Сценарий школьного конкурса чтецов «Живая классика»
методическая разработка по литературе на тему

Хисамиева Гульшат Тимергазимовна

Сценарий школьного  конкурса чтецов «Живая классика»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий школьного  конкурса чтецов «Живая классика»

Звучат стихи под музыку:                      

1 ведущая Книга – учитель, книга - наставник.                                              Книга – близкий товарищ и друг.
Ум, как ручей, высыхает и старится,
Если выпустишь книгу из рук.
Книга – советчик, книга – разведчик,
Книга – активный борец и боец.
Книга - нетленная память и вечность,
Спутник планеты земли, наконец.
Книга не просто красивая мебель,
Не приложенье дубовых шкафов,
Книга – волшебник, умеющий небыль
В быль превращать и в основу основ.

2 ведущая  Давайте представим, хотя бы на миг,
Что вдруг мы лишились журналов и книг,
Что люди не знают, что значит поэт,
Что нет Чебурашки, Хоттабыча нет.
Что будто никто никогда в этом мире,
И слыхом не слыхивал о Мойдодыре,
Что нету Незнайки, вруна-недотёпы,
Что нет Айболита, и нет дядя Стёпы.
Наверно нельзя и представить такого?
Так здравствуй же, умное, доброе слово!
Пусть книги, друзьями заходят в дома!
Читайте всю жизнь – набирайтесь добра!

1 вед. Добрый день, дорогие друзья!    

2 вед. Наше время — время великих достижений науки, техники, время замечательных открытий. Но из всех чудес, созданных человеком, наиболее сложным и великим Алексей Максимович Горький считал книгу. В книге заключен огромный духовный мир человечества. Книга — самое могучее и самое универсальное средство общения людей, народов, поколений. Ее называют единственной машиной времени, с помощью которой можно совершать путешествия в невиданные страны, в прошлое, в будущее и настоящее…

 1 Книга — верный и неизменный наш спутник. Она остается главным источником, из которого мы получаем знания. Недаром Константин Георгиевич Паустовский писал: «Читайте! И пусть в вашей жизни не будет ни одного дня, когда бы вы не прочли хоть одной страницы из новой книги!»

2 Дорогу, которая приведет ребенка к книге искать необходимо. Одна из хороших возможностей — участие в конкурсе юных чтецов «Живая классика».

1 Сегодня на сцену выйдут 9  юных чтецов. Оценивать наших участников будет жюри в составе: …

По следующим критериям:          

- Выбор текста произведения;
- грамотная речь;
- артистизм исполнения;
- глубина проникновения в образную систему    и смысловую структуру текста.

2. Оценка выступления участника осуществляется по 10 – балльной шкале.

 Время выступления не должно превышать 5 минут. Наивысшая оценка 10 баллов за каждый критерий. Победители и призёры конкурса награждаются грамотами.

1. Нашу конкурную программу хочется начать с притчи. Притча – это   небольшой  нравоучительный рассказ. Притчи могут помочь детям задуматься над своим поведением и, может быть, заставят их осознать собственные ошибки и посмеяться над ними. Эти короткие истории  говорят, что всегда можно найти множество путей решения одной проблемы, и что жизнь не делится только на черное и белое, плохое и хорошее.

Притчи - это семена. Попав в сердце ребенка, они обязательно в будущем прорастут и дадут свои всходы.

2. Сегодня прозвучать несколько притч,  содержание у них  разное,  но в основе каждой притчи  лежит глубокая вера в торжество света, добра  и нравственной красоты. Перед вами выступают ученики V класса: Ахматгалиев Салим, Гарифуллин Даниль и Галимзянов Данис.

2.  Сегодня  Антон Павлович Чехов - один из самых популярных в мире русских писателей, входит в тройку самых экранизируемых авторов после Шекспира и Диккенса. А его пьесы не сходят с театральных подмостков. Чехова любят «смотреть» – факт очевидный. А вот любят ли его читать? В литературу Антон Павлович пришел в 80-ые годы XIX века – в эпоху «литературного оскудения»: не стало Тургенева, Достоевского, Островского, умирал Салтыков-Щедрин. Свои первые пробы пера Чехов называл «сущим вздором». Но уже к концу XIX века он становится одним из самых читаемых российских писателей. В начале XXI  столетия, по результатам масштабного опроса, из тысячи россиян два процента никогда не читали классика, а три процента в качестве любимых чеховских произведений называли “Муму” Тургенева, “Гранатовый браслет” Куприна и даже “Капитал” Маркса». А по данным статистики книжной палаты России – филиала ТАСС -  «Лидером продаж являются рассказы и повести А.П. Чехова,  а среди них - детское произведение – “Каштанка”.  А теперь  мы предлагаем  вам послушать отрывок из рассказа А.П. Чехова  «Крыжовник».  

1. Мы предлагаем вам послушать отрывок из   рассказа  А.П. Чехова  «Крыжовник»  в исполнении ученицы VIII класса Гильмутдиновой  Руфины.  

2. Коротенькое слово — «мама» имеет великое значение в жизни каждого из нас. Мы говорим «мама», а подразумеваем всеобъемлющую любовь и доброту, ласку и заботу, терпение и силу. Источник материнской любви неиссякаем.  Он никогда не высохнет, не заилится,  и в любой момент утолит жажду. Именно эти чувства и мысли можно найти, читая стихи про маму русских поэтов. Образ матери воспевался поэтами всех времен и народов. О ней слагают поэмы и баллады. Живописцы пишут ей картины, музыканты посвящают чарующие мелодии.  Каждый отдает,  что у него есть. А теперь послушаем небольшой  рассказ   Олегия   Тур «Письмо матери» в исполнении  ученицы  VII класса Саттаровой  Дили.

1. Особой главой нашей отечественной литературы является проза о событиях военного времени. Эта тема породила огромное количество выдающихся произведений, в которых описывается жизнь и борьба русского народа в годы Великой Отечественной войны с немецкими захватчиками. Но так уж случилось, что все наши представления о войне связаны с образом мужчины-солдата. Это и понятно: воевали-то в основном представители сильного пола — мужчины. И почему-то обычно забывают сказать о женщинах, о том, что и они тоже многое сделали для победы.  Отрывок из рассказа  Светланы Алексиевич «Последние свидетели», исполняет ученица X класса Н. Ляйсан.

2.  «Мама – первое слово, главное слово в каждой судьбе» – поётся в детской песне.        Наверно,  поэтому притча о матери – один из наиболее распространённых литературных сюжетов. Почему же он так известен? Давайте,  вспомним рассказ о царе Соломоне и двух соседках. Однажды к властителю пришли две женщины, живущие рядом и недавно ставшие матерями. Ночью одна из них нечаянно задушила своего малыша и подложила его в колыбельку соседки, а себе взяла живого ребёнка. Естественно, утром мать, обнаружив подмену, попыталась вернуть своего кроху, но соседка наотрез отказалась отдавать младенца. Поэтому она и обратилась к царю с просьбой рассудить их. Соломон не стал долго думать – он приказал разрубить ребёнка пополам, чтобы каждая женщина получила его. Одна из спорящих в запале ссоры крикнула, что так будет даже лучше: никто не останется в обиде, но другая побледнела и попросила отдать малыша оппонентке. С улыбкой царь вернул младенца второй женщине, которая не позволила исполнить страшный приговор суда. Ведь только истинная мать, по мнению Соломона, способна отказаться от своих интересов ради спасения ребёнка.  

        А теперь послушайте притчу «Материнское сердце».  Выступает Гиззатуллина Алина, ученица VII класса.

1. 28 марта исполняется 150  лет со дня рождения Алексея Максимовича Горького

2.  Максим Горький (Алексей Максимович Пешков, 1868–1936) – одна из самых значительных фигур в мировой культуре нашего столетия и одновременно – одна из самых сложных и противоречивых. В последнее десятилетие предпринимались попытки «сбросить творчество Горького с парохода современности». Однако не будем забывать, что в начале века то же самое пытались проделать с Пушкиным и Толстым…

Раннее творчество A.M. Горького отмечено влиянием романтизма. В наследии любого писателя что-то может нравиться, а что-то нет. Одно оставит равнодушным, а другое приведет в восторг. И это тем более верно для огромного и разнообразного творчества А.М. Горького. Ранние его произведения – романтические песни и легенды – оставляют впечатление соприкосновения с настоящим талантом. Красивы герои этих рассказов. И не только внешне – они отказываются от жалкой участи служения вещам и деньгам, их жизнь имеет высокий смысл.

1. Одним из наиболее ярких ранних произведений A.M. Горького является  «Валашская сказка», написанная  в форме легенды. Отрывок из  сказки  «Легенда о маленькой  Фее и  молодом чабане» предлагает  Каримуллина Диляра, ученица VII  класса.  

2. Марк Твен (1835-1910) – американский писатель, журналист и общественный деятель, вошел в историю мировой литературы с романом «Принц и ни́щий». Книга "Принц и нищий" была написана  в 1880 -ом году. Начав читать это произведение,  вы окажетесь в невероятном и удивительном мире, где правят короли, где есть высший свет, где люди голодают. Твен в мельчайших подробностях описывает одежду, манеры, архитектуру того времени. Это помогает читателю окунуться в атмосферу тех событий, красочно представить себе все приключения, которые выпадают на долю двум поменявшимся местами мальчишкам! Нищий стал принцем, а принц - нищим! Им обоим нравится в новых для себя ролях! Но не только веселиться им придется в чужой шкуре! К концу книги мальчишки поймут,  насколько тяжела жизнь друг друга! Это история о том, что не все золото, что блестит. О том, что не в богатстве счастье. О том, что не все решают деньги, и судьба в любой момент может перетасовать колоду неожиданным образом. О том, что всегда надо помнить, что вокруг тебя тоже люди со своими чаяниями и надеждами. О том, как нелепо правят народом те, кто понятия не имеет о том, как живет этот народ. И не важно, что время королей в прошлом. 

1. Отрывок из произведения  звучит в исполнении Гараевой Алии и Юзмухаметовой Адили.

2. Итак, наш конкурс близится к завершению. Пока жюри подсчитывает баллы. Мы с вами  поиграем. Предлагаю послушать  блиц вопросы   и ответить на них.

1.  Количество одушевлённых персонажей в сказке «Репка»? (6)

2.   В каких сказках встречается число (цифра) 3?

3. Какие волшебные слова должны были произнести  разбойники в «Сказке Али – Баба и  сорок разбойников », чтобы попасть  в пещеру?  ("Симсим, открой дверь?")

4.    Кто написал стихотворение «Бородино»? (Лермонтов)

5.     Кто говорит на всех языках? (Эхо)

6. Назовите двух русских пленников из рассказа Л.Н. Толстого (Жилин и Костылин)
7. С армией какого государства сражались русские солдаты на Бородинском поле?

8. Назовите известного русского баснописца(Крылов)

9. Назовите автора произведения «Ночь перед Рождеством»  (Гоголь)
10.Узнайте героя по его описанию: «Мужчина 12 вершков роста, сложенный богатырём и глухонемой от рождения» (Герасим Тургенев «Муму»

11. Назовите поэтов 19 века, воспевавших родную природу. (Фет, Тютчев, Никитин, Майков, Плющеев)

12. Какой национальности девочка Дина из рассказа «Кавказский пленник»? (татарка, всех народов, живущих на Кавказе, называли татарми)

1. Наша конкурсная программа подошла к завершению. Слово предоставляется членам жюри.

2.

1 вед.: Наш конкурс  закончен.
            Но не закончено творчество.

2 вед.: Впереди – новые свершения и победы!
            Впереди – новые стихи и проза!

1 вед.: Мы говорим вам – до новых встреч!                                                           2 вед.: Мы говорим вам – до свидания!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 4

Читайте! И пусть в вашей жизни не будет ни одного дня, когда бы вы не прочли хоть одной страницы из новой книги!»

Слайд 6

Мудрая притча как дед выбрал для внука лучшую школу

Слайд 17

Книга "Принц и нищий" была написана в 1880 -ом году. Начав читать это произведение, вы окажетесь в невероятном и удивительном мире, где правят короли, где есть высший свет, где люди голодают.

Слайд 18

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

сценарий конкурса чтецов "Живая классика"

Материал для конкурса "Живая классика"...

Сценарий конкурса чтецов "Живая классика"

Сценарий разрабатывался в рамках Всероссийского конкурса чтецов "Живая классика", рассчитанного на учащихся 12 лет. Здесь представлены авторы русской и зарубежной литературы.Даны их краткие биографиче...

Сценарий конкурса чтецов "Живая классика"

для прведения школьного этапа конкурса чтецов прозы...

Сценарий конкурса чтецов «Живая классика"

Разработка сценария школьного этапа конкурса чтецов в рамках проведения Всероссийского конкурса юных чтецов "Живая классика"....

Сценарий конкурса чтецов «Живая классика» 2017

Материал представляет собой сценарий мероприятия школьного этапа международного конкурса чтецов «Живая классика»...

Сценарии конкурса чтецов "Живая классика" (школьный этап).

Данный материал предназначен для проведения школьного этапа конкурса чтецов "Живая классика"....

Сценарий конкурса чтецов «Живая классика»

Сценарий конкурса чтецов «Живая классика»...