Рабочая программа по литературе 8 класс В.Я. Коровина
рабочая программа по литературе (8 класс) на тему
Рабочая программа по литературе 8 класс В.Я. Коровина
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
liter_8_kl.docx | 45.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Караульский филиал
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Инжавинская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрена и рекомендована УТВЕРЖАЮ
методическим советом Директор школы И.Ю. Хурцилава
Протокол № ____ от _____2017г Приказ № ______ от ________ 2017г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературе
для 8 класса
на 2017-2018 учебный год
Составитель:
Полозкова В.В.
учитель русского языка и литературы
2017г.
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа по литературе составлена на основе
- Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования, учебного плана;
- учебного плана Караульского филиала МБОУ «Инжавинская средняя общеобразовательная школа»;
- примерной программы основного общего образования по литературе с учётом авторской программы по литературе под редакцией В.Я. Коровиной.- 2010г.
Цели:
Приобщение учащимся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы.
Воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания, грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Задачи :
∙ приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;
∙ овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть;
∙ устного пересказа (подробному, выборочному, сжатому, от другого лица, художественному) – небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки; свободному владению монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений;
∙ научиться развернутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое, характеристике героя;
∙ отзыву на самостоятельно прочитанное произведение; способами свободного владения письменной речью;
∙ освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенций.
Общая характеристика предмета.
Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно- эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирования умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Изучение литературы в 8-м классе – это 2-ой этап освоения материалов литературного образования. Модель структуры курса в 8-м классе – литературный процесс в его последовательности от древности до наших дней.
Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. На этом этапе на передний план выдвигаются задачи развития способности формулировать и аргументированно отстаивать личностную позицию, связанную с нравственной проблематикой произведения, а также совершенствования умений анализа и интерпретации художественного текста, предполагающих установление связей произведения с исторической эпохой, культурным контекстом, литературным окружением и судьбой писателя.
Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Большое внимание в программе уделяется изучению литературы ХХ века, т.к. необходимо показать роль литературы этого периода в истории культуры и литературы и полностью использовать силу её воздействия на читателя.
Это требует особой организации учебной деятельности школьников в виде уроков в различных технологиях, комбинированных и интегрированных формах.
Литературное образование играет важную роль, как в практической, так и в духовной жизни общества.
Практическая сторона литературного образования связана с совершенствованием овладения речью, духовная — с морально-нравственным развитием человека, духовным становлением личности, формированием эстетического вкуса.
Практическая полезность литературы обусловлена тем, что высокий уровень читательского мастерства и владения устной и письменной речью способствует формированию гуманистического мировоззрения, эстетической культуры и оказывает ученику реальную помощь в осознании ценностей окружающего мира.
Без базовой литературной подготовки невозможно стать образованным человеком.
Обучение литературе даёт возможность развивать у учащихся познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности, устную и письменную речь.
Литературное образование вносит свой вклад в формирование целостной, всесторонне развитой, духовно-нравственной личности человека.
Место предмета в учебном плане
Согласно учебному плану Караульского филиала МБОУ «Инжавинская СОШ» на изучение литературы в в 8 классе отводится 102 часа - из расчета 2 часа в неделю.
Преподавание ведётся по учебнику:
Учеб.-хрестоматия для общеобразоват. учреждений. Литература 8 кл. Под редакцией В.Я.Коровиной. В 2 ч. /авт.-сост. В.Я.Коровин и др. «Просвещение», 2013.
Формы организации образовательного процесса
- урок-практическая работа
- уроки-соревнования урок-практическая работа
- компьютерные уроки
- уроки с групповыми формами работы
- уроки взаимообучения учащихся
- уроки творчества
- интегрированные уроки
Механизмы формирования ключевых компетенций
- применение ИКТ
Педагогические технологии, используемые в работе для достижения требуемых результатов обучения:
- Традиционное обучение;
- разноуровневое обучение;
- проблемное обучение;
- информационно-коммуникационные технологии.
Содержание
(68 часа)
Введение. Литература и искусство.
Устное народное творчество.(2 часа)
Лирическая и историческая песня. Предания.
Древнерусская литература. (3 часа)
Житийная литература. "Житие Александра Невского".
"Повесть о Шемякином суде".
Контрольный тест -1.
Из русской литературы 18 века. (5 часа)
Д.И.Фонвизин . "Недоросль". Анализ эпизода комедии "Недоросль".
Сочинение -1.
Из русской литературы 19 века.(29 часов)
И.А.Крылов. Басни
К.Ф.Рылеев.Творчество.
А.С.Пушкин. Жизнь и творчество. А.С.Пушкин и история. А.С.Пушкин "История Пугачевского бунта". На подступах к роману "Капитанская дочка". История создания "Капитанской дочки". А.С.Пушкин "Капитанская дочка". Формирование личности П.Гринева "Я жил недорослем". "Русское семейство Мироновых". Пушкинский Пугачев. Гуманизм и историзм в романе "Капитанская дочка". "Пиковая дама".
М.Ю.Лермонтов. Певец свободы. Лермонтовский Кавказ. Композиция и художественные особенности поэмы "Мцыри". Идейное содержание поэмы "Мцыри". Образ Мцыри в поэме.
Н.В.Гоголь. Великий сатирик. Комедия "Ревизор": история создания. "Ревизор" как социальная комедия. "Ревизор": четвертое действие. Разоблачение пороков чиновничества. "Ревизор" пятое действие. Хлестаковщина как общественное явление. "Шинель". Образ "Маленького человека" в литературе.
М.Е.Салтыков -Щедрин. Писатель, редактор, издатель. "История одного города"- художественно-политичесая сатира. М.Е.Салтыков -Щедрин: "О корени происхождения глуповцев".
Н.С.Лесков "Старый гений".
Л.Н.Толстой. Страницы биографии. Рассказ "После бала". Мастерство Толстого в рассказе "После бала" Художественные особенности рассказа "После бала". Проблема самовоспитания. Проблема нравственной ответственности каждого за жизнь всех людей. Л.Н.Толстой "Отрочество"
Сичинения -2
Контрольная работа(тест) -1
Из литературы 20 века(20 часов)
А.П.Чехова. Рассказы "О любви", "Крыжовник". И.А.Бунин. "Кавказ" - рассказ из цикла "Темные аллеи".
А.И.Бунин. Страницы биографии. Рассказ "Куст сирени".
А.А.Блок. Выдающийся русский поэт-символист. "Россия": образ Родины как символ веры в будущее. Цикл "На поле Куликовом".
С.А.Есенин. Историзм поэта. Поэма "Пугачев". Образ Пугачева в фольклоре, произведениях Пушкина и Есенина.
И.С.Шмелев. Слово о писателе. "Как я стал писателем". Журнал "Сатирикон".
М.А.Осоргин. "Пенсне".
А.Т.Твардовский. Страницы биографии. Поэма "Василий Теркин". Анализ глав из поэмы. Композиция и язык поэмы "Василий Теркин".
А.П.Платонов "Возвращение". Возвращение к человечности, состраданию. В.П.Астафьев. Страницы жизни и творчества. Рассказ из книги "Последний поклон"- "Фотография, на которой меня нет".
Русские поэты 20 века о Родине, родной природе и о себе.
Сочинения -2
Контрольная работа -1.
Из зарубежной литературы.(8 часов)
Уильям Шекспир. Сцены из трагедии "Ромео и Джульетта". Сонеты.
Ж.-Б. Мольер. "Мещанин во дворянстве".
Дж.Свифт. "Путешествия Гуливера". В.Скотт "Айвенго".
Итоговый контрольный тест.
Учебно-тематический план
№ п/п | Тема | Всего | Из них | |
часов | на р/р | На конт. работы | ||
1. | Ведение | 1 | ||
2. | Устное народное творчество | 2 | ||
3. | Из древнерусской литературы | 3 | 1 | |
4. | Из русской литературы 18 века | 5 | 3 | |
5. | Из русской литературы 19 века | 29 | 7 | 1 |
6. | Из русской литературы 20 века | 20 | 4 | 1 |
7. | Из зарубежной литературы | 8 | 1 | |
Итого | 68 | 12 | 3 |
Требования к уровню образованности восьмиклассников
В результате изучения литературы в 8 классе ученик должен
знать/понимать
- Образную природу словесного искусства
- Содержание и историческую основу произведений;
- Черты литературных направлений;
- Основные жизненные и творческие пути писателей и поэтов
- Систему художественных образов изучаемых произведений;
- Позицию автора к проблематике изучаемого произведения;
- Основы сценического поведения героев в произведениях;
- Содержание критических статьей к изучаемому произведению;
- Приемы анализа прозаического и поэтического текста;
- Приемы сопоставительного и сравнительного анализа текста.
уметь
- Составлять тезисы и планы прочитанных произведений;
- Владеть различными видами пересказа;
- Воспринимать и анализировать художественный текст;
- Определять род и жанр произведения;
- Определять тематику и проблематику произведений;
- Выбрать жанр сочинения, составить к нему план, сформулировать идею, подобрать
цитатный материал, редактировать написанное;
- Участвовать в диалоге по прочитанному произведению;
- Выявлять авторскую позицию;
- Выделять смысловые части произведения;
- Давать характеристику героев;
- Сопоставлять эпизоды текста и сравнивать героев;
- Выражать свое отношение к поступкам героев;
- Строить устные и письменные высказывания;
- Характеризовать особенности сюжета и композиции произведения;
- Глубоко анализировать художественный текст;
- Анализировать изобразительно-выразительные средства;
- Самостоятельно делать выводы, анализировать конфликт произведения;
- Писать сочинения в различных жанрах, в том числе в жанре проблемной аналитической статьи;
- Перефразировать мысль;
- Владеть монологической и диалогической речью;
- Развернуто обосновывать суждения, приводить доказательства, используя цитатный материал;
- Использовать различные виды пересказа и чтения;
- Владеть основными видами публичных выступлений;
- Осознанно и бегло читать тексты различных стилей и жанров;
- Проводить информационно- смысловой анализ текста;
- Найти нужную информацию по заданной теме в источниках различного типа;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для;
- осознания роли литературы в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения литературы в жизни человека и общества;
- развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к художественным произведениям, сохранения чистоты русской литературы как явления культуры;
- удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
- увеличения словарного запаса; расширения круга используемых выразительных средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
- использования художественных произведений как средства получения знаний по другим учебным предметам.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
1.Литература 8 кл. Учеб.-хрестоматия для общеобразоват. учреждений. Под редакцией В.Я.Коровиной.
В 2 ч. /авт.-сост. В.Я.Коровин и др. М: «Просвещение», 2013.
2. Егорова Н.В. Литература 8 класс: Поурочные разработки. – М: ВАКО, 2008
3.Золотарева И.В., Крысова Т. А. Литература 8 класс: Поурочные разработки. – М: ВАКО, 2013
4. Литература. 5-11 классы: тесты для текущего и обобщающего контроля / авт.-сост. Н. Ф. Ромашина – Волгоград ,2013
5. Виртуальная школа КМ. Уроки литературы Кирилла и Мефодия. 8 класс.
6. Образовательные сайты.
Художественная литература:
http://www.rusfolk.chat.ru – Русский фольклор
http://www.pogovorka.com. – Пословицы и поговорки
http://old-russian.chat.ru – Древнерусская литература
http://www.klassika.ru – Библиотека классической русской литературы
http://www.ruthenia.ru – Русская поэзия 60-х годов
Справочно-информационные и методические материалы:
http://www.rol.ru – Электронная версия журнала «Вопросы литературы»
http://www.1september.ru – Электронные версии газеты «Литература» (Приложение к «Первому сентября»)
http://center.fio.ru – Мастерская «В помощь учителю. Литература»
Календарно- тематическое планирование.
(68 часов: 2 часа в неделю)
Литература 8 кл. Учеб.-хрестоматия для общеобразоват. учреждений. Под редакцией В.Я.Коровиной. В 2 ч. /авт.-сост. В.Я.Коровин и др.,М: «Просвещение», 2013
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Планируемое время | Фактическое время |
1 | Введение. Литература и искусство. | 1 | ||
Устное народное творчество 2 часа | ||||
2. | Лирическая и историческая песня. Обрядовые песни. | 1 | ||
3 | Предания. | 1 | ||
Древнерусская литература. 3 часа | ||||
4. | Житийная литература. «Житие Александра Невского». | 1 | ||
5. | «Повесть о Шемякином суде». | 1 | ||
6. | Контрольный тест. | 1 | ||
Из русской литературы 18 века 5 часов( 3 часа на развитие речи) | ||||
7. | Д.И.Фонвизин. «Недоросль». | 1 | ||
8. | Анализ эпизода комедии «Недоросль» | 1 | ||
9. | Р.Р.Подготовка к сочинению | 1 | ||
10-11 | Р.Р.Сочинение по комедии. | 2 | ||
Из русской литературы 19 века 29 часов (7 часов на р/р. + 3 к/р.) | ||||
12. | Басни И.А.Крылова. | 2 | ||
13. | Творчество К.Ф.Рылеева. | 1 | ||
14. | А.С.Пушкин. Жизнь и творчество. А.С.Пушкин и история. | 1 | ||
15. | А.С.Пушкин «История Пугачевского бунта». На подступах к роману «Капитанская дочка». | 1 | ||
16. | История создания «Капитанской дочки» | 1 | ||
17. | А.С.Пушкин «Капитанская дочка». Формирование личности П. Гринева «Я жил недорослем». | 1 | ||
18. | «Русское семейство Мироновых». | 1 | ||
19. | Пушкинский Пугачев. | 1 | ||
20. | Гуманизм и историзм в романе «Капитанская дочка» | 1 | ||
21. | «Пиковая дама» | 1 | ||
22-23 | Сочинение по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Анализ сочинения. | 2 | ||
24. | М.Ю.Лермонтов – певец свободы. Лермонтовский Кавказ | 1 | ||
25. | Композиция и художественные особенности поэмы «Мцыри». | 1 | ||
26. | Н.В.Гоголь – великий сатирик. Комедия «Ревизор»: история создания. | 1 | ||
27. | «Ревизор» как социальная комедия. | 1 | ||
28. | «Ревизор»: четвертое действие. Разоблачение пороков чиновничества. «Ревизор»: пятое действие. Хлестаковщина как общественное явление | 1 | ||
29 | Н.В.Гоголь «Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. | 1 | ||
30-32 | Р.Р.Сочинение по комедии Н.В.Гоголя «Ревизор» и его анализ. | 2 | ||
33. | М.Е.Салтыков – Щедрин: писатель, редактор, издатель. «История одного города» - художественно-политическая сатира. | 1 | ||
34. | «История одного города» М.Е.Салтыкова – Щедрина: «О корени происхождения глуповцев». | 1 | ||
35. | Н.С.Лесков «Старый гений». | 2 | ||
36. | Л.Н.Толстой: страницы биографии. Рассказ «После бала». | 1 | ||
37. | Мастерство Толстого в рассказе «После бала». Художественные особенности рассказа «После бала». | 1 | ||
38. | Проблема самовоспитания. Проблема нравственной ответственности каждого за жизнь всех людей. Л.Н. Толстой «Отрочество». | 1 | ||
39. | Контрольная работа. | 1 | ||
40. | Р.Р.Поэзия родной природы. А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, А.А.Фет, Ф.И.Тютчев, А.Н.Майков – певцы родной природы. Анализ лирического стихотворения. | 1 | ||
Из литературы 20 века.( 20 часов - 4 часов на р.р.) | ||||
41. | Рассказы А.П.Чехова «О любви», «Крыжовник». | 1 | ||
42. | И.А.Бунин. «Кавказ» - рассказ из цикла «Темные аллеи». | 1 | ||
43. | А.И.Бунин: страницы биографии. Рассказ «Куст сирени». | 1 | ||
44-45. | Р.Р.Сочинение «Что значит быть счастливым». | 2 | ||
46. | А.А.Блок – выдающийся русский поэт-символист. «Россия»: образ Родины как символ веры в будущее. Цикл «На поле Куликовом». | 1 | ||
47. | С.А.Есенин. историзм поэта. Поэма «Пугачев» | 1 | ||
48. | Образ Пугачёва в фольклоре, произведениях Пушкина и Есенина. | 1 | ||
49. | И.С.Шмелёв. Слово о писателе. «Как я стал писателем». | 1 | ||
50. | Журнал «Сатирикон». | 1 | ||
51. | М.А.Осоргин «Пенсне». | 1 | ||
52. | Контрольная работа. | 1 | ||
53. | А.Т.Твардовский: страницы биографии. Поэма «Василий Теркин». | 1 | ||
54. | А.Т.Твардовский. Анализ глав из поэмы. | 1 | ||
55. | Композиция и язык поэмы «Василий Тёркин». | 1 | ||
56. | А.П.Платонов. «Возвращение». Возвращение к человечности, состраданию. | 1 | ||
57. | Р.Р.Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. | 1 | ||
58. | В.П.Астафьев. Страницы жизни и творчества. Рассказ из книги «Последний поклон» - «Фотография, на которой меня нет». | 1 | ||
59. | Р.Классное сочинение – анализ стихотворения. | 1 | ||
60 | Русские поэты 20 века о Родине, родной природе и о себе. | 1 | ||
Из зарубежной литературы 8 часов.(2 р/р) | ||||
61 | Уильям Шекспир. Сцены из трагедии «Ромео и Джульетта». Сонеты. | 1 | ||
62 | Ж.-Б. Мольер. «Мещанин во дворянстве». | 1 | ||
63 | Дж.Свифт. «Путешествия Гулливера». | 1 | ||
64 | В. Скотт. «Айвенго». | 1 | ||
65-66 | Р/р. Итоговое сочинение. | 2 | ||
67 | Итоговое тестирование. | 1 | ||
68 | Подведение итогов года. Рекомендации по летнему чтению. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературе, УМК В.Я.Коровиной
Данная рабочая программа разработана на основе Программы по литературе. 5-11 классы, авторы: В.Я. Коровина, В.П. Журавлев. В.И.Коровин, И.С.Збарский, В.П.Полухина/ Сб. общеобразовательных ...
Рабочая программа по литературе. УМК В.Я. Коровиной. 7 класс.
Программа по литературе для 7 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Тематическое планирование уроков русского языка в 7 классе со...
Рабочая программа по литературе. УМК В.Я. Коровиной. 8 класс.
Программа по литературе для 8 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Тематическое планирование уроков литературы в 8 классе состав...
Рабочая программа по литературе уровня ООО (УМК Коровиной В.Я.) и КТП для 5-6 классов
Материал содержит подробную пояснительную записку для рабочей программы по литературе уровня ООО по программе Коровиной В.Я. и календарно-тематическое планирование уроков литературы в 5 и 6 клас...
Рабочая программа по литературе уровня ООО (УМК Коровиной В.Я.) и КТП для 5-6 классов
Материал содержит подробную пояснительную записку для рабочей программы по литературе уровня ООО по программе Коровиной В.Я. и календарно-тематическое планирование уроков литературы в 5 и 6 клас...
Рабочая программа по литературе уровня ООО (УМК Коровиной В.Я.) и КТП для 5-6 классов
Материал содержит подробную пояснительную записку для рабочей программы по литературе уровня ООО по программе Коровиной В.Я. и календарно-тематическое планирование уроков литературы в 5 и 6 клас...
Рабочая программа по литературе УМК В.Я. Коровиной 8 класс
Данная рабочая программа по литературе для 8 класса составлена на основе авторской программы по литературе В.Я. Коровиной.Курс литературы в 8 классе строится на основе сочетания концентрич...