Внеклассное мероприятие по творчеству С. Есенина
материал по литературе на тему

Сидорова Ольга Николаевна

Внеклассное мероприятие по творчеству С.Есенина

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stsenariy_po_tvorchestvu_esenina.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие по литературе, посвященное

творчеству С.А. Есенина

«А душу можно ль рассказать.?»

(Фрагмент из кинофильма “Есенин”) . песня Сафаровой.

Выходят ведущие.

1 Ведущий.

Тоскуют, тоскуют березы,
Осенним исходят дождем
И желтые листья, как слезы,
Роняют и ночью и днем.

Дрожат от мороза под утро,
И вдруг замирают в забвенье,
И шепчут тоскливо кому-то:
“Есенин, Есенин, Есенин…”

2 ВЕДУЩИЙ Неведомо движение времени. Одно поколение сменяет другое. Русь

вступила в XXI-й век. Движется, живёт по своим законам мир поэзии,

Непрерывно нарождаются и вспыхивают в этом чудесном мире поэтические звёздочки и звёзды.

 Имя одной из таких звёзд в созвездии поэтической России - СЕРГЕЙ ЕСЕНИН. Оно вечно...

1 ведущий.

3 октября - 120 лет со дня рождения Сергея Александровича. А 28 декабря - 90 лет со

дня его трагической гибели. Дата рождения и дата  смерти. Еще одна трагически оборванная жизнь. Тридцать лет, прожитых поэтом на земле… Много это или мало? В старину говорили: “Жизнь ценится не за длину”. “Ведь я мог дать не то, что дал”, – признавался поэт незадолго до гибели. Но и то, что он дал, это очень много, это целый мир, он живет, движется переливается всеми цветами радуги…

2 ВЕДУЩИЙ Так какой же он, наш любимый поэт, что мы можем сказать о нем?

Выходят несколько чтецов со сборниками Есенина в руках????

1 ЧТЕЦ: (произносит) Я люблю Есенина такого:

Грубым дается радость.

Нежным дается печаль.

Мне ничего не надо.

Мне никого не жаль.

Жаль мне себя немного,

Жалко бездомных собак.

Эта прямая дорога

Меня привела в кабак.

Что ж выругаетесь, дьяволы?

Иль я не сын страны?

Каждый из нас закладывал

За рюмку свои штаны.

Мутно гляжу на окна.

В сердце тоска и зной.

Катится, в солнце измокнув,

Улица передо мной.

А на улице мальчик сопливый

Воздух прозрачен и сух.

Мальчик такой счастливый

И ковыряет в носу.

Ковыряй, ковыряй, мой милый

Суй туда палец весь,

Только вот с этой силой

В душу свою не лезь.

Я уж готов. Я робкий.

Глянь на бутылок рать!

Я собираю пробки –

Душу мою затыкать.

2 ЧТЕЦ:

Нет, что вы, Есенин совсем другой. Вот послушайте:

Какая ночь! Я не могу.

Не спится мне. Такая лунность.

Еще как будто берегу

В душе утраченную юность.

Подруга охладевших дней,

Не называй игру любовью,

Пусть лучше этот лунный свет

Ко мне струится к изголовью.

Пусть искаженные черты

Он обрисовывает смело, -

Ведь разлюбить не сможешь ты,

Как полюбить ты не сумела.

Любить лишь можно только раз,

Вот оттого ты мне чужая,

Что липы тщетно манят нас,

В сугробы ноги погружая.

Ведь знаю я и знаешь ты,

Что в этот отсвет лунный, синий,

На этих липах не цветы –

На этих липах снег да иней.

Что отлюбили мы давно,

Ты не меня, а я – другую,

И нам обоим все равно

Играть в любовь недорогую.

Но все ж ласкай и обнимай

В лукавой страсти поцелуя,

Пусть сердцу вечно снится май

И та, что навсегда люблю я.

3 ЧТЕЦ

Нет, Есенин – это трагический поэт, певец тоски, смерти …

В этой могиле под скромными Ивами

Спит он, зарытый землей,

С чистой душой, со святыми порывами.

С верой зари огневой.

Тихо погасли огни благодатные

В сердце страдальца земли,

И на чело, никому не понятные,

Мрачные тени легли.

Спит он, а ивы над ним наклонилися.

Свесили ветки кругом,

Точно в раздумье они погрузилися,

Думают думы о нем.

Тихо от ветра, тоски напустившего,
Плачет нахмурившись, даль.

Точно им всем, безо времени сгибшего

Бедного юношу жаль.

1-й ведущий:

Талант Есенина многогранен,  темы его творчества разнообразны, и все это своими корнями уходит в милое Константиново,  в детство. Сергей Александрович родился и рос в семье, в которой проявлялась религиозная культура. Бабушка водила внука в монастырь

за сорок верст! По субботам и воскресениям дед Федор Андреевич Титов, знаток духовных стихов и Библии, излагал ему священную историю.

Сценка «Детство Есенина»

Звучит народная музыка – звуки балалайки.

Участники: Сережа Есенин – ученик, мать и дед будущего поэта.

Мать: Скоро Сережа должен прийти, последний экзамен сдаст и все на «отлично»…

Дед: Да, дал Бог мальчика. На все село такой смышленый.

Мать: Куда его теперь, тятя? Что делать будем?

Дед: Дальше будет учиться. Вон в Спаса-Клепиках училище есть.

Мать: Так жалко от себя-то отпускать, мал еще.

Дед: А ты его к юбкам своим привяжи!

Вбегает мальчик – Сережа Есенин

Сережа: Все, сдал, сдал, на пятерки!. Вот похвальный лист дали.

Дед: А ну-ко (одевает очки) Да-а-а, Сергуня. Это да, в рамочку надо. Рамочку сделаем, на стену

повесим.

Мать: Голубчик ты мой, Сереженька. Как же ты без нас дальше будешь?

Дед: Учиться ему надо. Выучится, торговать будет. В Москве лавку свою иметь будет. Так

ведь, Сергуня?

Сережа: Нет, дед, я стихи писать хочу.

Дед: Ты, главное, выучись, а сочинять всякие глупости – это не твое дело. Вот выучишься, не

захочешь торговать, учительствовать пойдешь – тоже хорошее дело! Учитель на селе –

большой человек!

Сережа: Мам, ну чего он так.(к деду) Я, дед, хочу стихи по-настоящему писать.

Дед: А про что ты писать-то в них будешь?

Сережа: Про то, что вижу… Про то, что вокруг.. Слов у меня, дед, много.

Дед: Пустое дело. Ну если все же слово из души прет, пиши лучше про рожь да про кобыл.

Сережа: Хочу про все рассказать: и про поле за деревней, про березу старую, что над

обрывом растет, про клен во дворе, про луну на небе.. и..

( мальчик Читает стихотворение)

Выткался на озере алый свет зари.

На бору со звонами плачут глухари.

Плачет где-то иволга, схоронясь в дупло.

Только мне не плачется - на душе светло.

Знаю, выйдешь к вечеру за кольцо дорог,

Сядем в копны свежие под соседний стог.

Зацелую допьяна, изомну, как цвет,

Хмельному от радости пересуду нет.

Ты сама под ласками сбросишь шелк фаты,

Унесу я пьяную до утра в кусты.

И пускай со звонами плачут глухари,

Есть тоска веселая в алостях зари.

1 ведущий.

Главное, чем живет Сергей Есенин, что занимает его, - стихи. Он собирается послать их в Москву, он мечтал о поэтическом призвании.

2 ведущий.

И вот Москва и первая встреча с живым поэтом – А Блоком.

Позже А Блок запишет  в своем дневнике: “9 марта… 1915 года. Днем у меня был рязанский парень со стихами. Стихи свежие,

чистые, голосистые…”

А В 1916 году вышел в свет первый поэтический сборник Есенина “Радуница”.

1-й ведущий: Любое из стихотворений поэта – это иллюстрация его влюбленности в красоту родной природы, и любое из них этой любовью заразит.

Чтение стихотворения « Край любимый…»

2 ведущий.

“Сергей Есенин не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии, для выражения неисчерпаемой печали полей, любви ко всему живому в мире и милосердия, которое более всего иного – заслужено человеком. ”

ЧТЕЦ (продолжает):

… Как захожий богомолец,

Я смотрю в твои поля,

А у низеньких околиц

Звонко чахнут тополя.

Пахнет яблоком и медом

По церквам твой кроткий Спас.

И гудит за косогором

На лугах веселый пляс.

Побегу по мятой стежке

На приволь зеленых лех,

Мне навстречу, как сережки,

Прозвенит девичий смех.

Если крикнет рать святая:

“Кинь ты Русь, живи в раю!”

Я скажу: “Не надо рая!

Дайте родину мою!”

(Можно попробовать танец под какую-либо мелодию. Например, «Зеленая прическа»

(говорить с Кудряшовой или с хореографом)

ЧТЕЦ:

Я по первому снегу бреду,

В сердце ландыши вспыхнувших сил.

Ветер синею свечкой звезду

Над дорогой моей засветил.

Я не знаю, то свет или мрак?

В чаще ветер поет иль петух?

Может, вместо зимы  на полях

Это лебеди сели на луг.

Хороша ты, о белая гладь!

Греет кровь мою легкий мороз!

Так и хочется к телу прижать

Обнаженные груди берез.

О лесная, дремучая муть!

О веселье оснеженных нив!…

Так и хочется руки сомкнуть

Над древесными бедрами ив.

(“Времена года” А.И.Чайковского “Октябрь”),

1 ведущий (на фоне музыки)

“Февральская революция застала меня на фронте в одном из дисциплинарных батальонов, куда угодил за то, что отказался писать стихи в честь царя.”

ЧТЕЦ:

Война мне всю душу изъела.

За чей-то чужой интерес

Стрелял я в мне близкое тело

И грудью на брата лез.

Я понял, что я – игрушка,

В тылу же купцы да знать.

И, твердо простившись

С пушкой,

Решил лишь в стихах воевать.

Я бросил мою винтовку.

Купил себе “липу”, и вот,

С такою – то подготовкой

Я встретил семнадцатый год.

ЧТЕЦ:

О Русь, взмахни крылами,

Поставь иную крепь!

С иными именами

Встает иная степь.

<…>

сокройся, сгинь ты, племя

смердящих слов и дум!

На каменное темя

Несем мы звездный шум.

Довольно гнить и ноять,

И славить взлетом гнусь –

Уж смыла, стерла деготь

Воспрянувшая Русь!

Уж повела крылами

Ее немая крепь!

С иными именами

Встает иная степь!

2 ВЕДУЩИЙ:

Из воспоминаний Вячеслава Полонского – друга поэта: “Надо было видеть его в те годы. Ему было тесно и не по себе, он исходил песенной силой, кружился в творческом не угомоне. В нем развязались какие-то скрепы, спадали какие-то обручи… из него ключом била мужицкая стихия, разбойная удаль…”

Танец ( отв. Кудряшова А.)

1 ВЕДУЩИЙ:

В поэзии тяжелый жизненный опыт, смертельный спор душевной тьмы и света, надежд и

отчаяния выразился в острейшем цикле стихов “Москва кабацкая”.

« Я утратил опору, я устал себя мучить бесцельно». Надежду на исцеление он ищет в «голубом пожаре любви», ведь любовь

Чтец читает «Заметался пожар голубой»

Заметался пожар голубой,

Позабылись родимые дали.

В первый раз я запел про любовь,

В первый раз отрекаюсь скандалить.

Был я весь - как запущенный сад,

Был на женщин и зелие падкий.

Разонравилось пить и плясать

И терять свою жизнь без оглядки.

Мне бы только смотреть на тебя,

Видеть глаз злато-карий омут,

И чтоб, прошлое не любя,

Ты уйти не смогла к другому.

Поступь нежная, легкий стан,

Если б знала ты сердцем упорным,

Как умеет любить хулиган,

Как умеет он быть покорным.

Я б навеки забыл кабаки

И стихи бы писать забросил.

Только б тонко касаться руки

И волос твоих цветом в осень.

Я б навеки пошел за тобой

Хоть в свои, хоть в чужие дали...

В первый раз я запел про любовь,

В первый раз отрекаюсь скандалить.

2 Ведущий. От любви-страсти, иногда опустошающей человека, Есенин идет к любви-музыке, любви-исцелению . Так появляются его «Персидские мотивы»

В стихотворении «Шаганэ ты моя, Шаганэ!..» он обращается к конкретной девушке, молодой учительнице Шаганэ Тальян. Он восхищается ее красотой и рассказывает девушке о своей единственной любви, о любви к родной земле.

Чтение стихотворения. «Шаганэ ты моя, Шаганэ!

1 ведущий. Многие стихи Есенина посвящены конкретным женщинам. В стихотворении «Письмо к женщине» говорится о сложных взаимоотношениях поэта с его самой любимой женщиной Зинаидой Николаевной Райх.

Инсценированное чтение «Письмо к женщине» (взрослые участники: Св. Вал. и Мих. Вл. или М.Евг ???

1 ВЕДУЩИЙ Неумолим ход времени, ход истории и прогресса. На глазах у поэта умирала старая, патриархальная Русь.Что придет ей на смену, что ждет Россию в будущем? Сумеют ли люди сохранить красоту природы, любовь к земле, ко всему живому в мире? А это значит, сохранить и себя, и весь род человеческий!  Есенин обращается в к вопросу о смысле жизни человека, о быстротечности времени.

Песня «Отговорила роща золотая»

ВЕДУЩИЙ

Поэт  умел оценивать свою жизнь, со стороны смотреть на себя, подводить итоги…

ЧТЕЦ:

Все живое особой метой.

Отмечается с ранних пор.

Если не был бы я поэтом,

То, наверное, был мошенник и вор.

Худощавый и низкорослый.

Средь мальчишек всегда герой.

Часто, часто с разбитым носом

Приходил я к себе домой.

И навстречу испуганной маме

Я цедил сквозь кровавый рот:

“Ничего! Я споткнулся о камень

Этот к завтрому все заживет”

И теперь вот, когда простыла

Этих дней кипятковая вязь,

Беспокойная, дерзкая сила

На поэмы мои пролилась.

Золотая словесная груда,

И над каждой строкой без конца

Отражается прежняя удаль

Забияки и сорванца.

Как тогда, я отважный и гордый,

Только новью мой брызжет шаг…

Если раньше мне били в морду,

То теперь вся в крови душа.

И уже говорю я не маме,

А в чужой и хохочущий сброд:

“Ничего! Я споткнулся о камень,

это к завтраму все заживет!”

ВЕДУЩИЙ: 3 апреля 1922 года Есенину была разрешена поездка в Германию. Есенин

вылетел 10 мая в Кенегсберг. Из письма Сергея Есенина на родину:

“Родные мои! Хорошие! Что сказать мне об этом ужаснейшем царстве мещанства. Кроме

фокстрота здесь почти ничего нет…. Человека я пока еще не встречал и не знаю, где им пахнет. Пусть мы нищие, пусть у нас голод и холод, зато у нас есть душа.

ВЕДУЩИЙ: Сергей Есенин вернулся на родину в августе 1923 года.

ЧТЕЦ:

Я снова здесь, в семье родной,

Мой край, задумчивый и нежный!

Кудрявый сумрак за горой

Рукою машет белоснежной.

Седины пасмурного дня

Плывут всклокоченные мимо,

И грусть вечерняя меня

Волнует непреодолимо.

Над куполом церковных глав

Тень от зари упала ниже.

О други игрищ и забав,

Уж я вас больше не увижу!

В забвенье канули года,

Вослед и вы ушли куда-то.

И лишь по-прежнему вода

Шумит за мельницей крылатой.

И часто я в вечерней мгле,

Под звон надломленной осоки,

Молюсь дымящейся земле

О невозвратных и далеких.

ВЕДУЩИЙ: Родина, Россия была для Есенина началом всех начал. Даже имя её он

произносил с восхищением: «Россия... какое хорошее слово... и «роса», и «сила», и «синее что-то»....  Есенин — поэт-патриот. Он часто повторял:

«Моя лирика жива одной любовью, любовью к Родине. Чувство Родины — основное в моётворчества».

ЧТЕЦ:

В этом мире я только прохожий,

Ты махни мне веселой рукой.

У осеннего месяца тоже

Свет ласкающий, тихий такой.

В первый раз я от месяца греюсь,

В первый раз от прохлады согрет,

И опять и живу и надеюсь

На любовь, которой уж нет.

Это сделала наша ревнивость,

Посоленная белью песка,

И измята чья – то невинность,

И кому – то родная тоска.

Потому и навеки не скрою,

Что любить не отдельно, не врозь –

Нам одною любовью с тобой

Эту родину привелось

ВЕДУЩИЙ Раздумья Есенина о судьбе печальны и светлы. Печальны потому, что уходят

годы, чувства меркнут, острота взгляда притупляется. Безотраден вздох поэта: “Промотал я молодость без поры, без времени”. Много юных сил растрачено попусту, бесцельно. Сколько планов осталось неосуществленными, какие дороги не пройдены! “Ведь я мог дать не то, что дал, что мне давалось ради шутки”. А светлы, потому, что, несмотря ни на что, дышать и жить, видеть этот многоцветный мир, любить и быть любимым – счастье.

Звучит мелодия под гитару «Клен ты мой опавший..» ( чтец читает стихотворение)

ВЕДУЩИЙ Не секрет, что Сергей Есенин за несколько лет предчувствовал свою трагическую гибель, о чем можно найти многократные упоминания в его стихах. Нет, поэт не знал, как именно и когда это произойдет. Однако он понимал, что не вписывается в окружающиймир, который стал для него чужим и неприветливым. А значат, скоро настанет тот момент, когда, согласно вселенской логике, его следует покинуть.

ЧТЕЦ (ЧЕРНЫЙ ЧЕЛОВЕК)

Друг мой, друг мой,

Я очень и очень болен.

Сам не знаю, откуда взялась эта боль.

То ли ветер свистит

Над пустым и безлюдным полем,

То ль, как рощу в сентябрь,

Осыпает мозги алкоголь.

Ночь морозная...

Тих покой перекрестка.

Я один у окошка,

Ни гостя, ни друга не жду.

Вся равнина покрыта

Сыпучей и мягкой известкой,

И деревья, как всадники,

Съехались в нашем саду.

Где-то плачет

Ночная зловещая птица.

Деревянные всадники

Сеют копытливый стук.

Вот опять этот черный

На кресло мое садится,

Приподняв свой цилиндр

И откинув небрежно сюртук.

Не знаю, не помню,

В одном селе,

Может, в Калуге,

А может, в Рязани,

Жил мальчик

В простой крестьянской семье,

Желтоволосый,

С голубыми глазами...

И вот стал он взрослым,

К тому ж поэт,

Хоть с небольшой,

Но ухватистой силою,

И какую-то женщину,

Сорока с лишним лет,

Называл скверной девочкой

И своею милою".

...Месяц умер,

Синеет в окошко рассвет.

Ах ты, ночь!

Что ты, ночь, наковеркала?

Я в цилиндре стою.

Никого со мной нет.

Я один...

И - разбитое зеркало...

<1923-> 14 ноября 1925

(звук разбившегося зеркала)

(Исполняется песня “Мне осталась одна забава…”)

ВЕДУЩИЙ

Жизнь Есенина Сергея Александровича трагически была оборвана 28 декабря 1925 года в

гостинице “Англетер” в Ленинграде тридцати лет отраду. Но, наверное, самое главное, чтопосле прочтения есенинских стихов, пережив вместе с ним печаль и разочарования, в и тоге– вдруг очень захочется жить, и не просто – а на всю катушку! Дышать полной грудью,

любить и обязательно много успеть сделать.

ЧТЕЦ

Свищет ветер, серебряный ветер,

В шелковом шелесте снежного шума.

В первый раз я в себе заметил -

Так я еще никогда не думал.

Пусть на окошках гнилая сырость,

Я не жалею, и я не печален.

Мне все равно эта жизнь полюбилась,

Так полюбилась, как будто вначале.

Взглянет ли женщина с тихой улыбкой -

Я уж взволнован. Какие плечи!

Тройка ль проскачет дорогой зыбкой -

Я уже в ней и скачу далече.

О, мое счастье и все удачи!

Счастье людское землей любимо.

Тот, кто хоть раз на земле заплачет,-

Значит, удача промчалась мимо.

Жить нужно легче, жить нужно проще,

Все принимая, что есть на свете.

Вот почему, обалдев, над рощей

Свищет ветер, серебряный вете

ВЕДУЩИЙ

У великих поэтов одна дата – дата рождения их неповторимого таланта. Казалось бы, все, о чемписал Есенин в стихах, он рассказывал о себе. Но все это глубоко волнует каждого из нас и сегодня.За личной судьбой поэта встает его эпоха. Из далеких 20-х годов Есенин незримо шагнул в наши дни и дальше – в будущее.

Можно опять фильм и на фоне  кадров – участники.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие, посвященное творчеству А.А.Ахматовой

Внеклассное мероприятие по литературе (11 класс)«Творчество А.А.Ахматовой. Ранняя лирика» Цель вечера:продолжить знакомство с жизнью и ранним периодом творчества А.А.Ахматовой; проникнуть в поэт...

Внеклассное мероприятие по творчеству А.С. Пушкина литературный вечер "Я вас любил"

Материал представляет собой трогательный рассказ о любви поэта к своей жене Н.Н. Гончаровой и производит незабываемое впечатление на школьников....

Внеклассное мероприятие по творчеству Н.В.Гоголя

Материал для изучения жизни и творчества Н.В. Гоголя...

Внеклассное мероприятие, посвященное творчеству Н.А.Некрасова

Сценарий мероприятия направлен на развитие интереса учащихся к жизни и творчеству Н.А.Некрасова, на формирование умения публичного выступления. Содержит материал, рассказывающий об особенностях лирики...

Внеклассное мероприятие по творчеству Есенина "Есенин - стихотворная душа России"

Внеклассное мероприятие было проведено  в ходе предметной недели литературы, посвящённой 125-летию со дня рождения С.А. есенина...

Методическая разработка внеклассного мероприятия, посвященного творчеству С.Есенина "Пишу тебе с есенинских лугов"

Литературно-музыкальная композиция для учащихся старших классов, посвященная жизни и творчеству С.Есенина...

Внеклассное мероприятие по творчеству Есенина

Данное мероприятие построено как театрализованное представление. Мои ученики ставили его для учащихся ГПД,...