Комический эффект, создаваемый народной этимологией, игрой слов в сказе Н.С.Лескова «Левша»
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему
Н.С. Лесков
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_47_literatura.docx | 16.09 КБ |
urok_47_literatura.pptx | 897.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Комический эффект, создаваемый народной этимологией, игрой слов в сказе Н.С.Лескова «Левша»
- О.Н.У.
- Проверка д/з
- Целеполагание
-Обратите внимание на экран.
( 1 слайд презентации: Памятник “Токующий глухарь”.)
-На слайде вы видите памятник в Республике КОМИ городе Сосногорске «Токующий глухарь». Глухарь изображен на гербе города. Памятник выковал кузнец Михаил Соснин. Высота его 3 метра, а вес 3 тонны.
-Как бы вы назвали человека, создавшего это чудо?
(слайд 2)
- Подберите определения к данным существительным.
- Есть еще одно удивительное слово, которым можно назвать мастера - левша.
(слайд 3)
Толковый словарь Ожегова дает такое толкование слову левша.
Левша - человек, который владеет левой рукой лучше, чем правой. Тульский левша (умелый мастер, изощрившийся в тонкой работе; по прозвищу героя одноименного рассказа Лескова).
-Так кто же он? Какое отношение имеет к нашему уроку? Определите тему нашего урока.
(слайд 4)
4. Работа по теме урока
1) -Как вы считаете, кем мог быть рассказчик, повествователь? Почему так решили? (слайд 5)
(Рассказчик, скорее всего, простой человек, ремесленник, мастеровой. Это проявляется прежде всего в его речи. В ней много неправильностей, просторечий ( “Проездиться”. “междоусобные разговоры”. “дерябнул”). Инверсий, характерных для фольклорных произведений (“в разных государствах чудес посмотреть”, «все государя домой манил”, “был человек женатый”) Неологизмы: “двусестная карета”,”свистовые” и т.д. Кроме того исторические персонажи – Александр1 и Платов показаны с точки зрения простолюдина, их поступки и речь в представлении рассказчика вызывают улыбку. Например, “Платов сказал себе: “Ну уж тут шабаш. До этих пор я еще терпел, а дальше нельзя”,)
-Вы обратили внимание на необычные слова?
-Как вы думаете, почему появляются в речи рассказчика такие необычные смешные слова? (слайд 6) ( Они появляются потому, что рассказчик или герой сталкиваются с незнакомыми малограмотному человеку, обычно с иностранными словами и изменяют их так, чтобы было “понятнее”. Например: “мелкоскоп”- “микроскоп”, “Аболон полведерский”- Аполлон Бельведерский: “долбица”- “таблица”, Двухсестная”_ двухместная, “керамиды”- пирамиды, “преламут”- перламутр, “Канделабрия”- Калабрия. И другие. Многие слова приобретают юмористический смысл в духе народного понимания.)
2) Портрет героя
1 вариант – найдите описание Левши
2 вариант – найдите описание Платова
Проверяем, что у вас получилось (слайд 7)
Вот они наши герои, такими их увидел художник Кузьмин, а иллюстрировали “Левшу” многие известные мастера (слайд 8).
3) Прослушивание музыкального произведения (слайд 9)
Такому уникальному мастеру посвящено музыкальное произведение.
Вот какой услышали «Блоху» композитор М.П.Мусоргский и певец Ф.И.Шаляпин.
Послушайте, пожалуйста.
5.Подведение итогов. Рефлексия
Порассуждайте на тему: «Какой должна быть судьба мастера, принесшего славу России?»
- Понравилось вам произведение?
- Что нового вы для себя узнали?
- Какое открытие вы для себя сделали?
6. Д/з 1) нарисовать иллюстрацию к эпизоду по выбору учащихся;
2) выписать цитаты, характеризующие героев
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Составьте словосочетания « Сущ . + прилаг . » , запишите их в тетрадь Талантливый Мастер народный умелец гениальный творец настоящий чудотворец знаменитый кузнец тульский левша
Из Толкового словаря С.И.Ожегова : ЛЕВША – человек, который владеет левой рукой лучше, чем правой. Тульский левша (умелый мастер, изощрившийся в тонкой работе ; по прозвищу героя одноименного рассказа Лескова).
Комический эффект, создаваемый народной этимологией, игрой слов в сказе Н.С.Лескова «Левша»
Кем мог быть рассказчик , повествователь ?
студинг мелкоскоп нимфозория долбица свистовые двухсестная карета буреметр взахался государь непромокабли досадная укушетка ветряная нахлобучка безотдышная работа керамиды тесная хороминка Аболон полведерский тугамент
Платов ( грабоватый нос , лохматая бурка , из усов кольца вьет,корешковая трубка,во всех орденах,мужественный старик , пальцы куцапые , кулак страшный,бугровый,весь изрубленный ). Левш а ( пятно родимое , волосья при ученье выдраны , щипаная голова , в казакине , опорочки , одна штанина в сапоге , другая мотается , озямчик старенький , крючочки не застегиваются , а шиворот разорван ) .
Композитор Модест Петрович Мусоргский Певец Федор Иванович Шаляпин
Домашнее задание Задание на выбор: 1.Выпишите цитаты, характеризующие героев . 2. Нарисуйте иллюстрацию к эпизоду .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Языковые особенности сказа Н.С. Лескова "Левша"
Материалы к уроку литературы в 6 классе...
Русский национальный характер в сказе Н.С. Лескова "Левша"
Данная работа содержит презентацию на тему " Русский национальный характер в сказе Н.С. Лескова". Материалы могут быть использованы на уроках литературы в 6 классе. Результатом анализа произведе...
Конспект урока-исследования по литературе в 6 классе по сказу Н.С. Лескова "Левша". Тема урока: "Загадка русской души"
кеонспект открытого урока...
Проверочная работа по сказу Н.С.Лескова "Левша". Тест. 6 класс.
Тестовая работа по сказу "Левша" поможет проверить усвоение изученного материала....
ЛЕВША - НАРОДНЫЙ УМЕЛЕЦ И ПАТРИОТ СВОЕЙ РОДИНЫ. МАСТЕРСТВО И ТАЛАНТЛИВОСТЬ РУССКОГО НАРОДА. (По сказу Н.С.Лескова "Левша".)
ЛЕВША - НАРОДНЫЙ УМЕЛЕЦ И ПАТРИОТ СВОЕЙ РОДИНЫ. МАСТЕРСТВО И ТАЛАНТЛИВОСТЬ РУССКОГО НАРОДА. (По сказу Н.С.Лескова "Левша".) ЦЕЛИ:- заинтересовать учащихся лич...
Презентация к уроку по произведению Н.С. Лескова "Левша" (тема: Диалог культур в сказе Н.С. Лескова "Левша")
Презентация, позволяющая провести чёткий анализ взаимооотношений героев в произведении, выявить авторскую идею....
Урок-игра "Счастливый случай" по сказу Н.С. Лескова "Левша"
Урок-игра по литературе в формате телевизионной передачи "Счастливый случай" по сказу Н.С. Лескова "Левша"...