памятки
картотека по литературе на тему
Предварительный просмотр:
ПАМЯТКА №1
РАБОТА НАД СТИХОТВОРЕНИЕМ
- Назовите стихотворение и ее автора.
- Прочитайте стихотворение. О чем рассказывает поэт?
- Прочитайте стихотворение еще раз. Попробуйте нарисовать словесные картины к этому стихотворению. Какими отрывками можно подписать картинки?
- Какие слова и выражения применил автор, чтобы лучше представить себе природу и героев произведения?
- Какие чувства выражает поэт в стихотворении?
- Что вам понравилось в стихотворении?
- Приготовьтесь к выразительному чтению:
- Прочитайте в лицах;
- Прочитайте по ролям;
- Выберите темп чтения, определите общий тон чтения (ласково, тихо или громко, не спеша или быстро, таинственно, весело или грустно)
8. От имени кого написано стихотворение?
ПАМЯТКА № 2
РАБОТА НАД СКАЗКОЙ
- Как называется сказка? Кто ее сочинил?
- Перечитайте сказку. Как вы думаете, какая она: поучительная, героическая, юмористическая?
- Кто в сказке действует, какие это герои?
- Какие события описываются в сказке?
- Побеждает ли кто – нибудь в сказке и почему?
- Найдите в тексте сказки слова и выражения, которые хочется запомнить.
- Как относится автор сказки к своим героям?
- Что из этой сказки запомнилось вам больше всего?
- Какую пользу принесет сказка тем, кто ее прочитает?
- Чему сказка научит своих читателей?
ПАМЯТКА № 3
РАБОТА НАД РАССКАЗОМ
- Как называется рассказ? Кто его написал?
- Прочитайте рассказ. Когда происходит действие, которое в нем описывается?
- Назовите действующих лиц. Что вы о них знаете?
- Что случилось с героями? Как они себя вели? Кто из действующих лиц понравился вам и чем именно?
- О чем вы думали, слушая рассказ?
Первичное чтение рассказа
- Какое название рассказа? Как вы думаете, о чем он расскажет?
- Кто автор рассказа? Какие еще произведения написал этот автор?
- Слушайте рассказ, запоминайте непонятные слова и выражения.
- Рассмотрите иллюстрации к рассказу.
Составление плана по рассказу
- Послушайте рассказ.
- Разделите его на смысловые части.
- Найдите главное в каждой части.
- Назовите каждую часть (придумайте заголовок).
- Составьте план рассказа.
- Перескажите рассказ по плану.
ПАМЯТКА № 4
РАБОТА НАД БАСНЕЙ
- Как называется басня? Кто ее автор?
- Послушайте басню. Какие события в ней описываются?
- Кто действует в басне?
- Какими показаны герои басни? Как описывает их автор?
- Что осуждается в басне?
- Как автор относится к событиям, описанным в басне?
- Как он относится к действующим лицам?
- Что должен понять читатель из этой басни?
ПАМЯТКА № 5
ПЛАН АНАЛИЗА СКАЗКИ
- Прочитай сказку. Обрати внимание на то, есть ли у нее автор или она относится к устному народному творчеству.
- Как ты думаешь: что в этой сказке взято из реальной жизни, а что в ней вымышлено?
- Что тебя в этой сказке больше увлекло: сюжет (основные события) или описание волшебства? Какие волшебные предметы из этой сказки стали частью нашей реальной жизни? Чего на самом деле никогда не может быть?
- Какой момент в сказке можно считать самым захватывающим?
- Назови положительных и отрицательных героев этой сказки, перечисли их основные черты их характеров, вспомни самые значительные поступки.
- Какому герою ты больше всего сопереживал? Опиши, какие чувства ты испытывал вместе с героем.
- Какими пословицами ты бы мог передать основную мысль этой сказки? В какой фразе сказки выражена ее главная мысль?
- Знаешь ли ты другие сказки, в чем-то близкие по сюжету, замыслу и характеру главного героя
ПАМЯТКА № 6
ПРИЗНАКИ СКАЗКИ
1.Вид сказки
2.Зачин
3.Волшебные предметы
4.Сказочные слова и выражения
5.Троекратный повтор
6. Борьба добра и зла
7.Добро побеждает зло
8.Концовка
ПАМЯТКА № 7
ОТЗЫВ О ПРОЧИТАННОЙ КНИГЕ (вариант 1)
- Автор книги.
- Название книги.
- Перечисли главных героев. Какой герой любимый, почему?
- Напиши, какие приключения показались тебе самыми интересными.
- Чему научила тебя эта книга?
ОТЗЫВ О ПРОЧИТАННОЙ КНИГЕ (вариант 2)
- Автор книги.
- Название книги.
- Перечислить главных героев с кратким пояснением, кто они.
- Краткий пересказ самых захватывающих моментов книги.
- Чему научила тебя эта книга? О чем заставила тебя задуматься?
ОТЗЫВ О ПРОЧИТАННОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ
1.Автор
2.Название произведения
3.Жанр произведения
4.О чем этот текст?
5.Кто из героев понравился и почему
ПАМЯТКА № 8
ПЛАН УСТНОГО РАССКАЗА О КНИГЕ
1.Покажи книгу.
2.Назови автора, художника, издателей
3.Познакомь нас с тематикой: из чего она состоит (из одного произведения или из нескольких)
4.Назови героев книги
5.Что происходит с героем (героями) книги?
6.Самое интересное – зачитай.
7.Вырази свое отношение к герою ( героям)
8.Понравилась тебе книга
ПАМЯТКА № 9
ПЛАН РАССКАЗА О ПИСАТЕЛЕ
1.Фамилия, имя, отчество
2.Когда и сколько лет жил
3.Детство писателя
4.Где учился
5.О ком или о чем писал
6.Что ты читал из его произведений
7.Что тебе больше всего понравилось? Почему?
ПАМЯТКА № 10
ПЛАН РАССКАЗА О ГЕРОЕ
- Расскажи о понравившемся герое.
Начни так … Мне очень понравился( ась)… Мне очень запомнился(ась)… Мне показался интересным… Я восхищаюсь… Мне очень не понравился(ась)
- Опиши внешность героя (его лицо, одежду, манеру поведения ).
- Вспомни, в каких поступках, мыслях, действиях, лучше всего раскрывается характер героя?
- Перечисли основные черты характера понравившегося (непонравившегося) героя.
- Расскажи о его взаимоотношениях с другими персонажами.
- Назови героев других произведений, которые в чем-то схожи с этим персонажем.
- Подумай и скажи, в чем тебе самому хотелось (не хотелось) бы походить на этого героя?
- Вспомни, какая из пословиц, поговорок и крылатых фраз могла бы лучше всего передать характер этого героя?
- Если бы ты был художником, то в какой момент изобразил бы своего любимого героя, какое бы у него было выражение лица, как бы ты его одел, что было бы вокруг?
ЖАНРЫ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ
Повествовательный жанр
- Басня - небольшое произведение в стихах или прозе с нравоучительным, сатирическим или ироническим содержанием. С помощью образов животных, неодушевленных предметов в басне осуждаются, высмеиваются недостатки, пороки людей. Основная мысль в басне - мораль. Она обычно находится в начале или в конце басни.
- Сказка - вид устного народного творчества в прозе или в стихах о вымышленных событиях. По содержанию сказки бываю волшебные, бытовые, сатирические, о животных.
- Рассказ - небольшое художественное произведение, в котором изображается характер героя, одно или несколько событий из его жизни.
- Повесть - литературное произведение описательно-повествовательного жанра.
Лирический жанр
- Стихотворение - небольшое поэтическое произведение в стихотворной форме.
- Песня - стихотворение, предназначенное для пения.
- Былина - русская песня, поэма о богатырях и народных героях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ «От лица ребенка» для общения с ним
будет интересно для подготовки к родительскому собранию, посвященному взаимоотношениям в семье....
Памятки по обучению оптимальному темпу чтения
Эти памятки разработаны мною в помощь учителям, применяющим метод обучения оптимальному темпу чтения, родителям, помогающим своим детям научиться читать в оптимальном темпе 120-150 слов в ...
Памятка родителям- Памятка для родителей по предупреждению детской агрессивности
Памятка родителям- Памятка для родителей по предупреждению детской агрессивности...
Памятка родителям- Памятка представителя родительской общественности
Памятка родителям- Памятка представителя родительской общественности...
памятки ПРАВИЛА ПЕРЕВОЗКИ ДЕТЕЙ В АВТОМОБИЛЕ, ПАМЯТКА ЮНОГО ПЕШЕХОДА
ПАМЯТКА ЮНОГО ПЕШЕХОДА,ПРАВИЛА ПЕРЕВОЗКИ ДЕТЕЙ В АВТОМОБИЛЕ...
КАРТОТЕКА: «ПАМЯТКИ, БУКЛЕТЫ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ». Памятка «Чтобы воспитать Человека» Нужно!
Принимать ребенка таким, каков он есть, чтобы при любых обстоятельствах он был уверен в неизменности вашей любви к нему.Стремиться понять, о чем он думает, чего хочет, почему ведет себя так, а не...
Памятка «Порядок и процедура аттестации педагогических работников на квалификационную категорию (памятка для педагогических работников Санкт-Петербурга)»
В памятке описывается порядок и процедура аттестации педагогических работников на первую или высшую квалификационную категорию. Материал адресован в первую очередь педагогическим работникам учреждений...