает разоблачение Молчалина? Выбросят ли его из дома, где он незаменим?

Почему Чацкий нежеланный гость?

За что выступает Чацкий и против чего?

Смысл первоначального названия комедии ("Горе уму")

V. 2-й тур. "Афоризмы"

Командам предлагается определить литературных героев по афоризмам.

1. О ком сказано:

"Не человек, змея" (о Чацком)

"Герой не моего романа" (о Скалозубе)

"Пускай себе сломил бы шею" (о Молчалине)

"На что вы мне?" (о Чацком)

"Жалчайшее создание" (о Молчалине)

"Хрипун, удавленник, фагот, Созвездие маневров и мазурки!" (о Скалозубе)

"Он славно пересмеять умеет всех" (о Чацком)

"Шел в комнату, попал в другую" (о Молчалине)

"Ах! Этот человек всегда Причиной мне ужасного расстройства" (о Чацком)

"Отвлеченный мошенник, плут" (Загорецкий)

"Лгунишка он, картежник, вор" (Загорецкий)

"И золотой мешок, и метит в генералы" (о Скалозубе)

"Кто другой так мирно все уладит?" (о Чацком)

"Не блажи, именьем, брат, не управляй оплошно, А главное, поди-тко послужи" (Молчалин)

"Убийственны холодностью своей" (о Чацком)

"Прошу подальше руки!" (о Молчалине)

2. Кто сказал:

"Счастливые часов не наблюдают" (Софья)

"Подписано, так с плеч долой" (Фамусов)

"Служить бы рад, прислуживаться тошно" (Чацкий)

"Учились бы, на старших глядя" (Фамусов)

"Едва другая сыщется столица, как Москва" (Фамусов)

"А судьи кто?" (Чацкий)

"Ах, злые языки страшнее пистолета" (Молчалин)

"Зачем сюда бог Чацкого принес!" (Софья)

"Частенько там мы покровительство находим, где не метим" (Молчалин)

"Чацкий, любите вы всех в шуты рядить, Угодно на себя ль примерить?" (Софья)

"Ученье - вот чума, ученость - вот причина" (Фамусов)

"Забрать все книги бы да сжечь" (Фамусов)

"Молчалины блаженствуют на свете!" (Чацкий)

"Минуй нас пуще всех печалей И барский гнев, и барская любовь" (Лиза)

"Нельзя ли для прогулок подальше выбрать закоулок?" (Фамусов)

"Нет отдыха, мечусь как словно угорелый По должности, по службе хлопотня." (Фамусов)

"Где чудеса, там мало складу" (Фамусов)

"Когда же надо подслужиться, И он сгибался вперегиб" (Максим Петрович)

"Прямой был век покорности и страха"

VI. Просмотр видеофрагментов из спектакля «Горе от ума» (по комедии А.С. Грибоедова).

VII. Подведение итогов игры. Объявление результатов.

VIII. Заключительное слово. Рефлексия.

Наша игра подошла к концу. «Литературный футбол» показал, насколько внимательно вы изучили биографию писателя  и его произведение. Благодаря вашей хорошей подготовке и активности, сплоченности команд, игра прошла интересно. Было очень много захватывающих моментов, ощущалась постоянная поддержка болельщиков. Судьи были строги, но объективны.

- Чем вам, ребята, запомнится эта игра?

- Какие чувства вы испытывали во время игры?

- Стоит ли проводить такие мероприятия?

Ссылки на материалы и источники:

1. Сетевые ресурсы: http://конспекты-уроков.рф/liter/9-klass/file/3771-urok-issledovanie-po-literature-v-9-m-klasse-a-s-griboedov-gore-ot-uma.html

2. Сетевые ресурсы: http://www.moluch.ru/conf/ped/archive/65/3056/

3. Сетевые ресурсы: http://az.lib.ru/t/tynjanow_j_n/text_0150.shtml

4. Сетевые ресурсы: http://lit.1september.ru/article.php?ID=200204808


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий к Дню Учителя в ГБОУ СПО МО УОР по футболу «Мастер-Сатурн»

Материал составлен при использовании журналов "Классный руководитель", ЗДВ", интернетресурсов. Полезен для педагогов-организаторов при подготовке праздника к Дню Учителя....

Сценарий развлекательного мероприятия "Комический футбол"

Развлекательное мероприятие "Комический футбол"...

Сценарий вручения аттестатов "Встречаем Чемпионат мира по футболу-2018"

Сценарий вручения аттестатов "Встречаем Чемпионат мира по футболу-2018". В содержание включены интересные факты о футболе. Мы не смогли обойти вниманием это событие....

Сценарий вручения аттестатов "Чемпионат мира по футболу 2018"

Сценарий вручения аттестатов выпускникам 9-х классов "Чемпионат мира 2018"...

Сценарий спортивного праздника "День футбола"

Спортивный праздник "День футбола" проводился в ЧУОО школе "Ступени" в предверии ЧМ 2018 по футболу. Цели мероприятия: привлечение детей к регуляярным занятиям футболом, пропаганда...

Презентация секция "Футбол" Место занятий футболом и оборудование. Судейство игры в футбол.

Презентация знакомит с местом для игры в футбол и судейством в игре...

Сценарий мероприятия "День футбола"

Методическая разработка  мероприятия «День футбола» разработана для преподавателей физической культуры. Мероприятие освещает опыт работы преподавателя в организации и проведении внекл...