Анализ оды М.В. Ломоносова "Вечернее размышление о Божием Величестве при случае великого северного сияния"
план-конспект урока по литературе (9 класс) на тему
Конспект интегрированного урока литературы и физики в 9 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Интегрированный урок литературы и физики в 9 классе | 35.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок литературы и физики в 9 классе
Анализ оды М.В. Ломоносова "Вечернее размышление о Божием Величестве при случае великого северного сияния"
Полещенко Ольга Николаевна, учитель русского языка и литературы
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Музыкально-эстетический лицей им. А.Г. Шнитке»
Цель: формирование системы знаний об окружающем мире через интеграцию учебных дисциплин.
Задачи:
1. Познакомить с творчеством М.В. Ломоносова как реформатора русского литературного языка и стихосложения, определить пафос стихотворения «Вечернее размышление о Божьем величии при случае северного сияния».
2. Выработать навыки анализа лирического текста через многообразие путей осмысления стихотворного произведения, его идейно-художественного смысла, развивать творческое мышление, внимание, совершенствовать навыки монологической речи.
3. Воспитывать интерес к изучению жизни людей, внесших вклад в развитие науки, гордость за достижения соотечественников.
Оборудование:
- Мультимедийный проектор, презентации
- Текст оды М.В. Ломоносова «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния».
- Учебник. Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. Часть 1 под ред. Коровиной В.Я. - М., «Просвещение», 2012 г.
Методы и приемы:
словесные (беседа, рассказ),
наглядно-иллюстративные (демонстрация),
использование ИКТ (презентация, демонстрация слайдов).
Ход урока
- Приветствие, проверка отсутствующих, создание благоприятного настроя.
II. Актуализация знаний и постановка проблемного вопроса.
Учитель физики: Сегодня мы обращаемся к научному и творческому наследию Михаила Васильевича Ломоносова - русского поэта и выдающегося ученого.
Он изучал многие науки и совершил поразительные открытия, значительно опережавшие своё время. М.В. Ломоносов занимался исследованиями в области математики, физики, астрономии, географии, геологии, биологии, языкознания, философии, истории.
Учитель литературы: Для учёного не существовало границ между науками и искусством: М.В. Ломоносов постигал мир через призму науки, пытаясь понять, как всё в мире взаимосвязано, и описывал это в замечательных одах. Результатом стало становление и появление новых наук, открытие многих основополагающих законов и реформа русского языка и стихосложения.
Учитель физики: - Пожалуйста, приведите примеры научных открытий М. В. Ломоносов в химии, физике. Как это отразилось на дальнейшем развитии наук?
- Этап получения и усвоения новых знаний и способов действий
- Индивидуальные сообщения обучающихся «Ломоносов – химик», «Открытия М.В. Ломоносова в области физики, астрономии»,
- Запись в тетрадях информации, полученной в ходе сообщений. Заполнение таблицы.
Открытия М.В. Ломоносова
Наука | Достижения и открытия |
Химия | Любимая наука. 1748 год: открыл в России первую химическую лабораторию. Составил рецепт для приготовления фарфоровых масс, и смальты, которую использовал для своих мозаик 1751 года. Разработал принципы новой науки - физической химии. «Слово о пользе Химии» Ломоносова. |
География | Составил «Полярную карту»; разработал приборы для морского кораблевождения; приборы для морского кораблевождения. Доказал существование материка на Южном полюсе (Антарктиды); возможность Северного морского пути в Индию. |
Геология | Первым в России обратил внимание на историю самой Земли и на причины образования полезных ископаемых. М.В. Ломоносов составил каталог минералов России. Металлург, геолог |
Астрономия | Усовершенствовал подзорную трубу, которую называл «ночезрительной» прибор «для сгущения света». Создал новый тип отражательного телескопа-рефлектора. Открыл атмосферу на Венере. |
Физика | Открыл закон сохранения материи. Первым сформулировал основные положения кинетической теории газов, открытие которой часто связывают с именем Д. Бернулли. Сконструировал термометр. Высказал догадку о вертикальных течениях в атмосфере, правильно на электрическую природу северных сияний и оценил их высоту. Разрабатывал эфирную теорию электрических явлений, думал о связи электричества и света, которую хотел обнаружить экспериментально. Поддержал волновую теорию Гюйгенса и разработал оригинальную теорию цветов. |
Русский язык и литература | Разработал правила русского языка, составил «Русскую грамматику». Разработал теорию «трёх штилей». В 1751 году вышел «Сборник разных сочинений в стихах и в прозе Михаила Ломоносова». |
Живопись, мозаика | Открыл секрет изготовления смальты. Открыл мозаичную мастерскую. Изготовил 40 мозаичных картин. Избран почетным членом Петербургской Академии художеств |
Выводы:
М.В. Ломоносов был выдающимся учёным энциклопедических знаний. Не случайно А.С. Пушкин назвал его «первым русским университетом». Он сделал много для развития науки в России. Именно по инициативе Ломоносова и по его проекту в 1755 году был основан Московский университет, «открытый для всех лиц, способных к наукам», а не только для дворян.
III. Этап усвоения новых знаний и способов действий
- Изучение материала «М.В. Ломоносов – реформатор русского литературного языка».
Работа с учебником. «Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. Часть 1 под ред. Коровиной В.Я.» - М., «Просвещение», 2012 г. – С. 43-44
- Заполнение таблицы в тетрадях
«Теория «трёх штилей»
«Штиль» | Лексика | Жанры |
«Высокий» | Церковнославянские слова и русские | Героические поэмы, оды, трагедии, похвальные надписи |
«Средний» | Русские слова с небольшой примесью церковнославянских | Драмы, сатиры, эклоги, идиллии, послания, дружеские письма, элегии |
«Низкий» | Русские слова разговорного языка с добавлением просторечий. Малое число церковнославянских слов | Комедии, эпиграммы, басни, песни |
- Анализ оды М.В. Ломоносова «Вечернее размышление о Божием Величестве при случае великаго севернаго сияния».
1. Учитель литературы: «Утреннее размышление о божием величестве», посвященное описанию Солнца и солнечной атмосферы, и «Вечернее размышление о Божием Величестве при случае великаго севернаго сияния» являются частью единого замысла. Сам Ломоносов датирует «Вечернее размышление…» 1743 годом. К этому же времени относит начало своих наблюдений над северными сияниями. Как учёный, он пытается найти объяснение одному из прекраснейших явлений природы.
2.Объяснение учителя физики «Современная трактовка теории происхождения северного сияния». (Слайд 20)
Михаил Ломоносов, проведя бесчисленное количество опытов, высказал предположение об электрической природе этого явления. (Слайд 21)
Наш земной шар – это огромный магнит. Вокруг него, как и вокруг обычного магнита, существует магнитное поле. Когда на Солнце происходят взрывы, то в верхнюю часть земной атмосферы – ионосферу – от Солнца устремляются потоки летящих с огромной скоростью заряженных частиц. Это протоны и электроны, образующие так называемый солнечный ветер. (Слайд 22)
Вторгаясь в земную атмосферу, частицы солнечного ветра направляются магнитным полем Земли. (Слайд 23)
Сталкиваясь с атомами и молекулами атмосферного воздуха, они ионизируют их, в результате этого возникает свечение, которое мы видим и воспринимаем как полярное сияние. (Слайд 24)
Свечение разреженных газов происходит в ионосфере, то есть в верхней части атмосферы. (Слайд 25)
Значит, северное (полярное) сияние – это свечение верхних слоёв атмосферы Земли, которое возникает вследствие их взаимодействия с заряженными частицами солнечного ветра. (Слайд 26)
3.Учитель литературы: В 1753 г. Ломоносов в «Изъяснениях», приложенных к «Слову о явлениях, от электрической силы происходящих», сообщал: «Ода моя о северном сиянии, которая сочинена 1743 года, а в 1747 году напечатана, содержит мое давнишнее мнение, что северное сияние движением эфира произведено быть может». (ПСС, т. 3. С. 123).
В этой оде М.В. Ломоносов представляет собой опыт поэтического оформления вполне конкретной естественнонаучной темы. Это своеобразный литературный эксперимент, так как ода принадлежит к так называемой «физико-теологической» традиции, видевшей в различных природных явлениях главное доказательство существования Бога.
4.Выразительное чтение оды заранее подготовленным учеником или аудиозапись чтения оды «Вечернее размышление о Божием Величестве при случае великаго севернаго сияния» Борисом Ветровым. Музыка Э. Артемьева к фильму «Солярис».
(Приложение. Презентация 2)
5.Анализ оды.
Текст из учебника «Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. Часть 1 под ред. Коровиной В.Я.» - М., «Просвещение», 2012 г. – С. 50-51
5.1. Беседа по вопросам:
- Какое впечатление осталось после знакомства с текстом? Почему?
- Повлияли ли на восприятие произведения музыкальное сопровождение и зрительный ряд?
- Какова композиция оды?
В начале оды М.В. Ломоносов изображает явления, знакомые человеку по его ежедневным впечатлениям: поздний вечер, сумерки, наступление ночи. Далее он говорит об изумлении, которое охватывает человека, рассматривающего бескрайнее звёздное небо и великолепное северное сияние. Затем автор приподнимает завесу над невидимой, скрытой областью Вселенной, вводящей читателя в новые, неизвестные ему миры. Поэт вопрошает себя и читателей: кто создал прекрасное и неподвластно человеческому разуму явление, как не Бог.
На протяжении всей оды он задаётся вопросами, ответ на которые сложно дать обычному человеку, незнакомому с началами наук.
- Что придаёт тексту возвышенность и торжественность? (Церковнославянская лексика, архаизмы, устаревшие грамматические формы).
- Приведите примеры. (Лице – лицо, тёмна, звездАм, мАла, углублён, утомлён, несчётны, верьхи и другие; неполногласие в церковнославянских словах: хладна, престал и другие).
- Будет ли нарушен или стиховой ритм первой строки, если заменить старославянское выражение «лице свое» русским «своё лицо»? Что изменится? (Ритм сохранился, но исчезнет торжественность).
- Каково лексическое значение и какова этимология существительного «бездна»? Какие естественнонаучные знания оно отражает? («Без дна». Используя существительное «бездна», М.В. Ломоносов говорит о бескрайности мира: «Звездам числа не, нет бездне дна».
- Какие и чувства охватывают нас при виде звездного неба? (Мысли о своей незначительности в бескрайнем мире, размышления о своем месте в нем.)
— Как это передает М.В. Ломоносов? (Многочисленные сравнения помогают передать ощущение своей незначительности и бренности:
Песчинка как в морских волнах,
Как мала искра в вечном льде,
Как в сильном вихре тонкий прах,
В свирепом как перо огне, —
Так я, в сей бездне углублен,
Теряюсь, мысльми утомлен!)
- Что побудило поэта к размышлению о Божьем величии? (Наблюдение северного сияния).
- Как описывается это физическое явление в оде? (Ученики приводят примеры)
5.2.Учитель физики:
- В следующей строфе М. В. Ломоносов высказывает предположения о причине северного сияния:
Там спорит жирна мгла с водой;
Иль солнечны лучи блестят,
Склонясь сквозь воздух к нам густой;
Иль тучных гор верхи горят;
Иль в море дуть престал зефир,
И гладки волны бьют в эфир.
Согласно старинным учениям, все мировое пространство заполнено особой средой — эфиром. А греческим словом зефир называют легкий ветерок. Море успокоилось, и волны стали «гладкими», потому что перестал дуть зефир. Такие волны «бьют в эфир» и вызывают его свечение. Как это соотносится с современным представлением о природе северного сияния?
Сравните научную и поэтическую гипотезы М.В. Ломоносова. (Гипотеза в поэтической форме о происхождении северного сияния «в море дуть престал зефир, и гладки волны бьют в эфир» и научная гипотеза М.В. Ломоносова вполне соотносятся: учёный предположил, что причиной полярных сияний служат электрические разряды, происходящие в разреженных слоях воздуха, а природа полярного сияния такая же, как и свечения газового разряда).
- В научном труде Ломоносова «Oratio de meteoris vi electrica ortis» - «Слово о явлениях воздушных, от электрической силы происходящих, предложенное от Михаила Ломоносова» мы читаем: «Возбуждённая электрическая сила в шаре, из которого воздух вытянут, внезапные лучи испускает, которые в мгновенье ока исчезают, и в то же время новые на их места выскакивают, так что беспрерывное блистание быть кажется. В северном сиянии всполохи или лучи вид подобный имеют».
– Какие предположения М.В. Ломоносова нашли подтверждение в современной науке? (причиной полярных сияний служат электрические разряды, происходящие в разреженных слоях воздуха; полярные сияния происходят на очень больших высотах).
Объясняя природу северных сияний, Ломоносов не смог ответить на вопрос, какие же электрические частицы вызывают грандиозное свечение воздуха в его верхних, разреженных слоях. Это стало возможным благодаря развитию физики в ХХ веке и успехам в области космических исследований.
5.3.Учитель литературы:
- Какова главная мысль духовно-философской оды «Вечернее размышление о Божием Величестве при случае великаго севернаго сияния»? (Преклоняясь перед могуществом Творца, человек должен постигать законы мира, искать и находить ответы на вопросы о смысле жизни и Божественном замысле. На это ему дан разум).
- Вера в человеческий разум, стремление познать «тайны множества миров» сочетается в духовной оде с преклонением перед безграничной созидательной силой Творца, неизмеримое величие которого являет себя в устройстве мира, картинах грандиозной природы, ее могуществе и силе. Подтвердите это текстом оды.
(Скажите ж, коль пространен свет?
И что малейших дале звезд?
Несведом тварей вам конец?
Скажите ж, коль велик творец?
Ода М.В. Ломоносова поражает неколебимостью веры в непостижимую мудрость Творца, в совершенство Его творения, жаждой познания, творчества, сознания силы человеческого разума. Разум человека, способный объять Вселенную и отыскать ее законы — «уставы», представляет ее бесконечной, вечно живой, никуда не исчезающей. В этом состоит величие Бога и сотворенной Им Вселенной. Но столь же величествен и разум человека, направленный на изучение законов мирозданья).
V.Систематизация и обобщение:
Свои обширные познания в области науки М.В. Ломоносов сделал предметом поэзии. Его стихотворения - настоящая поэзия, рожденная вдохновением, поэтическим восторгом от возможности познания мира, постижения Божественных тайн природы. В то же время в них даётся научное объяснение явлений природы. Язык этих произведений лаконичен и лишен всякого рода «украшений».
А.С. Пушкин считал духовные оды М.В. Ломоносова лучшими его произведениями: «Они останутся вечными памятниками русской словесности; по ним долго еще должны мы будем изучаться стихотворному языку нашему». А мы можем добавить, и способности познания мира, постижения его научных законов
VI. Рефлексия.
- Что нового вы узнали на уроке?
- Что ещё хотели бы узнать?
- Над чем вы задумались, уходя с урока?
VII. Домашнее задание: Учебник, стр. 51-58, выразительное чтение и анализ оды «На день восшествия …», повторить наизусть отрывок «Науки юношей питают».
Сочинение-рассуждение на одну из тем: «Роль риторических вопросов в оде «Вечернее размышление» или «Актуальность обращения М.В. Ломоносова к молодым в оде «На день восшествия…».
Источники
1.Западав А. Отец русской поэзии. - М., 1961
2. Ломоносов М. В. Полн. собр. соч.: В II т. -М.; Л. 1959
Интернет-ресурсы:
Ломоносовская энциклопедия. http://feb-web.ru/feb/lomonos/
Библиотека классической музыки. http://music.lib.ru/b/boris_w/indexdate.shtml
Ломоносов М. "Вечернее размышление о Божием величестве.."
http://poem4you.ru/classic/lomonosov/vechernee-razmyishlenie-o-bojiem-velichestve--.html
Вклад Ломоносова в русскую литературу. http://www.rosimperija.info/post/1592
Стихи в голосе. Искусство художественного чтения. http://www.stihophone.ru/works.php?G=9&ID=17951
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Северное сияния (презентация)
В данной работе представлены все основные сведения о северном сиянии, его природе, формах, особенностях. Презентация прекрасно иллюстрирована...
Физический феномен «Северное сияние» в зеркале языковой и мифологической картин мира народов Севера
В настоящее время остро стоит вопрос о возрождении и сохранении языков народов Севера. В силу того, что любой язык может претендовать на существование только, во-первых, имея свою устойчивую лингвисти...
Северное сияние
Авторская работа...
детский проект "Северное сияние"
Детский проект - презентация "Северное сияние" по программе "Формула правильного питания" посвящен любимому блюду народов Севера. Содержит информацию об истории блюда, рисунки детей, интересные ...
Конспект НОД по рисованию: "Белый мишка и северное сияние".
Конспект НОД по рисованию: "Белый мишка и северное сияние"....
Северное сияние на Ямале город Салехард.
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"15929891","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"320","width":"480"}}]]...
Проект спортивного праздника "Малое северное сияние"
Физкультурно-спортивный праздник по лыжным гонкам «Малое Северное сияние» (далее - соревнования) проводится в целях:- популяризации и развития зимних видов спорта;- при...