В картинной галерее дома Бессольцевых
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

Антосюк Любовь Михайловна

Занятие на часе чтения в 6 классе. Урок по второй главе повести В.Железникова "Чучело". Содержание главы отлично иллюстрируется, поэтому урок построен как экскурсия по картинной галерее в доме Бессольцевых. Иллюстрации создавали дети и сами были экскурсоводами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_kartinnoy_galeree_doma_bessoltsevyh.docx28.67 КБ

Предварительный просмотр:

Час чтения в 6 классе  «В картинной галерее дома Бессольцевых»

(по повести В. Железникова «Чучело»)

Цель урока: выявить значение экспозиции (2 главы) произведения в идейном содержании повести «Чучело» с помощью изобразительного искусства.

Задачи:

 обучающие:  формировать  умение работать самостоятельно с текстом художественного произведения; находить художественные средства  выразительности и определять их роль в тексте; формировать умение сопоставлять близкие по теме произведения  литературы и живописи.

развивающие:  развивать навыки анализа художественного текста; развивать   воображение читателей посредством создания иллюстраций к прочитанному; развивать монологическую речь учащихся, их чувства и эмоции;                                                  

воспитательные: воспитывать  умение видеть  и чувствовать переживания литературных героев, умение откликаться на эти переживания.

Подготовка к уроку:
внимательно прочитать 2 главу повести,

разбить главу на смысловые части и нарисовать к ним иллюстрации,

раздать листочки для рефлексии.

Картинная галерея:

1.Городок на Оке

2.Здесь русская дружина дралась с полчищами ханских воинов.

3.Отечественная война 1812 г. задела городок свои острым углом.

4.Отсвет завоевания Кавказа коснулся городка.

5.Первая империалистическая и революция.

6.Пришли фашисты.

7.Старый дом Бессольцевых.

8.»Жители» дома Бессольцевых: бабы и мужики, дамы и военные, генерал Раевский.

9. Родословная Бессольцевых: прапрадед крепостной художник Бессольцев

                                                     Отец доктор Бессольцев

                                                     Маша Бессольцева

                                                     Николай Николаевич Бессольцев

                                                     Лена Бессольцева

Ход урока

  1. Сценка

Николай Николаевич, мало что замечая вокруг, занимался своим любимым делом. Он  легкими движениями мягкой волосяной щетки смахивал невидимые пылинки с картин. Это занятие было ему так по сердцу, что он даже напевал себе под нос. И когда в комнату вбежала Ленка, то он сначала не заметил, что она чем-то сильно возбуждена, что куртка у нее нараспашку, губы крепко сжаты, а в глазах отчаяние.

     Ленка одним махом вытряхнула из портфеля учебники и тетради и беспорядочно начала     впихивать в него свои вещи, которые попадались ей на глаза.

— Тише!.. Тише!.. Безумная! — Николай Николаевич провел щеткой по золотому эполету Раевского. — Лучше оглянись вокруг! Посмотри, какая тебя окружает красота. Этим картинам больше ста лет, а они с каждым годом делаются все прекрасней и прекрасней…

Ленка, не обращая внимания на дедушку, продолжала лихорадочно собираться.

      — Дай мне денег на дорогу, — сказала Ленка, торопливо застегивая портфель.

         — А ты далеко собралась? — Теперь Николай Николаевич провел щеткой по   многочисленным орденам генерала.

        — Я уезжаю.

         — А куда ты едешь, если не секрет? — Николай Николаевич впервые внимательно посмотрел на Ленку.

— К родителям, — ответила Ленка и, рыдая, упала на свой портфель.

  1. Ребята, вы узнали героев нашего произведения – повести В.Железникова «Чучело» - Лену и Николая Николаевича Бессольцевых.

- Скажите, что случилось с Леной? (Её обидели одноклассники)

- Почему она хочет уехать? (Они издевались над ней;

она здесь без мамы и папы;

она не может справиться со своими чувствами, ей горько и тяжело от предательства одноклассника Димки,

этот город ей чужой)

- В какой главе мы с вами знакомимся с городом, в котором происходит действие?(во 2)

3. Хорошо. Сегодня мы с вами работаем над очень важной второй главой нашего произведения – повести Владимира Железникова «Чучело».

Но сначала вспомним, как строится сюжет любого произведения:

                                               кульминация

     развитие действия                             спад действия, развязка

экспозиция                                                            эпилог

                               завязка

Экспозиция – это начало произведения, в котором читателю представляются исходные сведения об обстоятельствах, в которых возник конфликт между героями.

Давайте вспомним, как развивается сюжет в повести «Чучело»:

Экспозиция- описание городка, в котором происходит действие.

Завязка – приезжает Лена и идёт в школу, знакомится с учениками 6 класса.

Развитие действия- события в классе, история предательства одноклассника.

Кульминация – Лена идёт на день рождения к Сомову, постриглась налысо.

Развязка – отъезд Лены с дедушкой.

Эпилог – сцена в классе с картиной Машки.

3. - Итак, экспозиция в повести – вторая глава, достаточно объёмная. Как вы думаете, зачем автор даёт нам такую обширную экспозицию? (Чтобы показать, где происходит действие)

- Первая главка повести очень короткая. Какими словами заканчивается глава? ( «Подумать только, что же они с нею сделали! И за что?»)

- А кто это – они? (Жители городка, одноклассники Ленки)

- Так вот давайте посмотрим на этот городок, на его жителей, где произошла драматическая история с девочкой Леной.

4.  

В каком городе происходит действие? (городок на берегу Оки)

Почему нет названия городка? (это могло произойти в любом городе)

Что особенного в этом городе? (…каких осталось на нашей земле всего несколько десятков, ему 800 лет)

Как относился к этому городку Николай Николаевич? (хорошо знал, высоко ценил и любил его историю)

-Ну что ж, читая вторую главу, давайте совершим экскурсию по городку Николая Николаевича.

Свой старый дом Николай Николаевич вместе с картинами подарит городу. Представим себе, что мы вошли в картинную галерею  в доме Бессольцевых. И в каждой картинной галерее работают экскурсоводы.

Экскурсовод 1. (Арина К)  «…он бродил по его улочкам, по крутым берегам реки, по живописным окрестностям с древними курганами, заросшими густыми кустарниками жимолости и березняком». Город представляется со старыми деревянными домами, кривыми улочками, с церковью.

Экскурсовод 2.(Алиса)  В книге написано: «Здесь, над самой рекой, на развалинах старого городища, стоял когда-то княжеский двор, и русская дружина насмерть дралась с несметными полчищами ханских воинов, вооруженных луками и кривыми саблями, которые… на своих низкорослых крепких конях пытались переправиться с противоположного берега реки на этот, чтобы разгромить дружину и прорваться к Москве».

Экскурсовод 3. (Андрей)  «…И Отечественная война 1812 года задела городок своим острым углом. Армия Кутузова тогда пересекла его вереницей солдат и беженцев, повозок, лошадей, легкой и тяжелой …А потом по этим же дорогам русские солдаты с неимоверной, почти нечеловеческой отвагой, не щадя живота своего, днем и ночью, без передыха гнали измученных французов обратно…»

Экскурсовод 4. (Артём) « И отсвет завоевания Кавказа русскими коснулся городка — где-то здесь в великой печали жил пленный Шамиль и горцы, которые его сопровождали. Они слонялись по узким улочкам, и их безумный тоскующий взор напрасно искал на горизонте гряду гор».

Экскурсовод 5.(Лена Е) «А первая империалистическая как буря унесла из городка всех мужчин и вернула их наполовину калеками — безрукими, безногими, но злыми и бесстрашными. Они-то и принесли революцию в этот тихий, маленький городок».

Экскурсовод 6. (             )«Потом, много лет спустя, пришли фашисты — и прокатилась волна пожаров, виселиц, расстрелов и жестокого опустошения».И осталась память – обелиски.

Экскурсовод 7. (Арина С)«На одном из таких холмов и возвышался дом Николая Николаевича — старый, сложенный из крепких бревен, совершенно почерневших от времени. Его строгий простой мезонин с прямоугольными окнами затейливо украшали четыре балкончика, выходящие на все стороны света…. Дом Бессольцевых давно стоял в городке. Может быть, более ста лет».

Николай Николаевич более 30 лет не был в этом доме. А после смерти жены решил вернуться в родной дом.

Экскурсовод 8.(Алёна Е) «И еще когда Николай Николаевич был маленьким мальчиком, то всегда думал, что у них в доме живут не только «живые люди», не только бабушка, дедушка, папа, мама, братья и сестры, приезжающие и уезжающие бесчисленные дяди и тети, а еще и те, которые были на картинах, развешанных по стенам во всех пяти комнатах.

Это были бабы и мужики в домотканых одеждах, со спокойными и строгими лицами. Дамы и господа в причудливых костюмах. Женщины в расшитых золотом платьях со шлейфами, со сверкающими диадемами в высоких прическах. Мужчины в ослепительно белых, голубых, зеленых мундирах с высокими стоячими воротниками, в сапогах с золотыми и серебряными шпорами…

И сколько Николай Николаевич себя помнил, эти картины всегда занимали главное место в их доме».

Экскурсовод 9.(Маша И) «… прапрадед Николая Николаевича был крепостной художник».

И сейчас в этом доме на антресолях были его картины. Первое, что сделал Николай Николаевич – достал все картины, чтобы развешать их на свои места. А каких картин не хватало, он стал их искать и покупать.

Экскурсовод 10.(Карина) «Портрет знаменитого генерала Раевского, в парадном мундире, при многочисленных орденах, висел на самом видном месте.

И это чувство, что «люди с картин» на самом деле живут в их доме, никогда не покидало его, даже когда он стал взрослым».  

Экскурсовод 11. (Ангелина) «…отец Николая Николаевича, доктор Бессольцев, отдал многие годы своей жизни, чтобы собрать его картины».

Экскурсовод 12. (Наташа) Когда Николай Николаевич отмыл всё в доме,  «дом ожил, заговорил, запел, зарыдал… Множество людей вошли в комнату и окружили кольцом Николая Николаевича». А он мечтал о том, как в этом доме поселится его сын с семьёй.

Экскурсовод 13.(Кристина) Однажды Николай Николаевич прошёл по городу за ручку с внучкой Леной и очень этим гордился.  «Внучка Лена была нескладным подростком, еще теленком на длинных ногах, с такими же длинными нелепыми руками. На спине у нее торчали, как крылышки, лопатки. Подвижное лицо украшал большой рот, с которого почти никогда не сходила доброжелательная улыбка. А волосы были заплетены в два тугих канатика».

Экскурсовод 14. (Арина П) Особое место в сюжете повести занимает история картины – портрета Маши – внучки художника Бессольцева. На картине изображена «ослепительно светлая фигурка Машки на тревожном фоне». И Лена была поразительно похожа на свою прабабку.

5.

Итак, мы совершили экскурсию по дому Бессольцевых , по городу, где произошла драматическая история с девочкой Леной.

-Зачем же в повести о судьбе девочки Лены автору нужно было сделать такую обширную  экспозицию, вступление?

( 1.Древний город с богатой культурой – и вдруг такие некультурные люди.

2. Люди прозвали Бессольцева «заплаточником»

 3. Люди сплетничали, что он ищет какие-то картины. Тратит уйму денег зря.

 4.Осуждали его, что он топит все печи в доме каждый день. Не экономит. А он топит для того, чтобы не отсырели картины. 5. Они говорили, что он гол как сокол.

5. Люди думали, что он ужасно одинок и несчастен.

6. Даже его друг купил ему пальто, потому что Николай Николаевич ходил с заплатами. Но Бессольцев отнёс пальто в магазин и отправил деньги обратно.)

7. Бессольцев- мудрый, трудолюбивый, справедливый человек. И у него такая же внучка – добрая открытая, справедливая. Но ей придётся отстаивать свою справедливость. Ведь первая глава заканчивается словами: « Подумать только, что же они с нею сделали! И за что?!»

- Посмотрите на два портрета: Лены и Машки. Когда мы с вами увидели портрет Лены, а когда Машки в повести? (Лены – в начале повести, а Машки – в конце)     На картине изображена «ослепительно светлая фигурка Машки на тревожном фоне». Почему на «тревожном»?

- А кто помнит, когда художником была написана эта картина внучки? ( Это последняя работа художника, сделанная незадолго до смерти.  Тревожный фон как будто предвещал тревожные события, которые произойдут через много лет с девочкой Леной, очень похожей на Машку)

- Хорошо. Так что же нам помогло так глубоко вдуматься в содержание прочитанного? (Картины)

- Что помогли нам понять картины, которые мы с вами создали по тексту?  

Так взаимодействие разных видов искусства: литературы и изобразительного создает картину полноты жизни, помогает преодолеть время, разделяющее нас и героев, раскрыть авторский замысел, духовно-нравственную основу произведения, которое мы с вами поняли, почувствовали и теперь будем читать дальше. Что же произошло с Леной  и почему это произошло.

8. Рефлексия.(приготовить листочки, карандаши, магниты для доски)

Удалось ли нашей однокласснице Лене Еськовой в сценке передать внутреннее состояние героини?

(На столах листочки.) Попробуйте рисунком, символом передать внутреннее состояние Лены, желавшей немедленно уехать из города. ( Слеза, осенний лист, смайлик, туча, погасшая свеча, дождь, закрытый глаз, увядший цветок, уходящий поезд…)

Поместим листочки на доску.

ДЗ.  Гл 3. Прочитать главу.

                Нарисовать по описанию скульптуру «Уснувший мальчик», которую Лена увидела в парке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Шедевры Дрезденской галереи. Картина Рафаэля «Сикстинская Мадонна».

Подборка материала для классного часа "Шедевры Дрезденской галереи.Картина Рафаэля «Сикстинская Мадонна»."...

ИГРА-ЭКСКУРСИЯ В КАРТИННУЮ ГАЛЕРЕЮ НА ВЫСТАВКУ «ПЕРВОЦВЕТЫ»

В последнее время  актуальной стала тема охраны флоры и фауны нашей страны. Особенно нуждаются в нашей защите первоцветы.  Как правило, дети с большим удовольствием принимают участие в ежего...

Результаты участия обучающихся педагога ЦДТ «Царицыно» Бессольцева В. А. в творческих мероприятиях. 2014-2015 учебный год.

Результаты участия обучающихся педагога ЦДТ «Царицыно» Бессольцева В. А. в творческих мероприятиях (конкурсах, олимпиадах, выставках, фестивалях, соревнованиях и массовых мероприятиях разного уровня)2...

Урок-презентация для 9 класса по теме "Искусство. Посещение картинной галереи"

В данном уроке рассматривается дополнительный лексический материал по теме "Искусство". Предполагается работа с лексикой в продуктивных видах речевой деятельности. Закрепление новых слов и в...

Методразработка по теме: "Подготовка к сочинению-описанию картины" (Посещение картинной галереи)

Методическая разработка представляет собой слияние двух форм работы в рамках технологии проблемного обучения:1) урока -  экскурсия, который  является одной из форм активизации учащихся,...