Развитие речи. Сочинение по повести И. С. Тургенева «Ася» и рассказу Л. Н. Толстого «После бала».
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему
Предварительный просмотр:
План-конспект урока по литературе в 8 классе
Тема: Развитие речи. Сочинение по повести И. С. Тургенева «Ася» и рассказу Л. Н. Толстого «После бала».
Цель:
Образовательная: подготовить учащихся к написанию сочинения; совершенствовать умения формулировать тему сочинения, понимать ее формулировку, определять идею, объём , границ, границы, тип и жанр сочинения, подбирать и систематизировать материалы к нему; совершенствовать навыки построения логичного высказывания, выражения в нем собственного отношения к прочитанному; учить использоватьлитературнно-критические материалы в сочинении;
Развивающая: развивать логическое мышление, связную речь;
Воспитательная: прививать нравственные ценностные ориентации
Тип урока: урок развития речи, применения знаний, совершенствования навыков и умений с элементами речевого практикума
Оборудование: раздаточный материал в виде карточек-информаторов.
Ход урока
I.Организационный момент.
II. Постановка учебной задачи
Мотивация учебной деятельности
Беседа
- Задача сегодняшнего урока,как мы видим из его темы, – подготовиться к написанию сочинения по изученным произведениям Л. Н. Толстого И. С. Тургенева. Помните ли вы, как следует работать над сочинением? (Учащиеся обращаются к памятке по написанию сочинения. Памятки разложены на каждой парте или записаны в тетрадях учащихся.)
- Какие пункты памятки вам кажутся особенно важными? Почему?
- Можно ли сразу приступать к написанию сочинения, не задумавшись над его темой, идеей,не сделав логического анализа темы? Почему?
- Чему же вы будете учиться на сегодняшнем уроке? Поставьте перед собой его цели и задачи. ( Будем учиться писать сочинение, в котором нужно выразить собственные мысли, впечатления от прочитанного, показать свои знания содержания произведений Толстого и Тургенева, охарактеризовать героев.)
– Да, конечно, вы правильно поставили цели урока. А я добавлю, что ещё вам следует учиться сопоставлять произведения, героев, позиции авторов по схожим вопросам, определять, в чём заключается актуальность названных в теме произведений для вас и последующих поколений читателей.
III. Фронтальная беседа по домашнему заданию
- Представление сформулированных тем к сочинению с обоснованием их выбора
- Беседа о представленных темах
- Какая из сформулированных вашими одноклассниками тем совпадает или перекликается со сформулированными вами? Удачно ли она представлена? Что бы вы могли добавить к выдвинутым отвечавшими аргументам?
- Какие темы, сформулированные вами, не были освещаны в представлении отвечавших? Как вы думаете, почему они не обратили внимание на то, что заметили вы?
- Какие из представленных тем можно объединить в тематические группы? Например, характеристика одного из героев, описание собственных впечатлений от прочитанного произведения, анализ причин поступков героев и т.п.
- Какие темы вам показались интересно сформулированные и вы готовы взять их для собственного сочинения?
- Представление планов и кратких записей к сочинениям, цитатного материала
IV. Практикум по теме урока
- Представление учителем тем к сочинению
- Особенности и роль композиции в рассказе Л. Н. Толстого «После бала».
- Каким я представляю повествователя в рассказе Л. Н. Толстого «После бала» (или – в повести И. С. Тургенева «Ася»)?
- Следы одного утра в последующей жизни Ивана Васильевича – героя рассказа Л. Н. Толстого «После бала».
- Каковы основные положения нравственного кодекса Ивана Васильевича– героя рассказа Л. Н. Толстого «После бала»?
5) Странная ли девушка Ася – героиня одноименной повести И. С. Тургенева?
6) Господин Н. Н. – главный герой повести И. С. Тургенева «Ася».
7) Проверка любовью» в повести И. С. Тургенева «Ася».
8) Почему повесть И. С. Тургенева называется «Ася»?
9) Два образа русских дворян в рассказе Л. Н. Толстого «После бала» и в повести И. С. Тургенева «Ася».
10) В чем заключается драма героев рассказа Л. Н. Толстого «После бала» и в повести И. С. Тургенева «Ася»?
2.Практическая работа по формированию умения проводить логический анализ темы, определять ее содержание,объем и границы
1)Распределение тем в соответствии с логическом анализом
Тема-суждение (прямое выражение идеи рассуждения) | 1)Особенности и роль композиции в рассказе Л. Толстого «После бала». 3)Следы одного утра в последующей жизни Ивана Васильевича – героя рассказа Л. Толстого «После бала». 7)»Проверка любовью» в повести И. Тургенева «Ася». |
Тема-вопрос (пишущий сам определяет идею рассуждения) | 2)Каким я представляю повествователя в рассказе Л. Толстого «После бала» (или в повести И. Тургенева «Ася»)? 4)Каковы основные положения нравственного кодекса Ивана Васильевича – героя Л. Толстого «После бала»? 5)Странная ли девушка Ася – героиня одноименной повести И. Тургенева? 8)Почему повесть И. Тургенева называется «Ася»? 10)В чем заключается драма героев рассказа Л. Толстого «После бала» и в повести И. Тургенева «Ася»? |
Тема-понятие (пишущий сам определяет проблему, заключенную в теме, формулирует основную идею) | 6)Господин Н. Н. – главный герой повести И. Тургенева «Ася». 9)Два образа русских дворян в рассказе Л. Толстого «После бала» и в повести И. Тургенева «Ася». |
2)Определение содержания, объема и границ тем к сочинению
Широкие темы: «Каким я представляю повествователя в рассказе Л. Н. Толстого «После бала» (или – в повести И.С Тургенева «Ася»)?», «Господин Н. Н. – главный герой повести И. С. Тургенева «Ася»», «Почему повесть И. С. Тургенева называется «Ася»?», «Два образа русских дворян в рассказе Л. Н. Толстого «После бала» и в повести И. С. Тургенева «Ася», «В чем заключается драма героев рассказа Л. Н. Толстого «После бала» и в повести И. С. Тургенева «Ася»?».
Узкие темы: «Особенности и роль композиции в рассказе Л.Н. Толстого «После бала»», «Следы одного утра в последующие жизни Ивана Васильевича – героя рассказа Л. Н. Толстого «После бала»», «Каковы основные положения нравственного кодекса Ивана Васильевича – героя Л. Н. Толстого «После бала»».
3) Комментарии учителя к отдельным темам
– При написании сочинения на тему «Два образа русских дворян в рассказе Л.Н Толстого «После бала» и в повести И.С Тургенева «Ася»» следует учесть, что это должна быть сопоставительная (сравнительная) характеристика героев. Используйте следуещие обороты, передающие авторские отношения к героям: «Благодаря композиционному приёму – рассказ от имени главного героя – авторам удаётся …», «Тот факт, что оба героя воссоздают события, происходившие с ними в молодости, позволяет утверждать…», «Оба героя чутко воспринимают…, их сердца одинаково…, их души…», «Но если Иван Васильевич остался одиноким, потому что…, то господин Н. Н…», «В образе Иван Васильевича отразилось представление Толстого…, а в образе господина Н. Н. представления Тургенева о …». «Оба героя проходят определенные жизненные испытания. Но для Ивана Васильевича это – …, а для господина Н. Н. это – …, что подчеркивает разное отношенние писателей к назначению человека в обществе..» , «Однако оба героя – это русские дворяне-современники, в их образе отразилось положение таких, как они, людей…».
Работа над сочинением «Проверка любовью» в повести И.С. Тургенева «Ася», автор должен определить, кого из героев своей повести И.С. Тургенев проводит через испытание любовью.Это, конечно, главные герои – господин Н. Н. и Ася. И если Ася с честью выдерживает его, выходит из него повзрослевшей, самостоятельной, не уронившей своего достоинства, то Н. Н. такого испытания не выдерживает. Он демонстрирует слабость духа, нерешительность, неспособность взять на себя ответственность за свою любовь и чувства Аси, принять судьбоносное решение. Наказание за это – его одиночество «бессемейного бобыля». «Проверка любовью», пусть косвенно, но касается и Гагина, который не только понимает сомнение и отказ жениться на Асе господина Н. Н., но и вполне сочувствует ему. Да и то, что Гагин так же одинок, как и Н. Н.,так же празднен, как он , и не приносит пользы обществу, говорит о типичности образов.
3.Работа с литературно-критическим материалом
Прочитайте отзыв русского писателя и критика,революционера-демократа Н. Г. Чернышевского о повести «Ася». Определите основные положения фрагмента статьи «Русский человек на rendez-vous». Выскажите свои замечания по выводов критика. Предположите , как отнесся к такой трактовке образа господина Н. Н. сам И. С. Тургенев. Скажите, каким образом вы сможете использовть этот критический материал, если выберете темы для сочинения, касающуюся образа господина Н. Н.?
Карточка-информатор
Н.Г. ЧЕРНЫШЕВСКИЙ О ПОВЕСТИ «АСЯ»
ФРАГМЕНТ СТАТЬИ «РУССКИЙ ЧЕЛОВЕК НА RENDEZ-VOUS»
Все лица повести – люди из лучших между нами, очень образованные, чрезвычайно гуманные, проникнутые благороднейшим образом мыслей…
…Вот человек (господин Н.), сердце которого открыто всем высоким чувствам, честность которого непоколебима, мысль которого приняла в себя все, за что наш век называют веком благородных стремлений. И что же делает этот человек? Он делает сцену, какой устыдился бы последний взяточник.Он чувствуют самую сильную и чистую симпатию к девушке, которая любит его; он часа не может прожить , не видя этой девушки…Мы видим Ромео, мы видим Джульетту, счастью которых ничего не мешает, и приближается минута, когда навеки решится их судьба, – для этого Ромео должен только сказать: «я люблю тебя, любишь ли меня ты?», и Джульетта прошепчет: «Да…». И что же делает наш Ромео (так мы будем называть героя повести, фамилия которого не сообщается нам автором), явившись на свидание с Джульеттой?.. Он ей делает выговоры за то, что она его компрометирует! Что это за нелепая жестокость? Что эта за низкая грубость? И этот человек, поступающий так подло, выставлялся благородным до сих пор…Таково было впечатление, произведенное на многих совершенно неожиданным оборотом отношения нашего Ромео к его Джульетте…
Но вы вините человека, – всмотритесь прежде, он ли в том виноват, за что вы его вините, или виноваты обстоятельства и привычки общества, всмотритесь хорошенько, быть может, тут вовсе не вина его, а только беда его… Из того, что жестокая неприятность, которой подвергается Ася, приносит ему самому не пользу или удовольствие, а стыд перед самим собой…мы видим, что он попал не в вину, а в беду… Он не привык понимать ничего великого и живого, потому что слишком мелка и бездушна была его жизнь…Он робеет, он бессильно отступает от всего, на что нужна широкая решимость и благородный риск, опять-таки потому, что жизнь приучила к бледной мелочности во всем… Чем он хуже других? Чем он хуже нас всех?..
4.Цитатный материал о значении творчества И. С. Тургенева для использования во вступлениии или заключении сочинений
1) «Я – ученик Пушкина, и у меня всегда было страстное желание, если напишу что-нибудь хорошее, посвятить памяти Пушкина.Теперь мне 61 год, много вещей уже написано,но я всякий раз говорил себе: нет, еще рано, вот напишу что-нибудь получше, так до сих пор не нашел ничего достойного его памяти…» (И.С. Тургенев)
2) «Вся моя биография в моих произведениях» (И.С. Ткргенев)
3) «Больше всего в вашем даровании меня восхищает благородство, качество наивысшее…» (Г. Флобер)
4) «У него была чисто русская физиономия, с чрезвычайно мягким выражением, и в его глазах – самых добрых глазах в мире – светилась глубокая печаль… Во всей его высокой фигуре… чувствовалась присутствие неизрасходованной силы…» (Г. Джеймс)
V.Подведение итогов
Рефлексия с использования приема «Экспресс-анкетирование»
(На небольших листах бумаги учащиеся ставят цифры,соответствующие их ответам,и сдают их учителю)
Оцените свою работу на уроке и спрогнозируйте ее результат:
1. На уроке я работал(а) в полную силу,знаю, как писать сочинение, и легко его напишу..
2. Я работал(а) на уроке хорошо, хотя и не в полную силу; знаю, как писать сочинение, и справлюсь с заданием.
3.К сожалению, я работал(а) на уроке не очень продуктивно, мне было трудно, но написать сочинение смогу после дополнительной работы над материалом.
4. Я плохо работал(а) на уроке, многого не понял(а), испытываю трудности в выборе темы к сочинению;мне будет очень трудно написать сочинение, даже если воспользуется дополнительным материалом.
VI .Домашнее задание
Написать сочинение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Предложения с однородными членами в тексте художественного произведения (по рассказу Л.Н. Толстого «После бала») 8 класс
Интегрированный урок русского языка и литературы...
Особенности композиции и её роль в раскрытии идейного содержания рассказа Л.Н.Толстого «После бала».
Урок в восьмом классе, итоговый по рассказу Л.Н.Толстого "После бала"....
Урок литературы в 8 классе по теме: Рассказ Л. Н. Толстого «После бала». Контраст как прием, позволяющий раскрыть идею рассказа.
Урок разработан и проведен в рамках районного конкурса «Инновационные образовательные технологии в современном уроке» учителем русского языка и литературы МОУ «СОШ с. Сальское»...
Материалы для подготовки к сочинению по рассказу Л.Н.Толстого "После бала"
Материалы представлены в виде плана и тезисов к плану. 3 варианта....
Обучающее сочинение по рассказу Л.Н.Толстого «После бала»
Презентация к уроку литературы в 8 классе "Обучающее сочинение по рассказу Л.Н.Толстого«После бала»"...
Урок литературы в 8 классе по рассказу Л.Н.Толстого " После бала" . Тема: "Контраст как основное средство построения рассказа"
План-конспект урока литературы в 8 классе по рассказу Л.Н. Толстого "После бала"...