Рабочие программы по русскому языку и литературе для 6, 8, 10 классов
рабочая программа по литературе (6, 8, 10 класс) на тему
В папке представлены рабочие программы для 6, 8, 10 классов по русскому языку и литературе для преподавания по учебникам Рыбченковой, Разумовской, Гольцовой (русский язык), Коровиной и Коровина (литература). Также материал содержит рабочие программы факультативных курсов по русскому языку для 6 и 8 классов и элективных курсов для 10 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochie_programmy_po_russkomu_yazyku_i_literature.zip | 483.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 9 г. Новозыбкова» Брянской области
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету
«Литература»
Класс 10 (базовый уровень)
Учитель Голованова Татьяна Геральдовна
Квалификационная категория I
2017 – 2018 учебный год
- Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования), Программы по литературе для 5-11 классов (Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин, И. С. Збарский, В. П. Полухина; под ред. В. Я. Коровиной. - М.: «Просвещение», 2015.), учебного плана школы на 2017 – 2018 учебный год.
Преподавание курса на базовом уровне осуществляется по учебнику «Литература. 10 класс». В 2 ч. Под редакцией В.И. Коровина - М.: «Просвещение», 2017.
Учебным планом школы отводится на изучение литературы в 11 классе 102 часа (3 ч в неделю). Фактическое количество уроков в соответствии с календарным графиком составит 102 ч.
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Изучение литературы в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
- воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;
- воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
- освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
- овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.
Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
В 10 - 11 классах учащиеся знакомятся с курсом на историко-литературной основе. Структура курса старших классов отличается от структуры всех предшествующих классов. Эта структура дает возможность освоить историю литературы, поскольку сочетание обзорных и монографических тем рисует панорамную картину литературного процесса.
В 11 классе формируется общее представление об историко-литературном процессе и литературном процессе в XX века в его связи с процессом историческим, что предполагает более серьезное представление об этапах и связях литератур разных эпох, о таких понятиях, как стиль писателя, литературная школа, роль и место литературоведения и критики в литературном процессе, осуществляется интенсивное овладение разнообразными справочными материалами из области гуманитарных наук.
- Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения литературы в 10 классе обучающиеся должны знать/ понимать:
- образную природу словесного искусства;
- содержание изученных литературных произведений;
- основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX в.;
- основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
- основные теоретико-литературные понятия;
- уметь:
- воспроизводить содержание литературного произведения;
- анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
- соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
- определять род и жанр произведения;
- сопоставлять литературные произведения;
- выявлять авторскую позицию;
- выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
- аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
- писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- для создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
- участия в диалоге или дискуссии;
- самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;
- определения своего круга чтения и оценки литературных произведений.
- определения своего круга чтения по русской литературе, понимания и оценки иноязычной русской литературы, формирования культуры межнациональных отношений.
- Содержание программы
Литература XIX века
Русская литература XIX века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX века (свобода, духовно-нравственные искания человека, обращение к народу в поисках нравственного идеала).
Введение. Россия в первой половине XIX века. «Дней Александровских прекрасное начало». Отечественная война 1812 го года. Движение декабристов. Воцарение Николая I. Расцвет и упадок монархии. Оживление вольнолюбивых настроении. Литература первой половины XIX века. Отголоски классицизма. Сентиментализм. Возникновение романтизма. Жуковский. Батюшков. Рылеев. Баратынский. Тютчев. Романтизм Пушкина, Лермонтова и Гоголя. Зарождение реализма (Крылов, Грибоедов, Пушкин, Лермонтов, Гоголь, «натуральная школа») и профессиональной русской критической мысли. Россия во второй половине XIX века. Падение крепостного права. Земельный вопрос. Развитие капитализма и демократизация общества. Судебные реформы. Охранительные, либеральные, славянофильские, почвеннические и революционные настроения. Расцвет русского романа (Тургенев, Гончаров, Л. Толстой, Достоевский), драматургии (Островский, Сухово-Кобылин). Русская поэзия. Судьбы романтизма и реализма в поэзии. Две основные тенденции в лирике: Некрасов, поэты его круга и Фет, Тютчев, Майков, Полонский. Критика социально-историческая (Чернышевский, Добролюбов, Писарев), «органическая» (Григорьев), эстетическая (Боткин, Страхов). Зарождение народнической идеологии и литературы. Чехов как последний великий реалист. Наследие старой драмы, ее гибель и рождение новой драматургии в творчестве Чехова.
Литература первой половины XIX века
Александр Сергеевич Пушкин. Жизнь и творчество. Лирика Пушкина, ее гуманизм. Красота, Добро, Истина — три принципа пушкинского творчества. Национально-историческое и общечеловеческое содержание лирики. Стихотворения: «Поэту», «Брожу ли я вдоль улиц шумных...», «Отцы пустынники и жены непорочны...», «Погасло дневное светило...», «Свободы сеятель пустынный...», «Подражания Корану», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «...Вновь я посетил...», «Поэт», «Из Пиндемонти», «Разговор Книгопродавца с Поэтом», «Вольность», «Демон», «Осень» и др. Слияние гражданских, философских и личных мотивов. Преодоление трагического представления о мире и месте человека в нем через приобщение к ходу истории. Вера в неостановимый поток жизни и преемственность поколений. Романтическая лирики и романтические поэмы. Историзм и народность - основа реализма Пушкина. Развитие реализма в лирике и поэмах. «Медный всадник».
Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество. Ранние романтические стихотворения и поэмы. Основные настроения: чувство трагического одиночества, мятежный порыв в иной мир или к иной, светлом и прекрасной жизни, любовь как страсть, приносящая страдания, чистота и красота поэзии как заповедник святыни сердца. Трагическая судьба поэта и человек в бездуховном мире. Стихотворения: «Валерик», «Кик часто, пестрою толпою окружен...», «Сон», «Выхожу один я на дорогу...», «Нет, я не Байрон, я другой...». «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»), «Завещание». Своеобразие художественного мира Лермонтова. Тема Родины, поэта и поэзии, любви, мотив одиночества. Романтизм и реализм в творчестве поэта.
Теория литературы. Углубление понятий о романтизме и реализме, об их соотношении и взаимовлиянии.
Николай Васильевич Гоголь. Жизнь и творчество. (Обзор.) Романтические произведения. «Вечера на хуторе близ Диканьки». Рассказчик и рассказчики. Народная фантастика. «Миргород». Два начала в композиции сборника: сатирическое («Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем») и эпико-героическое («Тарас Бульба»). Противоречивое слияние положительных и отрицательных начал в других повестях («Старосветские помещики» — идиллия и сатира, «Вий» — демоническое и ангельское). «Петербургские повести». «Невский проспект». Сочетание трагедийности и комизма, лирики и сатиры, реальности и фантастики. Петербург как мифический образ бездушного и обманного города.
Литература второй половины XIX века
Обзор русской литературы второй половины XIX века. Россия второй половины XIX века. Общественно-политическая ситуация в стране. Достижения в области науки и культуры. Основные тенденции в развитии реалистической литературы. Журналистика и литературная критика. Аналитический характер русской прозы, ее социальная острота и философская глубина. Идея нравственного самосовершенствования. Универсальность художественных образов. Традиции и новаторство в русской поэзии. Формирование национального театра.
Классическая русская литература и ее мировое признание.
Иван Александрович Гончаров. Жизнь и творчество. (Обзор.) Роман «Обломов». Социальная и нравственная проблематика. Хорошее и дурное в характере Обломова. Смысл его жизни и смерти. «Обломовщина» как общественное явление. Герои романа и их отношение к 06-ломову. Авторская позиция и способы ее выражения в романе. Роман «Обломов» в зеркале критики («Что такое обломовщина?» Н. А. Добролюбова, «Обломов» Д. И. Писарева).
Теория литературы. Обобщение в литературе. Типичное явление в литературе. Типическое как слияние общего и индивидуального, как проявление общего через индивидуальное. Литературная критика.
Александр Николаевич Островский. Жизнь и творчество. (Обзор.) Периодизация творчества. Наследник Фонвизина, Грибоедова, Гоголя. Создатель русского сценического репертуара. Драма «Гроза». Ее народные истоки. Духовное самосознание Катерины. Нравственно ценное и косное в патриархальном быту. Россия на переломе, чреватом трагедией, ломкой судеб, гибелью людей. Своеобразие конфликта и основные стадии развития действия. Прием антитезы в пьесе. Изображение «жестоких нравов» «темного царства». Образ города Калинова. Трагедийный фон пьесы. Катерина в системе образов. Внутренний конфликт Катерины. Народно-поэтическое и религиозное в образе Катерины. Нравственная проблематика пьесы: тема греха, возмездия и покаяния. Смысл названия и символика пьесы. Жанровое своеобразие. Драматургическое мастерство Островского. А. Н. Островский в критике («Луч света и темном царстве» Н. А. Добролюбова).
Теория литературы. Углубление понятий о драме как роде литературы, о жанрах комедии, драмы, трагедии. Драматургический конфликт (развитие понятия)
Иван Сергеевич Тургенев. Жизнь и творчество (Обзор.) «Отцы и дети». Духовный конфликт (различное отношение к духовным ценностям: к любви, природе, искусству) между поколениями, отраженный в заглавии и легший в основу романа. Базаров в ситуации «русского человека на рандеву». Его сторонники и противники. Трагическое одиночество героя. Споры вокруг романа и авторская позиция Тургенева. Тургенев как пропагандист русской литературы на Западе. Критика о Тургеневе («Базаров» Д. И. Писарева).
Теория литературы. Углубление понятия о романе (частная жизнь в исторической панораме). Социально-бытовые и общечеловеческие стороны в романе.
Федор Иванович Тютчев. Жизнь и творчество. Наследник классицизма и поэт-романтик. Философский характер тютчевского романтизма. Идеал Тютчева — слияние человека с Природой и Историей, с «божеско-всемирной жизнью» и его неосуществимость. Сочетание разномасштабных образов природы (космический охват с конкретно-реалистической детализацией). Любовь как стихийная сила и «поединок роковой». Основной жанр — лирический фрагмент («осколок» классицистических монументальных и масштабных жанров — героической или философской поэмы, торжественной или философской оды, вмещающий образы старых лирических или эпических жанровых форм). Мифологизмы, архаизмы как признаки монументального стиля грандиозных творений. Стихотворения: ««Silentium», «Не то, что мните вы, природа...», «Еще земли печален вид...», «Как хорошо ты, о море ночное...», «Я встретил вас, и все былое...», «Эти бедные селенья...», «Нам не дано предугадать...», «Природа — сфинкс...», «Умом Россию по понять...», «О, как убийственно мы любим...».
Теория литературы. Углубление понятия о лирике. Судьба жанров оды и элегии в русской поэзии.
Афанасий Афанасьевич Фет. Жизнь и творчество. (Обзор.) Двойственность личности и судьбы Фета-поэта и Фета — практичного помещика. Жизнеутверждающее начало в лирике природы. Фет как мастер реалистического пейзажа. Красота обыденно-реалистической детали и умение передать «мимолетное», «неуловимое». Романтические «поэтизмы» и метафорический язык. Гармония и музыкальность поэтической речи и способы их достижения. Тема смерти и мотив трагизма человеческого бытия в поздней лирике Фета. Стихотворения: «Даль», «Шепот, робкое дыханье...», «Еще майская ночь», «Еще весны душистой нега...», «Летний вечер тих и ясен...», «Я пришел к тебе с приветом...», «Заря прощается с землею...», «Это утро, радость эта...», «Певице», «Сияла ночь. Луной был полон сад...», «Как беден наш язык!..», «Одним толчком согнать ладью живую...», «На качелях».
Теория литературы. Углубление понятия о лирике. Композиция лирического стихотворения.
Алексей Константинович Толстой. Жизнь и творчество. Своеобразие художественного мира Толстого. Основные темы, мотивы и образы поэзии. Взгляд на русскую историю в произведениях писателя. Влияние фольклора и романтической традиции. Стихотворения: «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре...», «Против течения», «Государь ты наш батюшка...».
Николай Алексеевич Некрасов. Жизнь и творчество. (Обзор.) Некрасов-журналист. Противоположность литературно-художественных взглядов Некрасова и Фета. Разрыв с романтиками и переход на позиции реализма. Прозаизация лирики, усиление роли сюжетного начала. Социальная трагедия народа в городе и деревне. Настоящее и будущее народа как предмет лирических переживаний страдающего поэта. Интонация плача, рыданий, стона как способ исповедального выражения лирических переживаний. Сатира Некрасова. Героическое и жертвенное в образе разночинца-народолюбца. Психологизм и бытовая конкретизация любой ной лирики. Поэмы Некрасова, их содержание, поэтический язык. Замысел поэмы «Кому на Руси тип, хорошо». Дореформенная и пореформенная Россия в поэме, широта тематики и стилистическое многообразие. Образы крестьян и «народных заступников». Тема социального и духовного рабства, тема народного бунта. Фольклорное начало в поэме. Особенности поэтического языка.
Стихотворения: «Рыцарь на час», «В дороге», «Надрывается сердце от муки...», «Душно! Без счастья и воли...», «Поэт и гражданин», «Элегия», «Умру я скоро...», «Музе», «Мы с тобой бестолковые люди.., «О Муза! Я у двери гроба...», «Я не люблю иронии твоей...», «Блажен незлобивый поэт...», «Внимая ужасам войны...», «Тройка», «Еду ли ночью по улице темной...».
Теория литературы. Понятие о народности искусства. Фольклоризм художественной литературы (развитие понятия).
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Жизнь и творчество. (Обзор.) «История одного города» — ключевое художественное произведение писателя. Сатирико-гротесковая хроника, изображающая смену градоначальников, как намек на смену царей в русской истории. Терпение народа как национальная отрицательная черта. Сказки (по выбору). Сатирическое негодование против произвола властей и желчная насмешка над покорностью народа.
Теория литературы. Фантастика, гротеск и эзопов язык (развитие понятий). Сатира как выражение общественной позиции писателя. Жанр памфлета (начальные представления).
Лев Николаевич Толстой. Жизнь и творчество. (Обзор.) Начало творческого пути. Духовные искания, их отражение в трилогии «Детство», «Отрочество», «Юность». Становление типа толстовского героя — просвещенного правдоискателя, ищущего совершенства. Нравственная чистота писательского взгляда на человека и мир.
«Война и мир» — вершина творчества Л. Н. Толстого. Творческая история романа. Своеобразие жанра и стиля. Образ автора как объединяющее идейно-стилевое начало «Войны и мира», вмещающее в себя аристократические устремления русской патриархальной демократии.
Соединение народа как «тела» нации с ее «умом» — просвещенным дворянством на почве общины и личной независимости. Народ и «мысль народная» в изображении писателя. Просвещенные герои и их судьбы в водовороте исторических событий. Духовные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова. Рационализм Андрея Болконского и эмоционально-интуитивное осмысление жизни Пьером Безуховым. Нравственно-психологической облик Наташи Ростовой, Марьи Болконской, Сони, Элен. Философские, нравственные и эстетические искания Толстого, реализованные в образах Наташи и Марьи. Философский смысл образа Платона Каратаева. Толстовская мысль об истории. Образы Кутузова и Наполеона, значение их противопоставления. Патриотизм ложный и патриотизм истинный. Внутренний монолог как способ выражения «диалектики души». Своеобразие религиозно-этических и эстетических взглядов Толстого. Всемирное значение Толстого — художника и мыслителя. Его влияние на русскую и мировую литературу.
Теория литературы. Углубление понятия о романе. Роман-эпопея. Внутренний монолог (развитие понятия). Психологизм художественной прозы (развитие понятия).
Федор Михайлович Достоевский. Жизнь и творчество. (Обзор.) Достоевский, Гоголь и «натуральная школа». «Преступление и наказание» — первый идеологический роман. Творческая история. Уголовно-авантюрная основа и ее преобразование в сюжете произведения. Противопоставление преступления и наказания в композиции романа. Композиционная роль снов Раскольникова, его психология, преступление и судьба в свете религиозно-нравственных и социальных представлений. «Маленькие люди» в романе, проблема социальной несправедливости и гуманизм писателя. Духовные искания интеллектуального героя и способы их выявления. Исповедальное начало как способ самораскрытия души. Полифонизм романа и диалоги героев. Достоевский и его значение для русской и мировой культуры.
Теория литературы. Углубление понятия о романе (роман нравственно-психологический, роман идеологический). Психологизм и способы его выражения в романах Толстого и Достоевского.
Николай Семенович Лесков. Жизнь и творчество. (Обзор.) Бытовые повести и жанр «русской новеллы». Антинигилистические романы. Правдоискатели и народные праведники. Повесть «Очарованный странник» и ее герой Иван Флягин. Фольклорное начало в повести. Талант и творческий дух человека из народа. «Тупейный художник». Самобытные характеры и необычные судьбы, исключительность обстоятельств, любовь к жизни и людям, нравственная стойкость — основные мотивы повествования Лескова о русском человеке. (Изучается одно произведение по выбору.)
Теория литературы. Формы повествования. Проблема сказа. Понятие о стилизации.
Антон Павлович Чехов. Жизнь и творчество. Сотрудничество в юмористических журналах. Основные жанры — сценка, юмореска, анекдот, пародия. Спор с традицией изображения «маленького человека». Конфликт между сложной и пестрой жизнью и узкими представлениями о ней как основа комизма ранних рассказов. Многообразие философско-психологической проблематики в рассказах зрелого Чехова. Конфликт обыденного и идеального, судьба надежд и иллюзий в мире трагической реальности, «футлярное» существование, образы будущего — темы и проблемы рассказов Чехова. Рассказы по выбору: «Человек в футляре», «Ионыч», «Дом с мезонином», «Студент», «Дама с собачкой», «Случай из практики», «Черный монах» и др. «Вишневый сад». Образ вишневого сада, старые и новые хозяева как прошлое, настоящее и будущее России. Лирическое и трагическое начала в пьесе, роль фарсовых эпизодов и комических персонажей. Психологизация ремарки. Символическая образность, «бессобытийность», «подводное течение». Значение художественного наследия Чехова для русской и мировой литературы.
Теория литературы. Углубление понятия о рассказе. Стиль Чехова-рассказчика: открытые финалы, музыкальность, поэтичность, психологическая и символическая деталь. Композиция и стилистика пьес. Роль ремарок, пауз, звуковых и шумовых эффектов. Сочетание лирики и комизма. Понятие о лирической комедии.
Из литературы народов России. КостаХетагуров. Жизнь и творчество осетинского поэта. (Обзор.) Стихотворения из сборника «Осетинская лира». Поэзия Хетагурова и фольклор. Близость творчества Хетагурова поэзии Н. А. Некрасова. Изображение тяжелой жизни простого народа, тема женской судьбы, образ горянки. Специфика художественной образности в русскоязычных произведениях поэта.
Из зарубежной литературы
Обзор зарубежной литературы второй половины XIX века
Основные тенденции в развитии литературы второй половины XIX века. Поздний романтизм. Романтизм как доминанта литературного процесса. Символизм.
Ги де Мопассан. Слово о писателе. «Ожерелье». Новелла об обыкновенных и честных людях, обделенных земными благами. Психологическая острота сюжета Мечты героев о счастье, сочетание в них значительного и мелкого. Мастерство композиции. Неожиданность развязки. Особенности жанра новеллы.
Генрик Ибсен. Слово о писателе. «Кукольный дом». Проблема социального неравенства и права женщины. Жизнь-игра и героиня-кукла.
Мораль естественная и мораль ложная. Неразрешимость конфликта. «Кукольный дом» как «драма идеи и психологическая драма.
Артюр Рембо. Слово о писателе. «Пьяный корабль». Пафос разрыва со всем устоявшимся, закосневшим. Апология стихийности, раскрепощенности, свободы и своеволия художника. Склонное к деформации образа, к смешению пропорций, стиранию грани между реальным и воображаемым. Символизм стихотворения. Своеобразие поэтического языка.
- Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Дата проведения урока | Тема урока | Количество часов | Примечание |
1 | 04.09.17 | Введение. Русская литература XIX века в контексте мировой литературы. | 1 | |
2 | 06.09.17 | Поэтические предшественники А.С.Пушкина: Г.Р.Державин, В.А.Жуковский, К.Н. Батюшков. Обзор их творчества. | 1 | |
3 | 06.09.17 | А.С. Пушкин. Жизнь и творчество. Гуманизм лирики Пушкина и ее национально-историческое и общечеловеческое содержание. Развитие реализма в лирике, поэмах, прозе и драматургии. | 1 | |
4 | 11.09.17 | Романтическая лирика А.С. Пушкина периода Южной и Михайловской ссылок. «Погасло дневное светило…», «Подражания Корану» «Демон». Трагизм мировосприятия и его преодоление. | 1 | |
5 | 13.09.17 | Тема поэта и поэзии в лирике А.С. Пушкина. «Поэт», «Поэту», «Осень», «Разговор книгопродавца с поэтом» | 1 | |
6 | 13.09.17 | Эволюция темы свободы и рабства в лирике А.С. Пушкина. «Вольность», «Свободы сеятель пустынный…». | 1 | |
7 | 18.09.17 | Философская лирика А.С. Пушкина. | 1 | |
8 | 20.09.17 | Тема жизни и смерти. «Брожу ли я вдоль улиц шумных…», «Элегия», «… Вновь я посетил…», «Отцы пустынники и жены непорочны…». Р.Р. Домашнее сочинение по лирике Пушкина | 1 | |
9 | 20.09.17 | Петербургская повесть А.С. Пушкина «Медный всадник». Человек и история в поэме. Тема «маленького человека» в поэме «Медный всадник» | 1 | |
10 | 25.09.17 | Образ Петра I как царя-преобразователя в поэме «Медный всадник». Социально-философские проблемы поэмы. | 1 | |
11-12 | 27.09.17 | Р.Р.Классное сочинение по творчеству А.С. Пушкина | 2 | |
13 | 02.10.17 | Обзор романа «Евгений Онегин» | 1 | |
14 | 04.10.17 | М.Ю.Лермонтов. Жизнь и творчество. Основные темы и мотивы лирики М.Ю. Лермонтова. Своеобразие художественного мира поэта. | 1 | |
15 | 04.10.17 | Молитва как жанр в лирике М.Ю. Лермонтова. «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою…») | 1 | |
16 | 09.10.17 | Тема жизни и смерти в лирике М.Ю. Лермонтова. Анализ стихотворений «Валерик», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана…»), «Завещание» | 1 | |
17 | 11.10.17 | Философские мотивы лирики М.Ю. Лермонтова. «Как часто, пестрою толпою окружен…» как выражение мироощущения поэта. | 1 | |
18 | 11.10.17 | Мечта о гармоничном и прекрасном в мире человеческих отношений. «Выхожу один я на дорогу…» | 1 | |
19 | 16.10.17 | Адресаты любовной лирики М.Ю. Лермонтова. | 1 | |
20 –21 | 18.10.17 | Обзор романа «Герой нашего времени» | 2 | |
22-23 | 25.10.17 | Р.Р. Классное сочинение по творчеству М.Ю. Лермонтова | 2 | |
24 | 23.10.17 | Н.В.Гоголь. Жизнь и творчество. Романтические произведения. «Вечера на хуторе близ Диканьки». | 1 | |
25 | 06.11.17 | Сатирическое и эпико-драматическое начала в сборнике «Миргород». | 1 | |
26 | 08.11.17 | «Петербургские повести» Н.В. Гоголя. Образ «маленького человека» в «Петербургских повестях» | 1 | |
27 | 08.11.17 | Н.В. Гоголь. «Невский проспект». Образ Петербурга. Обучение анализу эпизода | 1 | |
28 | 13.11.17 | Правда и ложь, реальность и фантастика в повести «Невский проспект» | 1 | |
29 | 15.11.17 | Н.В. Гоголь. «Портрет». Место повести в сборнике «Петербургские повести» | 1 | |
30 | 15.11.17 | Обзор поэмы «Мёртвые души» | 1 | |
31 | 20.11.17 | Р.Р. Классное сочинение по повести Н.В. Гоголя | 1 | |
32 | 22.11.17 | Обзор русской литературы второй половины XIX века. Её основные проблемы. | 1 | |
33 | 22.11.17 | И.А. Гончаров. Жизнь и творчество. Место романа «Обломов» в трилогии «Обыкновенная история» - «Обломов» - «Обрыв». | 1 | |
34 | 27.11.17 | Обломов – «коренной народный наш тип». Диалектика характера Обломова. Смысл его жизни и смерти. | 1 | |
35 | 29.11.17 | «Обломов» как роман о любви. Авторская позиция и способы ее выражения в романе. | 1 | |
36 | 29.11.17 | «Что такое обломовщина?» Роман «Обломов» в русской критике | 1 | |
37 | 04.12.17 | А.Н.Островский. Жизнь и творчество. Традиции русской драматургии в творчестве писателя. | 1 | |
38 | 06.12.17 | Драма «Гроза». История создания, система образов, приемы раскрытия характеров героев. | 1 | |
39 | 06.12.17 | Своеобразие конфликта. Смысл названия | 1 | |
40 | 11.12.17 | Город Калинов и его обитатели. Изображение «жестоких нравов» «темного царства» | 1 | |
41 | 13.12.17 | Протест Катерины против «темного царства». Нравственная проблематика пьесы | 1 | |
42 | 13.12.17 | Споры критиков вокруг драмы «Гроза». Р.Р. Домашнее сочинение по драме А.Н.Островского «Гроза» | 1 | |
43 | 18.12.17 | И.С. Тургенев. Жизнь и творчество. «Записки охотника» и их место в русской литературе | 1 | |
44 | 20.12.17 | И.С. Тургенев – создатель русского романа. История создания романа «Отцы и дети» | 1 | |
45 | 20.12.17 | Базаров – герой своего времени. Духовный конфликт героя | 1 | |
46 | 25.12.17 | «Отцы» и «дети» в романе «Отцы и дети» | 1 | |
47 | 10.01.18 | Любовь в романе «Отцы и дети» | 1 | |
48 | 10.01.18 | Анализ эпизода «Смерть Базарова» | 1 | |
49 | 15.01.18 | Споры в критике вокруг романа «Отцы и дети» | 1 | |
50 | 17.01.18 | Р.Р.Подготовка к домашнему сочинению по роману «Отцы и дети» | 1 | |
51 | 17.01.18 | Ф.И. Тютчев. Жизнь и творчество. Единство мира и философия природы в его лирике. | 1 | |
52 | 22.01.18 | «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа…», «Еще земли печален вид…», «Как хорошо ты, о море ночное…», «Природа – сфинкс…» | 1 | |
53 | 24.01.18 | Человек и история в лирике Ф.И. Тютчева. Жанр лирического фрагмента в его творчестве. | 1 | |
54 | 24.01.18 | Любовная лирика Ф.И. Тютчева. Любовь как стихийная сила и «поединок роковой». | 1 | |
55 | 29.01.18 | А.А. Фет. Жизнь и творчество. Жизнеутверждающее начало в лирике природы. | 1 | |
56 | 31.01.18 | Любовная лирика А.А. Фета. Гармония и музыкальность поэтической речи и способы их достижения. Импрессионизм поэзии Фета. | 1 | |
57 | 31.01.18 | А.К. Толстой. Жизнь и творчество. Основные темы, мотивы и образы поэзии А.К. Толстого. Фольклорные, романтические и исторические черты лирики поэта. | 1 | |
58 | 05.02.18 | Н.А. Некрасов. Жизнь и творчество. Социальная трагедия народа в городе и деревне. Судьба народа как предмет лирических переживаний страдающего поэта. | 1 | |
59 | 07.02.18 | Героическое и жертвенное в образе разночинца-народолюбца. | 1 | |
60 | 07.02.18 | Н.А. Некрасов о поэтическом труде. Поэтическое творчество как служение народу. | 1 | |
61 | 12.02.18 | Тема любви в лирике Н.А. Некрасова, ее психологизм и бытовая конкретизация. | 1 | |
62 | 14.02.18 | «Кому на Руси жить хорошо»; замысел, история создания и композиция поэмы. | 1 | |
63 | 14.02.18 | Образы крестьян и помещиков в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Дореформенная и пореформенная Россия в поэме. Тема социального и духовного рабства | 1 | |
64 | 19.02.18 | Образы народных заступников в поэме «Кому на Руси жить хорошо». | 1 | |
65 | 21.02.18 | Особенности языка поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Фольклорное начало в поэме. Р.Р. Домашнее сочинение по творчеству Н.А. Некрасова | 1 | |
66 | 21.02.18 | М.Е. Салтыков-Щедрин. Личность и творчество, проблематика и поэтика сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина | 1 | |
67 | 26.02.18 | Обзор романа М.Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города». | 1 | |
68 | 28.02.18 | Замысел, история создания, жанр и композиция романа. Образы градоначальников | 1 | |
69 | 28.02.18 | Л.Н. Толстой. Жизнь и судьба. Этапы творческого пути. Духовные искания. Нравственная чистота писательского взгляда на мир и человека | 1 | |
70 | 05.03.18 | Народ и война в «Севастопольских рассказах» Л.Н. Толстого | 1 | |
71 | 07.03.18 | История создания романа «Война и мир». Особенности жанра. Образ автора в романе | 1 | |
72-73 | 07.03.18 12.03.18 | Духовные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова | 2 | |
74 | 14.03.18 | Женские образы в романе «Война и мир» | 1 | |
75 | 14.03.18 | Семья Ростовых и семья Болконских | 1 | |
76-77 | 19.03.18 21.03.18 | «Мысль народная» в романе «Война и мир» | 2 | |
78 | 21.03.18 | Кутузов и Наполеон | 1 | |
79 | 02.04.18 | Проблемы истинного и ложного в романе «Война и мир» | 1 | |
80 | 04.04.18 | Художественные особенности романа. Р.Р. Подготовка к домашнему сочинению по роману «Война и мир» | 1 | |
81 | 04.04.18 | Ф.М. Достоевский. Жизнь и судьба. Этапы творческого пути. Идейные и эстетические взгляды | 1 | |
82 | 09.04.18 | Образ Петербурга в русской литературе. Петербург Ф.М. Достоевского | 1 | |
83 | 11.04.18 | История создания романа «Преступление и наказание». | 1 | |
84 | 11.04.18 | «Маленькие люди» в романе «Преступление и наказание», проблема социальной несправедливости и гуманизм писателя | 1 | |
85 | 16.04.18 | Духовные искания интеллектуального героя и способы их выявления. Теория Раскольникова. Истоки его бунта | 1 | |
86 | 18.04.18 | «Двойники» Раскольникова | 1 | |
87 | 18.04.18 | Значение образа Сони Мармеладовой в романе «Преступление и наказание». Роль эпилога в романе. Р.Р. Домашнее сочинение по роману «Преступление и наказание» | 1 | |
88 | 23.04.18 | Н.С. Лесков. Жизнь и творчество. Повесть «Очарованный странник» и ее герой Иван Флягин | 1 | |
89 | 25.04.18 | Рассказ «Тупейный художник». Необычность судеб и обстоятельств. Нравственный смысл рассказа | 1 | |
90 | 25.04.18 | А.П. Чехов. Жизнь и творчество. Особенности рассказов 80 – 90-х годов | 1 | |
91 | 07.05.18 | Душевная деградация человека в рассказах «Человек в футляре» и «Ионыч» | 1 | |
92 | 14.05.18 | Особенности драматургии А.П. Чехова | 1 | |
93 | 16.05.18 | «Вишневый сад»: история создания, жанр, система образов. Разрушение дворянского гнезда | 1 | |
94 | 16.05.18 | Символ сада в комедии «Вишневый сад». Своеобразие чеховского стиля | 1 | |
95 | 21.05.18 | Зачетная работа за второе полугодие | 1 | |
96 | 23.05.18 | К. Хетагуров. Жизнь и творчество. Сборник «Осетинская лира». Изображение тяжелой жизни простого народа | 1 | |
97 | 23.05.18 | «Вечные» вопросы в зарубежной литературе | 1 | |
98 | 25.05.18 | Романтизм, реализм и символизм в произведениях зарубежной литературы | 1 | |
99 | 25.05.18 | Ги де Мопассан. «Ожерелье» | 1 | |
100 | 28.05.18 | Г. Ибсен. «Кукольный дом» | 1 | |
101 | 30.05.18 | Нравственные уроки русской литературы XIX века | 1 | |
102 | 30.05.18 | Подведение итогов изученного за год | 1 |
- Литература. Программное и учебно-методическое обеспечение
- «Литература. 10 класс». Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Автор В.И.Коровин. - М.: «Просвещение», 2014.
- Беляева Н. В. И др. Литература: 10 класс: Методические советы. – М.:Просвещение, 2007.
- Золотарёва И. В., Михайлова Т. И. Поурочные разработки по литературе 19 века. 10класс. В 2 ч. – М.: ВАКО, 2010.
- Дистанционные образовательные технологии: проектирование и реализация учебных курсов / Под общ.ред. М.Б. Лебедевой. СПб: БХВ - Петербург, 2010.
- Жильцова О.А. Организация исследовательской и проектной деятельностишкольников: дистанционная поддержка педагогических инноваций при подготовкешкольников к деятельности в сфере науки и высоких технологий. М.:Просвещение, 2007.
Интернет-ресурсы и ЦОР ко всему курсу
литературы 10 класса
http://fcior.edu.ru (интерактивные ЦОР по темам курса литературы)
http://school-collection.edu.ru
Рубрика «Коллекции»:
- Зарубежная художественная литература
- Аудиозаписи художественного чтения произведений
- русской поэзии
- Аудиокниги по произведениям русских писателей
- XIX века
- Произведения русской литературы XIXвека
- Петербург — столица Российской империи
- Материалы по истории и мировой художественной
- Культуре
- Программный комплекс «ОСЗ Хронолайнер 1.0». Линии времени:
- Важнейшие даты и события отечественной истории (1861 — 1917 гг.)
- Инструмент разработки и анализа родословных «Живая Родословная»
Интерактивные ЦОР по литературе для 10 класса
- http://hotpot.uvic.ca/ (downloads — бесплатная версия программы конструирования интерактивных заданий Hotpotatoes)
- Русская литература http://ru.wikipedia.org/
- Историко-культурный сайт http://bibliotekar.ru
- Литературные сайты (информация) http://lit-info.ru/articles/sites.htm
- Государственный Литературный музей http://www.goslitmuz.ru/
- Литературные музеи России
- Литературное радио http://litradio.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку и литературе в 10-11 классе
Пояснительная записка и тематическое планирование...
рабочая программа по русскому языку и литературе 5, 8, 9 класс
Рабочие программы по русскому языку разработаны по программе Ладыженской, В 8, 9 классе к учебнику Тростенцовой. Содержат графики контрольных и творческих работ, КТП национально-региональн...
рабочая программа по русскому языку и литературе 5, 8, 9 класс
Рабочие программы по русскому языку разработаны по программе Ладыженской, В 8, 9 классе к учебнику Тростенцовой. Содержат графики контрольных и творческих работ, КТП национально-региональн...
Рабочая программа "Родной (русский) язык и литература на родном (русском) языке"- 5 класс
Данная рабочая программа предназначена для изучения русского языка и литературы в школах национальных Республик РФ...
Рабочая программа "Родной (русский) язык и литература на родном (русском) языке"- 5 класс
Данная рабочая программа предназначена для изучения русского языка и литературы в школах национальных Республик РФ...
Рабочая программа "Родной (русский) язык и литература на родном (русском) языке"- 7 класс
Рабочая программа "Родной (русский) язык и литература на родном (русском) языке для 7 класса предназаначена для изучения русского языка и литературы как родного в школах национальных Республик РФ...
Рабочие программы по русскому языку и литературе 5 и 6 классы
По русскому языку автор Львов, Львова.По литературе автор Меркин Г.С....