Литературно-музыкальная композиция «Я к вам пишу».
план-конспект урока по литературе (9 класс) на тему

Синякова Людмила Александровна

Данный материал предназначен для того, чтобы познакомить учащихся с эпистолярным жанром.

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                  Литературно-музыкальная композиция «Я к вам пишу».

(звучит музыка Моцарт «Концерт для кларнета»)

Цели урока:

        познакомить учащихся с эпистолярным жанром,

    ❖вызвать интерес к написанию писем,

      ❖познакомить учащихся с произведениями эпистолярного жанра в русской литературе и в жизни.

                                                                      1

Учитель: Сегодня, ребята, мы с вами познакомимся с эпистолярным жанром.

Историк: Эпистолярный жанр –  совокупность произведений, использующих форму письменного обращения к другому лицу. Наряду с научной, публицистической эпистолярной литературой распространена художественная эпистолярная литература; основные жанры — стихотворное послание и роман в письмах («Бедные люди» Ф.М. Достоевского). Художественная проза восприняла многие особенности «частной» эпистолярной литературы как письменной формы бытовой речи.

                                                                        2  

Учитель: Самые известные письма в русской литературе – это, конечно же, письма из

Произведения  «Евгений Онегин»:

 Чтец 1                                             Письмо Татьяны к Онегину

     Я к вам пишу - чего же боле?

     Что я могу еще сказать?

     Теперь, я знаю, в вашей воле

     Меня презреньем наказать.

     Но вы, к моей несчастной доле

     Хоть каплю жалости храня,

     Вы не оставите меня.

     Сначала я молчать хотела;

     Поверьте: моего стыда

     Вы не узнали б никогда,

     Когда б надежду я имела

     Хоть редко, хоть в неделю раз

     В деревне нашей видеть вас,

     Чтоб только слышать ваши речи,

     Вам слово молвить, и потом

     Всё думать, думать об одном

     И день и ночь до новой встречи.

     Но говорят, вы нелюдим;

     В глуши, в деревне всё вам скучно,

     А мы... ничем мы не блестим,

     Хоть вам и рады простодушно.

     Зачем вы посетили нас?

     В глуши забытого селенья

     Я никогда не знала б вас,

     Не знала б горького мученья.

     Души неопытной волненья

     Смирив со временем (как знать?),

     По сердцу я нашла бы друга,

     Была бы верная супруга

     И добродетельная мать.

                           (...)

     Кончаю! Страшно перечесть...

     Стыдом и страхом замираю...

     Но мне порукой ваша честь,

                                                         И смело ей себя вверяю...

                                                     

    Чтец 2                                                Письмо Онегина к Татьяне

          Предвижу всё: вас оскорбит

          Печальной тайны объясненье.

          Какое горькое презренье

          Ваш гордый взгляд изобразит!

          Чего хочу? с какою целью

          Открою душу вас свою?

          Какому злобному веселью,

          Быть может, повод подаю!

          Случайно вас когда-то встретя,

          В вас искру нежности заметя,

          Я ей поверить не посмел:

          Привычке милой не дал ходу;

          Свою постылую свободу

          Я потерять не захотел.

          Еще одно нас разлучило...

          Несчастной жертвой Ленский пал...

          Ото всего, что сердцу мило,

          Тогда я сердце оторвал;

          Чужой для всех, ничем не связан,

          Я думал: вольность и покой

          Замена счастью. Боже мой!

          Как я ошибся, как наказан!

          Нет, поминутно видеть вас,

          Повсюду следовать за вами,

          Улыбку уст, движенье глаз

          Ловить влюбленными глазами,

          Внимать вам долго, понимать

          Душой всё ваше совершенство,

          Пред вами в муках замирать,

          Бледнеть и гаснуть... вот блаженство!

                           (...)

          Но так и быть: я сам себе

          Противиться не в силах боле;

          Всё решено: я в вашей воле,

          И предаюсь моей судьбе.

            3

Учитель: Сам Александр Сергеевич Пушкин писал много и часто, у него была обширная переписка. Но самые нежные, самые трогательные письма были адресованы жене Наталье Николаевне.

Историк: Гончарова Наталья Николаевна – жена  Пушкина. Зимою 1828-1829 года на одном из балов Пушкин впервые встретил 16-летнюю Наташу Гончарову.

Гончаровы были небогаты. Им принадлежало имение Полотняный завод. Отец Николай Афанасьевич был душевнобольным. Мать Наталья Ивановна была деспотичной и властной женщиной.

Нелегко было Пушкину получить у родных Натальи Николаевны согласие на брак. Причиной задержек было нежелание матери выдать свою дочь за небогатого и, в глазах правительства, неблагонадежного человека.

6 мая 1830 года состоялась помолвка, а 18 февраля 1831 года - долгожданная свадьба.

Чтец 3

ПУШКИН - НАТ. НИК. ГОНЧАРОВОЙ

1 мая 1829 г.  

"На коленях, проливая слезы благодарности, - вот как должен бы я писать вам теперь, когда граф Толстой привез мне ваш ответ: этот ответ - не отказ, вы мне позволяете надеяться. Тем не менее, если я еще ропщу, если грусть и горечь примешиваются к чувству счастья, - не обвиняйте меня в неблагодарности. Простите нетерпение сердца больного и пьяного от счастья. Я еду сейчас, я увожу в глубине души образ небесного существа, обязанного вам своим существованием."

                                                                         4

Учитель: Ребята, как вы думаете, давно ли появился эпистолярный жанр? Какие самые древние произведения-письма вы знаете?

  • «Переписка И. Грозного с Курбским»,
  • «Письма Аввакума боярыне Морозовой»

Сегодня мы с вами прослушаем письмо сестры боярыни Морозовой Урусовой Евдокии Прокопьевны.

Историк: Княгиня Евдокия Прокопьевна Урусова – младшая сестра боярыни Ф.П. Морозовой, арестованная и вместе с ней скончавшаяся от голода в 1675 году в Боровской земляной тюрьме. Биография ее известна в самых общих чертах – жена царского кравчего князя Петра Семеновича Урусова, она пошла вслед за сестрой в неприятии церковной реформы патриарха Никона. Жертвы Урусовой в этой борьбе были немалые: ей пришлось выдержать унижения и пытки, испытать всю тяжесть пожизненного темничного заключения, навсегда оставить дом и семью, мужа и горячо любимых детей. Именно к ним, «трем птенцам сирым» - «сыну Васеньке» и двум дочерям, Анастасии и Евдокии, обращены последние письма Урусовой.

Чтец 4:                                  Е.П.Урусова – дочерям Анастасии и Евдокии

         Господи Иисусе Христе, сын божий, помилуй нас.

         Возлюбленным моим сердешным Евдокии, Настасье. Спаси вас Христос! Поживите хорошо, пекитесь о душе. Все минется, а душа всего дороже. Помните приказ, жалейте о душе. Храните веру, во всем с любовью живите, любите друг друга и брата берегите, всему доброму учите брата, чтоб хранил веру, говорите ему ласково, не ленитесь молиться. Простите, светы мои сердечные.

         Да прошу, светы мои, у вас, поживите угодно Христу, чтите слово божие. И коли вам придет печаль, и вы прибегнете со слезами ко Христу, не ленитесь, светы мои, часто богу со слезами молитеся. Да еще, светы мои, прошу у вас, давайте, светы, Христа ради милостыню, как вас наставит бог, давайте, светы, милостыню Христа ради. Простите ж, мои светы любезные, простите.

                                                                    5

Учитель: В письмах поучали своих детей, письма доставляли известия, в письмах узнавали о своих друзьях и любимых. М.Ю. Лермонтов часто оказывался оторван от людей, которых он любил. Одним из постоянных адресатов была М.А. Лопухина

Историк: Мария Александровна Лопухина – один из самых близких и верных друзей поэта. В доме Лопухиных в Москве Лермонтов был принят как родной. Близкое соседство способствовало частым свиданиям. Тесная дружба связывала Лермонтова и с братом Марии Александровны – Алексеем Лопухиным; к младшей сестре ее – «Вареньке» - он испытывал до конца жизни глубокое и нежное чувство.

Чтец 5:                         М.Ю. Лермонтов – М.А. Лопухиной

Петербург,  2 сентября, 1832 г.

Сейчас я начал кое-что рисовать для вас и, может быть, пошлю с этим же письмом. Знаете ли, любезный друг, как я стану писать к вам? Понемногу. Иной раз письмо продлиться несколько дней: придет ли мне в голову какая-то мысль, я запишу ее; займет ли мой ум что-то примечательное, тотчас поделюсь с вами. Довольны ли вы этим? (…) Я намерен засыпать вас своими письмами и стихами. Это, конечно, не по-дружески и даже не гуманно, но каждый должен следовать своему предназначению. (…)

Прощайте.

Ваш преданный

                                                                                       Лерма.

Р.S. Мне бы очень хотелось задать вам небольшой вопрос, но не решаюсь написать. Коли догадываетесь – хорошо, я буду доволен; а нет – значит, если бы я и задал вопрос, вы не могли бы на него ответить.

       Это такого рода вопрос, какой, быть может, вам и в голову не приходит.

Историк: В последних строках Лермонтов намекает М.А. Лопухиной, что ему хотелось бы получить какое-нибудь известие о сестре ее – Варваре Александровне. В своем письме Мария Александровна отвечала ему.

Чтец 5:                              М.А. Лопухина – М.Ю. Лермонтову

12 октября 1832 г., Москва.

        Поверьте, я не потеряла способности угадывать ваши мысли, но что мне вам сказать? Она здорова, вид у нее довольно веселый, вообще же ее жизнь столь однообразна, что даже нечего о ней сказать, - сегодня похоже на вчера. Думаю, что вы не очень огорчитесь, узнав, что она ведет такой образ жизни, потому что он охраняет ее от всяких испытаний; но я бы желала для нее немного разнообразия; что это за жизнь для молодой особы, - слоняться из одной комнаты в другую, к чему приведет ее такая жизнь?? – она сделается ничтожным созданием, вот и все. Ну и что? Угадала ли я ваши мысли? То ли это удовольствие, которого вы от меня ожидали.

                                                                     6

Учитель:  Письма соединяют людей, письма позволяют узнать душу другого человека. Не будь писем, может быть и не возникла бы долгая и крепкая дружба между А.П. Чеховым и его двоюродным братом Михаилом.

Историк: Чехов Михаил Михайлович – двоюродный брат Чехова, служил у московского купца Гаврилова. Дружба и переписка с Михаилом продлилась все годы жизни Чехова.

Чтец 6:                                          А.П. Чехов – М.М. Чехову

10 апреля 1877 г, Москва

                                                  Любезный Брат

                                                       Миша!

Не имея счастья тебя увидеть еще раз, я принимаюсь за чернила. Во-первых, позволь тебя братски поблагодарить за  все, чем я пользовался от тебя во все пребывание мое в Москве; во-вторых, душевно радуюсь, что мы расстаемся задушевными друзьями и братьями, а посему и осмеливаюсь надеяться и верю, что 1200 верст еще долго будут находиться между двумя переписывающимися братьями, которые хорошо узнали друг друга, ничтожным расстоянием для поддержки на долгое время наших хороших отношений. (…) Переписку мы будем вести, вероятно, как следует. А затем мимоходом замечу, что ты не будешь раскаиваться в том, что высказал мне многое; мне стоит только поблагодарить тебя за доверие ко мне. Знай, брат, что я им очень дорожу. Прощай, желаю тебе всего лучшего. Поклон Лизе и Грише и твоим товарищам.

                                                                                         Твой брат А.Чехов.

                                                                        7

Учитель:  В письмах люди чаще задумываются о смысле жизни, о ее ценностях, в письмах учат, анализируют собственное поведение, собственные взгляды на жизнь.

Письма позволяют проследить изменения в судьбе, взглядах. В своих письмах А.С. Макаренко – великий  педагог – продолжает  воспитывать, даже в письмах к любимым женщинам

 Историк: О.П. Ракович работала в колонии им. М. Горького в 1923-1926 гг. агентом по снабжению, впоследствии работала в Полтавском педагогическом институте им. В.Г.Короленко.

Чтец 7:

                                 А.С. Макаренко – О.П. Ракович

                               Лили! Кристалл души моей!

        Свободный почему-то вечер. Хочется в тишине думать о чем-нибудь красивом, о чем-нибудь настоящем. Людишки надоели.

        Думаю.

        На свете есть только настоящие вещи: красота и сила. Все остальное – шарлатанство. Я думаю о красоте. Красота бывает разная. Бывает красота носа или ноги. Это, конечно, хорошо. А то еще бывает красота доверчивого осторожного взгляда краешком глаза. Улыбающегося глаза. А то еще бывает красота покрасневшей от смущения радости.

        Красота бывает разная!

        Вот и я думал о красоте.

        Бывает еще и красота глупого письма без ответа. Вы думаете это не красота? Вы ничего не понимаете, сударыня, вообще ничего не понимаете. Это такая «сильная» красота, что подходить к ней ближе могут не все и не часто.

        Спасибо, что выслушали мою болтовню в тихий вечер. Почему-то так захотелось поговорить именно с Вами. Большею частью я разговариваю с лампой, горящей на столе. Это тоже занятие…спокойное. Вероятно, потому, что я привык к покою. У меня, знаете, масса всяких привычек.

                                                                       Ваш А.Макаренко

                                                                    8

Учитель: Ну, а сейчас давайте попробуем ответить на вопрос: зачем же человеку нужны письма, когда есть, вроде бы более быстрые, средства доставки, тот же интернет?

Письмо не просто источник информации, письмо позволяет выразить свои собственные взгляды по любой теме, на любую проблему

Письмо к близкому человеку, как дневник,дает шанс переосмыслить собственное поведение, собственные взгляды на жизнь.

Письмо – «живое», его можно положить под подушку, его можно прижать к себе, поцеловать.

Письмо – это часть другого человека, внутренний мир которого тебе лично дорог, оно ценно хотя бы тем, что его держал в руках дорогой и близкий тебе человек.

                                                                    9

Учитель: В школе прошел конкурс писем. Результаты по 8 классам можно уже подвести.

3 место – Гудова Мария (письмо о самом ярком событии в жизни)

2 место – Федорова Аня (письмо сестренке)

1 место – Ефимов Алексей (письмо о ярком событии жизни)

                                               (чтение писем авторами)

Учитель: Наш урок подошел к концу. Надеюсь,  у вас появилось желание написать письмо бабушке, брату, сестренке. Не забывайте родных вам людей, почаще балуйте их своим вниманием.

                               (звучит музыка)

                                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно-музыкальная композиция "Военной песни негасимый свет..."

Материал может быть использован к Дню защитника Отечества или 9 Мая...

Литературно-музыкальная композиция к Дню Победы

Литературно-музыкальная композиция в сопровождении презентации. Достаточно важный момент в представлении - это перестроения. Доступна и интересна любой возрастной группе учащихся....

Литературно-музыкальный вечер для учащихся 9-11 классов «Я вам пишу… »

Не зная прошлого, невозможно понять подлинный смысл настоящего и цели будущего. ...

Методическая разработка «Сорок черный год» (литературно-музыкальная историческая композиция)

История России показывает, что двигателем общественных сил в тяжелые для государства времена становится патриотизм к Родине, своему народу, к лучшим национальным традициям, что воплощалось в стремлени...

Литературно-музыкальная композиция " Свет рождества" для музыкально-драматического кружка "АМПЛУА"

Таня: Рождество - праздник этот самый длинныйОн веселый и старинный,Наши предки, пили, ели,Веселились две недели.Наряжались и шутили,Праздник ждали и любилиТак давайте же у насВстретим мы его сейчас!Н...