Викторина по "южным" поэмам А.С.Пушкина 9 - 10 класс
методическая разработка по литературе (9, 10 класс) на тему

Мурхусаева Галина Михайловна

Игровые технологии на уроках - прекрасное средство  формирования познавательных УУД

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл viktorina_po_yuzhnym_poemam_pushkina.docx25.59 КБ

Предварительный просмотр:

Викторина «Умники и умницы»

Тема: Жизнь и творчество А.С.Пушкина в период южной ссылки

(поэмы «Кавказский пленник», «Бахчисарайский фонтан», «Цыганы»)

Игру можно провести в 9 – 10 классах  при обращении к творчеству А.С.Пушкина.

1. Объявление условий игры

2.Представление жюри

3.Представление игроков

4.Розыгрыш дорожек  (за 2 мин. похвальное слово поэту)

Состязание

1 агон

Вопросы для участника на 1 дорожке (допускается 2 неправильных ответа)

1. Кто вы? Ваша пламенная младость начиналась без забот, но бурной жизнью вы погубили надежду, радость и желанье, в сердцах друзей нашли измену, вам наскучила презренная суета и вы, отступник света, друг природы, покинули родной предел.   (кавказский пленник)

2.Обращаясь к ней, А.С.Пушкин писал, что и вы «с верой, пламенной мольбой» её «гордый идол» обнимали. Позвольте узнать, кто или что был или было вашим идолом?

(Свобода! Он одной тебя ещё искал в пустынном мире и с верой, пламенной мольбой твой гордый идол обнимал)

3. Русский язык.

Меж горцев пле(нн, н)ик наблюдал

Их веру, нравы, восп..танье,

Любил их жизни простоту,

Гостепр….мство, жажду брани…

4.Вас освободила черкешенка?

Не вспомните ли, что вы предложили ей в благодарность за столь смелые и решительные действия?

(Я твой навек, я твой до гроба.

Ужасный край оставим оба,

Беги со мной…)

Вопрос теоретикам:

Почему черкешенка не бежала вместе с пленником?

(Возможно ль? Ты любил другую!..

Найди её, люби её)

1 агон

Вопросы для участника  на 2 дорожке (допускается 1 неправильный ответ)

Вопрос теоретикам:

Но кто в сиянии луны

Среди глубокой тишины

Идет, украдкою ступая?

(пред ним, с приветом нежным и немым, стоит черкешенка младая)

 Вопросы игроку на 2 дорожке

1. Вы черкешенка! Что вы делали в первую встречу с пленным русским? Изобразите

(колена преклонив, она к его устам

Кумыс прохладный подносит тихою рукой.

И долго, долго перед ним она, задумчива, сидела.;

Как бы участием немым утешить пленника хотела;

Уста невольно каждый час

С начатой речью открывались;

Она вздыхала и не раз слезами очи наполнялись)

2. Русский язык:

«Беги, - сказала дева гор, -

Нигде черке тебя не встретит.

Спеши; не трать ночных часов;

Возьми кинжал: твоих следов

Никто во мраке не заметит.»

3. Русский  для вашего народа - враг.

Почему же вы скрашивали жизнь пленника?

(Впервые девственной душой

Она любила, знала счастье.

«Люблю тебя, невольник милый,

Душа тобой упоена…»)

Вопрос теоретикам:

1.Что сталось с черкешенкой?

(она бросилась в воды бурной реки:

«И при луне в водах блеснувших струистый исчезает круг»)

2. Пушкин предсказал её конец. Вспомните это предсказание, прозвучавшее из уст самой черкешенки.

(Меня отец и брат суровый немилому продать хотят

В чужой аул ценою злата;

Но умолю отца и брата,

Не то – найду кинжал иль яд!)

1 агон

Вопросы для участника 3 дорожки

(ошибки не допускаются)

1. Александр Сергеевич, к кому вы обращались со словами: «Прими с улыбкою, мой друг,

Свободной музы приношенье;

Тебе я посвятил изгнанной лиры пенье

И вдохновенный свой досуг»

(Николаю Раевскому)

Вопрос теоретикам:

 Дружба Пушкина и Раевского укрепилась в дни совместного путешествия по Крыму и Кавказу. Вам известно, что со времени изгнания из столицы Поэт был подавлен и почти 4 месяца ничего не писал. И вот после долгого отсутствия Муза вновь вернулась к Пушкину. На какое произведение подвигла она его, когда Поэт с семьей Раевских переезжал на военном бриге «Мингрелия» из Керчи в Гурзуф?

 (Элегия «Погасло дневное светило»)

Можно предложить прочитать наизусть

2.Александр 1 был вашим гонителем, это он высказался о вас: «Пушкина надобно сослать в Сибирь: он наводнил Россию возмутительными стихами» - и вы лишились возможности на долгие 6 лет  вращаться в кругу  друзей и почитателей своего таланта. Для вас это было тяжелым испытанием. Какие чувства вы испытываете к к царю сейчас, когда вновь вернулись в столицу?

(Он человек! Им властвует мгновенье.

Он раб молвы, сомнений и страстей;

Простим ему неправое гоненье:

Он взял Париж, он основал лицей)

Вопросы к теоретикам по окончании агона:

Назовите населенные пункты, где побывал Пушкин во время южной ссылки:

(Екатеринослав – Керчь – Гурзуф – Минеральные Воды -  Пятигорск – Алупка – Симеиз – Севастополь – Бахчисарай – Одесса – Кишинев.   Всего 11 мест)

2 агон

Розыгрыш дорожек:

Твоя серебряная пыль меня кропит росою хладной:

Ах, лейся, лейся, ключ отрадный!

Журчи, журчи свою мне быль…

Какую быль «нажурчал» ключ отрадный Поэту? (Поэму «Бахчисарайский фонтан»)

Оставшиеся должны вспомнить строки из монологов Заремы или Марии.

1 дорожка

1. Кто вы?

Вокруг лилейного чела

Ты косу дважды обвила;

Твои пленительные очи

Яснее дня, чернее ночи.

Ваш голос выразит сильней

Порывы пламенных желаний.                            (Зарема)

2.Звезда любви, краса гарема

Увы, печальна и бледна,

Похвал не слушает она.

Поникла юной головою;

Ничто, ничто не мило ей…

Что с вами происходит?          (Зарему разлюбил Гирей)

3. Русский язык. Расставить знаки препинания. Узнать, о ком идет речь

Дыханье, вздох, малейший трепет –

Всё жадно примечает он;

И горе той, чей шепот сонный

Чужое имя призывал

Или подруге благосклонной

Порочны мысли доверял!      (евнух)

4. Стареют жены, между ними

Давно грузинки нет; она

Гарема стражами немыми

В пучину вод опущена.

В ту ночь, как умерла княжна,

Свершилось и её страданье.

Вас-то почему постигла такая страшная участь?

(Наш разговор с Марией подслушал евнух:

В дремоте чуткой и пугливой

Пред ней лежит эвнух седой.

Ах, сердце в нем неумолимо:

Обманчив сна его покой!)

Вопрос теоретикам:

Опустошив огнем войны

Кавказу близкие страны

И селы мирные России,

В Тавриду возвратился хан

И в память горестной Марии

Воздвигнул  мраморный фонтан,

В углу дворца уединенный.

Над ним крестом осенена

магометанская луна

(Символ, конечно, дерзновенный,

Незнанья жалкая вина…)

В незнанье чего упрекает поэт хана Гирея?

(серп луны – священный знак магометанской религии

Крест – христианской. Несправедливо, очевидно, что хан, соединив эти два символа, искал успокоения для себя)

2 дорожка

1. Вы главная героиня поэмы – Мария. Не знаете ли вы, кто послужил прототипом для создания этого образа? Чьи черты воплощены в этой несгибаемой девушке – пленнице Гирея? Откуда вы родом?  

(Софья Станиславовна Киселева, урожд. графиня Потоцкая. «Тьмы татар на Польшу хлынули рекою: цветущий край осиротел. Тиха Мариина светлица»)   Можно продемонстрировать портреты современниц А.С.Пушкина, среди которых и портрет Потоцкой.

2. Гирей презрел красы Заремы

И ночи хладные часы

Проводит мрачный, одинокий.

Что ж полон грусти ум Гирея?

(Он влюблен. Пленница Мария не желает стать презренной рабыней, и он, грозный властелин, впервые бессилен при полном всевластии): Мария! Ты пред ним явилась..

Увы! С тех пор его душа

Преступной думой омрачилась!

3. Попробуйте  продолжить строки поэмы:

Промчались дни; Марии нет.

Мгновенно сирота почила.

Она давно желанный свет,

Как новый ангел озарила.

Но что же в гроб её свело?

(тоска ль неволи безнадежной,

Болезнь или другое зло?..

Кто знает? Нет Марии нежной.)

Вопрос теоретикам:

1. Вспомните по 2-3 эпитета, какими наградил Пушкин Марию и Зарему и решите,  кто из героинь автору дорог.

Мария: ангел, нет Марии нежной, невинной деве, юная, тихий нрав.

Зарема: Звезда любви, печальна и бледна, пленительные очи.

Автору дороги обе героини.

2. Каким инструментом владела Мария?  

(она домашние пиры волшебной арфой оживляла)

2 агон

3 дорожка

1. Вами, по свидетельствам современников, поэт был сильно увлечен в годы южной ссылки. И даже через несколько лет, накануне своей женитьбы в 1830 году,  Пушкин вновь принялся рисовать ваш профиль в черновиках.

Подсказка1:

С вашим именем связаны стихотворения «Сожженное письмо», «Всё в жертву памяти твоей», «Желание славы», «Храни меня, мой талисман» и др.

Подсказка2:

Вы были причиной скверных отношений одесского начальника канцелярии Воронцова с  Поэтом. Потому и «южная» ссылка сменилась на «северную».

 (Нужно определить по портрету и назвать имя Елизаветы Ксаверьевны Воронцовой, урожденной Браницкой)

2. Ответить на вопрос и расставить знаки препинания:

Там волшебница, ласкаясь, мне вручила талисман.

И, ласкаясь, говорила:

«Сохрани мой талисман:

В нем таинственная сила!

Он тебе любовью дан.

От недуга, от могилы,

В бурю, в грозный ураган,

Головы твоей, мой милый,

Не спасет мой талисман».

От чего же может сохранить талисман своего обладателя? Что  собой представляет этот талисман?

(перстень с сердолИковой печатью.

«Милый друг! От преступленья,

От сердечных новых ран,

От измены, от забвенья

Сохранит мой талисман!»)

Вопрос теоретикам:

Не сможете ли вы процитировать строки из перечисленных стихотворений, посвященных Е.К.Воронцовой.

Умники и умницы

( поэма «Цыганы»)

Розыгрыш дорожек:

Похвальное слово поэту.

Закончите фразу:

Прочитав «южные» поэмы, я открыл для себя нового Пушкина…

Распределение дорожек.

1 агон

1 дорожка (2 неверных ответа допускается)

1. Кто вы?

Вы в шатрах изодранных ночуете.

Как вольность, весел ваш ночлег

И мирный сон под небесами.

Готовы с утром в путь недальний.    (цыганы)

2.  Вы цыганы. Как называл вас поэт? Вспомните перифраз из этой поэмы.

(Дети смиренной вольности)

3. Счастливы ли вы, цыганы, по мнению Пушкина? Вы вольные люди, у вас нет законов. К вам в поисках счастья прибиваются многие, пожелавшие уйти из душных городов.

(Но счастья нет и между вами, природы бедные сыны)

4. Почему вы отвергли Алеко?

(Жить с убийцей не хотим. Мы робки и добры душою. Ты зол и смел.)

2 дорожка   (1 неправильный ответ)

1. Вы изгнанник перелетный. С кем сравнил вас поэт?

(Подобно птичке беззаботной

гнезда надежного не знал)

 

2. Что вы ответили старику, когда он поведал вам историю своей любви к матери Земфиры?

(Да как же ты не поспешил

Тотчас вослед неблагодарной

И хищникам и ей, коварной,

Кинжала в сердце не вонзил?)

3. Почему вы, бежавший от несвободы, желающий жить среди свободных людей, не дали свободы той, кого полюбили?

(Ты для себя лишь хочешь воли!)

3 дорожка

 (2 вопроса, ошибки не допускаются)

1.Какого цвета ваши глаза, Земфира?      (черноокая)

2.Что-то мне нравится в вас, как и Пушкину. Но вот что – не пойму. А вы сами не догадываетесь?

(Я дитя вольности, жила по зову сердца. Пришла пора – полюбила другого, и не скрывала этого. И смерть встретила без страха и слез:

Нет, полно, не боюсь тебя,

Твои угрозы презираю,

Твое убийство проклинаю!)

Игра со зрителями

1.Известно, что табор цыган кочевал не на поездах и самолетах. Они передвигались по земле, используя повозки, арбы, телеги, на которых везли свой скарб. Взрослые шли пешком, а дети?  Что придумали цыгане, чтобы облегчить детям нелегкие странствия по миру?

(Ослы в перекидных корзинах

Детей играющих несут.)

2. По каким звукам  угадывалось появление табора в каком-либо селении?

(Крик, шум, цыганские припевы,

Медведя рев, его цепей бряцанье,

Собак и лай и завыванье,

Волынки говор, скрып телег.)

3.Чем торгуют люди в душных городах, по мнению Алеко?

(торгуют волею своей)

4.Привык ли Алеко к кочевой жизни? Не жалеет о том, что у него нет дома?

(Он без забот и сожаленья ведет кочующие дни)

5.Какую песню Земфира знала ещё с пеленок?

(Старый муж, грозный муж…)

6. Так вот судьба твоих сынов,

О Рим, о громкая держава!

Певец любви, певец богов…

Кого вспоминает Алеко, восклицая? О нем рассказал ему старик.

(Публий Овидий Назон,  римский поэт)

7.С кем сравнил поэт Алеко, которого цыганы оставили в «поле роковом»?

(с раненым журавлем, которого покинула стая сородичей)

8. Чьё имя нежное долго твердил поэт?

(Мариулы).

Объявление результатов.

Награждение победителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Викторина. Сказки А. С. Пушкина. (5 класс)

Вспомнить пушкинские сказки, изученные в началь­ной школе; развить навыки чтения по ролям поэтического текста....

Викторина. Сказки А.С.Пушкина

Цели: вспомнить пушкинские сказки, изученные в началь­ной школе; развить навыки чтения по ролям поэтического текста. ...

Викторина. Биография А.С.Пушкина. Лицейский годы.

Викторина посвящена жизни и творчеству А.С.Пушкина (1799 - 1820 гг). 38 вопросов о детских и юношеских годах поэта, о его друзьях-лицеистах, первых поэтических опытах. Викторину можно проводить в разн...

Викторина "Сказки А.С.Пушкина"

викторина по сказкам Пушкина для 5-6 класса...

Викторина " Знаешь ли ты Пушкина?"

Викторина для внеклассного занятия...

Викторина "Творчество А.С. Пушкина"

Вопросы викторины составлены по произведениям А.С. Пушкина. Викторина проводится в 5-6 классах....