Внеклассное мероприятие по творчеству С. Есенина
материал по литературе на тему
Внеклассное мероприятие по творчеству С.Есенина
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_po_tvorchestvu_esenina.doc | 71.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеклассное мероприятие по литературе, посвященное
творчеству С.А. Есенина
«А душу можно ль рассказать.?»
(Фрагмент из кинофильма “Есенин”) . песня Сафаровой.
Выходят ведущие.
1 Ведущий.
Тоскуют, тоскуют березы,
Осенним исходят дождем
И желтые листья, как слезы,
Роняют и ночью и днем.
Дрожат от мороза под утро,
И вдруг замирают в забвенье,
И шепчут тоскливо кому-то:
“Есенин, Есенин, Есенин…”
2 ВЕДУЩИЙ Неведомо движение времени. Одно поколение сменяет другое. Русь
вступила в XXI-й век. Движется, живёт по своим законам мир поэзии,
Непрерывно нарождаются и вспыхивают в этом чудесном мире поэтические звёздочки и звёзды.
Имя одной из таких звёзд в созвездии поэтической России - СЕРГЕЙ ЕСЕНИН. Оно вечно...
1 ведущий.
3 октября - 120 лет со дня рождения Сергея Александровича. А 28 декабря - 90 лет со
дня его трагической гибели. Дата рождения и дата смерти. Еще одна трагически оборванная жизнь. Тридцать лет, прожитых поэтом на земле… Много это или мало? В старину говорили: “Жизнь ценится не за длину”. “Ведь я мог дать не то, что дал”, – признавался поэт незадолго до гибели. Но и то, что он дал, это очень много, это целый мир, он живет, движется переливается всеми цветами радуги…
2 ВЕДУЩИЙ Так какой же он, наш любимый поэт, что мы можем сказать о нем?
Выходят несколько чтецов со сборниками Есенина в руках????
1 ЧТЕЦ: (произносит) Я люблю Есенина такого:
Грубым дается радость.
Нежным дается печаль.
Мне ничего не надо.
Мне никого не жаль.
Жаль мне себя немного,
Жалко бездомных собак.
Эта прямая дорога
Меня привела в кабак.
Что ж выругаетесь, дьяволы?
Иль я не сын страны?
Каждый из нас закладывал
За рюмку свои штаны.
Мутно гляжу на окна.
В сердце тоска и зной.
Катится, в солнце измокнув,
Улица передо мной.
А на улице мальчик сопливый
Воздух прозрачен и сух.
Мальчик такой счастливый
И ковыряет в носу.
Ковыряй, ковыряй, мой милый
Суй туда палец весь,
Только вот с этой силой
В душу свою не лезь.
Я уж готов. Я робкий.
Глянь на бутылок рать!
Я собираю пробки –
Душу мою затыкать.
2 ЧТЕЦ:
Нет, что вы, Есенин совсем другой. Вот послушайте:
Какая ночь! Я не могу.
Не спится мне. Такая лунность.
Еще как будто берегу
В душе утраченную юность.
Подруга охладевших дней,
Не называй игру любовью,
Пусть лучше этот лунный свет
Ко мне струится к изголовью.
Пусть искаженные черты
Он обрисовывает смело, -
Ведь разлюбить не сможешь ты,
Как полюбить ты не сумела.
Любить лишь можно только раз,
Вот оттого ты мне чужая,
Что липы тщетно манят нас,
В сугробы ноги погружая.
Ведь знаю я и знаешь ты,
Что в этот отсвет лунный, синий,
На этих липах не цветы –
На этих липах снег да иней.
Что отлюбили мы давно,
Ты не меня, а я – другую,
И нам обоим все равно
Играть в любовь недорогую.
Но все ж ласкай и обнимай
В лукавой страсти поцелуя,
Пусть сердцу вечно снится май
И та, что навсегда люблю я.
3 ЧТЕЦ
Нет, Есенин – это трагический поэт, певец тоски, смерти …
В этой могиле под скромными Ивами
Спит он, зарытый землей,
С чистой душой, со святыми порывами.
С верой зари огневой.
Тихо погасли огни благодатные
В сердце страдальца земли,
И на чело, никому не понятные,
Мрачные тени легли.
Спит он, а ивы над ним наклонилися.
Свесили ветки кругом,
Точно в раздумье они погрузилися,
Думают думы о нем.
Тихо от ветра, тоски напустившего,
Плачет нахмурившись, даль.
Точно им всем, безо времени сгибшего
Бедного юношу жаль.
1-й ведущий:
Талант Есенина многогранен, темы его творчества разнообразны, и все это своими корнями уходит в милое Константиново, в детство. Сергей Александрович родился и рос в семье, в которой проявлялась религиозная культура. Бабушка водила внука в монастырь
за сорок верст! По субботам и воскресениям дед Федор Андреевич Титов, знаток духовных стихов и Библии, излагал ему священную историю.
Сценка «Детство Есенина»
Звучит народная музыка – звуки балалайки.
Участники: Сережа Есенин – ученик, мать и дед будущего поэта.
Мать: Скоро Сережа должен прийти, последний экзамен сдаст и все на «отлично»…
Дед: Да, дал Бог мальчика. На все село такой смышленый.
Мать: Куда его теперь, тятя? Что делать будем?
Дед: Дальше будет учиться. Вон в Спаса-Клепиках училище есть.
Мать: Так жалко от себя-то отпускать, мал еще.
Дед: А ты его к юбкам своим привяжи!
Вбегает мальчик – Сережа Есенин
Сережа: Все, сдал, сдал, на пятерки!. Вот похвальный лист дали.
Дед: А ну-ко (одевает очки) Да-а-а, Сергуня. Это да, в рамочку надо. Рамочку сделаем, на стену
повесим.
Мать: Голубчик ты мой, Сереженька. Как же ты без нас дальше будешь?
Дед: Учиться ему надо. Выучится, торговать будет. В Москве лавку свою иметь будет. Так
ведь, Сергуня?
Сережа: Нет, дед, я стихи писать хочу.
Дед: Ты, главное, выучись, а сочинять всякие глупости – это не твое дело. Вот выучишься, не
захочешь торговать, учительствовать пойдешь – тоже хорошее дело! Учитель на селе –
большой человек!
Сережа: Мам, ну чего он так.(к деду) Я, дед, хочу стихи по-настоящему писать.
Дед: А про что ты писать-то в них будешь?
Сережа: Про то, что вижу… Про то, что вокруг.. Слов у меня, дед, много.
Дед: Пустое дело. Ну если все же слово из души прет, пиши лучше про рожь да про кобыл.
Сережа: Хочу про все рассказать: и про поле за деревней, про березу старую, что над
обрывом растет, про клен во дворе, про луну на небе.. и..
( мальчик Читает стихотворение)
Выткался на озере алый свет зари.
На бору со звонами плачут глухари.
Плачет где-то иволга, схоронясь в дупло.
Только мне не плачется - на душе светло.
Знаю, выйдешь к вечеру за кольцо дорог,
Сядем в копны свежие под соседний стог.
Зацелую допьяна, изомну, как цвет,
Хмельному от радости пересуду нет.
Ты сама под ласками сбросишь шелк фаты,
Унесу я пьяную до утра в кусты.
И пускай со звонами плачут глухари,
Есть тоска веселая в алостях зари.
1 ведущий.
Главное, чем живет Сергей Есенин, что занимает его, - стихи. Он собирается послать их в Москву, он мечтал о поэтическом призвании.
2 ведущий.
И вот Москва и первая встреча с живым поэтом – А Блоком.
Позже А Блок запишет в своем дневнике: “9 марта… 1915 года. Днем у меня был рязанский парень со стихами. Стихи свежие,
чистые, голосистые…”
А В 1916 году вышел в свет первый поэтический сборник Есенина “Радуница”.
1-й ведущий: Любое из стихотворений поэта – это иллюстрация его влюбленности в красоту родной природы, и любое из них этой любовью заразит.
Чтение стихотворения « Край любимый…»
2 ведущий.
“Сергей Есенин не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии, для выражения неисчерпаемой печали полей, любви ко всему живому в мире и милосердия, которое более всего иного – заслужено человеком. ”
ЧТЕЦ (продолжает):
… Как захожий богомолец,
Я смотрю в твои поля,
А у низеньких околиц
Звонко чахнут тополя.
Пахнет яблоком и медом
По церквам твой кроткий Спас.
И гудит за косогором
На лугах веселый пляс.
Побегу по мятой стежке
На приволь зеленых лех,
Мне навстречу, как сережки,
Прозвенит девичий смех.
Если крикнет рать святая:
“Кинь ты Русь, живи в раю!”
Я скажу: “Не надо рая!
Дайте родину мою!”
(Можно попробовать танец под какую-либо мелодию. Например, «Зеленая прическа»
(говорить с Кудряшовой или с хореографом)
ЧТЕЦ:
Я по первому снегу бреду,
В сердце ландыши вспыхнувших сил.
Ветер синею свечкой звезду
Над дорогой моей засветил.
Я не знаю, то свет или мрак?
В чаще ветер поет иль петух?
Может, вместо зимы на полях
Это лебеди сели на луг.
Хороша ты, о белая гладь!
Греет кровь мою легкий мороз!
Так и хочется к телу прижать
Обнаженные груди берез.
О лесная, дремучая муть!
О веселье оснеженных нив!…
Так и хочется руки сомкнуть
Над древесными бедрами ив.
(“Времена года” А.И.Чайковского “Октябрь”),
1 ведущий (на фоне музыки)
“Февральская революция застала меня на фронте в одном из дисциплинарных батальонов, куда угодил за то, что отказался писать стихи в честь царя.”
ЧТЕЦ:
Война мне всю душу изъела.
За чей-то чужой интерес
Стрелял я в мне близкое тело
И грудью на брата лез.
Я понял, что я – игрушка,
В тылу же купцы да знать.
И, твердо простившись
С пушкой,
Решил лишь в стихах воевать.
Я бросил мою винтовку.
Купил себе “липу”, и вот,
С такою – то подготовкой
Я встретил семнадцатый год.
ЧТЕЦ:
О Русь, взмахни крылами,
Поставь иную крепь!
С иными именами
Встает иная степь.
<…>
сокройся, сгинь ты, племя
смердящих слов и дум!
На каменное темя
Несем мы звездный шум.
Довольно гнить и ноять,
И славить взлетом гнусь –
Уж смыла, стерла деготь
Воспрянувшая Русь!
Уж повела крылами
Ее немая крепь!
С иными именами
Встает иная степь!
2 ВЕДУЩИЙ:
Из воспоминаний Вячеслава Полонского – друга поэта: “Надо было видеть его в те годы. Ему было тесно и не по себе, он исходил песенной силой, кружился в творческом не угомоне. В нем развязались какие-то скрепы, спадали какие-то обручи… из него ключом била мужицкая стихия, разбойная удаль…”
Танец ( отв. Кудряшова А.)
1 ВЕДУЩИЙ:
В поэзии тяжелый жизненный опыт, смертельный спор душевной тьмы и света, надежд и
отчаяния выразился в острейшем цикле стихов “Москва кабацкая”.
« Я утратил опору, я устал себя мучить бесцельно». Надежду на исцеление он ищет в «голубом пожаре любви», ведь любовь
Чтец читает «Заметался пожар голубой»
Заметался пожар голубой,
Позабылись родимые дали.
В первый раз я запел про любовь,
В первый раз отрекаюсь скандалить.
Был я весь - как запущенный сад,
Был на женщин и зелие падкий.
Разонравилось пить и плясать
И терять свою жизнь без оглядки.
Мне бы только смотреть на тебя,
Видеть глаз злато-карий омут,
И чтоб, прошлое не любя,
Ты уйти не смогла к другому.
Поступь нежная, легкий стан,
Если б знала ты сердцем упорным,
Как умеет любить хулиган,
Как умеет он быть покорным.
Я б навеки забыл кабаки
И стихи бы писать забросил.
Только б тонко касаться руки
И волос твоих цветом в осень.
Я б навеки пошел за тобой
Хоть в свои, хоть в чужие дали...
В первый раз я запел про любовь,
В первый раз отрекаюсь скандалить.
2 Ведущий. От любви-страсти, иногда опустошающей человека, Есенин идет к любви-музыке, любви-исцелению . Так появляются его «Персидские мотивы»
В стихотворении «Шаганэ ты моя, Шаганэ!..» он обращается к конкретной девушке, молодой учительнице Шаганэ Тальян. Он восхищается ее красотой и рассказывает девушке о своей единственной любви, о любви к родной земле.
Чтение стихотворения. «Шаганэ ты моя, Шаганэ!
1 ведущий. Многие стихи Есенина посвящены конкретным женщинам. В стихотворении «Письмо к женщине» говорится о сложных взаимоотношениях поэта с его самой любимой женщиной Зинаидой Николаевной Райх.
Инсценированное чтение «Письмо к женщине» (взрослые участники: Св. Вал. и Мих. Вл. или М.Евг ???
1 ВЕДУЩИЙ Неумолим ход времени, ход истории и прогресса. На глазах у поэта умирала старая, патриархальная Русь.Что придет ей на смену, что ждет Россию в будущем? Сумеют ли люди сохранить красоту природы, любовь к земле, ко всему живому в мире? А это значит, сохранить и себя, и весь род человеческий! Есенин обращается в к вопросу о смысле жизни человека, о быстротечности времени.
Песня «Отговорила роща золотая»
ВЕДУЩИЙ
Поэт умел оценивать свою жизнь, со стороны смотреть на себя, подводить итоги…
ЧТЕЦ:
Все живое особой метой.
Отмечается с ранних пор.
Если не был бы я поэтом,
То, наверное, был мошенник и вор.
Худощавый и низкорослый.
Средь мальчишек всегда герой.
Часто, часто с разбитым носом
Приходил я к себе домой.
И навстречу испуганной маме
Я цедил сквозь кровавый рот:
“Ничего! Я споткнулся о камень
Этот к завтрому все заживет”
И теперь вот, когда простыла
Этих дней кипятковая вязь,
Беспокойная, дерзкая сила
На поэмы мои пролилась.
Золотая словесная груда,
И над каждой строкой без конца
Отражается прежняя удаль
Забияки и сорванца.
Как тогда, я отважный и гордый,
Только новью мой брызжет шаг…
Если раньше мне били в морду,
То теперь вся в крови душа.
И уже говорю я не маме,
А в чужой и хохочущий сброд:
“Ничего! Я споткнулся о камень,
это к завтраму все заживет!”
ВЕДУЩИЙ: 3 апреля 1922 года Есенину была разрешена поездка в Германию. Есенин
вылетел 10 мая в Кенегсберг. Из письма Сергея Есенина на родину:
“Родные мои! Хорошие! Что сказать мне об этом ужаснейшем царстве мещанства. Кроме
фокстрота здесь почти ничего нет…. Человека я пока еще не встречал и не знаю, где им пахнет. Пусть мы нищие, пусть у нас голод и холод, зато у нас есть душа.
ВЕДУЩИЙ: Сергей Есенин вернулся на родину в августе 1923 года.
ЧТЕЦ:
Я снова здесь, в семье родной,
Мой край, задумчивый и нежный!
Кудрявый сумрак за горой
Рукою машет белоснежной.
Седины пасмурного дня
Плывут всклокоченные мимо,
И грусть вечерняя меня
Волнует непреодолимо.
Над куполом церковных глав
Тень от зари упала ниже.
О други игрищ и забав,
Уж я вас больше не увижу!
В забвенье канули года,
Вослед и вы ушли куда-то.
И лишь по-прежнему вода
Шумит за мельницей крылатой.
И часто я в вечерней мгле,
Под звон надломленной осоки,
Молюсь дымящейся земле
О невозвратных и далеких.
ВЕДУЩИЙ: Родина, Россия была для Есенина началом всех начал. Даже имя её он
произносил с восхищением: «Россия... какое хорошее слово... и «роса», и «сила», и «синее что-то».... Есенин — поэт-патриот. Он часто повторял:
«Моя лирика жива одной любовью, любовью к Родине. Чувство Родины — основное в моётворчества».
ЧТЕЦ:
В этом мире я только прохожий,
Ты махни мне веселой рукой.
У осеннего месяца тоже
Свет ласкающий, тихий такой.
В первый раз я от месяца греюсь,
В первый раз от прохлады согрет,
И опять и живу и надеюсь
На любовь, которой уж нет.
Это сделала наша ревнивость,
Посоленная белью песка,
И измята чья – то невинность,
И кому – то родная тоска.
Потому и навеки не скрою,
Что любить не отдельно, не врозь –
Нам одною любовью с тобой
Эту родину привелось
ВЕДУЩИЙ Раздумья Есенина о судьбе печальны и светлы. Печальны потому, что уходят
годы, чувства меркнут, острота взгляда притупляется. Безотраден вздох поэта: “Промотал я молодость без поры, без времени”. Много юных сил растрачено попусту, бесцельно. Сколько планов осталось неосуществленными, какие дороги не пройдены! “Ведь я мог дать не то, что дал, что мне давалось ради шутки”. А светлы, потому, что, несмотря ни на что, дышать и жить, видеть этот многоцветный мир, любить и быть любимым – счастье.
Звучит мелодия под гитару «Клен ты мой опавший..» ( чтец читает стихотворение)
ВЕДУЩИЙ Не секрет, что Сергей Есенин за несколько лет предчувствовал свою трагическую гибель, о чем можно найти многократные упоминания в его стихах. Нет, поэт не знал, как именно и когда это произойдет. Однако он понимал, что не вписывается в окружающиймир, который стал для него чужим и неприветливым. А значат, скоро настанет тот момент, когда, согласно вселенской логике, его следует покинуть.
ЧТЕЦ (ЧЕРНЫЙ ЧЕЛОВЕК)
Друг мой, друг мой,
Я очень и очень болен.
Сам не знаю, откуда взялась эта боль.
То ли ветер свистит
Над пустым и безлюдным полем,
То ль, как рощу в сентябрь,
Осыпает мозги алкоголь.
Ночь морозная...
Тих покой перекрестка.
Я один у окошка,
Ни гостя, ни друга не жду.
Вся равнина покрыта
Сыпучей и мягкой известкой,
И деревья, как всадники,
Съехались в нашем саду.
Где-то плачет
Ночная зловещая птица.
Деревянные всадники
Сеют копытливый стук.
Вот опять этот черный
На кресло мое садится,
Приподняв свой цилиндр
И откинув небрежно сюртук.
Не знаю, не помню,
В одном селе,
Может, в Калуге,
А может, в Рязани,
Жил мальчик
В простой крестьянской семье,
Желтоволосый,
С голубыми глазами...
И вот стал он взрослым,
К тому ж поэт,
Хоть с небольшой,
Но ухватистой силою,
И какую-то женщину,
Сорока с лишним лет,
Называл скверной девочкой
И своею милою".
...Месяц умер,
Синеет в окошко рассвет.
Ах ты, ночь!
Что ты, ночь, наковеркала?
Я в цилиндре стою.
Никого со мной нет.
Я один...
И - разбитое зеркало...
<1923-> 14 ноября 1925
(звук разбившегося зеркала)
(Исполняется песня “Мне осталась одна забава…”)
ВЕДУЩИЙ
Жизнь Есенина Сергея Александровича трагически была оборвана 28 декабря 1925 года в
гостинице “Англетер” в Ленинграде тридцати лет отраду. Но, наверное, самое главное, чтопосле прочтения есенинских стихов, пережив вместе с ним печаль и разочарования, в и тоге– вдруг очень захочется жить, и не просто – а на всю катушку! Дышать полной грудью,
любить и обязательно много успеть сделать.
ЧТЕЦ
Свищет ветер, серебряный ветер,
В шелковом шелесте снежного шума.
В первый раз я в себе заметил -
Так я еще никогда не думал.
Пусть на окошках гнилая сырость,
Я не жалею, и я не печален.
Мне все равно эта жизнь полюбилась,
Так полюбилась, как будто вначале.
Взглянет ли женщина с тихой улыбкой -
Я уж взволнован. Какие плечи!
Тройка ль проскачет дорогой зыбкой -
Я уже в ней и скачу далече.
О, мое счастье и все удачи!
Счастье людское землей любимо.
Тот, кто хоть раз на земле заплачет,-
Значит, удача промчалась мимо.
Жить нужно легче, жить нужно проще,
Все принимая, что есть на свете.
Вот почему, обалдев, над рощей
Свищет ветер, серебряный вете
ВЕДУЩИЙ
У великих поэтов одна дата – дата рождения их неповторимого таланта. Казалось бы, все, о чемписал Есенин в стихах, он рассказывал о себе. Но все это глубоко волнует каждого из нас и сегодня.За личной судьбой поэта встает его эпоха. Из далеких 20-х годов Есенин незримо шагнул в наши дни и дальше – в будущее.
Можно опять фильм и на фоне кадров – участники.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие, посвященное творчеству А.А.Ахматовой
Внеклассное мероприятие по литературе (11 класс)«Творчество А.А.Ахматовой. Ранняя лирика» Цель вечера:продолжить знакомство с жизнью и ранним периодом творчества А.А.Ахматовой; проникнуть в поэт...
Внеклассное мероприятие по творчеству А.С. Пушкина литературный вечер "Я вас любил"
Материал представляет собой трогательный рассказ о любви поэта к своей жене Н.Н. Гончаровой и производит незабываемое впечатление на школьников....
Внеклассное мероприятие по творчеству Н.В.Гоголя
Материал для изучения жизни и творчества Н.В. Гоголя...
Внеклассное мероприятие, посвященное творчеству Н.А.Некрасова
Сценарий мероприятия направлен на развитие интереса учащихся к жизни и творчеству Н.А.Некрасова, на формирование умения публичного выступления. Содержит материал, рассказывающий об особенностях лирики...
Внеклассное мероприятие по творчеству Есенина "Есенин - стихотворная душа России"
Внеклассное мероприятие было проведено в ходе предметной недели литературы, посвящённой 125-летию со дня рождения С.А. есенина...
Методическая разработка внеклассного мероприятия, посвященного творчеству С.Есенина "Пишу тебе с есенинских лугов"
Литературно-музыкальная композиция для учащихся старших классов, посвященная жизни и творчеству С.Есенина...
Внеклассное мероприятие по творчеству Есенина
Данное мероприятие построено как театрализованное представление. Мои ученики ставили его для учащихся ГПД,...