урок "Тучи" М.Ю.Лермонтова
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему
урок познакомит с личностью поэта, со стихотворением "Тучи"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tuchi_.docx | 23.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по теме: М.Ю. Лермонтов «Тучи»
Ц: расширить знания учащихся о жизни, творчестве М.Ю. Лермонтова; проникнуть в мир лирического героя – одинокого, вместившего в себя печаль изгнанника; воспитывать интерес учащихся к жизни и творчеству русского поэта; формировать навыки выразительного чтения лирического стихотворения и его анализа.
Оргмомент
Игра «Найди четвертое лишнее»
1. Николай Басков, Филипп Киркоров, Максим Галкин, М.Ю. Лермонтов
2. лес летний, лес зимний, лес осенний, тучи
Лишние слова: М.Ю. Лермонтов, тучи
- На что указывают эти слова? (эти слова указывают на то, что мы будем изучать новую тему «Тучи» М.Ю. Лермонтова)
Работа с иллюстрацией
- На картинах изображена жизнь в 19 веке.
Представьте, что уже весна, апрель 1840 года, тепло. Рядом друзья, приятели. Все веселятся. Но один молодой человек грустит, закрыл лицо руками. Что случилось?
(послушать ответы учащихся)
- Похожая ситуация произошла и М.Ю. Лермонтовым. И он дает такой ответ.
Чтение стихотворения учителем.
- Что вы почувствовали, когда я читала стихотворение? (грусть) Почему?
Чтение статьи в учебнике (стр. 149)
Словарная работа
- Ссылка - вид наказания – пребывание на поселении в отдаленном месте
- Изгнание – вынужденное пребывание где-нибудь в качестве изгнанного
- Лазурь – светло-синий цвет, синева
- Странник – тот, у кого нет дома, кто бесприютен, одинок
- При чтении только что созданного стиха поэт плакал. Почему он плакал?
- Чтобы ответить на этот вопрос, давайте еще раз прочитаем стихотворение «Тучи». А чтобы вы его выразительно прочитали, сначала разделимся на 3 группы, вспомним знаки, которые помогут правильно прочитать стихотворение.
Знак препинания | символ | Значение |
Точка | // | Большая пауза |
Запятая | / | Маленькая пауза |
Многоточие | // | Большая пауза |
Подчеркивание | _____ | Логическое ударение, слово, сильно выделяемое голосом |
Стрелка вверх | Повышение голоса (когда в конце строки нет ни одного знака препинания) | |
Стрелка вниз | Понижение голоса (когда в конце строки стоит точка) |
Каждой группе даются карточки с напечатанными строфами. Учащиеся должны поставить символы при выразительном чтении. Поупражняться и выступить перед аудиторией.
Выразительное чтение учащегося каждой группы перед аудиторией
- Какая группа выразительно прочитала текст?
Анализ стихотворения
Задания группам.
1 группа
- Какова тема первой строфы?
- Почему герой стиха сравнивает себя с тучами?
- Какой город находится на милом севере?
- «Сторона южная» - это какая часть России?
2 группа
- О ком рассказывается во второй строфе?
- Почему поэт должен расстаться с родиной? Какие риторические вопросы объясняют причины изгнания?
- Какая причина самая горькая?
3 группа
- О чем говорится в 3 строфе?
- Какими изображает тучи автор?
- Может ли человек быть «вечно холодным», «вечно свободным», может ли не иметь родины?
- К какому выводу приходит автор? Похожи ли человек и тучи?
Условно стихотворение по содержанию можно разделить на 3 части. 1 часть – обращение к тучам, 2 часть - вопросы поэта, 3 часть – ответы поэта.
-В судьбе Лермонтова все это было. Поэт размышляет о своей участи.
Прямое отрицание «нет» усиливает противопоставление. Мотив одиночества перекликается здесь с темой тоски и любви к родине: тоска возникает только тогда, когда есть любовь к родине. В финале с особой горечью звучит чувство личной несвободы и одиночества.
- В начале стихотворения поэт сравнил себя с тучами и увидел сходство. В чем это сходство?
- А какие различия есть?
Судьба поэта | Судьба туч |
Герой считает себя изгнанником «с милого севера в сторону южную» | «Вечные странники» |
Герою пришлось испытать: зависть тайную, открытую злобу, друзей клевету ядовитую. У него нет друзей, он одинок, грустен, печален, гоним | у них нет чувств: «чужды вам страсти и чужды страдания» |
Герой не хочет расставаться с родиной. Он живой человек с горячей душой оказывается лишенным свободы | Нет родины: они вечно свободные. Нет родины – нет изгнания |
- А теперь ответим на вопрос. Почему в апреле 1840 года поэт плакал? (потому что его гнали с милой родины на Кавказ, в сторону южную, где он был одинок, без друзей)
Домашнее задание: выучить стихотворение наизусть
Закрепление
- С каким произведением мы познакомились?
- Когда оно было написано?
- Какова тема данного стихотворения? Каким настроением оно проникнуто?
Финал урока: мы увидели, что поэта насильно заставляют уехать, второй раз отправляют в ссылку, на Кавказ. Есть русская пословица: «Одному жить – сердцу холодно». Именно такое настроение соответствует стихотворению «Туча».
Рефлексия.
- вам понравился урок?
- Чему вы научились?
Если вам понравился урок, нарисуйте солнце. Если что-то не ясно, нарисуйте тучи.
Спасибо за работу!!!