Игра-викторина "Вспомнить всё"
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему
Это первое занятие с обучающимися в начале первого семестра второго курса профессионального образовательного учреждения, нацеленное на активизацию их знаний по литературе, полученных на первом курсе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igra-viktorina_vspomnit_vsyo.docx | 87.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Петродворцовый колледж»
План-разработка открытого урока по литературе на тему:
Игра-викторина «Вспомнить всё»
(используя игровую технологию в соответствии с ФГОС)
2 курс.
Смирнова Н.Н.,
преподаватель русского языка и литературы,
СПБ ГБ ПОУ «Петродворцовый колледж»
Санкт-Петербург, 2017.
Викторина « ВСПОМНИТЬ ВСЁ»
Цель: обобщения и систематизация знаний, полученных на 1 курсе.
Организация: Группа делится на три команды, создаётся игровое пространство (составляются столы). За каждый правильный ответ команда получает 1 балл, по итогам игры баллы суммируются и присуждаются места: 1 место – оценка «5», 2 место – оценка «4», 3 место оценка «3».
Ход игры:
1 задание: назовите фамилии писателей, творчество которых мы изучали на 1 курсе.
Иван Александрович Гончаров Иван Сергеевич Тургенев Александр Николаевич Островский Федор Иванович Тютчев Афанасий Афанасьевич Фет | Николай Алексеевич Некрасов Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин Федор Михайлович Достоевский Лев Николаевич Толстой Антон Павлович Чехов |
2 задание: А теперь, когда мы видим на доске фамилии писателей, давайте вспомним, как их зовут.
3 задание: Сейчас вы, глядя на доску, должны будете перечислить мне те произведения, которые мы с вами изучали в прошлом году.
4 задание: сейчас я вам буду называть произведения, а вы мне должны назвать автора:
«Гроза», «Анна Каренина», «Господа Головлевы», «Братья Карамазовы», «Обрыв», «Как мужик 2 генералов прокормил», «Идиот», «Мороз Красный нос», «Каштанка», «Вишневый сад», «Идиот», «Детство. Отрочество. Юность», «Севастопольские рассказы» «Толстый и тонкий», «Три сестры», «Записки из мертвого дома».
5 задание: Сейчас вы должны угадать героев по их описанию в произведении:
Базаров Евгений Васильевич - будущий доктор, старший друг Аркадия Кирсанова. Базаров - нигилист по своим убеждениям. Он - умный, ироничный и насмешливый человек. Окружающие боятся его острого ума и прямоты. Евгений Базаров не признает искусство и романтику. Он не восхищается природой, не верит в любовь и брак. Однажды Базаров влюбляется в молодую вдову Анну Сергеевну Одинцову. Любовь к ней пробуждает в душе Базарова романтика. Он упрекает себя за слабость и презирает в себе это романтическое чувство - любовь к женщине. Страдая от неразделенной любви, он ищет утешения в работе. По трагической случайности Базаров умирает в молодом возрасте от смертельной инфекции. Базаров - яркий представитель молодежи второй половине XIX века. Нигилизм был очень популярен и "моден" среди молодежи того времени. Однако вскоре интерес к нему угас, как и к остальным модным течениям.
Матрена Тимофеевна Осанистая женщина, / Широкая и плотная..." "...Красива; волос с проседью, / Глаза большие, строгие, / Ресницы богатейшие, / Сурова и смугла. / На ней рубаха белая, / Да сарафан коротенький, / Да серп через плечо..." Крестьянка.
"...По мне обиды смертные / Прошли неотплаченные, / И плеть по мне прошла! <...> А вы – за счастьем сунулись! / Обидно, молодцы!.." "...Ключи от счастья женского, / От нашей вольной волюшки / Заброшены, потеряны / У Бога самого!.." "...Не дело – между бабами / Счастливую искать!.."
Пьер Безухов
Описание внешности Пьера Безухова: "...вошел массивный, толстый молодой человек с стриженою головой, в очках, светлых панталонах по тогдашней моде, с высоким жабо и в коричневом фраке..." "...Пьер был несколько больше других мужчин в комнате..." "...расставив большие ноги..." "...Толстый, выше обыкновенного роста, широкий, с огромными красными руками..."
Раскольников бывший студент из Санкт-Петербурга, из-за нехватки средств вынужденный оставить учёбу в университете. Живёт крайне бедно. Кстати, он был замечательно хорош собою, с прекрасными тёмными глазами, тёмно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен… Он был до того худо одет, что иной, даже и привычный человек, посовестился бы днём выходить в таких лохмотьях на улицу.
«Он решился убить одну старуху, титулярную советницу, дающую деньги на проценты.
Старуха глупа, глуха, больна, жадна, берёт жидовские проценты, зла и заедает чужой век, мучая у себя в работницах свою младшую сестру. „Она никуда не годна“, „для чего она живет?“, „Полезна ли она хоть кому-нибудь?“ и т. д.»[1].
На преступление, однако, не решается, пока не получает письмо от матери, в котором говорится о готовящемся бракосочетании его сестры с неким господином Лужиным. Понимая, что сестра не любит будущего мужа, а жертвует собой ради благополучия семьи и, в большей степени, ради самого́ Раскольникова, он обманом проникает в квартиру старухи, убивает и грабит её, попутно убивая случайную свидетельницу в той же квартире.
Имея свою теорию о том, что люди делятся на обычных людей, плывущих по течению, и людей, подобных Наполеону, которым дозволено всё, Раскольников до убийства причисляет себя ко второй категории; однако после убийства обнаруживает, что в полной мере относится к первой.
Сонечка - «Малого роста, лет восемнадцати, худенькая, но довольно хорошенькая блондинка, с замечательными голубыми глазами». Чтобы помочь голодающей семье, начала заниматься проституцией. В первый раз вернувшись домой с деньгами, Сонечка отдала их своей мачехе Катерине Петровне и легла лицом к стене, «только плечики да тело все вздрагивают».
Раскольников признается девушке в своем преступлении, перекладывает на нее часть своей муки и ненавидит ее за это.
По мысли Достоевского, Соня - тоже преступница. Она преступила через себя ради других. Готовность к самопожертвованию превратилась у нее в осквернение собственной души.
Наташа Ростова - дворянка, дочь богатого графа Ростова:
"...в комнату вбежала тринадцатилетняя девочка..." (Наташа родилась в 1792 году.) Наташа Ростова в детстве Внешность Наташи Ростовой в детстве в 13 лет (в 1805 году): "...Какое прелестное дитя..." "...Черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка, с своими детскими открытыми плечиками, выскочившими из корсажа от быстрого бега, с своими сбившимися назад черными кудрями, тоненькими оголенными руками и маленькими ножками в кружевных панталончиках и открытых башмачках, была в том милом возрасте, когда девочка уже не ребенок, а ребенок еще не девушка..." (описание из 1-ого тома)
6 задание: А сейчас мы вспомним теорию литературы.
1)Назовите мне основные художественные направления. ( Классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм и модернизм).
2)К какому направлению относились писатели 19 века? Кто родоначальник этого направления?
3)Теперь давайте вспомним, какие роды литературы бывают? (Эпос, лирика, драма).
4)Какие жанры вы знаете?
7 задание . Путешествие в страну Поэзия.
Мы с вами познакомились в прошлом году с творчеством, как минимум, трёх поэтов, не считая писателя, у которого мы читали стихи в прозе.
Сейчас я вам зачитаю отрывки из стихотворений, а вы назовёте автора.
- Умом Россию не понять
Аршином общим не измерить… (Тютчев)
- Люблю Грозу в начале мая/ Когда весенний первый гром..(Тютчев)
- О, как убийственно мы любим/Как в буйной слепоте страстей,/ Мы тех всего вернее губим, /Кто сердцу нашему милей (Тютчев)
- Шепот, робкое дыханье. /Трели соловья/Серебро и колыханье /Сонного ручья.
В дымных тучках пурпур розы ,/Отблеск янтаря./ И лобзания, и слезы,/ И заря, заря. (Фет)
- Я пришел к тебе с приветом/ Рассказать, что солнце встало, / Что оно горячим светом /По листам затрепетало. (Фет)
- Вчерашний день, часу в шестом, я вышел на Сенную/Там били женщину кнутом/ Крестьянку молодую./ Ни звука из ее груди, / Лишь бич свистал, играя, / И музе я сказал:/ Гляди, сестра твоя родная.(Некрасов)
- Славная осень! Здоровый, ядреный/Воздух усталое сердце бодрит;/ Лед неокрепший по речке студеной/Словно как тающий сахар лежит.
Около леса, как в мягкой постели, / Выспаться можно – покой и простор!/ листья поблекнуть еще не успели, / Желты и свежи лежат, как ковер. («Железная дорога», Некрасов)
- Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя — как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу! (Тургенев)
8 задание. Заключительное.
Ваша задача составить синквейн.
Первая строка — тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.
Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.
Третья строка — образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.
Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.
Пятая строка — одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта.
Чёткое соблюдение правил написания синквейна не обязательно. Например, для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке — два слова. Возможны варианты использования и других частей речи. Например прилагательное или существительное.
Например:
Тема: Ученик Описание, признаки: Любимые, вредные Характерные действия предмета: Учатся, играют, познают Личное отношение: Дети-цветы жизни Вывод: наше будущее. | Чехов Интеллигентный, интересный Писал, лечил, болел Талантливый человек талантлив во всем. Драматург-новатор |
Выразите своё отношение к следующим героям русской литературы:
Ваши темы: Раскольников, Базаров, Наташа Ростова
Работа рассчитана на 2 часа.