М.Ю. Лермонтов. «На севере диком…». «Утес».
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему
М.Ю. Лермонтов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_29_literatura.docx | 19.13 КБ |
urok_29_literatura.pptx | 539.03 КБ |
Предварительный просмотр:
М.Ю. Лермонтов. «На севере диком…». «Утес».
1. О.Н.У.
2. Проверка д/з
3. Определение цели урока
Учитель читает отрывок из стихотворения М.Ю. Лермонтова «Одиночество»:
Как страшно жизни сей оковы
Нам в одиночестве влачить,
Делить веселье- все готовы:-
Никто не хочет грусть делить.
Один я здесь, как царь воздушный,
Страданья в сердце стеснены,
И вижу, как, судьбе послушно,
Года уходят будто сны.
- Это отрывок из стихотворения М.Ю. Лермонтова «Одиночество».
- Какое состояние души передаётся в этом отрывке?
- Ребята, а как вы думаете, что такое одиночество?
- Давайте обратимся к словарю. (особое эмоциональное состояние человека, при котором он ощущает свою ненужность и не ощущает самого себя.)
- Какого человека можно назвать одиноким?
-Легко ли одиноким людям?
- А что чувствует одинокий человек?
- А поэт может быть одиноким? (Да, каждый человек в своей жизни когда-нибудь испытывает чувство одиночества. Например, А.С.Пушкин был очень одинок в детстве в моменты, когда родители уезжали на бал. Он коротал одиночество в библиотеке отца.
М.Ю. Лермонтову тоже было знакомо чувство одиночества. Хотя он и рос в любви и ласки бабушки, но ранняя смерть матери и разлука с отцом наложили след на его характер).
…Ужасная судьба отца и сына
Жить розно и в разлуке умереть.
- Сам Лермонтов признавался : « Любил сначала в жизни я угрюмое уединенье, где укрывался весь в себя»
- Может ли жизнь поэта накладывать отпечаток на его творчество?
На этот вопрос мы постараемся сегодня ответить.
4. Работа по теме урока
1) Первоначальное чтение стихотворения “На севере диком…”
– Наш урок мы посвятим стихотворению М.Ю.Лермонтова “На севере диком стоит одиноко…”. Я прочитаю стихотворение, а вы постарайтесь представить себе картину, описанную автором в стихотворении.
– Какое настроение поэта вы почувствовали? (Грустное, печальное, лирическое).
– Какие чувства возникли в вашем сердце? (Чувство грусти, чувство печали, чувство одиночества, чувство жалости).
– Да, лирические стихи отражают не событие, а душевное переживание поэта, его настроение.
– Какие картины возникли в вашем воображении после прочтения стихотворения?
– Что представилось вам в первых двух строках, и какие слова вам помогли? (В холодном пустынном месте стоит одна сосна, возле нее ничего нет. “север дикий”, “одиноко”, “на голой вершине”).
– Что дальше говорит автор о сосне? (Сосна дремлет, качаясь, а снег на ней, как богатая одежда. “снегом сыпучим одета, как ризой, она”).
– Что происходит с сосной? (Ей снится сон, что далеко-далеко “в пустыне далекой”).
– Как вы считаете, может ли сосне сниться сон? (Нет. Сны снятся людям, потому что они – живые.).
– Такой прием, когда неживым предметам приписываются качества живых называется олицетворением. Его используют для большей выразительности.
– Как автор называет пустыню, прочитайте? (“В том крае, где солнца восход”).
– Прочитайте последние строчки. Что вы узнали? (Что пальма в пустыне тоже одна, и стоит она на утесе, и ей также грустно).
Словарная работа
Риза – верхняя одежда священника, богато украшенная, надеваемая во время богослужения.
Утес – высокая скала.
– Какие слова помогли автору передать настроение, созданное стихотворением? (“На севере диком”, “на голой вершине”, “снегом сыпучим”, “в пустыне далекой”, “на утесе горючем”, “прекрасная пальма”)
– Как называются эти слова? (Эпитеты).
– Для чего нужны эпитеты в этом стихотворении? (Эпитеты передают особое настроение печали и одиночества).
– Какой еще литературный прием использовал автор? (Олицетворение).
– Как вы думаете, для чего в стихотворении с образом сосны показан образ пальмы? (Чтобы сильнее передать образ одиночества, мечту о далекой родной душе, тоже одинокой).
Работа по картине И.И.Шишкина “На севере диком”
Учащиеся рассматривают картину под музыку Г.В.Свиридова к повести А.С.Пушкина “Метель”. – Обратите внимание на эту картину. Что вы видите на картине? Как бы вы ее назвали?(Высказывания учащихся). – Эти поэтические строчки Лермонтова вдохновили русского пейзажиста И.И.Шишкина на создание картины “На севере диком”. Она создана в 1890 году, в этой картине чувства переданы средствами живописи. – Совпадают ли по настроению стихотворение М.Лермонтова и содержание картины И.И.Шишкина? (Да. Они совпадают по настроению). – Какими средствами художник Шишкин передает настроение, созданное стихотворением? (В картине преобладают холодные тона. Много синего, фиолетового цвета, синевато- зеленоватых оттенков. Картина темная, мрачная. Не видно, откуда падает свет, но у сосны видна тень. От этой тени становится еще холоднее и тоскливее). – Картина Шишкина средствами живописи передает не только настроение стихотворения Лермонтова, но и переживания самого художника. |
2) Обратимся к стихотворению «Утес».
Фонохрестоматия.
- Какие качества, свойства олицетворяют образы тучки и утеса?
(«Тучка» — воплощение легкости, легкомыслия, беззаботности, беспечности. Эпитет «золотая» придает образу привлекательность, подчеркивает красоту. «Утес» — воплощение мощи, суровости, одиночества, неприступности, неподвижности. Утес — высокая скала. Эпитет «старый» одухотворяет образ, придает ему основательности, мудрости.)
- Как соотносятся эти образы?
(Они противопоставлены. «Тучка» и «утес» — две противоположные стихии, это определяет невозможность их соединения, одиночество старого утеса. С помощью антитезы подчеркивается, выделяется основной мотив стихотворения — мотив одиночества.)
- Какие выразительные средства углубляют мотив одиночества?
(Инверсия: «задумался глубоко»; эпитеты и олицетворения: «старого утеса», «тихонько плачет»; во второй строфе все значимые слова поставлены в конце строки и этим выделяется, акцентируется их значение: «в морщине», «одиноко», «глубоко», «в пустыне». Мотив одиночества сопрягается со страданием, горем, задумчивостью, предопределенностью судьбы.)
5. Подведение итогов. Рефлексия
6. Д/з Выучить стихотворение «На севере диком…»
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Одиночество - особое эмоциональное состояние человека, при котором он ощущает свою ненужность и не ощущает самого себя.
Риза – верхняя одежда священника, богато украшенная, надеваемая во время богослужения. Утес – высокая скала.
Выучить стихотворение «На севере диком…»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План- конспект урока по теме:Работа по картине И.И.Шишкина " На севере диком".
Урок развития речи в 7 классе коррекционной школы-интерната I,II Вида,работа по картине И.И.Шишкина " На севере диком" (подготовка к сочинению)....
Лингво- поэтический анализ стихотворения М.Ю.Лермонтова "На севере диком..."
Лингво-поэтический анализ стихотворения М.Ю.Лермонтова"На севере диком..."...
Тема одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова ("Утёс", "На севере диком", "Парус")
Конспект урока литературы в 6классе "Тема одиночества в лирике М.Ю.Лермонтова"...
М.Ю. Лермонтов "На севере диком..."
Цели: помочь уч-ся осмыслить тему одиночества в пейзажной лирике Лермонтова; учитьшестиклассников письменно передавать ощущения, вызванные поэтическим текстом ипроизведениями живописи и музыки; развив...
Презентация к стихотворению М. Ю. Лермонтова " На севере диком..."
Содержатся сведения об истории создания стихотворения, дается краткий анализ, показаны связи с другими видами искусства...
Презентация у уроку литературы в 6 классе "М.Ю.Лермонтов. На севере диком..."
Презентация сдержит иллюстративный материал, позволяющий более полному восприятию произведения...
Открытый урок по литературе в 6 классе: «М.Ю.Лермонтов «На севере диком…»
Сценарий урока по литературе с использованием технологий ФГОС....