Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 5 классе
календарно-тематическое планирование по литературе (5 класс) на тему
Планирование уроков литературы в 5 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Календарно-тематическое планирование | 100.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование.5 класс
№ п/п | Наименование раздела, количество часов учебного времени Тема урока | Дата | Содержание урока (элементы обязательного минимума образования) | Планируемые результаты | ||||||||||||||||||
Личностные: | Метапредметные: | Предметные: | ||||||||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | ||||||||||||||||
1. | Книга и её роль в духовной жизни человека и общества. | Литература как искусство слова. Писатель-книга-читатель. Книга художественная и учебная. Особенности работы с учебной хрестоматией. | формирование представлений о познании как гуманистической ценности, роли книги как духовного завещания, способа познания прошлого, осмысления настоящего и будущего; | умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни; | умение создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог. | |||||||||||||||||
2. | Античный миф. «Рождение Зевса». | Рассказ о мифе и мифологии. Миф - своеобразная форма мироощущения древнего человека, стремление к познанию мира. Основные категории мифов. | умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенство-ванию собственной речи; самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; | умение пользоваться разными видами чтения; уметь формулировать собственное мнение и позицию; | умение осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; выразительно читать мифы, соблюдая соответствующую интонацию «устного высказывания». | |||||||||||||||||
3. | Миф «Олимп». | Миф - своеобразная форма мироощущения древнего человека, стремление к познанию мира. Основные категории мифов. | формирование представлений о совершенстве как гуманистической ценности, понятиях «нравственные принципы» и «авторитеты»; формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики; | формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группах; развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; | понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих ценностей и их современного звучания; владение литературоведческим термином «предание»; умение отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту. | |||||||||||||||||
4. | «Одиссей на острове циклопов. Полифем». | Мифологические сюжеты в литературных произведениях. Рассказ о Гомере и его «Одиссее». Древнегреческие мифы как сюжетная основа гомеровского «Рождение эпоса». | формирование представлений о патриотизме как гуманистической ценности, единстве трагического и комического, высоких чувств (патриотизм, почтение к богам) и житейского, прозаического; | формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группах; развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; | понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих ценностей и их современного звучания; владение литературоведческими терминами «мифологический герой» и «персонаж»; умение вести диалог; понимание образной природы литературы как явления словесного искусства. | |||||||||||||||||
5. | Загадки. | Истоки устного народного творчества, его основные виды. Загадка в русских сказках, например «Мудрая дева». | формирование представлений о высших ценностях; осмысление сущности мифологических представлений, культовой, мистической и социальной роли загадки; совершенствование духовно-нравственных качеств личности; | умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группах; формировать умения осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления; | понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора; владение литературоведческим термином «загадка»; восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие; формирование собственного отношения к произведениям русского фольклора, их оценка. | |||||||||||||||||
6. | Пословицы и поговорки. | Малые жанры фольклора. Различие между пословицами и поговорками. Виды пословиц и поговорок. Темы пословиц. | формирование представлений о социальных ценностях гуманизма: о духовном облике народа, его стремлениях, идеалах, христианских верованиях, нравственности, качествах характера; | умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группах; формировать умения воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное; | понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора; владение литературоведческими терминами «Пословицы и поговорки», «антитеза», «антонимы», «иносказание»; восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие; приобщение к духовно-нравственным ценностям русской культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов. | |||||||||||||||||
7 | Литературная игра. Региональное содержание. Северные варианты пословиц и загадок. | Малые жанры фольклора. Различие между пословицами и поговорками. Виды пословиц и поговорок. Темы пословиц. | формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению; | умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группах; осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога; | умение создавать устные монологические высказывания разного типа; вести диалог; понимание связи фольклорных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания. | |||||||||||||||||
8 | Сказка. Добрая и злая сила в волшебной сказке «Царевна-лягушка». Подготовка к мини-проекту. | Художественные особенности волшебной сказки. Сюжет в волшебной сказке. Сказочные образы. Проблематика. Народные представления о духовном облике жены. Сказка и миф: сходства и различия. Нравоучительный и философский смысл сказок. Сказочники. Собиратели сказок. Народная мораль в характере и поступках героев. | формирование представлений об эстетических ценностях гуманизма, о красоте внешней и внутренней, справедливости, счастье настоящих людских отношений, не омраченных помыслами о знатности и богатстве, о необходимости обретения существования, достойного душевных качеств человека, о торжестве справедливости; развитие морального осознания и компетентности в решении моральных проблем; | умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группах; определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); | понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора; владение литературоведческими терминами «сказка», «типы сказок», «образы животных», «образ-пейзаж», «композиция волшебной сказки»; определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка. | |||||||||||||||||
9 | Сюжет и реальная основа в бытовой сказке «Чего на свете не бывает?» Подготовка к мини-проекту. | Отличие бытовой сказки от волшебной. Сказки «Барин и мужик», «Барин и собака». | умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; | умение перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно; | умение выявлять характерные для сказок художественные приемы; формировать умение высказывать мнение о проблематике фольклорных текстов как основе развития представлений о нравственном идеале своего народа. | |||||||||||||||||
10 | Сказки народов России. «Падчерица». | Особенности северных сказок. | Сказки «Соль», «Три царства» и др. | Умение излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;
| умение выявлять характерные для сказок художественные приемы; формировать умение высказывать мнение о проблематике фольклорных текстов как основе развития представлений о нравственном идеале своего народа. | |||||||||||||||||
11 | Р/Р Особенности волшебной сказки. | Нравственная основа сказок о падчерице и мачехе, отличие народной и литературной сказки. | формирование представлений о жизни как экзистенциальной ценности гуманизма; о трудолюбии, терпении как духовном богатстве человека; о зависти, злобе, нерадивости, стремлении к материальному как причинах духовной смерти; развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем; | умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группах; развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; | Предметные: - понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора; владение литературоведческими терминами «типы сказочных персонажей», «бродячий сюжет», «народная и литературная сказка»; приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов. | |||||||||||||||||
12 | Входной контроль КР №1 | Особенности сказок (присказка, зачин, повтор, концовка, постоянные эпитеты, сравнения и пр.). Сказочный персонаж. Типы сказочных персонажей. Образы животных, образ-пейзаж. Знакомство с творчеством знаменитых сказочников. Актуализация знаний учащихся, углубление представлений о сказке. | формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; умение выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями; | умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группах; формировать умение отстаивать свою точку зрения, умение создавать устные монологические и диалогические высказывания; формировать умение отстаивать свою точку зрения, умение создавать устные монологические и диалогические высказывания; | понимание связи литературных произведений с эпохой их написания; владение литературоведческими терминами «присказка», «зачин», «повтор», «концовка», «постоянные эпитеты», «сравнения», «композиция сказки», «сказочные формулы». умение выявлять характерные для сказок художественные приемы; формировать умение высказывать мнение о проблематике фольклорных текстов как основе развития представлений о нравственном идеале своего народа. | |||||||||||||||||
13. | Из «Повести временных лет»: «Расселение славян». | Первичные представления о древнерусской литературе. «Расселение славян». Исторические события, факты жизни государства и отдельных князей и их отражение в древнерусской литературе. | формирование представлений о социальных ценностях гуманизма, о проблеме народа и государства; осмысление образа коня в магических представлениях и верованиях разных народов; противопоставление Олегу волхва как представителя местного общества; | умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группах; формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни; | умение осознанно воспринимать и понимать древнерусский текст; уметь анализировать текст, выбирать ключевые слова, сравнивать древнерусский язык и современный русский язык; понимать связь литературных произведений с эпохой их написания | |||||||||||||||||
14. | «Кий, Щек и Хорив», «Дань хазарам». | Символическое значение легенды о Кие, исторической основы событий, нашедших отражение в «Повести временных лет», значение имен Кий, Щек, Хорив, Лыбедь, особенности языка памятника древнерусской письменности. Нравственная позиция автора в произведениях древнерусской литературы. | формирование представлений о патриотизме как гуманистической ценности в процессе осмысления идеи объединения славянских племён; | умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группах; формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни; | понимание ключевых проблем изученных произведений древнерусской литературы; владение литературоведческим термином «летопись»; формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка; понимание русского слова в его эстетической функции. | |||||||||||||||||
15. | Эзоп. «Ворон и Лисица». Жан де Лафонтен «Лисица и виноград». | Знакомство с легендами об Эзопе. Своеобразие пафоса басен (комические и поучительные элементы). Значение морали басни. Роль басен Эзопа в жизни общества. | формирование представлений об обмане как антиценности в процессе осмысления понятий «мудрость истинная и ложная»; | умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группах; обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений мировой литературы; | владение литературоведческими терминами «басня», «притча», «эзопов язык»; приобщение к духовно-нравственным ценностям мировой литературы; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса. | |||||||||||||||||
16. | Региональное содержание. Русские басни. М.В.Ломоносов «Случились два астронома в пиру…» | Русские басни. Русские баснописцы XVIII века. Нравственная проблематика басен, злободневность. Пороки, недостатки, ум, глупость, хитрость, невежество, самонадеянность; просвещение и невежество — основные темы басен. Знакомство с биографией М.В.Ломоносова, выявление морали, особенностей языка басни «Случилось два астронома в пиру…» | формирование представлений о познании как гуманистической ценности; | умение работать в группах, задавать вопросы классу и отвечать на вопрос; понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни; | умение анализировать басню, доказывать особенности басни, объяснять отличие басни от сказки; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группах. | |||||||||||||||||
17. | Басни о Вороне и Лисице В.К.Тредиаков-ского, А.П.Сумарокова, И.А.Крылова. | Знакомство с биографией В.Тредиаковского и А.Сумарокова, выявление морали, особенностей языка басен. | осмысление языка басен как одного из необходимых источников русского литературного языка; | умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группах; обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей языка; | умение анализировать басню, доказывать особенности басни, объяснять отличие басни от сказки; владение литературоведческим термином «сравнение». | |||||||||||||||||
18. | Басни И.А. Крылова. «Волк на псарне». | Жанр басни в творчестве Крылова, народные истоки И.Крылова, его мировосприятие | формирование представлений о патриотизме как гуманистической ценности; | умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности; воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать своё мнение; | владение литературоведческими терминами «гипербола», «аллегория»; умение понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; понимание авторской позиции и своего отношения к ней; понимание русского слова и его эстетической функции. | |||||||||||||||||
19. | И.А. Крылов. Басни «Волк и Ягнёнок», «Свинья под Дубом», «Демьянова уха». | Обличение пороков (глупости, хитрости, невежества) в баснях Крылова. Динамизм и многозначность характеров в баснях, защита баснописцем нравственных устоев общества. | формирование представлений о социальных ценностях гуманизма в процессе осмысления проблемы народа и власти; | умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности; воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать своё мнение; | владение литературоведческими терминами «гипербола», «аллегория»; умение понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; понимание авторской позиции и своего отношения к ней; понимание русского слова и его эстетической функции. | |||||||||||||||||
20 | Р/р. Конкурс чтецов на лучшее исполнение басен И.А.Крылова. | Различные типы чтения (в том числе чтение наизусть, конкурс на лучшее чтение, чтение по ролям). | умение выступать перед аудиторией сверстников; | умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; | умение выявлять авторскую позицию, определять своё отношение к ней и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации; определять актуальность басен для читателей. | |||||||||||||||||
21 | Русская басня в XX веке. | Знакомство с биографией и творчеством С.В.Михалкова, выявление морали басен «Грибы», «Зеркало». | формирование представлений об антиценностях в процессе выявления смысла противопоставления скромности бахвальству и самоуверенности; | умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя задачи в учёбе; умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами; | владение литературоведческим термином «аллегория»; понимание авторской позиции и своё отношение к ней; восприятие на слух литературных произведений; осмысленное чтение и адекватное восприятие; понимание образной природы литературы как явления словесного искусства. | |||||||||||||||||
22 | Краткие сведения об А.С.Пушкине. Заочная экскурсия по пушкинским местам. | Воссоздание атмосферы эпохи начала XIX века, знакомство с фактами биографии А.С.Пушкина. Семья поэта и книга в его жизни. | совершенствование духовно-нравственные качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе; | умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя задачи в учёбе; развитие мотивов и интересов своей познавательной деятельности; осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества; | понимание ключевых проблем изученных произведений русских писателей XIX века; приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры; умение создавать устные монологические высказывания разного типа; умение вести диалог; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса. | |||||||||||||||||
23 | А.С. Пушкин. Стихотворение «Няне». | Знакомство с некоторыми фактами биографии Арины Родионовны Яковлевой, определение ее роли в духовном становлении поэта; выявление глубокой человечности лирического героя стихотворения | формирование представлений о совершенстве как нравственной ценности гуманизма; образное представление состояния няни как отражение глубины души самого поэта, его человечности; | умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста; | умение понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; владение литературоведческим термином «риторическое обращение»; понимание авторской позиции и умение сформулировать своё отношение к ней; умение вести диалог; эстетическое восприятие произведений литературы. | |||||||||||||||||
24. | А.С.Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». | Гуманистическая направленность пушкинской сказки. Понятие о стихотворной сказке. Нравствен-ная проблематика, воскрешающая сила добра, литературные приемы создания сказочной ситуации. | формирование представлений о совершенстве как нравственной ценности гуманизма; внутренняя несостоятельность и обреченность зла; беззащитность и доверчивость доброты перед жестоким и коварным злом; противопоставление мягкости и надменности, любви и эгоизма; нравственная красота, взаимное уважение и целомудрие – моральный идеал народа; истинная красота человека – красота души; | формирование умения отбирать нужный материал; умения организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста; | владение литературоведческим термином «фольклорные элементы»; умение понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; умение отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; эстетическое восприятие произведений литературы, формирование эстетического вкуса. | |||||||||||||||||
25 | Черты сходства и различия волшебной и литературной сказки. | Силы, спасающие и губящие царевну (честность зеркальца, доброжелатель-ность, братская привязанность богатырей, преданность Соколки, любовь королевича Елисея). Выявление идеи «Сказки…», роль художественно-изобразительных средств, сходство и различие народной и литературной сказки. | формирование представлений о совершенстве как нравственной ценности гуманизма; истинные ценности человека: кротость, трудолюбие, скромность, искренность, верность; | умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата; владение устной и письменной речью; воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом; | определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; владение литературоведческими терминами «литературная сказка», «народная сказка»; умение вести диалог; понимание образной природы литературы как явления словесного искусства. | |||||||||||||||||
26. | А.С.Пушкин. «Руслан и Людмила» (отрывок). | Работа с ключевыми понятиями: сказочные традиции, мотивы народного творчества, богатство выразительных средств, сказочная основа вступления в поэме, природа волшебного в сказке, поэма «Руслан и Людмила» в живописи и музыке. | умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; формирование представлений о совершенстве как нравственной ценности гуманизма; утверждение единства русского духа, воплощенного в сказках; | умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; формирование умения воспринимать, анализировать, критически оценивать прочитанное; | понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных ценностей и их современного звучания; владение литературоведческим термином «рифма»; умение понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения. | |||||||||||||||||
27. | А.С.Пушкин. Стихотворение «Зимняя дорога». | Образы природы в стихотворении А.С.Пушкина «Зимняя дорога». | умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; формирование представлений о смысле жизни как ценности гуманизма; образ дороги как изображение жизненного пути человека (жизненные невзгоды, скитания, поиски счастья, перемены); | умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами; | умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею; владение литературоведческим термином «пейзажная лирика». | |||||||||||||||||
28 | Р/р. Конкурс чтецов. Выразительное чтение наизусть стихотворений А.С.Пушкина. | Выразительное чтение наизусть. | умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствова-нию собственной речи; | умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее; | умение выразительно читать стихотворение. | |||||||||||||||||
29. | Поэзия XIX века о родной природе. | Стихотворения М.Ю. Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива...», Е.А. Баратынского «Весна, весна! как воздух чист!..», Ф.И. Тютчева «Весенняя гроза», «Весенние воды», «Есть в осени первоначальной...», А.А. Фета «Чудная картина...», И.З. Сурикова «В ночном». | совершенствова-ние духовно-нравственные качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе; формирование представлений об участии как гуманистической ценности; | умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; формирование умения критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления; | понимание ключевых проблем изученных произведений русских писателей XIX века; владение литературоведческим термином «пейзажная лирика»; определение в произведении элементов композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса. | |||||||||||||||||
30 | Р/Р. Поэзия XIX века о родной природе. | Стихотворения М.Ю. Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива...», Е.А. Баратынского «Весна, весна! как воздух чист!..», Ф.И. Тютчева «Весенняя гроза», «Весенние воды», «Есть в осени первоначальной...», А.А. Фета «Чудная картина...», И.З. Сурикова «В ночном». | совершенствова-ние духовно-нравственные качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе; формирование представлений об участии как гуманистической ценности; | умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; формирование умения критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления; | понимание ключевых проблем изученных произведений русских писателей XIX века; владение литературоведческим термином «пейзажная лирика»; определение в произведении элементов композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса. | |||||||||||||||||
31 | Краткие сведения о М.Ю.Лермонто-ве. Заочная экскурсия по лермонтовским местам. | Детские годы поэта, родное гнездо Тарханы, воспоминания о детстве в лирике поэта «И вижу я себя ребенком…». | формирование представлений о творчестве, о свободе выражения своих чувств; | умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить задачи, познавать новое, сочетать познавательную деятельность и умение анализировать прочитанное; | понимание ключевых проблем изученных произведений, их связи с эпохой написания и нравственными ценностями. | |||||||||||||||||
32. | Стихотворение М.Ю.Лермонто-ва «Бородино». Историческая основа и прототипы героев. Бородинское сражение и его герои в изобразительном искусстве. | Начало литературной деятельности Лермонтова, интерес к истории России. История создания «Бородино», бородинская битва и русские солдаты в изображении поэта. | формирование представлений о патриотизме как гуманистической ценности; гордость за великое прошлое, полное славы и великих дел; | формирование умения критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературе, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления; | владение литературоведческими терминами «эпитет», «сравнение», «прототип»; понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания; умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров. | |||||||||||||||||
33 | Средства художественной выразительно-сти в стихотворении М.Ю.Лермонто-ва «Бородино». | Мастерство поэта в создании батальных сцен, их достоверность, сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом. | формирование представлений о патриотизме как гуманистической ценности; патриотизм, мужество, единство русского народа; | умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих мыслей, чувств и потребностей; воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного; | владение литературоведческими терминами «метафора», «звукопись», «диалог», «монолог», «аллитерация», «ассонанс»; умение понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка; понимание изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов. | |||||||||||||||||
34. | Р/р. Классное сочинение «Путешествие на поле славы». (Повествование о событиях от лица их участников). | Обобщение и систематизация знаний, полученных в ходе работы над темой. | формирование представлений о патриотизме как гуманистической ценности; осмысление значения Бородинской битвы как одной из величайших в истории своего народа, в истории европейских войн; | умение соотносить свои действия с планируемыми результатами; воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в письменных высказываниях разных жанров; | владение литературоведческим термином «повествование»; написание сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; понимание русского слова в его эстетической функции. | |||||||||||||||||
35 | Н.В.Гоголь. Краткие сведения о писателе. Малороссия в жизни и судьбе Н.В.Гоголя. | Краткие сведения о писателе. Малороссия в жизни и судьбе Н.В.Гоголя. | формирование представлений о творчестве как экзистенциальной ценности гуманизма; становление творческой личности писателя; увлечение литературой и театром, интерес к этнографии, к украинской старине, к фольклору; осуждение образа жизни «существовате-лей»; утверждение роли искусства в жизни общества;
| осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества; формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; | понимание ключевых проблем изученных произведений русских писателей XIX века; формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка; умение создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса. | |||||||||||||||||
36. | Н.В.Гоголь. «Ночь перед Рождеством». Фольклорные источники и мотивы. Историческая основа повести. Оксана и кузнец Вакула. | Фантастика народных сказок в произведении, отражение в повести славянских преданий и легенд, реалистическое и фантастическое, образы и события, яркость и выразительность речи в повести. | формирование представлений о творчестве как экзистенциальной ценности гуманизма; искусство как самое сильное средство борьбы со злом; | формирование умения воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; | владение литературоведческими терминами «мифологические и литературные мотивы»; понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания; умение характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений; эстетическое восприятие произведений художественной литературы; формирование эстетического вкуса. | |||||||||||||||||
37 | Фантастика и реальность в повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством». | Противопоставле-ние реального мира Диканьки и фантастического мира Петербурга. Роль фантастических персонажей в произведении. | формирование представлений о творчестве как экзистенциальной ценности гуманизма; победа добра над злом в фантастическом мире, созданном в воображении художника слова; открытый финал повести как перспектива реального мира; | воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом; формирование умения осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как способа познания жизни; | умение характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений; владение литературоведческими терминами «фантастика», «сюжет», «художественная деталь», «портрет», «речевая характеристика»; умение пересказывать прозаические отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; понимание роли изобразительно-выразительных средств языка в создании художественных образов. | |||||||||||||||||
38. | Фантастика и реальность в повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством». | Противопоставле-ние реального мира Диканьки и фантастического мира Петербурга. Роль фантастических персонажей в произведении. | формулировать собственное отношения к произведениям русской литературы, их оценку; понимать авторскую позицию; | умение отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; | умение характеризовать героев русской литературы 19 века; характеризовать сюжет произведения, его тематику, идейно-эмоциональное содержание. | |||||||||||||||||
39 | Детские впечатления И.С.Тургенева. Заочная экскурсия в Спасское-Лутовиново. | Знакомство с фактами биографии И.С. Тургенева, оказавшими влияние на формирование мировоззрения писателя. Определение роли Спасского- Лутовинова в творческой биографии писателя. История создания «Муму». | формирование представлений о творчестве как экзистенциальной ценности гуманизма; взаимоотношение народа и государства; выявление причин чувства одиночества, ощущение несправедливости окружающего мира; личные обиды как отголосок всенародной беды – крепостного права; | понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа; умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учении и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; | умение подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения; умение литературоведческим термином «прототип»; приобщение к духовно-нравственным ценностям литературы и культуры; умение отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа. | |||||||||||||||||
40 | И.С.Тургенев. Рассказ «Муму». Образ Герасима. | Губительное влияние крепостного права на господ и их слуг. Тематика и социальная проблематика рассказа, отношение автора к событиям, социальная несправедливость, бесправие, беззаконие. | формирование представлений о творчестве как экзистенциальной ценности гуманизма; взаимоотношение народа и государства; черты характера русского человека: чувство собственного достоинства, трудолюбие, искренность; | формирование умений воспринимать, анализировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении; умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; | умение характеризовать героев русской литературы 19 века; характеризовать сюжет произведения, его тематику, идейно-эмоциональное содержание; владение литературоведческими терминами «рассказ», «тема художественного произведения»; умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств языка и цитат из текста. | |||||||||||||||||
41 | Богатырский облик и нравственное превосходство Герасима над барыней и её челядью. | Богатырский облик и нравственное превосходство Герасима над барыней и ее челядью. Герасим и барыня. Герасим и дворня, нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие; причины самовольного возвращения героя в родную деревню. | формирование представлений о социальных ценностях гуманизма; взаимоотношение народа и государства; отражение уродливых явлений русской жизни начала XIX в., порожденных крепостным правом, в образах барской дворни; нравственное превосходство Герасима над окружающими; внутренний протест, стремление к независимости героя; | формирование умения правильно отбирать материал, умения работать в группах; формирование умений воспринимать, анализировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении; | умение делать сравнительную характеристику персонажей, художественно пересказывать эпизоды. | |||||||||||||||||
42 | Герасим и Муму. Немой протест героя – символ немоты крепостных крестьян. | Немой протест героя – символ немоты крепостных крестьян. Роль пейзажа в сюжете рассказа. Внутренняя связь рассказа и стихотворения в прозе «Щи». Выражение в рассказе любви автора к русскому народу. | формирование представлений о социальных ценностях гуманизма; взаимоотношение народа и государства; Герасим – символ русского народа, его страшной силы и непостижимой кротости; великое чувство любви к родной земле, родному дому – причина изменений в душе Герасима: от покорности барской воли к утверждению себя как личности, к осознанию своего права на решение собственной судьбы; | умение в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями; | владение литературоведческим термином «эпизод»; умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения. | |||||||||||||||||
43 | Р/р. Классное сочинение «Эпизод рассказа, который произвёл на меня самое сильное впечатление». | Обобщение и систематизация полученных знаний. | формирование представлений о творчестве как экзистенциальной ценности гуманизма; взаимоотношение народа и государства; черты характера русского человека: доброта, отзывчивость, человеколюбие главного героя, «самого замечательного лица» из всей дворни; | воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров; умение использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; | умение грамотно строить письменную монологическую речь. | |||||||||||||||||
44 | И.С.Тургенев. Стихотворения в прозе «Воробей», «Русский язык». Стихотворение в прозе И.С.Тургенева «Два богача». | Идея стихотворения в прозе. Роль образных средств. | воспитание российской гражданской идентичности, уважения к Отечеству, формирование представлений о патриотизме как гуманистической ценности; | овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста; умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; | владение литературоведческими терминами «стихотворение в прозе», «эпитете», «сравнение»; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса. | |||||||||||||||||
45 | Региональное содержание. Сказки С.Писахова и Б.Шергина | Особенности литературных сказок. | Формирование чувства любви и гордости к малой родине | понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа; умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учении и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; | умение подбирать материал о биографии и творчестве писателя, умение делать сравнительную характеристику персонажей | |||||||||||||||||
46 | Контрольная работа за 1-е полугодие | Проверка знаний, умений и навыков учащихся | ||||||||||||||||||||
47 | Н.А.Некрасов. Детские впечатления поэта. Заочная экскурсия в Грешнево. | Детские впечат-ления поэта. Тема крестьянской жизни в творчестве Н.А. Некрасова. | формирование представлений о свободе как экзистенциальной ценности гуманизма; | понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни; умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности; | умение подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения. | |||||||||||||||||
48. | Н.А.Некрасов. Особенности композиции стихотворения «Крестьянские дети». | Творческая история произведения. Выявление особенностей композиции. Крестьянская семья и дети. Яркость изображения крестьянских детей, их жизнерадост-ность, любознатель-ность, оптимизм. | формирование представлений о социальных ценностях гуманизма; взаимоотношение народа и государства; нелегкая крестьянская доля; богатые духовные возможности, таящиеся в народной среде; | формирование умений воспринимать и анализировать, критически оценивать прочитанное; умение определять понятия, устанавливать причинно-следственные связи, осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих мыслей, чувств; | понимание ключевой проблемы произведения, связи литературных произведений с эпохой их написания; умение анализировать литературное произведение; владение литературоведческим термином «композиция»; эстетическое восприятие произведений литературы. | |||||||||||||||||
49. | Основная тема стихотворения «Крестьянские дети» и способы ее раскрытия. Отношение автора к персонажам. | Анализ фрагмента стихотворения. Отношение автора к персонажам. Образ лирического героя. | формирование представлений о социальных ценностях гуманизма; взаимоотношение народа и государства; серьезное и строгое отношение к труду русского крестьянства; сознание своего долга перед семьей; чувство любви к России, соединенное с чувством боли за неё; | формирование умений воспринимать и анализировать, критически оценивать прочитанное; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата; | умение понимать и формулировать тему и идею литературного произведения; владение литературоведческими терминами «строфа», «эпитет», «сравнение», «оксюморон»; понимание авторской позиции и своего отношения к ней; умение вести диалог. | |||||||||||||||||
50. | Н.А.Некрасов. Стихотворение «Тройка». | Анализ стихотворения «Тройка». Выявление фольклорной основы произведения, авторской позиции. Формирование представления о строфе. | формирование представлений о социальных ценностях гуманизма; взаимоотношение народа и государства; тройка как символ свободы, движения, мечты о счастье; авторская вера в то, что слова, полные иронии и гнева, дойдут до сознания тех, от кого зависит счастье простых людей; | формирование умения осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении; владение устной монологической речью; | понимание ключевой проблемы произведения, связи литературных произведений с жизнью; умение анализировать литературное произведение; владение литературоведческим термином «фольклорные элементы в художественном произведении»; умение отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания. | |||||||||||||||||
51. | Р/р. Анализ домашних письменных работ. | Обобщение и систематизация полученных знаний, коррекции знаний, умений по развитию речи. | формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками; | умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; | умение создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог. | |||||||||||||||||
52 | Л.Н.Толстой. Сведения о писателе. Историко-литературная основа рассказа «Кавказский пленник». Заочная экскурсия в Ясную Поляну. | Л.Н. Толстой в Ясной Поляне, школа, творческая история рассказа «Кавказский пленник», своеобразие сюжета». | формирование представлений об агрессивности как антиценности; осуждение жестокости, национальной розни; | умение извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; не сплошной текст – иллюстрация, таблица, схема); умение перерабатывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); | умение подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения; понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания. | |||||||||||||||||
53. | Л.Н.Толстой. «Кавказский пленник». Жилин и Костылин в плену. | Две жизненные позиции, осуждение в рассказе трусости и слабости духа, прославление силы воли, мужества, стойкости и находчивости, речь персонажей и отражение в ней особенностей характеров и взглядов на жизнь и судьбу. Авторское отношение. | формирование представлений об агрессивности как антиценности; смелость и решительность, пренебрежение к смерти, готовность стоять на своем, противостояние агрессии (Жилин); отсутствие нравственной опоры – любви к людям как причина агрессивности (Костылин); противопоставление ненависти к иноверцам, кровной мести за измену вере законам гуманизма, человечности; | формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; | умение характеризовать героев русской литературы 19 века; характеризовать сюжет произведения, его тематику, идейно-эмоциональное содержание; владение литературоведческими терминами «рассказ», «портрет»; умение пересказывать прозаическое произведение или отрывок из него. | |||||||||||||||||
54. | Две жизненные позиции в рассказе «Кавказский пленник». Художественная идея рассказа. | Две жизненные позиции. Жилин и Дина, душевная близость людей из враждующих лагерей, отношения людей разных национальнос-тей, бессмысленность и жестокость национальной вражды, любовь как высшая нравственная основа в человеке, отношение писателя к событиям. | формирование представлений о чистосердечии, чувстве товарищеского долга, ответственности за более слабого; противопоставление активной жизненной позиции пассивности и нерешительности; | развитие способности понимать литературное художественное произведение, отражающее разные этнокультурные традиции; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих мыслей и чувств; | владение литературоведческими терминами «завязка», «кульминация», «развязка»; приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов; понимание авторской позиции и умение формулировать свое отношение к ней. | |||||||||||||||||
55. | Р/р. Классное сочинение «Над чем меня заставил задуматься рассказ Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»?» | Обобщение и систематизация полученных знаний. | формирование представлений о мире и международном сотрудничестве, толерантности как гуманистических ценностях, необходимости построения отношений в современном мире на основе доброты и взаимопонимания; | развитие способности понимать литературное художественное произведение; умение самостоятельно определять цели своего обучения и умение самостоятельно планировать пути достижения целей; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; | умение грамотно строить письменную монологическую речь. | |||||||||||||||||
56 | Детские и юношеские годы А.П.Чехова. Семья А.П.Чехова. Книга в жизни А.П.Чехова. Экскурсия в районный краеведческий музей. | Детские и юношеские годы писателя. Семья Чехова. Книга в жизни писателя. Краеведение: А.П. Чехов и Воронежская земля. | формирование представлений о свободе как экзистенциальной ценности гуманизма; чувство свободы и человеческого достоинства, непримиримое отношение к деспотизму, лжи, пресмыкательству; | умение извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; не сплошной текст – иллюстрация, таблица, схема); умение перерабатывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); осознание значимости литературы для своего дальнейшего развития; | умение подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения; эстетическое восприятие произведений литературы. | |||||||||||||||||
57 . | Рассказ А.П.Чехова «Злоумышлен-ник». Приёмы создания характеров и ситуаций. Жанровое своеобразие рассказа. Работа над проектом. | Приемы создания характеров и ситуаций; отношение писателя к персонажам. Жанровое своеобразие рассказа. | формирование представлений о социальных ценностях гуманизма; народ и государство; противопоставление рациональной логики, основанной на законе, «праву по совести»; осуждение нелепости, абсурдности жизни, осмысление происходящего с высоты гуманистического идеала; | формирование умения воспринимать, анализировать, критически оценивать прочитанное; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; | умение характеризовать героев русской литературы 19 века; характеризовать сюжет произведения, его тематику, идейно-эмоциональное содержание; владение литературоведческими терминами «юмор», «комическая ситуация», «ирония», «антитеза», «метафора», «градация». | |||||||||||||||||
58 | Рассказ А.П.Чехова «Пересолил». Работа над мини-проектом. | Приемы создания характеров и ситуаций; отношение писателя к персонажам. | формирование представлений о социальных ценностях гуманизма; осуждение трусости, обмана, легковерности; | воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров; | умение характеризовать героев русской литературы 19 века; характеризовать сюжет произведения, его тематику, идейно-эмоциональное содержание; владение литературоведческими терминами «юмористический рассказ», «жанр», «двойная развязка», «прием несоответствия». | |||||||||||||||||
59 | Р/р. Работа творческой мастерской. Сочинение-юмористический рассказ о случае из жизни. | Юмористический рассказ о случае из жизни. | формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, гражданской позиции; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать с ними взаимопонимания; | умение использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих мыслей и чувств; владение устной и письменной монологической речью; | осмысление роли детали в создании художественного образа; написание классных творческих работ. | |||||||||||||||||
60. | Краткие сведения об И.А.Бунине. Заочная экскурсия по бунинским местам. | Детские и юношеские годы писателя. Семейные традиции и их влияние на формирование личности. Книга в жизни Бунина. | совершенствова-ние духовно-нравственных качеств личности, воспитание любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе; | понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа; умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности; | умение подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения. | |||||||||||||||||
61. | Стихотворение И.Бунина «Густой зеленый ельник у дороги…». Тема природы и приёмы её реализации. | Тема природы и приемы ее реализации в стихотворении «Густой…». Художественное богатство стихотворения. Второй план стихотворения. | формирование представлений об эстетических ценностях гуманизма; красота как все то, что доставляет эстетическое и нравственное наслаждение; образ оленя как символ жизненной энергии, солнечного света, божественного дара, стремительности, грации; | формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать прочитанное; | умение выразительно читать стихотворение, оценивать отношение поэтов, художников к природе, определять роль эпитетов и метафор в создании словесной картины; владение литературоведческим термином «стихотворение-размышление» | |||||||||||||||||
62. | И.А.Бунин. Рассказ «В деревне». | Живописание природы как эстетической ценности, восприятие главным героем природы и окружающего мира. Слияние мальчика с природой, нравственно-эмоциональное состояние персонажа. | трагическое несоответствие между прекрасной природой и человеческим бытием, мечтой о счастье и нарушением «заповеди радости»; стремление к постижению «вечных вопросов жизни»; | владение устной речью; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать прочитанное; | формирование умения выразительно читать текст; умения давать характеристику персонажу, определять его нравственно-эмоциональное состояние; владение литературоведческим термином «образ-пейзаж»; умение отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту. | |||||||||||||||||
63 | И.А.Бунин. «Подснежник». | Семейные традиции и их влияние на формирование личности. | формирование представлений о совершенстве как нравственной ценности гуманизма; противопоставление искренности, доверчивости, стремления к прекрасному – пошлости, грубости и равнодушию; | формирование умений воспринимать, анализировать и критически оценивать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении; | владение литературоведческими терминами «герой», «персонаж», «повествователь»; умение понимать и формулировать тему, идею и нравственный пафос литературного произведения; понимание авторской позиции и умение формулировать свое отношение к ней. | |||||||||||||||||
64. | Л.Н.Андреев. Краткие сведения о писателе. | Краткие сведения о писателе. Знакомство с фактами биографии, оказавшими влияние на процесс формирования мировоззрения, определение круга творческих интересов писателя. | формирование представлений о творчестве как экзистенциальной ценности гуманизма; многогранность творческой личности; | понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как способа познания жизни; | умение подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения; умение вести диалог; формирование эстетического вкуса. | |||||||||||||||||
65. | Л.Андреев «Петька на даче». Мир города в рассказе. | Основная тематика рассказа (тяжелое детство, сострадание, чуткость, доброта). Роль эпизода в создании образа героя. | формирование представлений о творчестве как экзистенциальной ценности гуманизма; жестокость, грубость, грязь, равнодушие окружающей действительности (мира города) – причина отсутствия интереса к жизни, непосредственности, искренности чувств, присущих детям; | смысловой и эстетический анализ текста; умение формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; | умение характеризовать героев русской литературы 19 века; характеризовать сюжет произведения, его тематику, идейно-эмоциональное содержание; владение литературоведческими терминами «тема», «эпизод», | |||||||||||||||||
66 | Л.Н.Андреев. «Петька на даче». Противопоставление мира города и дачи в рассказе. Тематика и нравственная проблематика рассказа. | Основная тематика рассказа (тяжелое детство, сострадание, чуткость, доброта). Роль эпизода в создании образа героя, природа в жизни мальчика, значение финала. Нравственная проблематика рассказа. | формирование представлений о творчестве как экзистенциальной ценности гуманизма; противопоставление одухотворяющей силы природы губительной и равнодушной силе города; жестокая действительность, разрушающая мечты о счастье, - причина апатии и духовной смерти; | формирование умений воспринимать, анализировать и критически оценивать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении; | владение литературоведческим термином «финал»; понимание связи литературных произведений с эпохой их написания; понимание авторской позиции и умение формулировать свое отношение к ней. | |||||||||||||||||
67 | А.И.Куприн. Краткие сведения о писателе. Заочная экскурсия в музей А.И.Куприна в Наровчате. | Знакомство с событиями детства А.И.Куприна, оказавшими влияние на формирование мировоззрения писателя. | формирование представлений о творчестве как экзистенциальной ценности гуманизма; уважение к человеку, к его неисчерпаемым творческим возможностям, ненависть к грубости, насилию, пошлости, лжи и жадности; | умение извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; не сплошной текст – иллюстрация, таблица, схема); умение перерабатывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); | умение подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения; понимание произведений русских писателей 19-20 вв. | |||||||||||||||||
68 | Рассказ А.И.Куприна «Золотой Петух». Тема, особенности создания образа. | Анализ рассказа. В воспоминаниях рассказчика, в описании природы слышен голос автора, скорбящего в разлуке с родиной. | формирование представлений о творчестве как экзистенциальной ценности гуманизма; прославление природы, неисчерпаемая влюбленность в жизнь, ощущение праздника, величия происходящего, осознание бесконечности обновляющейся жизни; | формирование умения воспринимать, анализировать и критически оценивать прочитанное; умение осознавать художественную картину жизни, отраженную в произведении; умение формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; | умение пересказывать прозаические произведения или их фрагменты; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; владение литературоведческими терминами «рассказ», «характеристика персонажа», «портрет». | |||||||||||||||||
69 | Р/р. Работа творческой мастерской. Обучение анализу эпизода. | Выполнение заданий с учетом возможностей учеников. | формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками; | умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; | умение создавать устные и письменные монологические высказывания разных типов; | |||||||||||||||||
70 | Детские впечатления А.А.Блока. Книга в жизни юного А.А.Блока. Блоковские места. | Детские впечатления А.Блока, книга в жизни юного поэта, блоковские места (Петербург, Шахматово). | формирование представлений о нравственных ценностях гуманизма; любовь к родной земле, родному дому; доброта, высокое благородство, искренность и доверчивость – черты характера поэта; | умение самостоятельно определять цели своего обучения; умение самостоятельно планировать пути достижения целей; понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни; | приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры; понимание образной природы литературы как явления словесного искусства. | |||||||||||||||||
71 | А.А.Блок. «Летний вечер», «Полный месяц встал над лугом…» | Любовь к родной природе в поэзии А.Блока. Умение поэта чувствовать природу и сопереживать ей, художественное своеобразие стихотворения. | формирование представлений о смысле жизни как экзистенциальной ценности гуманизма; стремление к неуспокоенности, к борьбе; | формирование умений воспринимать, анализировать и критически оценивать прочитанное; осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении; | умение выразительно читать стихотворение, оценивать отношение поэтов, художников к природе, определять роль эпитетов и метафор в создании словесной картины; владение литературоведческими терминами «антитеза», «художественное пространство». | |||||||||||||||||
72. | С.А.Есенин. Детские годы. В есенинском Константинове. | Детские годы Есенина. В есенинском Константинове. | формирование представлений об отношениях человека и природы как особой сфере участия, как гуманистической ценности; красота родного края – источник вдохновения и творческих сил поэта; | умение извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; не сплошной текст – иллюстрация, таблица, схема); умение перерабатывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); | умение подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса. | |||||||||||||||||
73 | С.А.Есенин «Ты запой мне ту песню, что прежде…» | Малая и большая родина. Художественные приемы и музыка стиха. Образ Родины и образ природы в творчестве поэта. | формирование представлений об участии как гуманистической ценности; неразрывная связь родной природы и человека; восхищение красотой русской природы, любовь к родине; | умение слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; | формирование умения анализировать лирические произведения, отбирать изобразительные средства; умения правильно, выразительно читать стихотворения; владеть литературоведческими терминами «эпитет», «метафора», «сравнение», «олицетворение». | |||||||||||||||||
74. | С.А.Есенин «Поёт зима – аукает…», «Нивы сжаты, рощи голы…» | Малая и большая родина. Художественные приемы и музыка стиха. Образ Родины и образ природы в творчестве поэта. | формирование представлений об участии как гуманистической ценности; восприятие человека как части природы; природа не символ человеческих чувств и не аналогия человеческого мира, а одушевленное существо, живущее самостоятельной жизнью; | умение в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями; формирование умения воспринимать, анализировать и критически оценивать прочитанное; | формирование умения анализировать лирические произведения, отбирать изобразительные средства; умения правильно, выразительно читать стихотворения; владение литературоведческим термином «олицетворение». | |||||||||||||||||
75. | А.П.Платонов. Краткие сведения о писателе. Экскурсия в библиотеку. | Краткие сведения о судьбе писателя. Краеведение: А.А.Платонов и Воронежская земля. | Совершенствова-ние духовно-нравственные качества личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе; стремление помочь изможденному судьбой человеку, понять и оправдать смысл и цель его существования; | воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; | умение подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения. | |||||||||||||||||
76 | А.П.Платонов. Мир глазами ребёнка в рассказе «Никита». | Мир глазами ребенка. Тема рассказа, беда и радость, доброе и злое начало в окружающем мире. Главный герой рассказа, единение мальчика с природой, одухотворение природы в его воображении, чередование радости, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира. | формирование представлений о творчестве как экзистенциальной ценности гуманизма; победа человека творческого над темными силами, которые мешают ему быть свободным и счастливым; | умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции; | формировать умение художественно пересказывать фрагмент; умение составлять словарь для характеристики предметов и явлений; умение давать характеристику герою; владение литературоведческим термином «мифологическое сознание». | |||||||||||||||||
77. | А.П.Платонов. «Цветок на земле». | Образы главных героев; своеобразие языка. | развитие морального сознания и компетенции в решении моральных проблем, формирование нравственных ценностей; | воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; | понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания. | |||||||||||||||||
78 | Ю.П. Казаков Никишкины тайны» | Образы главных героев; своеобразие языка. | развитие морального сознания и компетенции в решении моральных проблем, формирование нравственных ценностей; | воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; | понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания. | |||||||||||||||||
79. | П.П.Бажов. Краткие сведения о писателе. | Краткий рассказ о писателе. | формирование представлений о творчестве как экзистенциальной ценности гуманизма; служение народу – высшая цель творчества; | понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни; | умение подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения; формирование собственного отношения к произведениям русской литературы. | |||||||||||||||||
80. | П.Бажов «Каменный цветок». Человек труда в сказе П.Бажова. | Реальность и фантастика в сказе. Образ героя. Честность, добросовестность героя. Стремление к совершенному мастерству, тайны мастерства. | формирование представлений о творчестве как экзистенциальной ценности гуманизма; талант, способность восхищаться красотой окружающего мира, терпение, трудолюбие – качества характера творческого человека; | умение соотносить свои действия с планируемым результатом; формирование навыка смыслового чтения; | формирование умения давать характеристику герою; умения пересказывать от другого лица. | |||||||||||||||||
81. | П.П.Бажов. «Каменный цветок». Приёмы создания художественного образа. | Литературоведческий, лингвистический анализ сказа. | формирование представлений о творчестве как экзистенциальной ценности гуманизма; стремление к гармонии искусства и природы, к идеалу; постоянный творческий поиск страдания и разочарования на пути к недостижимому идеалу – удел творческой личности; | воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом; формирование умения воспринимать, анализировать и критически оценивать прочитанное; | формировать умение отличать сказ от сказки, знать основные особенности сказа и сказки; владение литературоведческими терминами «сказ и сказка», «герой повествования», «афоризм». | |||||||||||||||||
82. | Н.Н.Носов. Краткие сведения о жизни и творчестве писателя. Литературная викторина. | Рассказ о жизни и творчестве писателя. | представлений о деликатности, ранимости, доброжелательности, точности в оценке явлений и событий; | воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления выбора в учебной и познавательной деятельности; | умение подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения. | |||||||||||||||||
83. | Н.Н.Носов. Рассказ «Три охотника». Тема, система образов. | Выявление художественной идеи рассказа. Система образов. | формирование представлений о бодром и жизнерадостном мироощущении, вере в будущее, в успех, в то, что в мире существует положительное начало, добро; умение любить все живое, не унывать ни при каких жизненных обстоятельствах; | формирование умения воспринимать, анализировать и критически оценивать прочитанное; формирование умения аргументированно высказывать собственное мнение и координировать его с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; | понимание авторской позиции и своего отношения к ней; владение литературоведческим термином «юмор»; восприятие на слух литературных произведений жанров. | |||||||||||||||||
84. | В.П.Астафьев. Краткие сведения о писателе. Рассказ «Васюткино озеро». | Слово о писателе. Автобиографич-ность произведения. | Совершенствова-ние духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувство любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе; | формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать прочитанное; умения самостоятельно определять цели своего обучения; | умение подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения; понимание ключевых проблем изученных произведений русских писателей 20 века. | |||||||||||||||||
85. | В.П.Астафьев. Рассказ «Васюткино озеро». | Составление характеристики литературного героя. Преодоление испытаний. | формирование представлений об участии как гуманистической ценности; становление личности человека, чувства единства природы и человека;; | формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать прочитанное; умения самостоятельно определять цели своего обучения; | владение литературоведческим термином «художественная идея»; умение отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания. | |||||||||||||||||
86. | Е.И.Носов. «Как патефон петуха от смерти спас». Мир глазами ребёнка. Юмористиче-ское и лирическое в рассказе. | Детские и юношеские годы писателя. Деревенское детство писателя. Война в жизни Е.И.Носова. Добро и доброта. Мир глазами ребенка. Юмористическое и лирическое в рассказе. Воспитание чувства милосердия, сострадания, участия, заботы о беззащитном. | формирование представлений о милосердии, готовности помочь, сострадании, человеколюбии; | умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности; формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать прочитанное; | умение различать жанровые разновидности рассказа; знать особенности юмористического рассказа; овладевать различными видами пересказа. | |||||||||||||||||
87. | Региональное содержание. Родная природа в произведениях писателей XX века. Экскурсия в природу. | В.Ф.Боков «Поклон», Н.М.Рубцов «В осеннем лесу», Р.Гамзатов «Песня соловья». Выявление художественных особенностей стихов. | формирование представлений о патриотизме как гуманистической ценности; «чистота души», чувство любви к родине, родной природе, ощущение глубинной связи с ней; Родина – духовная опора человека; | умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; умение создавать обобщения, устанавливать аналогии; | формирование умения анализировать лирические произведения, отбирать изобразительные средства; умения правильно, выразительно читать стихотворения. | |||||||||||||||||
88. | В.Г.Распутин. «Век живи – век люби». | Анализ текста. Выявление идеи рассказа. Утверждение чувства единства с миром, любви как первоосновы мироздания. | формирование представлений о смысле жизни как экзистенциальной ценности гуманизма; осознание самого себя как личности, переживание момента своего самоопределения; ощущение кровной связи с огромным миром; | формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать прочитанное; умение самостоятельно определять цели своего обучения, формулировать для себя новые задачи в учебе; | умение понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы. | |||||||||||||||||
89 | Краткие сведения о Д.Дефо. «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо». | Знакомство с некоторыми фактами биографии писателя. Черты характера главного героя (смелость, находчивость, способность не поддаваться панике и унынию, стойкость и трудолюбие). | формирование представлений о труде как гуманистической ценности; творческий труд и созидание; | формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире; | понимание ключевых проблем изученных произведений зарубежной литературы; сопоставление духовно-нравственных ценностей русской литературы и культуры с духовно-нравственными ценностями других народов; владение литературоведческим термином «приключенческий роман». | |||||||||||||||||
90 | Д.Дефо. «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо». | Черты характера главного героя (смелость, находчивость, способность не поддаваться панике и унынию, стойкость и трудолюбие). | умение формулировать собственное отношения к произведениям зарубежной литературы, их оценку; | формировать уметь слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, уметь корректировать свою точку зрения; | умение применять разные типы пересказа, давать характеристику герою. | |||||||||||||||||
91. | Х.К.Андерсен. Краткие сведения о писателе. Литературная викторина по сказкам Х.К.Андерсена. | Знакомство с некоторыми фактами из биографии писателя. Библейские и мифологические мотивы в сказках Андерсена. Обобщение и систематизация имеющихся знаний. | формирование представлений о творчестве как экзистенциальной ценности гуманизма; творчество как урок человечности, доброты, любви к людям; умение выступать перед аудиторией сверстников; | обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических воздействий родного языка на основе изучения произведений мировой литературы; умение самостоятельно планировать пути достижения целей; умение осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; | понимание ключевых проблем изученных произведений зарубежной литературы; владение литературоведческим термином «волшебная сказка». умение характеризовать сюжет произведения, его тематику, идейно-эмоциональное содержание | |||||||||||||||||
92 | Сказка Х.К.Андерсена «Соловей». Внутренняя и внешняя красота. | Библейские и мифологические мотивы в сказке. Сюжет сказки из семи рассказов. Реальное и фантастическое в произведении. | противопоставление подлинного и мнимого в жизни и искусстве; | формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать прочитанное; умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; | умение характеризовать литературных героев; владение литературоведческими терминами: авторский замысел и способы его характеристики». | |||||||||||||||||
93. | Краткие сведения о М.Твене. Автобиографические мотивы в произведениях М.Твена. | Краткие сведения о писателе. Автобиографическая повесть и ее герои. Провинциальный американский Санкт-Петербург на Миссисипи и его обитатели. | формирование представлений о творчестве как гуманистической ценности и свободе как условии творчества; | развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих мыслей и чувств; | умение подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения; понимание ключевых проблем изученных произведений зарубежной литературы. | |||||||||||||||||
94. | М.Твен. «Приключения Тома Сойера» (отрывок): мир детства и мир взрослых. | Том и Гек. Дружба мальчиков. Приключения подростков. Бэкки Тетчер и Том. Внутренний мир героев, черты характера, изобретатель-ность в играх - умение сделать мир интересным. | формирование представлений о свободе как гуманистической ценности; противопоставление сурового, деспотически нетерпимого мира взрослых красоте и поэзии «свободного», чистого, неразвращенного сознания, воспринимающего мир во всей полноте его объективного бытия; | развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; умение составлять собственное суждение о предмете речи; | формирование умения давать характеристику герою; владение литературоведческим термином «юмор». | |||||||||||||||||
95. | Р/р Жизнерадост-ность, неутомимый интерес к жизни, бурная энергия Тома Сойера. Инсценирование отрывков. | Внутренний мир героев, черты характера, изобретатель-ность в играх - умение сделать мир интересным. | формирование представлений о свободе как гуманистической ценности; противопоставление унылой «добродетели» высокому живому понятию «человечности»; ежедневные побуждения неиспорченного и неразвращенного человеческого сердца - источника гуманных чувств; | формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать прочитанное; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих мыслей и чувств; | понимание авторской позиции и умение формулировать свое отношение к ней; владение литературоведческими терминами «юмор», «ирония», «сатира». | |||||||||||||||||
96. | Ж.Рони-Старший. Повесть «Борьба за огонь». Гуманистиче-ское изображение древнего человека. | Знакомство с некоторыми фактами биографии писателя. Гуманистическое изображение древнего человека. Человек и природа, борьба за выживание, эмоциональный мир доисторического человека. | формирование представлений о совершенстве как нравственной ценности гуманизма; эволюция сознания человека; развитие благородных чувств и стремления защитить более слабых товарищей на фоне господства первобытных инстинктов; | развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; умение составлять собственное суждение о предмете речи; | умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств языка и цитат из текста. | |||||||||||||||||
97. | Краткие сведения о Дж.Лондоне. | Знакомство с некоторыми фактами из биографии писателя, его детскими впечатлениями, периодом раннего взросления, характером мальчика (смелость, мужество, изобретатель-ность, смекалка, чувство собственного достоинства – опора в трудной жизни). | формирование представлений о смысле жизни как экзистенциальной ценности гуманизма; цельность характера, отвага и закаленность в борьбе за жизнь; протест против измельчания человеческой личности; | осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире; | умение подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения. | |||||||||||||||||
98 | Д.Лондон. Раннее взросление подростка в «Сказании о Кише». | Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа. | формирование представлений о смысле жизни как экзистенциальной ценности гуманизма; чувство собственного достоинства и скромность, умение терпеть страдания, не поступаясь национальной гордостью, готовность бороться за свое достоинство, отстаивая неотъемлемое право человека жить свободно; | умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом; | умение давать характеристику герою, определять тему произведения; владение литературоведческим термином «рассказ». | |||||||||||||||||
99 | Астрид Линдгрен. Краткие сведения о писательнице. Заочная экскурсия на родину А.Линдгрен. | Знакомство с некоторыми фактами биографии писательницы. | освоение социальных норм и правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группе и сообществе | формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; | умение подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения. | |||||||||||||||||
100 | А.Линдгрен. Отрывки из романа «Приключения Эмиля из Леннеберги». | Знакомство с некоторыми фактами биографии писательницы, отражёнными в книге. | освоение социальных норм и правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группе и сообществе | формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; | выявление в произведении заложенных в нем вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания; умение вести диалог. | |||||||||||||||||
101 | Итоговая контрольная работа | |||||||||||||||||||||
102 | Заключительный урок. Литературная игра. Рекомендации для летнего чтения. | Обобщение и систематизация имеющихся знаний. | формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве; формирование ответственного отношения к учению; | умение самостоятельно определять цели своего обучения, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение определять степень успешности своей работы и работы других; | приобщение к духовно-нравственным ценностям русской культуры и литературы через сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов; формирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование уроков литературы 5 класс
Календарно-тематическое планирование уроков литературы 5 класс...
Календарно-тематическое планирование уроков литературы 8 класс (надомное обучение)
Календарно-тематическое планирование уроков литературы 8 класс (надомное обучение)Класс 8, КТП по литературе 8 класс (программа Коровиной)Количество часов: всего 34 , в неделю 1ч...
Календарно-тематическое планирование уроков литературы 5 класс (по ФГОС)
Календарно-тематическое планирование разработано на основе новых стандартов....
Календарно - тематическое планирование уроков литературы. 5 класс. Образовательная система "Школа 2100"
Тематическое планирование уроков литературы по программе "Школа 2100", количество часов - 70, количество часов в неделю - 2....
Календарно - тематическое планирование уроков литературы. 5 класс. Образовательная система "Школа 2100"
Тематическое планирование уроков литературы в 5 классе по программе "Школа 2100". Количество часов-70, количество часов в неделю - 2....
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс (ФГОС)
УУД, планируемые результаты обучения...
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2015-2016 уч.г. (ФГОС)
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2014-2015 уч.г. (ФГОС)...