«САТИРА И ЮМОР В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 20-30 ГОДОВ ХХ ВЕКА»
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему
«САТИРА И ЮМОР В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 20-30 ГОДОВ ХХВЕКА»
(По произведениям М. Зощенко, И. Ильфа и Е. Петрова, А. Аверченко, Н. Тэффи )
Изучение обзорных тем в старших классах всегда вызывает определенные трудности у преподавателей и учеников, так как в довольно сжатые сроки предстоит познакомиться с большим количеством новых произведений; дать оценку процессам и явлениям, характерным для того или иного времени; выяснить позицию писателей; проследить связь тех или иных событий с современностью; извлечь для себя какие-то уроки.
К данной теме учащиеся готовили рефераты, доклады, выступления, справки, сценки, наглядные пособия. В качестве наглядных пособий были использованы дружеские шаржи учащихся на одноклассников и на учителей, юмористические произведения, написанные ими самими, автопортреты ребят (такие автопортреты, как считают шведские психологи, благоприятно действуют на психологический микроклимат в классе).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
satira_iyumor.docx | 30.56 КБ |
Предварительный просмотр:
«САТИРА И ЮМОР В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 20-30 ГОДОВ ХХВЕКА»
(По произведениям М. Зощенко, И. Ильфа и Е. Петрова, А. Аверченко, Н. Тэффи )
Изучение обзорных тем в старших классах всегда вызывает определенные трудности у преподавателей и учеников, так как в довольно сжатые сроки предстоит познакомиться с большим количеством новых произведений; дать оценку процессам и явлениям, характерным для того или иного времени; выяснить позицию писателей; проследить связь тех или иных событий с современностью; извлечь для себя какие-то уроки.
К данной теме учащиеся готовили рефераты, доклады, выступления, справки, сценки, наглядные пособия. В качестве наглядных пособий были использованы дружеские шаржи учащихся на одноклассников и на учителей, юмористические произведения, написанные ими самими, автопортреты ребят (такие автопортреты, как считают шведские психологи, благоприятно действуют на психологический микроклимат в классе).
Эпиграфы.
У Зощенко был один грех: он имел несчастье родиться сатириком (Ю. Томашевский).
Человека жалко (М. Зощенко).
Многие считают Аверченко русским Твеном. Некоторые предсказывали ему путь Чехова. Но он не Твен и не Чехов. Он Русский чистокровный юморист, без надрывов и смеха сквозь слезы (Н. Тэффи)
Оборудование.
Портреты писателей, иллюстрации учеников к изучаемым произведениям, «Романы И. Ильфа и Е. Петрова», выставка книг и критических статей.
Первый урок был начат с цитаты Ю. Томашевского (см. статью Ю. Томашевского «Возвращение Михаила Зощенко» в книги «Избранное» (М.,1989)).
Ю. Томашевский: «Сатирикам везде и во все времена жить было куда как опасней, нежели представителям иных литературных профессий. Их арестовывали, называли врагами народа, видели в них злопыхателей и зубоскалов, которые мать родную продадут, лишь бы поехидничать, поиздеваться над временем и над людьми, с которыми они живут в одно время.
А ведь сатирики и в мыслях не держат смеяться над людьми. Они собирают пороки мира вместе, создают некий отрицательный мир, который и подвергают сатирическому осмеянию. Смехотворная нелепость этого мира должна, как им кажется, оттолкнуть современников, помочь им сделать всю жизнь чище и красивее. Любовь к людям, боль за несовершенство их жизни гонит сатирика к столу».
Именно такими были Михаил Зощенко, Илья Ильф и Евгений Петров, Аркадий Аверченко, Надежда Тэффи.
(На уроке работает «Справочное бюро», которое выдает биографические справки об этих писателях.)
Михаил Зощенко возвратился в литературу сравнительно недавно. После того, как в 1946 г. за свое творчество он был заклеймен А.А Ждановым как «пошляк», «хулиган» и «подонок литературы», «Глумящийся над советскими людьми», а родной сын отказался от отца, имя Зощенко получило статус бранного и выпало из литературного обихода, его изгнали из Союза писателей, и многие думали, что он сам тоже выпал из жизни.
В наше время М. Зощенко вновь занял свое достойное место в ряду с сатириком и юмористом.
Один из обучающихся защитил реферат на тему «объекты сатирического изображения в рассказах М. Зощенко». Все остальные ребята, которые подготовили на отдельных листах с собственными иллюстрациями анализ одного из полюбившихся рассказов писателя, принимали участие в защите реферата делали выводы об особенностях и неповторимости прозы М. Зощенко.
В центре внимания были такие короткие рассказы, как «История болезни», «Собачий нюх», «Западня», «Агитатор», «Качество продукции», «Стакан», «Баня», «Прелести Культуры», «Неверные люди», «Аристократка», «Каменное сердце».
Сам Зощенко писал, что « в каждом из нас имеются те или иные черты мещанина, и собеседника, и стяжателя. Я соединяю эти характерные, часто затушеванные черты в одном герое, и тогда этот герой становиться нам знакомым и где – то виденным».
Зощенко высмеивает не человека, а «печальные черты» в человеческом характере. Он буквально одержим нравственными идеалами и видит, что будущая жизнь вовсе не будет так прекрасна, потому что «заскорузлось» человеческих отношений почти невозможно переделать.
Рассказы Зощенко похожи на очерки, сценки, репортажи. Он - обличитель массы, малокультурного городского мещанина, рвача, хапуги. Он резко высмеивал необразованность, невежество, бескультурье, политическую тупость своих сограждан. И многим это очень не нравилось, так как вместе с тем он обличал нравственную глухоту, спесивое помпадурство чиновников, их лакейство, безделье, паразитизм, прикрытые трескучей фразой. Он сатирик нравов, обличитель косности, всего того, что мешало и мешает нам жить.
Насколько неприглядно и даже опасно мещанство, М. Зощенко показал в рассказе «Нервные люди». В нем жильцы коммунальной квартиры дерутся «от чистого сердца», а «инвалиду Гаврилову последнюю башку чуть не оттяпали», И только роковые слова «мильтона»: «Запасайтесь, дьяволы, гробами, сейчас стрелять буду!» - привели народ в чувство, после чего все разбежались по своим комнатам.
Но особенно страшен герой мещанского замеса, если он вдруг из семейно-бытовой сферы перебирается в служебные покои. Персонаж рассказа «Каменное сердце» своего рода интеллектуал. Он в совершенстве овладел искусством сживания со света непокорных подчиненных и делает это «весьма тонко и с таким знанием человеческой души, что и доказать ничего нельзя», - пишет Зощенко, еще не подозревая, что и его судьба окажется в руках подобного мракобеса. А сколько их и в наше время!
Унижение человеческого достоинства, показанное в форме едкого гротеска в рассказе «История болезни», потрясает и нас, жителей ХХI века, потому что мы сплошь и рядом оказываемся в подобных ситуациях.
Чередой проходят перед ребятами персонажи рассказов М Зощенко, и обучающимся есть над чем задуматься.
На этом же уроке старшеклассники знакомятся с писателями-сатириками Ильей Ильфом и Евгением Петровым, их рассказами и бессмертными романами «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок».
Идею о совместном творчестве И. Ильфу и Е. Петрову подал писатель Валентин Катаев, брат Е. Петрова. Свои произведения (в том числе оба романа) И. Ильф и Е. Петров писали вместе.
Ученикам были рекомендованы для чтения и обсуждения рассказы «Бронированное место», «Веселящаяся единица», «Костяная нога», «Разговор за чайным столом», «КЛООП» (в нем дан прообраз фирмы «Рога и копыта» Остапа Бендера). После прослушивания доклада о рассказах писателей ученики выявляют их идейно-художественное своеобразие проводят параллели с современностью.
Ильф и Петров в своих произведениях вскрывают «новейшие модификации многоликого обывателя и бюрократа, использующих изощренные приемы (способы) самосохранения самообороны, многочисленные виды мимикрии (защитные приспособления организма, как у хамелеона). Вот почему жало насмешки направлено на «идейного» мещанина, «выдержанного совчиновника, барабанного активиста», - пишет Л. Ершов в статье «Увеличивающее стекло» (см. книгу «Русская советская сатирикоюмористическая проза» (Л., 1989)).
И. Ильф и Е. Петров бичевали недостатки нашего общества и пороки, проистекавшие не столько от нашей бедности, сколько от нежелания заниматься своим прямым делом, от некомпетентности человека, руководителя в том или ином вопросе. А ведь и в наше время этот вопрос не утратил актуальность.
В рассказе «Бронированное место» герой проходит через массу унижений, чтобы купить себе билет на поезд. В результате титанических усилий (обзвонил всех своих знакомых и многих незнакомых) он получил 44 билета и в вагоне ехал один, потому что продать их не успел, ведь каждый гражданин в нашей стране до сих пор знает, что на вокзале билеты не продаются.
В рассказе «Костяная нога» бюрократы затюкали «маленького советского человека», доктора (у него даже имени нет) и его любимую, Люсю, у которой прописка была не в Москве, как это было не обходимо для семейного счастья, а в Одессе. Этих несчастных людей очень хорошо может понять и наш современник, который на себе испытал, что значит прописаться в городе приезжему.
Уродующая политизация в образовании и воспитании детей в гротескной форме изображена и рассказе «Разговоры за чайным столом». Двенадцатилетний сын рассказывает за чаем родителям, кого они прорабатывали сегодня в школе, какой был полит аврал в классе с двоечником Лебедевым, который повторил целый ряд «деборинских ошибок в оценке махизма, махаевщины». Сын буквально заткнул за пояс своего отца, большевика со стажем, своими недетскими прорывами бороться с оппортунистами. И только одна беда у мальчика – знаний по предметам маловато.
Романы И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев», «Золотой теленок», как правило, уже знакомы ученикам по художественным фильмам, многие читали их, поэтому подробно мы на них не останавливаемся, выделили основные проблемы и дали оценку главному герою, Остапу Бендеру. Фильм «Романы И. Ильфа и Е. Петрова» освежит в памяти обучающихся самые яркие события в романах, а вопросы после его просмотра «сделают» великого комбинатора наших современником:
- Если бы вы были президентом страны или мэром какого либо города, как бы вы использовали «гениальные » способности Остапа Бендера?
- Что для этого понадобилось бы?
- По какому принципу вы бы строили свои отношения с ним?
Ребята делают вывод: романы наглядно показывают, к чему приводит человека жадность и тщеславие.
Для оживления урока и проверки того, как прочитаны романы, была предложена шутливая викторина:
- Почему один из романов называется «Золотой теленок»? Какое отношение имеет это животное к роману?
- Назовите любимые присказки Остапа Бендера.
- Каковы «голубые» мечты Остапа Бендера?
- Какая татуировка украшала грудь Остапа?
- В какой цвет была выкрашена «Антилопа - Гну» перед тем, как она развалилась?
- Какой «вой» подняла пресса вокруг Остапа Бендера?
- Каким образом великий комбинатор «раскусил» миллионера Корейко?
- Какое приспособление помогло Корейко «улизнуть» от Бендера в первый раз?
- Основателем какой фирмы был Бендер?
- Чем заключаются приключения великого комбинатора?
Второй урок мы посвятили творчеству Аркадия Аверченко и Надежды Тэффи, чьи имена совершенно незаслуженно были на долгие годы вычеркнуты из нашей литературы, а их книги долгое время не переиздавались.
«Королем смеха» называли современники Аркадия Аверченко. «Первый смех Аверченко был чист и беззлобен», - писал А. Куприн. Обучающиеся обсудили такие ранние рассказы А. Аверченко, как «Сплетня», «Друг», а с героями рассказа «В ресторане» познакомились прямо на уроке: была разыграна маленькая сценка.
Действующие лица: официант, клоун, обыватель черный.
Клоун, в чье искусство не верит обыватель черный, за пять минут на спор обещает срезать с него все пуговицы и вновь их пришить. Срезав их, включая и исподнее, он признает свой проигрыш и уходит, оставив потрясенного обывателя в недоумении, со штанами в руках и тремя бутылками выигранного и поданного услужливым официантом пива.
Клоун оказался веселым, умным, находчивым человеком, а обыватель наказан за свою глупость и чванство. И мы весело смеемся над ними вмести с юмористом.
Настроение Аверченко резко меняется после революции. Теперь многие рассказы он пишет в жанре антиутопии, им отрицается сама возможность построения совершенного общества.
Сейчас рассказы А. Аверченко воспринимаются нами иначе, чем в то время, когда они создавались. Но несомненно, что суд времени сатирик выдержал, вновь возвратился в нашу литературу и по праву занял в ней свое место. И можно поспорить с Н. Тэффи, которая говорила, что Аверченко «юморист без надрывов и смеха сквозь слезы». Нет, сердце его обливалось кровью, когда он писал свою книгу «Дюжина ножей…» В ней чувствуется боль, трагедия, отчаяние, но и вера в торжество разума.
Если Аркадия Аверченко современники по праву называли «королем смеха», то Надежда Тэффи (Лохвицкая) была «жемчужиной русского юмора». Ее рассказами зачитывались все. Ее талантом восхищались люди самых разных политических взглядов и литературных вкусов. «Тэффинька», как звали ее близкие друзья, и в эмиграции оставалась любимейшим и наиболее читаемым автором, «летописицей русского Парижа». Крупные русские писатели были в числе ее друзей почитателей.
Интересна история псевдонима Тэффи. Она связана с одним глупым человеком (дураки всегда счастливы, считает юмористка) по имени Степан, а домашние звали его Стэффи. «Отбросив из деликатности первую букву (чтобы дурак не зазнался), я решила подписать пьеску свою «Тэффи» и послала ее в редакцию Суворинского театра. Пьеса имела успех», - писала Н. Тэффи. Режиссер по поводу ее псевдонима сказал, что, наверно, это имя из Киплинга. Писательница обрадовалась, что истина не была открыта. Под этим псевдонимом Надежда Лохвицкая и вошла в историю русской литературы.
Хорошо вписывается в урок художественное чтение юмористического рассказа «Счастье». В этом коротеньком, одновременно смешном и трагическом рассказе о чудесном спасении от расстрела белогвардейской дамы и ее родственников мы видим Тэффи такой, какой любят ее друзья. Она и в трагичном умела находить что-то смешное. Да, рассказ смешной, но вряд ли кому-то захочется оказаться на мести героев, попавших из-за своего социального происхождения в самую круговерть событий.
И совсем уж не смешно читать рассказ «Ностальгия», который написан в эмиграции. Писательница сумела передать свою душевную боль, тоску по родине через страдание простой русской женщины, старой няньки, вывезенной после революции в Париж и тоскующей здесь, на чужбине, по «русской травушке муравушке», «белоствольной березе, к которой можно прислониться в родном лесу и она снимет с тебя тоску-кручину», по церковному благовесту: «Нянька долго стоит у дверей у притолоки. Долго рассказывает о лесах, о крестном ходе с водосвятием, чтобы дождик был, зерно напоил. Наговорится, напечатлится, съежится, будто меньше станет, и пойдет в детскую, к ночным думкам, к старушечьим снам – все о том же».
В переживаниях няньки передается состояние души сомой Тэффи и тех, кто волею истории оказался вдали от Родины.
Уроки завершены. Их могло быть и больше. Материал огромен. Ребята окунулись в мир творчество великолепных писателей, составляющих красу и гордость отечественной литературы. И нашим ученикам можно позавидовать: в их жизни белых пятен будет меньше.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку литературы, 11 класс, тема "Русская литература конца XIX - начала XX века. Традиции и новаторство".
Презентация поможет учителю проиллюстрировать лекцию по теме "Русская литература конца XIX - начала XX века". Материал содержит основные тезисы, фотографии....
Обзор литературы 20 -30 годов 20 века
Можно использовать на уроках литературы в 11 классе....
Урок литературы в 11 классе по теме "Обзор литературы 20-х годов 20 века"
Предлагаемый материал должен дать наиболее полное и всестороннее освещение литературного процесса 20-х годов 20 века, показать живой литературный процесс. Обсуждая конкретные сюжеты, судьбы, идеи, выв...
Презентация к уроку литературы в 11 классе по теме "Судьба русской литературы 20-30 годов 20 века" (программа Т.Ф.Курдюмовой)
Данная презентация полностью раскрывает особенности литературного процесса в 20-30 - уе годы 20 века...
"Русская литература конца 19 начала 20 веков- один из самых интересных периодов русской литературы"
Писателями и поэтами конца 19 начала 20 веков были созданы ценности огромного значения. Литература выразила передовые идеи века.Патриотизм и гуманизм важнейшие свойства произведений тех лет...
Русская литература на рубеже 18-19 веков. Общая характеристика и своеобразие русской литературы 19 века. Русская литература 19 века в контексте мировой литературы. Основные темы и проблемы.
Конспект урока по теме "Общая характеристика и своеобразие русской литературы 19 века"...
Контрольная работа по литературе 20-30 годов 20 века,А. А. Ахматова " Реквием"
Контрольная работа по литературе 20-30 годы 20 века , А. А. Ахматолва " Реквием"...
- Мне нравится (1)